Антикоррупционная деятельность МТиД КР
- 1 206 просм.
Работа Министерства транспорта и дорог КР по противодействию коррупции за последние 3 года основывается на исполнении мероприятий Детализированного плана по демонтажу коррупционных схем и рисков в государственном управлении дорожной отраслью, одобренного Советом Безопасности КР 27 июля 2015 года.Многие мероприятия по реформированию системы управления и системы финансирования дорожной отрасли перекликаются с мероприятиями согласноОсновных направлений развития дорожной отрасли до 2025 года, утвержденного соответствующим постановлением Правительства КР 1 июля 2016 года.
В Детализированном плане по демонтажу коррупционных рисков по дорожному хозяйству, где из 127 пунктов 78 непосредственно связаны с разработкой и принятием нормативных правовых актов по тому или иному вопросу регулирования деятельности в дорожном отрасли.В рамках реализации мероприятий, изложенных в Детализированном плане, министерством разработаны и приняты 17 НПА, в том числе 6 постановлений Правительства, 4 приказа МТиД(в рамках делегированных полномочий Правительства) и 8 ведомственных актов. Данными НПА регулируются вопросы:
- стратегического и ежегодного планирования;
- администрирования проектирования, строительства, реконструкции дорог;
- установления требований к эксплуатационному состоянию дорог;
- вопросы контроля качества и приемки выполненных дорожных работ;
- оценки деятельности подведомственных организаций министерства;
- и мн. др.
Также в рамках данной работы подготовлен проект закона о внесении изменений в Закон КР «Об автомобильных дорогах», множество положений которого также направлены на минимизацию коррупционных рисков. Данный проект закона 16 мая текущего года принят ЖК КР в третьем чтении. После подписания данного закона Правительство КР получит дополнительные полномочия, в частности:
— по утверждению нормативного финансирования автомобильных дорог;
— по утверждению Генеральной схемы развития дорожной и придорожной полосы автомобильных дорог общего пользования;
— по утверждению порядка установления размеров придорожной полосы автомобильных дорог общего пользования;
— по утверждению стратегических документов по развитию автомобильных дорог.
Кроме этого, в 2016 году для улучшения эффективности работы оптимизирована структура управления упразднены 4 территориальных управлений (ПЛУАДы), функции внутри системы заново перераспределены, полномочия ДДХ при МТД КР, в части назначения руководителей подведомственных подразделений расширились. Также, в начале 2017 года оптимизирована структура администрирования инвестпроектов–в связи с большим объемом работ и учитывая особенности администрирования проектов, вместо 2 ГРИП министерством образовано 3 ГРИПа. В настоящее время администрирование инвестпроектов на порядок улучшилось, данное отмечается и со стороны наших основных доноров.
В конце мая 2018 года рабочей группой Совета безопасности КР рассмотрен вопрос исполнения Детализированного плана по демонтажу коррупционных рисков. Общий процент исполнения составил 63%, а по мероприятиям, непосредственным исполнителем которых является Министерство транспорта, процент исполнения составил 71%. Для исполнения отдельных мероприятий Детализированного плана потребуется еще не один год работы. В частности, запланировано создание электронной базы данных по техническому состоянию автомобильных дорог. Для этого в конце 2017 года МТиД КР изысканы средства для приобретения передвижной дорожной лаборатории по мониторингу и обследованию состояния автомобильных дорог и сейчас полным ходом начато работа по паспортизации дорог, то есть создание соответствующей базы данных о дорогах. По предварительному плану данная работа завершится в течение 3-4 лет.
Еще одно мероприятие Детализированного плана, конечным результатом которого является развитие частной альтернативной инициативы по содержанию дорог..В рамках исполнения данного мероприятия на сегодняшний день министерством подготовлен проект НПА по использованию Контрактов, ориентированных на результат (КОР). Это новый метод регулирования порядка содержания автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на основе заключения договора закупки услуг. КОР предполагает проведение конкурса среди частных компаний по закупке услуг по содержанию автодороги, где оплата производится не за вложенный объем работ и материалов, как в традиционном подряде, а за достигнутые результаты. В данном случае подрядчик получает оплату, не за количество заделанных выбоин, а за результат работы – отсутствие открытых выбоин. Невыполнение качественных показателей работ или несвоевременное исправление обнаруженных дефектов отражается на оплате, обычно путем наложения штрафов. Ярким примером этому является пилотный проект МТид КР с ОсОО «Мосдострой». По Проекту улучшения транспортного коридора ЦАРЭС 3 (автодорога Бишкек-Кара-Балта), Фаза 4, участок Кара-Балта-Суусамыр(км61 –км129).Министерство транспорта и дорог КР получило финансирование от Азиатского банка развития на покрытие расходов по этому Проекту. Этот контракт, прежде всего, ориентированн на результат. Проектом предусматривается 3 летнее содержание дороги в зимнее и летнее время и сейчас полным ходом идее укладка асфальтового покрытия на ряде участков автодороги от Кара-Балты до туннеля Тое –Ашуу. .
Другой, одной из основных проблемных зон по противодействию коррупции является действующаясистема финансирования дорожной отрасли. Недостаточное бюджетное финансирование дорожных работ, к сожалению, приводит в отдельных случаях к не всегда эффективному использованию дорожной техники и оборудования, также нужно признать, что имеют место факты слабого или не на должном уровне поставленного контроля на местах за состоянием техники и оборудования. Для исправления данной ситуации Министерством, по согласованию с Правительством, создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по изменению системы финансирования. По итогам работы межведомственной рабочей группы будут подготовлены предложения по внесению изменений в бюджетное и иное соответствующее законодательство.
Реформирования системы управления дорожной отрасли зависит, от четкого распределения ответственности и взаимодействия между подведомственными министерству дорожными организациями что напрямую даеит возможность снижению коррупционных рисков. Поэтому систему управления планируется реформировать через создание государственных предприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог.Создание государственных предприятий на базе действующих дорожно-эксплуатационных учреждений направлено на внедрение системы «Заказчик-Подрядчик-Инженер по надзору». В первую очередь, необходимо разделить функции заказчика и исполнителя работ и, тем самым, исключить конфликт интересов при планировании, проведении и приемке работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, что послужит минимизацией коррупционных рисков и повысит эффективность в управлении дорожной отраслью.
Существующая административно-управленческая система управления дорожной отраслью в определенной степени устарела и изжила себя, и в современных условиях она не всегда эффективна. Поэтому необходимо внедрять рыночные принципы управления, где взаимоотношения строятся на основе соглашений, а ответственность сторон четко прописана и разделена.
При системе «Заказчик-Подрядчик-Инженер по надзору» прямые контакты заказчика и исполнителя работ исключаются, т.е. коррупционные риски сводятся к минимуму. Прежде чем перейти на новую систему управления, мы хотим опробовать это на примере Чуйской области. Минтранс КР вынес на общественное обсуждение вопрос создания государственного предприятие «Чуй автожол» куда впоследствии дорожно-эксплуатационные учреждения войдут как филиалы. Кроме того, у предприятия будет одно подразделение по капитальному ремонту и строительству на базе асфальтобетонных заводов. Для этого имеются все предпосылки в виде имеющихся в каждой области АБЗ, техники, лабораторий и кадров.
И последнее, надо признать, что министерство отстало в развитии современных электронных систем мониторинга состояния дорог, контроля качества дорожных работ и системы планирования работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, основанных на передовых информационных технологиях и практиках, широко применяемых в стремительно меняющемся мире цифровизации экономики. Для исправления ситуации в данном направлении в конце 2017 года создано Государственное учреждение «Производственно-иновационный центр»(ГУ ПИЦ), в функции которого входят внедрение автоматизированных систем и инновационных технологий.
В части обновления и улучшения стандартов и строительных норм при проектировании строительстве, ремонте и содержании дорог по инициативе министерства совместным приказом с ЦСМ при МЭ КР создан Технический комитет-55, в состав которого вошли ответственные представители от Центра стандартизации и метрологии, Госэкотехинспекции, Госагентства по архитектуре и строительству, ГУОБДД и других ключевых ведомств, имеющих отношение к дорожной сфере.
Несмотря на имеющиеся недостатки в работе дорожного хозяйства, в 2017 году при финансировании в объеме 4,4 млрд. сом, с учетом средств текущего бюджета и госкапвложений, министерством в полной мере выполняются задачи по строительству, ремонту и содержанию дорог. Так в 2017 году уложено более 300 км асфальтобетонного покрытия, более 140 км среднего ремонта(ШПО) и завершены строительство 10 мостов. За счет инвестиционных проектов произведен капитальный ремонт 39 км дорог. В текущем году также запланировано приблизительно такой же объем работ как и в прошлом году.
Необходимо также отметить, что проделана большая работа по снижению коррупционных рисков при обеспечении весогабаритного контроля на автомобильных дорогах. На территории Кыргызской Республики в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 ноября 2007 года N 556 и постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года N 454 действующих 27 пунктов транспортного контроля (ПТК) из которых на 18 ПТК помимо других видов транспортного контроля, осуществляется весогабаритный контроль. На сегодняшний день на 14 ПТК установлена Автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»), которая в свою очередь минимизирует человеческий фактор, а также позволяет производить мониторинг за деятельностью инспекторского состава ПТК через центральный сервер, установленный в Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
В настоящее время производятся работы по подключению к АИС «ЭТК» остальных 13 ПТК. При этом существуют проблемы, в части финансирования и прокладки интернет связи на ПТК, географическое расположение которых затрудняет данные работы.
Помимо этого, министерством проводятся ряд антикоррупционных мероприятий, а также работы по усилению транспортного контроля на всех ПТК расположенных на территории Кыргызской Республики.
В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования путем внесение изменений в соответствующее постановление Правительства КР увеличена базовая ставка величины за перегруз транспортных средств сверх установленных параметровдля расчета суммы ущерба. (25 августа 2017 года постановлением Правительства Кыргызской Республики за №525 были внесены изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств и Порядка пропуска и взимания сборов за проезд транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики» от 8 августа 2011 года №454).
В целях регламентации осуществления инспекторским составом Агентства автотранспорта транспортного контроля на ПТК Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики приказом от 27 марта 2018 года за №95 была утверждена «Инструкция для сотрудников Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта в пунктах транспортного контроля».
Также с целью полного искоренения коррупционных явлений при обеспечении весогабаритного контроля на автомобильных дорогах при содействии Всемирного Банка осуществляется установлены 2 автоматизированных пункта динамического весогабаритного контроля на постах «Кемин»и «Сосновка» .Еще 3 таких пункта запланированы к установке в ближайшее время работы и работа по данному направлению будут продолжаться.
Пресс-служба МТиД КР