АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АПКР-6
- 12 705 просм.
АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АПКР-6
«ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»
Сокращения и знаки
Сокращения
БСПС |
— |
бортовая система предупреждения столкновений |
ВВП |
— |
вертикальный взлет и посадка |
ВМУ |
— |
визуальные метеорологические условия |
ВПП |
— |
взлетно-посадочная полоса |
ВСУ |
— |
вспомогательная силовая установка |
гПа |
— |
гектопаскаль |
ИВС |
— |
истинная воздушная скорость |
ИЗ |
— |
индикаторная земная скорость |
ИКАО |
— |
международная организация гражданской авиации |
ИНС |
— |
инерциальная навигационная система |
КАТ. I |
— |
категория I |
КАТ. II |
— |
категория II |
КАТ. III |
— |
категория III |
КАТ. IIIА |
— |
категория IIIА |
КАТ. IIIВ |
— |
категория IIIВ |
КАТ. IIIС |
— |
категория IIIС |
КВП |
— |
короткий взлет и посадка |
Кг |
— |
килограмм |
кг/кв.м |
— |
килограмм на метр в квадрате |
Кд |
— |
кандела |
Км |
— |
километр |
км/ч |
— |
километр в час |
М |
— |
метр |
м/с |
— |
метр в секунду |
м/кв.с |
— |
метр в секунду в квадратный |
МГц |
— |
Мегагерц nbv |
мор. Миля |
— |
морская миля |
МСА |
— |
международная стандартная атмосфера |
Н |
— |
ньютон |
ОВД |
— |
обслуживание воздушного движения |
ПВП |
— |
правила визуальных полетов |
ПМУ |
— |
приборные метеорологические условия |
ППП |
— |
правила полетов по приборам |
РВД |
— |
располагаемая взлетная дистанция |
РДР |
— |
располагаемая длина разбега |
РДПВ |
— |
располагаемая дистанция прерванного взлета |
РПД |
— |
располагаемая посадочная дистанция |
См |
— |
сантиметр |
СТС |
— |
сверхзвуковой транспортный самолет |
УВД |
— |
управление воздушным движением |
Уз |
— |
узел |
уз/с |
— |
узел в секунду |
фут/мин |
— |
фут в минуту |
ЧМ |
— |
частотная модуляция |
ЭП |
— |
эшелон полета |
ADS |
— |
автоматическое зависимое наблюдение |
ADS-C |
— |
контрактное автоматическое зависимое наблюдение |
AFCS (ACУП) |
— |
автоматическая система управления полетом |
AGA |
— |
аэродромы, воздушные трассы и наземные средства |
AIG |
— |
расследование и предотвращение авиационных происшествий |
ASE |
— |
погрешность системы измерения высоты |
ASIA/РАС |
— |
регион Азии/Тихоокеанский регион |
ATM |
— |
организация воздушного движения |
CDL |
— |
перечень отклонений от конфигурации |
CFIT |
— |
столкновение исправного воздушного судна с землей |
CPDLC |
— |
связь «диспетчер — пилот» по линии передачи данных |
CVR |
— |
бортовой речевой самописец |
DA |
— |
абсолютная высота принятия решения |
DA/H |
— |
абсолютная/относительная высота принятия решения |
D-FIS |
— |
полетно-информационное обслуживание по линии передачи данных |
DH |
— |
относительная высота принятия решения |
DME |
— |
дальномерное оборудование |
ЕСАМ |
— |
электронный централизованный бортовой монитор |
EFIS |
— |
электронная система пилотажного оборудования воздушного судна |
EGT |
— |
температура выхлопных газов |
EICAS |
— |
система индикации работы двигателя и предупреждения экипажа |
ELT |
— |
аварийный приводной передатчик |
ELT(AD) |
— |
автоматический развертываемый ELT |
ELT(AF) |
— |
автоматический стационарный ELT |
ELT(AP) |
— |
автоматический переносной ELT |
ELT(S) |
— |
аварийно-спасательный ELT |
EPR |
— |
степень повышения давления в двигателе |
ETOPS |
— |
полеты увеличенной дальности самолетов с двумя газотурбинными силовыми установками |
EUROCAE |
— |
Европейская организация по оборудованию для гражданской авиации |
FDAU |
— |
блок выделения полетных данных |
FDR |
— |
самописец полетных данных |
G |
— |
нормальное ускорение |
GCAS |
— |
система предупреждения столкновений с землей |
GNSS |
— |
глобальная навигационная спутниковая система |
GPWS |
— |
система предупреждения о близости земли |
ILS |
— |
система посадки по приборам |
MDA |
— |
минимальная абсолютная высота снижения |
MDA/H |
— |
минимальная абсолютная/относительная высота снижения |
MDH |
— |
минимальная относительная высота снижения |
MEL |
— |
перечень минимального оборудования |
METAR |
— |
форма предоставления текущих регулярных метеорологических сводок по аэродрому |
MLS |
— |
микроволновая система посадки |
MMEL |
— |
основной перечень минимального оборудования |
MNPS |
— |
требования к минимальным навигационным характеристикам |
MOPS |
— |
стандарты минимальных эксплуатационных характеристик |
N1 |
— |
число оборотов ротора компрессора низкого давления (двухступенчатый компрессор); число оборотов вентилятора (трехступенчатый компрессор) |
N2 |
— |
число оборотов ротора компрессора высокого давления (двухступенчатый компрессор); число оборотов ротора компрессора промежуточного давления (трехступенчатый компрессор) |
N3 |
— |
число оборотов компрессора высокого давления (трехступенчатый компрессор) |
NAV |
— |
навигация |
ОСА |
— |
абсолютная высота пролета препятствий |
ОСА/Н |
— |
абсолютная/относительная высота пролета препятствий |
ОСН |
— |
относительная высота пролета препятствий |
PANS |
— |
правила аэронавигационного обслуживания |
RCP |
— |
тип требуемых характеристик связи |
RNP |
— |
требуемые навигационные характеристики |
RVR |
— |
дальность видимости на ВПП |
RVSM |
— |
сокращенный минимум вертикального эшелонирования |
SICASP |
— |
Группа экспертов по совершенствованию вторичной обзорной радиолокации и системам предупреждения столкновений |
SOP |
— |
стандартные эксплуатационные процедуры |
SPECI |
— |
форма предоставления специальных метеорологических сводок по аэродрому |
TAWS |
— |
система предупреждения об опасности сближения с землей |
TCAS |
— |
система выдачи информации о воздушном движении и предупреждении столкновений |
TLA |
— |
угол рычага управления двигателем |
TLS |
— |
целевой уровень безопасности |
TVE |
— |
суммарная ошибка по высоте |
UTC |
— |
Всемирное координированное время |
VD |
— |
расчетная скорость пикирования |
VMC |
— |
минимальная эволютивная скорость с неработающим критическим двигателем |
VOR |
— |
всенаправленный ОВЧ-радиомаяк |
Vso |
— |
скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета в посадочной конфигурации |
Vs1 |
— |
скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета в установленной конфигурации |
Знаки
град. С — градусы Цельсия
% — процент
Глава 1 Определения
1.1. Приведенные ниже термины имеют следующие значения:
Абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решении (DH). Установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой необходимо начать уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку.
Примечание 1. Абсолютная высота принятия решения (DA) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DH) — от превышения порога ВПП.
Примечание 2. «Необходимый визуальный контакт с ориентирами» означает видимость части визуальных средств или зоны захода на посадку в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета. При полетах по категории III с использованием относительной высоты принятия решения необходимый визуальный контакт с ориентирами заключается в выполнении процедур, указанных для конкретных правил и условий полета.
Примечание 3. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «абсолютная/относительная высота принятия решения» и сокращение «DA/H».
Абсолютная высота пролета препятствий (ОСА) или относительная высота пролета препятствий (ОСН). Минимальная абсолютная высота или минимальная относительная высота над превышением соответствующего порога ВПП или, в соответствующих случаях, над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий.
Примечание 1. Абсолютная высота пролета препятствий отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота пролета препятствий — от превышения порога ВПП или, в случае неточных заходов на посадку, от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м (7 фут) меньше превышения аэродрома. Относительная высота пролета препятствий для захода на посадку по кругу отсчитывается от превышения аэродрома.
Примечание 2. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «абсолютная/относительная высота пролета препятствий» и сокращение «ОСА/Н».
Аварийный приводной передатчик (ELT). Общий термин, используемый в отношении оборудования, которое передает отличительные сигналы на заданных частотах, и, в зависимости от вида применения, может срабатывать автоматически в результате удара, либо приводиться в действие вручную. ELT может быть одною из следующих типов:
— Автоматический стационарный ELT (ELT(AF)) — автоматически срабатывающий ELT, стационарно установленный на борту воздушного судна;
— Автоматический переносной ELT (ELT(AP)) — автоматически срабатывающий ELT, который неподвижно закрепляется на борту воздушного судна, но легко снимается с борта данного воздушного судна;
— Автоматически развертываемый ELT (ELT(AD)) — ELT, который неподвижно закрепляется на борту воздушного судна и автоматически развертывается и срабатывает в результате удара, а, в некоторых случаях, также приводится в действие гидростатическими датчиками. Предусмотрено также его развертывание вручную;
— Аварийно-спасательный ELT (ELT(S)) — ELT, который снимается с борта воздушного судна, размещается таким образом, чтобы его можно было легко использовать в аварийной обстановке, и приводится в действие вручную.
Авиационные спецработы. Полет воздушного судна, в ходе которого воздушное судно используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, фотографирование, топографическая съемка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, воздушная реклама и т. д.
Анализ полетных данных. Процесс анализа зарегистрированных полетных данных в целях повышения уровня безопасности полетов.
Аспекты человеческого фактора. Принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.
Аэродром. Определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.
Барометрическая высота. Атмосферное давление, выраженное в величинах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере.
Безопасная вынужденная посадка. Неизбежная посадка или аварийное приводнение, при выполнении которых можно с достаточным основанием полагать, что не будут нанесены телесные повреждения лицам, находящимся на воздушном судне или на поверхности.
Большой самолет. Самолет, у которого максимальная сертифицированная взлетная масса свыше 5700 кг.
Бортовой самописец. Любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента.
Бортпроводник. Член экипажа, который в интересах безопасности пассажиров выполняет обязанности, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не является членом летного экипажа.
Вертолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.
Визуальные метеорологические условия (ВМУ). Метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их.
Воздушная трасса. Контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора.
Воздушное движение. Все воздушные суда, находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома.
Воздушное судно. Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.
Время отдыха. Непрерывный и определенный период времени после периода исполнения служебных обязанностей и/или до него, в течение которого члены летного или кабинного экипажа освобождены от исполнения всех служебных обязанностей.
Государство разработчика. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа.
Государство регистрации. Государство, в реестр которого занесено воздушное судно.
Государство эксплуатанта. Государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место пребывания эксплуатанта.
Густонаселенный район — применительно к городу или населенному пункту — любой район, используемый главным образом для проживания, коммерческой деятельности или отдыха.
Дальность видимости на ВПП (RVR). Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.
Двигатель. Устройство, используемое или предназначенное для использования с целью приведения в движение воздушного судна. Оно включает, по крайней мере, те компоненты и оборудование, которые необходимы для функционирования и контроля, но не включает воз-душный винт/несущие винты(если они применяются).
Двигательная система. Система, состоящая из силовой установки и всего другого оборудования, используемого для обеспечения функций, необходимых для поддержания мощности/тяги любой одной силовой установки, контроля за ней и управления ею после того, как эта установка будет смонтирована на планере самолета.
Запасной аэродром. Аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку. К запасным относятся следующие аэродромы:
— Запасной аэродром при взлете. Запасной аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.
— Запасной аэродром на маршруте. Аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке.
— Запасной аэродром на маршруте при выполнении ETOPS. Подходящий запасной аэродром, на который самолет может произвести посадку после выключения двигателя или в случае возникновения каких-либо других особых или аварийных условий при выполнении ETOPS по маршруту.
— Запасной аэродром пункта назначения. Запасной аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки.
Примечание. Аэродром, с которого производится вылет воздушного судна, также может быть запасным аэродромом на маршруте или запасным аэродромом пункта назначения для данного воздушного судна.
Заходы на посадку и посадки с использованием схем захода на посадку по ППП. Заходы на посадку и посадки по ППП классифицируются следующим образом:
— Неточные заходы на посадку и посадки. Заход на посадку и посадка по ППП с использованием бокового наведения, но без использования вертикального наведения.
— Заходы на посадку и посадки с вертикальным наведением. Заход на посадку и посадка по ППП с использованием бокового и вертикального наведения, но не отвечающие требованиям, установленным для точных заходов на посадку и посадок.
— Точные заходы на посадку и посадки. Заход на посадку и посадка по ППП с использованием точного бокового и вертикального наведения при минимумах, определяемых категорией захода на посадку и посадки.
Примечание. Боковое и вертикальное наведение представляет собой наведение, обеспечиваемое с помощью либо:
(a) наземного навигационного средства, либо
(b) формируемых компьютером навигационных данных.
Категории точных заходов на посадку и посадок:
— Категория I (кат. I). Точный заход на посадку и посадка по ППП:
(a) с относительной высотой принятия решения не менее 60 м (200 фут); и
(b) либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м.
— Категория II (кат. II). Точный заход на посадку и посадка по ППП:
(a) с относительной высотой принятия решения менее 60 м (200 фут), но не менее 30 м (100 фут); и
(b) при дальности видимости на ВПП не менее 300м.
— Категория IIIА (кат. IIIА). Точный заход на посадку и посадка по ППП:
(a) с относительной высотой принятия решения менее 30 м (100 фут) или без ограничения по относительной высоте принятия решения; и
(b) при дальности видимости на ВПП не менее 175 м.
— Категория IIIВ (кат. IIIВ). Точный заход на посадку и посадка по ППП:
(a) с относительной высотой принятия решения менее 15 м (50 фут) или без ограничения по относительной высоте принятия решения и
(b) при дальности видимости на ВПП менее 175 м, но не менее 50 м.
— Категория IIIС (кат. IIIС). Точный заход на посадку и посадка по ППП без ограничений по относительной высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.
Примечание. Если относительная высота принятия решения (DH) и дальность видимости на ВПП (RVR) подпадают под разные категории, то заход на посадку и посадка по ППП будут выполняться в соответствии с требованиями самой жесткой категории (так, полет с DH в диапазоне кат. IIIА, но при RVR в диапазоне кат. IIIВ будет рассматриваться как полет по кат. IIIВ или полет с DH в диапазоне кат. II, но при RVR в диапазоне кат. I будет рассматриваться как полет по кат. II).
Заход на посадку по кругу. Дополнение к схеме захода на посадку по приборам, предусматривающее выполнение визуального полета по кругу над аэродромом перед посадкой.
Зональная навигация (RNAV). Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.
Примечание. Зональная навигация включает в себя навигацию, основанную на характеристиках, а также другие виды операций, которые не подпадают под определение навигации, основанной на характеристиках.
Изготовитель. Организация, ответственная за окончательную сборку или изготовление воздушного судна или соответствующего авиационного изделия, являющегося частью воздушного судна.
Командир воздушного судна. Пилот, имеющий в своем свидетельстве квалификационную отметку командира воздушного судна и назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.
Коммерческая воздушная перевозка. Полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму.
Крейсерский эшелон. Эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета.
Максимальная масса. Максимальная сертифицированная взлетная масса.
Метеорологическая информация — метеорологические сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий.
Минимальная абсолютная высота снижения (MDA) или минимальная относительная высота снижения (MDH). Указанная в схеме неточного захода на посадку или схеме захода на посадку по кругу абсолютная или относительная высота, ниже которой снижение необходимо прекратить, если отсутствует необходимый визуальный контакт с ориентирами.
Примечание 1. Минимальная абсолютная высота снижения (MDA) отсчитывается от среднего уровня моря, а минимальная относительная высота снижения (MDH) — от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м (7 фут) меньше превышения аэродрома. Минимальная относительная высота снижения для захода на посадку по кругу отсчитывается от превышения аэродрома.
Примечание 2. В случае захода на посадку по кругу необходим визуальный контакт с ориентирами в районе ВПП.
Примечание 3. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «минимальная абсолютная/относительная высота снижения» и сокращение «MDA/H».
Навигация, основанная на характеристиках (PBN). Зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, схему захода на посадку по приборам или полет в установленном воздушном пространстве.
Примечание. Требования к характеристикам определяются в навигационных спецификациях (спецификация RNAV, спецификация RNP) в виде точности, целостности, непрерывности, готовности и функциональных возможностей, необходимых для выполнения планируемого полета в контексте концепции конкретного воздушного пространства.
Навигационная спецификация. Совокупность требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства. Имеются два вида навигационных спецификаций:
Спецификация требуемых аэронавигационных характеристик (RNP). Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая включает требование к контролю за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемых префиксом RNP, например RNP 4, RNP АРСН.
Спецификация зональной навигации (RNAV). Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая не включает требование к контролю за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемых префиксом RNAV, например RNAV 5, RNAV 1.
Примечание 1. Подробный инструктивный материал по навигационным спецификациям содержится в томе II Руководства по навигации, основанной на характеристиках (PBN).
Примечание 2. Термин RNP, ранее определяемый как «перечень навигационных характеристик, необходимых для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства», был исключен из Приложения 6 ИКАО часть I, поскольку над концепцией RNP стала преобладать концепция PBN. В данном Приложении термин»RNР» в настоящее время используется исключительно в контексте навигационных спецификаций, которые включают требование о контроле за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик. Например, RNP 4 относится к воздушному судну и предъявляемым эксплуатационным требованиям, включая требование в отношении характеристики выдерживания заданной траектории в боковой плоскости с точностью 4 м. мили, при обеспечении на борту воздушного судна контроля за выдерживанием и выдачи предупреждений о несоблюдении характеристик, что подробно изложено в Руководстве по PBN.
Наземное обслуживание. Обслуживание, необходимое для прибытия воздушного судна в аэропорт и его вылета из аэропорта, кроме обслуживания воздушного движения.