СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ к проекту распоряжения Правительства Кыргызской Республики «О приватизации 49 процентов акций открытого акционерного общества «Эйр Кыргызстан
- 674 просм.
В рамках реализации Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 2016 год № 58-р было принято решение о приватизации 49% акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан».
Основной причиной предлагаемого распоряжения является снижение конкурентоспособности авиакомпании ввиду входа, начиная с 2012-2013 годов большого числа частных и иностранных авиакомпаний на рынок Кыргызской Республики.
Для повышения конкурентоспособности авиакомпании необходимы значительные инвестиции для приобретения новых воздушных судов большей емкости и дальности полета. Привлечение таких инвестиций из государственного бюджета не представляется возможным.
В условиях глобализации, жесткой конкуренции и предлагаемого, так называемого, «открытого неба», в области воздушных перевозок и авиационной отрасли без дальнейшего расширения и обновления парка воздушных судов авиакомпания «Эйр Кыргызстан» оказывается перед серьезным риском дальнейшего существования как национального авиаперевозчика.
Парк воздушных судов иностранных авиаперевозчиков, которые выполняют полеты в Кыргызскую Республику, состоит из таких самолетов, как В787, В777, В767, В757, В747, В737, А340, А330, А321, А320, А319, А318, Embraer-190 (E-175) и других современных самолетов.
Приобретение таких воздушных судов в собственность или их эксплуатация на условиях аренды, а также последующее их техническое обслуживание и ремонт, приобретение запасных частей и оборудования к ним, подготовка пилотов и инженерно-технического и другого эксплуатационного персонала обходится неприемлемо дорого или пока является практически невозможной для авиакомпании Эйр Кыргызстан.
Наличие новых и современных воздушных судов у авиакомпании «Эйр Кыргызстан» обеспечит ее конкурентоспособность, предоставит ей возможность выполнять полеты по всем существующим в настоящее время и потенциально возможным международным воздушным линиям, повысит долю их объема перевозок на этих линиях, обеспечит фактический паритет между кыргызскими и иностранными авиаперевозчиками, расширит географию международных воздушных линий (включая восстановление ранее прекращенных регулярных полетов в Европу), повысит безопасность, регулярность и эффективность полетов, а также будет способствовать развитию отрасли гражданской авиации страны.
В связи с тем, что более 50% акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан» принадлежит государству, ей необходимо соблюдать неприемлемо большое количество процедур согласования, разрешений, одобрений, утверждений, и других различных процедур, что существенно удлиняет и затрудняет процесс принятии управленческих и других решений.
К одной из таких процедур относятся закупки. Процедуры закупки создают серьезные проблемы, например, при приобретении запасных частей и расходных материалов для проведения технического обслуживания. Эта проблема становится особенно пагубной, когда воздушное судно находится на тяжелом периодическом техническом обслуживании, по таким формам, как формы «C-Check», и когда необходимость приобретения какой-либо запасной части или материала возникает в процессе проведения такого технического обслуживания, а приобретать эти запасные части и материалы требуется после проведения тендера (в соответствии с законодательством о государственных закупках). А на время проведения тендера и доставки приобретенных запасных частей и материалов до места проведения технического обслуживания техническое обслуживание может быть приостановлено, что, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам, связанным с оплатой за хранение (парковку) воздушного судна на базе организации по техническому обслуживанию, а также огромным убыткам, связанным с общим простоем воздушного судна.
Процедуры государственных закупок существенно снижают оперативность, и в отдельных случаях, исключает гибкость в выборе поставщика или приобретаемого продукта. Это, в частности, выражается в том, что некоторые поставщики или приобретаемый продукт не могут ожидать окончания всех процедур тендера, и уходят к частному заказчику, или стоимость услуг поставщика или цена продукта становятся выше к моменту окончания тендера. Многие потенциальные поставщики просто отказываются участвовать в таких тендерах из-за их длительности, сложности и непонятности (особенно для организаций из Европы, США и других таких государств).
В условиях, когда авиакомпания (без каких-либо льгот или преимуществ) конкурирует с частными авиакомпаниями (которые все свои закупки осуществляют без указанных выше формальностей) ставит авиакомпанию в заведомо проигрышное положение.
6 сентября 2016 года состоялся инвестиционный конкурс, для участия на котором ни один участник не подал заявления.
Практически все потенциальные инвесторы, которые предварительно интересовались условиями конкурса, изъявляли желание приобрести более 50% акций.
В настоящее время ведутся активные переговоры с одной из крупных китайских авиакомпаний «Южно-китайские авиалинии» (“China Southern Airlines Company Limited”) по сотрудничеству и приобретению 49 % акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан». Эта авиакомпания намерена обновить парк воздушных судов, расширить сеть маршрутов, развить авиакомпанию и устранить монополию или преимущественное присутствие иностранных авиаперевозчиков на рынке международных воздушных перевозок Кыргызской Республики.
Расширение и обновление парка воздушных судов авиакомпании приведет к расширению географии полетов, увеличению потока авиапассажиров и туристов в страну и из страны, созданию дополнительных рабочих мест для специалистов в авиационной отрасли, и как итог – к увеличению поступлений в государственный бюджет в виде налогов и других социальных и других выплат.
Ожидаемый эффект добавленной стоимости от данного проекта Кыргызской Республики составят следующие цифры:
Доходы местных компаний, млн. сом | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Итого |
Добавленная стоимость | 728 | 1 568 | 2 436 | 2 520 | 2 604 | 9 855 |
Доходы по наземному и аэропортовому обслуживанию ОАО «МАМ» | 277 | 598 | 930 | 964 | 997 | 3 765 |
Доходы по аэронавигационному обслуживанию ГП «КАН» | 14 | 31 | 48 | 50 | 52 | 195 |
Доходы по поставке бортового питания ЗАО «ММК» и других цехов бортового питания | 49 | 106 | 166 | 171 | 177 | 670 |
Доходы топливозаправочных компаний Кыргызской Республики | 362 | 782 | 1 217 | 1 261 | 1 304 | 4 927 |
Доходы страховых компаний Кыргызской Республики | 25 | 50 | 75 | 75 | 75 | 298 |
Ожидаемый размер отчислений по НДС, НСП, налогу на транспорт, подоходному налогу и прочие отчисления составят следующие цифры:
Отчисления в государственный бюджет, млн. сом | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Итого |
Налог на транспорт | 28 | 55 | 83 | 83 | 83 | 331 |
Налог на прибыль | 3 | 6 | 38 | 40 | 41 | 127 |
Налог с продаж | 5 | 11 | 17 | 18 | 19 | 70 |
НДС | 30 | 64 | 104 | 108 | 112 | 417 |
Отчисления в социальный фонд Кыргызской Республики | 33 | 72 | 113 | 117 | 121 | 457 |
Подоходный налог | 12 | 26 | 42 | 43 | 44 | 168 |
Итого | 110 | 233 | 398 | 409 | 420 | 1 570 |
Размер ожидаемых дивидендов составит следующие цифры:
Млн. сом | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Итого |
Дивиденды государства | 7 | 14 | 98 | 101 | 105 | 325 |
В настоящее время в авиакомпании трудится 117 работников. При внедрении проекта и поставке 5-7 воздушных судов авиакомпании потребуется около 40-56 пилотов и около 25-30 техников и инженеров, что превышает количество такого персонала в авиакомпании на данный момент.
Размер оплаты труда составит следующие цифры:
Млн. сом | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Итого |
Оплата труда | 122 | 263 | 415 | 430 | 445 | 1 676 |
Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) к 2030 году количество международных туристов достигнет 1.8 миллиарда, 52% которых прибудут в пункты назначения воздушным путем, а общее количество авиапассажиров достигнет 6.3 миллиарда.
Эта тенденция не может не включать туристический потенциал Кыргызской Республики. Поэтому можно ожидать, что ежегодно авиакомпания сможет перевозить от 178,5 тыс. до 642,6 тыс. пассажиров. Согласно исследованиям компании «SIAR Research&Consulting» (по заказу Министерства экономики Кыргызской Республики) ежедневные расходы туристов в Кыргызской Республике составляют 4200 сом в день. Данные по данному сектору указаны в таблице ниже:
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Итого | |
Количество пассажиров | 178 500 | 385 560 | 599 760 | 621 180 | 642 600 | 2 427 600 |
Количество рейсов | 556 | 1 200 | 1 867 | 1 933 | 2 000 | 7 556 |
Количество туристов | 53 550 | 115 668 | 179 928 | 186 354 | 192 780 | 728 280 |
Доходы предприятий туризма, млн. сом | 23 | 49 | 77 | 79 | 82 | 310 |
Реализация 49% акций ОАО «Эйр Кыргызстан» обеспечит вложение в уставный капитал авиакомпании 393,715 миллиона сомов.
Размещение 2 % акций ОАО «Эйр Кыргызстан» физическим и/или юридическим лицам Кыргызской Республики обеспечит развитие Кыргызской фондовой биржи и уменьшит долю государства в уставном капитале авиакомпании, что является одним из основных принципиальных условий для привлечения частного инвестора в авиакомпанию.
Приватизация является одним из действенных путей решения проблемы экономической неэффективности авиакомпании.
Настоящий проект соответствует Конституции Кыргызской Республики, нормам национального и международного законодательства, ратифицированным в установленном законом порядке.
Принятие проекта не повлечет за собой социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий, а также не окажет воздействия на республиканский бюджет.
Данный проект в соответствии со статьей 22 и 23 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» будет размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
Кроме того, указанный проект размещён на сайте Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики www.mtd.gov.kg для общественного обсуждения.
Заместитель министра А.И. Жусубалиев