13апреля 2017 года в МТиД КР сотоялось общественное слушание Общественного совета МТиД, посвященных вопросам Гражданской авиации КР.
- 644 просм.
13апреля 2017 года в МТиД КР сотоялось общественное слушание Общественного совета МТиД, посвященных вопросам Гражданской авиации КР. С информацией о положении дел в сфере Гражданской авиации(АГА) выступили заместитель директора АГА Б.Жунушалиев, советник министра транспорта и дорог на общественных началах в сфере ГА Э.Омуралиев. Во время и после доклада были прения со стороны Председателя Общественного совета Т.Садакбаева и других членов ОС и соответственно ими были заданы ряд вопросов выступающим о проделанной работе в сфере гражданской авиации, в частности “О выводе авиакомпаний Кыргызской Республики из «Черного списка» Европейского союза, Об авиакатастрофе, произошедшей 16 января 2017 г. и другие вопросы.
Ниже приводим данные из выступлений.
О выводе авиакомпаний Кыргызской Республики из «Черного списка
Авиакомпании Кыргызской Республики были включены в «черные списки» Евросоюза в конце 2006 года. Основными причинами включения в вышеуказанные списки слабые возможности выполнения Агентством ГА своих сертификационных и надзорных функций.
Причинами в невыполнении в полной мере своих функций Агентством ГА явились следующее: несовершенство воздушного законодательства, слабая подготовка инспекторского состава, недостаточное количество инспекторского состава по сравнению с количеством воздушных судов и авиакомпаний, находящихся в реестре Кыргызской Республике, отсутствие тренингов для инспекторского состава с возможностью обмена международным опытом, низкой заработной платы специалистов и связанного с этим большой текучести кадров, а также большого «возраста» самолетного парка, которого также требует повышенного внимания инспекторов. Все вышеизложенное стало возможным из-за недостаточного финансирования Агентства ГА.
Для устранения недостатков в системе гражданской авиации в 2007 году был утвержден соответствующий план Министерством транспорта и коммуникаций КР, который предусматривал повышение уровня подготовки инспекторского состава и повышение уровня заработной платы. Положения плана были выполнены, а также своевременная и качественная подготовка позволили успешно пройти полномасштабный аудит по восьми аспектам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в апреле 2009 года, было выявлено 67 замечаний. Окончательный отчет аудита ИКАО поступил в начале 2010 года. Евросоюз незамедлительно был поставлен в известность о результатах аудита. К сожалению, из-за произошедших событий в нашей республике событий не позволил прибыть группе Евросоюза для проведения последующего аудита для подтверждения произошедших положительных перемен в системе гражданской авиации.
К сожалению, с 2011 по 2016 годы работа по совершенствованию работы по выполнению сертификационных и надзорных функций в Агентстве ГА велась не должном уровне. ИКАО кроме масштабных аудитов выполняет инспекторские проверки по узким аспектам обеспечения безопасности полетов. Одним из таких проверок в феврале 2015 года было выявлено несоответствие класса SSC (SignificantSafetyConcern – особая озабоченность состоянием безопасности полетов) то есть существует прямая угроза безопасности полетов в системе гражданской авиации республики в аспекте сертификации авиакомпаний в части летной эксплуатации воздушных судов. Справочно необходимо отметить, что SSC является самой негативной оценкой ИКАО.
В феврале 2016 года был проведен очередной аудит ИКАО по пяти аспектам. Аудит выявил 128 несоответствий, но, к сожалению, был выявлен второй SSC в аспекте выдачи свидетельств авиационному персоналу. Данный SSC был устранен в июне 2016 года. Для устранения данного был подготовлен соответствующий план, который был одобрен ИКАО и, дополнительно, были приглашены специалисты из Турецкой авиационной администрации. ИКАО на основе изученных и представленных нами доказательств и сообщений из Турции сообщил о снятии данного несоответствия. SSC, выявленный в феврале 2015 года, еще не устранен. Для его устранения в декабре 2016 года подготовлен новый план, по которому в настоящее время ведется работа. Планы корректировочных мероприятий по 128 несоответствиям и план устранения SSC были отправлены в ИКАО.
В июле 2016 года в ходе встречи со специалистами Еврокомиссии по безопасности полетов были согласованы шаги для вывода наших авиакомпаний из списков Евросоюза. Во-первых, необходимо устранить несоответствие класса SSCв соответствии с планом — лето 2017 года. Во-вторых, необходимо устранение 128 несоответствий, выявленных в феврале 2016 года. В-третьих, привести Авиационные правила КР в соответствие с ежегодно меняющимся международным стандартам, т.е. необходима постоянная работа по совершенствованию воздушного законодательства. В-четвертых, необходимо пройти с положительным результатом последующие аудиты ИКАО и Евросоюза, для подтверждения о позитивных изменениях в системе гражданской авиации.
Для исполнения вышеуказанного необходим подготовленный инспекторский персонал. Учитывая объемы выделяемого из бюджета финансирования для Агентства ГА для проведения подготовки, переподготовки, специальных тренингов и стажировки инспекторов за рубежом и в Кыргызской Республике предприняты следующие мероприятия.
В 2016 году подписаны Меморандумы с авиационными администрациями Франции и Турции, которые предусматривают бесплатную подготовку (исключая проезд) наших инспекторов на территории этих государств. В Турции летом 2016 года прошли стажировку 15 инспекторов, на 2017 год планируется стажировка 15-25 инспекторов, расписание которых в настоящее время согласовывается. Во Франции в 2016 году прошел подготовку 1 инспектор и в 2017 году планируется 3-4 инспектора.
26 ноября 2016 года в г. Ашхабад (Туркменистан) в рамках Глобальной конференции по устойчивому транспорту организованной ООН, была проведена встреча Первого вице-премьер-министра КР М.Д. Абулгазиева с Генеральным секретарем ИКАО госпожой Фан Лю. В ходе данной встречи обсуждены вопросы оказания помощи со стороны ИКАО, также вопросы финансирования АГА при МТиД КР.
Для подписания в первой половине 2017 г. готовятся проекты Соглашений между Агентством ГА с ИКАО и ИАТА (международная ассоциация авиаперевозчиков), которые также предусматривают подготовку инспекторского персонала и практическую помощь в подготовке важных документов воздушного законодательства.
В рамках программы ЕаР/СА европейского агентства по безопасности полетов (EASA) с 2017 по 2019 годы Агентству ГА будет оказана помощь в тренинге инспекторов и подготовке правительственной программы обеспечения безопасности полетов и его внедрения в отрасли.
С 14 по 16 февраля 2017 года дваэксперта Европейского и Североатлантического регионального бюро ИКАО прибыли в г. Бишкек по оказанию практической помощи Агентству гражданской авиации по программе усиления функций надзора за обеспечением безопасности полетов и, особенно, в части устранения существующего значительного замечания по безопасности полетов (SSC) по производству полетов.
Кроме этого, в рамках данного визита экспертной группы подписан Меморандум о намерениях и Специальный План Действий между Агентством гражданской авиации и Европейским и Североатлантическим региональным бюро ИКАО направленный на оказание практической помощи Кыргызстану.
Дополнительно согласованы сроки прибытия Президента Совета ИКАО доктора ОлумуиваБенардАлиу в Кыргызстан и встречи с руководством республики.
Специалисты из ИКАО, ИАТА и Турциив марте 2017 года провели в Бишкеке практический семинар для оказания практической помощи по внедрению системы управления безопасности полетов в авиакомпаниях, аэропортах, технических центрах и ГП «Кыргызаэронавигация».
Таким образом, планируется подготовка и стажировка инспекторского состава с 2017 по 2020 годы, чтобы каждый инспектор ежегодно проходил три-четыре тренинга и стажировок, т.е. более 100 сертификатов на Агентство ГА в целом, при помощи зарубежных специалистов чего требуют специалисты ИКАО и Евросоюза.
По результатам аудита ИКАО, 22 декабря 2016 года на заседании Правительства Кыргызской Республики во главе с Премьер-министром Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбековым, Протоколом было поручено Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики, Министерством экономики Кыргызской Республики выработать механизмы увеличения финансирования Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
Во исполнение вышеуказанного поручения был подготовлен проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О перенаправлении суммы субсидирования ГП «Кыргызаэронавигация» и направлен в установленном порядке на согласование по министерствам и ведомствам.
Также приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики №9 от 9 января 2017 года был утвержден План мероприятий по выводу авиакомпаний Кыргызской Республики из Списка сообщества Европейского Союза («Черный список» ЕС), где включены 17 основных мероприятий и определены сроки и ответственные лица по каждому пункту мероприятия. На сегодняшний день Агентством гражданской авиации ведется работа согласно Плану мероприятий.
Об авиакатастрофе, произошедшей 16 января 2017 г.
Крушение самолета произошло после того, как командир воздушного судна из-за отсутствия визуального контакта с взлетно-посадочной полосой дал команду уходить на второй круг. Об этом говорится в предварительном отчете Межгосударственного авиационного комитета по расследованию крушения «Боинга» под Бишкеком.
Как считают эксперты МАК, экипаж принял неверное решение идти на второй круг, находясь ниже установленной точки принятия решения.
«Боинг» упал в 07:17 16 января, перелетев взлетно-посадочную полосу аэропорта «Манас». В результате погибли 39 человек, в том числе 4 члена экипажа и 35 жителей поселка Дачи СУ, на который упал самолет.
При посадке капитан воздушного суда информировал об отсутствии визуального контакта и дал команду об уходе на второй круг. Затем включился режим автопилота flare (при посадке на двух автопилотах становится в ждущий режим на высоте 1500 м), а через полсекунды зарегистрировано нажатие кнопки ухода на второй круг.
Катастрофа произошла в сложных метеорологических условиях, туман, видимость 400 м. Экипаж, самолет и аэродром допущены к выполнению посадок при видимости 300 м. Прогноз и фактическая погода соответствовали друг другу.
18.03.2017 года проведен облет, данный облет необходим для воссоздания условий, при которых производилась посадка турецкого самолета.
По результатам облета разослан акт летной проверки в Турцию, США и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) для анализа. В дальнейшем текст, промежуточного отчета по расследованию будет предоставлен всем заинтересованным государствам.
В порядке информации сообщаем, что планируемый срок предоставления окончательного отчета до июня-июля 2017 года, тем не менее, необходимо отметить, что международными стандартами не предусмотрены конкретные сроки расследования, так как они зависят от их объемов и сложности.
Пресс-служба МТиД КР