mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Пояснительная записка к отчету о достижении индикаторов результативности Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики за 1 полугодие 2019 года

Пояснительная записка
к отчету о достижении индикаторов результативности Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики за 1 полугодие 2019 года
Определение и описание сектора
Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей, меньшими масштабами представлены водные пути.
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.

Стратегические цели и задачи сектора
Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
Для достижения основной стратегической цели, сектор, при содействии Министерства, выполняет следующие основные задачи, ориентированные по стратегическим отраслевым направлениям развития:
• Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог к соответствию рабочим стандартам;
• Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
• Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.

Бюджетные программы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики
В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2019 — 2021 гг. включены 6 программ бюджетных расходов:
1) Планирование, управление и администрирование;
2) Приведение внутренней сети дорог к рабочим стандартам;
3) Реабилитация международных транспортных коридоров;
4) Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики;
5) Государственная поддержка гражданской авиации и обеспечение воздушной безопасности;
6) Предоставление среднего и высшего профессионального авиационного образования.

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики обеспечило в 1-м полугодии 2019 года устойчивое функционирование всех видов транспорта и дорожной сети.
В соответствии с долгосрочным проектом Национальной Стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года УП № 221 и принятого VII заседанием Национального Совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики, проводятся работы по исполнению задач, поставленных руководством страны и Правительством Кыргызской Республики следующими стратегическими документами:
1. По Плану мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание», утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики № 140 и № 141 от 29.03.2019г. Министерством ведется работа по исполнению Плана меропритятий из 10 задач и 37 меропритяий. в том числе по общим вопросам – 3, цифровизации – 3, дорожной отрасли – 20, из них по инвестиционным проектам – 15 и Департаменту дорожного хозяйства — 5, по железнодорожному транспорту – 2, по гражданской авиации – 9 мероприятий. На сегодняшний день в полном объеме выполнено 5 мероприятий (разработан проект бюджета на 2020 год, введен автоматизированный учет фондов в МАИС ЕРГИ, введена пятая степень свободы воздуха, реконструирован аэропорт «Кербен», в верхнем воздушном пространстве Кыргызской Республики внедрены маршруты зональной навигации)
В активной стадии исполнения 32 пункта.
2. Во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 11 января 2019 года УП №1 «Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны», распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2019 года №20-р утверждена «дорожная карта» для реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».
Министерством ведется работа по исполнению Плана мероприятий из 7 задач и 10 мероприятий.
Из поставленных задач, по срокам (20 июня) не укладывается принятие Положения о взимании сбора с грузового транспорта и автобусов, соответствующий проект постановления возвращен с Аппарата Правительства КР на доработку. В настоящее время доработанный проект постановления направлен на согласование в министерства и ведомства.
3. По Плану мероприятий по развитию регионов на 2018-2022 годы., утвержденного распоряжением ПКР от 24 июня 2019 года №230-р разработан План мероприятий Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2019 год по развитию регионов. По устройству асфальтобетонного покрытия улиц районных центров всего утвержден 113 объектов улиц и дорог протяженностью 139,6 км, в том числе по программе 20 «точек роста» малых городов утвержден 29,4 км. На сегодняшний день уложено 4,8 км асфальтобетонного покрытия.
— на 43 объектах завершены тендера и профинансированы;
— на 53 дорожных объектах идет тендерный процесс;
— на 14 дорожных объектах тендер проведен и в режиме ожидания;
— на 3 дорожных объектах еще не обьявлен тендер (ДЭУ-12, 10, 37);
Во исполнение указанных планов мероприятий и дорожной карты по цифровизации, утверждены внутренние Планы мероприятий Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики.
1. По плану заместителя министра Бердалиева Б. Ч., были поставлены 46 задач, из них по дорожной отрасли – 39, по железнодорожному транспорту — 7.
В рамках Плана меропритятий по дорожной отрасли, поставлены 39 задач, в том числе 1 задача с ежеквартальным исполнением, 35 задач – с поквартальным исполнением и 3 задачи сроком исполнения в течение года.
На 1 полугодие поставлены 20 задач, из них 13 задач — исполнены в полном объеме, частично выполнена 1 задача, на постоянной основе выполняется 4 и 2 задачи не исполнены:
-Проект «Реформа дорожной отрасли, путем перевода на хозрасчет пилотных дорожных организаций ДДХ (ДЭУ в Чуйской и Ошской областей)» (п.6) — 10 июня 2019 года Аппаратом Правительства КР был возвращен на доработку без указания причин;
— Не завершена реабилитация участка дорожного коридора Ош-Баткен-Исфана-Худжант-Исфана – КПП «Кайрагач» (56,0 км) в рамках Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии, фаза 1,(п.16) — по запросу Подрядчика идет работа с Всемирным Банком о продлении срока завершения дополнительных работ до 30 июля..
Степень выполнения задач за 1 полугодие составляет 65,0 %.
В рамках Плана мероприятий по железнодорожному транспорту, поставлены 7 задач, из них на 1 полугодие поставлена 2 задачи с ежеквартальным исполнением, 3 задачи сроком исполнения в течение года, что было выполнено в полном объеме.
Степень выполнения составила 100 %.
2. По плану заместителя министра Ногойбаева Ж. А., были поставлены 21 задача, из них по автомобильному транспорту 9 задач и по гражданской авиации 12 задач, из них на 1 полугодие поставлены по автомобильному транспорту 4 задачи и 1 задача сроком исполнения в течение года, по гражданской авиации 3 задачи сроком исполнения на постоянной основе, и 2 задачи сроком исполнения в течение года.
По итогам 1 полугодия, все предусмотренные задачи на этот период были выполнены в полном объеме, 1 задача (п.4) была исполнена частично.
Степень выполнения задач за 1 полугодие составляет 87,5 %.
В настоящее время по всем мероприятиям продолжаются работы, начаты работы по строительству дорог, также проводятся процедуры по согласованию соглашений с донорами, проводятся работы в аэропортах.

1) Программа «Планирование, управление и администрирование»
Бюджетные меры:
1. Обеспечение общего руководства;
2. Обеспечение финансового менеджмента и учета;
3. Управление человеческими ресурсами;
4. Правовая поддержка;
5. Поддержка внешних связей и связи с общественностью;
6. Организация деятельности и службы обеспечения;
7. Общая координация развития и обеспечение мониторинга транспортной, дорожной отрасли и гражданской авиации.

Индикаторы результативности:
По итогам 1-полугодия 2019 года центральным аппаратом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики достигнуты основные индикаторы результативности бюджетной программы «Планирование, управление и администрирование».
Оценка деятельности министерства-67,0 баллов. Коэффициент индекса доверия населения по Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики составил 23,9 и по сравнению с началом года возрос на 7 пунктов 16,9. Судебные споры-3 единиц, из них 2 судебные споры выиграны в пользу министерства. Положительные упоминания о работе министерства в средствах массовой информации составили 1 681 единиц, что больше с аналогичным периодом прошлого года на 335 единиц.
Документооборот. В министерстве за 1 полугодие 2019 года количество входящих документов составило — 8457, исходящих документов — 4567, что по сравнению с 1 полугодием 2018 года количество входящих документов увеличилась на — 207 или на 102,4 %. больше, а количество входящих документов поступивших из вышестоящих органов увеличилась на — 71, или на 102,9 %. больше.
За 1 полугодие 2019 года из 2397 поручений поступивших из вышестоящих органов подлежало исполнению в однодневные, 2-х и 3-х дневные сроки и сроки «весьма срочно» и «срочно» — 936 поручений, что составляет 40,1%.
Кроме того, в министерство поступило 379 писем, обращений и заявлений граждан, взято на контроль — 379, исполнено -378.
Обращения и заявления граждан поступили из Аппарата Президента Кыргызской Республики — 46, Совета безопасности — 4, с Аппарата Правительства Кыргызской Республики — 138 и напрямую от заявителей — 191. Через портал электронных обращений поступило 18 обращений, все рассмотрены в установленные сроки. В «Общественную приемную» обратились 8 человека, руководством министерства осуществлен личный прием – 231 гражданина.
В нормотворческой деятельности, разработано 29 НПА, в том числе 6 Законов КР, 13 постановлений Правительства КР, 10 распоряжений Правительства КР. Из них принято 6 НПА (20,7%), в том числе 1 Закон КР (16%), 2 постановления Правительства КР (15,4%) и 3 распоряжения Правительства КР (30%).

2. Программа «Приведение внутренней сети дорог к рабочим стандартам»
Бюджетные меры:
2.1. Капитальный ремонт (строительство мостов);
2.2. Средний ремонт, в том числе:
— устройство асфальтобетонных покрытий;
— устройство ШПО;
— устройство черногравийных покрытий;
— устройство гравийных покрытий;
— ремонт и укрепление мостов и сооружений;
— разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров.
2.3. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.);
2.4. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;
2.5. Проектно — изыскательские работы и экспертиза;
2.6. Консультационные услуги;
2.7. Материально — техническое обеспечение;
2.8. Паспортизация дорог;
2.9. Улучшение качества предоставления государственных услуг в области автодорог (содержание АУП и ИТР).
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» на ремонт и содержание автомобильных дорог на 2019 год было предусмотрено средства в размере 1 963,3 млн. сомов, в том числе по текущему бюджету 1 873,3 млн. сом. и по специальным средствам 90,0 млн. сом. Кроме этого, по статье «Государственные капитальные вложения» предусмотрено — 1 162,0 млн сомов.
Общий бюджет Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2019 год, с учетом средств государственных капитальных вложений, составил 3 135,3 млн. сом.
За 6 месяцев 2019 года общее финансирование по дорожной отрасли составило 1344,8 млн сомов или 43,0% от предусмотренных средств на 2019 год, из них:
— по текущему бюджету — 813,8 млн.сом (41,5 %);
— по статье ГКВ в сумме — 531,0 млн.сом (45,7%).
По оперативным данным, подведомственными предприятиями Департамента дорожного хозяйства при МТиК КР выполнены объемы работ по текущему бюджету составило 783,6 млн. сом, проведены работы по зимнему содержанию автомобильных дорог и подготовительные работы к дорожно-строительному сезону на 281,3 млн. сом.
По плану предусмотрены 250,0 тыс. м2 ямочного ремонта, за отчетный период ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий завершен на автомобильных дорогах международного значения и продолжаются работы на автомобильных дорогах местного значения. Всего выполнено 103 376,3 м2 ямочного ремонта.
За 6 месяцев 2019 года устройство асфальтобетонного покрытия выполнено протяженностью 55,1 км из них:
— по текущему бюджету – 40,4 км;
— по ГКВ – 9,9 км;
— по ГКВ (райцентр) – 4,8 км;
также выполнено:
— устройство черногравийного покрытия – 4,8 км;
— устройство гравийного покрытия – 49 км;
— строительство 2-х мостов на стадии завершения.

Автодорога Кокташ-Аксай-Тамдык (24,5 км)
После инцидента в марте 2019 года на автомобильной дороге Кокташ – Аксай – Тамдык с 13 по 24 км начаты строительные работы и на сегодняшний день, построена технологическая дорога протяженностью 10 км по горной местности в сторону пограничного поста Тамдык. Всего с начала строительства построена 21,0 км дороги.

Автомобильная дорога Аксай – Рават (25 км)
На выделенные средства в 2019 году планируется выполнить дорожно-строительные работы для обеспечения движения транспортных средств не только легковых, но и большегрузных транспортных средств.

Автомобильная дорога Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду
С начала строительства объем выполненных работ составляет — 3 938,4 млн. сомов.
На 2019 г. предусмотрено средства из бюджета в размере 350,0 млн. сом, из них профинансировано 350,0 млн. сом.
На автодороге Балыкчы — Чолпон-Ата – Корумду с середины мая на участке по ул. Аманбаева 0-7 км начаты работы по установке железобетонных труб, расширения дороги на ж/д переездах и других искусственных сооружений, после чего планируется уложить асфальтобетонное покрытие.
По состоянию на 30 июня 2019 года из 17-ти водопропускных труб установлены 13 штук, из 40 капсул завершены 27 единиц.
Потребность в средствах на 2019 год составляет 1 675,9 млн, сом, из них:
— на участок с 0 по 7 км автодороги Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата — Корумду объездная г.Балыкчы 499,9 млн. сом;
— на участок с 5 по 23 км автодороги Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду 1 176,0 млн. сом.
Для устройства Шероховатой поверхностной обработки предусмотрено по плану за первое полугодие на подготовку, и закуп материалов было профинансировано 1 259,0 тыс. сом. Также на разметку проезжей части, установки дорожных знаков и светофоров на подготовку и закуп материалов было профинансировано 2 430,0 тыс. сом. Работы по выполнению данных бюджетных мер начнется с начала второго полугодия. На зимнее и летнее содержание автомобильных дорог за первое полугодие было профинансировано 152 829,8 тыс. сом, в соответствии с уточненным планом работа выполнена на 100%.
По паспортизации дорог было выполнено 411 км, что составило 1 131,0 тыс. сом, также были выполнены проектно-изыскательские работы и экспертизы на сумму 1 575,0 тыс. сом по материально-техническому обеспечению в этом году не предусмотрена закупка дорожно-строительной техники. Улучшение качества предоставление государственных услуг в области автодорог (содержание АУП и ИТР) составило по плану на 2019 год 166 176,0 тыс. сом, профинансировано за первое полугодие 61 356,9 тыс. сом.
Плановые значения индикаторов результативности за 1-полугодие 2019 года достигнуты по всем бюджетным программам и мерам.

3. Программа «Реабилитация международных транспортных коридоров»
В развитие транспортной инфраструктуры страны привлечены средства от международных доноров: Азиатского Банка Развития (АБР), Всемирного Банка (ВБ), Экспортно-Импортного Банка Китая (ЭИБК), Исламского Банка Развития (ИБР) совместно с Арабской Координационной Группой (АКГ).
Бюджетные меры
3.1. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Бишкек-Нарын-Торугарт;
3.2. 3.2.Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана);
3.3. Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош);
3.4. Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг);
3.5. Реабилитация международных транспортных коридоров 3.5 проект «Реабилитация а/д Тараз-Талас-Суусамыр» Ф-3 ,км 75-105;
3.6. Проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» (JICA) (Грант) ВБ;
3.7. Проект усовершенствования мастерских для технического обслуживания дорожной техники (JICA) (Кредит) ВБ.

ГРИП Азиатский банк развития:
Проект «Альтернативная автодорога Север-Юг», Фаза 1 общей протяженностью 150,9 км, участок Казарман-Джалал-Абад (км 291-433) и участок Балыкчы-Арал (км 183+500 — 195+486) и строительство тоннеля через перевал Кок-Арт, длиной 3,8 км.
Участок 1 с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал, протяженностью 12,4 км, полностью завершен в конце строительного сезона 2016 года. Принят в эксплуатацию со стороны ДЭУ №24.
Участок 2 с. Казарман – г. Джалал-Абад, протяженностью 138,5 км, включая тоннель на перевале Кок-Арт.
Уложено асфальтобетонное покрытие:
Нижний слой 108 км, толщиной 9 см;
Верхний слой 102 км, толщиной 6 см.
Проходка тоннеля с галереей:
с южного портала – 923 м, штольня – 1056 м.
с северного портала – 1515 м, штольня – 1729 м.
Строительные работы освоены на сумму 283 млн. долл. США (70,8%).
В настоящее время, на проектных участках ведутся полномасштабные строительные работы.
С начала строительного сезона 2019 года по Фазе 1 выполнено основание дороги (Саббейс и бейс) порядка 3 км, укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 2 км, по тоннелю с начала этого года выполнено:
с южного портала – 175 м, штольня – 166 м.
с северного портала – 150 м, штольня – 0 м.

Проект «Альтернативная дорога Север-Юг», Фаза 2 протяженностью 99 км, участок Арал – Казарман (км 195 — 291) и строительство 2-х эстакадных мостов.
Общее выполнение с начала строительных работ освоены на сумму 216 млн. долл. США (72,6%).
В настоящее время, ведутся полномасштабные строительные работы на проектном участке.
С начала строительного сезона 2019 года по Фазе 2 выполнено основание дороги (Саббейс и бейс) порядка 6 км, укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 4 км.

Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 3, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3 (89 км – 159 км, участок Эпикн-Башкууганды).
С начала 2019 года на участок мобилизовано 72 единиц дорожно-строительной техники. Кроме этого, мобилизованы дробильно-сортировочная установка и раствора-бетонный узел и начата их установка.
На сегодняшний день работы по вырубке деревьев завершены на участке 159,2 км до 132 км, вырублено 713 деревьев. Также на данном участке ведутся работы по удалению непригодного материала в местах завершения вырубки деревьев.
На участке км 158+340 — км 157+670; 157,3; 155+550-155+750; 152+300-152+740; 150+940 — 151+240; 148+000-147+000 ведутся работы по выемке и уширению земляного полотна. На сегодняшний день общий объем выемок составляет порядка 76,5 тыс.м3.
На участках с км 155+800-157+00; 155+00-155+380; 153+570-154+480; 153+750-153+950; 151+540-152+300 ведутся работы по возведению насыпи из материалов выемок. На сегодняшний день общий объем подготовленной насыпи составляет 28,2 тыс. м3.
Общая площадь расчищенной полосы составляет 6,03 га.
Произведены лабораторные испытания карьерных материалов из 7 карьеров на пригодность для использования к слоям дорожной одежды. В настоящее время Инженером карьерные материалы одобрены для возведения насыпи. Подрядчиком начаты работы по получению разрешительных документов на использование карьеров.

Дополнительное финансирование проекта Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, протяженностью 70,1 км.
Завершение процедуры отбора подрядной компании и консультанта по надзору планируется до конца 2019 года.

Проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3 автодорога Бишкек-Ош, Фаза 4, протяженностью 45,1 км (км 15,9 – км 61).
Компонент 1 (Реконструкция автодороги Бишкек – Кара-Балта, участок км 15,9 – км 61):
В первой половине 2019 года работы были освоены на сумму 6 225 000 долл. США или 8,80% от контрактной стоимости.
С начала 2019 года подрядчиком выполнено основание дороги (Саббейс и бейс) порядка 9,5 км, укладка органоминеральной смеси (черный щебень) 8,7 км и нижнего слоя асфальтобетонного покрытия 9,5 км.

Компонент 2 (Пилотный проект Контракта на содержание участка Кара-Балта – тоннель Тео-Ашуу участок км 61 – км 129 ):
Летнее содержание автодороги, берегоукрепительные работы на 89 км автодороги протяженностью 144 метра с устройством габионной сетки. Замена бетонных парапетов на новые в количестве 111 единиц. Произведены работы по ямочному ремонту 4500 м2. Произведено устройство шероховато-поверхностной обработки общей площадью 15 000 м2.

Проект «Реконструкция автодороги Бишкек-Ош, Фаза 4 (участок с. Маданият – г. Джалал-Абад, протяженностью 67 км)».
В первой половине 2019 года работы были освоены на сумму 1 718 840 долл. США или 3,4% от контрактной стоимости.
Подрядчиком совместно с Консультантом и Заказчиком осуществляются работы по вопросам переселения, т.е. по сносу объектов, подпадающих под влияние Проекта.
Определено местоположение Битумного Резервуара. Завершаются работы по восстановлению и совершенствованию Битумного Резервуара.
Продолжаются работы по валке деревьев и выкарчевке пней. Ведутся работы по расчистке дорожной полосы, переносу коммуникаций и возведению земляного полотна.
Произведены работы по разбивке центральных осей конструкций и начаты подготовительные работы по строительству на двух мостах:
● мост на км 517+089 завершено строительство объездной дороги и начаты работы по частичному демонтажу существующего моста;
● мост на км 573+550 начаты работы по отведению русла для объездной дороги.
Ведутся дренажные работы: начато строительство семи водопропускных труб.
Подрядчиком мобилизовано около 100 ед. дорожно-строительной техники на участок. Мобилизация дорожной техники продолжается.
ГРИП Исламского банка развития
Проект «Реконструкция автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, км 272-365»
Во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 10 января 2018 года №2 «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов» за счет сэкономленных средств проекта в 2018 году Подрядчиком было выполнено устройство 29,75 км асфальтобетонного покрытия в Нарынском и Кочкорском районах.
В настоящее время завершенные объекты находятся на гарантийном периоде ответственности за недостатки.

Проект «Реконструкция автодороги Тараз-Талас-Суусамыр, Фаза III, км 75-105»
За I полугодие 2019 года Подрядчиком велись работы по устройству основания тротуаров на сэкономленные средства проекта. В настоящее время Подрядчиком завершено устройство 26 км основания тротуаров.

Проект «Реконструкция автодороги Ош-Баткен-Исфана, км 75-108»
Общее выполнение сначала строительных работ составляет 4,3 млн.долл.США или 24,7 % от стоимости контракта, в том числе выполнены следующие виды работ:
— завершены земляные работы в объеме 72459 м3;
— завершено строительство и ремонт 117 шт. водопропускных труб;
— строительство нового моста на км 96+896 завершено на 98%;
— укладка нижнего слоя основания (саббейс) – 14,1км;
— укладка верхнего слоя основания (бейс) – 12,8 км;
— уложено 11,8 км асфальтобетонного покрытия.
За I полугодие 2019 года завершены земляные работы в объеме 12 900 м3 и строительство и ремонт 53 шт. водопропускных труб. Также, уложено 6,5 км асфальтобетонного покрытия и строительство нового моста на км 96+896 (завершено — 98%);

Проект «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183»
В настоящее время ведутся тендерные процедуры по отбору подрядной организации.
За I-полугодие 2019 года было получено одобрение со стороны ИБР на исключение участника СП «Nortn West Construction LLC & Qatar Building Company» из списка предквалифицированных подрядных компаний.
Тендерные процедуры в соответствии с графиком будут завершены во 2-м полугодии 2019 года.
ГРИП Всемирного банка развития

Проект «Первая фаза программы по улучшению региональных путей сообщения в ЦА» — ПУРПС ЦА-1 (дорожный коридор Ош-Баткен-Исфана-Худжант)
В рамках проекта осуществляется реабилитация участков дорожного коридора Ош-Баткен-Исфана-Худжант, общей протяженностью около 56 км, в частности, Исфана–КПП Кайрагач, протяженностью 36,08 км, Баткен-Торткуль, протяженностью 14,30 км и Баткен-КПП Кызыл-Бель, протяженностью 6,11 км.
На участках Баткен-Торткуль и Исфана-КПП Кайрагач основные работы завершены в 2018 году, за исключением 7 км в районе Сулюкта-Кольцо, на которых из-за погодных условий не удалось завершить укладку асфальтобетонного покрытия. Укладка асфальтобетонного покрытия на оставшихся 7 км будет завершена в строительном сезоне 2019 года.
В настоящее время на проектном участке ведутся строительные работы. Уложено 6,25 км нижнего слоя асфальтобетонного покрытия на оставшемся участке.

23 мая 2019 года было подписано дополнительное соглашение с Бетамонт о поставке ДСВК для двух дополнительных постов — Ак-Тилек и Чалдовар. Поставщик приступил к работам.
Также в рамках данного проекта в настоящее время осуществляется закупка дорожно-эксплуатационной техники (порядка 50 единиц на сумму 4 млн. долл. США) для УАД ОБИ.
Поставка оборудования поделена на 7 лотов. По трем лотам подписан контракт с поставщиком. Поставка техники и оборудования в рамках подписанного контракта ожидается в конце июля-августе 2019 года.
По 4 лотам был объявлен повторный тендер, в связи с тем, что предложения компаний не соответствовали техническим спецификациям. Оценка предложений компаний завершена. 4 июня 2019 года получено одобрение Всемирного Банка на присуждение контракта перворанжированной компании. Контракт будет подписан в ближайшее время. Поставка техники и оборудования по данным 4 лотам будет завершена до 30 сентября 2019 года.

Проект «Улучшение магистральных дорог международного значения» (автодорога Ош-Баткен-Исфана, км 28-75)
Указанный проект предусматривает два компонента:
1) реабилитация участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км;
2) предотвращение стихийных бедствий на существующей дороге Бишкек-Ош. В рамках указанного Проекта японской стороной отобраны участки на которых будет осуществляться строительство инженерно-защитных сооружений для защиты автодороги от стихийных бедствий природного характера, в частности, на км 400,1 – 400,8 (предполагаемое строительство тоннеля); на км 409 (строительство защитного сооружения от камнепадов); на км 451 (строительство подпорной стенки от оползня).
Консультационные услуги начались в июне 2018 года. Первоначально, разработку детального проекта, подготовка чертежей и тендерных документов по отбору подрядчика планировалось завершить во втором квартале 2019 года. Позже консультант пересмотрел график подготовки детального проектирования. По последнему представленному графику, разработка детального проекта, документов по защитным мерам и тендерных документов завершится в декабре 2019 года.
Изменения в графике работ консультанта связаны с задержкой таможенных процедур при поставке геолого-разведывательного оборудования (задержка на 2 месяца). В связи с данной задержкой геологоразведовательные работы пришлось осуществлять в зимний период, что существенно затрудняло установку оборудования вдоль дороги Бишкек-Ош, где планируется строительство защитных сооружений.
Начало строительных работ запланировано на ноябрь 2020 года с завершением в 2023 году.

Проект «Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в ЦА» — ПУРПС ЦА-3 (автодорога Тюп-Кеген и др.)
ПУРПС ЦА-3 включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. Кроме этого, проект предусматривает повышение потенциала Агентства гражданской авиации КР и Кыргызского авиационного института им. Абдраимова.
В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры для подписания соглашения о финансировании по данному проекту. Проект распоряжения об одобрении финансового соглашения подписан Премьер-министром КР. Всемирный банк готовит документы к подписанию соглашения о финансировании.
Кроме того, в рамках подготовки ПУРПС ЦА-3 в настоящее время осуществляется тендер на консультационные услуги по обновлению ТЭО, подготовке детального проекта, документов по защитным мерам и тендерных документов для автодороги Тюп — КПП Каркыра (км 39-76) и дороги, ведущей на туристическую базу.
Строительные работы в рамках проекта планируется начать в строительном сезоне 2020 года.

4.Программа «Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий, направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики»
Бюджетные меры:
4.1.Государственное регулирование деятельности в области автомобильного и водного транспорта;
4.2. Создание благоприятных условий для отечественных автоперевозчиков и проведение мероприятий по интеграции в международную транспортную систему;
4.3.Усиление весогабаритного контроля:
— Увеличение количества мобильных групп транспортного контроля;
— Автоматизация пунктов транспортного контроля.
4.4.Усиление транспортного контроля за пассажирскими перевозками (автобусы и микроавтобусы).

Связь с приоритетами Правительства: Во исполнение Постановления Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372 «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы» относительно Агентства автотранспорта предусмотрен пункт 5.2.8 «Обеспечение сохранности автомобильных дорог» где к 2025 году количество автоматизированных пунктов весогабаритного контроля будет доведено до 12 единиц:
-В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 ноября 2007 года N 556 и постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года N 454, на территории Кыргызской Республики утверждено 27 ПТК. Из 27 постов, помимо других видов транспортного контроля на 18 осуществляется весогабаритный контроль (ВГК). На ПТК установлена автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК») которая позволяет минимизировать человеческий фактор, а также дает возможность производить мониторинг за деятельностью инспекторского состава на ПТК через центральный сервер, установленный в МТД КР. В рамках АИС ЭТК автоматизирована деятельность Агентства автотранспорта по выдаче разрешительных документов на перевозку пассажиров и грузовых автомобильным и водным транспортом. В целом система осуществляет деятельность в тестовом режиме. Стоит отметить о проблеме обеспечения интернет связью отдаленных постов, в связи с географическим расположением, таких как ПТК Арал, Турускул, Кольцо.
-За счет средств Всемирного банка на 5 ПТК установлена Система динамического весогабаритного контроля Betamont (СДВК Betamont). На ПТК «Жаны-Арык», «Кок-Талаа» и «Каратай» все строительные работы закончены в установленные сроки, СДВК Betamont работает в тестовом режиме. Остальные два поста «Сосновка» и «Кемин», оснащенные системой Betamont осуществляют деятельность в штатном режиме.
-В соответствии с постановлением Правительства КР от 23 августа 2018 года № 396 «О мерах по обеспечению транспортного контроля и учета товаров в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза при ввозе (импорте) в КР» проведены мероприятия по установке временных/стационарных ПТК и учета товаров, с ГНС при Правительстве КР, ГРС при Правительстве КР, органами местного самоуправления, вблизи пунктов пропуска на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, расположенных в Манасском районе Таласской области («Чон-Капка автодорожный»), Панфиловском районе Чуйской области («Чалдыбар автодорожный»), Ысык-Атинском районе Чуйской области («Ак-Тилек автодорожный»), Аламудунском районе Чуйской области («Ак-Жол автодорожный»). До конца текущего года планируется открытие аналогичных стационаров вблизи пунктов пропуска на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, расположенных в Манасском районе Таласской области («Кичи-Капка автодорожный»), Жайылском районе Чуйской области («Жайыл автодорожный»), Сокулукском районе Чуйской области («Камышановка автодорожный»), Ысык-Атинском районе Чуйской области («Кен-Булун автодорожный»), Чуйском районе Чуйской области («Токмок автодорожный»), Тюпском районе Иссык-Кульской области («Каркыра автодорожный»).
-По всей республике на постах транспортного контроля ведутся мероприятия по установке платежных терминалов. Организована работа по установке POS-терминалов для оплаты сборов и административных штрафов на ПТК.
— функционирует электронный реестр лицензии, разрешений и нарушителей транспортного законодательства Кыргызской Республики на сайте www.aat.gov.kg.
— на стадии разработки проекты межправительственных Соглашений в области автомобильного сообщения с Республикой Словения, Эстонией, Республикой Литва, Италией и Венгрией, на которые Агентством внесены предложения и замечания, о целесообразности принятия данных документов.
— из-за отсутствия судоходных рек и выхода к морю, водный транспорт в КР не получил широкого распространения. Судоходная отрасль существует, в основном, на озере Иссык-Куль, где, кроме малых судов, обслуживающих отрасль туризма, применяются суда, осуществляющие грузовые перевозки между двумя грузовыми пристанями г.Каракол и г.Балыкчы. Кроме озера Иссык-Куль пассажирские и грузовые перевозки водным транспортом осуществляются на средних и крупных озерах и водохранилищах (Токтогульское, Сон-Кол, Сары-Челек, Чатыр-Куль, Орто-Токой, Торт-Куль и т.д.).
За 6 месяцев 2019 года поступило денежных средств от выдачи разрешительных документов, от взвешивания и измерения габаритных параметров, сбора штрафов и за административные правонарушения в сумме 43682,5 тыс. сомов, (2018 г. – 100866,9 тыс. сом.) в том числе:
№ п/п Наименование сборов За 2019 г За 2018 г
1 — от лицензионных сборов 4052,0 6388,3
2 — от штрафов за адм. правонарушения 1963,2 4776,8
3 — от реализации разрешения 26487,8 34242,0
4 — от взвешивания 884,3 35568,2
5 -от специальных разрешений, возмещение вреда и ущерба 10295,2 19891,6
Итого: 43 682,5 100 866,9

В настоящее время, автомобильный транспорт регулируются Международными двух и многосторонними Соглашениями в области автомобильного транспорта, Законами Кыргызской Республики «О транспорте», «Об автомобильном транспорте» и множествами подзаконными актами Кыргызской Республики.
Агентство осуществляет регулирование и контроль деятельности на автомобильном транспорте, регулирование деятельности на водном транспорте, за исключением функций контроля и надзора, реализацию межправительственных договоров о международном автомобильном сообщении между Кыргызской Республикой и иностранными государствами, обеспечение контроля за соблюдением субъектами транспорта требований законодательства Кыргызской Республики и международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования.
Обеспечение международных грузовых перевозок автомобильным транспортом путем выдачи лицензий и разрешений введен в действие с 01 января 2019 года Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», до 15 апреля 2019 года отсутсвовало соответствующее решение Правительства Кыргызской Республики об установлении размера ставки государственной пошлины.
В связи выше указанным в 1-квартале-2019 года лицензий выдавались на пассажирскую перевозку 62 ед, на грузовую перевозку 145 ед. Что составила 135000 сомов.
2.Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики систематически проводит переговоры с иностранными государствами, по результатам которых, ежегодно обмениваются бланками разрешениями из 41 государств, для осуществления грузоперевозок кыргызскими автоперевозчиками.
В целях защиты интересов кыргызских автоперевозчиков и создания благоприятных условий для осуществления перевозок на международном рынке автотранспортных услуг и дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, производится паритетный обмен равным количеством бланков разрешений на проезд территорий иностранных государств, осуществляется постоянный контроль соблюдения Соглашений, заключенных с другими странами в области международных автомобильных перевозок.
Согласно статьи 19 Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», при выдаче, переоформлении лицензии и (или) разрешения и выдаче дубликата лицензии и (или) разрешения взимается разовый лицензионный сбор в соответствии с законодательством о неналоговых платежах.
При этом, с введением в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах с 1 января 2019 года, на основании Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах» (от 10 августа 2018 года №89), согласно статьи 138 вышеуказанного Кодекса, за выдачу, переоформление лицензии и/или разрешений и выдачу дубликата лицензии и/или разрешения взимается государственная пошлина. Ставки государственной пошлины устанавливаются Правительством Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
До 17 июня 2019 года стоимость разрешений согласно прейскуранту стоимости разрешительных документов утвержденный Министерством транспорта и дорог КР и согласованный с Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве КР от 4 июня 2014 года, составляло:
— в направлении КНР – 1500 сомов;
— в другие страны – 2500 сомов.
При введении в действие постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении ставок государственной пошлины»( от 15 апреля 2019 года №159), статья 15, за выдачу разрешения на осуществление деятельности определяемому законодательством Кыргызской Республики, государственная пошлина взымается в следующих размерах:
— для физических лиц однократной ставки расчетного показателя (т.е. 100 сом.);
— для юридических лиц трехкратной ставки расчетного показателя (т.е. 300 сом.), при этом республиканский бюджет теряет около 60 млн. сомов в год.
3. В целях усиления государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта на ПТК и мобильных группах, а также не допущения нарушений, установленных на территории Кыргызской Республики весогабаритных параметров автотранспортных средств, ААВТиВК был издан приказ №109 от 26 июня 2018 года. в соответствии с приказом:
-усилен транспортный контроль на ПТК и мобильных группах;
-усилен внутриведомственный контроль над деятельностью инспекторского состава вверенных им управлений;
-проведены среди перевозчиков разъяснительно – профилактические работы, направленные на профилактику административных правонарушений в сфере автомобильного транспорта.
Также, в рамках Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах с 1 января 2019 года, согласно статьи 59 сборы за взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров транспортных средств и сборы за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования изымается с владельцев автотранспортных средств и грузов с параметрами, превышающими нормы для проезда по дорогам общего пользования Кыргызской Республики.
На сегодняшний день согласно постановлению Правительства от 2 мая 2012 года № 274 «Об утверждении размера сбора за взвешивание и измерение общей массы, осевой нагрузки, размеров и других линейных параметров транспортных средств», сборы за взвешивание и измерение общей массы, осевой нагрузки, размеров и других линейных параметров транспортных средств, следующих по автодорогам общего пользования Кыргызской Республики, изымается в сумме 250 (двести пятьдесят) сомов за каждую единицу автотранспортного средства.
При введении действия Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах, сумма сборов, перечисляемых в республиканский бюджет сократится в около 70 млн. сомов.
Также, в рамках Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях с 1 января 2019 года из компетенции Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля выпадают следующие статьи:
-нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном и техническом транспорте;
— нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте и электротранспорте;
— занятие предпринимательской деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и нарушение условий и правил лицензирования;
— осуществление иностранным перевозчиком международных автомобильных перевозок без разрешения или без специального разрешения;
— отклонение от установленного маршрута движения при перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении;
— отсутствие списка пассажиров при осуществлении международных нерегулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
— осуществление иностранным перевозчиком автомобильной перевозки между пунктами, расположенными на территории Кыргызской Республики;
— несоблюдение установленных весогабаритных параметров транспортных средств на территории Кыргызской Республики;
— нарушение требований правил организации пассажирских перевозок юридическими и физическими лицами, а также автовокзалами, автостанциями и автокассами;
— перевозка грузов автомобильным транспортом без документов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Ранее при рассмотрении проекта Кодекса о нарушениях в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики Министерством в связи с выпадением указанных статей были представлены замечания и предложения в комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по правопорядку и борьбе с преступностью, а также в Комитет Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям и архитектуре. Однако в принятом Кодексе о нарушениях замечания и предложения Министерства не были учтены и указанные административные правонарушения в области автомобильного транспорта, которые предусмотрены в действующем Кодексе об административной ответственности не включены в содержание Кодекса о нарушениях.
Помимо этого, Министерством были направлены предложения в адрес Министерства юстиции КР о необходимости внесения изменений в Кодекс о нарушениях, однако в связи в введением моратория на внесение изменений у указанный Кодекс, предложения Министерства также не были учтены.
Необходимо отметить, что с момента введения в действие Кодекса о нарушениях, действующие административные наказания в области автомобильного транспорта выходят из правового поля и на эти правонарушения административное воздействие не будут применены.
4.В соответствии с пунктом 3.1. «Положения о взаимодействии ГУОБДД МВД КР и ААВТиВК при МТД КР по вопросам организации и осуществления государственного контроля пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республики», утвержденного совместными приказами МТД КР№351 от 19.12.2018 года и МВД КР №1264 от 27.12.2018 года, был утвержден совместный План мероприятий по проведению совместных рейдовых мероприятий, направленных на исполнение требований главы 19 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях (далее — Кодекс).
Во исполнение совместного Плана действий, в период с 22 января 2019 года на территории Кыргызской Республики были начаты совместные рейдовые мероприятия сотрудниками ГУОБДД МВД КР и ААВТиВК при МТД КР. При проведении совместных рейдов особое внимание уделяется на транспортные средства занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов на предмет соответствия установленных на территории Кыргызской Республики весогабаритных параметров, наличия разрешительных документов на перевозку пассажиров и грузов, соответствие технического состояния пассажирского и грузового транспорта, в том числе самовольного переоборудования транспортных средств, а также ежедневного прохождения водителями регулярных автобусных маршрутов пред рейсового медицинского освидетельствования и технического контроля.
В соответствии Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021гг» утвержденный бюджет Агентства автотранспорта составляет 155180,4 тыс. сомов.
-По Центральному аппарату 22786,4 тыс.сомов;
-по Территориальным управлениям 132394,0 тыс.сомов.
После внесения изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021гг.» уточненный бюджет Агентства всего за 1 полугодие 2019 года составил 154550,6 тыс.сомов, в том числе:
-по центральному аппарату 22156,6 тыс.сом;
— по территориальным управлениям 132394,0 тыс.сомов.
Разница уточненного бюджета от утвержденной составляет 629,8 тыс.сомов, которые возвращены в бюджет согласно «Инструкции о порядке проведения зачета сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей и остатков средств в расчетах по годовым отчетам при финансировании бюджетных учреждений» утвержденный ППКР от 3 ноября 2011 года №694 .При уточненном бюджете за 1 полугодие 2019 года на 154550,6 тыс.сомов , бюджет исполнен на сумму 57670,4 тыс. сомов т.е. на 37,3 %. Финансирование открыто на сумму 62856,4 или 40,7 %.
5. Программам «Государственная поддержка гражданской авиации и обеспечение воздушной безопасности»
Бюджетные меры:
5.1. Улучшение качества предоставления государственных услуг в области гражданской авиации;
5.2. Обеспечение правительственных перевозок.

В настоящее время между Кыргызской Республикой и 30 государствами заключены Соглашения о воздушном сообщении, из них выполняются регулярные полеты между Кыргызстаном и Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Турцией, Китаем, Монголией, ОАЭ и Индией. Функционируют 40 воздушных линий, на которых выполняются регулярные рейсы, в том числе: 35 международных и 5 внутренних. На данных воздушных линиях еженедельно выполняются полеты 242 рейсов, в том числе 188 рейсов на международных и 54 рейсов на внутренних воздушных линиях.
На международных воздушных линиях еженедельно 50 рейсов выполняются кыргызскими авиаперевозчиками и 138 рейсов — иностранными.
В Кыргызской Республике зарегистрировано 22 авиакомпаний, из них с действующим Сертификатом эксплуатанта — 6. Из них 3 авиакомпании осуществляют регулярные пассажирские перевозки, а остальные грузовые перевозки и авиационные спецработы. 13 иностранных авиакомпаний осуществляют регулярные перевозки пассажиров в Кыргызскую Республику.
В целях расширения географии полетов постоянно ведется работа по открытию и возобновлению маршрутов на новых направлениях и увеличению количества выполняемых рейсов на существующих. В 2019 году существенно расширилась география полетов благодаря открытию новых маршрутов. За отчетный период открыты следующие маршруты:
— с 5 апреля 2019г казахстанская региональная авиакомпания Qazaq Air начала выполнять регулярные рейсы по маршруту Алматы-Бишкек-Алматы с частотой 2 раза в неделю (возобновлено);
— с 7 июня 2019 года вышеуказанная авиакомпания начал рейс Алматы — Ош с частотой два раза в неделю (новый);
— с 1 июля выполняются чартерные рейсы по маршруту Алматы-Иссык-Куль два раза в неделю (возобновлено);
— с 1 июня 2019 года авиакомпания «Турецкие авиалинии» выполняет рейс по направлению Анталья-Бишкек-Анталья 1 раз в неделю (возобновлено);
— с 23 июня 2019 года возобновлен маршрут из Новосибирска. Российская авиакомпания S7 будет совершать 1 рейс в неделю — по воскресеньям;
— с 28 июня 2019 года в летний сезон авиакомпания «Тез Джет» выполняет рейс по маршруту Ош-Тамчи-Ош 4 раза неделю (возобновлено);
— с 27 июня 2019 года чартерный регулярный рейс по маршруту Ташкент-Тамчи выполняется национальной авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» раз в неделю (возобновлено);
— с 5 июля 2019 года эмиратская авиакомпания «Air Arabia» начал выполнять рейс по маршруту Шарджа-Бишкек-Шарджа 4 рейса в неделю (новый).
Таким образом, за отчетный период открыты 2 новых маршрута и возобновлены на летний туристический сезон 6 маршрутов.

С 08 по 12 апреля 2019 года проведен аудит ИКАО. Два эксперта ИКАО провели миссию валидации в аспектах летной эксплуатации воздушных судов и сертификации авиационного персонала. В целом по итогам аудита даны положительные результаты.
Наряду с этим, поступила копия решения Комитета по валидации SSC (Significant Safety Concern – значительная обеспокоенность состоянием безопасности полетов) Международной организации гражданской авиации (ИКАО) от 15.05.2019 года, которым подтверждается снятие негативной оценки в Кыргызской Республике, выданная по итогам проверки с 25 января по 5 февраля 2016 года.
Кроме этого, 14 июня 2019 года ИКАО направлен проект отчета координированной миссии по проведенным мероприятиям по результатам аудита ИКАО с 08 по 12 апреля 2019 года, для обзора и комментариев.
Еврокомиссия, получив положительные результаты миссии валидации ИКАО, будет принимать решение о проведении своего последующего аудита в целях вывода наших авиакомпаний из своих так называемых «черных списков» или может довериться результатам миссии ИКАО.
Так за анализируемый период перевезено 517 200 пассажиров, со снижением на 22%. В том числе по международным рейсам перевезено 222 600 пассажиров, что на 38% меньше по сравнению с тем же периодом 2018 года. По внутренним линиям наблюдается незначительное снижение пассажиропотока – до 4 %.
В целом отрицательная динамика вызвана сокращением рейсов (отменой рейсов по международным направлениям) авиакомпанией «Эйр Манас» в связи выбытием воздушного судна, усилением конкуренции со стороны иностранных авиаперевозчиков, отсутствием господдержки для национальных авиакомпаний.

6. Программа «Предоставление среднего и высшего профессионального авиационного образования»
Бюджетные меры:
6.1. Подготовка квалифицированных технических авиационных специалистов по Программе СПО для гражданской авиации в соответствии;
6.2. Подготовка квалифицированных специалистов по Программе ВПО для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской;
6.3. Подготовка квалифицированных специалистов по Программе СПО для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской;
6.4. Повышение квалификаций и переподготовка авиационных специалистов (контракт).

Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова является образовательной организацией предоставляющей высшее, средне-профессиональное образование в соответствии имеющимися лицензиями на правоведения образовательной деятельности в Кыргызской Республике.
Развитие Кыргызского авиационного института им И. Абдраимова имеет следующие стратегические цели;
1 Авиаинститут перешел на подготовку авиационных специалистов как с высшим (бакалавр) так и средним профессиональным образованием (техник) по отдельным техническим специальностям;
2 Формирование преподавательско-инструкторского состава для реализации и ступенчатой подготовки летных экипажей переход на освоение специальностей, как авиационного, так и других направлений, необходимых для развития отрасли;
3 Расширение сферы сотрудничества в подготовке авиационных специалистов с международными учебными заведениями;
4 Прохождение процедуры международной сертификации учебных центров;
5 Обновление материально-технической базы колледжа.

Исполнение за 1 полугодие текущего года:
— по бюджетной мере 6.1 составило 94,3% или план 6 074,1 тыс. сомов, а фактическое финансирование 5 727,8 тыс. сомов.
Индикатор результативности от уточненного плана составил разницу на 4 человека за счет отчисленных студентов по неуспеваемости.
— по бюджетной мере 6.2 исполнение составил 87,8% или уточненный план 4 542,4 тыс. сомов, а факт 3 987,7 тыс. сомов. Неисполнение допущено за счет перехода задолженностей по контракту на следующий отчетный период.
Индикатор результативности составил 0, потому что прием по этой мере производилась только 2018 году и выпуск ожидается только 2022 году.
— по бюджетной мере 6.3 исполнение составил 98% или уточненный план 7 578,7 тыс. сомов, а факт 7427,8 тыс. сомов. Невыполнение за счет отчисленных студентов по неуспеваемости. Индикатор результативности выше на 3 человека или 101,4% за счет восстановленных студентов.
— по бюджетной мере 6.4. исполнение составляет 1889,0 тыс. сомов при плане 3 975,4 тыс.сомов , или 47,5%. Невыполнение составило за счет передвижки графика обучение на более позднее время по договоренности сторон согласно договора заключенного между авиапредприятиями. Исполнение в полном объеме ожидается до конца текущего года.
Цель развития Кыргызского авиационного института имени И. Абдраимова на 2020-2023 годы к концу 2023 года достичь уровня авиационного учебного заведения признаваемого на международном уровне.
Основными задачами сектора являются:
— реализация профессиональных образовательных программ высшего, послевузовского, дополнительного, среднего профессионального и среднего общего образования;
— осуществление подготовки, переподготовки специалистов, повышение квалификации работников с высшим образованием, а также подготовка научных и научно-педагогических работников для гражданской авиации и водного транспорта;
— выполнение научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера по профилю подготовки специалистов.

Задачами Программы являются:
-поддержание уровня качественной подготовки авиационных специалистов и дальнейшее его повышение до требуемых ИКАО стандартов;
-наращивание кадрового потенциала и подготовка инструкторов с международным признанием;
-совершенствование системы управления Авиаинститутом, оптимизация финансовых и человеческих ресурсов;
-внедрение в учебный процесс норм национального воздушного законодательства, Авиационных правил Кыргызской Республики и приложений к Конвенции о Международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 18 декабря 1992 года № 1117-XII;
-осуществление планомерной комплексной модернизации и развития объектов инфраструктуры Авиаинститута (реконструкция учебных корпусов, столовой, клуба и их оснащение современной техникой и оборудованием для обеспечения полноценных условий для подготовки персонала);
-обновление и наращивание существующего парка воздушных судов
-совершенствование научной работы в институте, системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации, путем внедрения в учебно-методические комплексы международных авиационных стандартов и правил. Ожидаемые результаты реализации данной бюджетной программы в среднесрочном периоде Авиаинститут видит в подготовке и переподготовке специалистов для гражданской авиации и водного транспорта, с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития и практическая интеграция авиационного образования, всемерное повышение качества подготовки кадров для гражданской авиации и водного транспорта, и эффективности научных исследований.
По данным Национального статистического комитета доля авиационных перевозок объем пассажирооборота составляет 15,8%, а объем грузоперевозок составляет 5%.
С 2006 по 2017 годы наблюдается увеличение пассажиропотока почти в пять раз. Эти данные указывают на возрастание роли авиаперевозок в целом по республике и, особенно на международных линиях. На это повлияло увеличение экономической и торговой активности населения и усиление миграционных потоков граждан республики в другие страны. Также, Кыргызская Республика становится транзитным пунктом миграции населения из соседних стран.
Гражданская авиация является одной из самых высокотехнологических и быстроразвивающихся отраслей экономики, которая в первую очередь зависит от профессионализма и квалификации авиационного менеджмента и летно-технического персонала
Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова в настоящее время в полной мере удовлетворяет потребности гражданской авиации в специалистах с соответствующей подготовкой.
Первоначальная система подготовки авиационных дипломированных специалистов осуществляется в Кыргызском авиационном институте им К. Абдраимова Дальнейшее переучивание летного и технического составов на авиационную технику западного производства осуществляется за рубежом.

Начальник УФиСР А. Дуйшебаев