mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Проект ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О проекте Закона Кыргызской Республики «О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики»

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О проекте Закона Кыргызской Республики
«О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики»

В соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики».
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
3. Назначить министра транспорта и дорог Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Премьер-министр
Кыргызской Республики

Министр Ж.Бейшенов «____» ______________2019 г.

Заведующий юрид.сектором У.Смаилов «___» ________________2019 г.

Проект

Закон
О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые Законом внутреннего водного транспорта Кыргызской Республики

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в сфере внутреннего водного транспорта при осуществлении судоходства, перевозке пассажиров, багажа и грузов, эксплуатации судов, в том числе на водоемах, не относящихся к внутренним водным путям, а также определяет их права, обязанности и ответственность.

Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Кыргызской Республики

1. Законодательство Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с настоящим Законом и вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров и соглашений, участницей которых является Кыргызская Республика.
2. Если международным договором, ратифицированным Кыргызской Республикой, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства по внутренним водным путям Кыргызской Республики, и определяет основные права, обязанности и ответственность субъектов отношений в области внутреннего водного транспорта.
2. Правила, установленные настоящим Законом, распространяются на:
— внутренние водные пути Кыргызской Республики и расположенные на них сооружения;
— порты, пристани, причалы, расположенные на внутренних водных путях Кыргызской Республики;
— суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Кыргызской Республики.
3. Действие настоящего Закона, за исключением случаев, специально в нем предусмотренных, не распространяется на военные, военно-вспомогательные и другие суда, находящиеся в государственной собственности и эксплуатируемые или используемые исключительно в некоммерческих целях.

Статья 4. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
акватория порта — обособленный участок внутреннего водного пути, используемый для обеспечения деятельности порта;
багаж — имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и на основании багажной квитанции выдать;
береговая полоса — полоса суши вдоль берегов водных объектов шириной двадцать метров от береговой линии для установки навигационных знаков и оборудования с соблюдением экологических требований;
внутренние водные пути Кыргызской Республики (далее — внутренние водные пути) — естественные или искусственно созданные пути сообщения, обозначенные навигационные знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;
внутренний водный транспорт Кыргызской Республики (далее — внутренний водный транспорт) — вид транспорта, зарегистрированный на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и осуществляющий судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях;
грузоотправитель — юридическое или физическое лицо, которое от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяет перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю;
грузополучатель — юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях;
грузы — материальные ценности, принятые перевозчиком для перевозок внутренним водным транспортом в пункт назначения;
капитан – лицо, доверенное судовладельцем, который является единоначальником и руководителем судового экипажа;
лоцманская проводка судов — деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей;
навигационное оборудование — система специальных сигнальных средств, предназначенных для обеспечения безопасного судоходства;
объект внутреннего водного транспорта — это объект, включающий в себя судовой ход, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки, средства навигационного оборудования, порты, пристани, пассажирские терминалы, оградительные берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов и причалы;
пассажир – лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору перевозки груза по сопровождению груза с согласия перевозчика;
перевозчик – юридическое лицо или частный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанности доставить груз, пассажира из пункта отправления в пункт назначения;
плавучий объект — плавучее искусственное сооружение, не являющееся судном и не используемое в целях судоходства;
порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
причал — гидротехническое сооружение, имеющие устройства для безопасного подхода судов и предназначенные для безопасности стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их судов.
пункт отстоя — земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенный и оборудованный в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;
путевые работы – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
регистрационный номер — номер судна, который присваивается ему при осуществлении государственной регистрации;
реестр судов — документ, в котором регистрируются суда, находящиеся на территории Кыргызской Республики;
рейд — это часть акватории порта за пределами судового хода, предназначенная для якорной стоянки судов, маневрирования или перегрузки грузов;
рейс — транспортный процесс перевозки пассажиров или грузов за определенный интервал времени между географическими пунктами или районами;
свидетельство о годности к плаванию — один из основных документов, выдаваемый в установленном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области внутреннего водного транспорта;
судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение и используемое в целях судоходства дноуглубительные и дноочистительный снаряды, паром, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
судовая книга – документ, в котором регистрируются суда и иные плавучие средства;
судовладелец (далее – владелец судна) — юридическое или физическое лицо эксплуатирующие судно от своего имени, независимо от того является ли он собственником судна или используется его на ином законном основании;
судовое свидетельство – документ, удостоверяющие права собственности и плавания судна под флагом Кыргызской Республики;
судовождение — деятельность, связанное с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям;
судовой ход — это поверхность воды на внутренних водных путях, обставленная знаками навигационной обстановки, указывающими его направление и границы, в пределах которой допускается беспрепятственное плавание судов определенных размеров;
судоходство – деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, рыбных и иных промыслов, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, государственного контроля и надзора, проведения научных исследований;
транспортная накладная – перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов в прямом водном сообщении;
уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области внутреннего водного транспорта, а также государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности внутреннего водного транспорта;
экипаж судна — лица, занимающие должности и выполняющие работы на судне, со специальной подготовкой квалификации, и имеющие соответствующие документы на право занятия должности.

Статья 5. Основные принципы осуществления деятельности в сфере внутреннего водного транспорта

Деятельность в сфере внутреннего водного транспорта осуществляется на основе следующих основных принципов:
1) приоритета безопасности судоходства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и экологической безопасности;
2) равенства прав физических и юридических лиц при выполнении работ и оказании услуг на внутреннем водном транспорте;
3) обеспечения свободы выбора перевозчика потребителем услуг;
4) обеспечения свободы цен на выполнение работ и оказание услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 6. Основные задачи государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта

1. Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере внутреннего водного транспорта осуществляется в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках по внутренним водным путям, обеспечения безопасности судоходства и создания условий, необходимых для развития рынка транспортных работ и услуг, посредством правового обеспечения, технического регулирования, контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта.
2. Основными задачами государственного регулирования в сфере водного транспорта являются:
1) определение и реализация государственной политики в области внутреннего водного транспорта;
2) принятие (издание) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области внутреннего водного транспорта;
3) заключение международных договоров в области внутреннего водного транспорта;
4) разработка и реализация программ развития и использования внутреннего водного транспорта;
5) обеспечение безопасности внутреннего водного транспорта и процессов его жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды;
6) создание условий для обеспечения потребностей экономики республики и населения в перевозках, выполнении работ и оказании услуг на внутреннем водном транспорте;
7) защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства;
8) защита внутреннего рынка перевозок на внутреннем водном транспорте;
9) дальнейшее развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей;
10) осуществление контроля за деятельностью в сфере внутреннего водного транспорта и безопасностью судоходства;
11) проведение тарифной политики в области внутреннего водного транспорта;
12) подтверждение соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации.

Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта

Правительство Кыргызской Республики:
— утверждает программы развития и использования внутреннего водного транспорта;
— утверждает правила, устав, положения, инструкции, порядок, методики и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность внутреннего водного транспорта;
— определяет компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и надзор за деятельностью внутреннего водного транспорта;
— утверждает порядок организации и выполнения перевозок воинских грузов внутренним водным транспортом;
— осуществляет межправительственное сотрудничество в области внутреннего водного транспорта;
— решает иные вопросы в области внутреннего водного транспорта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Полномочия уполномоченного государственного органа в сфере транспорта

Уполномоченный государственный орган в сфере транспорта:
— организует разработку и реализацию программ развития и использования внутреннего водного транспорта;
— проводит экономическую, научно-техническую и социальную политику в области внутреннего водного транспорта;
— реализация государственной политики в сфере внутреннего водного транспорта;
— разрабатывает и утверждает правила, уставы, положения, инструкции, порядок, методики и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность внутреннего водного транспорта, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
— осуществляет регулирования и контроль за деятельностью субъектов в сфере водного транспорта, предоставляющих услуги населению в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта и лицензионно-разрешительной системы;
— утверждает перечень портов и пристаней внутреннего водного транспорта;
— осуществляет проверку знаний и дипломирование командного состава судов, аттестацию судоводителей на право управления маломерным судном;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Полномочия уполномоченного государственного органа в сфере экологической и технической безопасности

— осуществляет в установленном порядке надзор за соблюдением требований безопасности хозяйствующими субъектами (пансионатами, санаториями, домами отдыха и др.) при эксплуатации водных аттракционов, прокате водного транспорта, по содержанию прибрежной пляжной зоны, ограждению мест безопасного купания на водоемах Кыргызской Республики и требований технических регламентов, нормативных правовых актов, стандартов и норм по безопасности судов;
— осуществляет надзор и контроль законодательства Кыргызской Республики, международного права и норм в области правил регистрации, учета плавания судов, ведения судовых журналов, технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок;
— осуществляет контроль за проведением строительных, берегозащитных, дноуглубительных работ, добычей песчано-гравийных материалов, прокладки кабелей трубопроводов и других коммуникаций на водных объектах;
— проводит технический контроль за постройкой и эксплуатацией плавучих средств, баз (сооружений) для их стоянок на территории Кыргызской Республики;
— проводит регистрацию и перерегистрацию плавучих средств и баз (сооружений) для их стоянок, их освидетельствование на годность к эксплуатации;
— ведет реестр судов водного транспорта, регистрацию деятельности субъектов предпринимательства по вопросам обеспечения безопасности плавания самоходных и несамоходных судов, безопасной эксплуатации портов, баз и сооружений на водоемах Кыргызской Республики;
— взаимодействует с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам контроля воднотранспортного процесса.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления

— проводит работу по выделению земельного участка для строительства портов, пристаней и других объектов внутреннего водного транспорта в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Лицензирование видов деятельности на внутреннем водном транспорте

Перечень видов деятельности на внутреннем водном транспорте при осуществлении, которых требуется обязательное наличие разрешения (лицензии) и порядок лицензирования определяется законодательством Кыргызской Республики.
Контроль за соблюдением порядка лицензирования, в том числе за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере транспорта.

Статья 12. Провозная плата

1. Порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузки и выгрузки грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов определяется законодательством Кыргызской Республики в сфере антимонопольного регулирования.
2. Провозная плата (плата за перевозку грузов, пассажиров) устанавливается перевозчиками. Плата за буксировку судов и иных плавучих объектов устанавливается судовладельцами.

Глава 2. Внутренние водные пути

Статья 13. Общие положения

1. Внутренние водные пути составляют исключительную собственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные водные объекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование.
2. В собственности юридических или физических лиц могут находиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенные законами Кыргызской Республики к объектам, находящимся только в собственности государства.
3. Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения предназначены для использования любыми юридическими и физическими лицами.

Статья 14. Содержание внутренних водных путей

1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования осуществляется владельцами портов, пристаней и пунктов отстоя.
2. Путевые работы, устройство и содержание навигационного оборудования на подходах и у причалов портов, пристаней и в пунктах отстоя осуществляются за счет средств лиц, в собственности или пользовании которых они находятся.
3. Дноуглубительные и выправительные работы, за исключением неотложных, выполняются по согласованию с территориальными органами государственного органа в сфере охраны окружающей среды.

Статья 15. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях

1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с государственными уполномоченными органами в сфере экологической и технической безопасности и охраны окружающей среды.
2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни, знаки и другое оборудование в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического регулирования по согласованию с государственным уполномоченным органом в сфере экологической и технической безопасности и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства.

Статья 16. Пользование путями и земельными участками или акваториями, используемыми береговой полосой в пределах внутренних водных путей

1. В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территории городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с обеспечением безопасности судоходства, береговую полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега.
2. Владельцы объектов внутреннего водного транспорта имеют право:
1) пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению безопасности судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей;
2) устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
3) осуществлять рубку произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования;
4) использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
5) осуществлять устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки пассажиров.
3. Установка на береговой полосе каких-либо огней, направленных в сторону судовых ходов за исключением навигационных огней запрещается.
4. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.
5. Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежит обязательному согласованию с государственным уполномоченным органом в сфере экологической и технической безопасности.
6. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории гидротехнических сооружений, земельные участки на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями.
7. Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Кыргызской Республики и водным законодательством Кыргызской Республики.
8. Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их пользование.

Статья 17. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях

Вред, причиненный физическими или юридическими лицами в результате повреждения или уничтожения средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта, подлежат возмещению в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Глава 3. Судно

Статья 18. Средства идентификации судна

1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации в реестре судов или судовой книге, должно иметь свое назначение или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в сфере транспорта.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
3. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
4. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваивается также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Статья 19. Судовые документы

1. На судне, зарегистрированном в реестре судов и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
1) судовое свидетельство (судовой билет);
2) свидетельство о годности к плаванию;
3) пассажирское свидетельство;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) акт технического освидетельствования судна;
6) акт инспекторского осмотра судна;
7) вахтенный журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
8) единая книга осмотра судна;
9) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;
10) судовые расписания (по заведованию, по тревогам, по приборкам, утверждаемые капитаном судна);
11) удостоверение на право управления маломерным судном;
12) диплом судоводителя;
13) квалификационное свидетельство моториста-матроса.
2. Порядок выдачи судовых документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи определяется нормативными правовыми актами в сфере внутреннего водного транспорта.

Статья 20. Аренда судов
Аренда судов на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Глава 4. Право собственности на судна, государственная регистрация судов
и прав на них

Статья 21. Право собственности на судна
1. Суда могут находиться в любой собственности.
2. Право собственности на судно или часть возникает с момента государственной регистрации такого права в реестре судов.
3. Право собственности на судно, строящееся на территории Кыргызской Республики, может быть приобретено с момента государственной регистрации в реестре судов.
4. Собственник вправе передать судно другому лицу по договору или по доверенности, который подлежит обязательной регистрации в уполномоченном государственном органе, осуществляющем реестр судов.

Статья 22. Государственная регистрация судов и права на него
1. Все категории судов, типы и виды самоходных и несамоходных, в том числе надувные, разборные и прочие плавучие средства, принадлежащие юридическим и физическим лицам, за исключением военных и военно-вспомогательных судов подлежат государственной регистрации в реестре судов.
2. Под государственной регистрацией судов и прав на них понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (отрешения) перехода или прекращения прав на суда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области внутреннего водного транспорта.
3. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено в судебном порядке.
4. За государственную регистрацию судов и прав на них, изменения вносимые в реестр судов и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер и порядок взимания устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
5. Реестр судов и реестр арендованных иностранных судов является открытыми для любых заинтересованных лиц в получении содержащихся в них информации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов и прав на них, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам: правоохранительных, судебных и фискальных органов, органов местного самоуправления и органов государственной статистики.

Статья 23. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
Государственная регистрация самоходных и несамоходных судов внутреннего плавания осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.

Статья 24. Основания государственной регистрации судна и права на него
1. Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
— акты, изданные государственными органами в пределах их компетенции, договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики;
— свидетельство о праве на наследство;
— вступившее в законную силу решение суда;
— свидетельство о правах на судно, выданное уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
2. Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводиться органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.

Статья 25. Порядок государственной регистрации судов в реестре судов
1. Государственная регистрация судов в реестре судов осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами регистрации судов.
2. Порядок осуществления государственной регистрации судов в реестре судов определяется правилами регистрации судов, утвержденными уполномоченным государственным органом в установленном порядке.
3. После внесения записи в реестр судов заявителю выдается судовое свидетельство (судовой билет).
4. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит государственной регистрации в реестре судов в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Кыргызской Республики.

Статья 26. Исключение судна из реестра судов
1. Исключению из реестра судов подлежит судно:
1) правообладателем подано заявление об исключении судна из реестра судов;
2) погибшее или конструктивно погибшее;
3) не соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 28 настоящего Закона;
4) вступившее в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна;
5) судна, утратившие качества в результате перестройки или других изменений.
2. Для исключения судна из реестра судов судовладелец обязан подать в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, заявления и документы, подтверждающие обстоятельства, явившиеся основанием для такого исключения.

Статья 27. Ответственность за использование незарегистрированного судна и нарушение правил государственной регистрации судов
Лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в реестре судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестр судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 28. Право плавания под Государственным флагом Кыргызской Республики
1. Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Кыргызской Республики. В соответствии с решением Правительства Кыргызской Республики может быть разрешено плавание по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства.
2. Право плавания под Государственным флагом Кыргызской Республики предоставляет судам, находящимся в собственности граждан Кыргызской Республики, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики юридических или физических лиц, частных предпринимателей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Право плавания под Государственным флагом Кыргызской Республики возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре Кыргызской Республики, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
4. При наличии указанных в настоящей статье оснований органы, осуществляющие Государственную регистрацию судов, выдают свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Кыргызской Республики.

Статья 29. Арест и принудительная продажа судна
1. В случае возникновения судебного производства по иску любого лица к собственнику судна и заявление истцом требования обеспечить такой иск судом может быть наложен арест на судно.
2. В случае, если судом принято определение об обеспечении иска в виде наложения ареста на судно или судно принудительно продано в порядке исполнительного производства, соответствующая запись вносится в реестр судов органом, осуществляющим государственную регистрацию судов.

Глава 4. Экипаж судна

Статья 30. Состав экипажа судна
1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна – также работники, обслуживающие пассажиров судна.
2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механик и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты.
3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые относятся к командному составу судно и обслуживающим пассажиров судна работникам.
4. Минимальный состав экипажа самоходного судна в соответствии с требованием эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных судов, утвержденным в установленном порядке.
5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

Статья 31. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна
1. Для назначения на должность, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, определенные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания в Кыргызской Республике, утвержденным в установленном порядке.
2. К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов.

Статья 32. Трудовые отношения на судне
1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.
2. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются Трудовым Кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом, Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утверждаемым в установленном порядке и трудовыми договорами (контрактами).
3. Право и обязанности членов экипажа судна регулируются Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утверждаемым в установленном порядке.

Статья 33. Капитан судна
1. Капитаном судна назначается гражданин Кыргызской Республики не моложе двадцати пяти лет и не старше шестидесяти трех лет.
2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержание порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
3. Право и обязанности капитана судна регулируются Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утверждаемым в установленном порядке.

Статья 34. Подготовка специалистов в области водного транспорта
1. Обучение и подготовка специалистов в области водного транспорта проводится в высших и средних учебных заведениях, в центрах подготовки на базе образовательных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также учебных программ подготовки и переподготовки, разработанных с учетом международного опыта в области водного транспорта, утвержденных уполномоченным государственным органом в сфере водного транспорта. Процедуры выдачи, продления, приостановления действия или аннулирования сертификата учебного заведения или центра подготовки специалистов в области водного транспорта устанавливаются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере образования.
2. Кыргызская Республика вправе передать функции сертификации учебных заведений, а также центров подготовки специалистов в области водного транспорта другому государству или международной организации в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
3. Граждане Кыргызской Республики имеют право получить образование в области водного транспорта в высших или средних учебных заведениях иностранного государства.

Статья 35. Признание подготовки специалистов в области водного транспорта в иностранном государстве
Уполномоченные государственные органы в области водного транспорта, экологической и технической безопасности признают проведенную подготовку специалистов и полученные ими дипломов в области водного транспорта в иностранном государстве, если такая подготовка была проведена в соответствии с международными стандартами и соответствует требованиям, установленным в Кыргызской Республике.

Глава 5. Безопасность судоходства

Статья 36. Общие положения
1.Судовладелец обязан обеспечить безопасность судоходства.
1.1. Судовладелец обязан:
— назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судна;
— на постоянной основе принимать меры по улучшению навыки членов экипажей судов, других работников в сфере обеспечения безопасности судоходства;
— обеспечить укомплектование экипажа судна и поддерживать судна в технически исправном состоянии;
— за несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области внутреннего водного транспорта.
2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
2.1. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности.
2.2. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено Положением о минимальном составе экипажей самоходных судов Кыргызской Республики.
3. Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований законодательства Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченными государственными органами в сфере транспорта и экологической и технической безопасности.
4. Владельцы объектов внутреннего водного транспорта для обеспечения безопасности судоходства осуществляют надлежащее содержание внутренних водных путей и навигационного оборудования.
5. В случае возникновения угрожающих безопасности судоходства ситуаций владельцы объектов, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно принять соответствующие меры.
6. Надзор за безопасностью судоходства осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
7. Уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности имеет право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.
Предписания должностных лиц уполномоченного государственного органа в сфере экологической и технической безопасности являются обязательными для выполнения юридическими лицами, физическими лицами и частными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Статья 37. Технический надзор за судами и классификация судов
1. Самоходные и несамоходные суда внутреннего плавания, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях подлежат техническому надзору и классификации, уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
2. Технический надзор за спортивными парусными и прогулочными парусными судами независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
3. Уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности имеет право при невыполнении требований законодательства Кыргызской Республики в области внутреннего водного транспорта запрещать эксплуатацию судна и не выдавать или временно изымать ранее выданные судовые документы до устранения нарушений, составлением соответствующего акта (протокола).
4. Классификация судов осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности на возмездной основе за счет судовладельцев.

Статья 38. Надзор за безопасностью эксплуатации судов
1. Надзор за безопасностью эксплуатации судов на внутренних водных путях самоходных и несамоходных судов внутреннего плавания, за исключением военных и военно-вспомогательных судов, осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
2. Уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности в целях обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляет:
1) надзор и контроль за соблюдением требований законодательства в сфере внутреннего водного транспорта;
2) расследование и классификацию воднотранспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
3) надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования.
4. Предписания должностных лиц уполномоченного государственного органа в сфере экологической и технической безопасности являются обязательными для исполнения судовладельцами.

Статья 39. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности
Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.

Статья 40. Надзор и полномочия ответственного лица порта
Контроль за обеспечением безопасной стоянки судов и порядка в порту осуществляется назначаемым ответственным лицом за деятельность порта, по требованию которого, капитаны, находящиеся в порту судов, владельцы иных плавучих объектов, а также юридические лица и частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту, обязаны участвовать в спасении людей и судов, терпящих бедствие в порту.

Статья 41. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды
Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными нефтесодержащими водами и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельца и капитана судна.
Статья 42. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности
1. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляются уполномоченными государственными органами в сфере экологической и технической безопасности и охраны окружающей среды.
2. Государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется надзор за соблюдением организациями, деятельность которых связана с деятельностью на внутреннем водном транспорте, санитарных правил и норм.

Статья 43. Лоцманская проводка судов
В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами может быть создана лоцманская служба. Услуга лоцманской службы по проводке судов оказываются на платной основе.

Статья 44. Затонувшее имущество
1. Правила, установленные настоящей статьей, применяются к подъему, удалению и уничтожению затонувшего имущества.
2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно, либо выброшены на мелководье или на берег.
3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:
— подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;
— подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение.
4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматриваются как спасательная операция в соответствии с правилами установленными Главой 7 настоящего Закона, данные правила применяются для вознаграждения и специальной компенсации спасателям.
5. Порядок подъема, удаление и уничтожение затонувшего имущества, определяется Правилами плавания судов на водоемах Кыргызской Республики, утверждаемыми в установленном порядке.

Глава 6. Порты

Статья 45. Общие положения
1. Порт и имущество порта может находиться в государственной или частной собственности.
2. Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.
3. Для строительства, реконструкции портов, находящихся в собственности государства, земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты в порядке, установленном земельным законодательством Кыргызской Республики, с возмещением убытков в полном объеме или предоставлением другого равноценного земельного участка по согласию сторон.
4. Основными задачами и функциями порта является обеспечение безопасности судоходства и работы в акватории порта, сотрудничество с соответствующими государственными органами, организация и осуществление работ по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения акватории порта нефтью, осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации приема и обработки отходов с судов, осуществление работ по спасению судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров на судах, находящихся в порту, организация обслуживания пассажиров и грузов, предоставление статистических данных о деятельности порта.

Статья 46. Территория и акватория порта
Территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития.

Статья 47. Основные требования к эксплуатации портов
1. Владельцы портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких портов, иметь склады, средства для определения массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, автомобильные пути, железнодорожные подъездные пути для обработки вагонов в порту.
2. Эксплуатируемое в портах погрузочно-разгрузочное оборудование должно соответствовать требованиям правил технической безопасности, утвержденных в установленном порядке. За технически исправным содержанием и ремонтом такого оборудования, безопасным проведением работ осуществляется непосредственно владельцами указанного оборудования.
Контроль за исполнением требований правил технической безопасности владельцами вышеуказанного оборудования осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
3. В портах должны быть средства для защиты окружающей среды, приема и обработки хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов, а также средства для осуществления работ по спасению судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров.
4. Эксплуатация порта должна осуществляться с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Кыргызской Республики.

Статья 48. Обязательное руководство, касающееся деятельности в порту
1. Для регулирования деятельности юридических лиц и частных предпринимателей в порту, а также деятельности, связанной с использованием находящихся в порту судов, администрация порта должна утвердить обязательное руководство, касающиеся деятельности в порту, которые согласовывается государственным органом в сфере экологической и технической безопасности.
2. Обязательное руководство, касающиеся деятельности в порту, должны содержать:
— описание установленных границ порта;
— порядок захода судов в порт и выхода их из порта;
— наставление плавания судов в пределах акватории порта и стоянки их в порту;
— инструкция обеспечения безопасности и порядка в порту;
— инструкция использования технологической связью организаций внутреннего водного транспорта;
— требования пожарной и экологической безопасности, санитарного, таможенного контроля в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 49. Портовые сборы
В портах устанавливаются сборы с судов (портовые сборы). Виды ставки портовых сборов и правил их применения устанавливаются на договорной основе.

Статья 50. Предпринимательская деятельность в порту
1. Предпринимательская деятельность в порту осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, в том числе правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, а также соглашениями сторон.
2. Юридические лица и частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту общего пользования, обязаны осуществлять ее в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7. Перевозки грузов

Статья 51. Общие положения
Перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными в установленном порядке.

Статья 52. Договор перевозки грузов
1. В соответствии с договором перевозки грузов перевозчик, обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза договорную установленную плату.
2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и на основании которого оформлены дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.
3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и частных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Статья 53. Ограничение или запрещение движения судов
1. Вследствие неопределенной силы и военных действий: объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту, в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.
2. Уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности принимает решение о сроках действия такого ограничения. В случае введения ограничения или запрещения движения судов на срок более чем 5 суток уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности незамедлительно уведомляет об этом Правительство Кыргызской Республики. О принятии решения уполномоченный государственный орган в сфере экологической и технической безопасности информирует перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей в порядке, установленном правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничения или запрещения движения судов.

Статья 54. Особые условия перевозок грузов
1. Грузоотправители могут предъявлять для перевозок грузов с объявленной ценностью. Предъявление для перевозок грузов с объявленной ценностью осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов.
2. Перевозки отдельных грузов осуществляются в сопровождении представителей грузоотправителей и грузополучателей. Порядок и перечень грузов, перевозимых в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей, устанавливаются правилами перевозок грузов или соглашением сторон.

Статья 55. Воинские перевозки
Воинские перевозки осуществляются в соответствии с решением Правительства Кыргызской Республики.

Статья 56. Буксировка судов и иных плавучих объектов
Порядок буксировки судов и иных плавучих объектов, договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок, определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке.

Глава 8. Перевозки пассажиров и багажа

Статья 57. Общие положения
1. Перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемым перевозчиком.
2. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозки пассажиров водным транспортом, утвержденными в установленном порядке.
3. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

Статья 58. Виды маршрутов перевозок пассажиров
1. Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качество предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды:
1) местные перевозки пассажиров и переправы;
2) туристические – маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более 6 часов;
3) экскурсионно-прогулочные – маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более 6 часов.
2. Условия определения предусмотренных настоящей статьей видов маршрутов перевозок пассажиров устанавливаются Правилами перевозок пассажиров, утверждаемыми в установленном порядке.

Статья 59. Договор перевозки пассажиров
1. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевести пассажиров в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его уполномоченному лицу на получение багажа.
Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа.
2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажиров выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 58 настоящего Закона видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.
3. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно–прогулочным и туристическим маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.
4. Условия перевозок пассажиров по вышеуказанным маршрутам, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Статья 60. Страхование жизни и здоровья пассажиров
Жизнь и здоровье пассажиров подлежит обязательному страхованию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на время перевозок их на внутреннем водном транспорте.

Статья 61. Права и обязанности перевозчика
1. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на судне.
2. В местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о защите прав потребителей.
3. Перечень и порядок предоставления льгот и услуг пассажирам устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Статья 62. Права и обязанности пассажира
1. Пассажир имеет право:
1) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;
2) провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимое, не стесняющие других пассажиров вещи. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
3) продлевать срок действия билета в случае болезни или сдать билет и получить провозную плату;
4) отказаться от договора перевозки в случае задержки отхода судна и получить провозную плату.
2. Пассажир обязан соблюдать внутренний распорядок поведения пассажиров на судне.

Статья 63. Прекращение или изменение договора перевозки пассажиров по инициативе перевозчика

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажиров в случае:
1) невозможности перевозки пассажира в порт назначения в следствие непреодолимой силы, военных действий или иных не зависящих от перевозчика причин;
2) задержания судна на основании решения соответствующих правоохранительных органов или привлечения судна для государственных нужд;
3) нарушения пассажиром внутреннего распорядка поведения пассажиров на судне или отказа пассажира от соблюдения данного распорядка.
2. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира для отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа, при прекращении указанного договора до окончания рейса – плата за проезд и за провоз багажа за не пройденное судном расстояние. В случае, если прекращение указанного договора вызвано нарушением пассажиров правила перевозки пассажиров или его действиями, создающими угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.
3. Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 64. Невостребованный багаж

1. Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт, может быть реализован перевозчиком.
2. Предъявитель багажной квитанции в течение срока исковой давности имеет право получить вырученную в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи сумму за вычетом затрат, понесенных перевозчиком при хранении невостребованного багажа и его реализации.

Статья 65. Ответственность перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта

Ответственность перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, за неподачу транспортных средств, за несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта, за утрату или повреждения (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату буксируемого объекта, за несвоевременную оплату перевозки груза или буксировки буксируемого объекта регулируются Правилами перевозки грузов, утверждаемыми в установленном порядке.

Статья 66. Ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтесодержащими или другими веществами

1. Судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтесодержащими и другими веществами.
2. Ущерб от загрязнения с судна нефтесодержащими или другими веществами означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Указанный ущерб включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефтесодержащих или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда в установленном порядке.

Статья 67. Спасение судов и другого имущества

Договоры о спасении судов и другого имущества, условия вознаграждения и специальная компенсация за проведение спасательных операций, отношения регулируются Правилами плавания судов на водоемах Кыргызской Республики, утверждаемыми в установленном порядке.

Статья 68. Спасение людей

1. Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается.
2. Спасатели людей, которые приняли участие в оказании услуг в связи с происшествием, вызвавшим необходимость спасания, имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.

Глава 9. Акты, претензии и иски

Статья 69. Акты

1. Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении перевозок, удовлетворяются коммерческими актами или актами общей формы, составленными перевозчиками или буксировщиками по заявлению грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа.
2. Коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:
1) несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;
2) повреждение (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;
3) обнаружение груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;
4) возвращение перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.
Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
3. Коммерческий акт не составляется:
1) при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;
2) при исправном судне или контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
4. Акты общей формы составляются в случае удостоверения обстоятельств, не предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 70. Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику

1. До предъявления иска в связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.
2. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.
3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.
К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.
4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течении срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:
1) возмещение ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта – по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;
2) возмещение ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта – со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;
3) несоблюдение срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы – со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;
4) задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна – со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;
5) возмещение ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов – со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателем грузов.

Статья 71. Право на предъявление претензий и исков

1. Право на предъявление претензий и исков к перевозчику или буксировщику имеют:
1) в случае утраты груза или буксируемого объекта грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки или буксируемого объекта для буксировки с отметкой перевозчика или буксировщика о неприбытии груза или буксируемого объекта;
2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или повреждения буксируемого объекта – грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной, коммерческого акта, а при отсутствии коммерческого акта – документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта;
3) в случаях уплаты провозной платы или иных платежей в размере установленного – грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной;
4) при утрате багажа – пассажир при предъявлении багажной квитанции;
5) в случае недостачи или повреждении (порчи) багажа – предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа;
6) в случае задержки отправления или прибытия пассажирского судна с опозданием – пассажир при предъявлении билета;
7) в случае несоблюдения сроков доставки груза или буксируемого объекта – грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления транспортной накладной.

Статья 72. Сроки рассмотрения претензии

1. Перевозчик или буксировщик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течении 30 дней со дня получения претензии.
2. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика или буксировщика должно быть указано основание принятого решения со дня ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю.

Статья 73. Сроки исковой давности

1. Иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.
2. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
3. Срок исковой давности устанавливается:
1) по требованию к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов – один год;
2) по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа – три года.
4. Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажиров, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течении одного года со дня наступления события.
5. Иски по требованиям, возникающим в связи со столкновением и с осуществлением спасательной операции, могут быть предъявлены в течении двух лет.

Статья 74. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Правительству в шестимесячный срок привести в соответствие нормативные правовые акты в сфере внутреннего водного транспорта с настоящим Законом Кыргызской Республики.

Президент
Кыргызской Республики
Справка обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики
«О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики»

1. Цель и задачи
Целью и задачей проекта Закона «О внутреннем водно транспорте Кыргызской Республики» (далее — Закон) является осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в сфере внутреннего водного транспорта в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках по внутренним водным путям, обеспечения безопасности судоходства и создания условий, необходимых для развития рынка транспортных работ и услуг, посредством правового обеспечения, технического регулирования, реализация государственной политики в области внутреннего водного транспорта, контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта.
Закон нацелен на совершенствование механизма проведения экологического, технического надзора и контроля на предмет безопасности и соответствия требованиям ТРТС 026/2012, исключение дублирования несколькими ведомствами одних функций, а также концентрации контрольно-надзорных функций в сфере деятельности водного транспорта в одном государственном органе.
Также создаст основу для предотвращения действий вводящих в заблуждение потребителей, обеспечить необходимый уровень защиты прав потребителей, пользующихся услугами водного транспорта, обеспечить защиту интересов изготовителей и поставщиков водных транспортных средств и поддержание условий добросовестной конкуренции, регламентирует проведение государственного контроля за безопасной эксплуатацией водных транспортных средств.

2. Описательная часть
С момента обретения независимости, в Кыргызской Республике стали бурно развиваться туристические услуги, в том числе услуги водного транспорта по экскурсионно-прогулочному катанию в озере Иссык-Куль и других водоемах.
Вместе с тем, в среднем в год происходит 5-6 водно-транспортных происшествий с различными последствиями. В связи с этим, в целях обеспечения безопасности судоходства, в проекте данного Закона предусмотрены нормы функционирования маломерных судов, скорость их движения на акватории портов, пристаней, баз-стоянок, лодочно-прокатных станций, вблизи пляжей и мест купания, выход и заход в базу-стоянку, а также требования к перевозкам пассажиров и грузов водным транспортом и по сохранению охраны окружающей среды.
В связи с отсутствием до сегодняшнего дня нормативного правового акта, имеющего высшую юридическую силу не были утверждены или приняты правила, положения, инструкций, устава и других нормативных правовых актов в сфере регулирования и контроля за деятельностью внутреннего водного транспорта.
На протяжении долгих лет должностные лица уполномоченного органа по контролю и регулированию деятельности по водному транспорту в своей работе руководствовались нормативными правовыми актами бывшего Советского Союза и Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» — нормативные правовые акты СССР применяются на территории Кыргызской Республики до 31 декабря 2009 года в части, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики.
Проект Закона состоит из 9 глав и 74 статьей, который регламентирует вопросы:
— о полномочиях государственных органов в сфере внутреннего водного транспорта;
— о внутренних водных путей;
— о суднах и судовых документах;
— о процедурах государственной регистрации судов;
— о правах плавания Государственным флагом КР;
— об экипажах судна;
— о безопасности судоходства;
— о работе портов, пристаней;
— о перевозках пассажиров и грузов водным транспортом;
— о требованиях объектам водного транспорта;
— об ответственности перевозчика, отправителя и получателя груза;
— о спасательных работах;
— по соблюдению охраны окружающей среды;
— по страхованию жизнью и здоровью пассажиров;
И другие вопросы, связанные с деятельностью внутреннего водного транспорта.
В настоящее время в Кыргызской Республике функционирует единственное предприятие ГП «Иссык-Кульское пароходство», которое в период 2010 по 2016 годы осуществлял перевозку грузов (угля) из порта г.Балыкчы в порт г. Каракол. В среднем ежегодный объем перевозок грузов составлял до 20-22 тыс. тонн.
Судовладельцы занимаются оказанием услуг по экскурсионно-прогулочному катанию туристам-отдыхающим на озере Иссык-Куль, которые в летний период обслуживают в порядке до 110 тыс. человек.
В целом данным Законом будут урегулированы все юридические, технические, социальные и экономические вопросы внутреннего водного транспорта, а также вопросы по обеспечению экологической и технической безопасности в водоемах.
В связи с этим, на сегодняшний день считается актуальным, в первую очередь принять закон или Закон, регулирующий деятельность водного транспорта, в соответствии с которым следует принять подзаконные акты в сфере внутреннего водного транспорта.

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие Закона негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

4. Информация о результатах общественного обсуждения
Предлагаемый Закон был обсужден с участием представителей субъектов водного транспорта: яхт клуб «Круиз» (г.Чолпон-Ата), владельцами судов, осуществляющими предпринимательской деятельностью в озере Иссык-Куль и выставлен на общественное обсуждение на официальном веб-сайте Правительства Кыргызской Республики и на сайте Министерства транспорта и дорог КР.

5. Анализ соответствия проекта законодательству
По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

6. Информация о необходимости финансирования
Проект Закона не предусматривает дополнительного финансирования из республиканского бюджета.

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
К проекту Закона прилагается анализ регулятивного воздействия.

Министр Ж. С. Бейшенов

Справка обоснование
к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики
«О проекте Закона Кыргызской Республики
«О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики»

1. Цель и задачи

Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона «О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики» (далее — проект) разработан в целях одобрения Правительством Кыргызской Республики проекта Закона «О внутреннем водном транспорте Кыргызской Республики» для осуществления государственного регулирования, контроля и надзора в сфере внутреннего водного транспорта в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках по внутренним водным путям, обеспечения безопасности судоходства и создания условий, необходимых для развития рынка транспортных работ и услуг, посредством правового обеспечения, технического регулирования, реализация государственной политики в области внутреннего водного транспорта, контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере внутреннего водного транспорта.
Закон нацелен на совершенствование механизма проведения экологического, технического надзора и контроля на предмет безопасности и соответствия требованиям ТРТС 026/2012, исключение дублирования несколькими ведомствами одних функций, а также концентрации контрольно-надзорных функций в сфере деятельности водного транспорта в одном государственном органе.
Также создаст основу для предотвращения действий вводящих в заблуждение потребителей, обеспечить необходимый уровень защиты прав потребителей, пользующихся услугами водного транспорта, обеспечить защиту интересов изготовителей и поставщиков водных транспортных средств и поддержание условий добросовестной конкуренции, регламентирует проведение государственного контроля за безопасной эксплуатацией водных транспортных средств.

2. Описательная часть
С момента обретения независимости, в Кыргызской Республике стали бурно развиваться туристические услуги, в том числе услуги водного транспорта по экскурсионно-прогулочному катанию в озере Иссык-Куль и других водоемах.
Вместе с тем, в среднем в год происходит 5-6 водно-транспортных происшествий с различными последствиями. В связи с этим, в целях обеспечения безопасности судоходства, в проекте данного Закона предусмотрены нормы функционирования маломерных судов, скорость их движения на акватории портов, пристаней, баз-стоянок, лодочно-прокатных станций, вблизи пляжей и мест купания, выход и заход в базу-стоянку, а также требования к перевозкам пассажиров и грузов водным транспортом и по сохранению охраны окружающей среды.
В связи с отсутствием до сегодняшнего дня нормативного правового акта, имеющего высшую юридическую силу не были утверждены или приняты правила, положения, инструкций, устава и других нормативных правовых актов в сфере регулирования и контроля за деятельностью внутреннего водного транспорта.
На протяжении долгих лет должностные лица уполномоченного органа по контролю и регулированию деятельности по водному транспорту в своей работе руководствовались нормативными правовыми актами бывшего Советского Союза и Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» — нормативные правовые акты СССР применяются на территории Кыргызской Республики до 31 декабря 2009 года в части, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики.
Проект Закона состоит из 9 глав и 74 статьей, который регламентирует вопросы:
— о полномочиях государственных органов в сфере внутреннего водного транспорта;
— о внутренних водных путей;
— о суднах и судовых документах;
— о процедурах государственной регистрации судов;
— о правах плавания Государственным флагом КР;
— об экипажах судна;
— о безопасности судоходства;
— о работе портов, пристаней;
— о перевозках пассажиров и грузов водным транспортом;
— о требованиях объектам водного транспорта;
— об ответственности перевозчика, отправителя и получателя груза;
— о спасательных работах;
— по соблюдению охраны окружающей среды;
— по страхованию жизнью и здоровью пассажиров;
И другие вопросы, связанные с деятельностью внутреннего водного транспорта.
В целом данным Законом будут урегулированы все юридические, технические, социальные и экономические вопросы внутреннего водного транспорта, а также вопросы по обеспечению экологической и технической безопасности в водоемах.
В настоящее время в Кыргызской Республике функционирует единственное предприятие ГП «Иссык-Кульское пароходство», которое в период 2010 по 2016 годы осуществлял перевозку грузов (угля) из порта г.Балыкчы в порт г. Каракол. В среднем ежегодный объем перевозок грузов составлял до 20-22 тыс. тонн.
Судовладельцы занимаются оказанием услуг по экскурсионно-прогулочному катанию туристам-отдыхающим на озере Иссык-Куль, которые в летний период обслуживают в порядке до 110 тыс. человек.
В связи с этим, на сегодняшний день считается актуальным, в первую очередь принять закон или Закон, регулирующий деятельность водного транспорта, в соответствии с которым следует принять подзаконные акты в сфере внутреннего водного транспорта.

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие проекта негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

4. Информация о результатах общественного обсуждения
Предлагаемый проект был обсужден с участием представителей субъектов водного транспорта: яхт клуб «Круиз» (г.Чолпон-Ата), владельцами судов, осуществляющими предпринимательской деятельностью в озере Иссык-Куль и выставлен на общественное обсуждение на официальном веб-сайте Правительства Кыргызской Республики и на сайте Министерства транспорта и дорог КР.

5. Анализ соответствия проекта законодательству
По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного проекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

6. Информация о необходимости финансирования
Проект не предусматривает дополнительного финансирования из республиканского бюджета.

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
К проекту прилагается анализ регулятивного воздействия.

Министр Ж. С. Бейшенов