mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

ТК- 55:Будут приняты соответствующие меры по сохранению участка автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт в сложных климатических условиях

По поручению Министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Жамшитбека Калилова 5 января 2018г. состоялось заседание Технического комитета(ТК-55) «Автомобильные дороги и сооружения транспорта». Председателем комитета является директор  Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики А.Ибраев. В работе Технического комитета приняли участие руководитель, главный инженер, а также инженер-проектировщик Проектно-изыскательского института «Кыргыздортранспроект», председатель Общественного Совета Министерства транспорта и дорог, представители Китайской компании «ЧайнаРоуд энд Бридж Корпорейшен», Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и и архитектуры (КГУСТА), Управления автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт, Группы реализации инвестиционных проектов Азиатского банка развития, а также отдельные эксперты дорожной отрасли.

Согласно повестки дня заседания комитета был рассмотрен вопрос «Об установлении причин трещинообразования на проектных участках  365 – 479 км автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт» в соответствии с опубликованной информацией от 04.01.2018г., изложенной на сайте «Турмуш» под заголовком «Водители просят Минтранс обратить внимание на увеличивающиеся трещины на участке дороги Бишкек—Нарын—Торугарт» где были отражены факты образования  трещин на автодороге Бишкек-Нарын-Торугарт(на участке 439 по 479 км).

Как известно, реабилитация данного участка автодороги осуществлялась,за счет инвестиционных средств Азиатского Банка Развития, в период с 2010 по 2013 годы. Работы по реабилитации автодороги были завершены в 2013 году. В 2014 году по истечении гарантийного периода участок дороги был передан в эксплуатацию Управления автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт. Заказчиком проекта являлось  Управление автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт.  Проект на реабилитацию автомобильной дороги Бишкек-Нарын-Торугарт, участок с 439 по 539 км, такжеразработан на основании Закона КР «О ратификации грантового соглашения между Правительством КР и Азиатским банком развития (АБР) по реализации проекта «Транспортный коридор – 1 ЦАРЭС (дорога Бишкек-Нарын-Торугарт), подписанного Президентом Кыргызской Республики13 декабря 2008 года и принятымЖогоркуКенешемКыргызской Республики04 января 2008 года.

В последующем проект реабилитации участка с 479 по 539 км был выделен из общей протяженности с 439 по 539 км данной дороги и включен в «Третий проект, Транспортный коридор-1 ЦАРЭС дороги Бишкек-Торугарт, км 479 – км 539», протяженностью 60 км. Надзор за ходом строительных работ на данных участках осуществлялся консультационной компанией ТЕРА Интернешнл (США).Генеральным подрядчиком строительных работ на указанных участках была отобранакитайская компания ЧайнаРоуд энд Бридж Корпорейшн(далее — CRBC).

На участке с 439 по 479 км проекта БНТ-2 после зимних морозов на поверхности нового асфальтобетонного покрытия появились продольные трещины, шириной до 2 — 3 см.

Подрядчиком CRBC, совместно с консультационной компанией TERA, в целях изучения причин появления трещин на покрытии было осуществление бурение шурфов, глубиной до 2 м в местах появления трещин. Было также определено, что вотдельных местах дороги, а именно на крутых склонах и больших высотах,имели место повреждения, причиной которых явилось воздействие цепей противоскольжения, используемых автотранспортными средствами. На некоторых участках стоки водыдолжным образом не отводились от дороги, а наоборот, перетекали через нее. В нескольких местах трещины наблюдались в области водопропускных труб, появление которых, с большой вероятностью, можно объяснить воздействием промерзания.

Участники совещания отметили также, чтоотдельнымипривлеченнымимеждународными экспертами на указанных участках дороги проводились  работы по выявлению причин таких фактов. При этом, наблюдения проводились как в зимнее, так и в летние периоды времени года. В зимнее время трещины открывались, а с наступлением теплого периода времени закрывались.  В целях устранения таких факторов,на участках где образовались трещины, были проведены дополнительные объемы работ, основанные на заключениях экспертов и инженеров-консультантов, и на которые в свое время были направлены значительные денежные средства.

По итогам обсуждения Техническим комитетом Проектно-изыскательскому институту ПИИ «Кыргыздортранспроекту», с учетом вновь проявившихся трещин на вышеназванной автодороге, а также с учетом новых возможностей, в частности обусловленных приобретением в конце прошлого 2017 года современной передвижной дорожной лаборатории,предложено провести дополнительные изыскательские работы и дать расширенное заключение, направленное на искоренение изложенных неблагоприятных факторов.Как дополнительные изыскательские работы предложено также:

— доизучить продольные  уклоны названной дороги;

— определить георадаром участки,  на которых образовались или в последующем еще могут возникнуть новые трещины;

— дать технические рекомендации по битуму, какие битумы применялись (модифицированные или иные).

Кроме того, принято решение рекомендовать:

— Департаменту дорожного хозяйства заложить определенную сумму на проведение вышеназванных изыскательских работ и мероприятий;

— создать межведомственную рабочую группу, с включением в ее состав соответствующих специалистов из смежных министерств и ведомств (включая специалистов Кыргыз ГИИС), и комиссионно тщательно изучить материалы и участки дороги, где образовались трещины.

По итогам проведенных работ по изучению причин и условий образования трещин на указанных участках провести очередное совещание ТК-55 и рассмотреть на нем дальнейшие действия и принять решение по разработке необходимых рекомендаций по строительству дорог в сложных климатических  условиях горной местности.

 

 

Пресс-служба МТиД КР