ИСТОРИЯ
- 34 660 просм.
Появление и развитие автодорог на территории страны
В начале ХХ века Киргизия считалась одной из самых отсталых окраин царской России — страной полного бездорожья. С риском для жизни, верхом на лошадях и верблюдах, местное население добиралось по узким вьючным тропкам к местам назначений. Ни о каких полноценных дорогах тогда и речи не было.
Первые шаги советской власти
Важно построить дорогу, соединяющую северные и южные регионы!
В 1924 году после национального размежевания Туркестана была образована Кара-Киргизская автономная область. Тогда же появилось Управление местного транспорта, работа которого началась с проведения инвентаризации дорог и караванных путей. Это было крайне необходимо, поскольку только по результатам исследований можно было оценить существующее состояние дорожной сети и спланировать ее дальнейшее развитие.
В 1929 году было образовано Управление шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта при Совете Народных Комиссаров Киргизской ССР («Кирдортранс»). В Управлении считали, что первостепенной задачей дальнейшего развития страны должно стать соединение севера и юга одной безопасной дорогой.
Инженерами было предложено четыре направления строительства этой жизненно важной транспортной артерии. Все они давали возможность эффективного развития народного хозяйства, создавая единое экономическое пространство для развития промышленности, сельского хозяйства и животноводства, энергетики и культурно-бытовых отношений, но «Кирдортранс» из всех предложенных направлений выбрал лучшее: Фрунзе – Рыбачье – Кочкорка – Нарын – Торугарт – Ош. Именно по этому направлению в начале ХХ века и начали строить дорогу, соединяющую северные и южные регионы.
Достоинствами этого варианта были, прежде всего, возможность круглогодичного функционирования пути сообщения для нужд хозяйства, перспектива обеспечения развития и связи с промышленностью зон земледелия и животноводства в Тогуз-Тороузской и Кетмен-Тюбинской котловинах и, что немаловажно, сравнительно небольшая в рамках государства протяженность будущей дороги — 550 километров.
На строительство были брошены основные силы, но вследствие острой нехватки финансирования, материальных и трудовых ресурсов работы проходили с большими затруднениями и простоями. Никаких технологий тогда не было — на дорогу просто укладывали гравий.
Фото: Дорога в Боомском ущелье, 1930 год. foto.kg
В 1935 году дорога Фрунзе – Рыбачье наконец-то была сдана в эксплуатацию. На всем протяжении она имела прочное гравийное покрытие, благодаря чему длительность проезда по ней сократилась почти на шесть часов!
Кроме того, несмотря на возникающие финансовые трудности, продолжалось и дальнейшее строительство участков дороги, соединяющей север и юг страны.
Фото: Пробивка новой дороги в горах. foto.kg
Будни великих строек
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР использовались как инструмент быстрого экономического развития СССР с 1928 года. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза. (Википедия)
Историки отмечают, что вторая пятилетка (1933-1937 годы) стала поворотным пунктом в строительстве новых автомагистралей в Киргизской ССР.
Важным этапом в развитии дорожной сети стал и третий пятилетний план (1938-1942 годы). Одной из его задач была полная ликвидация бездорожья и увеличение протяженности дорог с твердым покрытием. Однако выполнение плана было труднореализуемым, поскольку материальных и трудовых ресурсов в дорожном строительстве по-прежнему не хватало и приходилось привлекать обычных граждан. Благодаря этому получилось несколько ускорить темпы строительства.
Следует отметить, что метод дорожного строительства Киргизской ССР вышел на первое место среди всех республик Союза и был рекомендован Госпланом страны Советов всем дорожным управлениям союзных республик.
В декабре 1939 года на страницах газеты «Советская Киргизия» было опубликовано письмо жителей Калининского района, которые обратились ко всем колхозникам страны с призывом построить в кратчайшие сроки, в течение лета 1940 года, дорогу от села Калининское (ныне — город Кара-Балта) до села Суусамыр (в Жайылском районе).
Колхозникам Чуйской области понравилась эта идея, и на трассе было организовано социалистическое соревнование. Ударными темпами, за 65 дней, 18 000 колхозников аграрной республики простейшими орудиями труда: кетменями, ломами и лопатами — проложили и построили дорогу протяженностью 83 километра. Одновременно было начато строительство дороги Джалал-Абад – Токтогул, где трудились колхозники Джалал-Абадской и Ошской областей.
Совнарком Киргизской ССР посчитал, что неплохо было бы соединить эти две дороги. В результате этой важной инициативы местного населения появилась реальная возможность соединить север и юг страны, избегая трудоемкого строительства автодороги через Иссык-Кульскую и Нарынскую области.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, заставившая приостановить все дорожные работы на территории нашей страны. На 1418 дней огромная страна, созидающая светлое будущее, погрузилась в разруху и голод, во всеобщую мобилизацию, боль и горечь утрат. Плечом к плечу советский народ выстоял, проявив в ВОВ чудеса бесстрашия и доблести. В мае 1945 года жизнь медленно возвращалась в мирное русло.
Возвращение к мирной жизни
Только к началу 1950-х годов возобновилось строительство автодорог на территории Киргизской ССР.
Следует отметить, что к послевоенному времени общая протяженность дорог в стране была внушительной, но в основном это были грунтовые и естественные трассы. Протяженность усовершенствованных путей по территории Киргизской ССР составляла всего 420 километров, а увеличить сеть дорог с твердым покрытием не удавалось из-за постоянной нехватки финансирования.
Тем не менее, анализ состояния дорог в целом по стране позволял констатировать, что, невзирая на трудности, автодороги республики были хорошего качества, они своевременно реконструировались и правильно содержались.
Успешное выполнение четвертой пятилетки (1946-1950 годы) позволило в 1951 году Верховному Совету Киргизской ССР принять пятый пятилетний план, обеспечивающий дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства республики, рост материального благосостояния населения, улучшение здравоохранения и подъем культурного уровня народа. В грядущей шестой пятилетке планировалось дальнейшее улучшение и расширение дорожной сети Киргизской ССР.
В 1956 году было организовано Управление строительства №16, предназначенное для строительства полноценной автодороги Фрунзе – Ош. Несмотря на сложность и масштабы строительства, Управление и его структурные подразделения, а также субподрядные организации устроили настоящий штурм гранитных скал трех перевалов, не боясь оползней и обвалов насыпей. Сама природа покорялась отважным строителям.
В 1958 году стало известно, что строительство автодороги Фрунзе – Ош вошло в семилетний план развития народного хозяйства СССР. Это позволило, наконец, обеспечить стройку материальными, трудовыми ресурсами и современной дорожно-строительной техникой, а местные партийные и советские органы оказывали всяческую поддержку и содействие для ускорения темпов строительства.
Фото: Автоколонна едет по дороге в Ош. 1963 год. foto.kg
В 1965 году долгожданная дорога Фрунзе – Ош была сдана в эксплуатацию. Это позволило обеспечить надежную автомобильную связь между севером и югом страны, соединить между собой Таласскую, Суусамырскую долины и Жумгальский район, обладающие богатейшими запасами сырья и природными ресурсами для развития животноводства.
Но на этом история дороги Фрунзе – Ош не заканчивается, поскольку еще в начале 60-х годов появилась необходимость в строительстве Токтогульской гидроэлектростанции на реке Нарын. В связи с этим в зону затопления попал значительный участок дороги, который пришлось «перенести». Строительство этого участка закончилось в начале 1970 года.
В 70-е годы еще раз пришлось переделывать участок дороги из-за строительства Курпсайского водохранилища. В начале 1980 года окончательный вариант дороги, соединяющей север и юг страны, был сдан в эксплуатацию.
Следует отметить, что помимо строительства дороги Фрунзе – Ош по всей территории республики шла прокладка трасс, благодаря которым люди могли взаимодействовать, развивая торговлю и другие важные отрасли народного хозяйства.
Дороги суверенного государства
После распада СССР и размежевания союзных республик в 1991 году Кыргызстан стал независимым государством. Начался новый этап в истории страны, который отразился на всем народном хозяйстве, включая дорожно-транспортную отрасль.
С момента обретения суверенитета из-за недостаточного финансирования работ по эксплуатации и содержанию автодорог, а также проводимой в республике реструктуризации всего народнохозяйственного комплекса на рыночные методы хозяйствования дорожные магистрали долгое время не обслуживались, а парк дорожной техники не пополнялся и не обновлялся. Это привело к упадочническому состоянию автодорог.
Немаловажен и тот факт, что с 1995 года увеличилась интенсивность движения по основным транспортным магистралям страны, изменился характер и объем перевозимого груза, сократились государственные перевозки, и возрос объем коммерческих транспортировок. К тому же, значительно изменился состав транспортного потока и количество автофургонов, идущих с большим перегрузом по основным магистралям страны, вследствие чего дороги стали интенсивнее подвергаться естественному физическому износу.
Кыргызстану пришлось искать инвесторов, готовых помочь стране с улучшением состояния транспортных артерий. Важно было привести в порядок дорогу Бишкек – Ош, поскольку она являлась единственным связующим звеном между севером и югом.
Дорога Бишкек – Ош сегодня
С середины 1996 года начались строительные работы по реконструкции автодороги Бишкек – Ош. Генподрядными организациями, выигравшими международные тендеры для участия в Проекте реабилитации автодороги, становились такие крупные дорожно-строительные компании, как «Ирдо-ПАЗ» (Иран), «Энтес» (Турция), Кыргызско-Турецкое совместное предприятие «Суусамыр – Интер», «Самсунг» (Южная Корея), «Чайна бридж энд Роуд» (Китай).
Интенсивность движения транспортного потока па автодороге Бишкек – Ош на некоторых участках сегодня достигает 38 000 автомобилей в сутки. Министерство транспорта и дорог приступило к активному ремонту автомобильной дороги Бишкек – Ош на участке Бишкек-Кара –Балта где интенсивность автотранспорта наиболее высокая.
Сегодня общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет 34000 км, включая 18782,05 км дорог обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и дорог КР. За последние годы трудовым коллективом министерства транспорта и дорог КР сделано многое по улучшению дорожной инфраструктуры в соответствии с принятой Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы. В текущем году исполнилось пять лет со дня принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы, утвержденной 21 января 2013 года Указом Президента страны Алмазбека Атамбаева. В ней были определены приоритеты развития государства на этот период. В соответствии с ними, в целях расширения региональных экономических связей, увеличения объёмов межгосударственной торговли – Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики реализовывало за этот период значимые проекты по реабилитации существующих и строительству новых международных автомобильных дорог.
Для Кыргызской Республики, не имеющей выхода к морю, международные автотранспортные коридоры являются единственной возможностью доступа к рынкам товаров и услуг стран СНГ и дальнего зарубежья. Их развитие, безусловно, приведет к значительному улучшению условий для региональной, межрегиональной и межгосударственной торговли. Более эффективные же торговые связи будут оказывать поддержку развитию бизнеса, созданию рабочих мест и повышение уровня жизни населения. Именно поэтому улучшение международных автотранспортных коридоров является приоритетом для дорожной отрасли страны. Протяженность основных международных и региональных транспортных коридоров составляет порядка 2242 км. Наиболее важными из них являются автомобильные дороги Бишкек – Ош, Бишкек – Нарын – Торугарт, Сарыташ – Карамык, Ош – Сарыташ – Иркештам, Ош – Баткен – Исфана и Талас – Тараз – Сусамыр.
На совершенствование перечисленных транспортных коридоров, начиная с 1996 года, было привлечено более 2, 5 млрд. долл. США. В 2012 году мы полностью завершили реабилитацию двух международных транспортных коридоров: Ош – Сарыташ – Иркештам и Сарыташ – Карамык, в 2017 году Бишкек – Нарын – Торугарт. В настоящее время продолжается реабилитация автодорог Ош – Баткен – Исфана и Талас – Тараз – Суусамыр. Активная строительная деятельность наблюдается также на юге республики, где ведется реабилитация автодороги Ош – Баткен – Исфана. Хотелось бы отметить, что реабилитация указанной автодороги призвана также решить проблему обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения в местах сопряжения приграничных территорий Баткенской области с анклавами Узбекистана и Таджикистана за счет строительства объездных дорог.
Самым масштабным проектом, реализуемым нашим министерством в настоящее время, является проект по строительству Альтернативной дороги «Север – Юг», протяженностью 433 км. Проект поделен на три фазы. В 2014 году Министерство транспорта и дорог КР приступило к реализации Фазы I, которая включает маршрут: «с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал» (км 183-195) и «с. Казарман – г. Джалал-Абад» (км 291- 433), в том числе строительство тоннеля через перевал «Кок-Арт», протяженностью 3,7 км. Реабилитация участка «с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал» (км 183-195) завершена. Строительные работы на остальных участках осуществляются согласно утвержденному графику и будут завершены к 2019 году. Начаты также строительные работы в рамках Фазы II проекта, охватывающей участок «Арал-Казарман». В настоящее время на данном участке ведутся полномасштабные строительные работы, которые также планируется завершить к 2020 году. Что касается Фазы III проекта, которая предполагает строительство участка от г. Балыкчы – до с. Кызыл-Жылдыз (км 0-183), то в настоящее время в рамках нее осуществляется отбор подрядчика и консультанта. Необходимо отметить , что грузоподьемность на ось автомобиля по строящейся Альтернативной автодороге Север-Юг составляет 11,5 тонн. Кроме этого, применен здесь новый метод укладки- шебеночно-мастичный асфальтобетон.
Данная трасса имеет большое международное значение. Соединение данной дороги с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистана — на юге, позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан. Он позволит стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнения обязательств в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Мы полагаем, что новая дорога самым благоприятным образом скажется на социальном и экономическом положении наших граждан.
Приоритетным проектом на ближайшие несколько лет для нас является также реа- билитация, так называемого, «Иссык-Кульского транспортного кольца». Длина северного полукольца составляет 218 км, южного – 220 км. Эта дорога имеет важное экономическое значение для Кыргызской Республики. В г. Балыкчи, который является одним из транспортных узлов нашей республики, он обеспечивает транспортную связь между Иссык-Кульской, Чуйской и Нарынской областями. Она также обеспечивает непрерывную транспортную связь между КНР (Кашгар) и Республикой Казахстан через территории Нарынской и Иссык-Кульской областей по коридору ЦАРЭС-1. Кроме того, через «Иссык-Кульское транспортное кольцо» мы планируем соединить альтернативную дорогу «Север – Юг» с автомобильными дорогами Республики Казахстан, в частности обеспечить выход к магистрали «Западный Китай – Западная Европа», строительство которой осуществляется в настоящее время казахской стороной.
В 2015 году мы завершили реабилитацию первого участка данной дороги – от перевала «Кувакы» до г. Балыкчи. В настоящее время ведется реабилитация участка от г. Балыкчи до с. Курумду. По финансированию реабилитации остальных участков министерство в настоящее время ведет переговоры с различными международными финансовыми институтами.
Уже сейчас активно благоустраиваются отдаленные районные и областные центры, появляются там широкие асфальтированные дороги где на протяжении последних пятидесяти лет лежал только гравий. В текущем году устроено асфальтобетонового покрытия более чем на 400 км автодорогах. Таким образом, Минтрансдор КР ведёт работы по улучшению дорожной сети страны в нескольких направлениях, в том числе за счет привлечения инвестиций и за счет республиканского бюджета. Создаются условия для обеспечения транзита товаров по международным транзитным коридорам что значительно повысит её экономический потенциал. Ради такой высокой цели тысячи дорожников Кыргызской Республики трудятся не покладая рук и не считаясь со временем.
Необходимо отметить, что министерством транспорта и дорог придается значение не только строительству автодорог, но их содержанию. В соответствии с принятой Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы были реализованы ряд проектов по оснащению дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей».Например, реализация одного из проектов осуществлялось в рамках Соглашения о техническом сотрудничестве между Правительством Японии и Правительством Кыргызской Республики от 6 октября 2004 года, на основании поданных министерством заявок в 2011- 2012 годах на поставку техники и Грантового соглашения, подписанного 31 июля 2014 года между Правительством Кыргызской Республики и Японским Агентством Международного Сотрудничества (JICA). В рамках данного проекта осуществлена поставка 355 единиц дорожно-эксплуатационной техники и оборудования , в том числе 4 асфальтобетонных завода (АБЗ) и 4 камнедробильные установки (КДУ), которые уже установлены в Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областях.
По проекту«Реабилитация автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт» (по линии ИБР) 2013 году была поставлена 80-единиц дорожно–строительной техники и оборудования.По линии Турецкого кредита 2013 году была поставлена 74 единиц дорожно – строительной техники и оборудования. В том числе 3 комплекта стационарных АБЗ и КДУ и 1 комплект передвижной АБЗ и КДУ. Один из них был установлен в Ак-Талинском районе Нарынской области, второй в Токтогульском районе Джалала-Абадской области, третий -в Кара-Буринском районе Таласской области. Передвижной асфальтобетонный завод ( АБЗ) был установлен в Суусамырской долине. С 2013 – 2017 гг. была поставлена 509 единиц дорожно – строительной техники и оборудования в Кыргызскую республику для строительства и содержания автодорог.
В текущем году была восстановлен Японский стабилизатора фирмы «SAKAI», который применялся для укладки асфальтобетона при строительстве автодорог с 2007 по 2010 годы в КР. А с 2010 года она до2017года в связи с отсутствием запасных частей к ней была заморожена и с в этом году с помощью японских специалистов фирмы «SAKAI» была отремонтирована и сдана вновь в эксплуатацию и в настоящее время Японский стабилизатор применяется при строительстве автодороги Бишкек-Красный строитель в столице Кыргызстана . Эта спецтехника предназначена для поднятия и переработки старой изношенной дорожной одежды(асфальтобетона) и с добавлением небольшого количества цемента (в пределах от 2 до 4 процентов) и укладки на место с последующей укаткой переработанного асфальтобетона на дорогу одним проходом, шириной в два метра 20см. Этот участок автодороги будет эксплуатироваться в последующем в течение 10-15 лет. Кроме этого, по проекту реабилитации автодороги Сопу-Коргон-Сары-Таш в ближайшее время 2017 года дорожники получат 1 эксковатор, два самосвала для строительства и содержания автодорог. Ведутся также переговоры с Японской стороной о предоставления минтрансдору дорожных мастерских для своевременного проведения ремонтных работ дорожной техники.
Необходимо отметить, что структурным подразделением министерства транспорта и дорог Агентством автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля внедрен проект Электронный транспортный контроль. На сегодняшний день проект реализуется во всех имеющихся пунктах транспортного контроля. По территории республики имеются 24 пункта транспортного контроля из которых 10 расположены в близи государственной границы. В данное время взвешивания осевых нагрузок и измерение габаритов грузовых транспортных средств проводится без участия человеческого фактора и дает возможность сохранить наши дороги от проезда большегрузного автотранспортного средства, превышающегося весогабаритные нормы.
Министерством уделяется большое внимание внедрению передовых технологий при строительстве автодорог. В конце мая текущего года в Бишкеке прошла Научно-практическая конференции на тему :Внедрение новых технологий на дорогах Кыргызстана. В практической ее части была показана укладка полимер щебеночно-мастичного асфальтабетона в г.Бишкек по улице Гагарина(район новостройки Ак-Ордо). Это технология разработана в Германии довольно давно, и получила признание так как она позволяет улучшить состояние дорог. Применение добавки полимера позволяет приспособить этот вид асфальта бетона к климатическим условиям в Кыргызыстане, с одновременно очень жарким летом и довольно холодной зимой. Необходимо отметить, что шебеночно- мастичный афальтобетон применен при строительстве Альтернативной дороги Север-Юг и соответственно в разы повышается срок эксплуатации этой автодороги.
Исходя из увеличивающихся числа негативных событий на автодорогах республики министерство транспорта и дорог было также проведена Национальная конференция по дорожной безопасности, которая дала возможность сконцентрировать внимание на интересы граждан, общества и государства на обеспечение безопасности дорожного движения, регламентированным Законом «О дорожном движении в Кыргызской Республике».
Особым направлением деятельности министерства является работа в Евразийском экономического союзе в области транспорта по части гармонизации нормативно-правовых актов в союзе. Впервые с 3 по 5 августа текущего года на побережье озера Иссык-Куль проведено 8 совещание руководителей уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза в области транспорта. На очередном прошедшем совещании руководителей уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза в области транспорта прияли участие министры транспорта пяти стран и в соответствии с повесткой дня были рассмотрены вопросы «О проекте Плана мероприятий (дорожной карты») по реализации Основных направлений этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики в части общих задач и приоритетов, автомобильного, водного и железнодорожного транспорта» и другие вопросы.
1953-1971 Кольбаев Кусаин Колбаевич Министр автомобильного транспорта и шоссейных
1971-1979 Хилимончик Владимир Петрович Министр автомобильного транспорта и шоссейных
1979-1987 Орозалиев Кыдырма Абышевич Министр автомобильного транспорта и шоссейных
1987-1989 Иордан Андрей Андреевич Министр автомобильного транспорта и шоссейных
1989-1991 Убышев Джумакадыр Председатель Государственного комитет Транспорт и дороги Кыргызской Республикиа
1991-1993 Курманбаев Эркинбек Курманбаевич Министр транспорта и дорог
1993-1995 Аблесов Сыдыкбек Аблесович Министр транспорта
1995-1997 Ажикеев Токторбек Министр транспорта и связи
1997-2000 Сатыбалдиев Жанторо Жолдошевич Министр транспорта и связи
2000-2005 Жумалиев Кубанычбек Мырзабекович Министр транспорта и коммуникаций
2005-2006 Кадырбеков Ишенбай Дюшенбиевич Министр транспорта и коммуникаций
2005-2010 Сулайманов Нурлан Чолпонбаевич Министр транспорта и коммуникаций
2010-2011 Исаков Эркинбек Абдыкасыевич Министр транспорта и коммуникаций
2011-2015 Султанов Калыкбек Иманалиевич Министр транспорта и коммуникаций
2015-2016 Малабаев Аргынбек Джумабекович Министр транспорта и коммуникаций
14.04.2016-11.11.2016 Айдаров Замирбек Казакбаевич Министр транспорта и дорог
2016-2018 Калилов Жамшитбек Калилович Министр транспорта и дорог
2019-2020 Бейшенов Жанат Саматович Министр транспорта и дорог
14.10.2020-03.02.2021 Бердалиев Бакыт Чырмашбаевич Министр транспорта и дорог
03.02.2021-10.08.2021 Абдралиева Гульмира Курманбековна Министр транспорта и коммуникаций
14.08.2021-03.10.2022 Осоев Эркинбек Арстанбекович Министр транспорта и коммуникаций
07.10.2022 по наст. время Текебаев Тилек Кыдырмаевич Министр транспорта и коммуникаций