mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Пояснительная записка к отчету о достижении индикаторов результативности Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики за 2019 год

Пояснительная записка
к отчету о достижении индикаторов результативности Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики за 2019 год
Определение и описание сектора
Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей, меньшими масштабами представлены водные пути.
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.

Стратегические цели и задачи сектора
Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
Для достижения основной стратегической цели, сектор, при содействии Министерства, выполняет следующие основные задачи, ориентированные по стратегическим отраслевым направлениям развития:
• Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог к соответствию рабочим стандартам;
• Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
• Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.

Бюджетные программы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики
В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2019 — 2021 гг. включены 6 программ бюджетных расходов:
1) Планирование, управление и администрирование;
2) Приведение внутренней сети дорог к рабочим стандартам;
3) Реабилитация международных транспортных коридоров;
4) Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики;
5) Государственная поддержка гражданской авиации и обеспечение воздушной безопасности;
6) Предоставление среднего и высшего профессионального авиационного образования.

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики обеспечило в 2019 году устойчивое функционирование всех видов транспорта и дорожной сети. Степень и оценка достижений составляет 100%.
В соответствии с долгосрочным проектом Национальной Стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года УП № 221 и принятого VII заседанием Национального Совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики, проводились работы по исполнению задач, поставленных руководством страны и Правительством Кыргызской Республики следующими стратегическими документами:
1. План мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание», утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29.03.2019г. № 140 и № 141.
2. «Дорожная карта» для реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» утвержденная распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2019 года №20-р во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 11 января 2019 года УП №1 «Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны».
3. План мероприятий Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2019 год по развитию регионов, разработанный в соответствии с планом мероприятий по развитию регионов на 2018-2022 годы, утвержденного распоряжением ПКР от 24 июня 2019 года №230-р.
4. План действий/обязательств Министра транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2019 год, утвержденного Премьер министром КР М. Д. Абылгазиевым.

Реализация Отраслевых программ.
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики работает над реализацией 3-х отраслевых программ:
1. Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года №558;
2. Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 марта 2016 года № 131;
3. Основные направления развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы, утвержденное постановлением Правительства КР от 1 июля 2016 года N 372.

По Основным направлениям развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы, план мероприятий содержит восемь приоритетных направлений и 34 мероприятие по достижению цели Программы: который рассчитан на пять лет.
Срок исполнения Плана мероприятий с 2014 года по 2020 год. На 31 декабря 2019 года из 34 пунктов Плана мероприятий исполнено 22 пункта из них 5 пунктов исполняются на постоянной основе. Частично исполнено 12 пунктов, так как срок их выполнения с 2014 года по 2020 год.

По Программе Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, план мероприятий содержит восемь приоритетных направлений по достижению цели Программы:
Приоритетные направления достижения цели Программы по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики предусматривают решение поставленного комплекса задач, в рамках которых по каждому приоритетному направлению сформулированы мероприятия, составляющие основу Плана мероприятий по реализации Программы.
План мероприятий по приоритетным направлениям по достижению целей Программы содержит шестьдесят одно мероприятие, которое рассчитано на пять лет.
Вместе с тем, анализ выполнения Плана мероприятий, на текущий период времени, показывает, что по 5 мероприятиям, работы продолжаются, исполнителями, которых являются министерства КР (МИД, МКИТ, МЭ, МФ). По остальным 56 мероприятиям, которые должны выполняться в период 2016-2020 годы, полностью выполнены – 24, в процессе реализации – 30, на постоянной основе – 2.
По всем мероприятиям, Министерством транспорта и дорог КР, АГА при МТиД КР, ГП «Кыргызаэронавигация», ОАО «МАМ» и Кыргызским авиационным институтом ведутся соответствующие работы по реализации данной Программы.
В рамках реализации «Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы («ОНРДО-2025») в План действий Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики поставлены 11 задач, из них в период 2016-2020 года исполнены 5 задач, 1 задача не исполнена (внедрение платных дорог). Из предусмотренных 5 мероприятий до 2020 года исполнены 2мероприятия, Также, 3 мероприятие в процессе реализации. Степень и оценка достижений составляет 92,3%.
Кроме указанных документов, приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 15 января 2020 года №7 утверждена Концепция развития автомобильного транспорта Кыргызской Республики на 2020-2024 годы.
Вместе с тем отмечаем, что сроки реализации Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики и Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики истекает в 2020 году и данные документы теряют актуальность.
В этой связи, необходимо в течение 1-го полугодия 2020 года необходимо разработать новые стратегические документы по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики и железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2021-2026 годы.
Кроме этого, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 сентября 2019 года №468 “Об упорядочении деятельности государственных предприятий”, ГП «НК «Кыргыз темир жолу», ГП «Кыргызаэронавигация», ГП «Кыргызавтобекети», ГП «ПИ «Кыргыздортранспроект» в срок до 1 марта 2020 года необходимо разработать стратегические планы развития на ближайшие 3 года.

1) Программа «Планирование, управление и администрирование»
Бюджетные меры:
1. Обеспечение общего руководства;
2. Обеспечение финансового менеджмента и учета;
3. Управление человеческими ресурсами;
4. Правовая поддержка;
5. Поддержка внешних связей и связи с общественностью;
6. Организация деятельности и службы обеспечения;
7. Общая координация развития и обеспечение мониторинга транспортной, дорожной отрасли и гражданской авиации.

Индикаторы результативности:
По итогам 2019 года центральным аппаратом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики достигнуты основные индикаторы результативности бюджетной программы «Планирование, управление и администрирование».
Оценка деятельности министерства — 87,0 баллов. Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в результате опроса населения, индексы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики в 2019 году в результате проделанной работы, по сравнению с 2018 годом значительно улучшились.
Индекс доверия населения к Министерству транспорта и дорог КР по сравнению с 2018 годом улучшился на 7,7 баллов и составил 24,6 балла (2018 год – 16,9 баллов), при этом индекс доверия по республике увеличился всего на 2,6 балла, с 25,2 до 27,8 баллов.
Судебные споры-2 единиц, из них 2 судебные споры выиграны в пользу министерства. Положительные упоминания о работе министерства в средствах массовой информации составили 3200 единиц, что больше с аналогичным периодом прошлого года на 706 единиц.
Документооборот. За 2019 год количество объема входящих документов составило 19002, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 2324 или на 114%, исходящих документов 10820, что меньше на 114, в том числе 417 нормативных правовых актов, из них взято на контроль – 417.
Из вышестоящих органов поступило 4675 документов, из них взято на контроль 4612 документов, исполнено 4612 поручений. Сравнительно с 2018 годом исполнение документов с нарушениями сроков исполнения уменьшилось на 8, а поручений Аппарата Правительства Кыргызской Республики уменьшилось на 14, из 4675 документов поступивших из вышестоящих органов подлежало исполнению в однодневные, 2-х и 3-х дневные сроки и сроки «весьма срочно» и «срочно» — 1485 документов, что составляет 32,0 %.
Причиной несвоевременного исполнения контролируемых документов является, имеющие очень короткие сроки исполнения.
За отчетный год в министерство поступило 596 писем, обращений и заявлений граждан, взято на контроль — 596, исполнено — 596, из них -2 заявления исполнено с нарушением срока рассмотрения, что составляет 0,4 %.
Обращения и заявления граждан поступали с Аппарата Президента КР-97, Совета безопасности — 4, с Аппарата Правительства КР -199 и поступило напрямую от заявителей — 296. Кроме этого, через портал, в электронном виде поступило 23 обращения, все рассмотрены в установленные сроки.
Анализ исполнения контрольных документов показал, что по сравнению с 2018 годом в целом по министерству проводимая работа улучшилась.
В нормотворческой деятельности, разработано 34 НПА, в том числе 11 Законов КР, 12 постановлений Правительства КР, 11 распоряжений Правительства КР. Из них принято 16 НПА (47,1%), в том числе 3 Закон КР (27,3%), 5 постановлений Правительства КР (41,7%) и 8 распоряжений Правительства КР (72,8%).

2. Программа «Приведение внутренней сети дорог к рабочим стандартам»
Бюджетные меры:
2.1. Капитальный ремонт (строительство мостов);
2.2. Средний ремонт, в том числе:
— устройство асфальтобетонных покрытий;
— устройство ШПО;
— устройство черногравийных покрытий;
— устройство гравийных покрытий;
— ремонт и укрепление мостов и сооружений;
— разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров.
2.3. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.);
2.4. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;
2.5. Проектно — изыскательские работы и экспертиза;
2.6. Консультационные услуги;
2.7. Материально — техническое обеспечение;
2.8. Паспортизация дорог;
2.9. Улучшение качества предоставления государственных услуг в области автодорог (содержание АУП и ИТР).
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» на ремонт и содержание автомобильных дорог на 2019 год предусмотрено 1 984,6 млн. сом, в том числе по текущему бюджету 1 867,6 млн. сом. и по специальным средствам 117,0 млн. сом. Кроме этого, по статье «Государственные капитальные вложения» предусмотрено 1 818,0 млн. сом.
Общий бюджет Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2019 год с учетом средств государственных капитальных вложений составил 3 802,5 млн. сом.
За 2019 года общее финансирование по дорожной отрасли составило 3 672,4 млн сомов или 99,6% от предусмотренных средств на 2019 год, из них:
— по текущему бюджету – 1 854,4 млн.сом (99,3 %);
— по статье ГКВ в сумме – 1 818,0 млн.сом (100%).
По данным, подведомственными предприятиями Департамента дорожного хозяйства при МТиК КР выполнены объемы работ на 3 900,8 млн. сом. Из них, выполнение по текущему бюджету составило 2 263,4 млн. сом, по объектам госкапвложений – 1 637,4 млн.сом.
За 2019 год устройство асфальтобетонного покрытия выполнено протяженностью 337,2 км из них:
— по текущему бюджету – 137,8 км;
— по ГКВ – 58,5 км;
— по ГКВ (райцентр) – 140,9 км;
также выполнено:
— устройство ШПО — 197,5 км
— устройство черногравийного покрытия – 22,8 км;
— устройство гравийного покрытия – 115,7 км;
— завершено строительство — 6 мостов.

По устройству асфальтобетонного покрытия улиц районных центров всего утвержден 113 объектов улиц и дорог протяженностью 139,6 км, в том числе по программе 20 «точек роста» малых городов утвержден 27,4 км. За 2019 год устроено 140,9 км дорог улиц райцентров, в том числе улиц малых городов 29,4 км из них: г. Токмок-3 км; г. Каракуль 2,7 км; г. Таш-Көмүр -3,0 км; г. Көк-Жангак- 1 км; г. Каракол – 1,4 км; г. Талас-3 км, также в г. Балыкчы устроено 3 км, г. Нарын – 0,7 км, с. Кочкор 1,5км, г Исфана 1,0 км, г. Баткен 1 км, г. Кадамжай — 2,0 км, г. Озгон-1,6 км, г. Кара-Суу-1 км, Жала-Абад-0,5 км и г. Кербен 3 км асфальтобетонное покрытие.
В рамках проведения «Национальных игр кочевников», в Таласской области выполнены работы по ремонту внутренних дорог комплекса «Манас ордо», а также, по автомобильной дороге «Талас-Балбал» уложено асфальтобетонное покрытие протяженностью 2,0 км.
В целях обеспечения независимого проезда автотранспортных средств на приграничных районах Баткенской области проведены работы на следующих автомобильных дорогах:
— устроено асфальтобетонного покрытия на автодороге Кок-Таш-Ак-Сай-Тамдык, участок Кокташ-Аксай протяженностью 7 км;
— на автодороге Аксай-Рават протяженностью 6 км проведены работы по уширению проезжей части дороги.
Автодорога Кокташ-Аксай-Тамдык (24,5 км)
Автомобильная дорога Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду
С начала строительства завершены работы по устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия протяжённостью 84,3 км от села Тору-Айгыр до села Корумду и на участке с 0 по 7 км по ул. Ж. Аманбаева г. Балыкчы. Также завершены работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия протяжённостью 58,2 км. Объемы выполненных работ составляет — 4 409,4 млн. сомов.
За 2019 год, по оперативным данным, по сравнению с началом года дебиторская задолженность увеличилось на сумму 172,9 млн. сом. Так, если дебиторская задолженность на начало года составляла 182,4 млн. сом, то на 1 января 2020 года составила – 355,4 млн. сом.
Увеличилась кредиторская задолженность на сумму 255,1 млн. сом, если на начало года она составляла 444,7 млн. сом, то на 1 января 2020 года составила – 699,8 млн. сом.
За 2018-2019 годы проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования протяженностью 2614 км, из них в 2019 году -1707 км.
В рамках проекта создания Системы управления дорожными активами (СУДА) были обследованы автомобильные дороги и проведена инвентаризация автомобильных дорог и дефектов покрытия протяженностью 5800 км. международного, государственного и местного значения.
Проведены проектные работы по разработке проектно-сметных документаций (ПСД) на сумму 3 057,9 тыс. сомов на 84-х обьектах.
Плановые значения индикаторов результативности за 2019 год достигнуты по всем бюджетным мерам.

3. Программа «Реабилитация международных транспортных коридоров»
В развитие транспортной инфраструктуры страны привлечены средства от международных доноров: Азиатского Банка Развития (АБР), Всемирного Банка (ВБ), Экспортно-Импортного Банка Китая (ЭИБК), Исламского Банка Развития (ИБР) совместно с Арабской Координационной Группой (АКГ).
Бюджетные меры
3.1. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления (Бишкек-Нарын-Торугарт;
3.2. 3.2.Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана);
3.3. Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош);
3.4. Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг);
3.5. Реабилитация международных транспортных коридоров 3.5 проект «Реабилитация а/д Тараз-Талас-Суусамыр» Ф-3 ,км 75-105;
3.6. Проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» (JICA) (Грант) ВБ, Проект усовершенствования мастерских для технического обслуживания дорожной техники (JICA) (Кредит) ВБ.

ГРИП Азиатский банк развития:
Проект «Альтернативная автодорога Север-Юг», Фаза 1 общей протяженностью 150,9 км, участок Казарман-Джалал-Абад (км 291-433) и участок Балыкчы-Арал (км 183+500 — 195+486) и строительство тоннеля через перевал Кок-Арт, длиной 3,8 км.
Участок 1 с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал, протяженностью 12,4 км, полностью завершен в конце строительного сезона 2016 года. Принят в эксплуатацию со стороны ДЭУ №24.
Участок 2 с. с. Казарман – г. Джалал-Абад, протяженностью 113,5 км, включая тоннель на перевале Кок-Арт.
Уложено асфальтобетонное покрытие:
Нижний слой 115 км, толщиной 9 см;
Верхний слой (ЩМА) 106 км, толщиной 6 см.
Проходка тоннеля с галереей:
Общая проходка тоннеля – 2794 м из 3800 м
с южного портала – 1072 м, штольня – 1254 м.
с северного портала – 1723 м, штольня – 1729 м.
Строительные работы освоены на сумму 303,6 млн. долл. США (75,9%), (в том числе с начала 2019 года строительные работы были выполнены на 10,2 % от контрактной стоимости или 40,7 млн. долл. США).
В настоящее время, на проектном участке выполняются работы по зимнему содержанию. С начала строительного сезона 2019 года выполнена укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 10 км.

Проект «Альтернативная дорога Север-Юг», Фаза 2 протяженностью 99 км, участок Арал – Казарман (км 195 — 291) и строительство 2-х эстакадных мостов.

Стоимость 1 км дороги (без учета стоимости Эстакадных мостов):
Новое строительство – 2,8 млн. долларов США;
Реконструкция — 1,3 млн. долларов США;
Стоимость эстакадных мостов — 29,4 млн. долларов США (стоимость 1 п.м. – 20 тыс. долларов США).
Ход работ:
Уложено асфальтобетонное покрытие:
Нижний слой 73 км, толщиной 9 см;
Верхний слой (ЩМА) 54 км, толщиной 6 см.

На проектном участке ведется строительство 2-х эстакадных мостов общей протяженностью 1472 пм.
1. Эстакадный мост на 282 км — длиной 1076 м, залиты все 76 свай, из 36 опор 33 полностью завершены, 3 опоры завершены на 90%.
Забетонировано 133 коробчатых балок из 140.
Произведен монтаж 60 балок пролетного строения. (14 пролетов).
Данный мост завершен на 70% от общего объема строительных работ.
2. Эстакадный мост на 285 км — длиной 396 м, из 38 свай все завершены, также возведены все 19 опор средней высотой 20 м.
Забетонированы и смонтированы все 72 коробчатые балки, 18 пролетов. Производятся работы по омоноличиванию балок в пролетах.
Данный мост завершен на 90% от общего объема строительных работ.
Строительные работы освоены на сумму 252,4 млн. долл. США (84,5%), (в том числе с начала 2019 года работы были выполнены на 15,6 % от контрактной стоимости или 46,5 млн. долл. США).
В настоящее время, местами ведутся строительные работы, а также на проектном участке выполняются работы по зимнему содержанию. С начала строительного сезона 2019 года выполнена укладка асфальтобетонного покрытия (нижнего и верхнего слоя) на протяжении 33 км.
Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 3, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3 (89 км – 159 км, участок Эпкин-Башкууганды).
Средняя стоимость 1 км дороги — 570 тыс. долларов США
Ход работ:
С апреля 2019 года на проектном участке были начаты полномасштабные строительные работы. В строительном сезоне 2019 года Подрядчиком были выполнены работы по расчистке проектного участка, вырубке деревьев, удалению почвенно-растительного слоя и непригодного материала, выемке грунта и возведению насыпи, устройство земляного полотна.
От Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования КР было получено временное разрешение на разработку 12 гравийно-песчаных карьеров.
 количество вырубленных деревьев: 713 шт.
 площадь расчищенной и подготовленной полосы: 21 га.
 объем выемок составляет порядка: 203 645,04 м3.
 объем возведенной насыпи: 72 081,93 м3.
 объем устроенного земляного полотна: 14 987,9 м3.
 объем скиркованного асфальта: 3 962,9 м3.
С начала 2019 г. на участок было мобилизовано 134 единиц дорожно-строительной техники. Всего на участке задействованы 224 человека.
Общий объем выполненных физических работ составляет порядка 10 %.

Дополнительное финансирование проекта Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, протяженностью 70,1 км.
Отбор подрядчика находится на завершающей стадии. В настоящее время проводятся работы по подготовке контракта к подписанию с Подрядчиком.

Проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3 автодорога Бишкек-Ош, Фаза 4, протяженностью 45,1 км (км 15,9 – км 61).
Компонент 1 (Реконструкция автодороги Бишкек – Кара-Балта, участок км 15,9 – км 61):
Средняя стоимость 1 км дороги 1,5 млн. долл. США
Ход работ:
Согласно последнего промежуточного сертификата на оплату за выполненный объем работ со стороны Министерства подрядчику оплачено 36 млн. долл. США (с учетом аванса) или 51 % от контрактной стоимости.
С начала 2019 года подрядчиком выполнено основание дороги (Саббейс и бейс) порядка 23,6 км, укладка органоминеральной смеси (черный щебень) 23,45 км и нижнего слоя асфальтобетонного покрытия 21 км.
Мосты через реки Джеламыш, Жантай, Сокулук, Крепостной, Ак-Суу завершены
на 88,2 – 96 %.
Подземные пешеходные переходы на участках 33,1 -59,6 км завершены на 90%.

Компонент 2 (Пилотный проект Контракта на содержание участка Кара-Балта – тоннель Тео-Ашуу участок км 61 – км 129):
С начала года Подрядчиком завершены берегоукрепительные работы на 89 км автодороги протяженностью 144 метра с устройством габионной сетки. Произведены работы по побелке и покраске барьерных парапетов, и нанесению дорожной разметки. Завершены работы по ямочному ремонту общей площадью 6000 м2. Завершены работы по устройству шероховатой-поверхностной обработки общей площадью 45 000 м2.
Общий объем выполненных работ на сегодняшний день составляет 90 %.

Проект «Реконструкция автодороги Бишкек-Ош, Фаза 4 (участок с. Маданият – г. Джалал-Абад, протяженностью 67 км)».
Средняя стоимость 1 км дороги — 770,3 тыс. долларов США
Строительный сезон 2019 года, генеральным подрядчиком завершена разработка детального проекта, получено положительное заключение Государственной экспертизы. Подрядчиком мобилизавана дорожно-строительная техника.
Толщина асфальтобетонного покрытия:
Нижний слой, толщина 9 см;
Верхний слой, толщина 6 см.
Строительные работы освоены на сумму 2,78 млн. долл. США (5%).
Ход работ:
 ведутся работы по расчистке дорожной полосы и возведению земляного полотна.
 Экскавация растительного слоя – 30121 м3;
 Экскавация излишнего грунта – 43978 м3;
 насыпь, обычный материал из выемок – 58949 м3;
 разбивка центральных осей конструкций – 3,03 км;
 ведутся работы по строительству на двух мостах на км 517 и км 573;
 Привлечено 117 ед. техники и более 170 чел. рабочей силы из них 22 чел. иностранцы.

ГРИП Исламского банка развития
Проект «Реконструкция автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, км 272-365»
Общее выполнение с начала строительных работ составило 41,2 млн. долл. США или 90,8 % от контрактной стоимости. Строительные работы завершены 31 июля 2017 г.
Объекты Кочкорского района (протяженность 14,2 км) находящиеся на гарантийном периоде ответственности за недостатки 27 сентября 2019 года были переданы в ДЭУ-955 для эксплуатации и содержания.
Объекты в Нарынском районе (протяженность 15,55 км) находящиеся на гарантийном периоде ответственности за недостатки 24 декабря 2019 года были переданы в ДЭУ-41 для эксплуатации и содержания.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики С. Жээнбекова «Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны», на основании решения Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 9 апреля 2019 года «Об обращении жителей Ат-Башинского айыльного аймака Ат-Башинского района и Жерге-Тальского айыльного аймака Нарынского района», запросов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, поручений Аппарата Правительства КР, Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова относительно исполнения вышеуказанного решения Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, Министерством транспорта и дорог КР были направлены запросы в фонды АКГ об одобрении использования остатка сэкономленных средств проекта.
В соответствии с одобрениями СФР, КФАЭР, ОПЕК и ФРАД, 18 сентября 2019 года было подписано Дополнение №4 к контракту между Министерством транспорта и коммуникаций КР и кувейтско-китайским СП «Копри/Синохидро» на выполнение дополнительных работ в Ат-Башинском и Нарынском районах.
В настоящее время объекты Ат-Башинского и Нарынского района переданы на зимнее содержание.
Проект «Реконструкция автодороги Тараз-Талас-Суусамыр, Фаза III, км 75-105»
Общее выполнение с начала строительных работ составило 16,7 млн. долл. США или 95 % от контрактной стоимости. Основные строительные работы по проекту были завершены 26 декабря 2017 г.
В ходе выполнения основных строительных работ во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 10 января 2018 года №2 «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов» и в соответствии с обращениями местных органов власти и жителей было получено одобрения доноров на использование сэкономленных средств проекта для дополнительных строительных работ, связанных с обеспечением безопасности и улучшением инфраструктуры населенных пунктов, расположенных вдоль проектного участка.
В 2019 году с Подрядчиком завершено строительство арки при въезде в г. Талас, завершено устройство тротуаров протяженностью 12000 п.м., установлены дополнительно 122 шт. дорожных знаков и принимаются меры для полного завершения оставшихся работ по асфальтированию тротуаров, а также работ по установке дополнительных светофоров, а также принимаются меры по привлечению собственных средств для завершения оставшихся дополнительных работ.
В соответствии с пунктом 2.04 подписанного Кредитного соглашения дата закрытия кредита установлена 30 декабря 2020 года.

Проект «Реконструкция автодороги Ош-Баткен-Исфана, км 75-108»
Технический надзор за строительными работами осуществляется консультационной компанией «Спектрум Инжиниринг Консалтантс» (Ливан).
Общее выполнение сначала строительных работ составляет 5,8 млн. долл. США или 32,1 % от стоимости контракта, в том числе выполнены следующие виды работ:
— завершены земляные работы в объеме 72459 м3;
— завершено строительство и ремонт 138 шт. водопропускных труб и ведутся работы на 3 трубах.
— строительство нового моста на км 96+896 завершено;
— уложено 20 км асфальтобетонного покрытия.
— ведутся ремонтные работы моста на км 90+350;
— на строительстве нового моста км 78+342 строительство объезда и демонтаж старого моста завершено и ведутся бетонные работы по заливке опоры фундамента и подпорной стенки моста – 362м3 (подпорная стенка — 137м3; фундамент — №2-132м3; опоры — 93);
В соответствии с письмом Исламского банка развития от 8.08.2019 г. срок завершения строительных работ продлен до 14 мая 2020 года в целях выполнения дополнительных работ по просьбе местных жителей, айыл окмоту, Государственной администрации Кадамжайского района и мэрии г. Кызыл-Кия.

Проект «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183»
20.12.2019г. подписан контракт между Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики и совместным предприятием «MOST-GROUP and China Road and Bridge Corporation» на выполнение гражданских работ.
В настоящее время ожидается Подрядчиком предоставление банковской гарантии на выполнение работ. Строительные работы планируется начать в 2020 году.

ГРИП Всемирного банка

Проект «Первая фаза программы по улучшению региональных путей сообщения в ЦА» — ПУРПС ЦА-1 (дорожный коридор Ош-Баткен-Исфана-Худжант)
В рамках проекта осуществляется реабилитация участков дорожного коридора Ош-Баткен-Исфана-Худжант, общей протяженностью около 56 км, в частности, Исфана–КПП Кайрагач, протяженностью 36,08 км, Баткен-Торткуль, протяженностью 14,30 км и Баткен-КПП Кызыл-Бель, протяженностью 6,11 км.
По результатам года строительные работы на всех участках завершены. При этом следует отметить, что в 2019 году осуществлялись работы только на участке Исфана-КПП Кайрагач. На остальных участках работы были завершены еще в 2018 году. Оставшиеся работы по обустройству участка Исфана-КПП «Кайрагач» (парапеты, кюветы, съезды) будут завершены в рамках периода ответственности за дефекты, который продлится до июля 2020 года.

Другая деятельность в рамках проекта
Как известно, в рамках ПУРПС ЦА-1 было установлено оборудование для динамической системы весогабаритного контроля (ДСВК) в контрольно-пропускных пунктах на севере республики — «Сосновка», «Кемин» (2017 год), на юге республики — «Каратай», «Жан-Арык» и «Кок-Тала» (2018 год). Вышеуказанное оборудование передано на баланс ГААВТиВК.
В 2019 году на сэкономленные средства проекта было закуплено и установлено оборудования ДСВК для дополнительных постов — Ак-Тилек, Чалдовар и Чон-Капка. По результатам года установка ДСВК на этих пунктах завершена, оборудование передано на баланс в ГААВТиВК.
Также в рамках данного проекта в 2019 году была завершена закупка дорожно-эксплуатационной техника (порядка 50 единиц на сумму более 3 млн. долл. США) для УАД ОБИ.
Проект ПУДПС ЦА-1 официально завершился 15 ноября 2019 года. По завершению проекта освоение средств было осуществлено в полном объеме, с учетом перераспределений и отмены неиспользованных средств. Освоение средств по гранту составило 99,5% , по кредиту — 94,1%.
Проект «Улучшение магистральных дорог международного значения» (автодорога Ош-Баткен-Исфана, км 28-75). Указанный проект предусматривает два компонента:
1) реабилитации участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км;
2) предотвращения стихийных бедствий на существующей дороге Бишкек-Ош. В рамках указанного Проекта японской стороной отобраны участки, на которых будет осуществляться строительство инженерно-защитных сооружений для защиты автодороги от стихийных бедствий природного характера, в частности, на км 400,1 – 400,8 (предполагаемое строительство тоннеля); на км 409 (строительство защитного сооружения от камнепадов); на км 451 (строительство подпорной стенки от оползня).
В 2019 году продолжалась разработка детального дизайна для данного проекта консультационной компанией.
Консультационные услуги начались в июне 2018 года. Разработку детального проекта, подготовка чертежей, а также тендерных документов по отбору подрядчика планировалось завершить в декабре 2019 года. Однако, в виду дополнительных работ срок завершения детального проекта продлен до февраля 2020 года.
Изменения в графике работ консультанта также были связаны с задержкой таможенных процедур при поставке геолого-разведывательного оборудования (задержка на 2 месяца). В связи с данной задержкой геологоразведовательные работы пришлось осуществлять в зимний период, что существенно затрудняло установку оборудования вдоль дороги Бишкек-Ош, где планируется строительство защитных сооружений.
На конец отчетного периода общий процент выполненных работ по детальному проектированию составил более 80%.
Начало строительных работ запланировано на ноябрь 2020 года с завершением в 2023 году.
Проект «Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в ЦА» — ПУРПС ЦА-3 (автодорога Тюп-Кеген и др.)
ПУРПС ЦА-3 включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. Кроме этого, проект предусматривает повышение потенциала Агентства гражданской авиации КР в области надзора за безопасностью полетов, укрепление потенциала Кыргызского авиационного института им. Абдраимова. Еще одним важным компонентом проекта станет строительство пяти туристических информационных сервис-центров и поддержка в области развития туристической статистики и геопарков.
В 2019 году были осуществлены все необходимые процедуры для начала реализации проекта. Так, 3 июля 2019 года было подписано соглашения о финансировании между Кыргызской Республикой и Международной Ассоциацией развития Всемирного банка по проекту ПУРПС ЦА-3, после чего были начаты процедуры по его ратификации. 16 ноября 2019 года вышеуказанное финансовое соглашение было ратифицировано соответствующим законом КР.
Кроме того, ГРИП ВБ выполнил все необходимые условия для вступления финансового соглашения в силу, в частности осуществил разработку операционного руководства проекта, которое является неотъемлемой частью финансового соглашения.
Строительные работы в рамках проекта планируется начать в строительном сезоне 2020 года.
4. Программа «Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий, направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики»

Бюджетные меры:
4.1.Государственное регулирование деятельности в области автомобильного и водного транспорта;
4.2. Создание благоприятных условий для отечественных автоперевозчиков и проведение мероприятий по интеграции в международную транспортную систему;
4.3.Усиление весогабаритного контроля:
— Увеличение количества мобильных групп транспортного контроля;
— Автоматизация пунктов транспортного контроля.
4.4.Усиление транспортного контроля за пассажирскими перевозками (автобусы и микроавтобусы).

Связь с приоритетами Правительства: Во исполнение Постановления Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372 «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы» относительно Агентства автотранспорта предусмотрен пункт 5.2.8 «Обеспечение сохранности автомобильных дорог» где к 2025 году количество автоматизированных пунктов весогабаритного контроля будет доведено до 12 единиц.
В соответствии с постановлениями Правительства КР от 19.11.2007г. N556 и от 08.08.2011г. N454 на территории Кыргызской Республики утверждено 28 пунктов транспортного контроля (ПТК), из которых на 18 осуществляется весогабаритный контроль (ВГК). Для автоматизации деятельности Агентства по осуществлению транспортного контроля на 21 ПТК установлена автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК») и на 5 ПТК («Кемин», «Сосновка», «Жаны-Арык», «Каратай» и «Кок-Талаа») Динамическая система весогабаритного контроля, которая позволяет производить мониторинг за деятельностью и результатами работы инспекторского состава территориальных управлений через центральный сервер, установленный в центральном аппарате Агентства автотранспорта. ДСВК с августа месяца текущего года в тестовом режиме функционирует на ПТК «Чалдыбар» и «Ак-Тилек», с октября месяца на ПТК «Чон-Капка». Завершилось строительство нового ПТК «Чон-Капка», расположенного в Таласской области.
В настоящее время АИС «ЭТК» и АИС «ЕРН» функционируют во всех территориальных управлениях, по которым в автоматическом режиме вводятся результаты по итогам транспортного контроля, а также осуществляется обмен информацией, по результатам транспортного контроля международных грузовых перевозок на внешней границе ЕАЭС, на территории КР с органами транспортного контроля государств-членов ЕАЭС.
-За счет средств Всемирного банка на 5 ПТК установлена Система динамического весогабаритного контроля Betamont (СДВК Betamont). На ПТК «Жаны-Арык», «Кок-Талаа» и «Каратай» все строительные работы закончены в установленные сроки, СДВК Betamont работает в тестовом режиме. Остальные два поста «Сосновка» и «Кемин», оснащенные системой Betamont осуществляют деятельность в штатном режиме.
-По всей республике на постах транспортного контроля ведутся мероприятия по установке платежных терминалов. Организована работа по установке POS-терминалов для оплаты сборов и административных штрафов на ПТК.
— функционирует электронный реестр лицензии, разрешений и нарушителей транспортного законодательства Кыргызской Республики на сайте www.aat.gov.kg.
— на стадии разработки проекты межправительственных Соглашений в области автомобильного сообщения с Республикой Словения, Эстонией, Республикой Литва, Италией и Венгрией, на которые Агентством внесены предложения и замечания, о целесообразности принятия данных документов.
— из-за отсутствия судоходных рек и выхода к морю, водный транспорт в КР не получил широкого распространения. Судоходная отрасль существует, в основном, на озере Иссык-Куль, где, кроме малых судов, обслуживающих отрасль туризма, применяются суда, осуществляющие грузовые перевозки между двумя грузовыми пристанями г.Каракол и г.Балыкчы. Кроме озера Иссык-Куль пассажирские и грузовые перевозки водным транспортом осуществляются на средних и крупных озерах и водохранилищах (Токтогульское, Сон-Кол, Сары-Челек, Чатыр-Куль, Орто-Токой, Торт-Куль и т.д.).
За 2019 год поступило денежных средств от выдачи разрешительных документов, от взвешивания и измерения габаритных параметров, сбора штрафов и за административные правонарушения в сумме 71004,5 тыс. сомов, (2018 г. – 202882,9 тыс. сом.) в том числе:
№ Наименование сборов За 2018 г За 2019 г Отклонение %
1 — от лицензионных сборов 11461,8 9574,5 83,6
2 — от штрафов за адм. правонарушения 9114,7 4972,0 54,6
3 — от реализации разрешения 68419,5 30844,1 45,1
4 — от взвешивания 77564,1 1231,8 1,6 раза меньше
5 -от специальных разрешений, возмещение вреда и ущерба 36322,8 24382,1 59,5
Итого: 71004,5 202882,9 33,6

Агентством автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля в 2019 году было выдано 16204 лицензий, сумма от лицензионных сборов составило 9574500 сом, за аналогичный период 2018 г. выдано 19348 единиц на сумму 11461800 сом.
Из них:
— на пассажирские перевозки 11506 ед. (за 2018 г. – 12287 ед.);
— на международные грузовые перевозки 4402ед. (за 2018 г. – 6742 ед.);
— на деятельность юридических лиц 296 ед. (за 2018 г. – 319 ед.).

В настоящее время, автомобильный транспорт регулируется Международными дву- и многосторонними Соглашениями в области автомобильного транспорта, Законами Кыргызской Республики «О транспорте», «Об автомобильном транспорте» и множествами подзаконными актами Кыргызской Республики.
Агентство осуществляет регулирование и контроль деятельности на автомобильном транспорте, регулирование деятельности на водном транспорте, за исключением функций контроля и надзора, реализацию межправительственных договоров о международном автомобильном сообщении между Кыргызской Республикой и иностранными государствами, обеспечение контроля за соблюдением субъектами транспорта требований законодательства Кыргызской Республики и международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования.
В целях защиты интересов кыргызских автоперевозчиков и создания благоприятных условий на международном рынке автотранспортных услуг, дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами на обоюдной основе обменивается бланками разрешений с 41 государством. В 2018 году для организации международных автомобильных перевозок были получены 52785 шт. бланков разрешений, из которых за год реализованы 38783 шт. на общую сумму 68419500 сомов.
На 2019 год получены в общем количестве 59415 шт. бланков разрешений, из которых за 12 месяцев 2019 года были реализованы 46006 бланков на сумму 30844100 сомов.
Значительное уменьшение показателей сумм связано с введением Кодекса КР «О неналоговых доходах» и постановления Правительства КР от 15.04.19г. №159 «Об утверждении ставок государственной пошлины». В настоящее время государственная пошлина составляет:
— для физических лиц — 1-кратный размер расчетного показателя (100 сомов);
— для юридических лиц — 3-кратный размер расчетного показателя (300 сомов).
До 2019 года сумма за выдачу бланков составляла по направлению в КНР — 1500 сомов, по остальным направлениям — 2500 сомов. В этой связи наблюдается значительный спад показателей по сумме. При этом республиканский бюджет потерял по сравнению с 2018 годом около 38 млн. сомов.
За 12 месяцев 2019 года кыргызскими автоперевозчиками выполнено 167300 рейса, при этом перевезено 2518442 тонны груза. Вместе с тем, за аналогичный период за 2018 год кыргызскими автоперевозчиками было выполнено 127364 рейсов, и перевезено 1681294 тонн груза.
Рост грузоперевозок составляет 49,8%, т.е. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года объем грузоперевозок автомобильным транспортом увеличился на 837148 тонны.
За 12 месяцев 2019 года иностранными автоперевозчиками выполнено 62834 рейса, и перевезено 1018656 тонны груза. За аналогичный период 2018 года иностранными автоперевозчиками было выполнено 44576 рейс, при этом перевезено 674448 тонн груза.
Общий анализ грузоперевозок, выполненных кыргызскими и иностранными автоперевозчиками:

Годы
Кыргызские автоперевозчики в иностранные государства Иностранные перевозчики в Кыргызстан
рейс (въезд/выезд) груз (тонна) рейс (въезд/выезд) груз (тонна)
2018 127364 1,681294 44576 674448
2019 167300 2518442 62834 1018656

В целях усиления государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта на ПТК и мобильных группах, а также не допущения нарушений, установленных на территории Кыргызской Республики весогабаритных параметров автотранспортных средств, ААВТиВК был издан приказ №109 от 26 июня 2018 года. В соответствии с приказом:
-усилен транспортный контроль на ПТК и мобильных группах;
-усилен внутриведомственный контроль над деятельностью инспекторского состава вверенных им управлений;
-проведены среди перевозчиков разъяснительно – профилактические работы, направленные на профилактику административных правонарушений в сфере автомобильного транспорта.
Также, в рамках Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах с 1 января 2019 года, согласно статьи 59 сборы за взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров транспортных средств и сборы за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования изымается с владельцев автотранспортных средств и грузов с параметрами, превышающими нормы для проезда по дорогам общего пользования Кыргызской Республики.
Согласно постановлению Правительства от 2 мая 2012 года № 274 «Об утверждении размера сбора за взвешивание и измерение общей массы, осевой нагрузки, размеров и других линейных параметров транспортных средств», сборы за взвешивание и измерение общей массы, осевой нагрузки, размеров и других линейных параметров транспортных средств, следующих по автодорогам общего пользования Кыргызской Республики, изымается в сумме 250 (двести пятьдесят) сомов за каждую единицу автотранспортного средства.
При введении действия Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах, сумма сборов, перечисляемых в республиканский бюджет сократилась по сравнению с 2018 годом около 76,3 млн. сомов.
Также, в рамках Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях с 1 января 2019 года из компетенции Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля выпадают следующие статьи:
-нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном и техническом транспорте;
— нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте и электротранспорте;
— занятие предпринимательской деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и нарушение условий и правил лицензирования;
— осуществление иностранным перевозчиком международных автомобильных перевозок без разрешения или без специального разрешения;
— отклонение от установленного маршрута движения при перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении;
— отсутствие списка пассажиров при осуществлении международных нерегулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
— осуществление иностранным перевозчиком автомобильной перевозки между пунктами, расположенными на территории Кыргызской Республики;
— несоблюдение установленных весогабаритных параметров транспортных средств на территории Кыргызской Республики;
— нарушение требований правил организации пассажирских перевозок юридическими и физическими лицами, а также автовокзалами, автостанциями и автокассами;
— перевозка грузов автомобильным транспортом без документов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Ранее при рассмотрении проекта Кодекса о нарушениях в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики Министерством в связи с выпадением указанных статей были представлены замечания и предложения в Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по правопорядку и борьбе с преступностью, а также в Комитет Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям и архитектуре. Однако в принятом Кодексе о нарушениях замечания и предложения Министерства не были учтены и указанные административные правонарушения в области автомобильного транспорта, которые предусмотрены в действующем Кодексе об административной ответственности не включены в содержание Кодекса о нарушениях.
Помимо этого, Министерством были направлены предложения в адрес Министерства юстиции КР о необходимости внесения изменений в Кодекс о нарушениях, однако в связи в введением моратория на внесение изменений у указанный Кодекс, предложения Министерства также не были учтены.
Необходимо отметить, что с момента введения в действие Кодекса о нарушениях, действующие административные наказания в области автомобильного транспорта выходят из правового поля и на эти правонарушения административные воздействия не будут применены.
В соответствии с пунктом 3.1. «Положения о взаимодействии ГУОБДД МВД КР и ААВТиВК при МТД КР по вопросам организации и осуществления государственного контроля пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республики», утвержденного совместными приказами МТД КР№351 от 19.12.2018 года и МВД КР №1264 от 27.12.2018 года, был утвержден совместный План мероприятий по проведению совместных рейдовых мероприятий, направленных на исполнение требований главы 19 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях (далее — Кодекс).
Во исполнение совместного Плана действий, в период с 22 января 2019 года на территории Кыргызской Республики были начаты совместные рейдовые мероприятия сотрудниками ГУОБДД МВД КР и ААВТиВК при МТД КР. При проведении совместных рейдов особое внимание уделяется на транспортные средства занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов на предмет соответствия установленных на территории Кыргызской Республики весогабаритных параметров, наличия разрешительных документов на перевозку пассажиров и грузов, соответствие технического состояния пассажирского и грузового транспорта, в том числе самовольного переоборудования транспортных средств, а также ежедневного прохождения водителями регулярных автобусных маршрутов предрейсового медицинского освидетельствования и технического контроля.
5. Программам «Государственная поддержка гражданской авиации и обеспечение воздушной безопасности»
Бюджетные меры:
5.1. Улучшение качества предоставления государственных услуг в области гражданской авиации;
5.2. Обеспечение правительственных перевозок.

В настоящее время между Кыргызской Республикой и 31 государствами заключены Соглашения о воздушном сообщении, из них выполняются регулярные полеты между Кыргызстаном и Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Турцией, Китаем, Монголией, ОАЭ, Индией и государством Кувейт. Функционируют 38 воздушных линий, на которых выполняются регулярные рейсы, в том числе: 35 международных и 3 внутренних. На данных воздушных линиях еженедельно выполняются полеты 245 рейсов, в том числе 182 рейсов на международных и 63 рейсов на внутренних воздушных линиях.
Надо отметить, что на международных воздушных линиях 37 рейсов выполняются кыргызскими авиаперевозчиками и 145 рейсов — иностранными. При этом следует отметить, что количество рейсов в зимнее время сокращается, в летний период количество рейсов увеличивается.
По предварительным данным общий пассажиропоток за январь-декабрь 2019 года имеет небольшой рост по сравнению с тем же периодом 2018 года. Так общий пассажиропоток в целом увеличился на 4,7 %, из них по международным линиям – на 6,6 %. Объем перевозок отечественными авиакомпаниями сохраняет тенденцию к снижению пассажиропотока. Так за анализируемый период ими перевезено 1091654 пассажиров, со снижением на 22%. В том числе на международных воздушных линиях перевезено 524653 пассажиров, что на 33 % меньше по сравнению с тем же периодом 2018 года. По внутренним линиям наблюдается незначительное снижение пассажиропотока – до 3 %.
В целом отрицательная динамика вызвана сокращением рейсов (отменой рейсов по международным направлениям) авиакомпанией «Эйр Манас» в связи выбытием воздушного судна. Усилением конкуренции со стороны иностранных авиаперевозчиков, отсутствием господдержки для национальных авиакомпаний.

Иностранными авиакомпаниями за январь-декабрь 2019 год перевезено 1922333 пассажиров, что на 27 % больше по сравнению с показателями прошлого года.
В целях расширения географии полетов постоянно ведется работа по открытию авиарейсов на новых направлениях и увеличению количества выполняемых рейсов на существующих. В 2019 году существенно расширилась география полетов благодаря открытию новых рейсов. За последний период открыты следующие рейсы:
— в летний туристический сезон с 07 июня 2019 года авиакомпания Qazaq Air начал рейс Алматы — Ош с частотой два раза в неделю, а с 01 июля выполняла чартерные рейсы по маршруту Алматы-Иссык-Куль два раза в неделю. С 1 июня 2019 года авиакомпания «Турецкие авиалинии» выполняла рейс по направлению Анталья-Бишкек-Анталья 1 раз в неделю. С 28 июня 2019 года в летний сезон авиакомпания «Тез Джет» выполняет рейс по маршруту Ош-Тамчи-Ош 4 раза неделю. С 27 июня 2019 года чартерный регулярный рейс по маршруту Ташкент-Тамчи выполнялась национальной авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» раз в неделю. С 5 июля 2019 года эмиратская авиакомпания «Air Arabia» начал выполнять рейс по маршруту Шарджа-Бишкек-Шарджа 4 рейса в неделю.
С 18 августа 2019 года авиакомпания Qazaq Air приостановила рейсы по маршрутам Бишкек-Алматы и Ош-Алматы в связи с отсутствием пассажиропотока.
С 22 августа 2019 года авиакомпания «Авиа Траффик Компани» возобновила рейсы по маршруту Бишкек-Дели.
С 28 октября 2019 года авиакомпания «Jazeera Airways» начал выполнять регулярный рейс по маршруту Кувейт-Ош-Кувейт 2 раза в неделю.
Кроме этого для упрощения доступа к рынку авиаперевозок, разработан и внесен (подписан президентом 11 января 2019г.) законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики» вводящий режим пятой степени «свободы воздуха», что означает возможность в одностороннем порядке осуществления полетов воздушных судов других государств на территорию и через территорию Кыргызской Республики. На сегодняшний день заинтересованность проявили:
1. Таджикская авиакомпания «Сомон Эйр» — по маршруту Душанбе-Бишкек-Сеул и обратно;
2. Авиакомпании Туркменистана – по маршруту Ашхабад – Бишкек – Сеул и обратно;
3. Таджикская авиакомпания «Таджик Эйр» — по маршрутам Душанбе-Бишкек-Гуанчжоу и обратно, Душанбе-Иссык-Куль-Пекин и обратно, Душанбе-Мешхед-Бишкек и обратно;
4. Азербайджанские авиалинии — по маршрутам Анкара-Баку-Бишкек-Дели или Анкара-Баку-Бишкек-Пекин;
5. Российская авиакомпания «Уральские авиалинии» — по маршрутам Екатеринбург-Ош-Стамбул, Москва-Бишкек-Прага или Екатеринбург-Бишкек-Прага и обратно;
6. Иранская авиакомпания «Varesh Airlines» — по маршруту Мешхед-Бишкек-Душанбе-Мешхед.
Одним из наиболее значимых достижений в сфере Гражданской авиации Кыргызской Республики за 2019 год является подготовка и проведение Агентством Гражданской авиации аудита ИКАО и официальную отмену SSC заключением комиссию ИКАО от 28 мая 2019 года.
Необходимо отметить, что с 08 по 12 апреля 2019 в Агентстве ГА при МТД КР была проведена миссия валидации (ICVM – ICAO CoordinatedValidationMission), то есть последующий аудит достигнутых результатов по выполнению корректировочных мероприятий по устранению выявленных несоответствий международным стандартам в аспектах летной эксплуатации воздушных судов и сертификации авиационного персонала. В вышеуказанные сроки эксперты ИКАО провели аудит в аспектах летной эксплуатации (OPS) и сертификации летного персонала (PEL). Показатель внедрения международных стандартов в аспекте OPS вырос с 61,31% до 87,41%. Показатель внедрения международных стандартов в аспекте OPS вырос с 55,32% до 73,12%. Средний показатель внедрения международных стандартов в Кыргызской Республике по восьми критическим элементам на момент завершения аудита составил 72,41%, в то время как среднемировой показатель составляет 65,68%.
Положительное решение комиссии дает возможность Кыргызской Республике апеллировать к еврокомиссии о выводе наших авиаперевозчиков из списков авиакомпаний, которым запрещено выполнять полеты в воздушном пространстве Европы. Еврокомиссия, получив положительные результаты миссии валидации ИКАО, будет принимать решение о проведении своего последующего аудита в целях вывода наших авиакомпаний из своих так называемых «черных списков» или может довериться результатам миссии ИКАО.
Относительно общей статистической итоговой информации необходимо указать, что на сегодняшний день в Кыргызской Республике имеют действующий Сертификат эксплуатанта – 5 авиакомпаний. Наиболее крупные три авиакомпании осуществляют регулярные пассажирские перевозки как внутренние, так и международные. Остальные авиакомпании осуществляют свою деятельность в сфере авиационных спецработ и перевозки официальных делегаций Кыргызской Республики.

6. Программа «Предоставление среднего и высшего профессионального авиационного образования»
Бюджетные меры:
6.1. Подготовка квалифицированных технических авиационных специалистов по Программе СПО для гражданской авиации в соответствии;
6.2. Подготовка квалифицированных специалистов по Программе ВПО для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской;
6.3. Подготовка квалифицированных специалистов по Программе СПО для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской и повышение квалификаций и переподготовка авиационных специалистов (контракт).

Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова является образовательной организацией, предоставляющей высшее, средне-профессиональное образование в соответствии имеющимися лицензиями на правоведение образовательной деятельности в Кыргызской Республике.
Развитие Кыргызского авиационного института им И. Абдраимова имеет следующие стратегические цели;
1. Авиаинститут перешел на подготовку авиационных специалистов как с высшим (бакалавр) так и средним профессиональным образованием (техник) по отдельным техническим специальностям;
2. Формирование преподавательско-инструкторского состава для реализации и ступенчатой подготовки летных экипажей переход на освоение специальностей, как авиационного, так и других направлений, необходимых для развития отрасли;
3. Расширение сферы сотрудничества в подготовке авиационных специалистов с международными учебными заведениями;
4. Прохождение процедуры международной сертификации учебных центров;
5.Обновление материально-технической базы колледжа.

Цель развития Кыргызского авиационного института имени И. Абдраимова на 2020-2023 годы — к концу 2023 года достичь уровня авиационного учебного заведения признаваемого на международном уровне.

Задачами Программы являются:
-поддержание уровня качественной подготовки авиационных специалистов и дальнейшее его повышение до требуемых ИКАО стандартов;
-наращивание кадрового потенциала и подготовка инструкторов с международным признанием;
-совершенствование системы управления Авиаинститутом, оптимизация финансовых и человеческих ресурсов;
-внедрение в учебный процесс норм национального воздушного законодательства, Авиационных правил Кыргызской Республики и приложений к Конвенции о Международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 18 декабря 1992 года № 1117-XII;
-осуществление планомерной комплексной модернизации и развития объектов инфраструктуры Авиаинститута (реконструкция учебных корпусов, столовой, клуба и их оснащение современной техникой и оборудованием для обеспечения полноценных условий для подготовки персонала);
-обновление и наращивание существующего парка воздушных судов.
-совершенствование научной работы в институте, системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации, путем внедрения в учебно-методические комплексы международных авиационных стандартов и правил. Ожидаемые результаты реализации данной бюджетной программы в среднесрочном периоде Авиаинститут видит в подготовке и переподготовке специалистов для гражданской авиации и водного транспорта, с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития и практическая интеграция авиационного образования, всемерное повышение качества подготовки кадров для гражданской авиации и водного транспорта, и эффективности научных исследований.
По данным Национального статистического комитета доля авиационных перевозок объем пассажирооборота составляет 15,8%, а объем грузоперевозок составляет 5%.
С 2006 по 2017 годы наблюдается увеличение пассажиропотока почти в пять раз. Эти данные указывают на возрастание роли авиаперевозок в целом по республике и, особенно на международных линиях. На это повлияло увеличение экономической и торговой активности населения и усиление миграционных потоков граждан республики в другие страны. Также, Кыргызская Республика становится транзитным пунктом миграции населения из соседних стран.
Гражданская авиация является одной из самых высокотехнологических и быстроразвивающихся отраслей экономики, которая в первую очередь зависит от профессионализма и квалификации авиационного менеджмента и летно-технического персонала
Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова в настоящее время в полной мере удовлетворяет потребности гражданской авиации в специалистах с соответствующей подготовкой.
Первоначальная система подготовки авиационных дипломированных специалистов осуществляется в Кыргызском авиационном институте им К. Абдраимова. Дальнейшее переучивание летного и технического составов на авиационную технику западного производства осуществляется за рубежом.
За 2019 год, Авиа институт прошел лицензионную экспертизу со стороны Министерства образования и науки Кыргызской Республики и получил лицензию на право ведения по специальности «Менеджмент на воздушном транспорте» и лицензию на заочное обучение по всем направлениям подготовки заочного обучения.
Авиационный институт в марте 2019 года прошел независимую программную аккредитацию на 5 лет по 9 образовательным программам среднего профессионального образования.
На сегодняшний день в учебном заведении действует электронная библиотека, оцифрованы 1500 учебников для студентов и внедрены в электронную библиотеку.
Учебный процесс в Авиаинституте полностью автоматизирован программой AVN и создан портал avn.aviacoll.kg. На данный портал включены 600 учебных программ дисциплин, более 180 силлабусов, 260 глоссариев, 410 учебно-методических материалов. В портал автоматизации учебного процесса включены 1500 оцифрованных учебников для общего пользования студентами.
Организованы 2 класса для тестирования студентов через портал автоматизации учебного процесса AVN и оснащены соответствующей компьютерной техникой.
Приобретено оборудование для имитации управления воздушным движением с соответствующим программным обеспечением (для будущих пилотов и диспетчеров).

Анализ исполнения бюджета за 2019 год.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» бюджет Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики утвержден в сумме 14 386 192,6 тыс. сом, а с учетом средств выделяемых за счет государственных капитальных вложений 15 386 192,6 тыс. сом, а уточненный бюджет составил 13 480 526,2 тыс. сом, в том числе средства государственных капитальных вложений – 1 817 990,6 тыс. сом.
№ п/п Наименование Утвержденный бюджет на 2019 год Уточненный бюджет за 2019 год Исполнение бюджета за 2018 год Исполнение бюджета (касс.р/х) за 2019 год откл исполнение от уточ бюджета за 2019г (-,+) Испол. к бюджету за 2018г (%) Испол. к уточн. бюджету за 2019г (%)
Всего по МТиД КР 15 386 192,6 13 480 526,2 10 627 143,5 12 616 147,8 -864 378,4 118,7% 94,0%
1 Текущий бюджет 2 263 690,7 2 288 161,9 2 263 016,9 2 257 646,7 -30 515,2 99,8% 98,7%
1.1. Центральный аппарат 43 138,0 43 118,9 40 089,1 42 563,3 -555,6 106,2% 98,7%
Департамент дорожного хозяйства (всего) 2 873 313,4 3 685 596,8 1 875 562,1 3 672 394,0 -13 202,8 195,8% 99,6%
в том числе:
1.2. Текущий бюджет 1 873 313,4 1 867 606,2 1 875 562,1 1 854 421,9 -13 184,3 98,9% 99,3%
ГКВ 1 000 000,0 1 817 990,6 2 160 227,8 1 817 972,1 -18,5 84,2% 100,0%
1.3. Агентство гражданской авиации 179 910,8 209 910,8 192 053,8 209 875,2 -35,6 109,3% 100,0%
1.4. Агентство автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля 155 180,4 155 086,8 142 322,2 138 348,2 -16 738,6 97,2% 89,2%
1.5. Кыргызский авиационный институт им.И.Абдраимова 12 148,1 12 439,2 12 989,7 12 438,1 -1,1 95,8% 100,0%
2 Специальные средства 102 383,2 166 087,5 99 976,9 128 327,2 -37 760,3 128,4% 77,3%
2.1. ДДХ 90 000,0 117 018,9 77 124,1 84 919,3 -32 099,6 110,1% 72,6%
2.2. Авиаинститут 12 383,2 49 068,6 22 852,8 43 407,9 -5 660,7 189,9% 88,5%
3 Бюджет развития 12 020 118,7 9 208 286,2 6 103 921,9 8 412 201,8 -796 084,4 137,8% 91,4%
3.1. ГРИП (АБР) 9 771 337,0 6 945 222,1 4 317 227,6 6 688 410,5 -256 811,6 154,9% 96,3%
3.2. ГРИП (ИБР) 1 291 523,5 788 228,4 967 438,3 485 026,0 -303 202,4 50,1% 61,5%
3.3. ГРИП (ВБ) 957 258,2 1 474 835,7 819 256,0 1 238 765,3 -236 070,4 151,2% 84,0%

По итогам 2019 года, Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики профинансировано на сумму 12 616 147,8 тыс. сом или бюджет исполнен к уточненной смете на 94%, в том числе:
• текущий бюджет- 2 257 646,7 тыс. сом или к плану –98,7%;
• госкапвложения — 1 817 972,1 тыс. сом или к плану – 100,0%
• специальные средства – 128 327,2 тыс. сом или к плану – 77,3%;
• бюджет развития – 8 412 201,8 тыс. сом или к плану – 91,4%.
Причиной низкого исполнения по специальным средствам является то, что поступления на специальный счет ДДХ поступили в конце декабря и образовался остаток на счетах в сумме 32 099,6 тыс. сом. Необходимо отметить, что по авиационному институту недопоступили 5 660,7 тыс. сом. Невыполнение за счет отчисленных студентов по неуспеваемости и за счет передвижки графика обучения на более позднее время по договоренности сторон согласно договору заключенного между авиапредприятиями.
В 2019 году по бюджету развития МТиД КР было утверждено 13 проектов на общую сумму 12 020 118,7 тыс. сом, в том числе внешнее финансирование 11 309 100,7 тыс. сом и ПКР 711 018,0 тыс. сом.
По уточненному бюджету за 2019 г. общая сумма составляет 9 208 286,2 тыс. сом, из них внешнее финансирование 8 618 827,2 тыс. сом и ПКР 589 459,0 тыс. сом.
Фактическое исполнение составило всего 8 412 201,8 тыс. сом, из них внешнее финансирование 7 928 738,5 тыс. сом и ПКР 483 463,3 тыс. сом.
Общее исполнение бюджета развития за 2019 г. составило 91,4% к уточненному бюджету, в том числе по внешнему 92 % и по ПКР 82% и 70 % к утвержденному бюджету, в том числе по внешнему 70,1 % и по ПКР 68%.
Следует отметить высокий уровень исполнения бюджета развития по сравнению с 2018 годом, тогда как исполнение к утвержденному бюджету составило 30%, а к уточненному 70%.
В соответствии с постановлением с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы», Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики и Министерство здравоохранения Кыргызской Республики определены в качестве пилотных государственных органов для формирования и исполнения соответствующих бюджетов на программной основе в 2019 году.

Начальник УФиСР А. Дуйшебаев