mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО СЕКТОРА ДО 2025 года

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО СЕКТОРА

ДО 2025 года

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Бишкек 2015г.

Оглавление

 

1.    ВВЕДЕНИЕ.. 6

2.    ЦЕЛИ.. 7

2.1       Устойчивое функционирование дорожной отрасли. 7

2.2       Обеспечение доступа населения к рынкам товаров, труда и социальных услуг. 8

3.    ЗАДАЧИ.. 10

4.    Анализ текущей ситуации в дорожной отрасли.. 11

5.    Развитие политики реформирования дорожного сектора.. 22

5.1       Анализ существующей системы управления, ее преимущества и недостатки. 22

5.2       Подготовка согласованной и оптимизированной схемы управления  дорожной отрасли  23

5.3       Подготовка перечня основных функций и полномочий элементов структуры управления  25

5.4       Нормативные правовые акты, регулирующие дорожную деятельность в дорожном секторе  29

5.4.1       Анализ существующей системы нормативной правовой базы дорожного сектора. 29

5.4.2       Краткое описание проектов НПА, требующих разработки в краткосрочном периоде  31

6.    Политика развития сети автомобильных дорог.. 34

6.1       Развитие международных автомобильных дорог. 35

6.2       Развитие государственных и местных автомобильных дорог. 36

6.3       Политика по повышению безопасности движения на автомобильных дорогах. 36

6.4       Развитие системы управления качеством.. 38

6.5       Развитие технических средств. 38

6.6       Привлечение местных сообществ на ремонт и содержание местных автомобильных дорог  39

6.7       Развитие придорожного сервиса. 40

6.8       Обеспечение сохранности автомобильных дорог. 40

6.9       Финансовое планирование. 41

7.    Развитие государственно-частного партнерства.. 44

7.1       Развитие политики государственно-частного партнерства. 44

7.2       Краткое описание пилотных проектов по ГЧП.. 45

7.2.1       Перевал Кувакы.. 45

7.2.2       Объездная автодорога г.Узген. 45

7.2.3       Алматы – Иссык-Куль. 46

7.2.4       Другие потенциальные проекты ГЧП.. 48

7.3       Контракт на содержание, основанный на результатах. 48

8.    План мероприятий по реализации СРДС-2025. 49

9.    Индикаторы оценки реализации СРДС 2025. 51

 

 

 

 

 

Список приложений:

 

 

Приложение 1 План мероприятий по инвестициям и содержанию

 

СОКРАЩЕНИЯ

 

АБР : Азиатский банк развития
АШ : Азиатское шоссе (согласно обозначению ЭСКАТО ООН)
АКГ : Арабская координационная группа
ВБ : Всемирный банк
ГИС : Геоинформационная система
ГРИП : Группа реализации инвестиционных проектов
ДДХ : Департамент дорожного хозяйства при МТиК
ДФ : Дорожный фонд
ДЭП : Дорожно-эксплуатационное предприятие
ЕАБР : Евразийский банк развития
ЕБРР : Европейский банк реконструкции и развития
ЕС : Европейский Союз
ЖК КР : Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
ЗПД   Затраты пользователей дорог
ИБР   Исламский банк развития
КР : Кыргызская Республика
КСОР : контракт на содержание, ориентированный на результат
МТиК : Министерство транспорта и коммуникаций
МФ : Министерство финансов Кыргызской Республики
MФИ : Международный финансовый институт
НПА : нормативный правовой акт
НСУР : Национальная стратегия устойчивого развития 2013-2017 гг.
ПЛУАД : Производственно-линейное управление автодорог
СДБ   Секретариат по дорожной безопасности
СОР : Содержание, ориентированное на результат
СПБ : Среднесрочный прогноз бюджета
СПД : Сборы с пользователей дорог
СРДС : Стратегия развития дорожного сектора
СУДА : Система управления дорожными активами
СФ : Специальный фонд
СФР : Саудовский фонд развития
ТЗ : Техническое задание
ТП : Техническая помощь
ТЭР : Транспортно-эксплуатационные расходы
ЦАРЭС : Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество
ЭИБК : Экспортно-импортный банк Китая
JICA : Японское агентство международного сотрудничества

1.      ВВЕДЕНИЕ

Дорожная сеть является одним из крупнейших активов Кыргызской Республики. Стоимость активов можно измерить через финансовые затраты на их строительство, или через социальные и экономические выгоды, которые они обеспечивают.

Хорошее состояние дорог способствует экономическому росту путем сокращения транспортных расходов. Если позволить дорогам разрушаться из-за недостаточного объема содержания, то все общество будет ощущать на себе последствия такого отношения.

Неадекватное содержание будет постепенно влиять на безопасность дорожного движения, надежность и качество услуг, предоставляемых пользователям дорог, и, в конце концов, в будущем потребуется даже больше инвестиций.

В настоящее время, как и в течение последних лет в дорожные сети вкладываются серьезные инвестиции. Если существующую систему не обновить, надлежащее обслуживание этих инвестиций – под угрозой срыва.

 

В целях реализации Стратегии развития дорожного сектора (СРДС) составлены планы действий, которые будут осуществляться в период с 2015г. по 2025г. В Стратегии изложены цели развития дорожного сектора, политика реформирования, а также цели инвестиций и содержания дорог. СРДС содержит индикаторы измерения успешности реализации.

Настоящая Стратегия была разработана в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития страны на 2013-2017 г.г. и среднесрочным прогнозом бюджета на 2015-2017 гг., и предлагает комплексный подход к решению накопившихся в секторе проблем.

Дорожная сеть обеспечивает до 96% грузовых и до 98% пассажирских перевозок в Кыргызской Республике. Общая протяженность дорожной сети в Кыргызской Республике составляет около 34000 км, из которых 18585 км это дороги общего пользования, обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (МТиК КР), 15190 км – дороги городов, сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному значению подразделяются на автомобильные дороги международного (4100км), государственного (5335км) и местного (9149км) значения. Дороги общего пользования с твердым покрытием составляют 7580 км, в том числе 10 км с цементобетонным покрытием, 5698 км с асфальтобетонным покрытием и 1871 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием составляют 9388 км, также все еще есть грунтовые дороги – 1617 км[1].

Несмотря на прохождение пика критического состояния дорожной сети в 2007-2010 гг. и стабилизацию финансирования дорожной отрасли с 2007 года, в настоящее время остаются много проблем, которые требуют комплексного, безотлагательного решения. Ключевой проблемой все еще остается финансирование отрасли, так как его объемы не превышают 42% от потребности дорожной сети. Дальнейшее стабильное функционирование дорожной отрасли во многом зависит не только от объема финансирования, но и от достижения целей развития дорожного сектора в рамках Стратегии развития дорожного сектора до 2025 года (СРДС 2025) путем выполнения планов мероприятий.

Цель предыдущей Стратегии развития дорожного сектора на 2007-2010 гг. по обеспечению доступа к региональным  рынкам товаров, труда и социальных услуг будет достигнута посредством реабилитации международных транспортных коридоров за счет средств МФИ. Из 2242 км дорог, составляющих систему транспортных коридоров, обеспечивающих транзит через  территорию КР, реабилитировано 1479 км автомобильных дорог.

Целью настоящей Стратегии является совершенствование системы управления дорожного сектора для достижения устойчивости дорожной отрасли.

 

2.      ЦЕЛИ

 

Целями настоящей Стратегии являются содействие экономическому развитию страны посредством обеспечения доступа населения к рынкам товаров, труда и социальных услуг и достижение устойчивого функционирования дорожной отрасли.

 

2.1 Устойчивое функционирование дорожной отрасли

  • Несмотря на стабильное финансирование дорожной отрасли на протяжении последних лет на уровне 1,6-1,8% от объема республиканского бюджета, основное внимание МТК КР за эти годы было направлено на устранение накопившихся физических объемов повреждений из-за недостаточного производства среднего ремонта за прежние годы, когда объем финансирования дорожной отрасли обеспечивал только затраты на ежедневное содержание автодорог и заработную плату административного персонала. Данная вынужденная политика была оправдана и позволила значительно улучшить состояние автомобильных дорог, особенно международных транспортных коридоров. За 2010-2014 годы было реабилитировано порядка 830 км транспортных коридоров, на государственных и местных автомобильных дорогах было уложено 530 км нового асфальтобетонного покрытия, произведено около 800 км шероховатой поверхностной обработки (ШПО), построены 29 новых и отремонтированы более 56 существующих мостов.
  • Усилия по достижению устойчивости функционирования дорожной отрасли были недостаточными, основными признаками чего являются:
  • недостаточное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог;
  • отсутствие регламентированной системы мониторинга состояния дорог и планирования работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
  • несовершенство нормативно-правовой базы;
    • отсутствие современной системы контроля качества дорожных работ;
    • отсутствие налаженной системы получения обратной связи от пользователей автомобильных дорог;
      • отсутствие контроля использования дорожной техники и оборудования.
      • Устойчивость дорожной отрасли будет достигнута путем проведения поэтапного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей разные вопросы дорожной деятельности и реформирования системы управления дорожной отрасли. Решения задач по достижению устойчивого функционирования дорожной отрасли будут описаны в разделе «Развитие политики реформирования дорожного сектора».

 

2.2        Обеспечение доступа населения к рынкам товаров, труда и социальных услуг

Международные транспортные коридоры  обеспечивают практически единственный способ доступа Кыргызской Республики к региональным рынкам товаров, услуг и играют существенную роль в обеспечении связи между основным экономическими центрами внутри страны.

На протяжении многих лет Кыргызская Республика в рамках ЦАРЭС активно сотрудничает с международными финансовыми институтами по улучшению состояния международных автотранспортных коридоров. С 1997 года за счет средств международных финансовых институтов реабилитировано 1479 км, еще 654 км охвачены проектами по реабилитации автомобильных дорог.

Общая протяженность региональных транспортных коридоров Кыргызской Республики составляет2242 км, к которым относятся 8 маршрутов:

1. Бишкек-Ош                                                                                         — 672 км;

2. Бишкек-Георгиевка                                                                          -16 км;

3. Бишкек-Чалдовар (участок Карабалта-Чалдовар.)                   — 31 км;

4. Бишкек-Нарын-Торугарт                                                                 — 539 км;

5. Тараз-Талас-Суусамыр                                                                    — 199 км;

6. Ош-Сарыташ-Иркештам                                                                  — 258 км;

7. Ош-Исфана                                                                                         — 385 км;

8. Сарыташ-Карамык                                                                            — 142 км.

 

Улучшение автомобильных дорог государственного и местного значения является необходимым условием для развития экономической деятельности внутри республики. Всесторонние выгоды, получаемые в результате улучшения состояния дорог,  включают в себя, прежде всего: (а) повышение безопасности дорожного движения, (б) уменьшение расходов на перевозки, (в) сокращение времени на поездки, (г) снижение расходов на эксплуатацию транспортных средств, включая затраты на топливо и запасные части.

На сегодняшний день состояние автомобильных дорог международного значения, включая международные транспортные коридоры, можно оценивать как хорошее.

На автомобильных дорогах государственного и местного значений каких-либо улучшений, начиная с 2010 годов, не наблюдается. Из 14484 км дорог государственного и местного значений в хорошем состоянии находятся лишь 22,3% дорог. Плохое состояние дорог все еще накладывает серьезные ограничения на развитие экономики республики. Поскольку автомобильные дороги пролегают, в основном, по горным участкам и через сельские населенные пункты, в которых преобладают сельскохозяйственное производство и животноводство, у сельских жителей из-за плохого состояния дорог затруднен доступ к крупным рынкам сбыта своей сельхозпродукции, к социальным и медицинским услугам, сконцентрированных в районных, областных центрах и в столице.

С 2014 года началось строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, протяженностью 433 км. С учетом увеличения международных транспортных коридоров, протяженность автомобильных дорог высшей категории будет увеличиваться и составит 2675 км. На их ремонт и содержание при строгом соблюдении межремонтных нормативных сроков при действующих ценах  ежегодно потребуется более 1 млрд. 300,0 млн. сомов (расчеты даны в приложении к СРДС-2025). Нынешний объем финансирования из республиканского бюджета составляет 2000,0 млн. сомов. После международных дорог остается примерно 700,0 млн. сомов. Их будет катастрофически  не хватать на ремонт и содержание 16135 км автомобильных дорог общего пользования.

Второй целью Стратегии является сохранение международных транспортных коридоров в хорошем структурном состоянии и улучшение международных коридоров, проходящих по территории нашей республики, а также приоритетных автомобильных дорог государственного и местного значения.

Принимая во внимание вышеперечисленное и ограниченность бюджетных средств, МТиК для обеспечения доступа населения к  рынкам товаров, труда и социальных услуг необходимо кардинально изменить систему мониторинга дорог и планирования работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог государственного и местного значения, которые также тесно взаимосвязаны с  вопросами реформирования дорожной отрасли.

 

 

3.            ЗАДАЧИ

 

Для достижения целей настоящей Стратегии МТиК КР считает необходимым выполнение следующих основных задач:

  1. Разработка поэтапного реформирования системы управления дорожным сектором;
  2. Восстановление и  надлежащее содержание транспортных коридоров и приоритетных дорог государственного и местного значения;
  3. Повышение безопасности дорожного движения;
  4. Совершенствование нормативной правовой базы;
  5. Внедрение системы контроля качества ремонта и содержания автомобильных дорог;
  6. Подготовка проектов ГЧП для передачи участков автомобильных дорог под концессионное соглашение;
  7. Разработка системы управления дорогами, переданными под  концессионное соглашение;
  8. Внедрение концепций содержания, ориентированного на результат, и привлечение местных сообществ к содержанию местных дорог;
  9. Внедрение современных технических средств в управление и мониторинг работы дорожного сектора;
  10. Развитие придорожного сервиса.

В рамках настоящей Стратегии подробное пояснение вышеперечисленных задач отражены в соответствующих разделах, не выделяя их отдельно.

 

 

 

4.      АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

 

4.1 Категории

Дорожная сеть подразделяется на категории согласно функциональной классификации СНиП. Эта классификация была обновлена Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах» со следующими проектными критериями:

 

Таблица 1: Автодороги общего значения по проектным категориям. Данные из базы данных СУДА.

Категория дороги

 

Проектная интенсивность движения

(ТС)

 

Геометрические параметры

 

Полоса отвода (обе стороны осевой линии)

 

Тип

 

Км % сети
I A > 9000

 

4 полосы, ширина 15м,

Разделенные проезжие части

 

32 м Магистрали 149 1%

 

I B

 

7000-9000 4 полосы,

ширина 15м

32 м Международные и государственные коридоры

 

   
II

 

3000-7000 2 полосы,

Ширина 7.5м

16 м Международные и государственные дороги, не входящие в категорию I

 

374 2%

 

III

 

 

1000-3000 2 полосы,

Ширина 7м

14 м Международные, государственные и местные дороги

 

3,164

 

17%
IV

 

 

100-1000 2 полосы,

Ширина 6м

13 м Государственные и местные дороги 7,769

 

42%
V <100 1 полоса,

Ширина 4.5м

12 m Местные дороги 7,129 38%

 

 

4.2 Состояние автомобильных дорог международного значения

 

Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4100 км, включая международные дорожные коридоры протяженностью 2242 км. За счет привлечения инвестиций международных доноров, таких как АБР, ЕБРР, ИБР, Эксимбанк (КНР), ВБ, ЕС, ЕАБР, JICA, Госбанк КНР и других, начиная с 1997 года, реабилитировано 1479 км автомобильных дорог международного значения, 654 км охвачены проектами по реабилитации автодорог.

По сравнению с 2010 годом в 2014 году протяженность участков международных автомобильных дорог в отличном и хорошем состоянии увеличились с 38% с 2010 года до 48,5% в 2014 г.

 

Таблица 2: Состояние автомобильных дорог международного значения за 2010 и 2014 годы.

 

Реабили тировано, км

Общ. протяж.    км

Состояние автодорог

отл.

хор.

удовл.

неудовл

2010 год

151,64

4100

8,8

1542

2090

356

2014 год

490,58

4100

331

1662,

1615

287

Рис. 3: Диаграмма состояния международных дорог за 2010 и 2014 гг.

Протяженность участков автодорог, составляющих международные автотранспортные коридоры, составляет 2242 км. По сравнению с 2010 годом в 2014 году протяженность участков международных транспортных коридоров в хорошем состоянии увеличилась и составила 64% против 36% в 2010 году.

Таблица 4: Состояние международных автотранспортных коридоров

за 2010 и 2014 гг.

 

Состояние автодорог

Общ. протяж. в том числе
отл. хор. удовл. неудовл.
2010 год 2242   849,5 603 922,5
2014 год 2242   1520,6 669 618,4

Рис. 5: Диаграмма состояния международных транспортных коридоров

            за 2010 и 2014 гг.

 

 

4.3 Состояние автомобильных дорог государственного и местного значений

 

По состоянию на 31 января 2014 года общая протяженность государственных и местных автомобильных дорог составила 14484 км, из них 95 км — в отличном (0,6%), 3165 — в хорошем (21,8%), 9174 км — в удовлетворительном (63%) и 56 км в неудовлетворительном состоянии. По сравнению с 2010 годом доля автомобильных дорог в отличном и хорошем состоянии увеличилась с 19,6 % до 22,4 % в 2014 году или на 411 км (3,5%). Несмотря на достаточно большие объемы дорожно-строительных и ремонтных работ, за 2010-2014 годы основное усилие было направлено на устранение накопившихся физических повреждений за прежние годы, начиная с 1997 года по 2005 год.

 

Таблица 6: Состояние государственных и местных дорог

Годы

Состояние дорог

Общая длина В том числе

отличное

хорошее

удовл.

плохое

2010

14545

55

2793

9511

71

2014

14484

94

3165

9174

56

 

Рис. 7: График сравнения состояния государственных и местных дорог

            за 2010 и 2014 г.г.

 

 

 

 

4.4 Состояние мостовых сооружений и тоннелей

 

На международных и государственных автомобильных дорогах КР насчитывается порядка 924 моста, 45 из них находятся в критическом и аварийном состояниях. По предварительным расчетам экспертов из Японии по проекту «Развитие потенциала управления техническим обслуживанием мостов и тоннелей в Кыргызской Республике» для восстановления 45 мостов в течение 3 лет необходимы средства в объеме 762,0 млн. сомов, которые должны быть учтены при планировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 

Таблица 8: Состояние мостовых сооружений на международных и

                   государственных дорогах

Категория дороги

Оценка состояния

Исследовано

Всего

Мостов

Хор.

Удов.

Неудов.

Аварий.

Критич.

Междунар.

296

67

43

23

8

437

451

Государ.

204

133

39

32

16

424

473

Всего

500

200

82

55

24

861

924

%

58%

23%

10%

6%

3%

93%

100%

 

4.5 Динамика загруженности автомобильных дорог

 

Международные транспортные коридоры несут большую нагрузку, чем другие категории дорог. По данным анализа интенсивности движения, 75% нагрузки приходится на автотранспортные коридоры, на государственные — прмиерно 15% и 10% — на местные автомобильные дороги, что также должно быть учтено при планировании ремонта и содержания автомобильных дорог.

По данным Национального статистического комитета по автомобильным дорогам обеспечивается до 96,6% грузовых и 99,8% пассажирских перевозок в Кыргызской Республике, ежегодно перевозится до 40 млн. тонн различных грузов и до 640 млн. пассажиров. Объемы автомобильных грузоперевозок постоянно увеличиваются, средний темп роста составляет до 4%. Доля автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок выросла с 90% в 2006 году до 97% к концу 2014 года.

Для примера можем привести загруженность транспортных коридоров Бишкек-Нарын-Торугарт и Ош-Сарыташ-Иркештам после улучшения их состояния. Исследование по интенсивности движения по транспортным коридорам не проводились на постоянной основе. Поэтому для анализа загруженности использованы отчетные данные МТиК КР по пропуску международных грузов по пунктам пропуска на границе республики.

 

 Таблица 9: Рост интенсивности движения с 2005 по 2014г.г.

Годы ВСЕГО

Объем загрузки одного автомобиля

Кол-во рейсов Объем груза, тн

2005

29996

349638

11,7

2014

56388

747872

13,3

 

Рис. 10: Рост интенсивности движения с 2005 по 2014г.г.

Как видно из диаграммы, загруженность основных транспортных коридоров за последние 9 лет увеличилась более чем в два раза. Данная тенденция наблюдается практически на всех международных транспортных коридорах.

 

 

4.6 Финансирование дорожной отрасли за 2010-2014 гг.

Дорожная отрасль финансируется в пределах 40-45% от общей потребности.

Однако необходимо отметить, что по сравнению с 2000-2005 годами объем финансирования увеличился более чем в 7 раз и находится на уровне 1,7-2,0 млрд. сомов (около 30,0 млн. долларов США) на протяжении последних 8 лет. Относительно республиканского бюджета средства выделяются в пределах 1,7-2,1%.

В 2007-2010 годах объемы финансирования позволяли производить ежегодные плановые дорожные работы и устранять часть накопленных физических объемов прежних лет, но с 2011 года после резкого повышения цен на ГСМ и дорожный битум (в среднем на 38%) объемы финансирования позволяют выполнять только основную часть плановых дорожных работ. Из-за последних изменений курса обмена валют объем финансирования сократился еще больше.