mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Сколько еще протянем? Какова ситуация с автомобильными дорогами в Кыргызстане

Именно по качеству дорог мы часто судим о том, насколько страна развита. Так и любой иностранец, посетивший нашу страну, в числе главных недостатков называет плохие дороги, а часто и полное их отсутствие.

 

Национальная дорожная сеть является одним из крупнейших активов нашей страны. Ее стоимость сложно оценить, учитывая весь объем социальных и экономических выгод, которые она обеспечивает.

 

География Кыргызстана сложена так, что именно автомобильный транспорт составляет основную часть транспортного сектора и является связующим звеном в развитии других секторов экономики. Общая протяженность автомобильных дорог республики составляет 34 000 км, из которых 18 810 км – являются дорогами общего пользования. По ним обеспечивается 98% пассажирских и 96% грузовых перевозок.

 

При этом, количество автомобилей в Кыргызстане за последние двадцать лет возросло на 937%, а интенсивность движения на 700%. Качество жизни населения и предпринимательства имеет прямую зависимость от транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и их развитости. Хорошее состояние дорог способствует сокращению транспортных расходов и экономическому росту. Плохие дороги или их полное отсутствие – к сложностям в развитии экономики. Если позволить дорогам разрушаться из-за недостаточного объема финансирования, то последствия будет ощущать все общество.

 

По информации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, главными проблемами в сфере автомобильных дорог являются систематическая недостаточность финансирования дорожной отрасли, зависимость бюджета дорожного сектора от внешних источников финансирования и слабость администрирования дорожной отрасли. Это свидетельствует о том, что без скорейших реформ в дорожной отрасли, сохранить и развивать дорожную сеть будет невозможно.

 

Сегодняшнее состояние автомобильных дорог приводит к следующим последствиям:

 

  • средняя скорость движения транспортного потока снижается, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20-25 процентов,
  • расходует в 1,5 раза больше горючего на 1 км пути, чем в развитых зарубежных странах,
  • сокращаются межремонтные интервалы автомобилей, что в результате приводит к необходимости значительных дополнительных затрат и тормозит развитие предпринимательства.

 

Оставить все как есть нельзя. Негативные последствия того, что дорожная отрасль останется без серьезных реформ, выразятся в виде самых серьезных препятствий на пути социально-экономического развития не только отдельно взятых регионов, но и всей страны.

 

Единственный выход — создать основу для запуска проектов государственно-частного партнерства по адекватному сбору за пользованием автомобильными дорогами общего пользования для грузового и автомобильного транспорта, которая будет содействовать изысканию дополнительных источников финансирования дорожного хозяйства и снижению нагрузки на бюджет страны.