mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Положение о порядке планирования и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений в Кыргызской Республике

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок планирования и использования средств, выделяемых из республиканского бюджета для финансирования расходов на ремонт и содержания автомобильных дорог общего пользования (капитальный ремонт, ремонт и содержания автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них; модернизация автомобильных дорог общего пользования и сооружения на них, а также производственных баз; приобретение дорожно-эксплуатационной техники и другого имущества, необходимого для функционирования дорожного комплекса), в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах», Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», вступившим в силу на территории Кыргызской Республики решением Коллегии Евразийской экономической комиссии в феврале 2016 года, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — технический регламент)..
  2. Положение разработано для упорядочения формирования, согласования и утверждения Плана проведения ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений (далее- Титульный список).
  3. Планирование и проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений осуществляется соответствующими дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог.
  4. В настоящем Положении используются следующие термины:

диагностика (оценка технического состояния) автомобильной дороги — обследование, сбор и анализ информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков, а при необходимости и иной информации для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценки и прогноза состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации;

приоритетность дорожных работ – список дорожных работ, составленный по приоритетности по результатам мониторинга дорог;

дорожные сооружения – сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги, искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин и обвалов), элементы обустройства дорог (остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров), площадки отдыха, специальные площадки для остановки или стоянки автомобилей;

дорожное покрытие – это верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов;

дорожная одежда – это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая её на грунт;

земляное полотно – это сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных материалов и грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна. Его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относятся также связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и другие;

интенсивность движения – это количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час);

ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, включающих в себя текущий, средний и капитальный ремонты;

капитальный ремонт автомобильной дороги– смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, в результате чего улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов, повышаются технические нормативы дорог, увеличивается прочность дорожных одежд и сооружений в пределах норм соответствующих категорий, установленных для данной дороги;

уровень летнего и зимнего содержания автомобильных дорог – допустимое по безопасности дорожного движения состояние конструктивных элементов автомобильных дорог, устанавливаемое с учетом их классификации, интенсивности движения и природно-климатических факторов;

озеленение автомобильной дороги – это работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического оформления автодороги, а также работы по уходу за элементами озеленения;

входной контроль (верификация) – это проверка соответствия качества продукции установленным требованиям технических регламентов и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции.

  1. Порядок ежегодного планирования и проведения

                              дорожных работ

 

  1. Ежегодное планирование дорожных работ осуществляется соответствующими дорожными органами уполномоченного государственного органа сфере транспорта и дорог на основе среднесрочного прогноза бюджета в установленном порядке, с учетом размера средств, выделяемых на цели.

Организация планирования и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования проводиться на основе:

1) диагностики и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог (ТЭСАД);

2) разработанных проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и (или) сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 

  1. Диагностикой автомобильных дорог предусматривается получение полной информации об их транспортно-эксплуатационном состоянии, условиях эксплуатации и степени соответствия потребительских свойств требованиям существующей интенсивности и состава движения транспортного потока.

Основными задачами диагностики являются:

  • сбор и систематизация исходной информации о состоянии автомобильных дорог;
  • систематическое обследование и оценка состояния автомобильных дорог;
  • обоснование и назначение ремонтных мероприятий;
  • формирование банка данных о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог;
  • информационно-аналитическое обеспечение, для принятия управленческих решений.

 

  1. Диагностика и оценка ТЭСАД различаются объемом выполнения работ и включает контроль как всего комплекса установленных параметров состояния дороги, так и отдельных характеристик соответствия нормативным требованиям.

При сдаче дороги в эксплуатацию после капитального ремонта контролируются изменённые в процессе ремонтных работ параметры (приёмочная диагностика).

Контроль отдельных быстро изменяющихся параметров и характеристик выполняется ежегодно (повторная диагностика).

Работы по диагностике автомобильных дорог выполняются специализированными организациями, оснащёнными передвижными дорожными стационарными лабораториями, аттестованными приборами и необходимым оборудованием в соответствии с требованиями технического регламента, а именно:

— требованиями к проведению диагностики и паспортизации автомобильных дорог;

— требованиями к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружениях на автомобильных дорогах.

 

  1. Проекты и (или) сметные расчеты по ремонту или содержанию автомобильных дорог разрабатываются с учетом Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

При разработке сметных расчетов по ремонту или содержанию автомобильных дорог должны учитываться следующие приоритеты:

1) проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, светофорных объектов, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, уборка снега и борьба с зимней скользкостью, ямочный ремонт покрытий;

2) проведение работ, влияющих на срок службы элементов автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, в том числе восстановление обочин, откосов земляного полотна, элементов водоотвода, приведение полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние.

Проекты и (или) сметные расчеты по ремонту или содержанию автомобильных дорог, утвержденные организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, направляются в уполномоченный дорожный орган.

 

  1. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее — Классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми  руководствуются при планировании объемов этих работ.

Состав дорожных работ, определенный Классификацией, может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения.

Перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяются путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий с нормативными значениями.

Вид, сроки и состав дорожных работ по каждому участку автомобильной дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливаются на основании ведомостей дефектов, диагностики, инженерных изысканий, проектной документацией и других документов, содержащих оценку фактического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

 

  1. Капитальный ремонт либо ремонт производится комплексно на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги. При соответствующем обосновании, на основании обследований, диагностики, инженерных изысканий и проектной документацией, в соответствии с Классификацией дорожных работ, проводится капитальный ремонт либо ремонт участков автомобильных дорог и дорожных сооружений.

При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги выполняются отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Состав и виды работ по ремонту автомобильных дорог определяются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

Проведение работ по ремонту автомобильной дороги осуществляется в соответствии с проектом и (или) сметным расчётом проведения работ.

Работы по ремонту автомобильных дорог осуществляются в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарными нормами и правилами.

 

  1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Основной задачей содержания дорог является осуществление в течение всего года (с учётом сезона) комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями, в соответствии с Классификацией дорожных работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, отвечающее требованиям технического регламента и обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Мероприятия по содержанию автомобильных дорог организуются и осуществляются с учётом двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего, в соответствии с требованиями технического регламента к уровню летнего и (или) зимнего содержаний.

 

  1. Участки дорог, относящиеся к соответствующему уровню зимнего и летнего содержанию согласно требований технического регламента и сроки устранения дефектов и очистки проезжей части от снежно-ледяных образований, в том числе от снежных валов, устанавливаются уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог по согласованию с государственным органом по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

  1. Входной контроль (верификация) осуществляется до момента применения дорожно-строительных материалов, изделий, конструкций и оборудований в процессе ремонта и содержания, и включает проверку наличия и содержания сопроводительных документов (сертификаты соответствия, декларация о соответствии и другие документы), содержащих сведения о качестве и соответствия требованиям рабочей документации и технических регламентов.

При осуществлении входного контроля (верификации) проводится в установленном порядке измерения и испытания соответствующих дорожно-строительных материалов, изделий, конструкций и оборудований в аккредитованных испытательных лабораториях или поручается их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле дорожно-строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, не соответствующие установленным требованиям технических регламентов и стандартов, их применение для строительства, ремонта не допускаются, и к приемке и применению не подлежат.

 

  1. Порядок формирования, согласования

и утверждения Титульного списка

 

  1. Порядок формирования Титульного списка осуществляется в соответствии с нормами технического регламента, Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах», Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.

В Титульный список включаются Планирование ремонта и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений, находящиеся в оперативном управлении уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог.

Уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог на основе приоритетов и критериев оценки, осуществляет распределение объема республиканских бюджетных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.

 

  1. Порядок формирования Титульного списка осуществляется по следующим критериям:

— по степени изношенности дорог;

— по значениям автомобильной дороги;

— по интенсивности автотранспортных средств;

— по густонаселенности местности;

— экономическое влияние.

Структурные подразделения уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, представляют в уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог в устанавливаемые им сроки и порядке предложения, о включении в Титульный список дорог, с указанием объемов и сроков осуществления ремонта, капитального ремонта, содержания автомобильной дороги и дорожных сооружений (с обоснованием экономической целесообразности), направляемых на реализацию государственных целевых Программ и решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти Программы.

Включение в Титульный список объектов ремонта и содержании в отношении которых, разработка и утверждение предпроектной и проектной документации предусмотрены законодательством Кыргызской Республики, утверждения указанной документации не допускается без разработки. Одновременно, с внесением предложений о включении в Титульный список представляются сведения по переходящим объектам.

 

  1. Распределение средств, республиканского бюджета, выделенных на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования по видам расходов производится в следующем порядке:

— содержание аппарата управления дорожных органов;

— мероприятия по повышению безопасности дорожного движения;

— расчеты с кредиторами прошлых лет (в Титульный список на текущий год включаются средства на погашение кредиторской задолженности прошлых лет в объеме определяемые следующей формулой:

∑К-тТС = ∑К-т – ∑К-тГСО — (∑Д-т — ∑АП), где:

∑К-тТС – кредиторская задолженность, предусматриваемая в Титульном списке на текущий год;

∑К-т – общая сумма кредиторской задолженности на начало года;

∑К-тГСО – сумма кредиторской задолженности, удерживаемой за период гарантийного срока обслуживания объекта подрядчиками за работы и услуги или за поставленный товар;

∑Д-т — общая сумма дебиторской задолженности на начало года;

∑АП – сумма авансовых платежей за работы за работы на предстоящий год);

— зимнее содержание автомобильных дорог;

— летнее содержание автомобильных дорог;

— текущий ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог международного значения;

— текущий ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог государственного и местного значений;

— средний ремонт автомобильных дорог;

— капитальный ремонт автомобильных дорог;

— консультационные услуги;

— содержание МСД (Международный совет дорожников);

— разработка проектно-сметных документаций автомобильных дорог;

— прочие расходы по улучшению дорожного хозяйства.

 

  1. В Титульный список включаются средства на непредвиденные расходы в размере до 3% от выделенных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Неизрасходованные средства по данной статье расходов направляются на ремонт и содержание автомобильных дорог по приоритетности дорожных работ на текущий отчетный год.

Расходование средств по статье непредвиденные расходы осуществляется уполномоченным органом сфере автомобильных дорог при чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия: оползни, лавины, камнепады, разрушения при селевых потоках).

Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения согласовываются с государственным органом по безопасности дорожного движения.

 

  1. В Пояснительную записку к проекту Титульного списка включается следующая информация:

— выполнение Титульного списка предыдущего отчетного года;

— натуральные показатели по производству дорожных работ;

— проблемы и недостатки;

— усредненная стоимость видов дорожных работ на текущий отчетный год;

— основные задачи на следующий отчетный год;

— планируемые натуральные показатели по видам работ.

 

  1. Проект Титульного списка на следующий отчетный год вносится на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики уполномоченным государственным органом сфере транспорта и дорог не позднее 20 декабря текущего отчетного года, а в Министерство финансов Кыргызской Республики не позднее 1 декабря текущего отчетного года.

Титульный список на следующий отчетный год утверждается Правительством Кыргызской Республики не позднее 30 декабря текущего отчетного года.

 

  1. Внесение изменений и дополнений в Титульный список производится исключительно по предложению уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики в следующих случаях:

—   изменение стоимости дорожных работ;

— превышение фактических расходов по статье непредвиденные расходы;

— изменение объемов средств, выделенных на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.

Уполномоченный государственный орган сфере транспорта и дорог в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики производит перераспределение объемов государственных бюджетных средств по видам расходов (не позднее 1 декабря текущего года в связи с уточнением объемов работ, выполненных за 9 месяцев отчетного года).