Проект ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об утверждении Порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики
- 13 404 просм.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств и Порядка пропуска и взимания сборов за проезд транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики» от 8 августа 2011 года № 454
В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и повышения эффективности грузовых автомобильных перевозок, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах» Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств и Порядка пропуска и взимания сборов за проезд транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики» от 8 августа 2011 года № 454, следующие изменения и дополнения:
— Порядок пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств утвержденный вышеуказанным постановлением, дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:
«Водитель грузового транспортного средства обязан:
— Останавливать транспортное средство и по требованию сотрудников уполномоченного органа в сфере контроля над соблюдением весогабаритных параметров передавать им для проверки и изучения:
-водительское удостоверение;
-общий гражданский паспорт гражданина с соответствующей пропиской, а в случае отсутствия водитель обязан, назван фактический адрес проживания;
— регистрационные документы на транспортное средство;
-талон к водительскому удостоверению;
-свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или добровольный патент либо их нотариально заверенные копии – в случае осуществления предпринимательской деятельности по перевозке грузов на данном транспортном средстве;
— в установленных случаях путевой лист и соответствующие документы на перевозимый груз и товарно-транспортные накладные.».
— В максимальных общих массах, осевых нагрузках, размеров и других линейных параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики, утвержденного вышеуказанным постановлением:
— абзац пятый подпункта 1.1. пункта 1 изложить в следующем содержании:
«-четырехосный автомобиль – 32 т;»;
-подпункт 1.1. пункта 1 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
«-пятиосный автомобиль – 35 т;».
— пункт 2 дополнить примечанием следующего содержания:
« — Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку допускается неравномерное распределение нагрузки по осям, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.».
— В порядке установления и возмещения размера вреда и ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов утвержденного вышеуказанным постановлением:
— абзац пять пункта 5 после слова «нагрузок» дополнить словами «общей массы»;
— пункт 5 дополнить абзацем 7 следующего содержания:
«Примечание: В случае не превышения осевых нагрузок установленных норм, то взимание платы в счет возмещение вреда и ущерба осуществляется из разницы между установленной нормами общей массы транспортного средства и фактического значения на момент взвешивания, в случае превышения установленных норм осевых нагрузок то независимо от общей массы транспортного средства возмещение вреда и ущерба осуществляется из разницы между установленной нормами осевых нагрузок и фактического значения на момент взвешивания.».
— пункт 6 изложить в следующей редакции:
«Размер ставки 1 тонны перегруза на 1 км проезда определен в размере 10 сомов.
За превышение допускаемых размеров и других линейных параметров специального и неделимого груза транспортных средств возмещение ущерба и вреда автомобильным дорогам осуществляются в размере 10 сом за 1 км. проезда.»;
— в пункте 12 после слов «крупногабаритных грузов» дополнить словами «по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики»;
— пункт 8 считать утратившим силу.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Премьер-министр Т. Сариев
Справка-обоснование
К проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств и Порядка пропуска и взимания сборов за проезд транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики» от 8 августа 2011 года № 454
В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года № 454, утвержден Порядок пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств.
Согласно указанному порядку, установлены основные технологические операция контроля пропуска транспортных средств на пунктах весогабаритного контроля, при этом отсутствуют обязанности водителей грузовых транспортных средств осуществляющие грузовые перевозки по автомобильным дорогам общего пользования. Одним из операций контроля является остановка транспортного средства, проверка и изучение проездных документов транспортного средства. При этом, не конкретизировано каких именно документов и не обязывает водителя предъявления их для изучения.
Кроме того, согласно положению Департамента весогабаритного контроля при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее-департамент) утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2015 года № 173 сотрудники департамента при выполнении служебных обязанностей имеют право останавливать на линии транспортные средства, перевозящие грузы, для проверки наличия документации и выявления нарушений.
При этом, в действующих нормативных актах отсутствуют нормы обязывающие водителей предъявлять соответствующие документы на транспортное средство и перевозимый груз.
При осуществлении весогабаритного контроля, сотрудникам необходимо установить личность водителя с документациями и владельцем груза, так как при обнаружении нарушений весогабаритных параметров уполномоченные сотрудники пунктов весогабаритного контроля обязаны применить меры административного воздействия согласно ст. 213-5 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики.
Однако в практике, в целях избежание ответственности зачастую водители отказываются предъявлять требуемые документы либо предоставляют неверную информацию личных данных, в некоторых случаях, водители запирая на ключ транспортное средство, покидают места совершения правонарушения, в результате чего в дальнейшем взыскания административного штрафа является не возможным.
Согласно, статьи 213-8 Кодекса об административной ответственности за перевозку грузов автомобильным транспортом без документов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики предусмотрены административные штрафы на граждан в размере двадцати расчетных показателей, на должностных лиц — в размере пятидесяти расчетных показателей, на юридических лиц — в размере ста расчетных показателей. Однако, сотрудники уполномоченного органа в сфере весогабаритного контроля законом порядке не уполномочены привлекать нарушителей по указанной статье.
В целях устранения указанных пробелов в законодательстве, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики(далее МТиК КР) инициирован проект Закона Кыргызской Республики, предусматривающий внесения соответствующих поправок в части уполномочивания некоторых сотрудников департамента, в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 213-8 и 234.
На сегодняшний день, водители, зная о том, что при отказе предъявления соответствующих документов, они могут избежать ответственности, наносят огромный ущерб государству путем разрушения автомобильных дорог и выплат штрафных санкций.
В этой связи, в данный проект постановления, предусматривается внести дополнения в части, обязать водителей грузовых транспортных средств по требованию уполномоченных сотрудников предъявлять соответствующие документы. В случае принятия данного проекта, при отсутствии соответствующих документов, к ним могут быть применены меры административного характера путем наложении штрафа.
Кроме того, проектом предусматриваются поправки в части дополнения максимальных общих масс транспортных средств, которые до настоящего времени отсутствовали в постановлении. В действующей редакции допустимая общая масса установлена транспортным средствам имеющие всего до четырех осей, при этом на сегодняшний день в республике наблюдается увеличение транспортных средств, имеющих пять осей. В связи с чем, имеется необходимость установить максимальную массу пятиосным автомобилям в размере 35 тонн. Также исключается краткое определение четырёхосных автомобилей. Согласно действующей редакции четырехосным автомобилям установлена норма 32 тонны, при этом автомобили данной категории должны быть с двумя ведущими осями, каждая которых состоит из двух пар колес, и иметь воздушную или эквивалентную ей подвеску. Однако, для четырехосных автомобилей без указанных выше параметров отсутствуют нормы общей массы, что затрудняет определения их весовых параметров. В связи с чем, необходимо установить единую для всех четырёхосных автомобилей общую допустимую массу в размере 32 тонны.
Далее, проектом предусмотрено внесения дополнений в порядок установления и возмещения размера вреда и ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в части дополнения понятии общей массы транспортного средства. Согласно действующей редакции указанного порядка, размер вреда и ущерба рассчитываются по установленной формуле S=C×M×L где М-размер между установленной нормами осевых нагрузок и фактическими значениями на момент взвешивания по каждой оси транспортного средства в сумме, тонна. Следует отметить, что в указанном определении отсутствует понятие «общая масса» транспортного средства, в связи с чем, возмещение ущерба осуществляется только за превышение осевых нагрузок. При этом, за превышение общей массы транспортного средства возмещения не предусмотрены. В связи с чем, необходимо дополнить понятием общей массы транспортного средства, согласно которому за превышение осевых нагрузок и общей массы транспортного средства будет производиться возмещение ущерба автомобильным дорогам. Также, проектом предусмотрено примечание, согласно которому при превышении осевых нагрузок установленных норм, возмещение ущерба осуществляется из разницы между установленной нормами общей массы транспортного средства и фактического значения на момент взвешивания, а в случаях если будет превышение осевых нагрузок и/или общей массы то возмещение вреда будет осуществляться из разницы осевых нагрузок от фактического значения.
Более того, согласно указанному порядку возмещения ущерба определён в размере 20 сом на 1 тонны перегруза на 1 км проезда. Учитывая экономическое состояние граждан, а также стоимость перевозки грузом данная стоимость является более чем высокой. К примеру, если грузоперевозчик направляется из г. Бишкек в г. Ош расстояние 680 км перегруз составляет 2 тонны, то согласно действующей ставки 20 сом водитель должен возместить ущерб в размере 27 200 сом, тогда как его услуги по перевозке рыночной стоимостью стоят менее четырёх сом за 1 кг. Соответственно, данную сумму никто не хочет платить, что толкает водителя идти на крайние меры, т.е. договорится на меньшую сумму с работниками пункта контроля. Приведенные к примеру, размер перегруза являются минимальными чаще перегрузы составляют от 5 тонн и выше в результате чего, возмещения ущерба для перевозчиков не являются возможным, тем самым создается коррупционные риски. Данным проектом предлагается уменьшить размер ставки возмещения ущерба до 10 сом. К примеру, тот же груз из г. Бишкек до г. Ош 680 км. за перегруз 2 тонны должен будет возместить ущерб около 13600 сом. В результате чего, перевозчики предпочтут возместить ущерб и вполне легально перевозить груз. При принятии данного проекта существенно вырастет пополнения в республиканский бюджет, и снизятся коррупционные риски.
В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 08.08.2011 № 454 утвержден Порядок установления и возмещения размера вреда и ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Однако в указанном порядке установлен порядок возмещения вреда и ущерба только за превышения массы транспортного средства т.е., порядок не предусматривает возмещения вреда за превышение линейных параметров специального и неделимого груза транспортных средств. В связи с чем, проектом предусмотрена норма предусматривающая возмещение вреда за превышение допускаемых размеров и других линейных параметров специального и неделимого груза в размере 10 сомов.
На основании вышеизложенного, а также в целях недопущения избежание ответственности правонарушителями грузовых транспортных средств, пополнения финансовых средств, в республиканский бюджет, сохранения автомобильных дорог и снижения коррупционных рисков, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики и вносится на согласование.
Министр А. Малабаев