mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

ИНСТРУКЦИЯ по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта

Приложение

 

    Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 23 декабря 2014 года № 724

 

ИНСТРУКЦИЯ
по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта

  1. Общие положения
  2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта (далее — транспортный контроль) осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О транспорте», Законом Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» с целью выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта.
  3. Инструкция по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта (далее — Инструкция) устанавливает порядок проведения проверки, определяет круг вопросов, подлежащих инспектированию транспортной деятельности и услуг, обеспечивающих транспортный процесс, а также порядок реализации материалов проверок, принятия соответствующих решений.
  4. Настоящая Инструкция распространяется на юридических и физических лиц Кыргызской Республики, а также иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства, осуществляющих перевозочную и другую деятельность на автомобильном транспорте в Кыргызской Республике.
  5. Транспортный контроль осуществляется должностными лицами уполномоченного государственного органа в области транспорта и его территориальных органов (далее — орган транспортного контроля) как самостоятельно, так и совместно с другими уполномоченными государственными органами.
  6. Орган транспортного контроля взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, принимает совместные меры контроля, обеспечивает обмен информацией.
  7. Субъектами транспортного контроля являются хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на автомобильном транспорте по организации пассажирских и грузовых перевозок, перевозок грузов и пассажиров, по оказанию услуг, обеспечивающих транспортный процесс при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (услуги станционных сооружений при перевозке пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги при перевозке грузов, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, услуги диагностических центров).
  8. Транспортный контроль осуществляется в форме как проверки деятельности субъектов транспортного контроля в целом, так и отдельной проверки их автотранспортных средств непосредственно в процессе перевозки грузов и пассажиров.
  9. При осуществлении транспортного контроля должностные лица органа транспортного контроля обязаны знать и руководствоваться нормативными правовыми актами, техническими регламентами, стандартами, правилами перевозок грузов, пассажиров и багажа, положениями, определяющими техническое содержание автотранспортных средств, экологические требования, безопасную перевозку пассажиров, грузов, багажа, и лицензионными требованиями.
  10. При проведении инструментальных замеров, измерений, поверок, взвешиваний должностные лица органа транспортного контроля должны пользоваться приборами и инструментами, предусмотренными стандартами и прошедшими государственные поверки.
  11. Должностные лица органа транспортного контроля при исполнении должностных обязанностей носят форменную одежду с номерным нагрудным знаком, должны иметь при себе служебное удостоверение, письменное задание или маршрутный лист.
  12. Цель и предмет транспортного контроля
  13. Целью проведения транспортного контроля является обеспечение соблюдения субъектами транспортного контроля требований законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта, а также требований международных договоров Кыргызской Республики в области международных автомобильных перевозок.
  14. Предметом осуществления транспортного контроля является исполнение субъектами транспортного контроля обязательных требований, установленных международными договорами и законодательством Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта, по следующим видам транспортного контроля:

— соблюдение установленных требований проезда автотранспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок;

— соблюдение Лицензионных условий при пассажирских и международных грузовых перевозках автомобильным транспортом;

— соблюдение установленных весогабаритных и линейных параметров автотранспортных средств на территории Кыргызской Республики;

— соблюдение иных требований законодательства Кыргызской Республики, международных договоров в сфере автомобильного транспорта.

  1. При проведении проверок субъектов транспортного контроля должностные лица органа транспортного контроля определяют наличие необходимых документов и их соответствие требованиям законодательства Кыргызской Республики.
  2. При проведении транспортного контроля проверяется:

1) наличие и состояние подвижного состава, ремонтной и производственной базы, технических средств, контрольно-измерительной аппаратуры, оборудованного служебного помещения (в том числе предприятий, с кем заключены договоры на выполнение соответствующих видов ремонтных работ), а также соблюдение субъектами транспортного контроля норм экологических требований и требований по безопасности автомобильных перевозок;

2) наличие документов на автотранспортные средства, предусмотренных правилами перевозок пассажиров и грузов;

3) соответствие технической эксплуатации автотранспортных средств установленным требованиям;

4) наличие и соответствие служб и квалифицированного персонала для проведения предрейсового технического осмотра автотранспортных средств и предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителей либо наличие договоров с организациями, осуществляющими такую деятельность, а также соответствие водителей квалификационным требованиям;

5) наличие документации для осуществления регулярных пассажирских перевозок по установленным маршрутам (паспорта, свидетельства, контракты, расписания движений, схемы маршрутов, договоры с автовокзалами и автостанциями);

6) соблюдение требований правил перевозок пассажиров и багажа при осуществлении перевозок пассажиров и багажа;

7) соблюдение требований, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики, регламентирующих перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Кыргызской Республики;

8) соблюдение требований разрешительной системы при осуществлении международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;

9) осуществление каботажных перевозок иностранными перевозчиками по территории Кыргызской Республики;

10) въезд иностранных транспортных средств на территорию Кыргызской Республики через неустановленные пункты пропуска;

11) соблюдение водителями установленного режима труда и отдыха, наличие аналоговых тахографов на автобусах, грузовых и специализированных автомобилях, подлежащих оборудованию тахографами, а также исполнение требований по установке электронных (цифровых) тахографов в соответствии с международными соглашениями об установке электронных (цифровых) тахографов, участницей которых является Кыргызская Республика;

12) наличие документации на перевозку опасных грузов (лицензия, разрешение на осуществление деятельности с конкретным опасным грузом, выданное соответствующим уполномоченным государственным органом, бланк маршрута перевозки опасного груза, свидетельство о подготовке водителей и специалистов, свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов, допуск автотранспортного средства к перевозке опасного груза);

13) исполнение требований правил перевозки опасных грузов автотранспортными средствами, их проезда по территории Кыргызской Республики, квалификационных требований к водителям и автотранспортным средствам, перевозящим опасные грузы;

14) наличие заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора о допуске автотранспортных средств к международной перевозке пассажиров и пищевых продуктов, а также грузов, при перевозке которых требуются заключения указанных государственных органов;

15) наличие необходимой документации и инструментов на контрольно-пропускном пункте производственно-технической базы субъекта транспортного контроля;

16) наличие журналов регистрации проведенных инструкций, планов мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, журналов регистрации оперативной передачи информации для водительского состава о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения.

  1. Транспортный контроль за соблюдением проезда автотранспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок
  2. Транспортный контроль автотранспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики, международных договоров в области международных автомобильных перевозок и настоящей Инструкцией.

Должностными лицами органа транспортного контроля при осуществлении контроля за проездом автотранспортных средств через государственную границу Кыргызской Республики проверяются:

1) при международных грузовых перевозках:

— проездные документы (разрешение, товарно-транспортная накладная, книжка международной дорожной перевозки, водительское удостоверение, путевой лист, технический паспорт, удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам, лицензия на право осуществления международных автомобильных перевозок);

— наличие тахографа или регистрационных листков учета режима труда и отдыха водителей;

— наличие отличительных знаков государства регистрации автотранспортных средств;

2) при осуществлении международных регулярных перевозок пассажиров и багажа:

— наличие оригинала лицензии на перевозку пассажиров;

— наличие оригинала разрешения (свидетельства) на перевозку пассажиров по данному маршруту;

— наличие оригинала расписания движения по данному маршруту, согласованного с компетентными органами государств, по территориям которых пролегает маршрут (в салоне автобуса);

— наличие копии схемы маршрута с указанием пунктов пропуска через государственную границу, согласованной с компетентными органами государств, по территориям которых пролегает маршрут (в салоне автобуса);

— наличие у пассажиров автобусного и багажного билетов;

3) при осуществлении международных нерегулярных перевозок пассажиров:

— наличие оригинала лицензии на перевозку пассажиров;

— наличие разрешения на проезд по территории Кыргызской Республики, если это предусмотрено соответствующим соглашением о международном автомобильном сообщении;

— наличие списка пассажиров;

— наличие учетного талона регистрации иностранного автотранспортного средства (для перевозчиков, с государствами которых установлена безразрешительная система проезда).

При осуществлении перевозки пассажиров проверяются также техническое состояние и экипировка пассажирских автомобильных транспортных средств с целью недопущения их дальнейшего проезда при наличии неисправностей, создающих угрозу безопасности движения.

При отсутствии разрешительных документов, несоответствии технического состояния, несоблюдении установленного режима труда и отдыха и допущении иных нарушений установленных требований должностные лица органа транспортного контроля принимают меры в отношении водителей, допустивших вышеуказанные нарушения, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами в области международных автомобильных перевозок.

  1. Транспортный контроль за соблюдением лицензионных условий при пассажирских и международных грузовых перевозках автомобильным транспортом, установленных весогабаритных и линейных параметров автотранспортных средств
  2. Транспортный контроль за соблюдением лицензионных условий при пассажирских и международных грузовых перевозках автомобильным транспортом осуществляется в порядке, установленном Положением о лицензионном контроле.
  3. Транспортный контроль за соблюдением весогабаритных и линейных параметров автотранспортных средств осуществляется в соответствии и порядке, установленными нормативными актами Кыргызской Республики.
  4. Транспортный контроль за соблюдением иных требований законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта
  5. Транспортный контроль за предоставлением услуг, обеспечивающих транспортный процесс, в том числе по проведению технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, осуществляется в целях обеспечения технического состояния автотранспортных средств в соответствии с установленными требованиями к бесперебойной перевозке пассажиров и грузов автотранспортными средствами.

При осуществлении транспортного контроля деятельности субъектов транспортного контроля, оказывающих услуги по проведению технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, проверяется:

— наличие договоров на предоставление данного вида услуг с автоперевозчиками;

— соблюдение периодичности проведения видов технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

— работа по рекламациям, предъявленным на некачественное техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

  1. Транспортный контроль за предоставлением услуг станционными сооружениями (автовокзалы, автостанции, автокассы) осуществляется на предмет соблюдения требований Закона Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике.
  2. Компетенция органа транспортного контроля
  3. Орган транспортного контроля:

1) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики и международных договоров в сфере автомобильного транспорта;

2) выявляет и принимает меры по пресечению нарушения требований законодательства Кыргызской Республики, определяющих порядок функционирования автомобильного транспорта;

3) в случаях и порядке, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики, останавливает автотранспортные средства на территории Кыргызской Республики, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

  1. Должностные лица органа транспортного контроля имеют право:

1) составлять акты о нарушениях законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта, протоколы об административных правонарушениях, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

2) запрашивать на основании письменных мотивированных запросов у органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также у субъектов транспортного контроля информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

3) беспрепятственно, по предъявлению служебного удостоверения и копии решения органа транспортного контроля о назначении проверки, посещать используемые субъектами транспортного контроля территории, объекты транспортной инфраструктуры, подвижной состав и иные, связанные с перевозочным процессом, транспортные и технические средства, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить необходимые исследования, измерения, экспертизы и другие мероприятия по транспортному контролю в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) выдавать субъектам транспортного контроля предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

5) направлять в уполномоченные правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) в целях пресечения нарушения требований законодательства Кыргызской Республики, определяющих порядок функционирования автомобильного транспорта, по выявленным фактам нарушений изымать документы водителя на перевозку грузов и пассажиров, а также на управление транспортным средством, принимать меры по дальнейшему запрещению движения автотранспортных средств, в случаях и порядке, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики.

  1. Порядок проведения проверок деятельности субъекта транспортного контроля
  2. Орган транспортного контроля осуществляет проверку деятельности субъектов транспортного контроля на предмет соответствия их деятельности обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта.
  3. Органом транспортного контроля проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности субъектов транспортного контроля.
  4. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок органа транспортного контроля на текущий календарный год, утверждаемого руководителем органа транспортного контроля.
  5. О проведении плановой проверки субъект транспортного контроля уведомляется не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии решения руководителя органа транспортного контроля почтовым отправлением, с уведомлением о вручении, посредством факсимильной связи или иным доступным способом.
  6. Планирование проверок проводится в порядке и сроки, установленные решением руководителя органа транспортного контроля.
  7. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

— истечение срока исполнения субъектом транспортного контроля ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований, установленных транспортным законодательством Кыргызской Республики;

— наличие факта совершения субъектами транспортного контроля (водителями транспортных средств) нарушений требований правил перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

— поступление в орган транспортного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности пассажирских и грузовых перевозок;

2) нарушение прав потребителей автотранспортных услуг (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

  1. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган транспортного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 27 настоящей Инструкции, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
  2. О проведении внеплановой проверки субъект транспортного контроля уведомляется органом транспортного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
  3. В случае если в результате деятельности субъектом транспортного контроля причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление субъектов транспортного контроля о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
  4. Копия решения органа транспортного контроля о проведении проверки, заверенная печатью, предъявляется должностным лицом, проводящим проверку, руководителю субъекта транспортного контроля или его уполномоченному представителю, одновременно со служебным удостоверением.
  5. Проверка проводится должностными лицами органа транспортного контроля, которые указаны в решении о ее проведении.
  6. Руководитель субъекта транспортного контроля или его уполномоченный представитель должен обеспечить необходимые условия для проведения проверки и обязан по требованию должностных лиц органа транспортного контроля, проводящих проверку, организовать доступ к сооружениям, помещениям, оборудованию, транспортным средствам, представить информацию и документацию, необходимые для проверки.
  7. В случае необоснованного препятствования проведению проверки, уклонения от участия в проведении проверки руководитель субъекта транспортного контроля или его уполномоченный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  8. Плановая и внеплановая проверки проводятся по месту нахождения субъекта транспортного контроля, по месту фактического осуществления его деятельности или по месту совершения нарушения.
  9. При проведении проверки должностным лицам органа транспортного контроля запрещается:

1) проверять выполнение обязательных требований, если их проверка не относится к полномочиям органа транспортного контроля;

2) осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя субъекта транспортного контроля или его уполномоченного представителя;

3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную, охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) осуществлять выдачу субъектам транспортного контроля предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по транспортному контролю.

  1. Органом транспортного контроля в целях соблюдения требований транспортного законодательства, в части обеспечения безопасности автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа (прохождение ежедневного предрейсового медицинского освидетельствования водителей и технического осмотра автомашин, соблюдение режима труда и отдыха водителей и т.п.), осуществляется постоянный контроль за работой автотранспортных средств на линии, стационарных постах, станционных сооружениях.
  2. Оформление проверок и принятие мер по их результатам
  3. По результатам проверки должностными лицами органа транспортного контроля составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения.
  4. Форма акта утверждается органом транспортного контроля.
  5. В акте проверки указываются:

— дата, время и место составления акта;

— наименование органа транспортного контроля;

— дата и номер решения органа транспортного контроля, на основании которого проведена проверка;

— фамилия, имя, отчество и наименование должности лица (лиц), проводившего проверку;

— наименование проверяемого субъекта транспортного контроля, фамилия, имя, отчество, наименование должности представителя субъекта транспортного контроля, присутствующего при проведении проверки;

— дата, время и место проведения проверки;

— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, с указанием статьи (пункта) нормативного правового акта, требования которого нарушены, о их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя субъекта транспортного контроля, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписания;

— подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.

  1. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю субъекта транспортного контроля или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя субъекта транспортного контроля или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа транспортного контроля.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется после получения вышеуказанных заключений.

К акту проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований, испытаний, экспертиз, объяснения работников субъекта транспортного контроля, ответственных за допущенные нарушения.

  1. В случае выявления по результатам проверки нарушения требований законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта субъекту транспортного контроля вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений, форма которого утверждается органом транспортного контроля.
  2. В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:

— наименование органа транспортного контроля, вынесшего предписание;

— место составления;

— дата вынесения (составления) предписания;

— наименование и место нахождения, а также сведения о государственной регистрации субъекта проверки, которому адресовано предписание;

— ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;

— содержание нарушений и меры по их устранению;

— ссылки на нормативные правовые акты Кыргызской Республики, требования и условия которых были нарушены;

— сроки устранения нарушений;

— способы извещения и подтверждения устранения нарушений;

— фамилия, имя, отчество, должность должностного лица органа транспортного контроля, составившего предписание.

  1. В случае выявления нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность, должностные лица органа транспортного контроля принимают меры по привлечению субъекта транспортного контроля к административной ответственности в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности.
  2. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность субъекта транспортного контроля представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, или такой вред причинен, орган транспортного контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности субъекта транспортного контроля, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  3. В случаях, предусмотренных законодательством, в пределах предоставленных прав должностные лица органа транспортного контроля принимают в необходимых случаях меры к прекращению использования (эксплуатации) автотранспорта, о чем незамедлительно ставят в известность руководителя проверяемого субъекта транспортного контроля.
  4. По окончании проверки в журнале учета проверок должностными лицами органа транспортного контроля осуществляется запись о проведенной проверке. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
  5. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органа транспортного контроля могут быть обжалованы в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  6. Руководитель органа транспортного контроля в 10-дневный срок рассматривает результаты проверок и выносит следующие решения:

— о вынесении предупреждения;

— о наложении административного взыскания;

— о приостановлении действия лицензии;

— о направлении в судебные органы ходатайства об аннулировании лицензии;

— о передаче материала в правоохранительные органы.

  1. О допущенных нарушениях, недостатках могут быть внесены представления в центральные и местные органы исполнительной власти.
  2. Руководителю проверенного субъекта транспортного контроля о принятом решении сообщается в 3-дневный срок.