mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Пояснительная записка к  среднесрочной стратегии бюджетных расходов по сектору транспорта и дорог на 2023-2027 гг

 

  1. Введение

Настоящий документ является официальной среднесрочной (охватывающей пятилетний период с 2023 г, по 2027 г,) стратегией бюджетных расходов которая включена в Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2023-2027 гг. Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики являются составной частью процесса подготовки бюджета на программной основе и составляются в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.

Данная стратегия охватывает программы бюджетных расходов в рамках реализации отраслевой политики а также предпринимаемые бюджетные меры и их финансирование в пределах запланированных для этого средств республиканского бюджета включая внебюджетные источники финансирования.

  1. Определение и описание сектора

Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей.

Дорожная сеть обеспечивает до 96 процентов грузовых и до 98 процентов пассажирских перевозок в Кыргызской Республике. Общая протяженность дорожной сети в Кыргызской Республике составляет около 34000 км из которых 18942 км дороги общего пользования обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики  (МТиК КР) 15190 км дороги городов сел сельскохозяйственных промышленных и других предприятий. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному значению подразделяются на автомобильные дороги международного (4219км) государственного (5616км) и местного (9107км) значения. Дороги общего пользования с твердым покрытием 8348 км в том числе 10 км с цементобетонным покрытием 6754 км с асфальтобетонным покрытием и 1593 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием – 8917 км грунтовые дороги – 1668 км. И каждый год на баланс министерства принимаются новые дороги примерно по 60 км.

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.

 

  1. Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
  2. 4. Стратегические задачи сектора.
  • Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог в соответствие рабочим стандартам;
  • Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
  • Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
  • Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием.

 

Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.

 

  1. Бюджетные программы Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2023 — 2027 гг. включены 5 программ бюджетных расходов:

01.Управление и администрирование;

  1. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии;
  2. Реабилитация международных транспортных коридоров;
  3. Развитие транспортных отраслей в Кыргызской Республике;

05.Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта.

Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:

-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;

— План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы;

— Основные направления развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372;

— Концепция развития автомобильного транспорта Кыргызской Республики на 2020-2024 годы, утвержденной приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 15 января 2020 года №7, в рамках делегированных полномочий.

 

Программа 4301. Управление и администрирование

 

Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.

 

Мера 430101 Управление и администрирование отрасли на центральном уровне.

 

 

Программа 4302. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии.

 

Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами.

 

Мера 430201. Подготовка проектно-изыскательских работ и экспертизы для ремонтных работ;

Мера  430202. Капитальный ремонт (строительство мостов и дорог);

Мера  430203. Средний  ремонт (асфальтобетонные покрытия, ШПО, черногравийные покрытия, гравийные покрытия);

Мера  430204. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.);

Мера  430205. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;

Мера  430206. Разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров;

Мера 430207. Административные расходы на содержание автомобильных дорог (ЗП и содержание АУП, ТОП и МОП);

Мера 430208. Приобретение техники.

Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

  • Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
  • Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
  • Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
  • Повышение безопасности дорожного движения.

 

Программа 4303. Реабилитация международных транспортных коридоров

Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала.

 

Мера 430301 Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Бишкек-Нарын-Торугарт).

— проект реабилитации автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, направлен на реабилитацию участка с 272 по 365 км, протяженностью 93 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ);

Мера 430302 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана):

-проект реабилитации автодороги Ош-Баткен-Исфана, направлен на реабилитацию участка с 75-108 км протяженностью 33 км, финансируется Исламским банком Развития (ИБР);

-проект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км.

— проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош». Строительство тоннеля на 400 км дороги БО; предотвращение камнепада на 409 км дороги БО, предотвращение оползня на 451 км дороги БО, (JICA) (Грант) ВБ.

 

Мера 430303 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош):

— проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3(автодорога Бишкек-Ош), Фаза 4 (участок Бишкек – Кара-Балта), протяженностью 45,1 км, участок автомобильной дороги Кара-Балта – Суусамыр до тоннеля Тоо-Ашуу (км 61 – км 129), финансируется Азиатским банком Развития (АБР);

— проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV» (участок Маданият – Жалал-Абад), протяженностью 67 км финансируется Азиатским банком Развития (АКФ ЕАБ, АБР);

-проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» направлен на  снижение рисков природных бедствий и предотвращение чрезвычайных ситуаций посредством строительства снегозащитной галереи, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.

Указанный проект предусматривает: 1.   Строительство снегозащитной галереи (тип арочной трубы) на 246 км автодороги Бишкек-Ош;  2. Строительство подъездных дорог с обеих сторон снегозащитной галереи;

 

Мера 430304 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)

— проект реконструкция альтернативной автодороги Север-Юг, направлен на строительство участка с 159-183 км протяженностью 24 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития (ИБР, СФР).

Донорами как АБР, ЭИБК финансируется:

  • проект «Строительство альтернативной дороги Север-Юг. участок Казарман-Джалал-Абад, Балыкчы-Арал» Фаза 1 ЭИБК КНР, общей протяженностью 125 и строительство тоннеля через перевал Кок-Арт длиной 3,8 км;
  • проект «Строительство альтернативной дороги Север-Юг» Фаза-2. ЭИБК КНР. протяженностью 99 км и строительство 2-х эстакадных мостов;
  • проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3» АБР. Протяженностью 70 км;
  • проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование» АБР. Протяженностью 70,1 км;

 

Мера 430305.  Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Тараз-Талас-Суусамыр)

 

— проект реабилитации автодороги Тараз-Талас-Суусамыр, Фазы III, направлен на реабилитацию участка с 75-105 км, протяженностью 30 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития;

— проект по реконструкции моста через реку Урмарал на автомобильной дороге Талас – Тараз» между Японским агентством международного сотрудничества (грант JICA).

 

Мера 430306. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного  направления (Балыкчы-Каракол-Балыкчы):

 

— проект реабилитации кольцевой автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (уч. с Балбай  Баатыр — г. Каракол) (ЕБРР);

 

— проект реабилитация автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо),      (с. Корумду-с. Балбай Баатыр), направлен на реабилитацию участка с 104-184,5 км, протяженностью 80,5 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ).

 

-Третья фаза  Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч. Туп-Кеген км 39 -76  и развитие туризма).

 

Текущий проект состоит из трех компонентов, которые включают следующие мероприятия:

  1. Реабилитация участка протяженностью 52 км дороги в Иссык-Кульской области, включая участки дороги, соединяющего Тюп с КПП «Каркыра», а также придорожные сооружения и подъездные пути к историческому памятнику «Сан Таш Тамерлан», Закупка техники для обслуживания дорог, в частности, снегоуборочная техника, для круглогодичного функционирования дороги, консультационные услуги для осуществления технического надзора за строительными работами.
  2. Обеспечение авиационной безопасности и обслуживание, пересмотр Государственной программы безопасности (ГПБ), с соблюдением Стандартов и Рекомендуемых Практик ИКАО, согласно международным стандартам и Кыргызскому воздушному кодексу, оказание технической помощи для разработки авиационных нормативно-правовых актов.
  3. Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области, разработка Стратегии устойчивого развития туризма и мастер плана, включая применение на пилотной основе туристических сателлитных счетов (ТСС) в Иссык-Кульской области, строительство около пяти туристических сервисных центров (ТСЦ), оказание поддержки в создании и развитии геопарков на уровне местных сообществ в Тюпском и Аксуйском районах.

В рамках Третьей фазы программы в качестве приоритетной задачи, будет выступать транспортное сообщение между Иссык-Кульской областью в Кыргызской Республике и Алматинской областью в Республике Казахстан и далее до Китая, России и других соседних стран, таким образом, оказывая поддержку в создании интегрированного экономического движения внутри региона между странами. ПУРПС ЦА-3 включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. Кроме этого, проект предусматривает повышение потенциала Агентства гражданской авиации КР и Кыргызского авиационного колледжа им. Абдраимова, а также компонент по развитию туристического потенциала Иссык-Кульской области (строительство 5 туристических сервис-центров в Иссык-кульском регионе, пилотный проект по развитию геопарков и др.).

 Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

  • Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров.

 

Программа 4304. Развитие транспортной отрасли в Кыргызской Республике.

Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг, сохранность автомобильных дорог и развитие рынка авиаперевозок.

Мера 430401. Управление  автомобильным, водным транспортом и весогабаритным контролем (ААВТи ВК)

Мера 430402.  Управление гражданской авиацией (АГА).

 

 Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

  • Повышение качества предоставляемых транспортных услуг и пресечение фактов нарушения весогабаритных параметров.
  • Развитие и расширение рынка авиационных международных перевозок и услуг, а также развития внутренних воздушных линий.

 

Программа 4305. Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта  

Цель программы: Удовлетворение потребностей предприятий гражданской авиации и водного транспорта КР в квалифицированных специалистах.

 

Мера 430501 Среднее профессиональное образование для гражданской авиации в соответствии с государственным заказом на бюджетной основе;

Мера 430502 Высшее профессиональное образование для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики (контракт);

Мера 430503  Среднее профессиональное образование для гражданской авиации и повышение квалификаций и переподготовка авиационных специалистов (на платной основе)

Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде,

  • Комплектация отраслей транспорта хорошо подготовленным кадровым составом;
  • Повышение эффективности производственной деятельности за счет проведения научных исследований в области гражданской авиации водного транспорта.

 

Финансовый анализ

 

  2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год
(факт) (утвержд.) (план) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
ИТОГО Министерство транспорта и коммуникаций КР
  Бюджетные средства 1980151,9 2627046,7 3973518,2 7282054,2 8666182,8 9709460,6 10913076,6
  Средства аккумулируемые на специальных счетах 121719,7 73109,0 80609,0 85609,0 85609,0 85609,0 85609,0
  Государственные инвестиции (внешнее финансирование) 8850594,0 10141256,8 13047830,8 14945503,7 17237467,7 4029938,7 3245561,3
  Внебюджетные источники 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Всего по программе по МТК КР из них: 10952465,6 12841412,5 17101958,0 22313166,9 25989259,5 13825008,3 14244246,9
  — из республиканского бюджета 10952465,6 12841412,5 17101958,0 22313166,9 25989259,5 13825008,3 14244246,9
  — из внебюджетных источников 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

 

Финансовый план по всем бюджетным программам на 2023 год будет составлять 17 101 958,0 тыс, сомов в том числе по текущему бюджету 4 054 127,2 тыс, сомов, по средствам аккумулируемые на специальных счетах прогнозируется поступление денежных средств в сумме 80 609,0 тыс, сом по Авиаинституту.

 

 

Начальник управления экономики,

бухгалтерского учета и отчетности                                                      А. Дж. Дуйшебаев