mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики»»

Проект постановления Правительства  Кыргызской Республики  «О проекте Закона Кыргызской Республики  «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики»» (далее – законопроект) разработан в целях выполнения Детализированного плана мероприятий по демонтажу коррупции в системе гражданской авиации (далее – Детализированный план) и деятельности в области авиации в части касающейся определения понятия беспилотного воздушного судна (далее – БВС).

В соответствии с коррупционным риском 2 «Получения разрешения на чартерные и специальные рейсы» Детализированного плана необходимо разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру оформления и получения разрешения на осуществление чартерных рейсов, а также провести процедуры по переходу с разрешительной системы по осуществлению чартерных рейсов в Агентстве гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее – АГА) на уведомительную. В этих целях предлагается исключить АГА из списка государственных органов, с которыми необходимо проведение обязательного согласования. АГА должно получать сведения о запланированных чартерных рейсах в уведомительном порядке.

Ожидаемыми результатами, указанными в Детализированном плане являются:

— регламентация порядка оформления чартерных рейсов;

— упрощение порядка получения разрешения на осуществление чартерных рейсов;

— экономическая выгода.

Принимая во внимание изложенное, предлагается дополнить статью 132 Воздушного кодекса Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года №218 частью 5 следующего содержания:

«Разрешение на использование воздушного пространства для нерегулярных воздушных перевозок выдается поставщиками аэронавигационного обслуживания совместно с эксплуатантом аэропорта уведомляя при этом орган гражданской авиации.

Порядок использования воздушного пространства для нерегулярных воздушных перевозок (разрешительный или уведомительный) устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики по использованию  воздушного пространства Кыргызской Республики.».

Безусловно, в Воздушном кодексе Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года №218, невозможно полностью описать порядок использования воздушного пространства для нерегулярных воздушных перевозок. Поэтому порядок использования воздушного пространства для нерегулярных воздушных перевозок предлагается  закрепить в Авиационных правилах Кыргызской Республики по использованию  воздушного пространства Кыргызской Республики.

В настоящее время, детальный порядок использования воздушного пространства оговаривается в Положении об использовании воздушного пространства в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 июня 1999 года №349 (далее – Положение).  В пункте 16 раздела «Государственное регулирование вопросов использования воздушного пространства» Положения закреплено, что разрешение на выполнение регулярных и нерегулярных воздушных сообщений на этапе предварительного планирования выдается в установленном порядке Департаментом ВТ и ИВП (в настоящее время Агентство гражданской авиации) через Главный центр по организации воздушного движения Кыргызской Республики.

Реализация законопроекта потребует последующего внесения изменений в нормативные правовые акты в области гражданской авиации.

В этой связи, целесообразно в последующем, Положение признать утратившим силу. Таким образом, в дальнейшем, утвердить  Авиационные правила Кыргызской Республики по использованию  воздушного пространства Кыргызской Республики постановлением Правительства Кыргызской Республики, в которых и исключить Агентство гражданской авиации Кыргызской Республики из списка государственных органов, с которым необходимо проводить обязательное согласование.

В этой связи в законопроекте указывается следующая норма: «Правительству Кыргызской Республики в трёхмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.».

Такая норма Закона позволит обеспечить разработку проекта и дальнейшее утверждение Авиационных правил Кыргызской Республики по использованию  воздушного пространства Кыргызской Республики.

Поскольку,  разрешительный порядок использования воздушного пространства и уведомительный порядок использования воздушного пространства отличаются степенью ограничения свободы действий пользователей воздушного пространства, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также наличием или отсутствием законного усмотрения у органов системы организации воздушного движения или иного уполномоченного органа в Авиационных правилах Кыргызской Республики по использованию  воздушного пространства Кыргызской Республики необходимо чётко регламентировать порядок выдачи разрешений и уведомлений по использованию воздушного пространства Кыргызской Республики органом государственного регулирования и поставщиками аэронавигационного обслуживания с согласованием эксплуатанта аэропорта и их взаимодействие.

 

Во-вторых, Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила. Однако специфика их использования требует разработки и внесения изменений в воздушное законодательство Кыргызской Республики.

Существующее определение беспилотного воздушного судна, закреплённого в подпункте 10 статьи 6 Воздушного кодекса Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года №218, содержит указание на взлётную массу не более 10 килограммов. Однако, в настоящее время, существуют и эксплуатируются беспилотные воздушные суда с меньшей массой. В этой связи и пересматривается существующее определение беспилотного воздушного судна, которое представлено следующим образом: «Беспилотное воздушное судно –  летательный аппарат без экипажа на борту, который пилотируется либо автоматически, либо под дистанционным управлением наземного оператора или из любого транспортного средства».

Также, расширяющиеся возможности использования БВС в целях обеспечения потребностей экономики, решения задач в областях обороны и обеспечения безопасности Кыргызской Республики, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сфере внутренних дел требуют конкретизации в Воздушном кодексе Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года №218, учитывающей особенности БВС при их использовании в гражданской и государственной авиации.

В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года №218 уточняющего определения БВС.

В соответствии статьей 22 и 23 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»  данный законопроект размещён на официальных  сайтах Агентства гражданской авиации  при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и  Аппарата Правительства Кыргызской Республики для  общественного обсуждения.

Принятие законопроекта не повлечёт изменение расходов, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Данный проект Закона не подлежит гендерной, экологической, коррупционной и иной научной экспертизе.

Законопроект  не затрагивает вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, в связи, с чем проведение анализа регулятивного воздействия не требуется.

      

 

Министр                                                                                  Ж.Калилов