mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики» от 17 февраля 2014 года № 99»

В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики», статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:

  1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики» от 17 февраля 2014 года № 99 следующее изменение:

в Перечне стратегических объектов Кыргызской Республики, утвержденным вышеуказанным постановлением:

-в графе «Объекты жизнеобеспечения» раздела «Категория «Б» (важные объекты)» пункт 2 признать утратившим силу.

  1. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

 

Премьер-министр                                          С.Ш. Жээнбеков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министр___________________Ж. Калилов                  «___» _____________2017 г.


СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики» от 17 февраля 2014 года № 99»

 

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17.02.2014 года  № 99 ОАО «Авиакомпания «Эйр Кыргызстан» входит в Перечень стратегических объектов. В данном Перечне ОАО «Авиакомпания «Эйр Кыргызстан» указана как ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан» в соответствии с прежним наименованием, которое 4 октября 2013 года общим собранием акционеров ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан» было заменено наименованием ОАО «Эйр Кыргызстан» (далее – авиакомпания «Эйр Кыргызстан»).

В данный Перечень авиакомпания была включена по причине выполнения на тот момент литерных рейсов.

С 2016 года осуществление литерных полетов возложено на ОсОО «Авиакомпания «Эйр Кей Джи». Самолет Ту-154М, который эксплуатировался авиакомпанией «Эйр Кыргызстан» для выполнения литерных полетов, находился в собственности ОАО «Международный аэропорт «Манас», и передан в эксплуатацию ОсОО «Авиакомпания «Эйр Кей Джи».

В статье 2 Закона Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики», где перечисляются объекты, которые относятся к стратегическим объектам, авиационные компании или авиационные предприятия отсутствуют.

На данный момент авиакомпания «Эйр Кыргызстан» осуществляет регулярные коммерческие пассажирские воздушные перевозки, как и все другие частные кыргызские авиаперевозчики на равных условиях без каких-либо привилегий или преимуществ.

Авиакомпания «Эйр Кыргызстан» не подпадает под определение «стратегического объекта», которое содержится в части 1 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики», т.к. в настоящее время авиакомпания имеет всего два самолета В737-300 и В737-500 с вместимостью 148 и 122 места. Это составляет достаточно малую долю в общем количестве и вместимости воздушных судов всех кыргызских авиакомпаний.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики устанавливает специальные требования к режиму функционирования и эксплуатации стратегических объектов, направленные на обеспечение национальной безопасности. Эта норма предполагает возможность прямого вмешательства государства в деятельность авиакомпании, что является одной из серьезных причин того, что авиакомпания становится непривлекательной для частного покупателя.

В рамках реализации Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 2016 год № 58-р было принято решение о продаже 49% акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан». Основной причиной включения в перечень приватизируемых объектов стало снижение конкурентоспособности авиакомпании ввиду входа большого числа частных и иностранных авиакомпаний на рынок Кыргызской Республики. Доля авиакомпании по объему перевозок на международных линиях не превышает 10%, а на местных линиях – 20%.

6 сентября 2016 года состоялся инвестиционный конкурс, для участия на котором ни один участник не подал заявления, несмотря на то, что вплоть до даты аукциона руководством авиакомпании проводились активные переговоры с такими авиакомпаниями, как «Урумчи Эйр», «Китайские авиалинии», «Blue Air Leasing», а также другими компаниями из Казахстана. Практически все эти потенциальные покупатели в ходе переговоров изъявляли желание приобрести более 50% акций.

Для повышения конкурентоспособности авиакомпании необходимы значительные инвестиции для приобретения новых воздушных судов большей емкости и дальности полета. Привлечение таких инвестиций из государственного бюджета не представляется возможным.

В условиях глобализации и жесткой конкуренции в области воздушных перевозок и авиационной отрасли без дальнейшего расширения и обновления парка воздушных судов авиакомпания «Эйр Кыргызстан» оказывается перед серьезным риском дальнейшего существования как национального авиаперевозчика.

Парк воздушных судов иностранных авиаперевозчиков, которые выполняют полеты в Кыргызскую Республику, состоит из таких самолетов, как В787, В777, В767, В757, В747, В737, А340, А330, А321, А320, А319, А318, Embraer-190 и других современных самолетов.

Приобретение таких воздушных судов в собственность или их эксплуатация на условиях аренды, а также последующее их техническое обслуживание и ремонт, приобретение запасных частей и оборудования к ним, подготовка пилотов и инженерно-технического и другого эксплуатационного персонала обходится неприемлемо дорого или пока является практически невозможной для авиакомпании «Эйр Кыргызстан».

Наличие новых и современных воздушных судов у авиакомпании «Эйр Кыргызстан» обеспечит ее конкурентоспособность, предоставит ей возможность выполнять полеты по всем существующим в настоящее время и потенциально возможным международным воздушным линиям, повысит долю их объема перевозок на этих линиях, обеспечит фактический паритет между кыргызскими и иностранными авиаперевозчиками, расширит географию международных воздушных линий (включая восстановление ранее прекращенных регулярных полетов в Европу), повысит безопасность, регулярность и эффективность полетов, а также будет способствовать развитию отрасли гражданской авиации страны.

В связи с тем, что 100% акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан» принадлежит государству, ей необходимо соблюдать неприемлемо большое количество процедур согласования, разрешений, одобрений, утверждений, и других различных процедур, что существенно удлиняет и затрудняет процесс принятия управленческих и других решений.

К одной из таких процедур относятся закупки. Процедуры закупки создают серьезные проблемы, например, при приобретении запасных частей и расходных материалов для проведения технического обслуживания. Эта проблема становится особенно пагубной, когда воздушное судно находится на тяжелом периодическом техническом обслуживании, по таким формам, как формы «C-check», и когда необходимость приобретения какой-либо запасной части или материала возникает в процессе проведения такого технического обслуживания, а приобретать эти запасные части и материалы требуется после проведения тендера (в соответствии с законодательством о государственных закупках). А на время проведения тендера и доставки приобретенных запасных частей и материалов до места проведения технического обслуживания техническое обслуживание может быть приостановлено, что, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам, связанным с оплатой за хранение (парковку) воздушного судна на базе организации по техническому обслуживанию, а также огромным убыткам, связанным с общим простоем воздушного судна.

Процедуры государственных закупок существенно снижают оперативность, и в отдельных случаях, исключает гибкость в выборе поставщика или приобретаемого продукта. Это, в частности, выражается в том, что некоторые поставщики или приобретаемый продукт не могут ожидать окончания всех процедур тендера, и уходят к частному заказчику, или стоимость услуг поставщика или цена продукта становятся выше к моменту окончания тендера. Многие потенциальные поставщики просто отказываются участвовать в таких тендерах из-за их длительности, сложности и непонятности (особенно для организаций из Европы, США и других таких государств).

В условиях, когда авиакомпания (без каких-либо льгот или преимуществ) конкурирует с частными авиакомпаниями (которые все свои закупки осуществляют без указанных выше формальностей) ставит авиакомпанию в заведомо проигрышное положение.

Кроме этого информация о торгах для продажи стратегических объектов публикуется в средствах массовой информации не менее чем за 90 календарных дней до дня торгов, а для других (нестратегических объектов) этот срок короче в 3 раза (информация публикуется не менее чем за 30 календарных дней до торгов).

Приватизация является одним из действенных путей решения проблемы экономической неэффективности авиакомпании.

В настоящее время ведутся активные переговоры с одной из крупных китайских авиакомпаний по сотрудничеству и приобретению 49 % акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан».

В связи с вышеизложенным, имеется необходимость в принятии соответствующего решения Правительства Кыргызской Республики об исключении авиакомпании «Эйр Кыргызстан» из Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики.

Исключение авиакомпании «Эйр Кыргызстан» из Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики существенно повысит привлекательность авиакомпании, улучшит и упростит продажу авиакомпании частному покупателю или любому другому инвестору, который намерен обновить парк воздушных судов, расширить сеть маршрутов, развить авиакомпанию и устранить монополию или преимущественное присутствие иностранных авиаперевозчиков на рынке международных воздушных перевозок Кыргызской Республики.

Расширение и обновление парка воздушных судов авиакомпании приведет к расширению географии полетов, увеличению потока авиапассажиров и туристов в страну и из страны, созданию дополнительных рабочих мест для специалистов в авиационной отрасли, и как итог – к увеличению поступлений в государственный бюджет в виде налогов и других социальных и других выплат.

Предлагаемый проект постановления Правительства Кыргызской Республики соответствует Конституции Кыргызской Республики, нормам национального и международного законодательства, ратифицированным в установленном законом порядке.

Принятие проекта не повлечет за собой социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий, а также не окажет воздействия на республиканский бюджет.

Для обеспечения общественного обсуждения и реализации статьи 22 закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный проект размещен на официальном сайте Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.

 

Министр                                         Ж. Калилов