23 ноября 2018года под председательством министра транспорта и дорог КР Жамшитбека Калилова прошло совещание, посвященное строительству в нашей стране каменных дорог
- 694 просм.
23 ноября 2018года под председательством министра транспорта и дорог КР Жамшитбека Калилова прошло совещание, посвященное строительству в нашей стране каменных дорог в соответствии с объявленным Президентом КР 2018 года «Годом развития регионов». В нем приняли участие депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров, руководитель Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Каримов, представители министерства финансов , госагентства по архитектуре, строительству и жилищно-комунальному хозяйству, ученые с Академии наук КР и профильных ВУЗов и другие.
Открывая заседание глава минтрансдора КР отметил, что инициатива по строительству в нашей республике каменных дорог была выдвинута депутатом Жогорку Кенеша А.Жапаровым. И эта идея заслуживает одобрения. А внедрение этого новшества по строительству каменных дорог даст положительную динамику в решении вопроса улучшения дорожной инфраструктуры в сельской местности, сказал далее он.
Применение этого материала в строительстве дорог на международных трассах не желательно, а в строительстве внутренних дорог особенно в айыльных аймаках даст возможность в кратчайшие сроки решить многие вопросы с строительством дорог. Однако, заметил глава минтрандора КР , что только малая часть автомобильных дорог находится на балансе министерства транспорта и дорог, а основная часть их находится на балансе айыл окмоту. Из 34 тысяч автодорог на балансе министерства только находится более 18 тысяч.
На совещании также было сказано о том, что необходимо согласовать введение этого новшества в айыл окмотах так как эти образования имеют у себя немалые средства на счетах от поступлений за счет использования различными компаниями местных минеральных ископаемых и их неплохо было направить на строительство каменных дорог в сельской местности..
Депутат Жогорку Кенеша А.Жапаров на совещании отметил, что выделяемые средства на строительство автодорог с применением асфальтобетона не покрывает основной их части в сельской местности. И качество асфальтобетона для местных дорог вызывает сомнение так как ряд дорог после его строительства не выдерживает сроки эксплуатации и начинают разрушаться.
А применение метода по строительству каменных дорог дало бы возможность увеличить срок ее эксплуатации. Кроме этого, применение этого нового метода строительства дал бы возможность открытия новых рабочих мест в сельской местности. Как отметил Жапаров, «Римская империя кроме введения войн еще и занималось строительством дорог», в том числе каменных.
Жапаров предложил разработать пятилетний план по строительству каменных дорог. Залежей этого материала в нашей стране изведано и их предостаточно и до Нового года необходимо предложить Правительству КР Программу- строить автомобильные дороги в существующих 500 айыл окмотах и 25 городах республиканского значения. Запланировать на следующий года 500-600км дорог с применением камня и изыскать средства для их строительства.
Затем на совещании заместитель директора Департамента дорожного хозяйства при минтрансдоре КР Ахуналы Досалиев рассказал о практическом применении строительства каменной дороги по улицам Алимова и Тынчтык в селе Ак-Там Ак-Тамского айыл окмоту Ала-Букинского района Джалал-Абадской области с показом фотографии этой дороги. Однако на совещании не была предоставлена дополнительная информация о состоянии этой дороги, о ее сроке службы и других параметрах, особенно нормативно-техническая документация. Поэтому было принято решение участниками совещания рассмотреть вопросы по разработке нормативно-технических и правовых актов по строительству каменных дорог, рассмотреть возможность экспериментального строительства подобной дороги в двух регионах страны для получения данных о ней.
Руководитель Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Каримов также проинформировал участников совещания о том, что в Ала-Булакском районе местными дорожниками на участке длиною около 600 м построено дорога из штучных материалов, а именно плитки геометрической правильной формы разного размера, которые уложены на основании из песка вручную, отметил он.
По информации местных строителей эта дорога имеет срок службы около четырех лет. Местами имеются, небольшие сколки, и другие разрушения, но в целом покрытие сохранилось неплохо и выдерживает движение автотранспорта на поселковой дороге. Что касается строительства такого покрытия, толщиной 7 см, как сделано там, то под большим интенсивным и тяжелым движением на республиканских дорогах, конечно же, это проблематично, сказал Каримов.
Несмотря на это, учитывая большой срок службы каменных материалов и значительной прочности, покрытия из этих плит обладают меньшей ровностью и их можно применять на второстепенные участки автомобильных дорог в т.к. сельские дороги и там где каменный материал имеется в большом объеме, а также имеется дешевая рабочая сила.
Чтобы массово применять плиты из горных пород для устройства покрытий автомобильных дорог необходимо, подчеркнул Руководитель Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Каримов, изучить практику применения устройств покрытия из плитки в других государствах. Необходимо также наблюдать как поведут себя эти плиты в условиях гор, особенно перехода через ноль и жаркого климата. Нужно также составить смету, калькуляцию этих работ начиная от карьера, разработки, перевозки, подготовки плит и т.д. и до укладки этих плит на дороги, т.е. экономическое обоснование.
Пресс-служба МТиД КР