Пояснительная записка к среднесрочной стратегии бюджетных расходов по сектору транспорта и дорог на 2023-2027 гг
- 2 244 просм.
- Введение
Настоящий документ является официальной среднесрочной (охватывающей пятилетний период с 2023 г, по 2027 г,) стратегией бюджетных расходов которая включена в Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2023-2027 гг. Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики являются составной частью процесса подготовки бюджета на программной основе и составляются в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.
Данная стратегия охватывает программы бюджетных расходов в рамках реализации отраслевой политики а также предпринимаемые бюджетные меры и их финансирование в пределах запланированных для этого средств республиканского бюджета включая внебюджетные источники финансирования.
- Определение и описание сектора
Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей.
Дорожная сеть обеспечивает до 96 процентов грузовых и до 98 процентов пассажирских перевозок в Кыргызской Республике. Общая протяженность дорожной сети в Кыргызской Республике составляет около 34000 км из которых 18942 км дороги общего пользования обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (МТиК КР) 15190 км дороги городов сел сельскохозяйственных промышленных и других предприятий. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному значению подразделяются на автомобильные дороги международного (4219км) государственного (5616км) и местного (9107км) значения. Дороги общего пользования с твердым покрытием 8348 км в том числе 10 км с цементобетонным покрытием 6754 км с асфальтобетонным покрытием и 1593 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием – 8917 км грунтовые дороги – 1668 км. И каждый год на баланс министерства принимаются новые дороги примерно по 60 км.
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.
- Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
- 4. Стратегические задачи сектора.
- Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог в соответствие рабочим стандартам;
- Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
- Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
- Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием.
Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.
- Бюджетные программы Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2023 — 2027 гг. включены 5 программ бюджетных расходов:
01.Управление и администрирование;
- Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии;
- Реабилитация международных транспортных коридоров;
- Развитие транспортных отраслей в Кыргызской Республике;
05.Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта.
Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:
-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;
— План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы;
— Основные направления развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372;
— Концепция развития автомобильного транспорта Кыргызской Республики на 2020-2024 годы, утвержденной приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 15 января 2020 года №7, в рамках делегированных полномочий.
Программа 4301. Управление и администрирование
Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.
Мера 430101 Управление и администрирование отрасли на центральном уровне.
Программа 4302. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии.
Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами.
Мера 430201. Подготовка проектно-изыскательских работ и экспертизы для ремонтных работ;
Мера 430202. Капитальный ремонт (строительство мостов и дорог);
Мера 430203. Средний ремонт (асфальтобетонные покрытия, ШПО, черногравийные покрытия, гравийные покрытия);
Мера 430204. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.);
Мера 430205. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;
Мера 430206. Разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров;
Мера 430207. Административные расходы на содержание автомобильных дорог (ЗП и содержание АУП, ТОП и МОП);
Мера 430208. Приобретение техники.
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
- Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
- Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
- Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
- Повышение безопасности дорожного движения.
Программа 4303. Реабилитация международных транспортных коридоров
Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала.
Мера 430301 Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Бишкек-Нарын-Торугарт).
— проект реабилитации автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, направлен на реабилитацию участка с 272 по 365 км, протяженностью 93 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ);
Мера 430302 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана):
-проект реабилитации автодороги Ош-Баткен-Исфана, направлен на реабилитацию участка с 75-108 км протяженностью 33 км, финансируется Исламским банком Развития (ИБР);
-проект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км.
— проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош». Строительство тоннеля на 400 км дороги БО; предотвращение камнепада на 409 км дороги БО, предотвращение оползня на 451 км дороги БО, (JICA) (Грант) ВБ.
Мера 430303 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош):
— проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3(автодорога Бишкек-Ош), Фаза 4 (участок Бишкек – Кара-Балта), протяженностью 45,1 км, участок автомобильной дороги Кара-Балта – Суусамыр до тоннеля Тоо-Ашуу (км 61 – км 129), финансируется Азиатским банком Развития (АБР);
— проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV» (участок Маданият – Жалал-Абад), протяженностью 67 км финансируется Азиатским банком Развития (АКФ ЕАБ, АБР);
-проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» направлен на снижение рисков природных бедствий и предотвращение чрезвычайных ситуаций посредством строительства снегозащитной галереи, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.
Указанный проект предусматривает: 1. Строительство снегозащитной галереи (тип арочной трубы) на 246 км автодороги Бишкек-Ош; 2. Строительство подъездных дорог с обеих сторон снегозащитной галереи;
Мера 430304 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)
— проект реконструкция альтернативной автодороги Север-Юг, направлен на строительство участка с 159-183 км протяженностью 24 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития (ИБР, СФР).
Донорами как АБР, ЭИБК финансируется:
- проект «Строительство альтернативной дороги Север-Юг. участок Казарман-Джалал-Абад, Балыкчы-Арал» Фаза 1 ЭИБК КНР, общей протяженностью 125 и строительство тоннеля через перевал Кок-Арт длиной 3,8 км;
- проект «Строительство альтернативной дороги Север-Юг» Фаза-2. ЭИБК КНР. протяженностью 99 км и строительство 2-х эстакадных мостов;
- проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3» АБР. Протяженностью 70 км;
- проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование» АБР. Протяженностью 70,1 км;
Мера 430305. Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Тараз-Талас-Суусамыр)
— проект реабилитации автодороги Тараз-Талас-Суусамыр, Фазы III, направлен на реабилитацию участка с 75-105 км, протяженностью 30 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития;
— проект по реконструкции моста через реку Урмарал на автомобильной дороге Талас – Тараз» между Японским агентством международного сотрудничества (грант JICA).
Мера 430306. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Балыкчы-Каракол-Балыкчы):
— проект реабилитации кольцевой автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (уч. с Балбай Баатыр — г. Каракол) (ЕБРР);
— проект реабилитация автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо), (с. Корумду-с. Балбай Баатыр), направлен на реабилитацию участка с 104-184,5 км, протяженностью 80,5 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ).
-Третья фаза Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч. Туп-Кеген км 39 -76 и развитие туризма).
Текущий проект состоит из трех компонентов, которые включают следующие мероприятия:
- Реабилитация участка протяженностью 52 км дороги в Иссык-Кульской области, включая участки дороги, соединяющего Тюп с КПП «Каркыра», а также придорожные сооружения и подъездные пути к историческому памятнику «Сан Таш Тамерлан», Закупка техники для обслуживания дорог, в частности, снегоуборочная техника, для круглогодичного функционирования дороги, консультационные услуги для осуществления технического надзора за строительными работами.
- Обеспечение авиационной безопасности и обслуживание, пересмотр Государственной программы безопасности (ГПБ), с соблюдением Стандартов и Рекомендуемых Практик ИКАО, согласно международным стандартам и Кыргызскому воздушному кодексу, оказание технической помощи для разработки авиационных нормативно-правовых актов.
- Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области, разработка Стратегии устойчивого развития туризма и мастер плана, включая применение на пилотной основе туристических сателлитных счетов (ТСС) в Иссык-Кульской области, строительство около пяти туристических сервисных центров (ТСЦ), оказание поддержки в создании и развитии геопарков на уровне местных сообществ в Тюпском и Аксуйском районах.
В рамках Третьей фазы программы в качестве приоритетной задачи, будет выступать транспортное сообщение между Иссык-Кульской областью в Кыргызской Республике и Алматинской областью в Республике Казахстан и далее до Китая, России и других соседних стран, таким образом, оказывая поддержку в создании интегрированного экономического движения внутри региона между странами. ПУРПС ЦА-3 включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. Кроме этого, проект предусматривает повышение потенциала Агентства гражданской авиации КР и Кыргызского авиационного колледжа им. Абдраимова, а также компонент по развитию туристического потенциала Иссык-Кульской области (строительство 5 туристических сервис-центров в Иссык-кульском регионе, пилотный проект по развитию геопарков и др.).
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
- Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров.
Программа 4304. Развитие транспортной отрасли в Кыргызской Республике.
Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг, сохранность автомобильных дорог и развитие рынка авиаперевозок.
Мера 430401. Управление автомобильным, водным транспортом и весогабаритным контролем (ААВТи ВК)
Мера 430402. Управление гражданской авиацией (АГА).
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
- Повышение качества предоставляемых транспортных услуг и пресечение фактов нарушения весогабаритных параметров.
- Развитие и расширение рынка авиационных международных перевозок и услуг, а также развития внутренних воздушных линий.
Программа 4305. Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта
Цель программы: Удовлетворение потребностей предприятий гражданской авиации и водного транспорта КР в квалифицированных специалистах.
Мера 430501 Среднее профессиональное образование для гражданской авиации в соответствии с государственным заказом на бюджетной основе;
Мера 430502 Высшее профессиональное образование для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики (контракт);
Мера 430503 Среднее профессиональное образование для гражданской авиации и повышение квалификаций и переподготовка авиационных специалистов (на платной основе)
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде,
- Комплектация отраслей транспорта хорошо подготовленным кадровым составом;
- Повышение эффективности производственной деятельности за счет проведения научных исследований в области гражданской авиации водного транспорта.
Финансовый анализ
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | |||
(факт) | (утвержд.) | (план) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | |||
ИТОГО Министерство транспорта и коммуникаций КР | |||||||||
Бюджетные средства | 1980151,9 | 2627046,7 | 3973518,2 | 7282054,2 | 8666182,8 | 9709460,6 | 10913076,6 | ||
Средства аккумулируемые на специальных счетах | 121719,7 | 73109,0 | 80609,0 | 85609,0 | 85609,0 | 85609,0 | 85609,0 | ||
Государственные инвестиции (внешнее финансирование) | 8850594,0 | 10141256,8 | 13047830,8 | 14945503,7 | 17237467,7 | 4029938,7 | 3245561,3 | ||
Внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Всего по программе по МТК КР из них: | 10952465,6 | 12841412,5 | 17101958,0 | 22313166,9 | 25989259,5 | 13825008,3 | 14244246,9 | ||
— из республиканского бюджета | 10952465,6 | 12841412,5 | 17101958,0 | 22313166,9 | 25989259,5 | 13825008,3 | 14244246,9 | ||
— из внебюджетных источников | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Финансовый план по всем бюджетным программам на 2023 год будет составлять 17 101 958,0 тыс, сомов в том числе по текущему бюджету 4 054 127,2 тыс, сомов, по средствам аккумулируемые на специальных счетах прогнозируется поступление денежных средств в сумме 80 609,0 тыс, сом по Авиаинституту.
Начальник управления экономики,
бухгалтерского учета и отчетности А. Дж. Дуйшебаев