mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «Вопросы водного транспорта в Кыргызской Республике»

 

Данный проект постановления был разработан в рамках мероприятий по реализации Технического регламента Таможенного союза  «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) Плана мероприятий по применению технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2015 года №15 «О плане мероприятий  по применению технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике», в соответствии со статьей Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» и в целях совершенствования механизма проведения надзора, контроля и регулирования деятельности в сфере водного транспорта и создания нормативно-правовой базы в этой сфере.

В целом данным  проектом постановления предлагается утвердить три правил, три положений, два инструкции и один устав, большинство из которых вводятся впервые и на сегодняшний день подобные документы отсутствуют.

Из них:

1.«Правила плавания судов на водоемах Кыргызской Республики»;

2.«Правила ремонта судов внутреннего плавания Кыргызской Республики»;

3.«Правила технической эксплуатации водного транспорта»;

4.«Положение о  регистрации (приписки) судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики и ведение судового реестра»;

5.«Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания в Кыргызской Республике»;

6.«Положение аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики»;

7.«Инструкция о порядке проведения инспекторских осмотров судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики»;

8.«Инструкция о минимальном составе экипажей самоходных судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики;

9.«Устав службы на судах водного транспорта Кыргызской Республики».

рассмотрим обоснования для разработки вышеуказанных проектов по отдельности.

  1. Правила плавания судов на водоемах Кыргызской Республики

Настоящие Правила устанавливают основные требования по обеспечению безопасности судоходства, предупреждению несчастных случаев с людьми и распространяются на все виды плавучих средств независимо от их принадлежности, на береговые гидротехнические сооружения, порты и пристани, расположенные на водоемах Кыргызской Республики.

А также порядок пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водохранилищах, озерах и других водоемах Кыргызской Республики и распространяются на все маломерные суда и их базы-стоянки, находящиеся в собственности или в пользовании юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Эксплуатация и плавание судов, всех плавучих средств, пользование базами (сооружениями) для их стоянок в Кыргызской Республике   принадлежащих юридическим и физическим лицам, независимо от форм собственности, регулируется настоящими Правилами.

 

 

 

 

  1. Правила технической эксплуатации водного транспорта Кыргызской Республики

Аналогичного НПА на данный момент не существует.

Правила технической эксплуатации водного транспорта предусматривают строгое соблюдение всех требований, установленных заводами-изготовителями технических средств в  правилах, инструкциях, руководствах и наставлениях по их эксплуатации.

Водные пути, гидротехнические сооружения, флот, судоремонтные и промышленные предприятия, порты-пристани, средства связи и электрорадтонавигации и другие технические средства водного транспорта, по своим важнейшим технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам, должны соответствовать друг другу и обеспечивать ритмичное выполнение грузовых и пассажирских перевозок, сохранность и своевременную доставку грузов, безопасность движения судов, охрану окружающей среды.

Выполнение требований этих Правил обязательно при эксплуатации всех находящихся в действии технических средств водного транспорта. Требования Правил распространяются также на вновь проектируемые, строящиеся и переоборудуемые средства водного транспорта.

Эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями норм и стандартов.

Ввод в эксплуатацию технических средств водного транспорта после их постройки или ремонта, должен производиться комиссией, создаваемой в установленном порядке.

При эксплуатации технических средств водного транспорта должны строго соблюдаться требования, норм, инструкций, и указаний по технике безопасности и производственной санитарии, изложенные в соответствующих ведомственных документах.

Правила технической эксплуатации водного транспорта, должны находится на каждом судне, во всех организациях и подразделениях, занимающихся  технической эксплуатацией водного транспорта.

  1. Правила ремонта судов внутреннего плавания Кыргызской Республике

Настоящие  Правила  устанавливают  на  всей  территории  Кыргызской  Республики,      общие  требования  и  принципы  организации  ремонта  судов,  эксплуатирующийся  на   внутренних   водных  путях.

  1. Правила  предусматривают  применение  методов  технической эксплуатации  и  ремонта,  обеспечивающих  постоянное  содержание  судов  в  исправном техническом  состоянии.
  2. Правила  регламентируют  отношения  между  владельцами  судов  и предприятиями-исполнителями  ремонта.
  3. Выполнение  требований, изложенных  в  настоящих  Правилах, обязательно  для  всех  владельцев  судов.
  4. Ремонт   распространяется  на  все  суда  в  течение   срока   службы   и  обеспечивает:

—  сохранение  паспортных,  эксплуатационно-технических характеристик  и исправного  технического  состояния   судна;

—  повышение  качества, сокращение  сроков  и  снижение  стоимости  ремонта;

—  нормальные условия  труда и быта  судового  экипажа.

  1. Ремонт   судов   предусматривает:

—    техническое  обслуживание   оборудования  и  механизмов  судна, осуществляемое   по   плану,  через  определенные  периоды   времени;

—    систематический  контроль  технического состояния  и  содержания  всех  элементов  судна;

—  изучение  износов  основных  механизмов  судна, анализ  факторов,  влияющих   на  характер  и  скорость  их  изнашивания,  разработку  норм  износов  и  сроков службы;

—   планирование  ремонтов   и  время  их  проведения  в  зависимости  от технического состояния,  с  учетом  обеспечения  работоспособности судна,  до следующего  ремонта.

  1. Объемы  и  периодичность  проведения  ремонта   судов,  устанавливаются    на  основе  обоснованных   износов.
  2. Виды  и  периодичность  проведения   ремонта  судов,  определяются  в зависимости  от  типа  и  назначения  судна, условий  эксплуатации, района  плавания   и  срока  службы.
  3. Ремонт  судов  осуществляется  индустриальными  методами, предусматривающими:

—   применение  агрегатного и агрегатно-узлового методов ремонта;

—   использование  сменных  узлов, частей  и  изделий,  приобретаемых  до  постановки  судна  на  ремонт;

—   производство  ремонтных  работ  в  цехах  предприятий  с  применением современных  средств  механизации  и  автоматизации   при   непрерывном  совершенствовании  организации  и  технологии  ремонта  судов;

—   ремонт  судовых  механизмов, а  также   радиооборудования  и электронавигационных   приборов,  по  единой  технической  и  технологической документации.

  1. Индустриальные  методы  ремонта  обеспечивают:

—   специализацию   судоремонтных  предприятий   на  ремонте  ограниченного числа  типов  судов;

—   создание   специализированных   участков   по  ремонту  двигателей, механизмов   и  агрегатов;

—   изготовление  и  ремонт   на  судоремонтном    предприятии   сменных   и  запасных  частей, узлов  и  изделий  с  применением  современной   технологии;

—   разработку   единой  технической  и  технологической  документации, предусматривающей   применение  современной  технологии,  механизации, автоматизации  и  организации  труда.

  1. Устав службы на судах внутреннего плавания Кыргызской Республики

Аналогичного НПА на данный момент не существует.

Устав службы на судах внутреннего водного транспорта определяет основные положения организации службы,  права и обязанности членов экипажей судов.

Действие  Устава будет распространятся на все экипажи судов внутреннего водного транспорта, находящихся в эксплуатации, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы судовладельца.

5.Положение регистрации (приписки) судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики и ведение судового реестра

Аналогичного НПА на данный момент не существует.

Все самоходные суда, поднадзорные уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта, и несамоходные суда грузоподъёмностью свыше 5 регистровых тонн (независимо от форм собственности), плавающие на водоемах Кыргызской Республики, подлежат регистрации (приписке) в судовом реестре органа водного транспорта.

После внесения судна в судовой реестр, его владельцу выдается судовое свидетельство, которое удостоверяет право плавания судна под флагом Кыргызской Республики, а так же право собственности на судно или пользования им.

От регистрации в  уполномоченном государственном органе по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта освобождаются суда, плавающие под военно-морским флотом.

5.Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания в Кыргызской Республике

Аналогичного НПА на данный момент не существует.

Настоящее Положение распространяется на экипажи судов, эксплуатируемых на внутренних  водных путях Кыргызской Республики с главными двигателями мощностью 150 (лошадиных сил) и более, несамоходных судов грузоподъемностью свыше 80 регистровых тонн,  любых пассажирских, служебно- вспомогательных и транспортных судов, зарегистрированных в судовой  книге уполномоченного государственного органа по надзору  и  контроля  за   деятельностью  водного  транспорта  Кыргызской  Республики. 2. Членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Кыргызской Республики, выдаются  следующие  виды  документов:

а)  рабочие  дипломы:

— капитана;

— старшего помощника капитана;

— второго помощника капитана;

— третьего помощника капитана;

— механика;

— первого помощника механика;

— второго помощника механика;

— третьего помощника механика;

— капитана судна с главными двигателями мощностью от  75 (лошадиных сил) до 149 (лошадиных сил);

— капитана скоростного судна;

— электромеханика;

— первого помощника электромеханика;

— второго помощника электромеханика;

— третьего помощника электромеханика;

— начальника радиостанции;

— командира  землесоса, дноочистительного, дноуглубительного снаряда;

— первого помощника командира  землесоса, дноочистительного, дноуглубительного  снаряда;

— второго помощника командира  землесоса, дноочистительного, дноуглубительного  снаряда;

— третьего помощника командира  землесоса, дноочистительного, дноуглубительного  снаряда;

— механика на  землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— первого помощника механика на  землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— второго помощника механика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— третьего помощника механика  на  землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— первого помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— второго помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

— третьего помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном  снаряде;

б)  квалификационные  свидетельства:

— шкипера;

— боцмана;

— рулевого;

— матроса;

— моториста;

— электрика судового;

— радиооператора.

  1. Рабочие дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационной комиссией уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности водного транспорта, по результатам квалификационных испытаний.
  2. Квалификационные испытания проводятся по программам, утверждаемым уполномоченным государственным органом  по  регулированию деятельности  водного  транспорта  Кыргызской  Республики.
  3. К дипломированию допускаются лица, имеющие соответствующее специальное образование или окончившие специальные курсы  подготовки командного  состава  судов  внутреннего  плавания  и  имеющие  стаж   плавания.

Организация курсов по подготовке командного состава судов внутреннего плавания, производится уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности водного транспорта  Кыргызской  Республики.

Учебные планы, а также  программы  обучения на  курсах, утверждаются  уполномоченным  государственным органом  по  регулированию  деятельности  водного  транспорта  Кыргызской  Республики.

  1. Рабочие дипломы и квалификационные свидетельства, выданные лицам командного  состава  судов, дают  им  право  занимать  соответствующие  должности  на  судах.
  2. Положение аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики.
  3. Настоящее положение устанавливает единый порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики.

Определяет порядок образования и организации работы квалификационной  комиссии  и  выдача  удостоверений  на  право  управления  маломерными  судами.

2.Аттестация судоводителей на  право управления маломерными судами проводится квалификационной комиссией, утвержденный приказом уполномоченного  государственного органа по регулированию  деятельности водного  транспорта  Кыргызской  Республики.

  1. Прием экзаменов на  право  управления  маломерными  судами  производится  в  соответствии с учебной  программой  по подготовке судоводителей, утвержденный  приказом  уполномоченного государственного органа  по  регулированию  деятельности  водного  транспорта  Кыргызской  Республики.

Уполномоченный государственный орган  по  регулированию деятельности  водного  транспорта  аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерными судами  с главными двигателями мощностью  менее 150  лошадиных  сил,  валовой  вместимостью  менее  80 регистровых тонн:

— моторных лодок с подвесными моторами независимо от мощности главных двигателей;

— водными мотоциклами, скутерами (гидроциклами)  независимо  от  мощности  главных  двигателей;

—  прогулочными катерами, яхтами (парусными яхтами с мотором, и без моторов) вместимостью менее 12 человек независимо от мощности главных двигателей;

—   катерами, яхтами  пассажир вместимостью  не  более  12 человек.

4.К сдаче экзаменов на право самостоятельного управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к  управлению этими судами,  и  окончившие курсы подготовки  судоводителей  маломерных  судов.

5.При аттестации  судоводителей маломерных судов, осуществляется  прием экзаменов и их проверка знаний, квалификационной комиссией уполномоченного  государственного  органа по регулированию деятельности водного транспорта.

  1. Инструкция о минимальном составе экипажей самоходных судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики
  2. Инструкция определяет порядок установления минимального состава экипажей самоходных судов  внутреннего плавания, обеспечивающего  безопасную  эксплуатацию  судна.

2.Инструкция распространяется на самоходные суда внутреннего плавания, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, зарегистрированные  в установленном порядке на территории  Кыргызской  Республики.

3.Минимальный  состав  экипажа  самоходного  судна  представляет:

—   экипаж  достаточный   для  обеспечения безопасной эксплуатации судна,  безопасность пассажиров,  сохранность перевозимого  груза, имущества и судна;

— достаточный  для обслуживания и содержания исправном состоянии судовых механизмов, устройств и оборудования;

— достаточный для содержания судна в  надлежащем  санитарном, экологическом и противопожарном  состоянии.

4.Минимальный состав  экипажа самоходного судна  внутреннего плавания устанавливается  с  учетом:

— конструктивных особенностей и технической  оснащенности судна, степени автоматизации и технико-эксплуатационных характеристик судна;

— обеспечение  борьбы за живучесть судна (проведение судовых  тревог «человек за бортом», борьба с огнем и водой);

— обеспечение управление судна (состава) и безопасного плавания;

— обеспечение безопасной  стоянки судна (у причала, на рейде, на якоре);

— обеспечение режима использования судна и экипажа по времени;

— обеспечение  режима  труда  и  отдыха   членов  экипажа.

  1. Каждое самоходное судно, эксплуатируемые на судоходных водоемах Кыргызской Республики  обеспечивается судовладельцем, судовыми  и техническими  документами.
  2. Инструкция о порядке проведения инспекторских осмотров судов, эксплуатируемых на водоёмах Кыргызской Республики.
  3. В соответствии с Положением уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью  водного  транспорта и работники  уполномоченного  государственного  органа   по  надзору  и  контролю  за  деятельностью  водного  транспорта  обязаны:

— проводить инспекторские осмотры судов (составов),  эксплуатируемых  на   водных путях Кыргызской Республики, независимо от форм собственности (кроме судов, плавающих под военно-морским флагом и судов предназначенных, и используемых исключительно для спортивных соревнований) выдавать  предписания  их  владельцам, командному составу судов  об  устранении недостатков, обнаруженных  при  осмотре;

— приостанавливать движение судов (составов), которые не укомплектованы экипажем, не имеют удостоверения о годности к плаванию, не оборудованы в соответствии с действующими Правилами, инструкциями, состояние которых угрожает безопасности движения других судов (составов), гидротехнических сооружений;

— проводить опломбирование устройства  управления  судна, с  целью  недопущения  их  к  эксплуатации  в  случаях, когда  состояние  этих  судов  создает  опасность, находящихся  на  них  людей  и  грузов, и в случаях  отсутствия  установленных  судовых  документов,  и не укомплектованность  экипажа  судна, согласна   штатного  расписания.

  1. Настоящая инструкция устанавливает порядок и объем осмотров судов (составов) и распространяется на суда, подлежащие регистрации (приписке) в судовой книге уполномоченного государственного органа  по  надзору  и  контролю  за  деятельностью  водного  транспорта.
  2. Правовой основой для плавания по водным путям Кыргызской Республики судов, являются технические регламент Таможенного союза (ТР ТС 026/2012) и другие  нормативно правовые акты Кыргызской Республики.

Данный проект не содержит норм влекущих возможные негативные социальные, экономические. правовые, правозащитные. гендерные, экологические, коррупционные последствия действия норм.

Согласно требованиям пункта 48-1 Регламента Правительства Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 июня 213 года №341, проект обсуждался с заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики.

Принятия данного проекта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета.

Проект размещен для общественного обсуждения на официальных сайтах Аппарат Правительства Кыргызской Республики, Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики.

Кроме того, отмечаем, что по результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что норма предоставленного проекта не противоречат действующим нормативно правовым актам.

 

 

 

          Министр                                                                                  Ж.К.Калилов