Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О мерах по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы
- 772 просм.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О мерах по реализации постановления
Правительства Кыргызской Республики
Об утверждении Основных направлений развития
дорожной отрасли на 2016-2025 годы
В целях развития сети автомобильных дорог и совершенствования системы управления дорожной отрасли, в соответствии со статьей 87 и 92 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, статьей 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Создать государственное предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования «Чуй автожол», путем реорганизации дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
- Реорганизовать дорожно-эксплуатационные учреждения №1, №25, №28, №40, №42, №43, №954, №958, регионального отделения №1 Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики путем слияния в государственное предприятие «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
- Установить, что государственное предприятие «Чуй автожол» является правопреемником дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
- Утвердить Устав государственного предприятия «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, согласно приложению.
- Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики:
- утвердить передаточный акт по итогам реорганизации дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления Правительства Кыргызской Республики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- провести конкурс на должности руководителя и заместителей руководителей государственного предприятия «Чуй автожол» и внести кандидатуры в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О мерах по повышению эффективности системы управления хозяйственных обществ с государственной долей участия» от 20 июля 2012г. №513;
- до 1 января 2019 года организовать работу создаваемого государственного предприятия, подготовить материально – техническую и финансовую базу;
- разработать и утвердить систему оценки эффективности работы предприятия и их руководителей;
- привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
- Изложить схему управления Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики, утвержденную постановлениемПравительства Кыргызской Республики «О Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики» от 9 августа 2016 года № 436, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению Правительства Кыргызской Республики.
- Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О совершенствовании управления государственными предприятиями», от 22 февраля 2011 года № 62 следующее изменение:
- дополнить пунктом 1-10 следующего содержания:
«1-10. Освободить государственное предприятие «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики от уплаты 50 процентов чистой прибыли в бюджет по итогам работы за 2019-2021 годы и высвобожденные средства направить на улучшение материально-технической базы предприятия.
Государственному предприятию «Чуй автожол» по итогам работы за 2019-2021 годы представить отчет в Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики и Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики об использовании 50 процентов чистой прибыли, освобожденного от перечисления в бюджет».
- Признать утратившими силу подпункты 1,25, 28, 39, 41, 42, 51, 55 приложения к постановлению Правительства Кыргызской Республики «О преобразовании государственных предприятий Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики» от 21 декабря 2016 года № 692.
- Министерству юстиции Кыргызской Республики в установленном законодательством порядке провести регистрацию государственного предприятия «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
- Фонду по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики внести соответствующее изменение в Реестр государственных предприятий в соответствие с настоящим постановлением.
- Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел строительства, транспорта и коммуникаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр
Кыргызской Республики Абылгазиев М.Д.
Министр ______________ «___»____» 2018г. Ж.К.Калилов
Справка—обоснование
к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики
«О мерах по реализации постановленияПравительства Кыргызской Республики«Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы»
- Цель и задачи
Проект постановления разработан в целях повышения эффективности управления автомобильными дорогами общего пользования, а также во исполнение пунктов 5.1.2.,5.1.3.постановления Правительства КР «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы», от 1 июля 2016 года №372 и подпункта 1 Плана действий по реализации «Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы».
Проект постановления способствует реализации подпунктов 8.8.1. и 8.8.2. пункта 8.8. «Детализированного плана по демонтажу коррупционных схем и устранения коррупционных рисков в системе государственного управления, регулирования дорожного строительства, ведения хозяйственно-экономической деятельности по содержанию и эксплуатации дорог и дорожных сооружений подведомственными организациями, структурными подразделениями Министерства транспорта и дорог».
- Описательная часть
В «Основных направлениях развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы» был произведен анализ текущей ситуации в отрасли и был сделан вывод о срочной необходимости реформировании системы управления дорожной отраслью, а также эффективного управления дорожными активами.
В настоящее время Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики(Департамент) несет ответственность за состояние и содержание автомобильных дорог общего пользования и осуществление работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Физические работы по ремонту и содержанию дорог выполняются дорожно-эксплуатационными учреждениями (ДЭУ) Департамента. В общей сложности в дорожном секторе насчитывается 62 организаций: 57 ДЭУ, 4 Управлений автомобильных дорог (УАД) и Государственная дирекция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фактически все работы по ремонту и содержанию дорог осуществляются собственными силами, вся дорожно-эксплуатационная техника принадлежит государству.
Управление дорожным хозяйством сталкивается с рядом проблем. К ним относятся: очень плохое состояние большей части дорог, недостаток финансирования для ремонта и содержания автомобильных дорог и неэффективная работа УАД и ДЭУ, ввиду недостаточного государственного финансирования, слабого состояния и содержания оборудования и технических средств, а также из-за неэффективных методов управления.
На сегодняшний день транспортные коридоры реабилитируется за счет привлеченных средств от международных финансовых институтов, и вложены огромные финансовые средства. На данный момент завершаются работы по реабилитации транспортных коридоров и необходимо содержать данные дороги на должном уровне.
Состояние многих недавно реабилитированных участков ухудшается в результате несоответствующего содержания дорог[1]. Недостаточное финансирование и ненадлежащее содержание дорог приводит к ухудшению состояния дорожных покрытий, ускоряет разрушения земляного полотна и дорожной одежды, образовывая выбоины, трещины и др. дефекты при этом, уменьшая срок службы автомобильных дорог.
Необходимость реформирования системы управления в дорожной отрасли назрела давно. Прежние попытки реформирования управления дорожной отраслью не реализовались. Технический надзор осуществляется не постоянно в течение всего времени производства работ. Слабая заинтересованность в результатах работы, как следствие низкой заработной платы работников не приводит к нужным результатам.
В идеале нужно добиться схемы Заказчик-Департамент, Подрядчик-государственное предприятие, Инженер-консультант -технический надзор за работами, которая успешно функционирует в развитых странах и используется международными институтами при финансировании строительных работ, и данная схема показала свою эффективность.
Первым этапом реформирования дорожной отраслисогласно ОНРДО 2016-2025 гг. будут создаваться государственные предприятия, которым будет передана дорожно-строительная техника и оборудование дорожно-эксплуатационных учреждений Департамента дорожного хозяйства при МТиД КР,на праве хозяйственного ведения. Создание государственных предприятий— это первый шаг реформирования дорожной отрасли.
В Кыргызской Республике перевозка грузов и пассажиров осуществляется на 97% по автомобильным дорогам. В стране, на данный момент для перевозок грузов и пассажиров нет другой альтернативы. Учитывая вышеизложенное необходимо обеспечить непрерывное и безопасное движение транспортных средств.
В рамках реализации ОНРДО 2016-2025гг. проектом постановления Правительства Кыргызской Республики предлагается создать государственное предприятие«Чуй автожол».
Создаваемое предприятие будет при Министерстве транспорта и дорог КР и его цель неполучение дохода и пополнение бюджета страны, а выполнение стратегической задачи государства по обеспечению круглосуточного и круглогодичного, бесперебойного обеспечения проезда автотранспортных средств по дорогам общего пользования и дорожным сооружениям (тоннели, мосты итп).
В данное время Департамент является и заказчиком и исполнителем (подрядчиком) и надзором, что приводит к конфликту интересов.
Государственное предприятие необходимо для проверки новой схемы управления дорожной отраслью где:
Заказчик дорожных работ – Департамент, а Исполнитель физических работ (подрядчик) – государственное предприятие.
Государственное предприятие создается на базе Регионального отдела №1 (Чуйская обл.) Министерства транспорта и дорог КР. Важно, чтобы у предприятия была свобода и гибкость в организации своей деятельности и распределении ресурсов наиболее эффективным образом.
Государственное предприятие заключит договор с Департаментом дорожного хозяйства, и департамент будет предоставлять средства как заказчик, а предприятие будет выполнять работы по текущему ремонту и содержанию как подрядчик.
Сравнение преимуществ и недостатков ГП и ДЭУ
ГП | ДЭУ | ||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
Разделение функций Заказчик-Подрядчик-Инженер
Снижение коррупционных рисков
|
Меньшая гибкость в сравнении с частными компаниями | Коррупционные риски и конфликт интересов на всех этапах ведения дорожных работ
|
|
Ведение самостоятельной экономической деятельности.
Когда ГП ведет экономическую деятельность, то есть осуществляет дополнительные работы частным лицам, у него возникает доход, который направляется на снижение бремени министерства по содержанию дорог. За счет дополнительных доходов обеспечивается деятельность ГП. |
Ограничения в использовании прибыли законами и подзаконными актами. | Неэффективное использование техники и ресурсов из-за потребительского отношения к технике и ресурсам государства | |
Улучшение условий труда и оплаты дорожников
Текущий оклад в частных компаниях ИТР: 20 000 – 70 000 сомов
|
Низкая зарплата и отсутствие мотивации
Текущий оклад ИТР: 6000-6500 сомов |
||
Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов | Высокий уровень текучести кадров и низкое качество организации, планирования и выполнения работ | ||
Более ответственное содержания дорог (Договорная обязательства, штрафы) | Низкое качество содержания дорог | ||
Полная свобода в заключении сделок для получения доходовнаправляемого на содержания ГП
|
Не имеет права вести хозрасчетную деятельность
Не имеет права заключать сделки, в целях получения прибыли |
||
Снижается нагрузка на бюджет в связи с выводом сотрудников из штата государственного органа.
Гибкость в использовании кадров по сезонному характеру. |
Постоянна нагрузка на бюджет. | ||
Содержание дорожно-строительной техники и оборудования, зданий за счет ГП | Содержание дорожно-строительной техники и оборудования, зданий за счет республиканского бюджета |
- Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не предполагается.
Экономические последствия
Ожидается, что по основному виду деятельности ГП, а именно: по текущему ремонту и содержанию дорог, предприятие должно обеспечивать, как минимум, безубыточное производство, покрывая затраты в соответствии с утвержденными нормативами финансирования на 1 кв.м автомобильных дорог общего пользования в зависимости от их категории и месторасположения.
Одновременно с этим, в связи с наличием права участия в тендерах по капитальному ремонту автодорог и осуществления иной сопутствующей экономической деятельности, у ГП появляется возможность получения прибыли и, соответственно, улучшения материально-технической базы предприятия (приобретения новой дорожно-строительной техники и оборудования, проведение капитального ремонта машин и др.).
Так, согласно расчетам, исходя из текущего парка дорожно-строительных машин, только в результате проведения работ по капитальному ремонту автодорог (устройство асфальтобетонного покрытия) рентабельность затрат ГП составит порядка 10%, рассчитанной по формуле:
где:
Рзатрат – рентабельность затрат, в процентах
ЧП – чистая прибыль после уплаты налога на прибыль, млн. сомов
АДСМ – начисленная амортизация дорожно-строительной техники, млн. сомов
СР – себестоимость работ, млн. сомов
Ниже приведен примерный отчет о прибылях и убытках по устройству асфальтобетонного покрытия.
Расчет прибыли Госпредприятия по капитальному ремонту автодорог
Наименование статей | сумма,
млн. сомов |
в % к объёму работ |
Объём работ: устройство а/б покрытия (2 слоя) | 155,700 | 100% |
Себестоимость работ — всего, в т.ч.: | 142,592 | 92% |
материалы | 134,559 | 94% |
фонд заработной платы | 2,177 | 2% |
производственные накладные расходы | 5,856 | 4% |
Валовая прибыль | 13,108 | 8% |
Административно-управленческие расходы | 1,956 | 1% |
Прибыль предприятия | 11,152 | 7% |
Налог на прибыль (10%) | 1,115 | 1% |
Чистая прибыль | 10,037 | 6% |
Коэффициент рентабельности затрат, в %% | 9,8 % |
Планируется, что по дополнительным контрактам ГП прибыль должна составлять не менее 10% от объема выполненных работ, оказанных услуг.
Необходимо освободитьпилотное государственное предприятие от уплаты в бюджет 50% чистой прибыли по итогам финансового года в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 февраля 2011 года № 62.
Во-первых, создание ГПявляется пилотным проектом для отработки на практике новой схемы управления и финансирования дорожной отрасли и выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могут повлиять на процесс перехода к коммерциализации дорожной отрасли.
Это относится, главным образом, к вопросам становления систем учета и отчетности, мониторинга и надзора за качеством работ, планирования дорожных работ, выявления узких мест в новой нормативной базе и существующем бюджетном законодательстве, оценки объемов бюджетного финансирования, оценки охвата бюджетных ассигнований нормативного объема требуемых дорожных работ и другим вопросам.
Таким образом, на данном этапе существует достаточный массив неопределенностей в обеспечении бесперебойного производственного процесса дорожно-строительных работ. В этой связи, говорить о получении прибыли и отчислениях в бюджет части прибыли на данном этапе реформы преждевременно.
Во-вторых, ежегодная недостаточность бюджетного финансирования работ по среднему, текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них приводит к постепенному ухудшению общего состояния дорожной сети и накоплению работ по капитальному ремонту, реконструкции и реабилитации дорог и дорожных сооружений, требующих внушительных финансовых вложений. На сегодняшний день, в связи с дефицитом бюджетных средств, выделяемых дорожному хозяйству, фактический объем выполненных работ по среднему и текущему ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений составляет не более одной трети от нормативного объема. Для оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности государственных инвестиций, необходимо довести объем фактических работ по ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений до нормативной потребности. Ежегодное увеличение объемов подрядных работ потребует соответствующего наращивания людских и материальных ресурсов и роста потребности в дорожно-строительной технике, что, в свою очередь, приведет к необходимости адекватного увеличения бюджетного финансирования.
В этой связи, изымать из финансового оборота государственного предприятия части прибыли на этапе становления и развития новой системы управления и обслуживания дорожной отрасли представляется нецелесообразной и экономически необоснованной мерой.
Изъятие части прибыли на этапе становления предприятия подрывает его экономическую жизнедеятельность и финансовую самостоятельность в вопросах управления производственным процессом, а также исключает мотивацию на повышение эффективности управления государственным предприятием.
Учитывая вышеизложенное, предлагается освободить пилотное государственное предприятие от отчисления в бюджет 50% прибыли на период становления предприятия или по итогам 2019-2020 финансовых годов, наряду с мерой по использованию прибыли на укрепление материально-технической базы и расширению производства.
- Информация о результатах общественного обсуждения
Предлагаемый проект постановления был опубликован для общественного обсуждения на официальных веб-сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики.
- Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления Правительства Кыргызской Республики Кыргызской Республики разработан в соответствии со статьей 87 (Создание и учредительные документы юридического лица) и 92 (Реорганизация юридического лица) Гражданского кодекса Кыргызской Республики, статьей 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики».
Статья 32 Закона КР «Об автомобильных дорогах» предусматривает обязательства по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Эти обязательства в данной статье указывают на то что, дорожные органы уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, ведающие автомобильными дорогами общего пользования обязаны ремонтировать и содержать автомобильные дороги в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения, обеспечивать благоустройство этих дорог, развитие их сетей и целевое, рациональное и эффективное использование выделяемых для этого финансовых ресурсов. Кроме того указанная статья предусматривает, что ремонт и содержание автомобильных дорог обеспечивается дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и коммуникаций, в ведении которых они находятся. Согласно статьи 13 Закона КР «Об автомобильных дорогах», дорожные органы — это предприятия и организации, уполномоченные осуществлять функции управления дорожной деятельностью, содержащие на своем балансе автомобильные дороги общего пользования и одновременно обеспечивающие их развитие, ремонт и содержание. Из этого следует, что государственноепредприятие может являться дорожным органом, которое будет выполнять работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Дорожно-эксплуатационные учреждения№1, №25, №28, №40, №42, №43, №954, №958, находящиеся в Чуйской области,пройдут процедуру реорганизации путем слияния в государственное предприятие «Чуй автожол». Дорожно-строительная и обслуживающая техника, другое движимое и недвижимое имущество, указанных учреждений перейдет государственному предприятию на праве хозяйственного ведения без права отчуждения по передаточному акту, подготавливаемому Департаментом дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог.
Государственное предприятие «Чуй автожол» в своем уставе будет иметь главную цель своего создания – это зимнее, летнее содержание дорог области и проведение текущего ремонта.
Проект постановления Правительства Кыргызской Республики был проанализирован и подготовлен в соответствии:
1) с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О вопросах образования подведомственных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти Кыргызской Республики и создания государственных предприятий» от 6 июня 2007 года №211, в части соответствия норм проекта постановления действующему порядку создания государственного предприятия и координирования его деятельности профильным ведомством.
2) c постановлением Правительства Кыргызской Республики «О мерах по повышению эффективности системы управления хозяйствующих субъектов с государственной долей участия» от 20 июля 2012 года №513, в части назначения руководителя и заместителей государственного предприятия.
- Информация о необходимости финансирования
Проект постановления не предусматривает дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
- Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
Проект постановления не затрагивает права и законные интересы юридических лиц и не подлежит проведению АРВ.
Министр Ж.К. Калилов
Приложение
СХЕМА
управления Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики |
Центральный аппарат |
Агентство гражданской авиации |
Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация |
Коллегия |
Департамент дорожного хозяйства |
Проектно-изыскательский институт
«Кыргыздортранспроект |
Государственное учреждение
«Производственно-инновационный центр» |
Агентство автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля |
Государственное предприятие
«Национальная компания Кыргызтемиржолу» |
Государственные предприятия автовокзалов и автостанций |
Государственное предприятие «Чуй автожол» |
[1] Содержание дорог – это очистка дорог (снег, наледь, снежный накат, водоотвод, мусор), ликвидация ям, установка дорожных знаков, выравнивание обочины и откосов, очистка труб и мостов.