2 августа 2017 года в МТиД КР прошел Круглый стол на тему «Евразийская интеграция: актуальные вопросы транспорта и инфраструктуры».
- 736 просм.
2 августа 2017 года в МТиД КР прошел Круглый стол на тему «Евразийская интеграция: актуальные вопросы транспорта и инфраструктуры». В его работе приняли участие Министр ЕАЭК Адамкул Жунусов,министр транспорта и дорог КР Ж.Калилов , Директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕАЭК Нурахметов Е.С., представители ряда министерств и ведомств страны. Были заданы участниками ряд вопросов, касаюшейся урегулирования проблемных вопросов в ЕАЭК.Ниже предлагаем выступления участников Круглого стола.
Выступление Министра ЕАЭК Адамкула Жунусова во время Круглого стола «Евразийская интеграция: актуальные вопросы транспорта и инфраструктуры»
2 августа 2017 г., г. Бишкек
Уважаемые участники круглого стола!
Позвольте приветствовать вас от имени Евразийской экономической комиссии и выразить признательность
Вице-премьер-министру Кыргызской Республики Панкратову Олегу Михайловичу и Министру транспорта и дорог Калилову Жамшитбеку Калиловичу за содействие в организации такого важного мероприятия.
Наша встреча сегодня является логическим продолжением круглого стола «Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе: результаты, вопросы, перспективы». На нем были рассмотрены общие экономические и социальные эффекты для Кыргызстана по итогам двухлетнего членства в Союзе.
Отмечу, что Кыргызская Республика получила мощную финансовую поддержку, свободный выход на рынок четырех государств, емкостью более 180 млн. человек, решение миграционных и социальных вопросов.
Сегодня в нашей повестке вопросы транспорта. Выделю основные итоги.
Перевозчики Кыргызстана осуществляют все международные перевозки грузов автомобильным транспортом по территории Союза на безразрешительной основе.
Транспортный (автомобильный) контроль между Кыргызстаном и Казахстаном перенесен на внешнюю границу Кыргызстана.
Это упростило работу бизнеса, сократило время и процедуры перемещения грузов. В результате в 2016 году объем перевозок автомобильным транспортом увеличился на 4%, грузооборот – на 7% по сравнению с 2015 годом. В текущем году эти показатели продолжают рост.
Железнодорожный транспорт также демонстрирует положительную динамику. Так, объем перевозок грузов в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 33 % и составил 1,7 млн. тонн.
Применение с 2017 года унифицированного железнодорожного тарифа и предоставление равных условий доступа к морским портам даст дополнительный толчок к росту перевозок.
Большие перспективы для интеграции в сфере транспорта открываются с началом реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики Союза. Этот стратегический документ был утвержден нашими президентами в прошлом году.
Его реализация позволит снять до 2025 года ограничения при перевозках всеми видами транспорта, сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок транспортных услуг.
В своем обращении к главам государств Председатель Высшего совета, Президент Кыргызстана Алмазбек Шаршенович Атамбаев отметил необходимость поэтапного исполнения транспортной политики государств – членов Союза.
В настоящее время ведется подготовка и согласование соответствующих «дорожных карт». Мы рассчитываем, что первые «дорожные карты» будут приняты Евразийским межправительственным советом уже в этом году.
Хочу отдельно отметить активность бизнес-сообщества Кыргызстана во взаимодействии с Комиссией. Ваши обращения и предложения способствуют принятию правильных, взаимовыгодных решений.
Благодарю за внимание.
Выступление Министра транспорта и дорог Ж.Калилова на Круглом столе «Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе:
результаты, вопросы, перспективы»
2 августа 2017 г., г. Бишкек
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые участники круглого стола, коллеги!
Позвольте поприветствовать вас и выразить признательность за предоставленную возможность обсудить с вами результаты, проблемные вопросы и цели на будущее.
Как было уже отмечено, со вступлением Кыргызстана в Союз автотранспортные компании республики стали осуществлять все международные перевозки грузов по территории Союза на безразрешительной основе.
Перенос транспортного (автомобильного) контроля между Кыргызстаном и Казахстаном на внешнюю границу Кыргызстана позволил устранить дублирование контрольных функций и создать дополнительные условия для увеличения мобильности транспортных средств и повышения эффективности его работы.
Это упростило работу бизнеса, сократило время и процедуры перемещения между нашими странами.
В 2016 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Кыргызстане увеличился на 4%, а грузооборот на 7% по сравнению с 2015 годом.
Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом за первое полугодие 2017 года в Кыргызстане увеличился на 3,6%. Пассажирооборот автомобильного транспорта увеличился на 1,3%.
В конце 2015 г. Кыргызстан присоединился к Программе поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов. Реализация Программы позволит перевозчикам Кыргызстана сократить расходы, связанные с порожними пробегами, реализовать современные транспортно-логистические цепочки доставки грузов конечному потребителю на максимально выгодных условиях.
Для реализации данной программы в Кыргызской Республике принят Закон «О внесении изменений в Кодекс об административной ответственности». В других государствах-членах также проходит процедура внесения изменений в законодательство.
Также был реализован План мероприятий («дорожной карты») по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Беларуси, Казахстана и России. Указанным Планом предусматривалось обеспечение мероприятий по обмену информацией органов транспортного (автомобильного) контроля государств-членов и Кыргызской Республики. Этот вопрос ежегодно рассматривается на совещаниях руководителей органов транспортного контроля. По информации представителей Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики полный информационный обмен будет обеспечен после введения в эксплуатацию Единой автоматизированной информационной системы «Электронный транспортный контроль» (ЕАИС «ЭТК»). Сегодня по сведениям проводится работа по дополнительной поставке недостающего оборудования, в последующем ожидается его установка и наладка.
Далее несколько слов об основных направлениях работы в сфере автомобильного транспорта, носящих интеграционный характер.
Так в 2016 году принято Решение Коллегии о технологических документах информационного обеспечения транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза.
Реализация указанного Решения позволит повысить эффективность осуществления транспортного контроля на внешней границе, сформировать общее информационное пространство на основе использования интеграционной платформы путем направления в автоматизированном режиме запроса в национальный информационный ресурс.
В рамках рабочей группы по решению вопросов, связанных с гармонизацией и унификацией структур нормативно-справочной информации выработаны основные общие перечни классификаторов в сфере автомобильного транспорта государств-членов Союза (виды разрешительных документов, перечень пунктов пропуска, сборник договоров и т.д.). Указанные меры позволят упростить перемещение транспортных средств и дополнительно сократить время проведения контроля на границе.
Как вы знаете, в целях исключения барьеров в сфере международных автоперевозок Договором о Союзе были предусмотрены положения, обязывающие государства-члены принимать согласованные меры по устранению барьеров и препятствий в сфере международных автоперевозок.
Так по согласованию с экспертами уполномоченных органов и представителями бизнеса в рамках подкомитета по автомобильному транспорту было определено и систематизировано порядка двадцати проблемных вопросов препятствующих развитию услуг в этой сфере.
По результатам работы, проведенной Комиссией совместно с государствами-членами Союза, из двадцати проблемных вопросов к настоящему времени устранено шесть, а именно:
— отсутствие четкого порядка учета устранения нарушений, указанных в выданных перевозчикам уведомлениях в государствах — членах Союза;
— обязательное сопровождение алкогольной продукции, табачного сырья и табачных изделий по территории Республики Беларусь;
— наличие противоречий в положениях транспортного и таможенного законодательства Союза в части запрета на использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа при выполнении внутренней перевозки по таможенной территории Союза;
— ограничения на перевозку сборных грузов из Республики Беларусь автотранспортом, зарегистрированным в Республике Армения;
— обязательное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары по процедуре МДП, в случаях превышения предела гарантии по книжке МДП;
— отсутствие своевременного уведомления сторон о введении каких — либо ограничений, в частности о введении временного запрета на ввоз отдельных видов подкарантинной продукции на территорию Республики Казахстан из Кыргызской Республики.
Для выработки согласованных мер по устранению препятствий, Департаментом транспорта и инфраструктуры проводятся консультации с уполномоченными органами государств-членов Союза и причастными Департаментами Комиссии, а также рассматриваются на различных рабочих площадках Комиссии: Консультативных комитетах, рабочих группах, совещаниях и принимаются соответствующие решения Комиссии.
В настоящее время в рамках подкомитета по автомобильному транспорту рассматриваются вопросы, касающиеся введения транспортного (автомобильного) контроля на внутренних границах государств-членов Союза, введения Системы «Платон» на территории России, отсутствия взаимного признания национальных или международных водительских удостоверений, проблемы использования МДП при въезде на территорию России и ограничений при осуществлении транзитных перевозок «санкционных товаров». Все эти проблемные вопросы актуальны и для кыргызских перевозчиков.
Как уже было озвучено, в целях дальнейшего формирования единого транспортного пространства и общего рынка услуг Решением Высшего Евразийского экономического совета (от 26 декабря 2016 г. №19) утверждены Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Союза.
В сфере автомобильного транспорта предусмотрены следующие направления интеграции:
— развитие интеллектуальных транспортных систем;
— развитие пассажирских перевозок;
— развитие и обеспечение сохранности инфраструктуры автомобильных дорог;
— повышение качества автотранспортных услуг и эффективности использования транзитного потенциала государств-членов;
— обеспечение профессиональной компетентности работников, связанных с осуществлением международных автомобильных перевозок.
В реализацию данных направлений Департаментом транспорта и инфраструктуры ЕЭК ведется работа по подготовке проекта Плана мероприятий («дорожной карты») на первый трёхлетний период, в которой будут сформулированы конкретные мероприятия по указанным направлениям, форма их реализации и сроки подготовки, ответственные исполнители (План утверждается Евразийским межправительственным советом до 31 декабря 2017 года).
В Дорожной карте планируется разработка и утверждение общих (согласованных) подходов по взаимодействию национальных интеллектуальных транспортных систем, в том числе в целях совершенствования транспортного (автомобильного) контроля, по организации пассажирских перевозок и их контролю, по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран, по гармонизации профессиональных и квалификационных требований к водителям и специалистам.
Кроме того, Дорожная карта предусматривает определение перечня евразийских транспортных коридоров, подготовку и согласование требований, предъявляемых к автомобильным дорогам, входящим в евразийские транспортные коридоры.
В среднесрочной перспективе согласно проекту «дорожной карты» предполагается разработка и принятие международного Договора или актов органов Союза о максимальных массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по дорогам, входящим в евразийские транспортные коридоры.
Также в целях синхронизации порядка оформления специальных разрешений на движение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, планируется разработка и утверждение общих подходов по выдачи в государствах-членах, возможно по принципу «единого окна», специального разрешения на проезд таких транспортных средств и перевозку опасных грузов при международных автомобильных перевозках по евразийским транспортным коридорам.
В итоге, реализация мероприятий Дорожной карты на первый трёхлетний период позволит заложить основу для снятия существующих ограничений при автоперевозках к 2025 году, поэтапно устранить большинство барьеров и ограничений и, в конечном счете, сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок автотранспортных услуг Союза.
Благодарю за внимание!
Выступление Директора Департамента транспорта и инфраструктуры Нурахметова Е.С. на Круглом столе «Евразийская интеграция: актуальные вопросы транспорта и инфраструктуры» 2августа 2017 г., г. Бишкек
Уважаемые участники круглого стола, коллеги!
Сегодня мы обсудим вопросы интеграции в сфере железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта в формате выступление, после вопросы и ответы.
Что касается железнодорожного транспорта.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему. Общая протяженность железных дорог ЕАЭС составляет 107 тыс. км. Это второе место в мире и 7,8 % от мировой доли. Во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивают в полном объеме потребности населения и экономики в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в грузообороте всех видов транспорта государств-членов ЕАЭС составляет 46%, доля пассажирооборота — 17%.
После присоединения Кыргызстана 12 августа 2015 года к Евразийскому экономическому союзу наблюдается положительная динамика выполнения основных показателей перевозок грузов и пассажиров. Объем перевозок грузовКыргызской Республики в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 33 % и составил 1,7 млн. тонн.
В прошлом году с целью применения унифицированных железнодорожных тарифов в отношении грузов, перевозимых через территории стран Союза в и из Кыргызской Республики, между Казахстаном и Кыргызстаном заключено двустороннее соглашение.
Это уже дало первые положительные результаты. Так, за 5 месяцев текущего года объем железнодорожных перевозок грузов Кыргызской Республики в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15%.
Кыргызская Республика является страной, не имеющей выхода к открытому морю. Членство в Союзе позволяет получить равные условия доступа к услугам морских портов, позволит в отношении кыргызских грузов применять унифицированный железнодорожный тариф и как результат наращивать экспорт в третьи страны.
В целом наблюдается положительная динамика по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В частности, грузооборот железнодорожного транспорта по Кыргызской Республики за 5 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличился на 10%, пассажирооборот — на 6,7 %
Справочно:
За 5 месяцев 2017 годаобъем перевозок грузов железнодорожным транспортом в государствах-членах ЕАЭС составил 722,4 млн. тонн, что на 6,8% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, в том числе по Кыргызской Республики увеличился на 15,5 %.
Грузооборот железнодорожного транспорта в ЕАЭС за 5 месяцев 2017 года составил 1 144,1 млрд. т-км, что на 7,8 % больше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года и составляет 46 % от грузооборота всех видов транспорта государств-членов ЕАЭС. По Кыргызской Республики грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 10 %.
Объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в государствах-членах ЕАЭС за 5 месяцев 2017 года составил 471,1 млн. человек, что на 8,8% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, в том числе по Кыргызской Республики увеличился на 6,1 %.
В течение января — мая 2017 года пассажирооборот железнодорожного транспорта в сравнении с аналогичным периодом 2016 года снизился на 0,7 % и составил 49 806,3 млн. пассажиро-км, т.е. составило 17 % от общего пассажирооборота транспортом государств-членов ЕАЭС. По Кыргызской Республики пассажирооборот железнодорожного транспорта увеличился на 6,7 %.
Кыргызская Республика в части железнодорожного транспорта выполнила мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий («дорожной картой») по ее присоединению к Единому экономическому пространству.
В рамках развития интеграции в сфере железнодорожного транспорта Кыргызской Республикой принят ряд законодательных, нормативных, правовых актов, определяющих порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
Справочно:
-принят Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» от 18.07.2016 № 121.
— Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.02.2017 № 92 утвержден Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
— Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 25.03.2016 № 83 утверждено Тарифное руководство.
В целях прозрачности, обоснованности и объективности принятия решений по предоставлению скидок (понижающих коэффициентов) к определенному виду грузов при их перевозке во внутриреспубликанском сообщении на основании заявлений хозяйствующих субъектов, а также оценки влияния принимаемых решений на доходную часть госбюджета и защиты отечественных производителей Министерством транспорта и дорогКыргызской Республики издан приказ от 26.04.2016 № 110 «О создании Межведомственной Комиссии по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов о предоставлении скидок (понижающих коэффициентов) и их размеров к определенному виду груза при их перевозке во внутриреспубликанском сообщении».
Уважаемые коллеги хочу также выразить Вам благодарность за активное участие в выявлении существующих проблемных вопросов развития железнодорожного транспорта в Союзе. Так, в Евразийскую экономическую комиссию поступило несколько обращений от государственных органов и юридических лиц Кыргызской Республики с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с применением казахстанской Стороной с марта текущего года транзитного тарифа вместо унифицированного в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в/из Кыргызской Республики транзитом через территорию Республики Казахстан.
Исходя из положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года(пункт 13 Приложения № 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике Приложения № 24 к Договору) при перевозках грузов железнодорожным транспортом между государствами-членами через территорию другого государства-члена, а также при перевозках грузов с территории одного государства-члена через территорию другого государства-члена в третьи страны через морские порты государств-членов и в обратном направлении каждое из государств-членов применяет унифицированный тариф каждого государства-члена.
При этом в Договоре о Союзе не отражены детально условия осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом между государствами-членами через территорию другого государства-члена.
В связи с чем, есть некоторая неопределенность при перевозке грузов железнодорожным транспортом,так допустимо ли осуществление перевозок между государствами-членами через территорию третьей страны и в дальнейшем через территорию другого государства-члена по унифицированным тарифам.
Урегулирование данного вопроса возможно в двухстороннем порядке, в свою очередь Комиссия также готова предоставить площадку ЕЭК (подкомитет по железнодорожному транспорту, Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре) для решения данного вопроса.
В целях комплексного решения данного вопроса полагаем возможным инициирование кыргызскойстороной внесений соответствующих изменений в Договор о Союзе.
Важнейшим событием прошлого года стало утверждение нашими президентами главного стратегического документа в сфере транспорта – Основные направления и этапы транспортной политики. Его реализация позволит снять до 2025 года в Союзе ограничения при перевозках всеми видами транспорта, сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок транспортных услуг.
В настоящее время ведется подготовка и согласование «дорожной карты» по реализации транспортной политики в части железнодорожного транспорта.
Одним из приоритетных и перспективных направлений развития организации перевозок грузов железнодорожным транспортом является использование самых современных цифровых технологий при оформлении перевозок грузов и контроля его доставки.
Важно отметить, что цифровые электронные технологии требуют скорейшего их внедрения на всех этапах доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя.
При этом необходимо обеспечить эффективное взаимодействие как непосредственно операторов железнодорожного транспорта, так и контролирующих органов.
В этой связи нам предстоит реализация таких важных направлений, как переход на электронную железнодорожную накладную, внедрение технологии электронного таможенного транзита, перевод таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств международной перевозки при железнодорожных транзитных перевозках исключительно в электронную форму.
Уже сегодня, в проекте Плана «дорожной карты» по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики в части железнодорожного транспорта на 2018-2020 годы предусмотрены такие мероприятия, как:
— принятие согласованных подходов по внедрению безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном сообщении;
— реализация пилотных проектов, связанных с переходом на электронную железнодорожную накладную при перевозках, на определяемых государствами-членами маршрутах, в том числе на маршруте: Достык/Алтынколь – Брест – Достык/Алтынколь.
Полагаем, что осуществление пилотного проекта использования цифровых технологий при перевозках грузов по одному из маршрутов на территории ЕАЭС покажет все преимущества данных цифровых технологий, а также определит те моменты, которые требуют дальнейшего совершенствования.
Кроме этого, проектом дорожной карты предусматривается:
— проведение анализа в целях выявления недостатков, связанных с организацией движения поездов в части согласования перевозок и оформления перевозок грузов и принятие согласованных подходов по внедрению безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном сообщении;
— разработка и принятие международного договора по организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки с третьими странами;
— реализация совместных мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок в международном сообщении, в том числе путем оптимизации графика движения поездов, сокращения времени на проведение контрольных операций в пути следования, обновления парка подвижного состава;
— выработка и принятие согласованных подходов по созданию и развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения между государствами-членами с учетом особенностей развития железнодорожного транспорта и географического положения каждого из государств-членов;
— проведение анализа законодательства государств – членов, выработка предложений по их сближению с выводами и рекомендациями по определению перечня дополнительных услуг железнодорожного транспорта;
— проведение консультаций о необходимости заключения международного договора, регламентирующего принципы либерализации (правовые основы регулирования торговли услугами, в том числе применения специальных экономических мер), порядок и условия оказания дополнительных услуг железнодорожного транспорта, связанных с перевозкой.
Дорожная карта будет внесена на утверждение до конца года.
Реализация мероприятий в рамках дорожной карты позволит создать гармоничную транспортную среду, обеспечивающую безопасность, экономичность и эффективность перевозок.
Сегодня перед нами стоят серьезные вызовы, а именно решение проблем устойчивости транспорта, создание благоприятных условий для реализации транзитного потенциала наших стран, развитие международных транспортных коридоров, формирование современной инновационной транспортной инфраструктуры, гармонизация законодательства.
Наше сотрудничество с нашим близким большим соседом – Китайской Народной Республикой предполагает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно расширить наш экономический потенциал. Необходимо учитывать также, что от реализации совместно с Китаем проекта сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути ожидается и значительный синергетический эффект.
Финансирование развития части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, «Фонда Шёлкового пути», Фонда экономического сотрудничества Китай – Евразия. В качестве первого шага китайская сторона предложила совместное со странами, расположенными вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов, в которых были бы учтены двусторонние и многосторонние интересы и их совместную реализацию.
В этом контексте особую актуальность приобретает проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Новый железнодорожный коридор станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Его реализация может стать дополнительным драйвером развития экономики Кыргызстана.
Уважаемые участники круглого стола, коллеги, благодарю Вас за внимание и готов ответить на ваши вопросы.
Пресс-служба МТиД КР