mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Проект ПРИКАЗа МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОГ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «Об утверждении Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021 — 2025 годы»

Проект

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОГ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

«Об утверждении Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021 — 2025 годы»

 

В целях создания условий для перспективного развития и совершенствования железнодорожного транспорта и инфраструктуры, обеспечивающих повышение уровня и улучшение качества пассажирских, грузовых перевозок железнодорожным транспортом, развития транзитного потенциала, а также повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного комплекса Кыргызской Республики, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» от 15 сентября 2014 года № 530,

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить:

— Концепцию развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021 — 2025 годы согласно приложению 1;

— План мероприятий по реализации Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы согласно приложению 2.

  1. Государственным органам исполнительной власти Кыргызской Республики и органам местного самоуправления (по согласованию):

— принять конкретные меры по выполнению Концепции в установленные сроки;

— ежегодно, не позднее 15 января, следующего за отчетным годом, представлять в Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики отчет о ходе выполнения Плана мероприятий.

  1. Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом, представлять в Правительство Кыргызской Республики отчет о ходе выполнения Плана мероприятий.
  2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
  3. Управлению автомобильного и железнодорожного транспорта направить в адрес Министерства юстиции Кыргызской Республики копию настоящего приказа для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов.

“____”_____________2020г.                                     Министр__________________Б. Бердалиев

(в отсутствии министра, заместитель министра Т.О. Солтобаев)

 

“____”_____________2020 г.                                        Главный спец. ЮО____________У.Смаилов

 

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра транспорта и дорог Кыргызской Республики, курирующего железнодорожную отрасль.

 

 

Справка – обоснование

к проекту приказа  Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021 — 2025 годы»

 

  1. Цель и задачи:

Проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы» разработан в целях создания условий для перспективного развития и совершенствования железнодорожного транспорта и инфраструктуры, обеспечивающих повышение уровня и улучшение качества пассажирских, грузовых перевозок железнодорожным транспортом, развития транзитного потенциала, а также повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного комплекса Кыргызской Республики

  1. Описательная часть

Концепция развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы (далее – Концепция) сконцентрирована на дальнейшем продвижении решений, предусмотренных Основными направлениями развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годов, результаты которых способствовали существенному росту эффективности железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике.

Концепция определяет основные направления, цели и задачи развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период с 2021 до 2025 года. Концепция рассматривает объективные предпосылки и формулирует основные положения стратегии развития железнодорожной отрасли Кыргызстана на среднесрочный период.

Концепция включает:

— Модернизация путей (рельсы, шпалы)

Недостаток финансирования средств на развитие железнодорожного транспорта привело к значительному увеличению износа путевой инфраструктуры Кыргызской железной дороги и накоплению объема невыполненных работ по модернизации и ремонту железнодорожной инфраструктуры.

— Обновление парка грузовых и пассажирских вагонов, локомотивы.

Из имеющегося парка грузовых вагонов, 55,3% это не рабочий парк. На предприятии критически стоит вопрос приобретения полувагонов для обеспечения социально-значимых перевозок угля со станции Рыбачье для ТЭЦ города Бишкек, также перевозки сахарной свеклы для АО «Кайынды-Кант» и других хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики.

Движение поездов на Кыргызской железной дороге кроме 6 новых тепловозов осуществляется локомотивами, построенными 40 лет назад.

Таким образом, выполнение поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках требует поддержания необходимого количества исправного подвижного состава, в частности, локомотивов и вагонов.

— Развитие системы электроснабжения, сигнализации и связи.

Основной проблемой системы обеспечения связи на Кыргызской железной дороге является морально устаревшая аналоговая система, которая на сегодняшний день  не может обеспечить качественную связь.

 — Развитие железнодорожной инфраструктуры Кыргызской Республики.

Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество остается актуальным вопросом развития страны в современных условиях.

Отсутствие системы железнодорожного сообщения между севером и югом республики, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение, выступает сдерживающим фактором развития транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, а также экспорта полезных ископаемых и грузов на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.

Необходимо отметить, что существующие на сегодня в Кыргызстане разрозненные тупиковые железные дороги общей протяженностью 425 км не удовлетворяют в полной мере потребности во внутриреспубликанских перевозках, а отсутствие транзитного потенциала и прямых кратчайших выходов к морским портам осложняет развитие внешнеэкономических связей республики.

— Внедрение информационных технологий для повышения эффективности и качества работы железной дороги.

Увеличение объемов обрабатываемой информации и оперативности её обработки требует модернизации аппаратно-программного комплекса филиала по информационно-вычислительному обеспечению ГП «НК «Кыргыз темир жолу», в части установки современных операционных систем, программного обеспечения, усиления ресурсов серверного и сетевого оборудования.

На основании вышеизложенного, Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики в соответствии с абзацем шестым пункта 4 приложения 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» от 15 сентября 2014 года № 530 разработана Концепция развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы.

 

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Данный проект приказа не содержит норм влекущих возможные негативные социальные, экономические, правовые, правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия.

 

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

             В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект приказа Министерства транспорта и  дорог Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021 — 2025 годы» опубликован на сайте Министерства транспорта и  дорог Кыргызской Республики от 4 декабря 2020 года.

 

5.Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект приказа не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международным договорам Кыргызской Республики.

 

  1. Информация о необходимости финансирования

Принятие настоящего проекта постановления Правительства Кыргызской Республики не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

 

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия

В соответствии с Методикой анализа регулятивного воздействия нормативных и правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559 настоящий проект постановления  не подлежит анализу регулятивного воздействия.

 

Министр                                                           Б.Ч. Бердалиев

(в отсутствии министра, заместитель министра Т.О. Солтобаев)

 

Концепция развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы

 

Введение

 

Концепция  развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2025 годы (далее – Концепция) определяют Концепции, цели и задачи развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период до 2025 года. Концепция рассматривает объективные предпосылки и формулируют основные положения стратегии развития железнодорожной отрасли Кыргызстана на среднесрочный период.

Актуальность разработки Концепции развития на 2021-2025 годы продиктована необходимостью корректировки целей и задач Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годы, определенных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2014 года № 558, выполнением обязательств в связи со вступлением Кыргызской Республики в Евразийский экономический Союз и принятием в 2016 году новой редакции Закона Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте, а также принятием постановления Правительства Кыргызской Республики от 29 марта 2019 года №141 «Об утверждении Плана действий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по исполнению Плана Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI».

26 декабря 2016 года в городе Санкт-Петербург решением Высшего Евразийского экономического совета государств-участников ЕАЭС утверждены Основные направления и этапы реализации Скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза, выступающие основой для снятия существующих ограничений до 2025 года при осуществлении перевозок всеми видами транспорта в рамках Евразийского экономического союза.

Основные направления и этапы реализации Скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза выступают основными рекомендациями для разработки национальных стратегий и планов развития транспорта в государствах-членах ЕАЭС.

Концепция на 2021-2025 годы, также сконцентрированы на дальнейшем продвижении решений, предусмотренных Основными направлениями развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годы результаты которых, способствовали существенному росту эффективности железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике.

Также, Концепция учитывают цели и задачи Стратегического плана развития Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2020 год и среднесрочный период», утверждённый Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики.

Помимо этого, Концепцией на 2021-2025 годы предусматривается формирование новых целей и задач, не нашедших отражение в вышеназванных Основных направлениях развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годы, с учетом изменений законодательства Кыргызской Республики, регулирующей железнодорожную отрасль, как результат присоединения Кыргызстана в 2015 году к Евразийскому экономическому союзу, а также тенденций развития мировой и внутренней конъюнктуры рынка железнодорожных перевозок.

Концептуальными направлениями развития железнодорожного транспорта являются:

— повышение экспортного и транзитного потенциала Кыргызской Республики,

— реконструкция и обновление основных фондов железнодорожного транспорта, электрификация основных участков железных дорог,

— укрепление системы обеспечения безопасности движения поездов на железной дороге,

— внедрение информационных технологий для повышения эффективности и качества работы железной дороги,

— повышение качества и доступности железнодорожных транспортных услуг,

— совершенствование логистических технологий и интеграция в международные транспортные системы,

— расширение мер направленных на качественную подготовку и повышение квалификации кадров железнодорожного транспорта,

— расширение государственного и частного участия в финансировании обновления и модернизации фондов железнодорожного транспорта в рамках государственно-частного партнерства, бюджетного кредитования.

Таким образом, Концепция будет являться основой для решения перспективных экономических задач и достижения социально значимых результатов.

Динамичное развитие железнодорожного транспорта окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей экономики, в том числе торговли, при разработке и транспортировке природных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства.

 

  1. I. Общие положения

 

Грузовые перевозки

В Кыргызской Республике значительные объемы перевозок грузов осуществляются в большей мере автомобильным транспортом, чем железнодорожным.

Одной из основных причин данной тенденции выступает отсутствие транзитного сообщения железных дорог, проходящего по территории Кыргызской Республики.

За последние 10 лет доля железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике в структуре грузовых перевозок существенно не изменилась, в 2008 году —  5,3 %, в 2016 году – 5,4 %, в 2018 году – 6,8 %, а в 2019 году — 6,5 % .

 

Структура грузовых перевозок в Кыргызской Республике основными видами транспорта в 2019 году (млн. тонн)

 

 

Основные показатели, характеризующие грузовую транспортировку, — это скорость доставки товара потребителям, его сохранность, качество и, конечно, затраты на перевозку.

На сегодняшний день ГП «НК «Кыргыз темир жолу» осуществляет перевозку грузов, как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении.

Наибольший объем в структуре перевозимых грузов представлен нефтеналивными грузами, углем, строительными грузами, минеральными удобрениями и другими.

Организация перевозок грузов Кыргызской железной дорогой регламентируется Законом Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте, Соглашением о международном грузовом сообщении, а также положениями и инструкциями утвержденными Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики.

 

Пассажирские перевозки

 

Помимо грузовых перевозок, ГП «НК «КТЖ» осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивает своевременную перевозку пассажиров, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создает необходимые для них удобства.

Кыргызской железной дорогой перевозка пассажиров осуществляется как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении.

В международном сообщении в целях создания условий для повышения качества и уровня перевозок населения республики, функционируют следующие маршруты:

— Бишкек-Москва 2 раза в неделю,

— Бишкек – Казань  1 раз в неделю (c 12 декабря 2017 года),

— Бишкек – Новосибирск  1 раз в 8 дней,

— Ташкент – Рыбачье 1 раз в неделю в летний период (узбекский состав).

Во внутриреспубликанском пассажирском сообщении курсируют следующие маршруты:

— Бишкек — Токмок  ежедневно,

— Бишкек-Мерке ежедневно,

— Бишкек – Кара-Балта 2 раза в день;

— Бишкек-Рыбачье  в летний период (июнь-июль по выходным, август ежедневно).

Организация перевозок пассажиров Кыргызской железной дорогой регламентируется Законом Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте, Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики, утвержденный приказом МТиД КР № 428 от 30 декабря 2016 года, Соглашением о международном пассажирском сообщении и другими нормативными документами Совета по железнодорожному транспорту стран СНГи Балтии.

 

Динамика объема перевозки пассажиров различными видами транспорта

 

 

Состояние железнодорожной инфраструктуры

 

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности сделаны оценки конкурентоспособности стран на основе Глобального индекса конкурентоспособности. Одним из компонентов индекса конкурентоспособности является инфраструктура.

Кыргызстан, согласно вышеуказанной оценке отнесен к категории стран с низким качеством железнодорожной инфраструктуры с индексом 77, при этом благоприятный рейтинг составляет не более 30. Китай имеет индекс – 16, Республика Казахстан — 27, Таджикистан – 46, Пакистан – 60, Монголия  — 73.

 

Пути: рельсы и шпалы

 

Недостаток финансирования средств на развитие железнодорожного транспорта, привело к значительному увеличению износа путевой инфраструктуры Кыргызской железной дороги и накоплению объема невыполненных работ по модернизации и ремонту железнодорожной инфраструктуры.

Как результат снижение качества путевой инфраструктуры Кыргызской железной дороги выступает основным фактором  низкой участковой скорости Кыргызской железной дороги, что негативно сказывается на показателях работы предприятия.

Сегодня протяженность главных путей Кыргызской железной дороги составляет 424,6 км, то есть 849,2 км нити рельс.

При этом 17 % рельс или 146,4 км/нити, находящихся в эксплуатации  имеют пропустившие сверхнормативный тоннаж и требуют замены.

 

Грузовые, пассажирские вагоны

 

Из имеющегося парка грузовых вагонов, 55,3% это не рабочий парк. На предприятии критически стоит вопрос приобретения полувагонов для обеспечения социально-значимых перевозок угля со станции Рыбачье для ТЭЦ города Бишкек, также перевозки сахарной свеклы для АО «Кайынды-Кант» и других хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики.

В рамках ранее проведенной работы по обновлению подвижного состава по итогам 2017 года приобретено 150 штук грузовых универсальных полувагонов за счет средств Российско-Кыргызского Фонда развития.

Данные вагоны поэтапно с января по апрель 2018 года поступили в южное отделение ГП «НК «КТЖ» для работы на южных станциях Кыргызской железной дороги.

Также из имеющегося инвентарного парка пассажирских вагонов  47,0%  общего парка, вагоны нерабочего парка.

 

Локомотивы

 

Движение поездов на Кыргызской железной дороге кроме 6 новых тепловозов осуществляется локомотивами, построенными 40 лет назад.

Нормативный срок эксплуатации большинства магистральных тепловозов — основной движущей силы Кыргызской железной дороги уже в 1993-2001 года выработан, однако магистральные тепловозы до сих пор эксплуатируются. Аналогичная ситуация и с маневровыми тепловозами.

Весь парк тепловозов Кыргызской железной дороги кроме 6 новых тепловозов подлежит списанию.

Следует также отметить, что производственная база Кыргызской железной дороги не позволяет проводить капитальный ремонт тепловозов сложного технического уровня (на капитальный ремонт одного магистрального тепловоза требуется порядка 65 млн.сомов).

Однако приобретение локомотивов нового поколения обуславливает необходимость развития собственной производственно-технической базы для ремонта и обслуживания тягового подвижного состава.

 

Электроснабжение, сигнализация и связь

 

Основной проблемой системы обеспечения связи на Кыргызской железной дороге является морально устаревшая аналоговая система, которая на сегодняшний день  не может обеспечить качественную связь.

Все каналы, тракты и оборудование построены с использованием воздушной и кабельной линии связи, подвержены быстрому износу и повреждению.

Применения механических (ручных) систем центральной блокировки значительно ограничивает пропускную способность и эффективность работы станционного хозяйства Кыргызской железной дороги.

 

География железнодорожного сообщения Кыргызской Республики

 

Отсутствие системы железнодорожного сообщения между севером и югом республики, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение, выступает сдерживающим фактором развития транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, а также экспорта полезных ископаемых и грузов на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.

Перспективное соединение севера и юга республики железной дорогой позволит не только создать единую внутреннюю железнодорожную сеть, но и направить экспортную и импортную части транзита через север республики по направлению в/из Республику Казахстан и Российскую Федерацию. Дополнительным преимуществом данного проекта является соединение  с проектируемой железной дорогой Китай-Кыргызстан-Узбекистан, что в свою очередь даст толчок развитию туризма и социально-экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем.

Проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан является одним из ключевых проектов в области строительства железных дорог в Кыргызстане и включен в Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. Данный проект позволит не только обеспечить более дешевый и быстрый транзит груза из Китая в страны Средней Азии, Ближнего Востока и Европы, но и в значительной степени составить конкуренцию уже существующим железнодорожным коридорам региона.

 

Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики:

1) отсутствие транзитного сообщения железнодорожного транспорта Кыргызской Республики, разрозненность железнодорожных магистралей, проходящих по северу и югу Кыргызской Республики;

2) износ и устаревание инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта Кыргызской Республики;

3) низкий уровень цифровизации процессов перевозочной деятельности на Кыргызской железной дороге.

В этой связи, реализация данной Концепции направлены на устранение обозначенных  проблем, сдерживающих  качественный рост показателей работы Кыргызской железной дороги, повышению ее конкурентоспособности и выполнению поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках.

 

  1. II. Цели и основные задачи Концепции

 

Целью Концепции является формирование условий для обеспечения экономического роста и социального благосостояния в Кыргызской Республике посредством эффективного и полного обеспечения потребностей экономики, хозяйствующих субъектов и населения Кыргызской Республики в безопасных железнодорожных перевозках.

 

Концепция направлена на решение следующих задач:

 

  1. Создание условий для привлечения частных инвестиций и инициатив, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства, для решения вопроса обновления технического уровня инфраструктуры и подвижного состава железной дороги.
  2. Проведение модернизации существующей инфраструктуры в таких направлениях как:

— усиление и восстановление железнодорожных путей и путевой инфраструктуры;

— модернизация и пополнение парка подвижного состава: грузовых, пассажирских вагонов, локомотивов, для повышения эксплуатационной пригодности и эксплуатационной эффективности, безопасности и уменьшения воздействия на окружающую среду;

— модернизация системы электрификации, сигнализации, и связи;

— электрификация железных дорог.

— внедрение информационных технологий для улучшения работы с  потребителями и эффективности эксплуатации, обслуживания железных дорог.

  1. Решение вопроса повышения качества и потребительской доступности пассажирских перевозок: посредством государственного субсидирования пассажирских перевозок и реализации мер по оптимизации тарифов пассажирских перевозок.
  2. Своевременное выполнение обязательств поэтапного формирования общего рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта государств-участников ЕАЭС.
  3. Активизация продвижения Национальных стратегических проектов строительства железнодорожных магистралей Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Балыкчи — Кочкор – Кара-Кече для реализации железнодорожного транзитного потенциала Кыргызской Республики и интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы.
  4. Обеспечение необходимым количеством высококвалифицированных кадров железнодорожного транспорта.

 

 

III. Принципы и этапы реализации Концепции

 

Концепция базируется на следующих основных принципах:

— основным приоритетом государственной политики развития железнодорожного транспорта является — повышение уровня безопасности железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике и создание условий для повышения эффективности, устойчивой работы и динамичного развития железнодорожной отрасли,

— соблюдение баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организацией железнодорожного транспорта – выступает одним из основных показателей  эффективности государственного регулирования и функционирования железнодорожного транспорта.

Концепция включает:

Этап модернизации железнодорожного транспорта, в течение которого будут реализованы меры направленные на:

— реализацию работы, связанной с модернизацией инфраструктуры и пополнением парка подвижного состава,

— завершением проектно-изыскательских работ для строительства и ввода в эксплуатацию новых железнодорожных линий.

Этап выхода на новый уровень функционирования железнодорожного транспорта Кыргызской Республики.

Данный этап развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики характеризуется:

— качественным ростом показателей работы предприятия, с учетом проведенного обновления фондов Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»,

— ростом конкурентоспособности железнодорожного транспорта Кыргызской Республики в системе международных транспортных коридоров и ростом доли железнодорожного транспорта в структуре перевозок грузов и пассажиров Кыргызской Республики.

 

  1. IV. Меры реализации задач Концепции

 

4.1. Прогноз перевозочной деятельности

 

Прогноз социально-экономического развития Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2021-2025 годы приводится ниже.

 

 

Прогноз перевозочной деятельности

ГП «НК «Кыргыз темир жолу» на 2020 год

Показатели Ед.изм. Отчет

2019 год

План

на 2020 год

 

Темп роста, %

 

Грузооборот млн.тонно-км 870,4 874,8 0,5
Пассажирооборот млн.пасс-км 37,1 37,1 0,5

 

Прогноз перевозочной деятельности

ГП «НК «Кыргыз темир жолу» на 2021-2025 годы

 

Показатели Ед.изм.  

Прогноз

 

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Грузооборот млн.тонно-км 880,0 897,6 950,5 956,2 961,0
Пассажирооборот млн.пасс-км 37,4 38,0 39,0 39,3 39,6

 

Грузооборот на 2021-2025 годы прогнозируется с увеличением в среднем на 2 %.  Динамика роста перевозок грузов будет обеспечена путём реализации следующих мер:

— наращивания интеграционных процессов во всех сферах экономики Кыргызской Республики со странами партнерами Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС, ШОС и других региональных и международных интеграционных объединений;

— проработки вопроса привлечения дополнительных грузов на Кыргызскую железную дорогу за счет строительства и введения новых магистралей;

— расширения преимуществ реализация инициатив организации мультимодальных перевозок по международным маршрутам;

Данные меры позволят нарастить объемы перевозок грузов Кыргызской железной дорогой.

Одним из важнейших направлений работы Кыргызской железной дороги, является обеспечение запросов населения в пассажирских перевозках. Темп роста пассажирооборота  на 2021-2025 годы прогнозируется в среднем 1,2%.

На сегодняшний день пассажирские перевозки ГП «НК «Кыргыз темир жолу» являются убыточными. Немаловажным выступает тот факт, что убытки от пассажирских железнодорожных перевозок покрываются за счет собственных средств ГП «НК «КТЖ». При этом, не смотря на Закон Кыргызской Республики «О транспорте», где предусмотрено дотирование убыточных пассажирских перевозок, убытки от данного вида перевозок ежегодно покрываются за счет средств Компании. При этом в странах СНГ убыточные пассажирские железнодорожные перевозки дотируются государством.

 

4.2. Реконструкция и обновление инфраструктуры путевого хозяйства железнодорожного транспорта

 

Усиление провозной и пропускной способности железной дороги зависит от проведения работ, обеспечивающих повышение скоростей движения поездов, что требует соответствующих капитальных вложений в реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Решение задачи модернизации и развития инфраструктуры путевого хозяйства предусматривает модернизацию железнодорожного пути, посредством поэтапного перевода верхнего строения пути Кыргызской железной дороги с деревянного подрельсового покрытия на железобетонное, а также приобретение машин механизации наиболее трудоемких путевых работ (ВПО-3-3000, щебнеочистительная машина ЩОМ-1200ПУ) и путевых машин (электробалластер и путеукладчик).

Замена деревянных шпал на железобетонные позволит Кыргызской железной дороге увеличить межремонтный период, благодаря долговечности железобетонных шпал, и повысить участковую скорость движения поездов, обеспечив установленный уровень движения пассажирских и грузовых поездов на всех участках железной дороги.

Реализация данного блока Концепции позволит ежегодно на собственные и привлеченные средства проводить капитальный ремонт в среднем 25 км пути, а в дальнейшем в течение 5-7 лет перейти с деревянных шпал на железобетонные шпалы на участках Кыргызской железной дороги.

Это также позволит повышать участковую скорость по мере укладки железобетонных шпал и новых рельс на наиболее сложных участках дороги и в течение реализации Стратегии выйти на установленную скорость (70-80 км/ч).

Также одним из стратегических проектов Кыргызской железной дороги выступает проект обновления, модернизации верхнего строения пути за счет привлечения средств международных финансовых организаций.

Необходимый объем финансирования на реализацию Программы ремонта пути и развития путевого хозяйства в рамках Концепции составляет ежегодно свыше 893,5 млн. сомов.

 

4.3. Модернизация и пополнение парка подвижного состава

 

Выполнение поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках требует поддержания необходимого количества исправного подвижного состава, в частности, локомотивов и вагонов.

Для обеспечения необходимого количества тепловозов в рамках Концепции планируются следующие меры обновления парка подвижного состава:

— приобретение дополнительного подвижного состава;

— модернизация существующего парка с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик;

— модернизация ремонтной базы тягово-подвижного состава и освоение видов ремонта, не проводимых в настоящее время ГП «НК «КТЖ».

В настоящее время производственная база Кыргызской железной дороги не позволяет проводить капитальный ремонт тепловозов сложного технического уровня.

 

 

 

 

Ремонт локомотивов

Виды ремонта 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Плановый ремонт на собственной базе (усл. ед.)  

128,668

 

119,388

 

120,538

 

122,328

 

126,308

Плановый ремонт на собственной базе (тепловоз)  

7

 

7

 

7

 

7

 

7

Капитальный и текущий ремонт за рубежом (тепловоз)  

12

 

9

 

8

 

9

 

8

 

Как отмечено ранее, приобретение тепловозов нового поколения обуславливает необходимость развития производственной базы  для технического обслуживания подвижного состава.

В рамках Концепции будет реализована следующая Программа пополнения парка тягового подвижного состава локомотивами.

 

Программа пополнения парка тягового подвижного состава

Приобретение 2021 2022 2023 2024 2025 Итого
Маневровых

тепловозов (ед.)

1 2       3

 

В целях решения вопроса о пополнении парка вагонов Кыргызской железной дороги необходимо дальнейшее сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Также, большое внимание придается проработке вопроса о пополнении подвижного парка при финансовой поддержке финансовых институтов и инвесторов.

С учетом прогнозируемых грузовых и пассажирских перевозок к 2025 году планируется реализовать план ремонта вагонов:

Ремонт вагонов

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Всего 413 350 359 442 370
Грузовые вагоны 365 292 300 380 310
Пассажирские вагоны 48 58 59 62 60

 

В соответствии с реализацией Программы Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы, а также с учетом прогнозируемых грузовых и пассажирских перевозок к 2025 году планируется реализовать следующую программу модернизации и обновления парка подвижного состава, в том числе:

 

Программа пополнения парка грузовых и пассажирских вагонов

 

Приобретение 2021 2022 2023 2024 2025 Итого
Грузовых вагонов 100 50       150
Пассажирских вагонов         34 34

 

Необходимый объем для реализации данного блока составляет свыше 3 584 млн. сомов.

 

4.4. Электроснабжение, сигнализация и связь

 

Как было описано выше, основной проблемой системы обеспечения связи на Кыргызской железной дороге является морально устаревшая аналоговая система, которая на сегодняшний день  не может обеспечить качественную связь.

В этой связи в целях дальнейшего развития имеющихся на балансе четырех волокон ВОЛС, а также модернизации и внедрения цифровых технологий на железнодорожном транспорте, предоставления новых видов услуг связи и улучшения ее качества необходимо до 2022 года провести ряд мероприятий:

— разработать и реализовать проект на развитие ВОЛС от ст. Луговая до ст. Рыбачье по модернизации и цифровизации оперативно-технологической связи. Ориентировочная стоимость проекта 25 млн. сомов с учетом проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ;

— поэтапный перевод воздушной линии связи на участке от ст. Аламедин до ст. Рыбачье на кабельную линию связи. Ориентировочная стоимость выполнения работ – 13 млн. сомов.

По устройству сигнализации, централизации и блокировки Кыргызской железной дороги необходимо провести следующие работы:

— проектирование и строительство электрической централизации станции Аламедин — 19 стрелок, станции Кант – 16 стрелок, станция Токмак – 20 стрелок, станция Рыбачье – 19 стрелок. Общая стоимость проекта на релейной основе с учетом стоимости материалов ориентировочно составит от 368 до 570 млн. сомов;

— строительство автоблокировки с диспетчерской централизации на участке станция Бишкек-2 станция Рыбачье с переходом воздушной линии связи в магистральный кабель связи. Ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ составит 2,8 млн. сомов.

По электроснабжению необходимо поэтапно заменить существующие светильники на энергосберегающие светильники по станциям на участке от станции Луговая до станции Рыбачье. Ориентировочная стоимость работ 3 млн. сомов.

Необходимый объем для реализации данного блока составляет ориентировочно от 412 до 614 млн. сомов.

 

4.5. Улучшение системы обеспечения безопасности движения поездов

 

В целях обеспечения и повышения безопасности транспортных процессов на Кыргызской железной дороге создан Испытательный центр (ИЦ), включающий:

  • Испытательную лабораторию (ИЛ);
  • Лабораторию неразрушающего контроля (ЛНК).

Также будет продолжена работа по диагностированию верхнего строения пути путем ранее приобретенной Лаборатории ЛДМ 1 на базе автомашины УАЗ-Патриот, кроме того необходимо приобрести три ультрадефектоскопные тележки для проверки рельс РДМ-24.

ГП «НК «КТЖ» продолжит системную работу по сокращению рисков, создаваемых так называемым «человеческим фактором». И в этой работе важны все составляющие – обучение, контроль за исполнением технологических процессов, особенно в наиболее критичных их элементах, рост автоматизации технологических процессов с многоуровневым контролем соответствия. В этой связи в новой структуре управления блок обеспечения безопасности перевозок должен повышать свою роль в вопросах разработки и реализации производственных регламентов, подготовке и повышении квалификации кадров, выработке технической политики с точки зрения обеспечения безопасности.

В целях обеспечения систематического контроля за техническим состоянием железнодорожного подвижного состава Кыргызская железная дорога на базе Беловодского и Бишкекского вагоноремонтных заводов продолжит ежегодно ремонт грузовых и пассажирских вагонов.

Также в рамках улучшения системы обеспечения безопасности движения поездов Кыргызской железной дороге до 2022 года необходимо приобретение прибора для производства поверки эталонных гирь (компаратор). На сегодняшний день ГП «НК «Кыргыз темир жолу» оказывает услуги по поверке вагонных весов грузополучателей и грузоотправителей. Один раз в год необходимо проводить поверку самих эталонных гирь, но в Кыргызской Республике нет соответствующей базы. В этой связи для получения сертификата на производство поверки вагонных весов весоповерочным вагоном, ГП «НК «КТЖ» ежегодно вынуждено обращаться в АО «НК «Казахстан темир жолы» на что затрачивается 1,3 млн. тенге.

В рамках Программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы ГП «НК «Кыргыз темир жолу» продолжает работы по установлению пожарно-охранной сигнализации и видеонаблюдения на объектах Кыргызской железной дороги.

 

4.6. Внедрение информационных технологий для повышения

эффективности и качества работы железной дороги

 

Увеличение объемов обрабатываемой информации и оперативности её обработки требует модернизации аппаратно-программного комплекса филиала по информационно-вычислительному обеспечению ГП «НК «Кыргыз темир жолу», в части установки современных операционных систем, программного обеспечения, усиления ресурсов серверного и сетевого оборудования.

При этом, упор должен быть сделан на приобретение программных продуктов, способных прослужить без замены или коренной модификации не менее 7 лет и обеспечить эффективное бесперебойное качество работы информационных систем, что позволит при сокращении затрат обеспечить универсальность, высокую производительность и простоту обслуживания.

Обязательным условием для централизации вычислительных ресурсов является наличие надежных высокопроизводительных каналов связи между периферийными объектами, информационно-вычислительным центром и службами.

Помимо этого, дальнейшая работа по информатизации технологических процессов на железной дороге предусматривает внедрение современной автоматизированной системы управления процессами функционирования железной дороги, что обеспечит возможность бесперебойной работы отрасли с наименьшими издержками и максимальным положительным эффектом.

Функционирование автоматизированной системы управления предполагает комплексную реализацию следующих мер:

— модернизация существующих автоматизированных систем управления данными;

— расширение возможностей централизованной базы данных, на основе современных реляционных систем управления;

— расширение применения технологии «клиент-сервер»;

— внедрение долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям;

— расширение возможностей автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам и формирование электронной финансовой, статистической отчетности;

— развитие автоматизированной системы управления финансовыми потоками, кадровыми ресурсами, материальными ресурсами.

Для динамичного увеличения эффективности работы пользователей с базами данных будут внедрены гибкие программные системы отображения данных.

Также в рамках выполнения обязательств Кыргызской Республики в ЕАЭС, для устранения барьеров создания единого транспортного рынка в системе железнодорожного транспорта будут реализованы меры, направленные на информатизацию технологических процессов, в том числе для:

— повышения уровня взаимодействия с таможенными и другими государственными органами, в том числе по предварительному информированию при осуществлении международных перевозок с другими железнодорожными администрациями;

— осуществления организации обмена электронными данными с железнодорожными администрациями, перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса;

— перехода на электронный документооборот, т.е. переход к обмену документами при оформлении перевозок грузов во внутриреспубликанском сообщении исключительно на основе безбумажных технологий.

Выполнение масштабной работы по модернизации аппаратно-программного комплекса Кыргызской железной дороги потребует значительных финансовых вложений, что отображено ниже по статьям расхода и суммам необходимых затрат в деятельность филиала по информационно-вычислительному обеспечению:

 

Статьи расхода Сумма  (млн. сом)
1 Программное обеспечение  33,9
2 Оборудование 16,4
Итого: 50,3

 

 

В рамках цифровизации процессов на Кыргызской железной дороге планируется реализация следующих задач:

— информирование Государственной таможенной службы при Правительстве КР (ГТС)  о прибытии грузов из «третьих» стран в объеме поездной передаточной ведомости (ППВ);

— разработка и ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения: АРМ «Дополнительные сборы»;

— развитие Интерактивного портала по предоставлению железнодорожных услуг на сайте Компании: www.kjd.kg;

— переход КТЖ на электронный документооборот с участниками перевозочного процесса во внутриреспубликанском грузовом сообщении;

— внедрение в промышленную эксплуатацию информационной системы электронной продажи билетов на пассажирские поезда внутриреспубликанского сообщения;

— внедрение безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном грузовом сообщении. Взаимодействие с другими железнодорожными администрациями с использованием электронной транспортной накладной;

— внедрение в промышленную эксплуатацию информационной системы продажи проездных документов на поезда дальнего следования через  сайт kjd.kg.

 

 

4.7. Решение вопроса повышения качества и потребительской доступности пассажирских перевозок: посредством государственного субсидирования пассажирских перевозок и реализации мер по оптимизации тарифов пассажирских перевозок предусматривает принятие следующих мер до 2025 года

 

Планово – убыточный характер пассажирских перевозок как в Кыргызской Республике, так и в других железнодорожных администрациях стран-участниц Содружества Независимых Государств, Балтии, Европы обуславливает тенденцию сокращения размеров пассажирского движения.

В течение последних 3 лет Кыргызская железная дорога отменила курсирование ряда составов  пассажирских поездов международного направления. Аналогичная тенденция отмены курсирования пассажирских поездов наблюдается и в странах партнёрах Кыргызстана по Евразийскому экономическому союзу.

Одним из основных факторов снижения перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в межгосударственном сообщении выступает высокая стоимость проезда, которая не конкурента с другими видами транспорта.

Стоимость проезда в поездах международного сообщения основана на международных договорах, вступивших в законную силу, участницей которых является Кыргызская Республика.

Немаловажным выступает то, что одной из причин высокой стоимости тарифа на перевозку пассажиров выступает  применение Российской Федерацией и Республикой Казахстан повышающих коэффициентов индексации к базовым ставкам тарифа на проезд пассажиров в пассажирских поездах ГП «НК «Кыргыз темир жолу».

Во внутриреспубликанском сообщении стоимость проезда утверждается Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики. Так, например стоимость проезда железнодорожным транспортом из Бишкека в Рыбачье составляет 69 сомов. Последний раз тарифы пересматривались в 2010 году.

Увеличение стоимости проезда во внутриреспубликанском сообщении усугубит социальное положение населения страны и не приведет к улучшению конкурентоспособности пассажирских перевозок с автотранспортом в Кыргызской Республике.

Вместе с тем, стоимость проезда пассажира, как в поездах международного так и внутриреспубликанского сообщений не компенсируют расходы Кыргызской железной дороги на организацию перевозки.

Следует отметить, что по итогам 2019 года убыток Кыргызской железной дороги от пассажирских перевозок составил 394,0 млн. сомов (2018 год – 417,5 млн.сомов). Данные убытки были покрыты за счет средств от перевозки грузов Кыргызской железной дорогой.

При этом в Российской Федерации и Республике Казахстан решение вопроса убыточности пассажирских перевозок осуществляется за счет дотирования из государственного бюджета.

В Кыргызской Республике Законом Кыргызской Республики «О Транспорте» предусматривается дотирование убыточных тарифов за счет государственного бюджета, однако до настоящего времени такой практики в Кыргызстане нет.

Для решения вопросов дотирования планово-убыточных пассажирских перевозок, повышения качества и доступности перевозки пассажиров в рамках Стратегии планируются следующие решения:

— решение вопрос снижения повышающих коэффициентов индексации к базовым ставкам тарифа на проезд пассажиров в пассажирских поездах кыргызского формирования;

— инициирование вопроса субсидирования убыточных пассажирских перевозок, в том числе через субсидирование  приобретения новых пассажирских вагонов, локомотивов и улучшения инфраструктуры железнодорожного транспорта;

— продолжение практики предоставления льгот индивидуальным пассажирам в зависимости от сроков продажи билетов в международные пассажирские поезда, по согласованию с участниками перевозочного процесса РЖД и КЗХ;

— обновление парка пассажирских вагонов;

— сокращение времени на проведение контрольных операций в пунктах перехода государственных границ в пути следования.

 

4.8. Выполнение обязательств поэтапного формирования общего рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта государств-участников ЕАЭС

 

Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, а также принятие новой редакции Закона Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте обуславливает решение следующих задач:

— обеспечение уровня качества и безопасности перевозок в соответствии с требованиями населения и экономики Кыргызстана на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта;

— выработка подходов по устранению недостатков, связанных с организацией движения поездов, согласования перевозок, и внедрением безбумажной технологии организации и оформления перевозок грузов;

— дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;

— расширение практики обмена информацией, в том числе предварительной о товарах и транспортных средствах международной перевозки с партнёрами стран – участниц ЕАЭС;

— определения статуса удостоверяющего центра Кыргызской Республики для взаимного признания электронных подписей физических и юридических лиц государств-членов ЕАЭС;

— устранение причин, влияющих на задержки пассажирских и грузовых поездов в рамках обеспечения беспрепятственного перемещения пассажиров и грузов между государствами-участниками единого экономического пространства;

—   реализация мероприятий направленных на повышение качества пассажирских перевозок;

— дальнейшее приведение нормативной  новой правовой базы Кыргызской Республики, регулирующей сферу железнодорожного транспорта в соответствие с Законом Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте, и прежде всего в части определения статуса Национального перевозчика Кыргызской Республики.

 

4.9 Реализация основных инвестиционных проектов развития железнодорожного сектора Кыргызской Республики

 

Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество остается актуальным вопросом развития страны в современных условиях.

Существующие на сегодня в Кыргызстане разрозненные тупиковые железные дороги общей протяженностью 425 км не удовлетворяют в полной мере потребности во внутриреспубликанских перевозках, а отсутствие транзитного потенциала и прямых кратчайших выходов к морским портам осложняет развитие внешнеэкономических связей республики.

Поэтому стержневым вопросом дальнейшего развития сети национальных железных дорог является формирование южного коридора Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая, пройдя через территорию Кыргызстана, соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом, Средиземноморьем и Европой.

В настоящее время основной объем грузоперевозок в евроазиатском сообщении осуществляется морским транспортом, что непомерно увеличивает время оказания услуг, а другая альтернатива в виде воздушных перевозок лимитирована объемом грузооборота.

Поэтому очевидна необходимость в стабильной сухопутной транспортной артерии в виде китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали, кратчайшим путем соединяющей восточную и западную части Евразийского материка, потенциал торгово-экономических связей которого чрезвычайно высок и продолжает расти.

В связи с этим, важным аспектом развития железнодорожного транспорта является реализация транзитного потенциала страны. Кыргызстан занимает центральное стратегическое положение в Центрально-Азиатском регионе. Через нашу республику проходили древнейшие транспортные пути Великого Шелкового пути. Сегодня страна находится в выгодном положении по отношению к динамично развивающемуся Китаю.

Реализация Кыргызской Республикой совместного проекта строительства железной дороги “Китай-Кыргызстан-Узбекистан” имеет большое значение для экономического развития республики, развития местного сообщества, инфраструктуры по пути следования железной дороги.

 

Данный проект имеет важное стратегическое значение и включен в Программу «Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018 – 2040 года» в качестве одного из приоритетных инвестиционных проектов.

В рамках Концепции будут реализованы следующие инициативы для продвижения национальных стратегических проектов:

— расширение формата сотрудничества с привлечением заинтересованных сторон к реализации проектов строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», «Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече»;

— разработка ТЭО и обновленной проектно-сметной документации к проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», «Балыкчи-Кочкор-Кара-Кече»;

— подготовка и подписание многостороннего межправительственного Соглашения о строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

Отсутствие системы железнодорожного сообщения между севером и югом республики, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение, выступает сдерживающим фактором развития транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, а также экспорта полезных ископаемых и грузов на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.

Перспективное соединение севера и юга республики железной дорогой позволит не только создать единую внутреннюю железнодорожную сеть, но и направить экспортную и импортную части транзита через север республики по направлению в/из Республику Казахстан и Российскую Федерацию. Дополнительным преимуществом данного проекта является соединение  с проектируемой железной дорогой Китай-Кыргызстан-Узбекистан, что в свою очередь даст толчок развитию туризма и социально-экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем.

ГП «НК «Кыргыз темир жолу» внесено предложение о начале в 2020 году строительства железной дороги по маршруту «Балыкчы — Кочкор – Кара-Кече» за счет мобилизации внутренних ресурсов и средств Кыргызской железной дороги.

В рамках проекта планируется строительство железной дороги, протяженностью 186 км, в два этапа: Балыкчы – Кочкор (70 км) и Кочкор – Кара-Кече (123 км).

Строительство первого участка железной дороги Балыкчи – Кочкор прежде всего ориентированно на перевозку угля Кара-Кечинского месторождения имеет важное социально-экономическое значение, в первую очередь, за счет создания наименее затратного пути транспортировки угля при разработке буроугольного месторождения Кара-Кече для обеспечения населения и ТЭЦ города Бишкек углем в осенне-зимний период.

По предварительным расчетам запасы данного месторождения составляют порядка 1,5 млрд. тонн.

На сегодняшний день уголь с месторождения Кара-Кече перевозится автотранспортом до ст. Балыкчи с дальнейшей транспортировкой по железной дороге до г. Бишкек и других населенных пунктов на севере республики. Ежегодно  порядка 700 тысяч тонн угля перевозится с месторождения Кара-Кече до станции Балыкчи и далее железнодорожным транспортом на ТЭЦ города Бишкек и населению столицы.

Перевозка угля автотранспортом приводит к значительному удорожанию угля  и к преждевременному разрушению дорожного покрытия и, в долгосрочной перспективе, обходится дороже, чем перевозка по железной дороге.

Кроме того, угольная пыль, разносимая постоянными ветрами района г. Балыкчы, где производится загрузка привозимого с месторождения угля, наносит соответствующий вред экосистеме озера и приозерным территориям.

В связи с чем, строительство железной дороги принесет как экономические выгоды, так и экологические преимущества для Кыргызстана.

Также, приоритетным проектом развития и формирования внутригосударственной сети железных дорог является инвестиционный проект: «Электрификация железнодорожной линии Луговая-Балыкчи».

В рамках реализации настоящей Стратегии планируется подготовка предварительного Технико-экономического обоснования на электрификацию участка Луговая – Балыкчи, который  принадлежит северной железнодорожной сети Кыргызстана.

Железнодорожный участок «Луговая — Балыкчи» является главной транспортной артерией, связывающей Кыргызстан с Казахстаном и другими странами. Участок однопутный, эксплуатационная длина 321,5 км, из них 60,3 км – на территории Казахстана и 261,2 км – на территории Кыргызстана.

Реализация проекта электрификации участка Луговая – Балыкчи придаст толчок для увеличения пропускной способности железной дороги, сокращению топливной зависимости и загрязнения окружающей среды.

Капиталовложение в электрификацию участка Луговая – Балыкчи окупится за счет ежегодной экономии эксплуатационных расходов получаемой за счет применения в качестве энергоносителя электроэнергии вместо дорогостоящего дизельного топлива и реализации более высоких скоростей движения поездов при электрической тяге, повышении мощности электровозов и уменьшения затрат на ремонт и амортизацию подвижного состава, уменьшения ущерба от загрязнения окружающей среды.

При переводе на электрическую тягу участка Луговая – Балыкчи, парк тепловозов в грузовом, пассажирском и пригородном сообщениях заменяется на электровозы. В связи с этим, масса выбросов в атмосферу вредных веществ, содержащих: окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, сажа и другие вредные вещества сократятся на 100 %. Сократится водопотребление поездными локомотивами на 4400 м3/год и водоотведение на 1900 м3/год. Уменьшится замазученность верхнего строения пути и полосы отвода. Существенным вредным фактором воздействия тепловозов на окружающую среду и здоровье человека является шум. С переводом на электротягу уровень шума снизится.

В рамках реализации Концепции планируется привлечение международных финансовых институтов на разработку технико-экономического обоснования и реализации проекта электрификации железнодорожного участка Луговая – Балыкчи.

Как отмечено ранее, еще одним из стратегических проектов Кыргызской железной дороги выступает проект обновления, модернизации верхнего строения пути Кыргызской железной дороги за счет привлечения средств международных финансовых организаций.

 

4.10. Основные задачи по обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта

 

Для решения вопросов безопасности железнодорожных перевозок будут реализованы следующие меры:

— разработка и внедрение системы предупреждения и снижения количества происшествий;

— совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей  процедуры организации и контроля транспортной безопасности;

— проведения анализа и выработка мер, направленных на снижение  уровня аварийности элементов системы железнодорожного транспорта;

— автоматизация систем управления технологическими процессами, посредством модернизации и технической перевооруженности;

— ужесточение контроля за соблюдением установленных требований технологических процессов организации и осуществления перевозок;

— внедрение современных средств диагностики оборудования и ремонта;

— повышение уровня профессиональной подготовки участников транспортных процессов;

— повышение ответственности участников железнодорожной инфраструктуры за нарушение требований безопасности.

 

4.11. Развитие человеческих ресурсов в сфере железнодорожного транспорта

 

Одной из наиболее ключевых проблем Кыргызской железной дороги является недостаточный уровень развития образовательной и научной базы для подготовки специалистов — железнодорожников, а также проведения научно-изыскательских работ по проблемам функционирования железнодорожного транспорта.

После выделения железных дорог Кыргызской Республики из состава Министерства путей сообщения СССР, в республике не была создана полноценная научная база для железнодорожного хозяйства, что делает Кыргызскую железную дорогу зависимой от необходимости привлечения зарубежных специалистов. В результате выделения Кыргызской железной дороги из состава Алма-Атинской железной дороги, вся научная база осталась в ведении казахстанской стороны, и были нарушены связи с ведущими казахстанскими высшими и средними профессиональными учебными заведениями, на базе которых проходило обучение специалистов республики.

В рамках сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями в сфере железнодорожного транспорта, в рамках реализации Концепции планируется расширение сотрудничества с  Казахской Академией Транспорта и Коммуникаций имени М. Тынышпаева (Республика Казахстан) и ГП «НК «Кыргыз темир жолу».

Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева обладает большим накопленным опытом, имеет высококвалифицированные педагогические кадры и обширную научно-методическую базу.

Будет расширена практика направленная на заочную подготовку специалистов южного отделения Кыргызской железной дороги на базе Университета Строительства, Транспорта и Архитектуры им. Н. Исанова по специальности: «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Будет усилена работа, направленная на обеспечение условий для повышения квалификации сотрудников предприятия на базе Профессионального лицея № 97.

В рамках реализации  подписанных Протоколов межправительственных комиссий будут реализованы меры сотрудничества с профильными учебными заведениями Кыргызской Республики и с ведущими зарубежными вузами, готовящими специалистов для железнодорожной отрасли

В целях обеспечения специалистами в системе эффективности и признания результатов неразрушающего контроля планируется расширение работы по обучению работников компании в Уральском филиале Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации»,

— по магнитному (магнитопорошковому, феррозондовому) видам неразрушающего контроля;

— по вихретоковому виду неразрушающего контроля;

— по ультразвуковому виду неразрушающего контроля.

Всего в течение реализации Концепции планируется повысить квалификацию и обучить порядка 50 человек сотрудников Кыргызской железной дороги.

В этой связи в рамках реализации данного документа в вопросах подготовки кадров будут реализованы следующие меры:

— целевая подготовка кадров рабочих и инженерных специальностей широкого, а также узкого профиля для обеспечения железнодорожного транспорта на всех уровнях,

— формирование системы мотивирования и заинтересованности работников в повышении профессионализма и роста квалификации, и как результат карьерного роста,

— усиление системы корпоративной этики, направленное на повышение производительности труда и повышения эффективности работы,

— усиление механизмов взаимодействия между Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики, ГП «НК «Кыргыз темир жолу» и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала,

— привлечение научных учреждений для проведения изучения проблем развития железнодорожного транспорта,

— расширение практики стажировки сотрудников научно-образовательных учреждений и послевузовского обучения работников железной дороги,

— активное использование имеющихся ресурсов Евразийского экономического союза в области ноу-хау и научно-технического сотрудничества.

 

  1. V. Источники финансирования Концепции

        

Источниками финансирования реализации Концепции развития на 2021-2025 годы  выступают как средства государственного бюджета (в виде дотаций либо бюджетного кредитования), собственные средства ГП «НК «КТЖ», так и средства, привлекаемые на грантовой и кредитной основе, в рамках сотрудничества с международными финансовыми институтами, а также частные инвестиции.

Финансирование средств Российско-Кыргызского фонда развития будет направлено на приобретение полувагонов.

Также в настоящее время прорабатываются вопросы о возможности выделения гранта и кредита Европейского банка реконструкции и развития  из средств, Зеленого фонда для совместной реализации проекта  «Модернизации верхнего строения пути повышение безопасности Кыргызской железной дороги».

В рамках реализации механизмов государственного-частного партнерства для привлечения инвестиций будут применены механизмы и формы ГЧП, как в строительстве железных дорог, так и в приобретении локомотивов, вагонов, электрификации, модернизации систем связи.

Прибыль ГП «НК «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики будет в приоритетном порядке направляться на развитие железнодорожного транспорта.

 

  1. VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Настоящая Концепция является основой для разработки планов мероприятий в области развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики до 2025 года.

Положение Концепции будут осуществляться путем реализации планов развития Кыргызской железной дороги на ежегодной основе.

Решения о распределении ресурсов и корректировке приоритетных направлений будут приниматься с учетом результатов мониторинга и оценки прогресса в реализации Стратегии.

Также, реализация Концепции развития обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта.

Оснащение ремонтно-восстановительной базы современными диагностическими и метрологическими средствами, позволит внедрить новые системы ремонта и поддержания технического состояния подвижного состава и устройств инфраструктуры на высоком уровне.

В результате восстановления и пополнения парка подвижного состава будет существенно сокращен уровень зависимости от привлечения подвижного состава других государств в эксплуатируемом парке, возрастет маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании, повысится уровень сервиса, будут введены новые маршруты.

Восстановление путей и путевой инфраструктуры с использованием новых материалов и методов работы на грузонапряженных участках, увеличится скорость движения поездов и доставки грузов.

В итоге реализации Концепции будут существенно улучшены условия для реализации потребностей граждан в пассажирских перевозках.

Также в результате реализации данного документа будет частично решена задача интегрирования железнодорожного транспорта Кыргызской Республики в мировую транспортную систему. Строительство новых железнодорожных линий будет способствовать развитию прилегающей инфраструктуры, в том числе строительство станций узлов, разъездов, а также жилых поселков для железнодорожников, обсуживающих перегоны, тоннели, мосты и так далее.

По итогам реализации Концепции будут:

— устранены существующие барьеры для формирования общего рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта государств-участников ЕАЭС;

— повысится доступность и качество пассажирских перевозок,

— проведено обновление инфраструктуры железнодорожной отрасли (модернизировано 151,4 км пути);

— приобретено 34 пассажирских и 150 грузовых вагонов;

— приобретено 3 единицы маневровых тепловозов;

— подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование по электрификации участка железной дороги Луговая – Балыкчи;

— увеличена скорость движения поездов и доставки грузов;

— решен вопрос государственного субсидирования убыточных пассажирских перевозок, согласно Закону Кыргызской Республики о транспорте;

— начнется строительство национальных стратегических проектов строительства железнодорожных магистралей Балыкчи-Кочкор (70 км);

— будет создано свыше 100 рабочих мест.

Реализация  Концепции развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики создаст дополнительные условия в обеспечении финансовой устойчивости Компании, динамичного развития стратегического предприятия и как результат железнодорожной отрасли Кыргызской Республики.

 

VII. Оценка рисков и меры их предупреждения

 

На эффективную реализацию Концепции развития могут оказать влияние следующие факторы:

1) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности. Данный риск может негативно повлиять на финансовое положение ГП «НК «КТЖ», а это может привести к невыполнению тех мероприятий плана, исполнение которых намечено за счет собственных средств предприятия;

2) недостаточность финансовых ресурсов на модернизацию и обновление фондов железнодорожного транспорта, и реализацию задач развития транзитного сообщения железнодорожного транспорта Кыргызской Республики;

3) дальнейший износ и устаревание инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта Кыргызской Республики;

4) нехватка квалифицированных железнодорожных кадров;

5) не решение вопроса освобождения Кыргызской железной дороги от уплаты 50 процентов и выше чистой прибыли в бюджет.

Значительный финансовый резерв достижения целей Концепции будет сформирован за счет решения вопроса освобождения Кыргызской железной дороги от уплаты 50 процентов и выше чистой прибыли в бюджет и направления данных средств целенаправленно на строительство железной дороги и модернизацию подвижного состава. Требуется освобождение ГП «НК «Кыргыз темир жолу» от уплаты 50% чистой прибыли в бюджет.

Для предупреждения данных рисков будут проведены мероприятия в рамках модернизации и обновления железнодорожной отрасли, а также внесение в нормативную правовую базу регулирующую деятельность государственных предприятий в части уплаты чистой прибыли в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“____”_____________2020г.                                     Министр__________________Б. Бердалиев

(в отсутствии министра, заместитель министра Т.О. Солтобаев)

 

“____”_____________2020 г.                                        Главный спец. ЮО____________У.Смаилов

 

 

 

 

Проект

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Концепции развития железнодорожного транспорта
Кыргызской Республики на период 2021-2025

№ п/ п Наименование

мероприятия

Сроки исполн ения Источники финансирова ния Ожидаемые результаты Индикаторы Ответств енные исполнит ели
I. Реализация транзитного потенциала Кыргызской Республики. Строительство железнодорожных магистралей
1 Разработка и экспертиза ТЭО строительства железнодорожной магистрали Север-Юг 2020­

2025

Иностранные инвестиции ТЭО, позволяющее произвести оценку необходимых ресурсов Разработанное ТЭО и экспертиза МТД,

ГП «НК «КТЖ»

2 Проведение подготовительных процедур для начала строительства и строительство железнодорожной магистрали Север-Юг 2020­

2025

Иностранные инвестиции Реализация транзитного потенциала, развитие внутренней сети железных дорог Строительство железнодорожной магистрали МТД

ГП «НК «КТЖ»

3 Проект строительства железной дороги Китай- Кыргызстан-Узбекистан 2020­

2030

Внешние инвестиции Реализация проекта строительства железной дороги «Китай- Кыргызстан- Узбекистан» откроет доступ республике к новым рынкам Юго­Восточной и Западной Азии, стран Ближнего Востока и Восточной Европы, а также имеет   МТД,

ГП «НК

«КТЖ»

 

 

        большое значение для экономическог о развития республики, развития местного сообщества, инфраструктур ы по пути следования железной дороги.    
4 Проект строительства

железной дороги

Балыкчы-Кочкор-Кара- Кече

2020­

2025

За счет собственных и заемных средств Данный проект является первым этапом по соединению севера и юга республики.

Также реализация данного проекта имеет важное социально­экономическое значение, в первую очередь, за счет создания наименее затратного пути транспортиров ки угля при разработке буроугольного месторождени я Кара-Кече для обеспечения населения и ТЭЦ города Бишкек углем в осенне­зимний период.

  МТД,

ГП «НК

«КТЖ»

  1. II. Модернизация и обновление инфраструктуры путевого хозяйства
5 Модернизация пути и путевого хозяйства с применением новых методов работы, с переходом на железобетонное подрельсовое покрытие 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ», Ежегодный ремонт 25 км пути, улучшение технического состояния путей Замена

248 тыс. шпал и

144.4 км

рельсов

ГП «НК «КТЖ»
III. Модернизация и пополнение подвижного состава, ремонтной базы тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов
6 Приобретение :

3 маневровых тепловозов;

2020­

2023

Инвестиции, Обновление подвижного состава Приобретение,

 

ГП «НК «КТЖ»
7 Приобретение:

— 150 грузовых вагонов и 34 пассажирских

2020­

2023

Инвестиции, Обновление подвижного состава Приобретение,

 

ГП «НК «КТЖ»
8 Модернизация подвижного состава, предусматривающая ремонт локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов 2020­

2025

Инвестиции, собственные средства ГП «НК «КТЖ», Улучшение технического состояния подвижного состава Плановый ремонт вагонов, в том грузовых, пассажирских вагонов и условных единиц локомотивов ГП «НК «КТЖ»
IV. Развитие системы информатизации, электроснабжения и связи
9 Разработать и реализовать проект на развитие ВОЛС от ст.Луговая до ст.Рыбачье по модернизации и цифровизации оперативно­технологической связи 2020­

2025

собственные средства ГП «НК «КТЖ» и привлеченные средства, Улучшение качества связи   МТД,

ГП «НК «КТЖ»

10 Поэтапно перевести воздушную линию связи на участке от ст.Аламедин до ст.Рыбачье в кабельную линию связи 2020­

2025

собственные средства ГП «НК «КТЖ» и привлеченные средства, Улучшение качества связи   МТД,

ГП «НК «КТЖ»

11 Проектирование и строительство электрической централизации по ст. Аламедин на 19 стрелок 2020­

2025

собственные средства ГП «НК «КТЖ» и привлеченные средства, Уменьшение времени приготовления маршрутов. Увеличение пропускной спостобности   МТД,

ГП «НК «КТЖ»

 

 

12 Поэтапно переход на энергосберегающую систему освещения станций Кыргызской железной дороги 2020­

2025

собственные средства ГП «НК «КТЖ», Экономия электроэнерги и   ГП «НК

«КТЖ»

13 Оборудованиеустройства

ми участока ст.Бишкек-2 ст.Рыбачье

автоблокировкой с диспетчерской централизацией

2020­

2025

собственные средства ГП «НК «КТЖ» и и привлеченные средства Увеличение надежности работы устройств СЦБ.

Увеличение пропускной способности

  ГП «НК

«КТЖ»

V. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности, обеспечения безопасности транспортных процессов на железной дороге
14 Расширение             области

аккредитации ЛНК (Лаборатория неразрушающего контроля)

2014­

2015

Собаченные средства ГП «НК «КТЖ» Увеличение диагностики литых деталей вагонов на 60% Совет                  по

железнодорожн ому транспорту государств- участников Содружества протокол от 15­16 октября 2019

г. № 71

Изменение №2

ГП «НК

«КТЖ»

15 Расширение             области

аккредитации ИЛ

(Испытательная

Лаборатория)

2020­

2021

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Увеличение контроля качества производимого щебня ГОСТ ИСО МЭК

17025

ГП «НК

«КТЖ»

16 Переаккредитация ЛНК (Лаборатория неразрушающего контроля) 2023­

2024

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Для подтверждени я компетентност и ЛНК Аттестат аккредитации

^417КЦА.ОК.0

36

ГОСТ ИСО

17020-2011

ГП «НК

«КТЖ»

17 Переаккредитация

ИЛ

(Испытательная

Лаборатория)

2023­

2024

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Для подтверждени я компетентност и ЛНК ГОСТ ИСО МЭК

17025

ГП «НК

«КТЖ»

18 Инспекционный контроль ЛНК

(Лаборатория неразрушающего контроля)

2014­

2015

Собаченные средства ГП «НК «КТЖ» Для подтверждени я компетентност и ЛНК ГОСТ ИСО

17020-2011

ГП «НК

«КТЖ»

 

 

19 Инспекционный контроль

ИЛ

(Испытательная

Лаборатория)

2020­

2025

Собственные средства ГП

«НК «КТЖ»

Для

подтверждени я компетентност

и ИЛ

ГОСТ ИСО МЭК

17025

ГП «НК

«КТЖ

VI. Укрепление финансового состояния ГП «НК «КТЖ»
20 Разработка и принятие мер, направленных на повышение доходной части ГП «НК «КТЖ»:

—  увеличение грузооборота;

—  поддержание пассажирооборота

Постоя нно Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Укрепление финансового состояния ГП

«НК «КТЖ»

Увеличение грузооборота к 2020 году до 1075,0 млн. т.

км, поддержание до 2020 года пассажирообор ота на уровне 56,0

МТД

ГП «НК «КТЖ»

21 Снижение дебиторской задолженности Постоя нно Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Укрепление финансового состояния ГП

«НК «КТЖ»

Снижение дебиторской задолженности МТД,

ГП «НК «КТЖ»

22 Снижение кредиторской задолженности перед железнодорожными администрациями государств — участников СНГ Постоя нно Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Укрепление финансового состояния ГП

«НК «КТЖ»

Погашение по графику:

— ОАО «Российские железные дороги» — по 10,0 тыс.

швейцарских франков до 2016 года, далее — по 122,0 тыс.

швейцарских франков до 2020 года;

— АО «НК «Казахстан темир жолы» по 150,0 тыс.

швейцарских франков до 2020 года

МТД,

ГП «НК «КТЖ»

VII. Повышение кадрового и научного потенциала железнодорожного транспорта
             
23 Сотрудничество с профильными учебными заведениями Кыргызской Республики и с ведущими зарубежными вузами, готовящими специалистов для 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Усиление кадрового потенциала Подготовка квалифицирова нных специалистов на базе российских и МТД,

ГП «НК «КТЖ»,

МОН

 

 

  железнодорожной

отрасли

      казахстанских вузов  
24 Обучение и повышение

квалификации специалистов

Кыргызской железной дороги:

2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Повышение уровня квалификации специалистов Количество обученных специалистов ГП «НК

«КТЖ»,

МОН,

25 Целевая подготовка кадров рабочих и инженерных специальностей широкого, а также узкого профиля для обеспечения железнодорожного транспорта на всех уровнях, 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ» Повышение уровня квалификации специалистов Количество обученных специалистов ГП «НК

«КТЖ»,

МОН,

VIII. Внедрение информационных технологий для повышения эффективности и качества работы железной дороги
26 — модернизация существующих автоматизированных систем управления данными 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ»     МТД,

ГП «НК «КТЖ»

27 — расширение возможностей централизованной базы данных, на основе современных реляционных систем управления; 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ»     МТД,

ГП «НК «КТЖ»

28 — расширение применения технологии «клиент-сервер»; 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ»     МТД,

ГП «НК «КТЖ»

29 — внедрение долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям; 2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ»     МТД,

ГП «НК «КТЖ»

30 — расширение возможностей автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам и формирование

электронной финансовой, статистической отчетности;

 

 

 

 

2020­

2025

Собственные средства ГП «НК «КТЖ»     МТД,

ГП «НК «КТЖ»

 

 

 

IX. Инвестиционные проекты и международное сотрудничество
31 Разработка программ и проектов железнодорожного транспорта и поиск инвестиций 2020­

2025

В рамках

средств

бюджета МТК

Выполнение поставленных задач по развитию железнодорож ной отрасли Информация по проектам МТД,

ГП «НК «КТЖ»

32 Разработка и реализация предложений, направленных на совершенствование деятельности железнодорожного транспорта, для рассмотрения в рамках деятельности Центрального совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии 2020­

2025

Собственные

средства ГП «НК «КТЖ»

Совершенство вание деятельности железнодорож ного транспорта Соответствующ ие проекты нормативных правовых актов и другие документы МТД,

ГП «НК «КТЖ»

33 Мониторинг реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Основными направлениями развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы 2020­

2025

В рамках средств бюджета МТК Выполнение поставленных задач по развитию железнодорож ной отрасли Информация по реализованным проектам МТД,

ГП «НК «КТЖ»

Список сокращений:

 

МТД — Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики

ГП «НК «КТЖ» — Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

МОН — Министерство образования и науки Кыргызской Республики