mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

С хорошей дороги начинается будущее.

Пока все верхние строчки новостей Кыргызстана занимают политические события, практически незаметным остается происходящее в обычной жизни, но если обратить внимание, именно эти события окажутся наиболее важными и интересными, потому что касаются каждого из нас.

«Нам говорили, что у вас плохие дороги, но мы убедились, что они у вас просто отсутствуют», — так сокрушенно вздыхали иностранцы, если судить по анекдоту, который рассказывали друг другу кыргызстанцы. Действительно, изношенность дорог оставляла желать лучшего. Между тем развитая инфраструктура является залогом экономического развития государства. Если рассматривать государство как живой организм, дороги — это артерии и капилляры, кровеносные сосуды. По тонким серым линиям происходят жизненно важные процессы для любой страны. От них зависит развитие в любой сфере: экономической, социальной, промышленной, аграрной, оборонной и это не полный список. Мировой опыт показывает – развитая дорожная инфраструктура — это один из самых главных и ценных ресурсов.

Пять лет назад в Кыргызстане была принята Национальная стратегия устойчивого развития, поставившая ряд амбициозных задач, к решению которых прежние власти за все предыдущие годы так и не приступили. Речь идет о строительстве дорожной инфраструктуры, находившейся еще несколько лет назад в абсолютно безобразном состоянии, а за 20 лет независимости в республике фактически была построена всего одна большая трасса – это дорога, соединяющая север и юг республики, из Бишкека в Ош. До всех остальных дорог — на Торугарт, в Иркештам, из Оша в Баткен, трасс в объезд анклавов и спорных территорий — руки как-то не дошли, хотя планы по ним были утверждены и кредиторы найдены. Но фактически транспортная сеть на момент принятия стратегии находилась в критическом состоянии, свободных средств на ее поддержание и восстановление не было.

Но НСУР обозначила необходимость решить несколько важных проблем, которые заключались в реабилитации пяти маршрутов автомобильных дорог, представляющих собой международные транспортные коридоры; в сохранении и улучшение внутренней сети автомобильных дорог с твердым покрытием, а также в обеспечении транспортной независимости страны. Эти задачи стали крупными национальными проектами.

Что мы имеем на сегодняшний день? Согласно данным Министерства транспорта и дорог Кыргызстана, в 2016 году была практически полностью завершена реабилитация автомобильной дороги Бишкек — Нарын — Торугарт протяженностью 539 км. Мы помним, как сложно и трудно было ехать на Иссык-Куль, а еще сложнее – в Нарын. Но теперь на дороге установлены парапеты, нанесена дорожная разметка, причем значительная часть дороги была отремонтирована на год раньше положенного срока. В текущем году будут произведены работы на оставшихся 93 км трассы с 272-го по 365-й км, средства на эти цели выделил Исламский банк развития.

Несколько лет назад началась реабилитация автомобильной дороги Ош — Баткен — Исфана, такой многострадальной трассы, что ехать по ней раньше можно было только в том случае, если другие способы просто не доступны, либо если ты являешься любителем экстремальной езды.

Общая протяженность трассы составляет 360 км, от Оша до Баткена – 230 км. Дорога идет в обход узбекский и таджикских территорий, и, несмотря на то, что путь немного станет длиннее, тем не менее он будет преодолеваться гораздо спокойнее и безопаснее, что решает сразу очень много проблем местных жителей. На сегодняшний день на дороге Ош — Баткен — Исфана завершены строительные работы на нескольких участках. В целом реабилитация этой трассы имеет стратегические значение, так как она является продолжением дороги Бишкек – Ош и ввод ее в эксплуатацию обеспечит как местные, так и транзитные пассажирские и грузовые перевозки с дальнейшим выходом в южные и юго-западные районы Таджикистана и далее через Афганистан и Иран к портам Индийского океана.

Строительство трассы Ош — Баткен — Исфана является частью проекта программы экономического сотрудничества стран Центральной Азии, предусматривающей согласованную региональную деятельность пассажирского и грузового транспорта и программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии, направленной на развитие транзитных транспортных коридоров.

В 2014 году началось строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, которая пройдет от Балыкчы через Кокомерен, Казарман в Джалал-Абад. Протяженность трассы — 433 километра. Дорога на 300 км короче, чем тот путь, который надо преодолеть сегодня, если ехать из Балыкчы в Джалал-Абад. Идея строительства трассы заключается в создании еще одного альтернативного транспортного коридора с севера на юг, чтобы разгрузить единственную сегодня трассу с севера на юг, сократить расстояния между регионами, дать возможность для их взаимного развития. В целом стоимость проекта оценивается в 850 миллионов долларов, сейчас работы идут по первой и второй фазам. При завершении дороги, а также после полного восстановления трассы вокруг Иссык-Куля, которая начнется в ближайшее время, можно будет говорить о создании новых транзитных транспортных коридоров: на севере – это соединение с трассами Казахстана и РФ, на юге – с Таджикистаном, и через уже завершенную дорогу Ош — Сары-Таш — Иркештам – с Китаем.

В планах на этой год у Минтранса – реализация третьей фазы реконструкции автомобильной дороги Тараз — Талас — Суусамыр с 75-го по 105-й км; реконструкция трассы Бишкек — Кара-Балта с 9-го по 60-й км, проведение тендера для реабилитации участка автодороги Бишкек — Ош «Маданият-Джалал-Абад»; завершение начатого в прошлом году строительства автодороги Балыкчы — Корумду, а также обсуждение с Казахстаном возможностей строительства дороги Чолпон-Ата — Алматы. И, конечно, работа над восстановлением дорог местного значения, ремонт дорожных магистралей в Бишкеке. Ведь это впервые, когда в стране такое пристальное внимание уделяется восстановлению дорожной сети.

Конечно, все это требует больших сил и вложений. Чтобы строить дороги, нужны средства. Основные кредиторы – Китай, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Всемирный банк и Азиатский банк развития — с пониманием относятся к ситуации в Кыргызстане, и часть выделяемых финансов предоставляется на грантовой основе. Очевидно, что деньги идут на очень нужное дело. Тем не менее в последнее время много говорится о том, что страна слишком много назанимала за эти годы. Много критики по этому поводу: мол, как отдавать будем? Но, к сведению тех, кто ругает власть за займы: значительная часть этих средств пошла как раз на проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, в частности реабилитации дороги из Бишкека через Нарын в Торгурат, которой все мы, в том числе и критики, пользуемся, если едем на Иссык-Куль. Экономический эффект будет, в этом уверены специалисты, так как, хорошие дороги решат логистические проблемы, которые важны для реализации других амбициозных проектов.

Как говорится, стратегия бьет тактику, а логистика стратегию. Поэтому одним из приоритетных задач НСУР и стала реализация инфраструктурных проектов.