УВЕДОМЛЕНИЕ
- 1 307 просм.
УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по реализации Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), совершенного в городе Женева 1 сентября 1970 года»
Настоящим Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
- Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
Проблемная ситуация: Высокие риски финансовых и материальных потерь у экспортно-ориентированных организаций и транспортных предприятий, при вывозе скоропортящийся грузов с территории Кыргызской Республики на территорию иностранных государств в виду отсутствия сертификации оборудования для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов (изотермических транспортных средств, транспортных средств — ледников, транспортных средств — рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств).
Проблема: Неурегулированность процедур выдачи сертификата (сертификации) оборудования для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов (изотермических транспортных средств, транспортных средств — ледников, транспортных средств — рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств) на транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов в зарубежные страны.
Законом Кыргызской Республики от 30 июня 2011 года № 63 «О присоединении Кыргызской Республики к Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, совершенному в городе Женева 1 сентября 1970 года» Кыргызская Республика присоединилась к соглашению.
В Соглашение вступили 48 государств, в том числе практически все государства-участники СНГ, в числе которых Республика Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, а также Российская Федерация. Нормы Соглашения применяется к транспортным операциям, осуществляющимся на территории не менее двух договаривающихся сторон.
Одной из целей Соглашения является защита жизни и здоровья людей путем сертификации оборудования для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов (изотермических транспортных средств, транспортных средств — ледников, транспортных средств — рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств), т.е. сохранение качественных показателей пищевых продуктов во время их перевозки. Одновременно с этим Соглашением предусматривается процедура выдачи свидетельства о соответствии нормам Соглашения СПС (далее – свидетельство СПС) уполномоченным государственным органом стран членов Соглашения.
Статьей 2 Соглашения установлено, что договаривающиеся стороны принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы специальные транспортные средства, осматривались и проверялись на основании положений, указанных в соответствующих приложениях к Соглашению. Специальные транспортные средства должны пройти испытания на предмет соответствия их требованиям и условиям перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, по итогам которых подтверждается соответствующим свидетельством о соответствии. Каждая Договаривающаяся сторона признает действительность таких свидетельств о соответствии, выданных компетентным органом другой договаривающейся стороны. Таким образом, анализируемый проект постановления был разработан в целях исполнения положений Соглашения.
Во исполнение Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, совершенному в городе Женева 1 сентября 1970 года в Кыргызской Республике должны быть созданы и открыты к использованию лаборатории и орган уполномоченый выдавать международный сертификат относительно пригодности самого рефрежиратора.
Актуальность проблемы выражается в том, что с 2011 года Кыргызская Республика присоединилась к данному Соглашению для того, чтобы отечественные участники внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций, при ввозе и вывозе в/из страны СПП, обеспечивали пищевую безопасность таких продукций. Главным требованием при перевозке скоропортящихся продуктов является соблюдение предписанного температурного режима во время пути. Для этого используются специальные контейнеры – рефрижераторы, а также изотермические установки.
То есть по сути, мы имеем принятое и ратифицированное Соглашение, однако до сих пор не имеется нормативно-правового механизма его реализации и применения.
В силу того, что в Кыргызской Республике не созданы необходимые условия для реализации и исполнения положений и требований Соглашения, рассматриваем в этом факте само основание для государственного вмешательства. Причин для неблагоприятных условий несколько:
А) Не разработана нормативно-правовая база по реализации положений и требований Соглашения. То есть, при возникновении вопроса о выдаче такого Сертификата СПС не на что ссылаться.
Б) Не определен порядок уполномочивания и порядок работы испытательных станций (лабораторий) к выполнению работ по испытанию специальных транспортных средств для этих целей. В отсутствие такой нормативно-правовой базы не проводятся работы по созданию таких испытательных станций.
В результате такой проблемной ситуации, отечественные автоперевозчики из-за отсутствия нормативно-правовой базы и необходимых условий для перевозки СПП, вынуждены проводить сертификацию специальных транспортных средств в других странах, что требует дополнительные финансовые затраты и время. Стоимость услуг по сертификации оборудований специальных транспортных средств в Российской Федерации, Республике Казахстан обходится около 400 долларов США, а в таких Европейских государствах как Германия, Франция, Италия стоимость сертификации составляет около 500 – 1 000 Евро. При этом средий размер штрафа за отсутствие Сертификата СПС, например в Республике Казахстан, составляет в среднем 100 000 сомов.
В этой связи, возникает острая необходимость создания нормативно-правовой базы для реализации Соглашения и создания необходимых условий для международной перевозки СПП отечественными автоперевозчиками.
- Описание цели предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения проблем (основных норм регулирования):
Целью принятия данного проекта постановления является создание отечественным автоперевозчикам благоприятные условия для перевозки скоропортящихся продуктов.
Причиной принятия данного проекта постановления являются:
— обязательства Кыргызской Республики по реализации Соглашения СПС;
— отсутствие в Кыргызской Республике возможности получения отечественными автоперевозчиками подтверждающих документов соответствия транспортного средства для международной перевозки СПП в соответствии с требованиями Соглашения СПС;
— невозможность проведения испытаний специального транспортного средства и получения перевозчиками разрешительного документа для перевозки СПП в Кыргызской Республике.
Цели регулирования
Индикаторы достижения целей.
Качественные индикаторы достижения цели:
— улучшение инвестиционного климата, привлекательность страны;
— снижение коррупционных рисков;
— снижение уровня и объема административного бремени для перевозчика;
— снижение времени, затрачиваемое на бюрократические процедуры;
— модернизация логистической отрасли страны;
— повышение прибыльности отечественных транспортных и экспортных компаний;
— улучшение места страны в международных рейтингах в области логистики;
— продвижение экспорта.
Количественные индикаторы достижения цели:
- Доведение затрат от простоя транспортных компаний до 0 сомов в связи исключением простоя из-за отсутствия соответствующих документов;
- Увеличение количества рабочих мест;
- Увеличение налоговых и социальных отчислений;
- Сроки транспортировки СПП сокращены в среднем в два раза;
- Количество разрешительных документов госорганов увеличилось минимально (+ 1 за сертификацию рефрижератора).
- Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
Ожидаемое воздействие на группы интересов:
Государство: Принятие данного проекта постановления положительно отразится на обеспечении пищевой безопасности и развитие экспорта/импорта СПП в стране, способствует созданию и развитию отечественных испытательных станций (лабораторий), государственное регулирование данного вида сектора услуг в транспортном комплексе, создание новых рабочих мест и поступление дополнительных налоговых поступлений.
Автоперевозчики: имеют возможность прохождения транспортного средства в испытательных станциях (лабораториях) и получить свидетельства о соответствии нормам СПС на бесплатной основе в Кыргызской Республике, имеют финансовую выгоду. Кроме этого, сокращается время на прохождение процедуры испытания и получения свидетельства СПС.
Испытательные станции (лаборатории): приобретают право оказания услуг согласно требованиям СПС отечественным и иностранным перевозчикам и получение дохода от этой деятельности.
Проведенные общественные обсуждения показали, что основная часть стейкхолдеров склоняется к мнению, что данный вариант регулирования позволит улучшить экономическую ситуацию в стране. Позиционирование республики как страны с эффективными и современными способами логистики дадут толчок к развитию конкуренции между другими странами региона. Это будет способствовать постоянному улучшению и модернизации строительной сферы всей страны. Ниже представлена таблица оценки воздействия от предлагаемого регулирования.
Таблица 1
Для государства | Шкала оценки
(от 1 до 5) |
Отрицательные стороны |
Сокращение периода времени доставки грузов из КР | 5 | Нет |
Снижение объема расходов | 5 | Нет |
Увеличение количества рабочих мест | 5 | Нет |
Модернизация логистической отрасли страны | 5 | Нет |
Увеличение количества работающих транспортных предприятий | 5 | Нет |
Увеличение налоговых и прочих поступлений государству | 5 | Нет |
Повышение прибыльности отечественных компаний | 5 | Нет |
Снижение стоимости доставки | 5 | Нет |
Повышение безопасности | 5 | Нет |
Снижение риска коррупционных проявлений | 5 | Нет |
При этом необходимо отметить, что введение данного регулирования не ляжет бременем в виде административного барьера для субъектов предпринимательства. Кроме того, четкая регламентация всех процедур выдачи разрешения на проведение сертификации рефрижераторов, в котором детально будут регламентированы процедуры, снизит проявления коррупционных рисков, исключит излишние требования в отношении субъектов предпринимательства, а также позволит предпринимателям знать предъявляемые к ним требования.
Поскольку предлагаемый вариант регулирования будет непосредственно затрагивать предпринимательскую деятельность, ниже приведена таблица оценки регулятивного воздействия для бизнес-сообщества (Табл. 2).
Таблица 2
Для бизнес-сообщества | Шкала оценки (от 1 до 5) | Отрицательные стороны |
Сокращение периода времени доставки | 5 | Нет |
Снижение объема расходов | 5 | Нет |
Повышение прибыльности отечественных компаний | 5 | Нет |
Модернизация логистической отрасли страны | 5 | Нет |
Благосостояние компании (платежеспособность) | 5 | Нет |
Снижение стоимости перевозок | 4 | Нет |
Снижение барьеров при международных перевозках | 4 | Нет |
Конкуренция повысится | 4 | Снижение цены на перевозки |
Доступно качественное услуга по СПП | 5 | Нет |
Повышение безопасности | 5 | Нет |
Снижение риска коррупционных проявлений | 5 | Нет |
Введение данного варианта регулирования не будет лежать бременем в виде административного барьера и для населения республики. Регламентация процедур выдачи сертификации, в котором детально будут регламентированы процедуры, создадут разнообразие в предложении услуг логистики, цен на перевозки. Граждане также подвергаются влиянию от такого способа регулирования.
Введение данного варианта регулирования не будет лежать бременем в виде административного барьера и для населения республики. Регламентация процедур выдачи сертификации, в котором детально будут регламентированы процедуры, создадут разнообразие в предложении услуг логистики, цен на перевозки. Граждане также подвергаются влиянию от такого способа регулирования.
Поскольку предлагаемый данный вариант регулирования будет непосредственно затрагивать и интересы населения, ниже приведена таблица оценки регулятивного воздействия для населения страны (Табл. 3).
Таблица 3
Для населения | Шкала оценки (от 1 до 5) | Отрицательные стороны |
Обеспеченность логистическими услугами по недорогой цене | 5 | Нет |
Увеличение количества рабочих мест | 4 | Нет |
Доступна качественная услуга | 5 | Нет |
Повышение безопасности | 5 | Нет |
Снижение риска коррупционных проявлений | 5 | Нет |
Благосостояние населения (платежеспособность) | 5 | Нет |
Увеличение ассортимента в выборе логистических услуг | 5 | Нет |
Как видно из вышеприведенных таблиц, для каждой группы стейкхолдеров, будь то государство, бизнес-сообществ или население, выгодно принятие данного Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики. Введение возможности проведения сертификации, в котором детально будут регламентированы процедуры позволяет улучшить ряд показателей, значимых для каждой из указанных групп стейкхолдеров: снижение объема времени, от погрузки на экспорт до доставки в сетевые магазины; снижение расходов при логистике; увеличение количества рабочих мест. Улучшение этих индикаторов несет выгоды всем стейкхолдерам.
- Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
В ходе анализа возможные неблагоприятные последствия не предвидены.
- Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных показателей):
В настоящее время в Кыргызской Республике зарегистрировано около 1200 автомобилей рефрижераторов, которыми ежегодно перевозится около 70 000 тонн скоропортящихся грузов (мясо, яйца, рыба, молочные и мясные продукты и др.) и наши перевозчики проводят сертификацию оборудования транспортных средств в других странах, что требует дополнительные финансовые затраты. Так, например, в Российской Федерации, Республике Казахстан сертификация обходится около 400 долларов США, а в таких Европейских государствах как Германия, Франция, Италия стоимость сертификации составляет около 500 — 1000 Евро.
- Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Предполагается, что выдача свидетельства СПС будет осуществляется на бесплатной основе. Кроме этого после создания Центра обслуживания предпринимателей будет предусмотрена выдача в ЦОП разрешительных документов в сфере транспорта, в том числе свидетельства СПС. То есть автоперевозчики не будут нести материальных расходов для получения свидетельства в уполномочонном органе.
Автоперевозчики имеют возможность прохождения транспортного средства в испытательных станциях (лабораториях) и получить свидетельства о соответствии нормам СПС на бесплатной основе в Кыргызской Республике, имеют финансовую выгоду. Кроме этого, сокращается время на прохождение процедуры испытания и получения свидетельства СПС.
- Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Реализация вышеуказанного проекта постановления не требует от государственного органа значительных финансовых вложений. Требуется только незначительные средства для изготовления бланков свидетельств СПС, с учетом того, что свидетельства выдаются срок на 6 лет, а общее количество специальных транспортных средств для перевозки СПП составляет около 1,5 тысяч единиц.
Принятие данного проекта постановления положительно отразится на обеспечении пищевой безопасности и развитие экспорта/импорта СПП в стране, способствует созданию и развитию отечественных испытательных станций (лабораторий), государственное регулирование данного вида сектора услуг в транспортном комплексе, создание новых рабочих мест и поступление дополнительных налоговых поступлений.
- Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
— является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
— ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования?
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | nurmatm@gmail.com |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, ул. Исанова 42 |
2. Срок приема предложений не позднее | 27 октября 2021 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 1 ноября 2021 года |