mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
(наименование органа-разработчика)
УТВЕРЖДАЮ
Министр
_________________________________
(подпись)
«___» _______________ 2022 года
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Кодекс Кыргызской
Республики «О неналоговых доходах»
___________________________________________________________________________
(наименование проекта НПА)
Основания для разработки:
приказ Министерства транспорта и коммуникаций КР №360 от «29» сентября 2022 г.
(наименование документа)
Сроки проведения АРВ: 29 сентября 2022 года____________________7 октября 2022 года_
(начало) (окончание)
Руководитель рабочей группы:
Мусабаев А. С., заместитель директора Дорожного Фонда при МТК КР__________________
подпись
Члены рабочей группы:
1. Смаилов У.А., заведующий отделом правового обеспечения МТК КР, заместитель
Руководителя __________________
подпись
2.Кожомбердиев А.Ж., начальник управления автомобильных дорог МТК КР ____________
подпись
3.Дуйшебаев А.Дж., начальник управления финансов, планирования и стратегического
развития МТК КР __________________
подпись
4.Шайдиева Д.Д., эксперт Дорожного фонда при МТК КР __________________
подпись
5.Качкынова Ж.А., эксперт Дорожного фонда при МТК КР __________________
2
подпись
6.Турдалиев К.Е., специалист Дорожного фонда при МТК КР ___________________
подпись
7. Юбуров Дж.И., главный специалист отдела анализа неналоговых доходов Министерства
финансов КР (по согласованию) ________________________________
подпись
8. Джумабаева Г.Б., заведующий сектором разъяснения и обучения отдела по работе с
налогоплательщиками Государственной налоговой службы при МФ КР (по согласованию)

_________________________________
подпись
9. Кыдыргычев К.А., инспектор отдела таможенных процедур управления организации
таможенного контроля Государственной таможенной службы при МФ КР (по
согласованию)

__________________________________
подпись
10.Мамытов Б.З., директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков
Кыргызской Республики (по согласованию) ____________________________________
подпись
11. Эшатов К.С., президент Ассоциации нефтрейдеров Кыргызской Республики (по
согласованию) ____________________________________
подпись
Контактные данные ответственных лиц:
Шайдиева Динара Джапаркуловна эксперт Дорожного фонда при Министерстве транспорта
и коммуникаций Кыргызской Республики, dor_fond22@mail.ru, 31-46-71
e-mail телефон
Качкынова Жамиля Автандиловна, эксперт Дорожного фонда при Министерстве
транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, dor_fond22@mail.ru, 31-46-84
e-mail телефон
Турдалиев Канат Есалиевич специалист Дорожного фонда при Министерстве транспорта и
коммуникаций Кыргызской Республики, dor_fond22@mail.ru, 31-46-84
e-mail телефон
3
1. Проблемы и основания для изменения регулирования.
Согласно Концепции развития автомобильного транспорта Кыргызской
Республики на 2020-2024 годы, утвержденной приказом Министерства
транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 15 января 2020 года
№7, автомобильный парк Кыргызской Республики составляет около 1,3 млн.
автомобилей, включая около 1 млн легковых, 170 тыс. грузовых
автомобилей и около 50 тыс. автобусов и микроавтобусов.
На начало 2022 года зарегистрировано 1 миллион 103 тысячи 445
легковых машин.
Рост автомобильного транспортного средства (АТС) в Кыргызской
Республике.
Тип АТС 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Легковые 893093 901854 918094 1 012771 1 030865 1 103445
Пассажирские 47752 48414 49589 44482 45620 49456
Грузовые 135967 139876 147664 206241 213089 234650
Всего 1 076 812 1 090 144 1 115 347 1 262 494 1 289 574 1 387 551
Как видно из таблицы, темп роста АТС за 5 лет по видам составил:
Тип АТС 2016 год 2021 год В
номинальном
выражении
Темп роста
%
Легковые 893093 1 103445 +210 352 24
Пассажирские 47752 49456 +1 704 4
Грузовые 135967 234650 +98 683 73
Всего 1 076 812 1 387 551 +310 739 29
По данным Национальной статистического комитета Кыргызской
Республики (далее – НСК), на начало 2020 года в республике на 1000 человек
постоянного населения республики приходилось 158 легковых автомобилей.
Наибольшая доля легковых автомобилей пришлась на индивидуальных
владельцев г. Бишкек (308 автомобилей на 1000 человек населения), Чуйской
области (248 автомобилей) и г. Ош (220 автомобилей).
В условиях высокогорья и ввиду труднодоступности регионов страны
автомобильный транспорт является основным видом транспорта в
Кыргызской Республике. Так, 95 процентов грузовых и 97 процентов
пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом,
который составляет основную часть транспортного сектора и является
связующим звеном в развитии других секторов экономики, что
4
подтверждается увеличением доли грузовых автотранспортных средств на 73
процента.
О выполнении работ всеми видами транспорта Кыргызской
Республики
фактически В процентах к
соответствующему
периоду
предыдущего года
2020 2021 2020 2021
1. Перевозки грузов всеми
видами
транспорта, тысяч тонн 24 666,1 28 576,7 72,1 115,9
1.1. Наземный транспорт:
Железнодорожный 2 014,5 2 112,3 89,8 104,9
Автомобильный 22 394,6 26 158,6 70,6 116,8
Трубопроводный
транспорт 256,9 305,4 105,8 118,9
1.2. Воздушный транспорт 0,1 0,4 33,3 400,0
2. Грузооборот всех видов
транспорта, млн. тоннокилометров 2 428,7 2 647,2 83,4 109,0
2.1. Наземный транспорт:
Железнодорожный 937,5 1 002,8 107,7 107,0
Автомобильный 1 275,4 1 375,4 69,2 107,8
Трубопроводный
транспорт 208,6 248,2 108,2 119,0
2.2. Воздушный транспорт 7,2 20,8 84,7 288,9
3. Перевозки пассажиров
всеми видами транспорта,
тысяч человек 421 984,5 504 284,6 55,8 119,5
3.1. Наземный транспорт:
Железнодорожный 72,4 255,0 20,1 352,2
Автомобильный:
Автобусы,
микроавтобусы 368 567,5 440 043,1 54,0 119,4
Такси 31 116,7 32 400,0 85,4 104,1
Троллейбусы 21 791,1 30 664,4 59,9 140,7
3.2. Воздушный транспорт 436,8 922,1 39,9 211,1
5
4. Пассажирооборот всех
видов транспорта,
миллионов пассажирокилометров 7 141,6 9 087,3 54,4 127,2
4.1. Наземный транспорт: 6,8 21,0 18,3 308,8
Железнодорожный
Автомобильный: 5 795,4 7 067,2 55,2 121,9
Автобусы,
микроавтобусы 712,2 787,0 94,7 110,5
Такси 89,5 126,1 60,1 140,9
Троллейбусы 537,7 1 086,0 31,5 202,0
4.2. Воздушный транспорт 6,8 21,0 18,3 308,8
Учитывая это, стоит отметить важность развития автомобильных дорог
для всех секторов экономики страны и ту роль, которую играет сеть дорог в
развитии страны в целом.
Вместе с этим, наблюдается критическая ситуация, которая сохраняется
в финансировании мероприятий по развитию и сохранению дорожной сети
республики.
Анализ ситуации с финансированием сохранения и поддержания
дорожной отрасли страны показал существование следующих основных
проблем:
1) недостаточность финансирования для сохранения, реконструкции
и развития дорожной отрасли страны;
2) зависимость бюджета дорожного сектора от внешних источников
финансирования.
На протяжении длительного времени дорожная отрасль Кыргызской
Республики финансируется не в полном объеме. С каждым годом
накапливаются объем невыполненных работ. Несмотря на усилия по
масштабной реабилитации международных транспортных коридоров,
проходящих по территории Кыргызской Республики, общее состояние
дорожной сети не удовлетворяет в полной мере потребностям пользователей
дорог.
На протяжении последних двадцати лет в результате недостаточности
внутренних источников финансирования крупные инвестиционные проекты
по реабилитации и реконструкции автомобильных дорог на участках
международных транспортных коридоров, а также проекты строительства
дорог в их границах осуществлялись за счет привлечения международной
финансовой помощи. Доля государственных инвестиций для реализации таких
проектов в консолидированном бюджете дорожной отрасли составляет более
75% или около 8 млрд. сомов. При этом, более 90% от этого объема инвестиций
6
в дорожную отрасль финансируются за счет кредитов и грантов
международных финансовых институтов и иностранных государств. В
утвержденном бюджете на 2023 год данный показатель составляет более 94%
или 14 млрд. сомов.
Вторым по значимости источником финансирования автомобильных
дорог стали капитальные вложения республиканского бюджета на
восстановление автомобильных дорог, в основном, государственного и
местного значения, которых тоже недостаточно. В среднем их доля в общем
объеме финансирования дорожной отрасли составляет от 13 до 16 %, или от
1,5 -2 млрд. сомов.
Таким образом, в виду изношенности дорожной сети больше 92%
государственных ресурсов (внутренних и внешних) в сфере автодорог
используется на восстановление транспортно-эксплуатационных
характеристик автомобильных дорог и приведения их к нормативному
состоянию.
Стоит отметить, что любая автомобильная дорога после ввода её в
эксплуатацию требует постоянного надзора, ухода, содержания,
систематического мелкого и периодического среднего ремонта. Без этих
мероприятий автомобильная дорога, какой бы технический уровень и качество
строительства она не имела, будет необратимо деформироваться и
разрушаться.
В результате ежегодного неудовлетворительного содержания дорог,
связанного, в первую очередь, с недостаточным финансированием
эксплуатационных работ, жизненный цикл автомобильной дороги
сокращается, что приводит к новой потребности в долгосрочных инвестициях.
Следовательно, эффективность финансовых ресурсов, ранее использованных
для реабилитации и реконструкции дорожной сети при поддержке
международного сообщества, значительно сокращается. При этом, согласно
исследованию Всемирного Банка по управлению автодорогами в
развивающихся странах, восстановление дороги стоит в три раза дороже, чем
регулярное содержание данной дороги в течение операционного цикла дороги.
Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-
2040 гг. по развитию автомобильных дорог поставлены следующие основные
задачи:
 ежегодно ремонтировать не менее 550 км автомобильных дорог, в
том числе не менее 200 км внутренней сети дорог;
 реабилитировать 500 км автодорог международного значения;
 обеспечить доходы для поддержания инфраструктуры в
нормативном состоянии;
 применять государственно-частное партнерство для
реализации проектов в дорожной сфере.
7
Третья задача по обеспечению доходов для поддержания
инфраструктуры в нормативном состоянии не выполняется, в связи с
недостаточностью доходов, направляемых в дорожную отрасль.
В связи с вышеизложенным, предлагается внести изменения в Кодекс
Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», в части:
1. Внедрения сбора на содержание и эксплуатацию автомобильных
дорог общего пользования;
2. Внедрения утилизационного сбора за переработку шин и
покрышек пневматические резиновые новые;
3. Внедрения утилизационного сбора за переработку шин и
покрышек, бывшие в употреблении;
4. Внедрения утилизационного сбора за переработку масла
смазочные и масла прочее по кодам ТНВЭД.
Предлагаемые утилизационные сборы призваны компенсировать
трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред. Сборы
будут направлены в республиканский бюджет для аккумуляции в Дорожном
фонде при МТК КР.
Исходя из статистических данных и отчетов таможенных органов КР,
только за 2021 год в страну завезено шины и покрышки пневматические
резиновые новые в количестве 640,4 тыс. единиц, что составило 11 345,9 тонн
на сумму 2, 2 млрд. сом. При этом начислено 490,6 млн. сом таможенных
платежей.
Одновременно, завезено шины и покрышки, бывшие в употреблении в
количестве 1,3 млн. единиц, что составило 11633,1 тонн на сумму 698,2 млн.
сом. При этом начислено 202,8 млн. сом таможенных платежей.
По маслам смазочным и прочим маслам, за 2021 год завезено всего
22 753,1 тонн на сумму 3,3 млрд. сом.
Согласно «Таможенному кодексу Евразийского экономического
союза», базовая ставка таможенной пошлины для шины и покрышки
пневматические резиновые новые от 5 до 15 процентов, в зависимости от
вида ТНВЭД, шины и покрышки, бывшие в употреблении – от 10 до 15
процентов, в зависимости от вида ТНВЭД.
На масло смазочные и прочие маслам – установлена ставка акцизного
налога в размере 5000 сом за тонну. За 2021 год в республиканский бюджет
поступило более 45 млн. сом акциза от позиции «масла, масла смазочные,
прочие масла и газоконденсат».
Проблема утилизации шин и покрышек, использованных
моторных и прочих масел.
Автовладельцы знают, что отслужившая свой век резина имеет
наивысший класс опасности, но куда девать износившиеся покрышки —
8
вопрос сложный. Вариантов решения этой проблемы у кыргызстанцев не так
много, но они есть.
Сегодня в Кыргызстане остро стоит вопрос об утилизации
автомобильных покрышек и иных резинотехнических изделий, в частности,
изношенных автомобильных шин. На Западе уже давно существуют и
работают продвинутые методы утилизации отработанной резины, а в нашей
стране многие автомобилисты до сих пор мучаются вопросом, куда же деть
отслужившие свой срок шины.
Старые автомобильные шины — большая головная боль экологов. По
статистике более 70% покрышек в мире не перерабатываются и не
утилизируются: автомобилистам ничего не остается, кроме как хранить
резину, захламляя гаражи, либо выбрасывать покрышки на свалку, где они,
разлагаясь, наносят вред экологии.
Немало старых шин накапливается в автохозяйствах, на аэродромах,
промышленных и сельскозяйственных предприятиях, возле шиномонтажных
мастерских, горно-обогатительных комбинатов. У резины высокая стойкость к
воздействию солнечного света, кислорода, озона, микробиологических
воздействий, поэтому старые покрышки отравляют природу.
Засыпанная землей шина разлагается более 150 лет, она медленно, но
верно выделяет вредные вещества, загрязняет грунтовые воды и прилегающие
территории. Экологи отмечают, что на местах «захоронения» шин нельзя
выращивать сельскохозяйственные культуры.
Резиновые шины относятся к четвертому классу опасности, они
достаточно легко воспламеняются, а продукты их сжигания оказывают
пагубное влияние на почву, водный и воздушный бассейны. Температура
горения покрышек равна температуре горения каменного угля, поэтому многие
бишкекчане используют авторезину для топки котлов в домах и банях. В
окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие
канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а
над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако. В осенне-зимний
период эта «удушливая шапка» отравляет сотни тысяч людей смесью
химических соединений, нанося при этом непоправимый урон экологии.
Что касается масел моторных масел, на сегодняшний день рынок
моторных масел представлен огромным количеством позиций всевозможных
сортов и марок. Куда девается старое масло, после того как в двигатель
заливается свежий продукт ответить невозможно. Учет слива использованных
моторных масел в Кыргызской Республике не ведется, по предварительным
подсчетам, только в столице из картеров автомобилей ежегодно сливается не
менее 20 тыс. тонн отработанного масла.
Масло, в особенности моторное, – экологически вредный продукт.
Содержащиеся в нем вещества, накапливаясь в почве и атмосфере, могут
9
негативно влиять на иммунную систему человека, работу печени и почек, а
также репродуктивных органов. Один литр отработанного масла может
испортить, сделав непригодными для питья, до миллиона (!) литров грунтовой
воды. Сжигание масла в топках, с точки зрения экологичности, оправданно
лишь при условии использования сертифицированных обогревателей
промышленного производства, которые обеспечивают более полное сгорание
топлива. Контроль за утилизацией «отработки» в нашей стране осложняется
тем, что более половины новых масел продается через розничную сеть, то есть
тем частным владельцам, которые обычно меняют масло самостоятельно и не
всегда решают судьбу слитой «отработки» в пользу экологии.
В связи с этим, и для пополнения государственной казны от введенного
сбора за утилизацию шины и покрышек, как новых, так и бывших в
употреблении, масел моторных различных типов, вносятся изменения в Кодекс
Кыргызской Республики «О неналоговых доходах». Порядок взимания и
размер сборов будет разработан после утверждения изменений и утвержден
Кабинетом министров Кыргызской Республики.
2. Описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования.
Цель регулирования.
Внедрение сбора за переработку:
— шин и покрышек пневматические резиновые новые по кодам
ТНВЭД;
— шины и покрышки, бывшие в употреблении по кодам ТНВЭД;
— масла смазочные и масла прочие по кодам ТНВЭД;
— а также введения сбора на содержание и эксплуатацию
автомобильных дорог общего пользования.
Средства от сбора будут направлены в республиканский бюджет и
аккумулироваться в Дорожном Фонде, согласно Закону КР «О Дорожном
фонде».
Для использования оценки прогресса достижения целей, будут
использованы:
Количественный индикатор:
— увеличение сборов в доходную часть республиканского бюджета
не менее, чем на 10 процентов;
— увеличение количества дорог в нормативном состоянии, км.
Качественные индикаторы:
— увеличение степень утилизации экологически вредных отходов;
— снижение уровня заболеваемости населения.
10
Рассмотрены три варианта регулирования.
1) Вариант регулирования «Оставить все как есть».
Помимо экологического вреда от выброса шин и покрышек, масел
смазочных и других масел, поступления доходов в бюджет от утилизационных
сборов составляет порядка 80 тысяч сом в год (от переработки
ртутьсодержащих отходов) при уровне доходов республиканского бюджета в
размере более 200 млрд.сомов.
Вывод: необходимо введение утилизационных сборов за переработку
шин, покрышек и масел смазочных.
3) Вариант регулирования «Повышение ставки акцизного
налога на бензин с 5000 сом до 10 000 сом за тонну, дизельного топлива с
400 сом до 2000 сом за тонну».
При увеличении ставки акцизного налога до базового, указанного в
Налоговом Кодексе КР, произойдет увеличение розничной цены с учетом
налога с продаж и НДС. Данные приведены в таблице.
Расчет составляющей налогов (НДС + Налог с продаж + Акциз) в 1
литре автомобильного топлива при действующей ставке акциза на 5 августа
2022.
Плотнос
ть
топлива
Объе
м в 1
тонн
е
цена
действу
ющая
НДС+
НсП
12%+1
%
став
ка
акци
за
акциз
действ
.
всего
нало
гов
цена
без
налог
ов
бремя
налог
ов
кг/л литр
ов
сом/л сом/л сом/т сом/л сом/л сом/л %
дизтопл
иво
0,830 1204,
8
69,8 7,9 400,0 0,33 8,2 61,6 11,7
АИ 80 0,725 1380,
5
62,1 7,6 5000,
0
3,62 11,2 50,88 18,0
АИ 92 0,738 1356,
5
63,8 7,8 5000,
0
3,69 11,4 52,4 17,9
АИ 95 0,748 1339,
0
65,4 8,0 5000,
0
3,73 11,7 53,7 19,0
АИ 98 0,755 1325,
5
88,9 11,1 5000,
0
3,77 14,9 74,0 16,8
при новой ставке акциза
ставка
акциза
акци
з
новы
й
НДС+Н
сП
12%+1
%
всего
налого
в
брем
я
нало
гов
прирос
т
бремен
и
цена
нова
я
прирост цены
сом/тон
на
сом/л сом/л сом/л % % сом/л сом/л %
11
дизтопл
иво
2000,0 1,66 8,1 9,76 15,8 4 71,4 1,6 2
АИ 80 10000,0 7,24 7,8 15,04 30 12 65,92 3,8 6
АИ 92 10000,0 7,37 7,9 15,24 29 11 67,64 3,8 6
АИ 95 10000,0 7,46 8,2 15,66 29 10 69,36 4,0 6
АИ 98 10000,0 7,54 11,3 18,84 25 8 92,84 4,0 4
Увеличение розничной цены ГСМ
Вид топлива Действующая
цена
Цена с
повышенным
акцизом
Прирост цены
сом/л %
1. дизтопливо 69,8 71,4 1,6 2,3
2. АИ 80 62,1 65,92 3,8 6
3. АИ 92 63,8 67,64 3,8 6
4. АИ 95 65,4 69,36 4,0 6
Поступления акцизов в РБ составят порядка 5,7 млрд. сом, или на 2,1
млрд. сом больше.
Риски: Абсолютно вся специальная и сельскохозяйственная техника
использует солярку. Следовательно, расходы на топливо фермеры обязательно
включат в стоимость зерна. Это может повлечь дальнейший рост стоимости
продуктов питания.
3) Предпочтительный вариант регулирования «введение сборов на
переработку
 шин и покрышек пневматические резиновые новые по кодам
ТНВЭД;
 шины и покрышки, бывшие в употреблении по кодам ТНВЭД;
 масла смазочные и масла прочие по кодам ТНВЭД;
 а также сборов на содержание и эксплуатацию автомобильных
дорог общего пользования.
Порядок взимания сборов и их расчет будет утверждаться Кабинетом
Министров Кыргызской Республики.
Международный опыт.
Анализ мирового опыта в отрасли утилизации изношенных
автомобильных шин свидетельствует, что все существующие на сегодняшний
день методы не лишены экономических и экологических проблем. Вопросам
вторичного использования изношенных автопокрышек в настоящий момент
уделяется много внимания на государственном уровне развитых стран.
Общемировые запасы отработавших (изношенных) автомобильных
шин оцениваются в 25 млн т при ежегодном приросте не менее 7 млн т. На
европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших
12
автомобильных шин). Из этого количества в мире только 23% отработавших
шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях
получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.), а
оставшиеся 77% не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа
утилизации. Накапливать и складировать отработанные шины бесконечно
невозможно, т.к. для этого необходимы большие площади земель. Данный вид
отходов также представляет большую потенциальную опасность для
окружающей среды, являясь отходом IV класса опасности.
Так, в России подавляющую часть отработавших шин не подвергают
ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют
пункты постоянного или временного размещения этих отходов. Поэтому
отработавшие автомобильные шины попадают главным образом на рельеф
местности, т. е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие
к дорогам территории. Также следует отметить, что автомобильный парк в
России и соответственно количество отработавших автомобильных шин
имеют тенденцию к существенному росту. Поэтому как в ближайшей, так и в
среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а,
напротив, обострится. Шинные отходы в России, на сегодняшний день
составляют около 850 тыс. т/г. При этом в Москве накапливается 70–90 тыс. т,
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 60 тыс. т. Оцениваемый
объем механической переработки шин в России не превышает 17 % от общего
объема ежегодных шинных отходов. Еще до 20 % изношенных шин сжигается.
Оставшийся объем приходится на захоронение.
В Казахстане с 2016 года был внедрен механизм компенсирования,
который подразумевает выплаты предприятиям, осуществляющим сбор,
транспортировку и переработку изношенных шин. С 2020 года с целью
увеличения целевых показателей по сбору, переработке и утилизации отходов
размер компенсационных выплат по сбору и переработке отработанных шин
повышен до 37 тенге за кг.
За этот период в Казахстане было переработано 14 366,5 тонн изношенных
шин, в 2017 году 20 047,4 тонн, в 2018 году переработчиками исполнены
договоры в части сбора и переработки изношенных шин объемом на 27 710
тонн. По итогам 9 месяцев 2019 года объем сбора и переработки отработанных
шин составил -19 001 тонну.
По прогнозам Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
объем твердых отходов к 2025 г. вырастет в 4-5 раз. Общемировые запасы
изношенных автошин оцениваются в 25 млн.т. при ежегодном приросте не
менее 7 млн.т. На европейские страны приходится 3 млрд. шт.
«накоплений» изношенных автошин (около 2 млн.т.), страны Северной
Америки — 1 млрд.шт. 70% этого количества в мире никак не утилизируется.
13
Практику обращения с отходами регулируют, в частности, такие
международные акты, как Базельская конвенция о контроле за трансграничной
перевозкой опасных грузов и их удалением, Конвенция по предотвращению
загрязнений моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция о защите
морской среды района Балтийского моря, Конвенция по защите Черного моря
от загрязнения.
В настоящее время существуют следующие технологии переработки
автошин:
1. Использование целых шин при изготовлении труб и
звукоизолирующих покрытий вдоль автострад, защита склонов от эрозии.
2. Сжигание шин, в том числе в цементных печах, с целью получения
энергии.
3. Переработка шин в резиновую крошку и порошки при низких и
нормальных температурах (для замены натурального и синтетического
каучука при изготовлении полимерных смесей и строительных материалов).
Это направление считается самым перспективным, однако пока только 10%
российских шин перерабатываются таким способом.
4. Получение регенерата для производства резиновых смесей и
резинобитумных композиций для изоляционных и кровельных материалов
(мягкой и жесткой кровли, мастик).
5. Пиролиз шин для получения технического углерода, жидких
продуктов (топливо) и кокса (адсорбент).
В странах ЕС объемы утилизации шин распределяются следующим
образом: на экспорт — 16%, на восстановление — 12%, на регенерацию — 9%, в
гражданское строительство — 9%, на сжигание в цементных печах — 16%, на
получение энергии — 4%, на свалки и в запасы — 34%.
При этом, сбор на содержание и эксплуатацию автомобильных
дорог общего пользования, представляет собой взимание 1 сома с каждого
литра ГСМ при розничной торговле на АЗС с применением
автоматизированной системы учета и хранения нефтепродуктов, введенной в
Кыргызской Республике с 2020 года.
Порядок взимания будет разработан и утвержден постановлением
Кабинета министров Кыргызской Республики по установленной процедуре.
Данный вариант регулирования не вызовет социальных рисков, так как
направлен на сохранение здоровья населения, путем стимулирования
автовладельцев утилизировать шины и покрышки, масло смазочные в
установленном, законодательством порядке.
При этом увеличивается доходность республиканского бюджета и
направляемые на содержание дорог финансовые средства. Так,
предварительный расчет показывает, что в случае введения в действие сбора в
14
размере 1 сома за литр ГСМ, то в республиканский бюджет поступит не менее
1,6 млрд сомов.
По договоренности между Кыргызстаном и Россией, КР получает
гарантированный объем по бензиновой группе 650 тыс. тонн, по дизельной
группе — 550 тыс. тонн в год. Общий объем поступающего ГСМ составляет
1 200 тыс. тонн ГСМ, или 1 599 600 000 литров (в 1 тонне ГСМ -1 333 литра).
Для снижения социальной напряженности, Рабочая группа предлагает
при вводе нового сбора на ремонт и содержание дорог (1 сом на 1 литр),
который обеспечивает справедливое отношение к пользователям дорог по
принципу «кто больше ездит тот больше платит», одновременно внести
предложение об отмене налога на движимое имущество (автотранспорт),
который уплачивается раз в год соразмерно году выпуска автомашины и
объема двигателя.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА (АРВ) для рабочей группы