mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Презентация Концепции реформирования дорожной отрасли

(СЛАЙД №1)Уважаемые присутствующие, позвольте представить вам информацию о Стратегии развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы, а именно:

Краткое содержание

Концепцию реформирования отрасли

Принятые меры по реформированию отрасли

 

(Слайд №2)Стратегия развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы утвержденопостановлением Правительства КР от 01.07.2016 г. №372.

Анализ текущей ситуация в дорожной отрасли в Стратегии до 2025 года выглядит следующим образом. Остановлюсь только в некоторых основных моментах.

Общая протяженность дорог общего пользования составляет 18810 км.

По дорогам обеспечивается около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок.

Начиная с 2006 по 2010 год увеличение бюджета на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожной отрасли составило почти 8 раз, что позволило стабилизировать состояние автомобильных дорог.

В 2010-2016 года финансирование остается стабильным, однако, в связи с увеличением протяженности реабилитированных участков международных транспортных коридоров, а также с увеличением протяженности участков с асфальтобетонным покрытием, оно покрывает приблизительно 55-60 % от потребности дорожного сектора.

 

(Слайд №3)В части финансирования дорожного сектора хотел бы обратить ваше внимание на то, что несмотря на стабильное финансирование сектора за последние 5-6 лет, доля финансирование дорог в республиканском бюджета снизилась почти на два раза, если сравнивать ежегодные объемы финансирования  в долларах США, то также наблюдается снижение финансирования.

 

(Слайд №4) Состояние дорог международного значения

 

Годы Реабилитиро-вано,км Общая протяженность, км Состояние дорог
хорошее удовлет-ворительное плохое
2010 152 4152 858 (21%) 2152(51%) 1142 (28%)
2015 661 4183 1518 (36%) 2215 (53%) 450 (11%)

 

(Слайд №5) Состояние дорог государственного и местногозначения

 

По состоянию на 31 декабря 2015 года общая протяженность государственных и местных автомобильных дорог составила 14576 км, из них 46 км — в отличном (0,3%), 4600 — в хорошем (31,6%), 7767 км — в удовлетворительном (53,3%) и 2163 км в неудовлетворительном состоянии (14,8%). Сравнение с 2010 годом наглядно видно из диаграммы.

 

(СЛАЙД №6)Исходя из анализа текущей ситуации и в соответствиис НСУР на 2013-2017 годыЦелямиСтратегии развития дорожной отрасли на 2016-2025г была сформированакак содействие экономическому развитию страны посредством обеспечения доступа населения к рынкам товаров, труда и социальных услуг и достижение устойчивого функционирования дорожной отрасли через совершенствование системы управления дорожным хозяйством.

 

 

(СЛАЙД №7)Приоритетные направления:

Для достижения целей Основных направлений развития дорожной отрасли до 2025 годаМинистерство транспорта и дорог Кыргызской Республики считает необходимым выполнение следующих основных приоритетов:

  1. Поэтапное реформирование системы управления дорожной отраслью:

— оптимизация системы управления дорожной отраслью;

— совершенствование нормативной правовой базы;

— внедрение современных технических средств в управление и мониторинг работ в дорожной отрасли.

  1. Восстановление и надлежащее содержание транспортных коридоров и приоритетных дорог государственного и местного значения:

— завершение строительства и реабилитации международных транспортных коридоров;

— совершенствование системы контроля качества ремонта и содержания автомобильных дорог;

— повышение безопасности дорожного движения.

  1. Развитие государственно-частного партнерства:

— подготовка нормативной базы для внедрение ГЧП в дорожной отрасли;

— подготовка проектов государственно-частного партнерства;

— реализация пилотных проектов по ГЧП.

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 8)

Как я уже выше сказал основное внимание в Стратегии 2025 уделено к подготовке реформирования дорожного сектора.

До 2017 году система управления дорожнымсектором представлял собой полностью трехуровневую систему управления, несмотря на то, что система бюджетного финансированияявляется двухуровневой. Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики реализует государственную политику и осуществляет управление в области автомобильных дорог.

Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики несет ответственность за осуществление работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В настоящее время управление неэффективно в основном из-за того, что нет четкого разделения функций заказчика и подрядчика. Сложный процесс принятия решений и многоуровневые проверки приводит к тому, что, в конце концов, не понятно, кто ответственен за использование средств и качество работ/достигнутые результаты.

До 2017 года функции ПЛУАДов и УАДовособо не отличались от функций ДДХ при  МТД КР. В основном их функция заключается в приемке выполненных дорожных работ с последующей передачей их в ДДХ при МТД КР, а также в обобщении отчетов ДЭПов. Данная работа может быть выполнено и самим ДДХ при МТД КР при условии усиления его штата.

Двухуровневая система бюджетного финансирования, при которой финансирование осуществляется  напрямую из республиканского бюджета через Департамент дорожного хозяйства при МТиДКР в дорожно-эксплуатационные предприятия, минуя ПЛАУДы и УАДы, также порождали вопросы целесообразности их существования.

Качество дорожных работ низкое из-за недостаточного контроля качества, в том числе инструментального.

Несмотря на то, что законодательством предусмотрено привлечение независимого инженера-консультанта для технического контроля качества выполняемых работ, Департаментом дорожного хозяйства при МТД КР не в полной мере используется практика независимого контроля, которая доказала свою эффективность при реализации инвестиционных проектов.

 

Система подотчетности также требует фундаментальных изменений. Поскольку отчетность предоставляется в основном за финансовые ресурсы, нет оценки физических работ и системы ответственности за дефекты в дорожных работах.

 

(Слайд №9) Целями реформирования дорожной отрасли являются: прозрачность в использовании бюджетных средств, четкое распределение обязанностей между управлением и исполнением работ по содержанию на каждом уровне управления, и подотчетность — внедрение современной системы управления активами и современной системы учета физических объемов и их оценки.

(Слайд №10)Согласно Концепции реформирования дорожного сектора Реформа дорожной отрасли должна включать в себя следующие меры:

I-Этап (2016-2017 гг.) Оптимизация и перераспределение функций

  • определение и установление новым решением Правительстваили внесением поправокв Закон КР«Об автомобильных дорогах» обязанностей основных участников дорожной отрасли;
  • позиционирование Департамента дорожного хозяйства как Агентства автодорог при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, регулируемого в соответствии с Соглашением о качестве услуг и имеющее определенную финансовую независимость, а также создание небольших региональных представительств/филиалов Агентства автодорог;
  • упразднение Производственно-линейных управлений автодорог/Управления автомобильных дорог и создание на их базефилиалов или представительств вновь создаваемого Агентства;
  • преобразованиеДорожно-эксплуатационных предприятий вДорожно-эксплуатационные учреждения;
  • достижение максимально возможной эффективности управления за счет перераспределения основных функций между уровнями управления дорожным хозяйством и исключение дублирующих функций;
  • предоставление работ по строительству, реконструкции, реабилитации, капитальному и среднему ремонту через конкурсные торги, при этом Агентство автодорог должно выступать в роли заказчика;
  • принятие необходимых внутриведомственных актов по обязательному привлечению независимого инженера-консультанта для проведения постоянного технического контроля с применением инструментальных методов контроля;
  • внедрение практики применения контрактов ориентированных на результат при содержании автомобильных дорог и создание условий для их широкого применения в целях подготовки дорожной отрасли к коммерциализации;
  • развитие рынка консультантов в дорожной отрасли до степени, достаточной, чтобы удовлетворить местные потребности в подготовке проектов, тендерной документации и, в частности, в осуществлении надзора за работами в каждом регионе, и таким образом, постепенно вводить конкуренцию;
  • укрепление потенциала Агентства автодорог и переход к электронной отчетности;
  • разработка и внедрение системы управления дорожными активами согласно рекомендациям, данным в рамках технической помощи проекта Всемирного банка «Внедрение системы управления дорожными активами»;
  • внедрение системы содержания мостов и туннелей, разработанной и рекомендованной в рамках технической помощи проекта Японского агентства международного сотрудничества «Наращивание потенциала в управлении содержанием мостов и тоннелей в Кыргызской Республике»;
  • создание Научно-производственного центра (НПЦ) с передачей лабораторий и части оборудования ПИ «Кыргыздортранспроект». Основными задачами НПЦ станут: разработка ведомственных технических нормативных актов;  подготовка заключений по внедрению новых технологий и материалов в дорожное строительство; работа по обновлению норм расходов топлива существующей и новой дорожно-строительной техники;          подготовка и повышение квалификации механизаторов, автомехаников и автоэлектриков для нужд отрасли и т д;
  • внедрение в «Проект развития потенциала для управления мерами по предотвращению чрезвычайных ситуаций на дорогах» системы управления базой данных для предотвращения чрезвычайных ситуаций на дорогах;
  • разработка необходимых нормативныхправовых актов;
  • разработка и введение индикаторов оценки работы дорожных органов;
  • разработка индикаторов оценки работы системы управления дорожной отраслью, достижениеопределенных показателей которых позволит приступитьк реализации II Этапа реформирования.

 

II-Этап (2019-2020 гг. условно) Развитие конкуренции при закупке работ

  • создание на базе существующих асфальтобетонных заводов в каждой области по одному госпредприятию с передачей им необходимой дорожно-строительной техники;
  • подготовка обоснованных предложений в Правительство КР об увеличении финансирования дорожной отрасли до 4 – 4,5 млрд.сомов;
  • принятие мер по созданию механизма управления Дорожным фондом;
  • разработка индикаторов оценки работы системы управления дорожной отраслью, достижение определенных показателей которых позволит приступить к реализации III Этапа реформирования.

 

III-Этап (2021-2022 гг. условно) Коммерциализация отрасли

  • разработка и принятие нормативных технических актов по закупке работ по текущему ремонту, летнему и зимнему содержанию;
  • переход на хозяйственный расчет дорожно-эксплуатационных учреждений;
  • полный отказ от размещения в дорожных организациях или предприятиях государственного заказа по строительству, ремонту, летнему и зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования.

 

 

И в конце позвольте рассказать о принятых и предпринимаемых мерах по реализации 1-го этапа реформирования системы управления дорожной отраслью.

1-Этап реформирования дорожной отрасли, к счастью по времени совпало сначалам работ по оптимизации структуры министерств и ведомств рабочими группами Правительства КР.

Благодаря тесной работе с ответственными сотрудниками Правительства КР в течение месяца было выпущено постановление Правительства КР по утверждению Положения Департамента дорожного хозяйства при МТД КР, подготовленный группой консультантов.

Далее, в соответствии с подготовленным функциональным анализом дорожных организаций МТД КР, были разработаны и утверждены приказами Министерства положение об управлений автомобильными дорогами ДДХ и дорожно-эксплуатационными учреждениями.

Как всем известно дорожно-эксплуатационные предприятия также были реорганизованы соответствующим постановлением Правительства КР в ДЭУ.

Перераспределение функций между дорожными организациями министерстваосуществлено с учетом схемы Заказчик-Инженер-Подрядчик.

Таким образом, перераспределение функций на сегодняшний день практически завершено.

Что касается самой структуры управления дорожной отраслью, то она претерпела изменения, но к сожалению не в той степени, которую хотела видеть рабочая группа Министерства, в которую входили и эксперты группы консультантов.

Здесь свою роль сыграла рабочая группа Правительства КР, которая не поддержала позицию Министерства.

(Слайд №7) Соответствующим решением Правительства КР были упразднены 4 производственно-линейные управления автомобильными дорогами областного значения, ПЛУАД №6 был переименован в УАД Джалал-Абад – Балыкчы, т.е. будет управлять строящейся дорогой Север-Юг. Управления дорогами полностью перешло на линейный характер обслуживания. Каждый из этих управлений будут управлять транспортными коридорами, а другими дорогами общего пользования будет управлять сам ДДХ через свои региональные отделы, без образования юридического лица. Необходимо отметить, что новая схема управления дорожной отраслью в некоторой степени оптимизировало расходы на административное управление.

(Слайд №8)Таким образом, схема управления дорожной отраслью выглядит следующим образом.

(Слайд №9) Дислокация управлений автомобильных дорог.

 

(Слайд №10)Для достижения второй цели реформирования дорожной отрасли по внедрению современной системы управления активами и современной системы учета физических объемов и их оценки, группой консультантов, в рамках Детализированного плана по демонтажу коррупционных рисков в системе государственного управления дорожной отраслью были разработаны следующие проекты нормативных правовых актов:

— Порядок и критерии включения в стратегические планы нового строительства и реконструкции со справкой обоснованием и соответствующим проектом постановления Правительства КР – согласовано министерствами и ведомствами, внесено на рассмотрение Правительства КР, отозвано в феврале 2017 года для утверждения приказом МТД КР в рамках делегированных полномочий;

— Положение планирования и проведения работ по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений в Кыргызской Республике со справкой обоснованием и соответствующим проектом постановления Правительства КР – согласовано министерствами и ведомствами, внесено на рассмотрение  Правительство КР, отозвано в феврале 2017 года для утверждения приказом МТД КР в рамках делегированных полномочий;

— Положение о порядке проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог со справкой обоснованием и соответствующим проектом постановления Правительства КР — согласовано министерствами и ведомствами, после заключения Минюста КР внесено на рассмотрение  Правительство КР;

— Порядок государственного учета автомобильных дорог Кыргызской Республики со справкой обоснованием и соответствующим проектом приказа МТД КР — согласовано министерствами и ведомствами и Министерством юстиции КР, утвержден приказом МТД КР от 11.01.2017 года №13, зарегистрирован в Министерстве юстиции КР 28.01.2017 г;

— Проект Генеральной схемы развития, благоустройства и размещения объектов дорожного и придорожного сервиса на  полосе отвода и в придорожной полосе автомобильных дорог общего пользования со справкой-обоснованием и соответствующим проектом постановления Правительства КР — направлен на согласование министерствам, разрабатывается АРВ;

—  проекта Закона КР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР – в Бюджетный Кордекс КР, Налоговый Кодекс КР, в Закон КР «О Дорожном фонде» и в Закон КР «Об автомобильных дорогах» по введению налога за пользование автомобильным и дорогами и соответствующий проект постановления Правительства КР и направлена структурным подразделениям МТД КР для подготовки замечаний и предложений — направлен на согласование министерствам и межведомственной комиссии по адаптации налогового законодательства к современным условиям;

— разработка проект постановления Правительства КР «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства КР от 14 октября 1997 года №588 «Порядок классификации и нумерации автомобильных дорог КР» завершена, проект согласован с министерствам и ведомствами и направлен для экспертизы в Минюст КР;

— разработка проекта Положения об обязательном проведении инструментального контроля при строительстве и ремонте автомобильных дорог завершена, проект направлен на согласование структурным подразделениям министерства;

— разработан Проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об автомобильных дорогах», согласовано со структурными подразделениями министерства, 26.01.2017 г. направлен на согласование министерствам и ведомствам;

— разработан проект постановления ПКР «Об оптимизации подведомственных учреждений Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики» с внесенным дополнением направлен поминистерствами и ведомствам на пере согласование;

— В соответствии с задачами по подготовке реформы дорожной отрасли, а также в целях реализации пункта 3 Постановления Правительства Кыргызской Республики «Об оптимизации деятельности Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики» был разработан проект Постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» (далее – проект Постановления), предусматривающий утверждение Положения о Департаменте дорожного хозяйства при МТД КР и внесение изменений и дополнений в ряд действующих нормативных правовых актов (постановлений Правительства Кыргызской Республики), признание утратившими силу, необходимых для применения проекта Постановления, 10.01.2017 г. внесено на рассмотрение Правительства КР.

Подготовленные проекты НПА были размещены на официальном сайте Правительства КР для проведения общественного обсуждения, согласовываются со структурными подразделениями МТД КР.

По состоянию на 13 марта 2017 года разработаны 12 проектов нормативных правовых актов, в том числе 2 проекта закона.

В настоящее время принято 1 постановление Правительства КР, 4 приказа министерства, в рамках делегированных полномочий в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 сентября 2014 года №530.

1 проект постановления находится на рассмотрении в Аппарате Правительства Кыргызской Республики.

1 проект постановления Правительства КР, 2 проекта приказа и два проекта Закона КР находятся на согласовании с министерствами и ведомствами КР.

 

(Слайд №11) На 11-м слайде показаны промежуточные итоги по разработке нормативных правовых актов.

Разработаны 12 проектов нормативных правовых актов, в том числе 2 проекта закона.

Приняты:

Постановление Правительства КР — 1;

Приказы министерства                            — 4;

На согласовании с министерствами и ведомствами:

Проект постановления Правительства КР                — 1;

Проект Приказа министерства                         — 2;

Проекта Закона КР                                           — 2.

Разрабатывается анализ регулятивного воздействия для 2 проекта постановления Правительства КР.

 

(Слайд №12) В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства КР о создании Научно-производственного центра (НПЦ) на базе Учебно-технического центра. Разрабатывается проект устава государственного предприятия.

Основными задачами НПЦ будут:

— разработка ведомственных технических нормативных актов;

— подготовка заключений по внедрению новых технологий и материалов в  дорожное строительство;

— работа по обновлению норм расходов топлива существующей и новой дорожно-строительной техники;

— подготовка и повышение квалификации механизаторов, автомехаников и автоэлектриков для нужд отрасли;

— подготовка заключений о техническом состоянии дорожно-строительной техники и оборудования  при их списании;

— частичная передача функций по техническому надзору за выполнением дорожных работ;

— размещение госзаказа по паспортизации автодорог.

 

На базе НПЦ необходимо создать постоянные учебные курсы. Планируется проработать вопрос с японским агентством международного сотрудничества (JICA) о технической поддержке учебных курсов: поставки лабораторных стендов по диагностике оборудования японской дорожной техники и необходимых инструментов и оборудования для ремонта техники, по первоначальному обучению преподавателей учебных курсов.

Также понадобиться помощь международных доноров, в части приглашения соответствующих специалистов мирового уровня для обучения преподавателей данного Центра для последующей передачи знаний для повышения квалификации управленческого персонала среднего звена дорожного сектора – руководителей структурных подразделений Министерства и Департамента дорожного хозяйства.

В данном центре планируется создать диспетчерскую службу для управления движением в правительственных трассах и стратегических объектах, расположенных на автомобильных дорогах.

 

В конце своей презентации, хотел бы проинформировать всех присутствующих, что работа экспертной группы, которая финансируется при поддержке АБР, непосредственно связана с мероприятиями по демонтажу коррупционных рисков в системе государственного управления дорожной отраслью страны  и с созданием крепкого фундамента для более действенного продвижения вопросов, связанных с реформированием дорожной отрасли.