mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Дороги

Общая информация об автодорогах Кыргызской Республики

Общая протяженность автомобильных дорог в стране 34000 км, включая 18810,0 км, дорог общего пользования и обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций КР и 15190 км дорог городов, сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий.
Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4163,0 км, государственного – 5678 км, местного значения – 8969,0 км. Из них протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7228 км, в том числе 11 км с цементобетонным покрытием, 4969 км с асфальтобетонным покрытием и 2248 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием – 9961 км, грунтовые дороги – 1621 км.
Ремонт и содержание автодорог общего пользования осуществляется 57 дорожно-эксплуатационных предприятиями (ДЭП). По региональному характеру ДЭПы структурно подчинены 6 производственно линейным управлениям автомобильных дорог (ПЛУАД) и по линейному характеру на международных дорогах подчинены 3 дорожным управлениям: Управление автодороги (УАД) Бишкек-Нарын-Торугарт, УАД Ош-Сарыташ-Иркештам, УАД Ош-Баткен-Исфана и Государственная директция автодороги (ГДАД) Бишкек-Ош. Общее руководство 9 управлениями дорог осуществляется Главным управлением автомобильных дорог (ГУАД) Министерства транспорта и коммуникаций КР.
Общее количество штатных единиц работников дорожных управлений и ДЭПов насчитывает 3150 человек.

 

Срок эксплуатации дорог

Необходимо отметить, что стоимость автомобильной дороги зависит от многих показателей, существенно влияющих на стоимость автодороги: полоса движений, расчетная осевая нагрузка с учетом их несущей способности и грузоподъемности, категории и параметры, количества расположенных на ней мостов, эстакад и тоннелей, рельефа местности, застроенности территории, климатические условия строительства и другие факторы.
В нашей стране ориентировочная стоимость 1 км дороги составляет:
— средняя стоимость реабилитации*от650,0 до 900,0 тыс. долл. США;
— средняя стоимость реконструкции*от 1 500,0 до 1 700,0 тыс. долл. США;
— средняя стоимость нового строительства от 2 700,0 до 3 200,0 тыс. долл. США.
Нормативный срок службы асфальтобетонного покрытия составляет 10-12 лет. Однако в процессе эксплуатации под воздействием климатических и техногенных факторов этот срок может уменьшаться. Особенно в горных и сложных климатических условиях, а также при высокой интенсивности движения транспортных средств, сроки службы асфальтобетонного покрытия могут сократиться до 5-6 лет даже при тщательном соблюдении всех технических требований по его укладке.
Для поддержания в надлежащем состоянии асфальтобетонного покрытия каждый 5 лет необходимо производить средний ремонт, при котором производится периодическое возмещение износа верхнего слоя дорожного покрытия и приведения первоначальных эксплуатационных качеств дороги.
Кроме того, необходимо на должном уровне обеспечить круглогодичное содержание автомобильной дороги, т.е. осуществлять систематический уход за автомобильной дорогой (с учетом сезона года)на всем протяжении дороги по всем ее элементам и сооружениям.
После завершения строительства и реконструкции автодороги, в соответствии со статьей 39-4 Закона Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах»,предусмотрен гарантийный срок. Гарантийный срок законченных строительством новых автомобильных дорог составляет не менее двух лет, а для реконструированных и отремонтированных автомобильных дорог — не менее одного года.
Период гарантийного срока подрядной организации начинается с момента завершения реконструкции и строительства автомобильной дороги в соответствии с проектной документацией. В случае выявления дефектов в период гарантийного срока по причине выполнения работ с нарушением требований проектной документации подрядчиком, подрядчик устраняет эти дефекты за счет собственных средств и гарантийный срок на этот элемент или участок автомобильной дороги устанавливается вновь с момента завершения работ по устранению дефектов.

О платных автодорогах

В настоящее время не планируется ведения платных автомобильных дорог в Кыргызской Республике. Но это вопрос прорабатываются, например, по проекту строительства, эксплуатация и содержанию платной объездной дороги г. Узген на условиях государственно-частного партнерства.
Министерством подготовлено и направлено на согласование министерствам и ведомства проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР, которым предусматривается введение налога за пользование автомобильными дорогами путем взимания 2-7% от розничной продажи ГСМ.
В перспективе, согласно Закона «Об автомобильных дорогах», Министерство транспорта не исключает того, что альтернативная дорога Север-Юг будет платной и соответственно готовится проект Постановления Правительства КР «Об утверждении порядка и условиях эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования». Предварительная стоимость за проезд может составить 45 сомов.
Согласно статье 20 Закона «Об автомобильных дорогах» в Кыргызской Республике могут создаваться платные автомобильные дороги в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

На автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих значительное улучшение условий и общественную экономию времени движения, и исходя из большого объема интенсивности движения, могут взиматься сборы за проезд по ним транспортных средств. При этом обязательно на данном направлении наличие другой автомобильной дороги общего пользования.

Порядок и условия эксплуатации платных автомобильных дорог определяются Правительством Кыргызской Республики. Согласно Постановления Правительства КР от 22 апреля 1996 года N 183 «Об организации платного проезда транспортных средств через тоннели на автомобильной дороге Бишкек-Ош» был издан

приказ Минтранскоммуникаций КР от 25 июня 2004 года N 188 «Об утверждении тарифов по взиманию платы за проезд автотранспортных средств через тоннели на автодороге Бишкек-Ош». Согласно Закона «Об автомобильных дорогах», в частности статьи 21
«Сборы за проезд транспортных средств по платным дорогам и искусственным сооружениям на автомобильных дорогах общего пользования взимаются с владельцев этих средств дорожными органами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, имеют целевое назначение и используются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

О понятиях реконструкция и капитальный ремонт дороги
* — реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
* — капитальный ремонт (реабилитация) — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные, в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги.

 

Классификация дорожно-строительных работ

дорожная одежда — конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;

 

капитальный ремонт (реабилитация) автомобильной дороги  — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы;

 

реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущей за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

 

строительство автомобильной дороги – комплекс технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги;

 

текущий ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

 

дорожная одежда — конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;

 

дорожная разметка — линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.