СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ к проекту приказа «О внесении изменений в Авиационные правила Кыргызской Республики «АПКР-20. Правила воздушных перевозок», утверждённые приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года №1″
- 1 178 просм.
- Цель и задачи
Целью и задачей данного проекта приказа является совершенствование воздушного законодательства Кыргызской Республики для более детального изложения и конкретизации статей применительно к обслуживанию пассажиров в аэропортах Кыргызской Республики в случае задержки рейса в неблагоприятных погодных условиях и применении авиационных правил Кыргызской Республики 20 на практике. Также процедуры досмотра, регистрации, контроля и другие виды оформления пассажиров на вылет в аэропорту по международным и внутренним рейсам в связи с применением авиаперевозчиками воздушных судов большой пассажирской емкостью.
- Описательная часть
В действующем издании Авиационных правил Кыргызской Республики 20, к сожалению, существуют несколько статей, которые приводят к разностороннему их пониманию и толкованию как у эксплуатантов воздушного транспорта, так и у операторов услуг аэропортовой инфраструктуры и других вспомогательных служб наземного обслуживания Кыргызской Республики.
В связи с вышеизложенным пунктом хотелось бы отметить пункт «2.7 Тарифы и сборы» Авиационных правил Кыргызской Республики 20, в ней указывается, что дети до 2-х лет, дети с 2-х до 12 лет (50% от соответствующего тарифа аэропортовых и административных сборов, установленного для одного взрослого пассажира) и транзитные/трансферные пассажиры, имеющие право покидать транзитную зону на срок не более 24 часов или, совершающие вынужденную остановку в промежуточном аэропорту с целью ожидания продолжения полета не более 72 часов освобождаются от уплаты любых аэропортовых сборов. Так как аэропортовый сбор складывается из нескольких платежей, а в каждом аэропорту свои собственные тарифы и правила взимания таких сборов.
В связи с этим п.2.7 необходимо изложить в такой редакции, чтобы из вышеперечисленных аэропортовых сборов указывался определённый аэропортовый сбор с названием и с какой целью взымаемым в тех случаях, когда этого требуется законодательством Кыргызской Республики.
Согласно общей международной практике транзитные/трансферные пассажиры, а также дети до 12 лет в большинстве случаев освобождаются от уплаты всех аэропортовых сборов, но бывают исключения в зависимости от требований национальных правил. С целью реализации п.1 и п.3 приложения распоряжения Правительства Кыргызской Республики №354 от 18 августа 2017г. «О Пошаговом плане мероприятий по развитию гражданской авиации путем либерализации рынка авиаперевозок» и развития трансферных перевозок на базе аэропортов Кыргызской Республики рекомендуется освобождать транзитных/трансферных пассажиров от определённых аэропортовых сборов, что может положительно повлиять на будущее развитие аэропортовых инфраструктур, трансконтинентального хаба, а также развития туризма в целом. Необходимо учесть, что средний прожиточных минимум на человека в Кыргызской Республике не столь высок по сравнению с другими быстро развивающимися странами, то освобождения от уплаты или уменьшение определённых аэропортовых сборов для детей до 12 лет, а также транзитных/трансферных пассажиров даст возможность эксплуатантам воздушного транспорта планировать уровень тарифов с учетом их расходов. Для регулирующих органов гражданской авиации Кыргызской Республики отражение в Авиационных правилах Кыргызской Республики 20 определённой категории пассажиров, освобождённых от уплаты определённых аэропортовых сборов необходимо с целью контроля их исполнения при согласовании тарифов аэропортов Кыргызской Республики.
Но в то же время нужно учитывать, то что, для развития трансконтинентального хаба и развития транзитных перевозок, по сравнению с другими европейскими и СНГ аэропортами кыргызским аэропортам необходимы дополнительные расходы на развитие аэропортовых инфраструктуры и приобретения дорогостоящего оборудования для обслуживания воздушных судов иностранных и местных авиакомпаний. Тем самым необходимо минимально определенную часть аэропортового сбора направить на взимания с транзитных/трансферных пассажиров и детей до с 2-х-12 лет требуются как персонал, так и иные ресурсы на обслуживание данной категории пассажиров.
К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе авиаперевозчиков. Практически каждый из часто летающих пассажиров сталкивался с задержками рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. Сегодня в законодательстве многих стран, прежде всего Кыргызской Республики, предусмотрена ответственность авиаперевозчиков за задержки рейсов. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.
Согласно общим правилам установленным пунктом 1 статьи 712 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, и иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Одновременно пунктом 1 статьи 154 Воздушного кодекса Кыргызской Республики также оговаривается ответственность за просрочку доставки пассажира. А во втором пункте указанной статьи 154 Воздушного кодекса Кыргызской Республики оговаривается размер ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира, который устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики. Однако в Авиационных правилах Кыргызской Республики отсутствует закрепление обязанностей авиаперевозчика по организации услуг для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах вследствие ожидания отправления рейса (задержки рейса) менее 2 часов, более 2 часов и более 4 часов ожидания рейса.
Кроме того, 7 августа 2017 года на совещании у Премьер-министра Кыргызской Республики было поручено Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики обеспечить регулирование деятельности субъектов гражданской авиации в Кыргызской Республике, в том числе, обеспечить предоставление услуг пассажирам вследствие ожидания отправления рейса (задержки рейса).
На сегодняшний день в неблагоприятных погодных условиях в аэропортах Кыргызской Республики случаются частые задержки, отмены или перенесение рейсов вылета воздушного судна на другое время в зимнее сезонное время.
В соответствии с пунктом 2.8.2. действующего издания Авиационных правил Кыргызской Республики 20 (далее – АПКР-20), указано, что Авиаперевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы вследствие форс-мажорных обстоятельств, а также в неблагоприятных погодных условиях в пункте отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета.
За время отмены, задержки или переноса рейса по метеоусловиям авиаперевозчиками Кыргызской Республики на основании вышеуказанного пункта не предоставляются пассажирам дополнительные услуги. В таких случаях зачастую пассажиры ожидают в это время в пунктах отправления.
В связи с этим учитывая положения пассажиров ожидающих своего рейса в случае задержки рейса по метеоусловиям, считаем целесообразным внести изменения и дополнения в части пунктов 2.8.2. и 9.3.1. АПКР-20.
Согласно действующей редакции АПКР-20, оформление пассажиров на вылет в аэропорту заканчивается, как правило, за: — 40 минут до времени вылета на международные, если меньший срок не установлен авиаперевозчиком; и — 20 минут до времени вылета на внутренние рейсы, если меньший срок не установлен авиаперевозчиком.
Однако, в настоящее время авиакомпаниями зарегистрированными в Кыргызской Республики эксплуатируются воздушные суда большой пассажирской емкостью, что в свою очередь приводит к увеличению необходимого времени на доставку пассажиров от аэровокзала к воздушному судну, загрузку багажа и полную посадку пассажиров в воздушное судно.
На сегодняшний день авиакомпании эксплуатируют воздушные суда типа ВАе 146-200 вместимостью 99 пассажирских кресел, Boeing 737-300 вместимостью 148 пассажирских кресел и Airbus A 320 вместимостью 180 пассажирских кресел. Таким образом, при выполнении рейсов на воздушные суда большой пассажирской емкостью 20 минут для загрузки багажа и полной посадки пассажиров в ВС недостаточно, что приводит к постоянным задержкам рейсов.
В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг, основываясь на многолетний опыт советской и кыргызской авиации на нормативном документе нужно закрепить нормы для расчета веса пассажиров коммерческой загрузки, которая входит во взлетную массу воздушного судна.
Данная норма в первую очередь влияет на безопасность полетов воздушных судов и авиационной безопасности.
В связи с этим считаем целесообразным внести в действующий АПКР-20 пункт 4.8. предусматривающий вес пассажира.
- Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
- Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики будет размещен на официальных сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, для прохождения процедуры общественного обсуждения.
- Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.
- Информация о необходимости финансирования
Принятие настоящего проекта приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики Кыргызской Республики не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
- Информация об анализе регулятивного воздействия
Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.
Министр Ж.Калилов