mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Ход реализации инвестиционных проектов по реконструкции автодорог, финансируемых Азиатским банком развития

1. Проект «Альтернативная автодорога Север-Юг», общей протяженностью 125,9 км, участок Казарман-Джалал-Абад (км 291-408) и участок Кызыл-Жылдыз — Арал (км 183 — 195) и строительство тоннеля через перевал Кок-Арт длиной 3,8 км.
Протяженность 125,9 км, из них:
Новое строительство 85,7 км (68%);
Реконструкция 36,2 км (32%).
Донор: Экспортно-Импортный Банк Китая.
Сумма кредита: 399,9 млн. долл. США.
Консультант: ПИИ «Кыргыздортранспроект» (КР).
Подрядчик: «Чайна Роуд энд Бридж Корп.» (КНР).
Период строительных работ: 2014 – 2021 гг. (дефектный период составляет 1 год, до 2022 года).
Стоимость 1 км дороги (без учета стоимости тоннеля):
Новое строительство – 2,4 млн. долларов США;
Реконструкция — 1,1 млн. долларов США;
Стоимость тоннеля — 136,3 млн. долларов США (стоимость 1 п.м. – 35 тыс. долларов США).
Ход строительных работ:
Участок 1. с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал, протяженностью 12,4 км, полностью завершен в конце строительного сезона 2016 года.
Участок 2. с. Казарман – г. Джалал-Абад, протяженностью 113,5 км, включая тоннель на перевале Кок-Арт.
Уложено асфальтобетонное покрытие:
Нижний слой 115 км, толщиной 9 см;
Верхний слой (ЩМА) 106 км, толщиной 6 см.
Проходка тоннеля с галереей:
Общая проходка тоннеля – 2794 м из 3800 м
с южного портала – 1072 м, штольня – 1254 м.
с северного портала – 1723 м, штольня – 1729 м.
Строительные работы освоены на сумму 303,6 млн. долл. США (75,9%), (в том числе с начала 2019 года строительные работы были выполнены на 10,2 % от контрактной стоимости или 40,7 млн. долл. США).
В настоящее время, на проектном участке выполняются работы по зимнему содержанию. С начала строительного сезона 2019 года выполнена укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 10 км.
АБЗ – производительностью 400 тн. в час (км 385 и км 310), БЗ – производительностью 20 метр куб/час (км 332 и км 342) и КДУ — производительность 110 тон/час (км 309, км 310, км 332 и км 242).
Лаборатории для контроля качества расположены на км 310, км 332, км 380, км 394 и км 410.
На участок было мобилизовано 394 единиц дорожно-строительной техники. Всего на участке задействованы 575 человека.

Проблемные вопросы:
1. На сегодняшний день строительные работы по проходке и выемке тоннеля ведутся согласно графику работ, но по проходке штольни имеются отставания около 750 метров, также имеются отставания по постоянной обделке и бетонированию тоннеля около 300 метров. В целях завершения строительных работ в указанные контрактом сроки, Подрядчику и Инженеру-консультанту даны соответствующие поручения, в части увеличения темпа проходки тоннеля и штольни. Также, Подрядчиком ведутся работы по подготовке материалов и персонала для продолжения строительных работ в зимнее время.
2. В целях своевременной реализации проекта «Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг», МТД КР был инициирован проект «Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, обеспечение безопасности дорожного движения», стоимостью 388,0 млн. китайских юаней (56 млн. долларов. США), направленный на строительство 5 противолавинных галерей и обходной автодороги протяженностью 25 км.

2. Проект «Альтернативная дорога Север-Юг», протяженностью 99 км, участок Арал – Казарман (км 195 — 291) и строительство 2-х эстакадных мостов
Протяженность 99,23 км, из них:
Новое строительство 86,03 км (87%);
Реконструкция 13,2 км (13%).
Доноры и суммы кредита: Экспортно-Импортный Банк Китая
Кредит 185,2 млн. долларов США.
Правительство КНР 697,6 млн. китайских юаней.
(около 113,5 млн. долларов США).
Итоговая сумма кредита около 298,7 млн. долларов США.
Консультант: ПИИ «Кыргыздортранспроект» (КР).
Подрядчик: «Чайна Роуд энд Бридж Корп.» (КНР).
Период строительных работ: 2016 — 2020 гг. (дефектный период составляет 1 год, до 2021 года).
Стоимость 1 км дороги (без учета стоимости Эстакадных мостов):
Новое строительство – 2,8 млн. долларов США;
Реконструкция — 1,3 млн. долларов США;
Стоимость эстакадных мостов — 29,4 млн. долларов США (стоимость 1 п.м. – 20 тыс. долларов США).
Ход работ:
Уложено асфальтобетонное покрытие:
Нижний слой 73 км, толщиной 9 см;
Верхний слой (ЩМА) 54 км, толщиной 6 см.
На проектном участке ведется строительство 2 эстакадных мостов общей протяженностью 1472 пм.
1. Эстакадный мост на 282 км — длиной 1076 м, залиты все 76 свай, из 36 опор 33 полностью завершены, 3 опоры завершены на 90%.
Забетонировано 133 коробчатых балок из 140.
Произведен монтаж 60 балок пролетного строения. (14 пролетов).
Данный мост завершен на 70% от общего объема строительных работ.
2. Эстакадный мост на 285 км — длиной 396 м, из 38 свай все завершены, также возведены все 19 опор средней высотой 20 м.
Забетонированы и смонтированы все 72 коробчатые балки, 18 пролетов. Производятся работы по омоноличиванию балок в пролетах.
Данный мост завершен на 90% от общего объема строительных работ.
Строительные работы освоены на сумму 252,4 млн. долл. США (84,5%), (в том числе с начала 2019 года работы были выполнены на 15,6 % от контрактной стоимости или 46,5 млн. долл. США).
В настоящее время, местами ведутся строительные работы, а также на проектном участке выполняются работы по зимнему содержанию. С начала строительного сезона 2019 года выполнена укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 33 км.
АБЗ – производительностью 400 тн. в час (км 240 и км 262), БЗ – производительностью 20 метр куб/час (км 262 и км 284) и КДУ — производительность 110 тон/час (км 240, км 262 и км 284).
Лаборатории для контроля качества расположены на км 212 и км 286.
На участок было мобилизовано 236 единиц дорожно-строительной техники. Всего на участке задействованы 512 человека.

3. Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 3, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3 (км 89- 159, участок Эпкин-Башкууганды).
Протяженность: 69,7 км
Донор: Азиатский Банк Развития
Сумма проекта: 114,35 млн. долларов США;
Кредит 58,39 млн. $;
Грант 36,72 млн. $;
Доля ПКР 19,24 млн. $.
Консультант: Gentek International Engineering and CL (Турция)
Подрядчик: Todini Costruzioni Generali. S.P.A. (Италия)
(40,75 млн. долл. США)
Период строительных работ: 09.2018 – 2021 гг. (дефектный период составляет 1 год, до 2022 года).
Средняя стоимость 1 км дороги — 570 тыс. долларов США
Ход работ:
С апреля 2019 года на проектном участке были начаты полномасштабные строительные работы. В строительном сезоне 2019 года Подрядчиком были выполнены работы по расчистке проектного участка, вырубке деревьев, удалению почвенно-растительного слоя и непригодного материала, выемке грунта и возведению насыпи, устройство земляного полотна.
От Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования КР было получено временное разрешение на разработку 12 гравийно-песчаных карьеров.
 количество вырубленных деревьев: 713 шт.
 площадь расчищенной и подготовленной полосы: 21 га.
 объем выемок составляет порядка: 203 645,04 м3.
 объем возведенной насыпи: 72 081,93 м3.
 объем устроенного земляного полотна: 14 987,9 м3.
 объем скиркованного асфальта: 3 962,9 м3.
С начала 2019 г. на участок было мобилизовано 134 единиц дорожно-строительной техники. Всего на участке задействованы 224 человека.
На 141 км были мобилизованы и установлены дробильно-сортировочная установка мощностью 200 тн/час и раствора-бетонный узел. На 138 км мобилизованы 2 (два) комплекта дорожной испытательной лаборатории.
АБЗ мощностью 160 тн/час и дополнительный комплект КДУ мощностью 200 тн/час планируется мобилизовать на 148 км.
На сегодняшний день на проектном участке основные строительные работы приостановлены в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий. Подрядчиком ведутся работы по зимнему содержанию дороги и обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств. Кроме того, Подрядчиком ведутся работы по изготовлению железобетонных изделий на заводе.
На строительный участок привлечены 2 (два) местных субподрядчика ОсОО «Енисей-Строй» и ОсОО «Кыргызжолкурулуш».
Общий объем выполненных физических работ составляет порядка 10 %.
На 2020 год Подрядчиком запланировано устройство асфальтобетонного покрытия на участке протяженностью 35 км, и строительство моста через р. Тугол-Сай.
Проблемные вопросы:
Несбалансированная рабочая программа Подрядчика, предусматривающая низкие объемы работ и мобилизации техники в первом году и большие объемы работ и мобилизацию основного оборудования во втором и третьем году – на этапах начала работ с низкими расценками. Данное обстоятельство вызывает вопросы в намерении Подрядчика в успешной реализации проекта, и вызывает опасения в преждевременном расторжении контракта.
В настоящее время Инженером у Подрядчика запрошена детальная разбивка рабочего плана. Необходимо рассмотреть детальный план и вести контроль его выполнения Подрядчиком до начала строительного сезона 2020 года и на начальных этапах.
По результатам мобилизации основного оборудования и подготовительных работ Подрядчика к строительному сезону 2020 года — ориентировочно до конца мая месяца 2020 года будут видны намерения Подрядчика, и на основе которых необходимо принимать меры по рассмотрению дальнейшего продолжения Контракта с Подрядчиком.

4. Дополнительное финансирование проекта Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, протяженностью 70,1 км.
Участки: г. Балыкчы-км 0-43;
с. Кочкор — с. Эпкин (км 62 – км 89)
Донор: АБР
Общая сумма: 90,75 млн. $
Доля АБР 78 млн. $, из них:
Кредит 68,5 млн. $;
Грант 9,5 млн. $;
Доля ПКР 12,75 млн. $.
Период строительных работ: 2019 – 2023 гг.
Отбор подрядчика находится на завершающей стадии. В настоящее время все тендерные процедуры планируется завершить в скором времени.
5. Проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3 автодорога Бишкек-Ош, Фаза 4, протяженностью 45,1 км (км 15,9 – км 61).

Компонент 1 (Реконструкция автодороги Бишкек – Кара-Балта, участок км 15,9 – км 61):
Донор: Азиатский Банк Развития
Сумма проекта: 120,8 млн. долл. США
Кредит: 65 млн. долл. США
Грант: 35 млн. долл. США
Доля ПКР 20,8 млн. долл. США
Консультант Eptisa Servicios de Ingenieria, S.L. (Испания)
Подрядчик Сhina Railway №5 (КНР)
Сумма контракта 70,24 млн. долл. США
Период строительных работ: 2017-2020 гг. (дефектный период составляет 1 год, до 2021 года).
Средняя стоимость 1 км дороги 1,5 млн. долл. США
Ход работ:
Согласно последнего промежуточного сертификата на оплату за выполненный объем работ со стороны Министерства подрядчику оплачено 36 млн. долл. США (с учетом аванса) или 51 % от контрактной стоимости.
Подстилающий слой толщиной 28см – 328 853 м3 завершено (33,4 км);
Слой основания толщиной 15см – 115 605 м3 завершено (32,8 км);
Органоминеральный слой толщиной 9см – 62 328 м3 завершено (32,7 км);
Нижний слой асфальтобетонного покрытия толщиной 9см– 44 967 м3 завершено (23,8 км);
Водопропускные трубы d=1.5м – 51 шт., отверстием 0.8х0.8 – 98,5 шт., отверстием 2.0х2.0м – 1 шт. и на съездах трубы отверстием 0.5х0.5 — 40 шт.;
Устройства тротуаров 4,45 км;
Устройства парапетов на разделительной полосе 7293 шт. длиной 19,691 км
Устройство водоотводных арычных блоков В-3 1278 шт. длиной 3,834км
Мосты:
 Мост через Джеламыш – 96 % завершено;
 Мост через канал Жантай – 88,2 % завершено;
 км 27,7, мост через реку Сокулук – завершено 96,8 %.
 км 40, мост через реку Крепостной – 95% завершено.
 км 44, мост через реку Ак-Суу – 94% завершено.
 Мост через селевое русло Ак-Суу – 98 % завершено;
Подземные пешеходные переходы:
 На км 30,4 (с. Садовое) ведутся работы по ремонту подземного перехода.
 На км 32,1 (с. Садовое) ведутся работы по ремонту подземного перехода.
 На участке 33,1 км – 90% завершено;
 На участке 37,5 км – 90% завершено;
 На участке 55,4 км — 90% завершено;
 На участке 57,4 км – 90 завершено;
 На участке 59,6 км – 90 % завершено.
Установлены новые опоры линии-электропередач 295 шт.;
Установлены новые опоры линии связи 366 шт.
АБЗ – производительностью 400 тн. в час, БЗ – производительностью 18 метр куб. в час и КДУ — производительность 40 тысяч куб. в месяц расположены на км 46 в 3,5км слева от дороги.
Лаборатории для контроля качества расположены на км 27+700 на базе Подрядчика.
Субподрядчики привлеченные для строительства дороги:
1) ОсОО Многоотраслевая производственная фирма «Максат» — проект по переносу линий электричества, связи, водопровода, газопровода, и установка уличного освещения.
2) ОсОО «Интелсервис» — международные и обычные линий связи
3) ОсОО «Тельстрой» — обычные линий связи.
4) ОсОО «Каганат групп» — устройство железобетонных лотков.
С начала 2019 года подрядчиком выполнено основание дороги (Саббейс и бейс) порядка 23,6 км, укладка органоминеральной смеси (черный щебень) 23,45 км и нижнего слоя асфальтобетонного покрытия 21 км.

Проблемные вопросы:
Начиная с 2017 года привлеченная подрядная компания, столкнулась с рядом сложностей, которые повлекли за собой к задержке выполнения строительных работ и в свою очередь к отставанию от графика работ (около 6-7 месяцев), в частности:
 задержки в вопросе отвода земель под карьеры;
 затруднение в определении участка земли для строительства камнедробильной установки, асфальтобетонного и бетонного завода;
 остановка транспортировки инертных материалов со стороны местных жителей;
 отсутствие точной информации по расположению подземных коммуникаций;
 остановка строительных работ со стороны АБР из-за жалоб местных жителей на вибрации дорожных катков, а также изменение методики работ.
Большинство из указанных проблемных вопросов решены, Министерство оказывает поддержку Подрядчику, а также тесно работает с представителями местных органов управления для оперативного решения возникающих проблем.
Компонент 2 (Пилотный проект Контракта на содержание участка Кара-Балта – тоннель Тео-Ашуу участок км 61 – км 129 ):
Донор: Азиатский Банк Развития
Консультант Eptisa Servicios de Ingenieria, S.L.
Подрядчик ОсОО «Мостдорстрой»
Сумма контракта 296,9 млн. сомов
Период реализации 2018 — 2020 год
Ход работ:
С начала года Подрядчиком завершены берегоукрепительные работы на 89 км автодороги протяженностью 144 метра с устройством габионной сетки. Произведены работы по побелке и покраске барьерных парапетов, и нанесению дорожной разметки. Завершены работы по ямочному ремонту общей площадью 6000 м2. Завершены работы по устройству шероховатой-поверхностной обработки общей площадью 45 000 м2.
Общий объем выполненных работ на сегодняшний день составляет 90 %.

6. Проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза IV», участок от п. Маданият до г. Жалал-Абад, протяженностью 67 км.
Дата подписания Соглашения: 20 марта 2014 года
Дата ратификации Соглашения: Закон КР от 1 июля 2014 года № 105
Протяженность: 67 км
Донор: Евразийский банк развития
Проектом предусмотрено 72 млн. долл. США, из них:
Кредит 60 млн. долл. США;
Доля Правительтва КР 12 млн. долл. США.
Консультант Renardet (Швейцария)
Стоимость контракта 1 960 600 долл. США.
Подрядчик Azvirt (Азербайджан)
Сумма контракта 51 611 409 долл. США.
С учетом дополнительных работ 64 396 425 долл. США.
Период строительных работ: 06.2018 – 06.2022 (дефектный период составляет 1 год)
Средняя стоимость 1 км дороги — 770,3 тыс. долларов США
Строительный сезон 2019 года, генеральным подрядчиком завершена разработка детального проекта, получено положительное заключение Государственной экспертизы. Подрядчиком мобилизавана дорожно-строительная техника.
Толщина асфальтобетонного покрытия:
Нижний слой, толщина 9 см;
Верхний слой, толщина 6 см.
Строительные работы освоены на сумму 2,78 млн. долл. США (5%).
Ход работ:
 ведутся работы по расчистке дорожной полосы и ремонтные, строительство дренажных и мостовых работ.
 Экскавация растительного слоя – 30121 м3;
 Экскавация излишнего грунта – 43978 м3;
 насыпь, обычный материал из выемок – 58949 м3;
 разбивка центральных осей конструкций – 3,03 км;
 ведутся работы по строительству на двух мостах на км 517 и км 573;
 Привлечено 117 ед. техники и более 170 чел. рабочей силы из них 22 чел. иностранцы;
 Расположение АБЗ и КДУ в с. Базар-Коргон (км 543+300);
 Лаборатория для контроля качества находится в с. Масы, р. Ноокен.
Субподрядчики привлеченные для строительства дороги:
 ОАО «Аэродромстрой» и ОсОО «Гарант Транс».

Проблемные вопросы
— Необходимо решить вопрос по подготовке плана переселения до конца марта и завершение реализации Плана переселения (выплата компенсации) до ноября текущего года.

— 26 апреля 2019 года, Донор проекта — Евразийский фонд стабилизации и развития (далее – ЕФСР) уведомил Министерство финансов КР о приостановлении выдачи средств инвестиционного кредита по проекту до полного изучения первичной учетной документации.
После ряда встреч с ЕФСР Подрядная компания ООО «Азвирт», Консультационная компания Renardet S.A. и Министерство транспорта и дорог КР выполнили ряд требований ЕФСР для возобновления финансирования. В связи с чем, 4 октября 2019 года на имя Министра финансов КР поступило письмо с уведомлением ЕФСР о восстановлении выдачи средств инвестиционного кредита по проекту. 6 декабря 2019 года ЕФСР оплатил все платежные сертификаты подрядной компании ООО «Азвирт».
Отсутствие финансирования в течении строительного сезона 2019 года негативно сказалось на темпы реализации Проекта. Однако, в связи с возобновлением финансирования подрядная компания начал следующие виды работ:
 Работы по мобилизации (монтаж и пуск дробильной установки, асфальтобетонного завода и битумного резервуара.);
 Привлечение необходимого персонала и техники;
 заготовка материалов для строительства;
 подготовительные работы для строительства;
 строительство водопропускных труб;
 строительство дренажных работ;
 строительство мостов.

Планируемые проекты ГРИП АБР

1. Проекту «Кольцевая автомобильная дорога Балыкчы -Каракол-Балыкчы»
(участок с. Балбай Баатыр – г. Каракол, участок км 184,5-220)
На реабилитацию участка с. Балбай Баатыр – г. Каракол, участок км 184,5-220 планируется привлечь средства Европейского банка реконструкции и развития. ЕБРР одобрил концепцию Проекта реабилитации автодороги Тюп-Каракол по нижеследующим условиям:
Протяженность: 36 км
Проектом предусмотрено 52,1 млн. долл. США, из них:
Финансирование ЕБРР 46,2 млн. долл. США;
Доля Правительства КР 4,8 млн. долл. США.
Срок кредита 20 лет;
Льготный период 5 лет;
Грантовый элемент 35.14% (соответствует уровню льготности)
ТЭО было разработано в 2017 году ПИИ «Кыргыздортранспроект» по заказу ДДХ при МТиД КР после чего было обновлено в 2018 году.
В настоящее время, проектная заявка и Технико-экономическое обоснование направлены на согласование с Министерством финансов КР и с Министерством экономики КР. После их одобрения вся необходимая документация будет внесена на заседание Совета Правительства КР по фискальной и инвестиционной политики.

2. Проект Северной объездной дороги города Бишкек.
Участки: 1. с 0 — 9 км автодороги Бишкек — Нарын – Торугарт
2. с 230 – 255 км автодорога Алматы-Бишкек-Ташкент
Общая протяженность: 34 км
21 мая 2018 года техническая помощь для подготовки проектной документации прошла одобрение на Совете Правительства КР по фискальной и инвестиционной политике.
Разработкой детального проекта и ТЭО занимается ПИИ «Кыргыздортранспроект», финансируемый АБР на сумму 8 млн. 400 тыс. сомов.
В настоящее время, команда Консультантов, отобранная самим Азиатским банком развития, ведет работу по подготовке проектной документации, заявки и утверждения ТЭО.
В ближайшее время начнется процедура согласования ТЭО с Министерством экономики КР, и подготовка документация на заседание Совета Правительства КР по фискальной и инвестиционной политики.
В конце апреля 2020 года планируется завершение разработки детального проекта и представление на одобрение, после чего в июле планируется начать подготовку первичных тендерных документов. В январе 2021 планируется подписание займа/гранта между правительством КР и АБР.

3. Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, Участок Арал-Суусамыр, протяженностью 79,6 км.
Донор ЕАБР
Участок с. Арал – примыкание к автодороге Бишкек-Ош, (км 195 – км 274)
Протяженность: 79,6 км.
Общая стоимость Проекта 120,76 млн. долларов США.
ЕАБР 96,61 млн. долларов США;
Правительство КР 24,15 млн. долларов США.
ТЭО проекта было разработано рамках технической поддержки АБР с привлечением консультационной компанией Kocks (Германия) в 2016 году.
6 августа 2019 года Проект прошел одобрение Совета Правительства КР по фискальной и инвестиционной политике.
В настоящее время ведутся работы по одобрению ТЭО.
Пресс-служба МТиД КР