Жамшитбек Калилов, министр транспорта и дорог: «Впервые в истории Кыргызстана мы заасфальтировали 350 км внутренних дорог»
- 664 просм.
— Жамшитбек Калилович, начнем разговор с того, какие успехи и недостатки имеют место в министерстве?
— Слава богу, успехов очень много, вместе с тем есть и недостатки. Например, оказывается, мы на гранты привозили из зарубежья технику, оставляли без внимания их ремонт. Повесили на шею ДЭУ, они хотели просто масло заменить, но из бюджета деньги не выделялись, были случаи выхода из строя техники. Отдавали поступавшую извне технику не знающим правил их эксплуатации людям, зарегистрированы факты преждевременной поломки. Мы устранили эти недостатки, в прошлом году открыли научно-производственный центр. Он научит качественному обращению с техникой. К своим успешным делам можем причислить следующее. Впервые министерство провело в прошлом году три большие международные конференции. Также один из крупных проектов – мы строим альтернативную автодорогу Север-Юг по самым высоким технологиям. Впервые в Средней Азии строится дорога второй категории в очень тяжелых природных условиях.
— Вышла ли авиация из черного списка? Какие сдвиги есть по железной дороге?
— Да, авиация в 2009 года вошла в черный список. Сейчас мы работаем по утвержденной пошаговой программе. Международные аудиторы ежегодно давали предупреждения, только в прошлом году не нашли недостатков. У нас есть цель выйти из черного списка. Кроме того, мы проводим работы по увеличению количества внешних и внутренних рейсов, снижению тарифов. Касательно железной дороги также дела идут вперед. С переходом на внутренний тариф снизились цены и на товары. Мы проводим работы по укреплению материально-технической базы, в прошлом году взяли из Русско-Кыргызского фонда 8 млн денег. На эти средства купили грузовые вагоны, 60 поступило, еще 90 вагонов поступят в ближайшие дни. Рельсы нашей железной дороги из дерева. Выполняем план по переводу на бетонные рельсы для приведения в соответствие с евростандартом, несмотря на нехватку средств мы реализуем работу на практике. Мы достигли соглашения о прямом провозе поступающих из России и Казахстана грузов на наш юг.
— Много негативных мнений о весогабаритных постах, не превратилось ли это в очаг коррупции?
— Да, от народа поступало очень много недовольства, жалоб на коррупционные элементы. Это правда, на основе прямого сговора между оператором и шофером деньги не поступали в бюджет, разворачивались в другую сторону. Чтоб такого не было, мы привели к единому учету, весы на постах по весогабаритному контролю мы перевели на единый электронный учет. Сейчас там оператор всего лишь нажимает кнопку, остальную операцию чисто подсчитывает электронная касса, выдает чек, шофер платит деньги в банкомате. Из рук в руки не передаются. Кроме того мы переводим на электронный учет шлагбаумы на дороге Бишкек-Ош. Теперь там ни одна машина не проедет без оплаты денег. Если проедет автомашина какого-то государственного органа, она проезжает с оплатой, но деньги через Минфин снова выплачиваются предприятию. Я тоже плачу при проезде как министр дорог.
— В общественности очень сильно недовольство качеством дорог, кто это проверяет?
— В инвестиционных проектах могут быть разбитые дороги, не можем решительно сказать, что этого не может быть. Потому что природные условия по сравнению с другими государствами у нас суровые. Но это может составить лишь 1% от выполненных работ, отремонтируют ее. Самый основной недостаток в отношении к дорогам «ну вот, дорога построена, теперь послужит». Как бы хорошо ни была построена дорога, на поддержание ее в хорошем состоянии требуются большие расходы. Вкратце, надо содержать, смотреть. С приходом весны воды по дорогам текут как реки, если разворачивать их русла, чистить трубы, то надолго сохранится качество. Мы привели систему в порядок для повышения качества. Мы узаконили все три ступени: «заказчик», консультант, «подрядчик». Теперь министерство исполняет функцию заказчика. Консультант проверяет качество, срок эксплуатации, соответствуют или нет норме используемые материалы. Подрядчик ведет работу, взяв ответственность за строительство. Гарантийный срок до этого давался на один год, в прошлом году срок продлен на 5 лет, по-моему, еще больше улучшится качество исполненных работ.
— Есть ли правда в словах: плохое строительство дорог обусловлено коррупцией между подрядчиком и министерством, вопрос стал решаться «шапкой»?
— Да, касательно строительства дорог в народе говорят разные слова и анекдоты. Но здесь рассмотрен вопрос недопущения коррупции между министерством и подрядчиком. Дающие нам деньги банки привели к нам извне для контроля независимые предприятия. В 1995 году перед началом строительства автодороги Ош-Бишкек мы искали финансовые источники. Тогда банки поставили нам требование: «Если мы дадим деньги, а контроль оставим им самим, то деньги уйдут в другую сторону, дорога завершится некачественно, поэтому деньги дадим министерству, контроль поручим внешнему предприятию». Этот принцип сохраняется до сих пор. Контроль проводим не мы, а направленные банками независимые предприятия. А они работают на свою репутацию. Если вдруг пойдут на переговоры из-под полы, то войдут в черный список банка, выйдут из доверия. Следовательно, сказанные в народе слова не соответствуют действительности. Дополню, есть группы по реализации инвестиционных проектов. До этого Азиатский банк развития и Всемирный банк подчинились одному ГРИП, многие проекты отодвинулись назад. Но даже после отката назад, работающие там люди год-два продолжали получать зарплаты. Мы поставили этому заслон, ввели положение: исполните в срок, а иначе зарплаты не получите.
— У вас есть аргументы утверждающим: Министерство получает долю с частных фирм, участвующих в тендере, а тех, кто не смазывает ладонь, бьет наотмашь?
— Тендеры не мы проводим, поэтому вопрос можно задать другой стороне. За 25 лет ни одна кыргызская компания не могла участвовать в международном тендере. Этот недостаток допущен нами, мы не могли им создать условий. Они не могли присоединиться из-за отсутствия финансовой, технической базы. Мы сейчас взяли работу в свои руки, рассматриваем условия участия. Но работы по внутренним дорогам выполняют только наши свои компании. В прошлом году мы заасфальтировали 350 км внутренних дорог. Такое происходит впервые в истории Кыргызстана. Это только те, что не вошли в инвестиционные проекты, а сделаны на выделенные из своего бюджета средства, думаем, объем вырастет еще больше в нынешнем году.
— У общественности вызывало недовольство проведение ремонтных работ на дорогах без очистки ям и колдобин от воды. В народе бытует мнение, что наказали простых рабочих, а высокопоставленные не ушли с должностей…
— Ни к одному работнику, выполнившему работу, не принято мер. Ушли с работы руководитель и главный инженер того предприятия. Дан выговор ответственному работнику департамента. Мы выгнали не простых сотрудников, а давших им задание.
— В чем цель объединения автовокзалов в одно предприятие? Это не политика сбора средств из регионов в центр?
— Мы объединили автовокзалы, создали предприятие «Кыргыз автобекети». Дело в том, что в областях, городах автовокзалы остались работать сами по себе. У некоторых имеются взятые в банках кредиты, но не погашая их, по 5-10 лет получали зарплаты. Чтоб поставить это на место и упорядочить мы создали одно предприятие. К тому же оказалось, местная власть поделила территорию каждого автовокзала, внутри поставила автозаправки и превратила в частные личные базары. Например, один предприниматель 20 лет пользовался Восточным автовокзалом Бишкека, еле-еле выдворили его базар, мы освободили территорию. Внутри автовокзала международного значения в Оше с наибольшим скоплением народа построили заправки, мы через суд работаем над восстановлением порядка. В общем, чтоб каждый автовокзал не стал сам себе хозяином, создали только одно предприятие «Кыргыз автобекети», а все остальные сделали филиалами. Польза от этого большая, например, в Ак-Талинском районе есть маленький автовокзал, его крыша протекает, но нет средств для ремонта. Откуда они возьмут, если не даст государство? Мы решили создать одно предприятие, чтоб все финансы собрать в одном месте. От автовокзалов в больших городах поступает прибыль, за счет них будет оказана помощь автовокзалам всех регионов.
— Откуда берется битум, требуемый дорожной отраслью? Правда ли, что вы лично контролируете битумный бизнес?
— В дороге используется много вещей: железо, цемент, щебенка, асфальт и другое. Это реализуют государственные закупки. Сюда напрямую не могут вмешиваться ни министерство, ни министр, ни департамент. Может быть, раньше было такое, сейчас упорядочивают только государственные закупки. Я не могу решать.
— Следовательно, у вас нет битумного бизнеса?
— Нет. Также, оказывается, есть информация «садится на шапку и берет». Причастности нет. Город сам выбирает, сам строит.
— Распространились слова о покупке вами квартиры в одной из западных стран?
— (смеется). Было бы очень хорошо, если б у меня была квартира на Западе. Было бы хорошо показать написавшему это человеку. Такой вещи нет.
— Вы же до этого не делали бизнес?
— Я пришел, будучи изначально в производстве. Но взял в аренду землю, сеял клевер, сажал картошку. А моя супруга торгует на Дордое. Мой сын вначале работал на государственной службе, поздней из-за маленькой зарплаты он сказал «отец, трудно стало кормить детей, семью», я дал согласие, сейчас он ведет свой бизнес.