mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
(наименование органа-разработчика)
УТВЕРЖДАЮ
Министр
_________________________________
(подпись)

«___» _______________ 2023 года

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (полный/частичный)
проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики о внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 15.04.2019 года №159
__________________________________________________________________
(наименование проекта НПА)

Основания для разработки: приказ Министерства транспорта и коммуникаций КР №22 от «23» января 2023 г.
—————————————————————————————————-
(наименование документа)

Сроки проведения АРВ: 23 января 2023 года 31 января 2023 года
(начало) (окончание)

Руководитель рабочей группы:
— Мусабеков Н.Б., — главный специалист Управления автомобильного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики ____________________

Члены рабочей группы:
1. Мусабаев А.С. – заместитель директора Дорожного фонда при МТК КР, заместитель руководителя рабочей группы ____________________

2. Смаилов У.А., — заведующий отделом правового обеспечения МТК КР ___________________

3. Молдокалиева Д.Т. – главный специалист Управления экономики, бухгалтерского учета и отчетности МТК КР ____________________

4. Доолетов К.Дж., — начальник Управления транспортного контроля Департамента наземного и водного транспорта при МТК КР
___________________

5. Акунов К.К. – заведующий отделом организационной и правовой работы Департамента наземного и водного транспорта при МТК КР
___________________

6.Нанаев Т.Б. – заведующий отделом регулирования и лицензирования транспортной деятельности Департамента наземного и водного транспорта при МТК КР ___________________

7.Дербишев Б. — заведующий отделом международных перевозок Департамента наземного и водного транспорта при МТК КР
___________________

8.Утемисов Н.К. — заведующий отделом правовой и организационной работы Дорожного фонда при МТК КР ___________________

9.Шайдиева Д.Дж. – эксперт отдела анализа, планирования и мониторинга Дорожного фонда при МТК КР ___________________

10.Качкынова Ж.А. – главный специалист отдела правовой и организационной работы Дорожного фонда при МТК КР
___________________

11.Джумабеков А.Т. – председатель Правления Объединение юридических лиц «Ассоциация международных грузоперевозчиков Кыргызской Республики» ___________________

12.Кичиков Д.Д. – директор ОсОО «Ильзат Транс»;
____________________

13.Жунусов М.А. – директор объединения юридических лиц «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Кыргызской Республики «АМАП КР» ____________________

Контактные данные ответственных лиц:

1) Качкынова Жамиля Автандиловна, главный специалист отдела правовой и организационной работы Дорожного фонда при МТК КР, e-mail: dor_fond22@mail.ru, тел.31-46-84.

I. Проблемы и основания для изменения регулирования

1. Описание проблемы.
Департаменте наземного и водного транспорта при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики является структурным подразделением, целью которого является реализация государственной политики в области пассажирских и грузовых перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, а также обеспечение сохранности автомобильных, железных дорог и искусственных сооружений на них.
Задачами Департамента являются:

 формирование и развитие международных автомобильных перевозок Кыргызской Республики и интеграция их в международную транспортную систему, защита интересов отечественных автоперевозчиков перед компетентными органами иностранных государств;
 создание условий для эффективного функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой автомобильного, водного и железнодорожного транспорта, развитие и обеспечение здоровой конкуренции в сфере оказания транспортных услуг;
 обеспечение соблюдения юридическими и физическим лицами законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного, водного и железнодорожного транспорта, а также лицензионно-разрешительной системы в части осуществления перевозок автомобильным и водным транспортом;
 обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики и искусственных сооружений на них.

Для осуществления поставленных задач, Департамент в рамках своих полномочий осуществляет:
 выдачу бланков разрешений иностранных государств на въезд, выезд и транзитный проезд по территории иностранного государства при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок, на перевозку грузов в третьи страны (из третьих стран) при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок, на международные пассажирские перевозки (регулярные и нерегулярные);
 обмен с иностранными государствами бланками разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок автомобильным транспортом;

Порядок выдачи иностранных разрешений и многосторонних разрешений кыргызским автомобильным перевозчикам, осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 20 мая 2022 года №259. «Об утверждении Порядка выдачи иностранных разрешений и многосторонних разрешений кыргызским автомобильным перевозчикам».
Порядок распространяется на кыргызских и иностранных перевозчиков, владеющих на праве собственности или на иных законных основаниях следующими автотранспортными средствами:
 автобусы различного класса;
 грузовые автомобили (допустимый общий вес которых, включая прицеп, составляет более 6 тонн, или допустимая полезная нагрузка которых, включая прицеп, составляет более 3,5 тонны);
 специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов);
 специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ).

На текущую дату, международными грузовыми перевозками занимаются 151 юридическое лицо, имеющие порядка 5200 автотранспортных средств (АТС) и отдельные физические лица, владеющими АТС в количестве 2300 АТС.
Всего порядка 7400 АТС, задействованных в международных перевозках пассажиров и грузов по направлениям в 41 страну.

Въезд (выезд) на территорию (с территории) иностранного государства, транзит по территории иностранного государства кыргызских автотранспортных средств (осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа) осуществляются на основании иностранных и многосторонних разрешений следующих видов:
 иностранное и многостороннее разрешения на перевозку грузов;
 иностранное и многостороннее разрешения на нерегулярные перевозки пассажиров и багажа;
 иностранное и многостороннее разрешения на регулярные перевозки пассажиров и багажа сроком действия на один календарный год.

Иностранные и многосторонние разрешения по согласованию договаривающихся сторон могут включать в отдельности право:
 на въезд (выезд);
 на транзитный проезд;
 на перевозку грузов в третьи страны/из третьих стран;
 порожние рейсы (для въезда без груза);
 или любое сочетание указанных видов международных перевозок по территории иностранных государств и по территории Кыргызской Республики (универсальное разрешение).

Разрешения подразделяются на следующие основные виды:
 для двусторонних перевозок грузов;
 для транзитных перевозок грузов;
 для перевозок грузов в третьи страны/из третьих стран;
 для двусторонних/транзитных перевозок грузов;
 для порожних рейсов (для въезда без груза);
 для универсальных перевозок грузов;
 для регулярных перевозок пассажиров, сроком действия на один календарный год;
 для нерегулярных перевозок пассажиров в двустороннем сообщении;
 для нерегулярных перевозок пассажиров в транзитном сообщении;
 для нерегулярных перевозок пассажиров в двустороннем/транзитном сообщении.

В соответствии с Кодексом Кыргызской Республики «О неналоговых доходах» от 10 августа 2018 года № 90, при выполнении соответствующими государственными органами определенных действий и выдаче документов, имеющих юридическое значение, взимается денежный сбор (государственная пошлина).
Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 2019 года № 159 «Об утверждении ставок государственной пошлины», Департамент за выдачу разрешения на осуществление деятельности, взимает

с физических лиц — 1-кратный размер расчетного показателя (100 сом)
с юридических лиц — 3-кратный размер расчетного показателя (300 сом).

2. Масштаб проблемы

Обмен бланками разрешений на международные автомобильные перевозки на въезд, выезд, транзитный проезд по территориям иностранных государств отечественными автоперевозчиками, производится с 49 странами, в том числе с Россией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Турцией, Китаем, Ираном, Германией, Казахстаном, Литвой, Туркменистаном, Узбекистаном, Беларусью, Болгарией, Венгрией, Данией, Словенией, Финляндией, Черногорией, Чехией, и др.
Ранее, до 2019 года за иностранные бланки разрешений на международные автомобильные перевозки на въезд, выезд, транзитный проезд по территориям иностранных государств отечественными автоперевозчиками взымались денежные средства, согласно прейскуранту стоимости разрешительных документов, утвержденный Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики и согласованный с Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики от 4 июня 2014 года:

— в направлении КНР – 1500 сомов;
— в другие страны – 2500 сомов.
Так как размер пошлины за бланки разрешений существенно снизилась (100 сом для физических лиц, 300 сом для юридических лиц), во-первых, снизилась сумма поступлений в республиканский бюджет с 68,4 млн. сом в 2018 году до 7,7 млн. сом, по итогам 2022 года,
во вторых, наблюдается неконтролируемое распространение бланков разрешений недобросовестными перевозчиками грузов и пассажиров, которые покупают по минимальной цене (100 сом физические лица, 300 сом юридические лица) с обоснованием наличия запасов, а по факту перепродают по 50-250 долларов США. Зачастую эти бланки разрешений даже не используются ими, в то же время другие автоперевозчики не могут их получить их так как они уже реализованы.
То есть снижение пошлины привело к коррупционным рискам, приведшие к уменьшению объемов поступлений в республиканский бюджет, с одновременным возникновением коррупционных схем по получению в «одни руки» бланков разрешений с запасом с последующей реализацией по завышенной стоимости перевозчикам, которые не смогли приобрести по причине «искусственного» дефицита бланков разрешений.

Сравнительная таблица поступлений финансовых средств до и после установления ставок государственной пошлины, согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 15 апреля 2019 года № 159

Объем поступлений, доходов согласно Прейскуранту стоимости разрешительных документов Объем поступлений, государственной пошлины, согласно постановлению ПКР «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 15 апреля 2019 года № 159
Годы 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Сумма
(сом) 58 507 000 59 416 500 68 419 500 3 084 410
5 049 200
5 146 200 7 716 200

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы

Внесение изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 2019 года № 159 «Об утверждении ставок государственной пошлины» об установлении государственной пошлины за выдачу бланков разрешений иностранных государств на:
 въезд, выезд и транзитный проезд по территории иностранного государства при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок,
 перевозку грузов в третьи страны (из третьих стран) при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок,
 международные пассажирские перевозки (регулярные и нерегулярные)

в сумме 25-ти кратного размера расчетного показателя для физических и юридических лиц (2500 сомов) по направлению в КНР и 50-ти кратного размера расчетного показателя (5000 сом) для юридических и физических лиц по другим направлениям (кроме КНР) , является жизненно необходимым, в целях:
 снижения уровня коррупции в сфере регулирования автомобильных перевозок грузов и пассажиров,
 упорядочения системы контроля и учета разрешительных документов
 увеличения суммы поступлений от государственной пошлины в республиканский бюджет

Рабочая Группа по разработке аналитической записки обращает внимание на тот факт, что по предлагаемому размеру государственной пошлины есть опыт работы при выдаче бланков разрешений, до 2019 года, и который зарекомендовал себя с положительной стороны.

4. Международный опыт.

Практика выдачи разрешительных документов (бланков) существует во всех странах, где есть международные перевозки грузов и пассажиров. Размер оплаты за эти бланки (пошлины) выглядят следующим образом:

Страна Национальная валюта Стоимость в национальной валюте Стоимость в долларах США
Узбекистан сум 67 000 6,09
Россия рубли 300 4,8
Грузия лари 70 24,5
Туркменистан манат 209 60
Кыргызская Республика сом 300 3,9

II. Описание предлагаемого регулирования.
5. Цель государственного регулирования
5.1. Цель государственного регулирования принятием представленного нормативного правового акта:
 увеличение доходной части бюджета, которая будет направлена на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, через аккумуляцию в Дорожном Фонде;
 контроль и регулирование процесса выдачи бланков разрешений;
 снижение уровня коррупции в сфере регулирования разрешительной системы.

5.2. В результате принятия проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 2019 года № 159 «Об утверждении ставок государственной пошлины», ожидаются следующие результаты.

Наименование показателя оценки прогресса
Целевое значение
Срок достижения

Количественный индикатор:
увеличение поступлений в доходную часть республиканского бюджета не менее, чем в 20 раз по итогам 2023 года, и в последующие годы с увеличением не менее, чем на 5 процентов
Качественные индикаторы:
-снижение уровня коррупции в регулируемой сфере,
-улучшение качества обслуживания автоперевозчиков

по итогам 2023 года

6. Предлагаемое регулирование

На сегодняшний день, рабочей группой предложено два варианта регулирования:
1) Вариант регулирования «Оставить все как есть».
За 2022 год было реализовано 27 869 бланков разрешений на международные автомобильные перевозки на сумму 7 716 200 сом, в том числе:
 бланков разрешений на перевозку грузов в третьи страны (из третьих стран) в количестве 19 880 (въезд, выезд, транзитный проезд), 4 428 (при осуществлении перевозок), 1000 за «порожний», 463 за «универсальный».
 бланков разрешений на нерегулярные перевозки пассажиров для кыргызских автоперевозчиков в количестве 6.

Тогда как, в предыдущие годы (до изменения ставки пошлины) и количество выданных бланков, и сумма поступлений в республиканский бюджет было больше. Так, выдача бланков и сумма выручки выглядит следующим образом:

Годы Разрешительные бланки
Получено (штук) Реализовано (штук) сумма
2018 52 785 38 783 68 419 500
2019 59 415 46 006 30 844 100
2020 54 360 19 002 5 049 200
2021 27 925 19 283 5 146 200
2022 35 275 27 678 7 716 200

2) Предпочтительный вариант регулирования:

Рабочей группой по разработке Аналитической записки видится предпочтительным вариант внесения изменений в размер государственной пошлины за выдачу бланков разрешений на:
 въезд, выезд и транзитный проезд по территории иностранного государства при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок,
 перевозку грузов в третьи страны (из третьих стран) при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок,
 международные пассажирские перевозки (регулярные и нерегулярные)

в сумме 25-ти кратного размера расчетного показателя (2500 сомов) для физических и юридических лиц по направлению в Китайскую Народную Республику, и 50-ти кратного размера расчетного показателя для юридических и физических лиц по направлению в другие страны (кроме Китайской Народной Республики), в целях:
 снижения уровня коррупции в сфере регулирования автомобильных перевозок грузов и пассажиров,
 упорядочения системы контроля и учета разрешительных документов
 увеличения суммы поступлений от государственной пошлины в республиканский бюджет до 160 млн. сомов ежегодно.

На 2023 год прогнозируется выдать разрешения по направлению КНР порядка от 24 000 до 27 000 бланков, и по другим направлениям (40 стран) от 20 000 до 23 000 бланков разрешений.

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования.
Учитывая, что в последнее время увеличилось количество жалоб на процедуру выдачи разрешительных документов в социальных сетях, выступлениях депутатов Жогорку Кенеша, то упорядочение системы реализации, учета бланков разрешительных документов, вызовет положительную реакцию со стороны общественности. Со стороны органов, уполномоченных за поступление ходов в бюджет, реакция на данный вариант регулирования также положительная.

7.1. оценить прогресс в достижении цели с использованием количественных и/или качественных индикаторов.
Как было рассчитано Группой, увеличение государственной пошлины за выдачу бланков разрешений в среднем в 10 раз (с 300 сом до 2500 сом), даст прогнозируемое поступление в сумме не менее 70 млн. сом ежегодно, при 7,7 млн. сомов поступлений в 2022 году.
7.2. Ожидаемое воздействие на экономику, социальный сектор и экологию:
1) воздействие на экономику:
позитивное:
Улучшение воздействия на экономику имеет мультипликативный характер:
увеличенная сумма поступлений в республиканский бюджет (Дорожный Фонд), будет направлена на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог. Качество автомобильных дорог приводит к росту товаро-и пассажирооборота в 1,5 раза;
Негативных последствий не обнаружено.

2) воздействие на социальную сферу:
позитивное: уменьшение жалоб автоперевозчиков на коррупционную систему при выдаче бланков разрешений за счет упорядочения выдачи и контроля. Недобросовестным автоперевозчикам будет невыгодно скупать бланки и реализовывать «на стороне».
Негативных последствий не обнаружено.

3) воздействие на экологию позитивное, так как доходы, поступающие в бюджет, направляются в Дорожный Фонд на улучшение качества автомобильных трасс.
7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон — адресатов регулирования:
Воздействие на заинтересованные лица:
Заинтересованные стороны Позитивные последствия Негативные последствия
Министерство транспорта и коммуникаций Улучшение управления дорожными активами на основе стабильных источников финансирования
отсутствует
Министерство финансов Повышение бюджетных доходов (неналоговых) за счет расширения налоговой базы в результате адекватного увеличения ставки государственной пошлины отсутствует
Министерство экономики и коммерции Повышение предпринимательской активности в дорожном секторе и иных секторах экономики, улучшение макроэкономических показателей отсутствует
Кабинет министров Повышение эффективности деятельности Кабинета Министров, реагирование на жалобы общественности и депутатов Жогорку Кенеша отсутствует
Жогорку Кенеш КР Усиление контроля и мониторинга деятельности КМКР отсутствует
Органы МСУ Повышение доступности к региональным рынкам, за счет улучшения качества дорог
отсутствует
Налоговые и таможенные службы Увеличение налогооблагамой базы отсутствует
Предприниматели
в лице грузовых и пассажирских перевозчиков Улучшение дорожных условий за счет улучшения качества дорог
и адресности и прозрачности поступлений в бюджет платы за бланки разрешений Дополнительные издержки по оплате государственной пошлины
Население (граждане) Улучшение дорожных условий
Повышение заинтересованности в контроле и мониторинге деятельности дорожной/транспортной службы
Улучшение качества жизни в связи с улучшением состояния дорог отсутствует

8. Оценка затрат и выгод

8.1. Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства.
Для 151 юридического лица, имеющих порядка 5200 автотранспортных средств (АТС) и отдельных физических лиц, владеющими АТС в количестве 2300 АТС, всего порядка 7400 АТС, задействованных в международных перевозках пассажиров и грузов, затраты на оплату государственной пошлины за выдачу бланков разрешений в размере от 2500 до 5000 сом за 1 АТС.
Учитывая сумму прибыли, получаемую от перевозки пассажиров и грузов по ставкам, устанавливаемым самими перевозчиками, проезжающих по территории иностранных государств, сумма пошлины незначительна, не более 1 процента.
Выгода от принятия законопроекта для субъектов предпринимательства в том, что ожидание получения бланков разрешений уменьшается, что увеличивает товаро/пассажирооборот за период времени.
9. Оценка реализационных рисков
Риск №1. Социальные риски: не обнаружено, кроме позитивной реакции. Перевозчики оплачивали предлагаемую сумму государственной пошлины до 2019 года.
Риск №2. Производственные риски: минимальные, так как сумма государственной пошлины не критична по влиянию на цену услуги, оказываемые международными перевозчиками.
Риск №3. Финансовые риски: умеренные, поскольку будет наблюдаться увеличение денежной массы.
Риск №4. Политические: положительные, так как Кабинет Министров отреагировал на критику депутатов Жогорку Кенеша и общественности данным законопроектом.
10. Оценка воздействия на конкуренцию
Воздействие на конкуренцию положительное, так как ставка государственной пошлины не зависит от страны назначения.
Как уже говорилось, при обеспечении прозрачного учета поступления и расходования предлагаемой государственной пошлины, возникают условия, при которых обеспечивается достаточный объем средств для поддержания дорог в хорошем качестве, что приведет к «мультипликативному» эффекту:
• повышение безопасности проезда по качественным дорогам,
• повышение товарооборота и пассажирооборота,
• снижение себестоимости продукции и услуг за счет снижение потребления ГСМ и сокращения периода ремонта АТС,
• снижение затрат на запасные части АТС.

11. Мнения заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны Круг полномочий в регулировании Сила влияния на принятие решения Степень заинтересо-ванности в изменених Мнение
Министерство транспорта и коммуникаций управление дорожным хозяйством высокая высокая обозначает наличие проблем и считает необходимым изменение ситуации
Министерство финансов управление госфинансами высокая высокая Заинтересовано в увеличении доходной части бюджета
Министерство экономики и коммерции экономическое регулирование, налоговая политика высокая средняя отмечает наличие проблем, осторожно в принятии решений касательно увеличения государственной пошлины
Кабинет министров координация,
согласование, мониторинг, контроль высокая средняя отмечает наличие проблем, осторожно в принятии непопулярных решений по увеличению размера пошлины, но положительно реагирует на предложения по решению критики со стороны депутатов Жогорку Кенеша
Жогорку Кенеш КР принятие решения высокая средняя отмечает наличие проблем
Органы МСУ потребители услуг, согласование политики низкая высокая заинтересованы в улучшении доступности к региональным рынкам, слабое влияние на ситуацию
Предприниматели
в лице грузовых и пассажирских перевозчиков потребители услуг, согласование политики средняя высокая отмечают наличие проблем, заинтересованы в улучшении дорожных условий при адресном поступлении пошлин, влияние на ситуацию среднее
Население (граждане) потребители услуг, согласование политики высокая высокая требования по улучшению качества дорог, комфортности проезда и принятию мер со стороны госорганов. Также требования по адресности поступления пошлин за бланки разрешений (прозрачность, информирование).

12. Обоснование выбора предлагаемого регулирования
Как отмечалось ранее, введение вышеуказанных сборов обеспечит:

-увеличение поступлений государственной пошлины за бланки разрешений в доходную часть республиканского бюджета не менее, чем в 20 раз, до 160 млн. сомов ежегодно (при благоприятной геополитической обстановке, способствующей развитию международных грузовых и пассажирских перевозок, и отсутствия форс мажорных обстоятельств, ведущих к закрытию границ)

-снижение уровня коррупции в регулируемой сфере,
-улучшение качества обслуживания автоперевозчиков

 

АРВ