23ноября в 12 часов дня в здании Автодорожного колледжа состоится торжественное мероприятие, посвященное Первому министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог (ныне Министерство транспорта и дорог КР) Кольбаеву Кусаину Кольбаевичу.
- 536 просм.
23ноября в 12 часов дня в здании Автодорожного колледжа, по адресу г.Бишкек, г.Бишкек, Проспект Ч.Айтматова 52 пересекает с ул. Жаманбаева, состоится торжественное мероприятие, посвященное Первому министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог (ныне Министерство транспорта и дорог КР) Кольбаеву Кусаину Кольбаевичу.
Первый министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог (ныне Министерство транспорта и коммуникаций КР) Кольбаев Кусаин Кольбаевич был среди тех исторических личностей, которые создавали кыргызскую государственность и стояли у истоков развития экономики, культуры республики. Кольбаев К.К. был человеком очень интересной и поучительной судьбы. В раннем возрасте, оставшись без родителей, воспитывался в детском
доме в далеком северном российским городе Тверь. Там окончил рабфак, а затем в 1935 году успешно окончил знаменитый, старейший Ленинградский институт железнодорожного транспорта, по специальности «автомобильные дороги».
И он фактически в истории кыргызского народа стал первым инженером-кыргызом. После окончания института работал па крупных стройках первой пятилетки на автомобильной дороги Ош-Хорог, Фрунзе-Рыбачье, Нарын-Торугарт. В 1937г. еще совсем молодым, был избран вторым секретарем ЦК КП Киргизии. В 1939г. в республике было организовано Министерство автомобильного транспорта, куда он был назначен министром. В период Великой Отечественной войны он был назначен заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1946 г. он был переведен министром коммунального хозяйства республики. Следует отметить, в тот период, кроме коммунального хозяйства, на министерство возлагалось и капитальное строительство, а также в его состав входил и архитектурно- строительный техникум.
В 1953 г. было организовано Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог КР. Для нашей горной республики это имело большое значение, так как в основном все грузы и пассажирские перевозки осуществлялись автомобильным транспортом. Поэтому на такой важный
участок министром был назначен инженер- дорожник Кольбаев К.К. надо отметить, это было очень трудное время, практически не было ни одного метра автомобильной дороги с твердым покрытием. Все крупные мостовые переходы были деревянные временные. Все дорожные работы велись вручную, отсутствовала дорожно-строительная техника, а в республике в тот период насчитывалась всего 2000 автомобилей, не было современных автотранспортных предприятий, с соответствующими технологическими
службами. Не было пассажирских автобусных движений.
Без преувеличения можно сказать, Кольбаев К.К. став министром этой отрасли, совершил революции. За короткое время он создал десятки дорожно-строительных организаций, мощную стройиндустрию. На всех узловых точках были построены асфальтобетонные и железобетонные, авторемонтные заводы. Во всех районах были организованы автотранспортные предприятия, станции автотехобслуживания, АЗС, автовокзалы. Оснастил все дорожно-эксплуатационные и строительные организации современной дорожно-строительной техникой. Эта дальновидная, продуманная программа дала возможность за короткое время скорыми методами строить новые и реконструировать существующие автомобильные дороги, искусственные сооружения, титульные мосты.
За короткое время вся республика была покрыта сетью автомобильных дорог с твердым покрытием. По всем маршрутам было открыто автобусное движение. Автотранспортный парк вырос за этот период в 25 раз, т.е. в министерстве в 1970г. уже насчитывалось 50 тыс. автотранспортных единиц, в том числе 10 тыс.автобусов. Были построены десятки современных автотранспортных предприятий, жилье, детские сады, пункты для отдыха водителей, 3 пансионата на берегу Иссык-Куля, станции техобслуживания, АЗС и т.д. Особенно нам хочется отметить, в период работы Кольбаева К.К. сбылась вековая мечта кыргызского народа, соединились юг и север, была построена автомобильная дорога Фрунзе — Ош. Благодаря этому подвигу, он вошел в историю кыргызского народа. Кольбаев К.К. очень многое сделал для подготовки кадров, специалистов из числа кыргызской молодежи. Следует отметить, среди огромного коллектива дорожных строителей и транспортников не было ни одного инженера-кыргыза. По его инициативе, настойчивости и решительности, в 1957г. при министерстве был открыт автодорожный техникум, своими силами построен учебный корпус, общежитие для студентов, дом для преподавателей, затем был открыт автодорожный факультет при политехническом институте.
Для оперативного решения всех проектных работ и ускорения темпов строительства, в 1970 г. при министерстве был создан проектный институт «Кыргыздортранспроект». Благодаря государственному мышлению Кольбаева К.К. подготовлены сотни высококвалифицированных специалистов, особенно среди кыргызской молодежи. Многие из тех, которые прошли школу Кольбаева К. впоследствии занимали высокие государственные посты. Это Кульматов Р.С, первый секретарь Ошского обкома партии, Иордан А.А., заместитель председателя Совета министров Кирг.ССР. Министрами стали Орозалиев К.А., Аблесов С.А., Курманбаев Э.К., Сатыбалдиев Ж.Ж., экс премьер-министр КР.
Надо отметить, Кольбаев К.К. очень много сделал для развития города Бишкек. При нем были построены десятки красивых зданий, которые украшают улицы нашего города: Кыргызско — Турецкий университет им. Манаса, гостиница «Достук», вычислительный центр Госплана, жилые дома «Южные ворота», автовокзалы, здание министерства транспорта и коммуникаций, автодорожный техникум, путепроводы, пешеходные подземные переходы, крупные мосты.
По инициативе Кольбаева К.К. для улучшения экологии и безопасности пешеходов была предложена и построена объездная автомобильная дорога с. Военно-Антоновка-Быстровка и переброшено движение грузового автотранспорта по объездной дороге. Этим самым спасли жизнь многих людей и улучшили экологию в городе Бишкек.
Кольбаев К.К. за небольшой период времени создал крупное, мобильное, уникальное министерство, которое могло выполнять любое задание, о чем свидетельствует такой факт: когда возник вопрос строительства аэропорта «Манас», руководство страны эту крупную важную стройку поручило строить министерству транспорта и коммуникаций. Хотя в республике существовали Министерство строительства, министерство сельского строительства, главколхозстрой и другие. И дорожные строители Минтранса досрочно, с хорошим качеством построили аэропорт «Манас», который по своим техническим параметрам считается одним из лучших аэропортов в центральной Азии. Подъездной автомобильной дороге к аэропорту «Манас» была присуждена Государственная премия Киргизской ССР.
Словом, Кольбаев К.К. внес неоценимый личный вклад в развитие экономики, культуры и становлению государственности Кыргызской Республики.
Пресс-служба МТиД КР