Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)»»
- 5 785 просм.
Во исполнение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877, Плана мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Плана мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности в Кыргызской Республике» от 30 августа 2017 года № 546, в целях повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики постановляет:
- Оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб подлежат выпускаемые в обращение транспортные средства категорий М1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории N1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, а также категорий М2,М3,N2,N3, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.
- Оснащению системой вызова экстренных оперативных служб подлежат выпускаемые в обращение транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95.
- Оснащение находящихся в эксплуатации транспортных средств категорий М и N устройствами (системой) вызова экстренных оперативных служб осуществляется на добровольной основе.
- Транспортные средства в отношении установки системой (устройством) вызова экстренных оперативных служб должны соответствовать положениям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
- Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519 следующие изменения:
в Правилах организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике, утвержденных вышеуказанным постановлением:
-в пункте 4:
дополнить абзацем сорок четвертым следующего содержания:
«устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;»;
— в пункте 32:
— в абзаце двадцать восьмом после слова «требований» дополнить словами «Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТРТС 018/2011);
— дополнить пунктом 36-1 следующего содержания:
«36-1. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».
— пункт 190 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
- Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике» от 21 мая 2015 года № 311 следующее изменение:
В Правилах организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике, утвержденных названным постановлением:
— в пункте 5:
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;»;
— пункт 113 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы) подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».
- Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» от 11 апреля 2016 года № 198 следующие изменения:
в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных вышеуказанным постановлением:
— в пункте 2:
дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:
«Устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.»;
— пункт 27 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки специальных, опасных грузов, а также тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».
- Государственному комитету информатизации и связи при Правительстве Кыргызской Республики и Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики совместно с Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики и Государственной таможенной службой при Правительстве Кыргызской Республики провести соответствующую работу по созданию системы экстренного вызова оперативных служб при авариях и катастрофах с целью реализации требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877.
- Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления осуществить за счет и в пределах средств, предусмотренных в респбуликанском бюджете.
- Государственным органам Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
- Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на соответствующие отделы Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр
Кыргызской Республики С. Исаков
Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
- Цель и задачи
Настоящий проект постановления Правительства Кыргызской Республики разработан в реализацию Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877 (ТР ТС018/2011), вступившего его в силу с 1 января 2015 года.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №6 от 30 января 2013 года установлено следующее.
Вводимым данным решением пунктом 13.1 установлено, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1 и N1, транспортные средства категорий M2,M3,N2,N3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб.
- Описательная часть
В рамках Евразийского экономического сообщества вопросы транспорта регулируются следующим образом.
Договором о ЕАЭС вопросы транспорта регулируются Разделом XXI, положения которого применяются к автомобильному, воздушному, водному и железнодорожному транспорту. При этом, в Союзе осуществляется скоординированная (согласованная) транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства, на принципах конкурентности, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности. Также, провозглашается стремление государств-членов к поэтапной либерализации транспортных услуг между государствами-членами, порядок, условия и этапность которых определяются международными договорами, с учётом особенностей, предусмотренных Приложением №24 к настоящему Договору.
В соответствии с названным Приложением № 24 международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов, осуществляются на безразрешительной основе:
— между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;
-транзитом через территории других государств-членов;
— между другими государствами-членами.
Требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза, установлены в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877 (ТР ТС018/2011), которым установлено вступление его в силу с 1 января 2015 года.
К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся:
— колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси;
— компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
При этом, действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства:
1) имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч;
2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
3) категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло30 и более лет, а также категорий М2, М3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
4) ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза, на срок не более 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;
5) ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
6) принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей;
7) внедорожные большегрузные транспортные средства.
Также, действие настоящего технического регламента не распространяется на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в вышеназванных подпунктах 1), 2), 4) и 5).
Технический регламента имеет прямое действие на территории ЕАЭС, вместе с тем, он содержит нормы, отсылающие к национальному законодательству государств-членов и требующие их конкретизации на данном уровне законодательства. Ниже, будут приведены конкретные нормы, которые надлежит разработать в отношении колесных транспортных средств.
Нормы, связанные с обязательностью оснащения транспортных средств устройствами/системами ВЭОС, и существенные требования к устройствам/ системам ВЭОС включены в технический регламент Решением Совета ЕЭК от 30 января 2013 г. № 6 по инициативе Российской Федерации.
Технический регламент предусматривает обязательное поэтапное оснащение транспортных средств устройствами/системами ВЭОС:
1) Транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95, и категории N1, не входящие в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3, которые должны оснащаться устройством ВЭОС (срабатывание при аварии в ручном режиме посредством нажатия кнопки «Экстренный вызов»):
с 1 января 2015 г. – транспортные средства всех вышеуказанных категорий, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента с учетом внесенных изменений;
с 1 января 2016 г. – транспортные средства указанных категорий, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС;
с 1 января 2017 г. – все транспортные средства вышеуказанных категорий, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС.
2) Транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, которые должны оснащаться системой ВЭОС (автоматическое срабатывание при аварии от датчиков систем безопасности транспортного средства или собственных датчиков системы вызова экстренных оперативных служб):
с 1 января 2015 г. – транспортные средства вышеуказанных категорий, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента с учетом внесенных изменений;
с 1 января 2017 г. – все транспортные средства вышеуказанных категорий, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС.
При этом, системой вызова экстренных оперативных служб является система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме. В свою очередь устройством вызова экстренных оперативных служб является устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Вышеназванные категории транспортных средств приведены ниже.
Категория M − Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
К категории М2 относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
К категории М3 относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5т.
Категория N − Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки грузов
Категория N1: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу более 12 т.
Относительно транспортных средств категорий М1 и N1, входящих и не входящих в область применения Правил ООН № 94 и 95, то ими предусмотрено следующее.
Правила ЕЭК ООН № 94 применяются к механическим транспортным средствам категории М1 и N1, общая допустимая масса которых не превышает 2,5 т.
В свою очередь Правила ЕЭК ООН N 95 устанавливают требования к характеру изменения конструкции салона транспортных средств категорий М1 и N1 в котором точка R самого низкого сиденья находится на высоте не более 700 мм над поверхностью земли, в случае бокового столкновения, если техническое состояние транспортного средства таково, что его масса соответствует контрольной массе: порожняя масса транспортного средства, к которой прибавлена масса, равная 100 кг (масса манекена для испытания на боковой удар с устанавливаемыми на нем приборами).
В этой связи подготовлен проект постановления об оснащении выпускаемых в обращение транспортных средств категории М и N системой и устройством вызовов экстренных оперативных служб, в зависимости от их категорий.
Для транспортных средств, находящихся в эксплуатации предусмотрен добровольный порядок их оснащения.
Необходимо отметить, что Решением Совета ЕЭК №6 от 30 января 2013 года об оснащении транспортных средств выпускаемых в обращение на территории стран категории М1, не входящих в область применения Правил ООН № 94 и 95, и категории N1, не входящих в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3 устройствомВЭОС предусмотрен поэтапный переход. С 1 января 2016 г. вступило в силу требование о данном оснащении для транспортных средств указанных категорий, используемых для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.
В этой связи, в целях приведения национального законодательства в соответствие с законодательством ЕЭАС, подготовлен данный проект постановления Правительства КР, которым в том числе названные требования вводятся в следующие акты Правительства, которыми регулируются вопросы перевозок пассажиров, грузов и опасных грузов, а именно:
— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519;
— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике» от 21 мая 2015 года № 311;
— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» от 11 апреля 2016 года № 198.
- Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.
- Информация о результатах общественного обсуждения
Предлагаемый проект постановления Правительства Кыргызской Республики размещен на официальных веб-сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
- Анализ соответствия проекта законодательству
По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.
- Информация о необходимости финансирования
Проект постановления Правительства КР предусматривает дополнительное финансирование из республиканского бюджета либо за счет иных грантовых средств для создания системы экстренного вызова оперативных служб при авариях и катастрофах с целью реализации требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877, т.е. по обеспечению связи с вышеуказанной системы со Службой-112 МЧС КР. По предварительным оценкам специалистов АО «ГЛОНАСС» и Службы 112 МЧС КР составят порядка 2,5 млн. долл. США.
- Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
Рабочей группой МТиД КР разработан АРВ и прикладывается к настоящему проекту постановления Правительства Кыргызской Республики.
Министр Ж. Калилов