mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О железнодорожном транспорте

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 18 июля 2016 года № 121

О железнодорожном транспорте

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

  1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, государственными органами, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.
  2. Действие настоящего Закона распространяется на физических, юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также на лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
  3. Особенности организации обеспечения воинских железнодорожных перевозок определяются отдельными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте

Законодательство Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Основные понятия и термины

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и понятия:

1) багаж — имущество пассажира, принятое в установленном порядке для перевозки в багажном или почтово-багажном вагоне до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете);

2) внутриреспубликанское сообщение — перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Кыргызской Республики;

3) грузобагаж — предметы, принятые в установленном порядке от физического или юридического лица, не являющегося пассажиром, для перевозки в багажном и почтово-багажном вагоне пассажирского поезда;

4) груз — объект (предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

5) грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, указанного в перевозочном документе;

6) грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное в установленном порядке на получение груза, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений;

7) доступ к услугам инфраструктуры — возможность получения перевозчиками услуг инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений;

8) железнодорожная станция — объект инфраструктуры (совокупность объектов инфраструктуры), который разделяет железнодорожный путь на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры или железнодорожных путей необщего пользования, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче, погрузке, выгрузке грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, а при развитых путевых устройствах — выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами, а также техническое обслуживание и подготовку железнодорожного подвижного состава, контейнеров к перевозке;

9) железнодорожный перегон — часть железнодорожной линии между смежными раздельными пунктами (станции и разъезды);

10) железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания отдельных потребителей на договорных условиях или выполнения работ для собственных нужд их владельца;

11) железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, являющихся объектами инфраструктуры, предназначенные для осуществления операций перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования, а также железнодорожные пути, соединяющие указанные железнодорожные станции;

12) железнодорожный путь (железная дорога) — комплекс сооружений, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенный в полосе отвода, а также искусственные сооружения;

13) железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта (вагоны, локомотивы), предназначенный для перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений по рельсовым путям;

14) железнодорожный транспорт необщего пользования — вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в услугах (работах), оказываемых (выполняемых) в местах необщего пользования на договорных условиях, или выполнения работ для собственных нужд этих лиц;

15) железнодорожный транспорт общего пользования — вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц, государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора и оказания (выполнения) иных услуг (работ), связанных с такими перевозками;

16) инфраструктура — технологический комплекс, включающий магистральные и станционные пути, объекты электроснабжения, сигнализацию, связь, устройства, оборудование, здания, строения, сооружения, ремонтные, эксплуатационные и иные объекты и предназначенный для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте;

17) контейнер — стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов железнодорожным транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое;

18) курсирование — передвижение локомотива по железнодорожным путям определенным маршрутом с определенными интервалами времени и расстоянием;

19) маневровые передвижения (работы) — операции по изменению составности поезда (прицепка (отцепка) подвижного состава), формирование (расформирование) составов, перестановка составов из парка в парк, движение и постановка локомотива в состав поезда или исключение локомотива из данного состава, подача вагонов на подъездные пути или их уборка с таких путей и другие операции;

20) места необщего пользования — железнодорожные пути необщего пользования, а также крытые и открытые склады и участки, используемые отдельными потребителями для осуществления операций по погрузке, выгрузке, хранению грузов;

21) национальный перевозчик — юридическое лицо, определяемое Правительством Кыргызской Республики, владеющее инфраструктурой и оказывающее услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, а также выполняющее специальные и воинские перевозки;

22) обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — деятельность организаций железнодорожного транспорта, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных юридических лиц, а также физических лиц, направленная на бесперебойное функционирование железнодорожного транспорта, предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

23) объекты инфраструктуры — железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, в том числе вокзалы и раздельные пункты, сооружения и устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, системы управления движением, объекты и системы водоснабжения и водоотведения, ремонтные, эксплуатационные и иные здания, строения, сооружения, площадки, устройства, защитные сооружения, оборудование, непосредственно предназначенные для обеспечения выполнения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования либо обеспечения технологического функционирования инфраструктуры;

24) опасный груз — вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования (перевозки), при производстве маневровых и погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения или повреждения технических средств, устройств, сооружений, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью людей, вреда окружающей среде;

25) оператор инфраструктуры — организация железнодорожного транспорта общего пользования, определяемая Правительством Кыргызской Республики, владеющая инфраструктурой и использующая инфраструктуру на законных основаниях и (или) оказывающая услуги по использованию инфраструктуры, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

26) организация железнодорожного транспорта общего пользования — юридическое лицо, оказывающее услуги железнодорожного транспорта потребителям;

27) остановочный пункт — место остановки поездов, оборудованное пассажирскими платформами или посадочными площадками, а также иными сооружениями и предназначенное для посадки и высадки пассажиров;

28) охранные зоны — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям;

29) пассажир — лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;

30) перевозки в международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах;

31) перевозки в смешанном международном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории государств несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования;

32) перевозочный документ — документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, порожнего грузового вагона;

33) подвижной состав — подвижной железнодорожный транспорт (грузовые, багажные, пассажирские вагоны, локомотивы), а также иные транспортные средства, предназначенные для осуществления железнодорожных перевозок;

34) поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами;

35) проездной документ (билет) — документ, подтверждающий заключение договора перевозки пассажира, который оформляется на бланке установленной формы;

36) перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом;

37) перевозчик — организация железнодорожного транспорта, осуществляющая деятельность по перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, обладающая на праве собственности либо на ином законном основании подвижным составом, включая тяговые транспортные средства, и соответствующая требованиям безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденным Правительством Кыргызской Республики;

38) полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, используемые или предназначенные для размещения железнодорожных путей общего и необщего пользования, прилегающие к железнодорожным путям общего и необщего пользования, а также земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, используемые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения и путевых устройств, производственных (ремонтных и эксплуатационных) и иных зданий, строений, сооружений, устройств, а также земли, отведенные для будущего развития железнодорожного транспорта;

39) потребитель — пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами) железнодорожного транспорта;

40) тариф на услуги железнодорожного транспорта — денежное выражение стоимости услуг железнодорожного транспорта;

41) технологический железнодорожный транспорт организаций — вид железнодорожного транспорта, предназначенный для перемещения имущества по территории организаций железнодорожного транспорта, не выходящей на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд этих организаций;

42) транспортные средства железнодорожного транспорта — железнодорожный подвижной состав, в том числе локомотивы, моторные и немоторные вагоны, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, а также иной предназначенный для осуществления перевозок, строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

43) услуги инфраструктуры — услуги, связанные с использованием инфраструктуры для организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, и иные услуги, связанные с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте;

44) услуги железнодорожного транспорта — перевозка грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и дополнительные услуги (работы), связанные с организацией и осуществлением таких перевозок, а также услуги по предоставлению инфраструктуры;

45) участник перевозочного процесса — организация железнодорожного транспорта, участвующая в перевозочном процессе.

Статья 4. Виды железнодорожных сообщений

Перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются в следующих видах сообщений:

1) внутриреспубликанское сообщение;

2) международное сообщение (международные линии).

Глава 2. Основы функционирования и государственное регулирование деятельности железнодорожного транспорта

Статья 5. Основы функционирования железнодорожного транспорта

  1. Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Кыргызской Республики.

Железнодорожный транспорт во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Кыргызской Республики.

  1. Железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта.

Действие настоящего Закона распространяется на функционирование железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а в отношении технологического железнодорожного транспорта — исключительно в части требований к операциям с контейнерами, железнодорожным подвижным составом, который в дальнейшем осуществляет выход на железнодорожные пути общего или необщего пользования, и объектам технологического железнодорожного транспорта, на которых выполняются указанные операции перевозочного процесса.

  1. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

1) сохранение целостности и обеспечение бесперебойности функционирования инфраструктур и централизованного диспетчерского управления перевозочным процессом в рамках инфраструктуры;

2) развитие магистральной железнодорожной сети и подвижного состава железнодорожного транспорта;

3) устойчивость работы и динамичное развитие железнодорожного транспорта;

4) развитие перевозок;

5) доступность и качество оказываемых услуг;

6) обеспечение безопасности железнодорожного транспорта;

7) развитие конкуренции и формирование развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

8) обеспечение территориальной целостности государства;

9) согласованность функционирования единой транспортной системы государства;

10) создание условий свободного предпринимательства для привлечения инвестиций в развитие железнодорожного транспорта и недопущение незаконного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность;

11) обеспечение охраны окружающей среды;

12) поддержание мобилизационной готовности железнодорожного транспорта.

  1. Имущество организаций железнодорожного транспорта, в том числе земли, на которых находится это имущество, находятся в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с порядком, предусмотренным гражданским и земельным законодательством Кыргызской Республики, за исключением железной дороги общего пользования и инженерных сооружений на них, являющихся государственной собственностью.

Статья 6. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта

  1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется в целях:

1) обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта, а также его комплексного развития;

2) обеспечения непрерывности перевозочного процесса;

3) беспрепятственного и недискриминационного доступа к услугам, оказываемым организациями железнодорожного транспорта, всех лиц, заинтересованных в получении таких услуг.

  1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

1) выработки и реализации государственной политики и установления приоритетов в области железнодорожного транспорта;

2) определения основ деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;

3) утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов;

4) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики и технических регламентов Таможенного союза;

5) возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом и оказанию связанных с ними услуг на конкретные организации железнодорожного транспорта в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Кыргызской Республики случаях, с соответствующей компенсацией понесенных указанными организациями железнодорожного транспорта убытков.

  1. Правительство Кыргызской Республики:

1) определяет национального перевозчика и утверждает его устав;

2) определяет порядок возмещения убытков понесенных конкретными организациями железнодорожного транспорта, на которые были возложены обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом и оказанию связанных с ними услуг в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

3) определяет порядок охраны и использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода;

4) определяет порядок установления охранных зон, их размеры и режим пользования землями, отведенными для этих целей;

5) определяет уполномоченный государственный орган по вопросам установления тарифов на перевозку пассажиров во внутриреспубликанском сообщении;

6) определяет уполномоченный государственный орган по вопросам регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики;

7) осуществляет иные полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Техническое регулирование на железнодорожном транспорте

Организация работ в области технического регулирования и обеспечения единства измерений на железнодорожном транспорте осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики о техническом регулировании, об обеспечении единства измерений и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 8. Услуги железнодорожного транспорта общего пользования и право на перевозку

  1. Услуги железнодорожного транспорта общего пользования включают в себя:

1) перевозки грузов и дополнительные услуги (работы), связанные с организацией и осуществлением перевозок грузов (в том числе порожнего подвижного состава);

2) перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и дополнительные услуги (работы), связанные с такими перевозками;

3) услуги инфраструктуры.

  1. Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, определяется Правительством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  2. По требованию потребителей услуг железнодорожного транспорта организации железнодорожного транспорта обязаны предоставить перечень оказываемых ими услуг в сфере железнодорожного транспорта, информацию о стоимости этих услуг.

Потребитель имеет право на перевозку грузов, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений и на информацию о предоставляемых ему средствах железнодорожного транспорта и условиях их эксплуатации.

  1. Оказание услуг железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется на основании договоров перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, договоров об оказании услуг инфраструктуры, а также договоров об оказании иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования, заключаемых между организациями железнодорожного транспорта общего пользования и потребителями.
  2. Перевозчики осуществляют перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений, если:

1) соответствуют требованиям безопасности на железнодорожном транспорте и обладают на праве собственности либо на ином законном основании железнодорожным транспортом;

2) потребитель соблюдает требования настоящего Закона и иные нормативные правовые акты в сфере перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых отправлений и железнодорожных тарифов;

3) перевозке не препятствуют обстоятельства, которые перевозчики не могут предотвратить и не могут устранить (военные действия, блокада, эпидемия, стихийные бедствия и т.д.);

4) предметы, предоставленные для перевозки, не включены в перечни предметов, запрещенных к перевозке или разрешенных к перевозке лишь на определенных условиях, установленных Правительством Кыргызской Республики или вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

  1. Перевозчики не обязаны принимать грузы, для погрузки, перегрузки и выгрузки которых требуются специальные приспособления, если таковых нет в распоряжении соответствующих организаций, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта.
  2. Грузоотправители, грузополучатели, а также иные организации, действующие от их имени, и пассажиры наряду с перевозчиками должны обеспечивать исполнение принятых на себя обязательств по перевозкам в части выполнения согласованных объемов перевозок, своевременности расчетов, надлежащей подготовки подвижного состава и грузов к транспортировке, обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений, а также по аренде подвижного состава, контейнеров, другого имущества и иных положений, предусмотренных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики и договорами между потребителями и перевозчиками.
  3. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющие перевозочный процесс, не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку груза, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, правилами и условиями перевозок, определяемыми Правительством Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 9. Доступ к услугам инфраструктуры

  1. Услуги инфраструктуры оказываются оператором инфраструктуры перевозчикам и иным потребителям на основании договора об оказании услуг инфраструктуры.

В случае если перевозчик является владельцем либо оператором инфраструктуры, договор об оказании услуг инфраструктуры не заключается.

  1. Доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры осуществляется в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  2. Доступ перевозчиков и иных потребителей к услугам инфраструктуры предоставляется в пределах пропускной способности инфраструктуры исходя из технических и технологических возможностей в соответствии с Порядком регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, определенным Правительством Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 10. Взаимоотношения организаций железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками инфраструктуры

  1. Железнодорожный транспорт при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений в смешанном сообщении взаимодействует с воздушным, автомобильным и другими видами транспорта.
  2. Порядок и организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений при смешанном сообщении устанавливается Правительством Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  3. Правоотношения организаций железнодорожного транспорта с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками инфраструктуры, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики и заключаемыми на их основе договорами.

Статья 11. Охранные зоны железнодорожного транспорта

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации инфраструктуры (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенной на землях государственного значения в местах, подверженных оползням, обвалам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры и режим пользования землями, отведенными для этих целей, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Глава 3. Система управления и основы осуществления перевозок железнодорожным транспортом

Статья 12. Управление на железнодорожном транспорте

  1. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется национальным перевозчиком в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
  2. Контроль и надзор за деятельностью железнодорожного транспорта осуществляются уполномоченными органами в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 13. Основы осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом общего и необщего пользования

  1. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, определяемых Правительством Кыргызской Республики.

Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений в международном сообщении осуществляются в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

  1. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений национальным перевозчиком осуществляются по железнодорожным путям общего пользования между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
  2. Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте осуществляется по проездным документам (билетам).
  3. Показатели качества перевозок багажа, грузобагажа и почтовых отправлений (сроки доставки, сохранность багажа, грузобагажа и почтовых отправлений) и обслуживания потребителей услуг железнодорожного транспорта, обязательные для владельцев инфраструктур, национального перевозчика, перевозчика и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызской Республика.

Статья 14. Тарифы на услуги железнодорожного транспорта общего пользования

  1. Порядок установления тарифов на услуги железнодорожного транспорта общего пользования определяется Правительством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  2. Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 4. Безопасность движения, охрана грузов и объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования, организация работы в особых условиях

Статья 15. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатация транспортных и иных технических средств

  1. Организация деятельности железнодорожного транспорта общего пользования должна обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда сотрудников и охрану окружающей среды.

Железнодорожный транспорт и инфраструктура в процессе эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, установленным Правительством Кыргызской Республики.

Владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и охрану окружающей природной среды.

  1. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, осуществляется национальным перевозчиком.
  2. На железнодорожном транспорте действует специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Порядок служебного расследования, классификации и учета нарушений безопасности движения утверждается национальным перевозчиком.
  3. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и выгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.

Национальный перевозчик обязан обеспечивать безопасность транспортирования опасных и специальных грузов и в пределах тактико-технических возможностей имеющихся восстановительных средств принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

  1. Организации железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны принимать меры по локализации и ликвидации последствий транспортных происшествий, в том числе крушений, аварий и инцидентов, спасению жизни и сохранению здоровья граждан, снижению размеров вреда окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

Статья 16. Основные положения по безопасности движения

  1. Территории подразделений железной дороги, связанных с перевозочным процессом, железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов, производятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, а также ремонтные предприятия являются зонами повышенной опасности.
  2. Элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным Правительством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  3. Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и других объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальное расстояние от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений, мест пересечения железнодорожных путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы сооружения и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Владельцы объектов, на которых осуществляются производство, хранение, погрузка и выгрузка опасных грузов, обязаны своевременно информировать организации железнодорожного транспорта общего пользования о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

  1. Места пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железных дорог и железнодорожных переездов, строительными нормами и правилами, установленными Правительством Кыргызской Республики.
  2. За нарушение требований безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут дисциплинарную, административную, гражданскую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам

  1. Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов, правил, норм в сфере железнодорожного транспорта.
  2. Требования к железнодорожному подвижному составу, курсирование которого осуществляется в международном сообщении, определяются в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 18. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется, в том числе на договорной основе, военизированной охраной национального перевозчика, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.

Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 19. Организация работы железнодорожного транспорта в особых обстоятельствах

  1. Организации железнодорожного транспорта общего пользования принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и др.), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления этих мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики.
  2. Органы исполнительной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления оказывают организациям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации крушений, аварий, стихийных бедствий, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов. Порядок компенсации затрат органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанных с оказанием помощи в ликвидации крушений, аварий, стихийных бедствий, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 20. Ответственность организаций железнодорожного транспорта общего пользования

Организации железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 21. Страхование отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, грузов, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений

  1. Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером работы, командированные в районы, в которых введено чрезвычайное положение, выполняющие контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию.
  2. Добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, грузобагажа, багажа и почтовых отправлений проводится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 22. Введение в действие настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 29 июля 2016 года № 66

  1. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» от 9 июля 1998 года № 90 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., № 12, ст.499);

2) статью 7 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 25 июля 2002 года № 130 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., № 9, ст.418);

3) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» от 24 июня 2003 года № 111 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 10, ст.421);

4) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» от 2 марта 2010 года № 37 (газета «Эркин Тоо» от 12 марта 2010 года № 17-18);

5) статью 15 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 10 октября 2012 года № 170 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 9, ст.2862).

  1. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок разработать нормативные правовые акты для реализации положений настоящего Закона.

 

Президент Кыргызской Республики   А.Атамбаев
     
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики   22 июня 2016 года