Авиационные правила Кыргызской Республики АПКР-14
- 8 472 просм.
Авиационные правила Кыргызской Республики
АПКР-14 «Аэродромы»
Содержание
Раздел I. Проектирование, эксплуатация и сертификация аэродромов
Глава 1. Общие требования к аэродромам
Глава 2. Данные аэродрома
Глава 3. Физические характеристики аэродрома
Глава 4. Ограничение и устранение препятствий
Глава 5. Визуальные аэронавигационные средства аэродрома
Глава 6. Визуальные средства для обозначения препятствий
Глава 7. Визуальные средства для обозначения зон ограниченного использования
Глава 8. Электрические системы
Глава 9. Эксплуатационные службы
Глава 10. Организация технического обслуживания аэродромов
Глава 11. Сертификация аэродромов
Приложение 1. Цвета аэронавигационных наземных огней, маркировок, знаков и панелей
Приложение 2. Маркировка, содержащая обязательные для исполнения инструкции, и указательная маркировка
Приложение 3. Требования, касающиеся дизайна знаков управления рулением
Приложение 4. Расположение огней на препятствиях
Приложение 5. Форма Сертификата годности аэродрома
Приложение 6. Форма заявки на проведение сертификации аэродрома
Приложение 7. Форма свидетельства о государственной регистрации аэродрома
Приложение 8. Сведения, подлежащие включению в Руководство по аэродрому
Приложение 9. Авиационные исследования
Раздел II. Вертодромы
Глава 12. Общие требования к вертодромам
Глава 13. Данные вертодрома
Глава 14. Физические характеристики вертодрома
Глава 15. Ограничение и удаление препятствий вертодрома
Глава 16. Визуальные средства вертодромов
Глава 17. Службы вертодромов
Сокращения и обозначения
АПКР авиационные правила Кыргызской Республики
ОГА КР Орган гражданской авиации Кыргызской Республики
БПБ боковая полоса безопасности
КЗБ концевая зона безопасности
КПТ концевая полоса торможения
МКС Международная комиссия по светотехнике
МН меганьютон
МПа мегапаскаль
ОВД обслуживание воздушного движения
ПМУ приборные метеорологические условия
РВД располагаемая взлетная дистанция
РД рулежная дорожка
РДПВ располагаемая дистанция прерванного взлета
РДР располагаемая длина разбега
РПД располагаемая посадочная дистанция
ACN классификационное число воздушного судна
APAPI упрощённый указатель траектории точного захода на посадку
С градусы Цельсия
СВR калифорнийский показатель несущей способности грунта
DМЕ дальномерное оборудование
ILS система посадки по приборам
К градусы Кельвина
MLS микроволновая система посадки
NU не используется
ОСА/Н абсолютная/относительная высота пролета препятствий
ОFZ зона, свободная от препятствий
OLS поверхность (и) ограничения препятствий
PAPI указатель траектории точного захода на посадку
РСN классификационное число покрытия
RETILS огни указателя скоростной выводной РД
RVR дальность видимости на ВПП
VОR всенаправленный ОВЧ–радиомаяк
АВР Автоматическое включение резерва
АСТИ Автоматизированная система траекторных изменений
БП АСТИ Блок приема АСТИ
ВЛП Весенне-летний период
ВПП Взлетно-посадочная полоса
ГВПП Грунтовая взлетно-посадочная полоса
ВПР Высота принятия решения
ВС Воздушное судно
ГО Глиссадные огни
ДГА Дизель-генераторный агрегат
ДУ Дистанционное управление
ДЭС Дизель-электрическая станция
ЗИП Запасное оборудование и приборы
ИКАО Международная организация гражданской авиации (International
Civil Aviation Organization)
ИЭ Инструкция по эксплуатации
КДП Командно-диспетчерский пункт
КПТ Концевая полоса торможения
ЛЭП Линия электропередач
ОВИ Огни высокой интенсивности
ОЗП осенне-зимний период
ОМИ Огни малой интенсивности
ОСИ Огни средней интенсивности
ПОУ Панель оперативного управления
ППР Планово-предупредительный ремонт
ПУ Пункт управления
РД Рулежная дорожка
РМС Радиомаячная система
РП Руководитель полетов
САИ КР Служба аэронавигационной информации Кыргызской Республики
СГ Световой горизонт
СЛ Самолет лаборатория
ССО Светосигнальное оборудование
УВД управление воздушным движением
Раздел I.
Проектирование, эксплуатация и сертификация аэродромов
Глава 1. Общие требования к аэродромам
1.1. Термины и определения
Аспекты человеческого фактора. Принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.
Аэродром. Определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.
Аэродромный маяк. Аэронавигационный маяк, используемый для определения с воздуха местоположения аэродрома.
Аэронавигационный маяк. Аэронавигационный наземный огонь постоянного или проблескового излучения, видимый со всех направлений и служащий для обозначения определенной точки на земной поверхности.
База. Любая величина или ряд величин, которые могут служить в качестве начала или основы отсчета других величин (ИСО 19104).
Боковая полоса безопасности (БПБ). Участок, прилегающий к краю искусственного покрытия и подготовленный таким образом, чтобы обеспечить переход от искусственного покрытия к прилегающей поверхности.
Вертодром. Аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности.
Взлетная ВПП. ВПП, предназначенная только для взлетов.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП). Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов.
Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.
Волна геоида. Расстояние (положительное значение или отрицательное значение) между поверхностью геоида и поверхностью математически определенного референц-эллипсоида. Примечание. В отношении эллипсоида, определенного во Всемирной геодезической системе — 1984 (WGS-84), разница между высотой относительно эллипсоида WGS-84 и ортометрической высотой геоида представляет собой волну геоида.
Время защитного действия. Расчетное время, в течение которого (обработка) с помощью противообледенительной жидкости будет предотвращаться образование льда и ледяного налета, а также накопление снега на защищенных (обработанных) поверхностях воздушного судна.
Время переключения (огонь). Время, необходимое для восстановления замеренной в заданном направлении фактической интенсивности огня до значения 50 % после ее падения ниже 50 % при переключении источников электроснабжения, когда огонь функционирует при значениях интенсивности 25 % или выше.
Высота относительно эллипсоида (геодезическая высота). Высота относительно поверхности референцэллипсоида, измеренная вдоль нормали к эллипсоиду, проведенной через рассматриваемую точку.
Геоид. Эквипотенциальная поверхность в гравитационном поле Земли, совпадающая с невозмущенным средним уровнем моря (MSL) и его продолжением под материками. Примечание. Геоид имеет неправильную форму вследствие местных гравитационных возмущений (ветровых нагонов, солености, течений и т.д.), и направление силы тяжести представляет собой перпендикуляр к поверхности геоида в любой точке.
Главная(ые) ВПП. ВПП, использование которой(ых), когда позволяют условия, предпочтительнее, чем использование других.
Дальность видимости на ВПП (RVR). Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, видит маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.
Зависимые параллельные заходы на посадку. Одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.
Заградительный светомаяк. Аэронавигационный маяк, предназначенный для обозначения препятствий, представляющих опасность для аэронавигации.
Защищенные зоны полетов. Воздушное пространство, конкретно установленное с целью уменьшения опасного воздействия лазерного излучения.
Знак с постоянной информацией. Знак, передающий только одно сообщение.
Знак с переменной информацией. Знак, обеспечивающий возможность передачи нескольких заранее определенных сообщений или, при необходимости, прекращения передачи какой-либо информации.
Зона обычных полетов (NFZ). Воздушное пространство, которое не определяется как LFFZ, LCFZ или LSFZ, но которое защищается от лазерного излучения, способного вызвать биологическое повреждение глаза.
Зона полетов, критическая с точки зрения воздействия лазерных лучей (LCFZ). Воздушное пространство вблизи аэродрома, но за пределами LFFZ, где излучение ограничивается уровнем, при котором эффект ослепления маловероятен.
Зона полетов, свободная от воздействия лазерных лучей (LFFZ). Воздушное пространство в непосредственной близости от аэродрома, где излучение ограничивается уровнем, при котором нарушение визуального восприятия маловероятно.
Зона полетов, чувствительная к воздействию лазерных лучей (LSFZ). Воздушное пространство, находящееся за пределами LFFZ и LCFZ и необязательно прилегающее к ним, где излучение ограничивается уровнем, при котором ослепление вспышкой или эффект последовательного образа маловероятны.
Зона приземления. Участок ВПП за ее порогом, предназначенный для первого касания ВПП приземляющимися воздушными судами.
Зона противообледенительной защиты. Зона, где с поверхностей воздушного судна удаляется ледяной налет, лед или снег (удаление обледенения) и/или где чистые поверхности воздушного судна защищаются (предотвращение обледенения) на ограниченный период времени от образования ледяного налета или льда и накопления снега или слякоти. Примечание: дополнительный инструктивный материал содержится в Руководстве по противообледенительной защите воздушных судов на земле (Doc 9640).
Зона, свободная от препятствий (ОFZ). Воздушное пространство над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью ухода на второй круг при прерванной посадке и частью летной полосы, ограниченной этими поверхностями, в которое не выступает никакое неподвижное препятствие, кроме легкого по массе и на ломком основании, необходимого для целей аэронавигации.
Импульсный огонь с конденсаторным разрядом. Лампа, производящая вспышки света высокой интенсивности и чрезвычайно короткой продолжительности при пропускании электрического разряда высокого напряжения через газ, заключенный в трубке.
Календарь. Система дискретного отсчета времени, обеспечивающая основу определения момента времени с разрешающей способностью в один день.
Картографическая база данных аэродрома (AMDB). Подборка картографических данных аэродрома, систематизированных и представленных в виде совокупности структурированных данных.
Картографические данные аэродрома (AMD). Данные, собираемые с целью составления аэродромной картографической информации для авиационного использования. Примечание. Цели сбора картографических данных аэродрома включают улучшение ситуационной осведомленности пользователей, обеспечение наземной навигации, обучение, составление карт и планирование.
Качество данных. Степень или уровень вероятности того, что предоставленные данные отвечают требованиям пользователя данных с точки зрения точности, разрешения и целостности.
Классификационное число воздушного судна (ACN). Число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания. Примечание. Классификационное число воздушного судна вычисляется для такой центровки, при которой возникает критическая нагрузка на критическое шасси. Обычно для вычисления CAN используется предельная задняя центровка, соответствующая максимальной полной массе на перроне (стоянке). Предельная передняя центровка в исключительных случаях создает более критическую нагрузку на переднее шасси.
Классификационное число покрытия (РСN). Число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений.
Классификация целостности (аэронавигационные данные). Классификация, основанная на потенциальном риске использования искаженных данных. Применяется следующая классификация аэронавигационных данных:
а) обычные данные: существует очень малая вероятность того, что при использовании искаженных обычных данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы;
б) важные данные: существует малая вероятность того, что при использовании искаженных важных данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы;
в) критические данные: существует большая вероятность того, что при использовании искаженных критических данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы.
Контрольная точка аэродрома. Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.
Контроль с использованием циклического избыточного кода (CRC). Математический алгоритм, применяемый в отношении цифрового выражения данных, который обеспечивает определенный уровень защиты от потери или изменения данных.
Концевая зона безопасности ВПП (КЗБ). Зона, расположенная симметрично по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП и примыкающая к концу полосы, предназначенная прежде всего для уменьшения риска повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом до ВПП или при выкатывании за пределы ВПП.
Концевая полоса торможения (КПТ). Определенный прямоугольный участок земной поверхности в конце располагаемой длины разбега, подготовленный в качестве участка, пригодного для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.
Коэффициент использования. Определенный промежуток времени, выраженный в процентах, в течение которого использование ВПП или системы ВПП не ограничивается в связи с боковой составляющей ветра. Примечание. Боковая составляющая ветра означает составляющую приземного ветра, направленную под прямым углом к осевой линии ВПП.
Летная полоса (ЛП). Определенный участок, который включает ВПП и концевую полосу торможения, если таковая имеется, и который предназначен для:
а) уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП, и
б) обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета или посадки.
Линейный огонь. Три или более наземных аэронавигационных огня, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии таким образом, что на расстоянии они кажутся короткой световой полосой.
Ломкий объект. Объект малой массы, конструктивно предназначенный разрушаться, деформироваться или сгибаться в случае ударного воздействия, с тем чтобы представлять минимальную опасность для воздушного судна.
Маркер. Объект, устанавливаемый над уровнем земли для обозначения препятствия или границы.
Маркировочный знак (маркировка). Символ или группа символов, располагаемых на поверхности рабочей площади для передачи аэронавигационной информации.
Маршрут движения. Установленный в пределах рабочей площади наземный маршрут, предназначенный для исключительного использования транспортными средствами.
Место ожидания на маршруте движения. Определенное место, где транспортным средствам предложено остановиться.
Место ожидания у ВПП. Определенное место, предназначенное для защиты ВПП, поверхности ограничения препятствий, критической/чувствительной зоны ILS/MLS, в котором рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от аэродромного диспетчерского пункта.
Примечание. В радиотелефонной фразеологии выражение «точка ожидания» используется для обозначения места ожидания у ВПП.
Место стоянки (МС). Выделенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна.
Надежность системы огней. Вероятность того, что все оборудование будет работать в пределах установленных допусков и что система является пригодной к эксплуатации.
Наземный аэронавигационный огонь. Любой огонь, исключая огни, установленные на воздушном судне, который специально предназначен для использования в качестве аэронавигационного средства.
Независимые параллельные вылеты. Одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП.
Независимые параллельные заходы на посадку. Одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.
Необорудованная взлетно-посадочная полоса. ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку.
Оборудованная взлетно-посадочная полоса. Один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам:
а) ВПП, оборудованная для неточного захода на посадку. ВПП, оборудованная визуальными средствами и каким-либо видом невизуальных средств, обеспечивающими, по крайней мере, наведение воздушного судна в направлении захода на посадку с прямой.
б) ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории I. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку с высотой принятия решения не менее 60 м (200 фут) и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м.
в) ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории II. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку с высотой принятия решения менее 60 м (200 фут), но не менее 30 м (100 фут) и при дальности видимости на ВПП не менее 300 м.
г) ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории III. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS, действующей до и вдоль всей поверхности ВПП и предназначенной:
А — для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 30 м (100 фут) или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 175 м.
В — для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 15 м (50 фут) или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 175 м, но не менее 50 м.
С — для захода на посадку и посадки без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.
Примечание 1. В отношении технических требований, предъявляемых к соответствующим системам ILS и/или MLS, см. том I Приложения 10 ИКАО.
Примечание 2. Визуальные средства не обязательно должны соответствовать по пересчету имеющимся невизуальным средствам. Критерием выбора визуальных средств являются условия, в которых, как ожидается, будут проводиться полеты.
Объявленные дистанции.
а) Располагаемая длина разбега (РДР). Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега воздушного судна, совершающего взлет.
б) Располагаемая взлетная дистанция (РВД). Располагаемая длина разбега плюс длина полосы, свободной от препятствий, если она предусмотрена.
в) Располагаемая дистанция прерванного взлета (РДПВ). Располагаемая длина разбега плюс длина концевой полосы торможения, если она предусмотрена.
г) Располагаемая посадочная дистанция (РПД). Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега воздушного судна после посадки.
Огни защиты ВПП. Светосигнальная система, предназначенная для предупреждения пилотов или водителей транспортных средств о возможности выезда на действующую ВПП.
Огонь постоянного излучения. Огонь, обладающий постоянной интенсивностью излучения при наблюдении из неподвижной точки.
Опасный участок. Участок на рабочей площади аэродрома, где уже имели место столкновения или несанкционированные выезды на ВПП или существует потенциальный риск таких случаев и где требуется повышенное внимание пилотов/водителей.
Опознавательный знак аэродрома. Расположенный на аэродроме знак, служащий для опознавания аэродрома с воздуха.
Опознавательный маяк. Аэронавигационный маяк, излучающий кодовый сигнал, по которому опознают определенный ориентир.
ОГА КР. Орган гражданской авиации Кыргызской Республики.
Ортометрическая высота. Высота точки над поверхностью геоида, представляющая собой превышение над MSL.
Пересечение РД. Скрещивание двух или нескольких РД.
Перрон. Определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания.
Плотность движения на аэродроме.
а) Незначительная. В случае если количество операций в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет не более 15 на ВПП или в целом менее 20 операций на аэродром.
б) Средняя. В случае если количество операций в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет порядка 16-25 на ВПП или, в целом от 20 до 35 операций на аэродром.
в) Значительная. В случае если количество операций в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет порядка 26 на ВПП или более или в целом более 35 операций на аэродром.
Примечание 1. Количество операций в период среднечасовой наибольшей загрузки представляет собой среднеарифметическое значение ежедневного количества операций в период наибольшей загрузки в течение года.
Примечание 2. Под операцией понимается взлет или посадка.
Площадка ожидания. Определенная площадка для временной стоянки воздушных судов или их объезда с целью упорядочения наземного движения воздушных судов.
Площадка противообледенительной защиты. Площадь, включающая внутреннюю зону установки на стоянку воздушного судна для противообледенительной обработки и внешнюю зону для маневрирования двух или нескольких подвижных средств противообледенительной защиты.
Площадка разворота на ВПП. Определенный участок на сухопутном аэродроме, примыкающий к ВПП и используемый для разворота на 180о на ВПП при отсутствии РД.
Площадь маневрирования. Часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов.
Полоса рулежной дорожки. Участок, включающий рулежную дорожку и предназначенный для защиты воздушного судна, эксплуатируемого на рулежной дорожке, и для снижения риска повреждения воздушного судна, случайно вышедшего за пределы рулежной дорожки.
Полоса, свободная от препятствий. Находящийся под контролем определенный прямоугольный участок земной или водной поверхности, выбранный или подготовленный в качестве пригодного участка, над которым воздушное судно производит часть первоначального набора высоты до установленной высоты.
Порог ВПП. Начало участка ВПП, который используется для посадки ВС.
Посадочная площадь. Часть рабочей площади, предназначенная для посадки и взлета воздушных судов.
Посадочная площадка. Участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Приаэродромная территория. Ограниченная по размерам территория вокруг аэродрома, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов;
Почти параллельные ВПП. Непересекающиеся ВПП, угол схождения/расхождения продолженных осевых линий которых составляет 15° или менее.
Превышение аэродрома. Превышение самой высокой точки посадочной площади.
Препятствие. Все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или часть их, которые:
а) размещены в зоне, предназначенной для наземного движения воздушных судов;
б) возвышаются над установленной поверхностью, предназначенной для защиты воздушных судов в полете;
в) находятся вне таких установленных поверхностей и по результатам оценки представляют опасность для аэронавигации.
Прерванная посадка. Посадка, выполнение которой неожиданно прекращается в любой точке ниже абсолютной/ относительной высоты пролета препятствий (ОСА/Н).
Промежуточное место ожидания. Определенное место, предназначенное для управления движением, где рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают до получения последующего разрешения на продолжение движения, выдаваемого аэродромным диспетчерским пунктом.
Рабочая площадь. Часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона(ов).
Раздельные параллельные операции. Одновременное использование параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП, при котором одна ВПП используется исключительно для заходов на посадку, а другая ВПП используется исключительно для вылетов.
Расчетная для типа воздушного судна длина летного поля. Минимальная длина летного поля, необходимая для взлета при максимальной сертифицированной взлетной массе, на уровне моря, при стандартных атмосферных условиях, безветрии и нулевом уклоне ВПП, указанная в соответствующем руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, предписанном полномочным органом по сертификации, или в аналогичном документе, полученном от изготовителя воздушного судна. Длина летного поля означает, в соответствующих случаях, сбалансированную длину летного поля для воздушных судов или, в других случаях, — взлетную дистанцию.
Рулежная дорожка (РД). Определенный путь на аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой, в том числе:
а) Полоса руления воздушного судна на стоянке. Часть перрона, обозначенная как рулежная дорожка и предназначенная для обеспечения подхода только к местам стоянки воздушных судов.
б) Перронная рулежная дорожка. Часть системы рулежных дорожек, расположенная на перроне и предназначенная для обеспечения маршрута руления через перрон.
в) Скоростная выводная рулежная дорожка. Рулежная дорожка, соединенная с ВПП под острым углом и позволяющая выполнившим посадку воздушным суднам сходить с ВПП на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других выводных рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения на ВПП.
Селитебная территория. Территория предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Сертифицированный аэродром. Аэродром, эксплуатанту которого выдан сертификат аэродрома.
Сигнальная площадка. Площадка на аэродроме, используемая для размещения наземных сигналов.
Система геодезических координат. Минимальный набор параметров, необходимых для определения местоположения и ориентации местной системы отсчета по отношению к глобальной системе отсчета/координат.
Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.
Склонение станции. Отклонение выставляемого нулевого радиала VOR от истинного севера, определяемое при калибровке станции VOR.
Служба организации деятельности на перроне. Обслуживание, обеспечиваемое для регулирования деятельности и движения воздушных судов и транспортных средств на перроне.
Слякоть. Пропитанный водой снег, который при ударе ступней о землю разбрызгивается в разные стороны; удельный вес — от 0,5 до 0,8 г/куб. см.
Примечание. Сочетание льда, снега и/или стоячей воды, особенно когда идет дождь, дождь со снегом или снег, образовывая субстанции с удельным весом более 0,8 г/куб. см. Эти субстанции из-за высокого содержания воды/льда могут иметь скорее прозрачный, чем мутный, вид и при более высоком удельном весе будут легко отличимые от слякоти.
Смещенный порог ВПП. Порог, расположенный не у торца ВПП.
Снег (на земле).
а) Сухой снег. Снег, который, будучи в рыхлом состоянии, сдувается ветром или после сжатия рукой рассыпаться; удельный вес — до 0,35 г/куб. см, но не включая 0,35 г/куб. см.
б) Мокрый снег. Снег, который после сжатия рукой не рассыпается и образует или имеет тенденцию образовывать снежный ком; удельный вес от 0,35 г/куб. см до 0,5 г/куб. см, но не включая 0,5 г/куб. см.
в) Уплотненный снег. Снег, спрессованный в твердую массу, не поддающуюся дальнейшему уплотнению, который при отрыве от земли не рассыпается, а ломается на большие глыбы; удельный вес — от 0,5 г/куб. см и выше.
Точность. Степень соответствия расчетного или измеренного значения истинному значению. Точность измерения местоположения, выражается расстоянием от заявленного местоположения, в пределах которого, как установлено с определенной степенью вероятности, находится истинное местоположение.
Указатель направления посадки. Устройство для визуального указания установленного на данный момент направления посадки и взлета.
Целостность (аэронавигационные данные). Определенная гарантия того, что аэронавигационные данные и их значения не потеряны или не изменены с момента подготовки данных или санкционированного внесения поправки.
Эффективная интенсивность. Эффективная интенсивность проблескового огня равна интенсивности огня постоянного излучения того же цвета, который будет обеспечивать такую же дальность видимости при идентичных условиях наблюдения.
Эксплуатант аэродрома — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, и сертифицированное Органом гражданской авиации Кыргызской Республики, обеспечивающее эксплуатационную пригодность аэродрома к полетам и имеющее сертификат годности аэродрома.
1.2. Применение раздела I авиационных правил
1.2.1. Требования настоящих правил, распространяются на аэродромы, открытые для общего пользования, включая аэродромы совместного базирования.
1.3. Общие системы отсчета
1.3.1. В качестве системы отсчета (геодезической) в горизонтальной плоскости для международных аэродромов используется Всемирная геодезическая система — 1984 (WGS-84). Сообщаемые аэронавигационные географические координаты (обозначающие широту и долготу) выражаются относительно геодезической базы отсчета WGS-84.
1.3.2. В качестве системы отсчета в вертикальной плоскости используется принятый за базу средний уровень моря (MSL), который обеспечивает связь зависящих от гравитации относительных высот (превышений) с поверхностью, называемой геоидом.
В глобальном плане геоид наиболее близко соответствует MSL. Он определяется как эквипотенциальная поверхность в гравитационном поле Земли, совпадающая с невозмущенным MSL и его продолжением под материками.
Зависящие от гравитации относительные высоты (превышения) также называются ортометрическими высотами, а расстояния до точки над эллипсоидом называются высотами относительно эллипсоида.
1.3.3. Система отсчета времени. В качестве системы отсчета времени используются григорианский календарь и всемирное координированное время (UTC). В тех случаях, когда используется иная система отсчета времени, это указывается сборнике аэронавигационной информации Кыргызской Республики.
1.4. Сертификация аэродромов
1.4.1. На основании Воздушного кодекса Кыргызской Республики ОГА КР осуществляет сертификацию аэродромов.
1.4.2. Сертификация аэродрома подтверждает соответствие аэродрома сертификационным требованиям, предъявляемым к аэродромам, и требованиям настоящего раздела,
1.4.3. Процедура проведения сертификации гражданских аэродромов осуществляется согласно главы 11 настоящих правил.
1.4.4. Наличие Руководства по аэродрому у эксплуатанта аэродрома, содержащее всю необходимую информацию о месте расположения аэродрома, средствах, службах, оборудовании, эксплуатационных процедурах, организационной структуре и руководстве, включая систему управления безопасностью полетов, является основополагающим и обязательным условием процесса сертификации.
1.5. Проектирование аэродромов
1.5.1. Проектирование и строительство новых и реконструкции существующих аэродромов и аэропортов осуществляются проектными организациями, имеющими право на выполнение соответствующих видов работ.
1.5.2. Эксплуатант аэродрома представляет в ОГА КР на согласование проектную документацию предполагаемого строительства и/или реконструкции аэропорта/аэродрома. Проектные решения соответствуют требованиям настоящих правил и требованиям строительных норм в области аэродромов/аэропортов.
1.5.3. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих сооружений на аэродроме учитываются требования, предъявляемые к архитектуре и инфраструктуре, необходимые для оптимального применения мер обеспечения авиационной безопасности.