mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ к проекту приказа Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по управлению ключами, сертификатами и оборудованием в системе цифровых тахографов на территории Кыргызской Республики»

1. Цель и задачи.
Целью проекта является выполнение требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки от 1 июля 1970г, г. Женева, (далее – Соглашение ЕСТР) и статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», а также исполнение обязательств в рамках ЕАЭС, а именно Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» о необходимости оснащения контрольным устройством (тахографами) транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов для соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха.
Кыргызская Республика присоединилась к Соглашению ЕСТР с переходным периодом в два года (Закон Кыргызской Республики №68 от 22 мая 2021 года). Участниками Соглашения ЕСТР является 51 страна, в том числе, государства – члены Евразийского экономического союза: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация.
Целью Соглашения ЕСТР является развитие и улучшение международных грузовых и пассажирских автоперевозок, повышение безопасности дорожного движения, путем регулирования время работы и отдыха водителей.
Регламентация процесса оснащения и использования тахографов на транспортных средствах приведет к повышению безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом за счет обеспечения соблюдения водителями установленных режимов труда и отдыха и скоростного режима посредством объективного контроля, а также повышение общей эффективности и устойчивости функционирования автомобильного транспорта. По статистике внедрение тахографов сокращает количество ДТП с участием большегрузной техники на 20%.
2. Описательная часть.
Необходимость оснащения транспортных средств тахографами обусловлена следующим. Как известно, автомобильный транспорт является источником повышенной опасности. В связи с ежегодным увеличением количества автомобильных транспортных средств и ростом объема грузовых и пассажирских перевозок, возрастает и количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
По данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в 2019 году произошло 5995 случаев ДТП, что на 11,1 % больше по сравнению с 2018 годом. В результате ДТП за 2019 год погибло – 759 человек, (2018 г. — 716 чел.) что на 6,0 % больше в сравнении с 2018 годом. Получили ранение – 10315 человек, (2018 г. – 9160 чел.) или больше на 12,6 % в сравнении с 2018 годом. Необходимо отметить, что показатели смертности и травматизма (на 100 тысяч населения) на автомобильных дорогах в Кыргызской Республике являются одними из самых высоких среди стран ОЭСР.
Более 70% всех ДТП происходит по вине водителей транспортных средств. Из общего числа ДТП, произошедших в 2019 году, 205 аварий произошли по вине водителей пассажирского транспорта, что в сравнении с 2018 годом больше на 9,7 % (в 2018 г – 200 аварий).
Изучение международного опыта в сфере контроля режима труда и отдыха водителей показало следующее.
Согласно мировой статистике ДТП более половины всех дорожных происшествий так или иначе связаны с переутомлением водителей. Как показывают исследования, утомление у водителя обнаруживается уже на четвертом-пятом часу вождения и явно ощущается на 6-8 часу. Если водитель находится за рулем от 7 до 12 часов, то степень возможного попадания в ДТП в 2 раза выше, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 часов.
Кыргызская Республика присоединилась к Соглашению ЕСТР 24 августа 2021 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Соглашения ЕСТР «в отношении каждого государства, которое ратифицирует настоящее Соглашение или присоединится к нему после сдачи на хранение восьмого документа о ратификации или присоединении, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, настоящее Соглашение вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или акта о присоединении».
Таким образом, по информации официального сайта Организации Объединенных Наций, Грамота о присоединении Кыргызской Республикой к Соглашению ЕСТР была получена Генеральным секретарем ООН 24 августа 2021 года, а также, что Соглашение ЕСТР вступил в силу для Кыргызской Республики 20 февраля 2022 года, без учета двухлетнего переходного периода.
В связи с этим, разработан проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по оснащению автотранспортных средств контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей» и внесен в Администрацию Президента КР, который проходит процедуру согласования.
Указанный проект постановления Кабинета Министров КР регламентирует следующие вопросы:
— контролирующего органа на предмет проведения инспекционных проверок на соблюдение режима труда и отдыха водителей в соответствии с Соглашением ЕСТР;
— по оснащению автотранспортных средств контрольным устройством (тахографом);
— по использованию тахографов, установленных на авторанспортных средствах;
— по изготовлению и выдаче электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам;
— о требованиях к сервисным центрам, осуществляющим установку, ремонту и обслуживанию тахографов;
— об обязанностях транспортных предприятий, перевозчиков и водителей по оснащению АТС тахографами, использованию тахографов, карточек электронным тахографам, а также по соблюдению требования Соглашения ЕСТР и Порядка оснащения автотранспортных средств контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей;
— о компетенции уполномоченного государственного органа в сфере автомобильного транспорта по регулированию вопросов по установке, обслуживанию и ремонту тахографов и тд.
— по соблюдению режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с «Дорожной карты присоединения к Соглашению ЕСТР» ЕЭК ООН, предлагается 11 основных этапов по реализации Соглашения ЕСТР на территории государств-участников Соглашения ЕСТР, из них три этапа: подготовка к присоединению, решение стратегических вопросов присоединения и присоединение к Соглашению ЕСТР уже выполнены. В настоящее время идет работа по остальным восьми этапам Дорожной карты.
На следующих этапах необходимо выполнить следующие мероприятия:
4-этап. Определение уровней безопасности, согласно которому провести анализ последствий/проверка совместимости применительно к закону о защите данных, разработка критериев, которым должны отвечать лица, занимающиеся шифровальными ключами (надежность персонала)
5-этап. Разработка стратегии безопасности, где необходимо разработать и утвердить национальную стратегию безопасности, нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы по управлению ключами, сертификатами и оборудованием в системе цифровых тахографов на территории государств-членов Соглашения ЕСТР на основе стратегии Европейского главного сертифицирующего органа и модели национальной стратегии безопасности и направить их Объединенному исследовательскому центру через ЕЭК ООН для одобрения.
Указанный проект Инструкции разработан на основе положений Европейского соглашения, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанное 01 июля 1970 года (далее – Соглашение ЕСТР) и других документов ЕЭК ООН, вытекающих из Соглашения ЕСТР и регламентирует следующие вопросы:
— об обязанностях компетентного органа по Соглашению ЕСТР Кыргызской Республики и органа по выпуску карт;
— об ответственности органа по сертификации ключей, органа по персонализации карт, компетентного органа КР по Соглашению ЕСТР и органа по выпуску карт;
— по управлению оборудованием (карты тахографов, бортовые устройства – модули транспортных средств и датчики движения);
— по управлению общими (корневыми) и транспортными ключами: общеевропейские ключи, ключи договаривающихся сторон Соглашения ЕСТР (национальные ключи), ключи датчиков движения, транспортные ключи (ключи для переноса);
— по ключам оборудования (ассиметричные);
— по управлению сертификатами ключей оборудования;
— по управлению информационной безопасностью в национальном органе по сертификации ключей и органе по персонализации карт;
— о сроках исполнения обязательств органа по сертификации ключей Кыргызской Республики и органа по персонализации;
— об аудите;
— о процедурах изменения настоящего положения.
В связи с вышеизложенным, в целях своевременного выполнения требований ЕЭК ООН по вопросу реализации Соглашения ЕСТР, а также в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 сентября 2014 года № 530 «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» считаем необходимым принять приказ Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по управлению ключами, сертификатами и оборудованием в системе цифровых тахографов на территории Кыргызской Республики».
Также необходимо отметить, что в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2020 года № 504, провести анализ регулятивного воздействия (АРВ) не требуется в случаях, когда рассматриваются проекты нормативных правовых актов связанных с выполнением международных договоров и направленных на приведение в соответствие с международными стандартами (договорами).
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
Принятие данного проекта негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения.
Предлагаемый проект приказа Министерства был выставлен на общественное обсуждение на официальном сайте Министерства транспорта и коммуникаций КР 17 августа 2022 года.
5. Анализ соответствия проекта законодательству.
По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного проекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.
6. Информация о необходимости финансирования.
Проект приказа не предусматривает дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ).
В связи с тем, что проект приказа направлен на выполнение международных договоров и приведение в соответствие с международными стандартами (договорами) не требуется проведения АРВ к проекту.

Министр Э.А. Осоев

Замечания и предложения к вышеуказанному проекту приказа Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики направить в электронный адрес: medersatarov@mail.ru

http://mtd.gov.kg/wp-content/uploads/2022/08/Prikaz-na-soglas.docx