Как спасти автомобильные дороги Кыргызстана?
- 35 652 просм.
Экономисты и дорожники давно говорят о недостаточности усилий по достижению устойчивости функционирования дорожной отрасли, в первую очередь из-за недостаточного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог.
При этом, Закон «Об автомобильных дорогах» определяет экономические, правовые основы и принципы управления автомобильными дорогами республики организациями и предприятиями, затрагивает и регулирует практически весь спектр вопросов, касающейся дорожной отрасли. Однако не все нормы данного закона, регулирующие источники формирования средств, которые могут быть направлены на развитие дорожной отрасли, реализовываются в связи отсутствием других документов.
А именно, согласно статье 18 Закона, за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов взимается сбор. Данный сбор также предусмотрен Кодексом о неналоговых доходах, в соответствии с которым плательщиками сбора являются владельцы грузовых транспортных средств и автобусов. Однако, несмотря на наличие этих норм в законодательстве, Правительство до последнего времени не определяло размер и порядок взимания сбора за проезд по автомобильным дорогам.
24 декабря 2021 г. принято решение Кабинета Министров Кыргызской Республики (№333), которым утверждено Положение о взимании сбора с грузового транспорта и автобусов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования.
Обоснование методики
Согласно данным Статкомитета, среднемесячная заработная плата составила 18 493 сом, величина прожиточного минимума в среднем составила 5 358,53 сома, показатель соотношения среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума составил 345 процентов.
Исходя из соотношения прожиточного минимума и средней заработной платы – реальная з/п, и общепринятой практики определения ставки тарифа в соответствии с доходами населения и был применен принцип исчисления минимальной ставки сбора, равный 1,16 сом сом, или 1/100 почасовой заработной платы в сумме 115,58 сомов.
Далее расчет сборов производится исходя из вида (категории) транспортного средства, согласно методологии, разработанной Министерством транспорта и коммуникаций КР, согласно максимальной общей массе. То есть, по принципу пропорциональности нагрузки на дорогу, приводящей к ее изнашиваемости, соответственно к повышению расходов на ремонт и текущее содержание. При этом, для пассажирского транспорта были взяты минимальные проценты в размере 10 и 20, в целях смягчения финансового воздействия на пассажирские перевозки.
Международный опыт решения проблемы
В различных странах мира проблему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенным, с точки зрения мирового опыта, является введение платы за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, т.е. переход к принципу «пользователь платит».
Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и не возмещаемого за счет действующих налогов. Она распространяется на владельцев автотранспортных средств, наносящих дорогам наибольший ущерб – грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 12 тонн.
Казахстан
Сборами за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан являются:
- сбор за проезд отечественного автотранспортного средства до границы с последующим выездом на территорию другого государства
- сбор за проезд иностранного автотранспортного средства
- сбор за проезд по платным государственным автомобильным дорогам
- сбор за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, превышающие допустимые нагрузки и габариты.
Положение о сборах за проезд автотранспортных средств действует с 1998 года.
Россия
В России существует сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации. Существует перечень иностранных государств, в отношении перевозчиков, в которых вводится сбор за использование автомобильных дорог Российской Федерации, а также производится сбор с иностранных перевозчиков за использование автомобильных дорог Российской Федерации с грузовых автотранспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн и до 12 тонн включительно, зарегистрированных на территории государств, указанных в перечне.
Страны Европейского союза
Основа единого законодательства ЕС по дорожным сборам была заложена в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры».
В настоящий момент в странах-членах ЕС используются различные системы сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных дорог.
К основным типам систем можно отнести:
Повременная система сборов платежей (система «Евровиньет»), которая была введена
в эксплуатацию в начале 1993 года, и действует в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании и Швеции. «Евровиньет» разработана с целью гармонизации налогов на большегрузный транспорт в странах Европейского союза. Общие сборы за проезд грузовиков взимают 22 из 27 стран Евросоюза. В Литве это 260 евро в год. В других государствах, например, в Дании, Нидерландах, Люксембурге и Швеции — более 1500 евро. Некоторые к оплате проезда еще прибавляют налог на добавленную стоимость. В Великобритании он составляет 15 процентов, в Венгрии — целых 25 процентов.
Покилометровая система сбора платежей функционирует в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии и прочих странах-членах ЕС. Ключевой характеристикой покилометровой системы сборов является наиболее эффективный и справедливый принцип перераспределения платы конечного пользователя автомобильной дороги в зависимости от его воздействия на дорожное полотно.
Кыргызстан
Прогнозируется, что внедрение сборов повлечет за собой серьезные экономические последствия. Так, для бюджета страны стоимость дорожных активов республики составляет порядка 20,0 млрд сом. На текущий ремонт и содержание ежегодно выделяется в среднем 2,0 млрд.сом.
Потери бюджета по дорожной отрасли, из-за интенсивного разрушения автодорог из-за недофинансирования, составляет порядка 195,0 млрд сомов за 30 летний жизненный цикл дорог или 6,5 млрд.сом ежегодно.
При этом, посчитано, что при внедрении сборов за пользование автомобильными дорогами общего пользования грузовыми транспортными средствами и автобусами, ежегодные поступления составят порядка 2 млрд. сом, исходя из расчета интенсивности движения и предлагаемых размеров тарифа. Направление этих средств на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог позволит сэкономить бюджетные средства порядка 43 млрд сомов за 30 летний период или 1.4 млрд ежегодно.
В свою очередь предприниматели получат следующие выгоды:
— экономия времени на поездки до 50%;
— ежегодная (ориентировочная) экономия на эксплуатации транспорта (на ГСМ — 2,7 млрд. сом, на заработную плату — 1,3 млрд. сом, на ремонт — 1 млрд. сом).
Одновременно, владельцы легковых транспортных средств получают полный доступ к модернизированной и надлежащим образом содержащейся дорожной инфраструктуре. В целом новшества предусматривают решение приоритетных задач по внедрению передовых форм и методов организации дорожного движения, повышения уровня безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, что позволит достичь конечных целей и задач по эффективному управлению дорожной отраслью.
При этом, принимая во внимание непростую экономическую ситуацию на первоначальном этапе Правительство планирует взимать сбор в размере 30 процентов от расчетного, с последующей корректировкой, с учетом улучшения макроэкономических показателей страны.
По мнению специалистов, эти первоочередные меры должны позволить не допустить тотального разрушения дорожной инфраструктуры нашей страны и не только спасти наши дороги, но и получить возможность кардинальным образом их улучшить.