Пояснительная записка к среднесрочной стратегии бюджетных расходов по сектору транспорта и дорог на 2025-2029 гг
- 227 просм.
1. Введение
Настоящий документ является официальной среднесрочной (охватывающей пятилетний период с 2025 г, по 2029 г,) стратегией бюджетных расходов которая включена в Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2025-2029 гг. Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики являются составной частью процесса подготовки бюджета на программной основе и составляются в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.
Данная стратегия охватывает программы бюджетных расходов в рамках реализации отраслевой политики а также предпринимаемые бюджетные меры и их финансирование в пределах запланированных для этого средств республиканского бюджета включая внебюджетные источники финансирования.
2. Определение и описание сектора
Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные перевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей.
Дорожная сеть обеспечивает до 96 процентов грузовых и до 98 процентов пассажирских перевозок в Кыргызской Республике. Общая протяженность дорожной сети в Кыргызской Республике составляет около 34000 км из которых 19051,76 км дороги общего пользования обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (МТиК КР), улицы и дороги городов, населенных пунктов городского типа и сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий – 15190 км. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному назначению подразделяются на автомобильные дороги международного значения с общей протяженностью 4326 км, государственного значения – 5335 км и местного значения – 9149 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7580 км, в том числе с цементобетонным – 10 км, асфальтобетонным – 5698 км и с черногравийным – 1871 км. Дорог с гравийным покрытием – 9388 км. Все еще имеются грунтовые дороги, общая длина которых составляет 1617 км. И каждый год на баланс министерства принимаются новые дороги примерно по 60 км.
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.
3. Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
4. Стратегические задачи сектора.
- Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог в соответствие рабочим стандартам;
- Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
- Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта.
Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.
5. Бюджетные программы Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2025 — 2029 гг. включены 4 программ бюджетных расходов:
01.Управление и администрирование;
02. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии;
03. Реабилитация международных транспортных коридоров;
04. Развитие автомобильного транспорта в Кыргызской Республике;
Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:
-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;
— План мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года;
— Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 года № 71.
Программа 431. Управление и администрирование
Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.
Мера 00101 Управление и администрирование отрасли на центральном уровне.
Данная программа и мера отражает расходы центрального аппарата МТК КР, является стандартной и охватывает, в основном, функции центрального управления, администрирования и вспомогательные службы министерства. Финансовый план по данной бюджетной программе и мере на 2025 год составляет 130 311,4 тыс, сомов.
Программа 432. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии.
Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами.
Мера 43201 Подготовка проектно — изыскательских работ и экспертизы для ремонтных работ
Подготовка проектно-изыскательных работ и экспертизы для ремонтных работ. Для проведения работ по капитальному ремонту, строительству мостов и новых дорог необходимо проведение проектно-изыскательской работы, экспертизы проектов. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах» за проведением дорожно-ремонтных и строительных дорог технический надзор должна провести независимая консультационная компания.
Мера 43202 Капитальный ремонт (Строительство мостов, дорог, средний ремонт, разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров)
Согласно Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы ежегодно необходимо отремонтировать не менее 500 км дорог, в том числе:
- Устройство а/б покрытий– 200 км
- Устройство ШПО — 150 км
- Устройство гравийных покрытий -150 км.
А также строительство мостов и дорог, разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров осуществляется согласно утвержденного Титульного списка на текущий год.
Мера 43203. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.)
Для сохранения дорог на соответствующем уровне и во избежание дальнейших разрушений, в рамках текущего ремонта ежегодно проводятся работы по ямочному ремонту на площади 150 тыс. м2, профилировке, планировке автомобильных дорог и т.д
Мера 43204. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог
Для обеспечения безопасности проезда автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования проводиться заготовка инертных материалов (ГСМ, песок, соль и т.д) а также на ремонт дорожно-строительной техники и запасные части в зимнее время.
В летний период проводятся работы по благоустройству вдоль автомобильных дорог. (установка и замена дорожных элементов, укос травы, очистка от мусора вдоль а/дорог и т.д). При этом уровень запасов и материалов движение составит не менее 65% от потребности
Мера 43205. Административные расходы на содержание автомобильных дорог (ЗП и содержание АУП, ТОП и МОП)ң
В рамках данной бюджетной меры предусматривается обеспечение аппаратов ДДХ и ДФ при МТК КР. Также постоянную вовлеченность сотрудников дорожных организаций в процесс управления развитием дорожного сектора. Проводится мониторинг и оценка износа дорожного полотна, разрабатываются планы работ по ремонту и содержанию дорожной сети, вносятся предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса управления, и регуляторной базы, анализируются новые технологические подходы.
Мера 43206 Улучшение материально-технической базы для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах
Согласно Распоряжения Кабинета Министров КР от 6 марта 2023г №95-р в целях обновления парка дорожно-строительной специализированной техники и оборудования, успешной реализации поставленных задач по строительству, реконструкции, ремонту и надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования предусмотрены и распределены средства на 2023-2026 годы на приобретение дорожно-строительной, специализированной техники и оборудования. Это приводит к экономии средств в пределах около 15% ежегодно, существенно сократит сроки строительства автомобильных дорог, улучшит качество их содержания, повысится производительность труда.
Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития дорожного сектора.
Для выполнения задач, поставленных необходимо предусмотреть в бюджете республики на 2025 год минимум 4 666,6 сом, что отражено в заявках форм бюджетного циркуляра.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Дорожном фонде», финансирование на проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования будет осуществляться Дорожным фондом, за счет средств, образующих из определенных источников фонда.
Также, Законом «О дорожном фонде» закреплены 16 источников, на сегодняшний день 9 из них действующие. В 2025 году по функционирующим источникам Фонда прогнозируется поступление денежных средств в сумме 4 666,6 млн сом, в том числе:
- не менее пятидесяти процентов (50%) акцизного налога на ГСМ – 2 151,8 млн сом;
- сборы за регистрацию транспортных средств – 2 168,3 млн сом;
- неналоговые доходы (ДНВТ) – 62,0 млн сом;
- сборы за проезд по искусственным сооружениям – 264,5 млн сом;
- плата за полосу отвода и придорожной полосы – 20 000 млн сом.
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
- Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
- Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
- Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
- Повышение безопасности дорожного движения.
Программа 433. Реабилитация международных транспортных коридоров
Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала.
Мера 43301 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана):
Данная мера включал в себяпроект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км. Проект заверщен в 2022 году.
Мера 43302 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош):
Данная мера включает в себя реализацию следующих проектов:
Проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV»
Протяжённость участка требующего реконструкции составляет 67 километров от села Маданията до города Джалал-Абада. На сегодняшний день завершён основной объем работ по проекту и проектный участок находится на периоде ответственности Подрядчика за дефекты.
Проект «Реабилитация автомобильной дороги Арал-Суусамыр»
Автодорога Арал-Суусамыр является частью реализуемого в настоящее время проекта строительства и реабилитации участков транспортного коридора Север-Юг. Данный коридор выступает в качестве альтернативы автомобильной дороге Бишкек-Ош – единственной дороге, соединяющей северные и южные регионы страны. Протяжённость участка требующего реабилитации составляет 80 км.
В настоящее время, ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершил подготовку Проектно-сметной документации. В I квартале 2024 года планируется отправить заявку в ЕФСР. В 4 квартале 2024 года планируется подписание Соглашения о финансировании.
Проект «Улучшение дорог международного значения»
Данный проект предусматривает реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, а также мероприятия по предотвращению стихийных бедствий на автодороге Бишкек-Ош. Проект финансируется JICA.
Указанный проект предусматривает два компонента:
- реабилитации участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км;
- предотвращения стихийных бедствий на существующей дороге Бишкек-Ош. В рамках указанного Проекта японской стороной отобраны участки, на которых будет осуществляться строительство инженерно-защитных сооружений для защиты автодороги от стихийных бедствий природного характера, в частности, на км 400,1 – 400,8 (предполагаемое строительство тоннеля); на км 409 (строительство защитного сооружения от камнепадов); на км 451 (строительство подпорной стенки от оползня).
Мера 43303 Проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош » (JICA) (Грант) ВБ
Данная мера включает в себя проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» направлен на снижение рисков природных бедствий и предотвращение чрезвычайных ситуаций посредством строительства снегозащитной галереи, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.
Данный проект предусматривает строительство снегозащитной галереи закрытого типа на 246 км автодороги Бишкек-Ош, протяженностью 460 метров, а также строительство подъездных дорог с обеих сторон снегозащитной галереи. Завершение этого проекта позволит улучшить трафик Бишкек-Ош в зимний сезон, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.
Мера 43304 Защита от снежных заносов автомобильной дороги Бишкек-Ош (JICA) (грант)
Данная мера включает в себя проект «Защита от снежных заносов автомобильной дороги Бишкек-Ош ( снегозащитные ограждения (заборы)». Целью Проекта является обеспечение надежной и эффективной транспортировки грузов и пассажиров по автомобильной дороге Бишкек-Ош в зимний период посредством развития мероприятий по защите дороги от снежных заносов, и оживление местной экономики. А именно проектом запланирована установка снегозащитных ограждений (заборов) на участках дороги Бишкек-Ош с 125 по 129 км через перевал Тоо-Ашуу и с 215 по 222 км через перевал Ала-Бель.
Мера 43305 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)
Данная мера включает в себя реализацию проектов «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3» и «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование»
Протяжённость участков требующего реконструкцию составляет 138 км, то есть от села Эпкин до села Башкууганды (89 км – 159 км) и от города Балыкчы- до села Кочкор (0 км-43км) от села Кочкор до села Эпкин (64 км-89 км)
Данная автодорога обеспечит доступ к месторождениям полезных ископаемых, освоению земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороузском, Ак-Талинском, Жумгалском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, улучшит туристическую привлекательность страны и будет дан толчок для развития частного предпринимательства через развитие объектов придорожной инфраструктуры.
По проекту «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3», согласно плану на 2024 год необходимо уложить 24 км нижнего слоя и 56 км верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
По проекту «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование» запланировано на 2024 год завершить остаточные строительные работы и продолжить содержание участка.
Мера 43306. Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Тараз-Талас-Суусамыр)
Данная мера включает в себя реализацию следующих проектов:
Проект «Реконструкция автодороги Суусамыр-Талас-Тараз, Фаза-4, км 104,6-197,6».
Протяженность участка, требующего реконструкции составляет 93 км, проектный участок расположен полностью в Таласской области и берет начало на 104,6 км на западной границе г. Талас, далее дорога пролегает в западном направлении до государственной границы Республики Казахстан (КПП Кичи-Капка) и охватывает Кара-Бууринский, Манасский и Бакай-Атинский районы Талаской области.
Период строительных работ: 2025–2028гг. (гарантийный период ответственности за недостатки — 3 года).
В рамках данного проекта завершены внутригосударственные процедуры по ратификации Кредитных соглашений с ИБР, СФР, ОПЕК и получены письма от доноров о вступлении в силу Кредитных соглашений: Исламский банк развития с 15 декабря 2023 года вступило в силу, Саудовский фонд развития с 02 января 2024 года вступило в силу и Фонд международного развития ОПЕК с 18 января 2024 года вступило в силу.
— проект по реконструкции моста через реку Урмарал на автомобильной дороге Талас – Тараз между Японским агентством международного сотрудничества (грант JICA). Указанный проект направлен на улучшение транспортной сети и упрощение логистики на автодороге Талас-Тараз путем реконструкции моста через реку Урмарал, тем самым будет внесен вклад в содержание транспортной инфраструктуры и устранен разрыв между регионами.
По данному проекту завершено 92,24% работ. Завершена укладка а/б подъездных дорог к мосту. Основные работы по строительству моста завершены, кроме укладки а/б покрытия моста. Уложено около 1 км асфальтбетонного покрытия дорог к подъезду мосту с двух сторон, установлено 28 ед. столбов освещения.
Подрядчик приостановил работы на участке с 15-декабря 2023 года на зимний период. Строительные работы возобновились в конце февраля, на начало апреля ведутся работы по обустройству пешеходных дорожек на мосту.
Мера 43307. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Балыкчы-Каракол-Балыкчы):
К реабилитациимеждународных транспортных коридоров восточного направления относятся проекты по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги (участок Балбай Баатыр – Каракол), (км 184,5 – км 216,7) протяжённостью 30 км (без учёта села Туп), и «Проект по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги» участок Барскоон – Каракол (км 141,6 до км 220) протяжённостью 75,2 км.
По проекту реабилитации кольцевой автодороги Балыкчи-Каракол-Балыкчи, участок от села Балбай Баатыр — г. Каракол, (км 184,5 – км 216,7), в мае 2024 года ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершит работу по подготовке детального дизайна проекта. Переговоры с ЕБРР прошли 2 ноября 2023 года, соглашение подписано 28 ноября 2023 года. Завершение процедур ратификации ожидается в июле 2024 года. Параллельно планируется проводить процедуры по отбору Подрядной и Инженерной компаний.
По проекту «Проект по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги» участок Барскоон – Каракол (км 141,6 до км 220), ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершил работу по подготовке детального дизайна проекта. В 2024 году планируется завершить План переселения и подписать Соглашение о финансировании.
Вышеуказанные проекты предусматривает мероприятия, направленные на улучшение (реабилитацию) состояния автодороги Балыкчи-Каракол-Балыкчи. Быстрое развитие Иссык-Кульской курортной зоны сопровождается неуклонным ростом пассажирских и грузовых перевозок. Все больше автомобилей требуется с каждым годом для удовлетворения растущих потребностей большого курортного региона, особенно в летний период. Все возрастающая напряжённость автомобильной дороги в курортной зоне и неспособность ее в будущем обеспечить нормальную работу автомобильного транспорта является главным фактором, вызывающим необходимость усовершенствования проектной дороги.
Проект «Реконструкция автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо, с. Корумду — с. Балбай Баатыр)», протяженностью 80,5 км, (АКГ). Проект предусматривает мероприятия, направленные на улучшение (реабилитацию) состояния автодороги Балычи-Каракол-Балыкчи, участок 2Н км 104 – км 184,5. Быстрое развитие Иссык-Кульской курортной зоны сопровождается неуклонным ростом пассажирских и грузовых перевозок. Все больше автомобилей требуется с каждым годом для удовлетворения растущих потребностей большого курортного региона, особенно в летний период. Все возрастающая напряженность автомобильной дороги в курортной зоне и неспособность ее в будущем обеспечить нормальную работу автомобильного транспорта является главным фактором, вызывающим необходимость усовершенствования проектной дороги.
Приоритетность реализации данного проекта включен в Национальную стратегию развития КР 2018-2040 годы.
Период строительных работ: 2024–2027гг. (гарантийный период ответственности за недостатки — 3 года).
Населенные пункты: с Темировка, с. Григорьевка, с. Кожояр, с.Семеновка, с.Ананьево, с.Жаркымбаев, с.Чон-Орукту, с.Орто-Орукту, с.Ой-Тал, с.Ой-Булак, с.Кутурга, с.Фрунзе, с.Ак-Булун, с.Курменты, с.БалбайБаатыр.
Мера 43308. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления. (Третья фаза Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76 и развитие туризма)
Данная мера включает в себя Третью фазу Проекта «Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3)», включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. В рамках указанного проекта предлагается осуществить строительство дорог, реализовать ряд мероприятий по повышению транспортной, в том числе авиационной, безопасности и устойчивости развития туризма. Главным предназначением проекта станет улучшение транспортного сообщения с Казахстаном через Иссык-Кульскую область за счет завершения реабилитации автодороги Тюп-Кеген, которая также является часть транзитного коридора Таджикистан-Кыргызстан-Казахстан-Россия.
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров. Так как международные транспортные коридоры обеспечивают практически единственный способ доступа Кыргызской Республики к региональным рынкам товаров, услуг и играют существенную роль в обеспечении связи между основным экономическими центрами внутри страны.
Реализация данной программы и мер позволит Кыргызстану завершить создание высококачественной базовой сети дорог, связывающих Кыргызстан с соседними государствами, а также Бишкек с другими крупными городами страны. Также автомобильные коридоры обеспечивают выход на многие государства, крупнейшие порты, транспортные узлы и терминалы.
Программа 434. Развитие автомобильного транспорта в Кыргызской Республике
Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, обеспечение сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Мера 43401. Регулирование и контроль автомобильных перевозок
Основная задача данной программы и меры направлена формирование и развитие международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, создание условий для эффективного функционирования пассажирских, грузовых перевозок автомобильным и водным транспортом, осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением транспортного законодательства Кыргызской Республики и международных договоров юридическими и физическим лицами, в том числе весогабаритного контроля транспортных средств.
Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
Обеспечит повышения качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, пресечение фактов нарушения транспортного законодательства и международных договоров в сфере международных автомобильных сообщений, предотвращение разрушения автодорог в результате надлежащего осуществления весогабаритного контроля на автодорогах.
Финансовый анализ
Наименование | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год |
(факт) | (утвержд.) | (план) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | |
ИТОГО Министерство транспорта и коммуникаций КР | |||||||
Бюджетные средства | 4 030 334,9 | 4 450 935,1 | 5 205 027,2 | 5 507 098,5 | 6 073 141,1 | 6 708 239,4 | 7 281 714,6 |
Средства, аккумулируемые на специальных счетах | 40 008,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Государственные инвестиции (внешнее финансирование) | 7 888 542,8 | 8 721 013,8 | 8 651 421,2 | 11 986 333,9 | 13 440 734,8 | 7 936 179,4 | 4 335 657,5 |
Внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Всего по программам МТК КР, из них: | 11 958 886,6 | 13 171 948,9 | 13 856 448,4 | 17 493 432,4 | 19 513 875,9 | 14 644 418,8 | 11 617 372,1 |
— из республиканского бюджета | 11 958 886,6 | 13 171 948,9 | 13 856 448,4 | 17 493 432,4 | 19 513 875,9 | 14 644 418,8 | 11 617 372,1 |
— из внебюджетных источников | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Финансовый план по всем бюджетным программам на 2025 год будет составлять 13 856 448,4 тыс, сомов в том числе по текущему бюджету 5 205 027,2 тыс, сомов и по государственным инвестициям 8 651 421,2 тыс. сомов.
Начальник управления экономики,
анализа и стратегического планирования А. Дж. Дуйшебаев