Справка-обоснование внедрения платных автомобильных дорог
- 1 221 просм.
В Основных направлениях развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики, с учетом анализа текущей ситуации в отрасли было отмечено о недостаточности усилий по достижению устойчивости функционирования дорожной отрасли вследствие недостаточного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог.
Всем известно, что основные магистральные дороги республики – Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Ош-Сарыташ-Иркештам, Ош-Баткен-Исфана и т.д. восстановлены за счет средств доноров. Потрачены более 2,5 млрд долларов США.
Львиную долю финансирования дорожной сети составляют внешние инвестиции под гарантии Правительства КР – в пределах 74-78% от всей суммы ежегодного финансирования.
Кыргызская Республика не может и не в состоянии и дальше брать кредиты (пусть и льготные) на ремонт автомобильных дорог.
В условиях, когда основные международные автомобильные дороги в хорошем состоянии и на их содержание катастрофически не хватает финансовых средств, необходимо изыскивать средства на содержание автомобильных дорог. На текущий ремонт и содержание дорог ежегодно выделяется в пределах 3 – 3,5 млрд сомов, с учетом средств на капитальные вложения, что составляет около 35% от нормативной потребности.
Нормативная потребность в финансировании в дорожной отрасли по предварительным оценка составляет около 10 млрд. сомов, без учета реального технического состояния дорог. С учетом технического состояния она может быть на порядок выше.
В таких условиях, для облегчения нагрузки на республиканский бюджет, необходимо вводить платные дороги, где имеются альтернативные маршруты. Необходимо подчеркнуть, что предварительные расчеты показывают, объем средств за счет платных дорог не может 100% покрывать потребности на эксплуатацию платных участков автомобильных дорог – реальная платёжеспособность основной массы пользователей дорог такова, что они могут покрыть максимум 50%. При этом для платных дорог может быть установлен тариф в пределах 0,56 тыйын за км для легкового транспорта и от 2 сом/км до 14 сом/км для грузового транспорта в зависимости от разрешенной максимальной массы.
В настоящее время готовятся необходимые поправки в законодательство, и параллельно, подзаконные акты. Ближайшие три недели проекты документов будут выставлены на общественное обсуждение.