mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Пояснительная записка к среднесрочной стратегии бюджетных расходов по сектору транспорта и дорог на 2025-2029 гг

1. Введение

Настоящий документ является официальной среднесрочной (охватывающей пятилетний период с 2025 г, по 2029 г,) стратегией бюджетных расходов которая включена в Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2025-2029 гг. Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики являются составной частью процесса подготовки бюджета на программной основе и составляются в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.

Данная стратегия охватывает программы бюджетных расходов в рамках реализации отраслевой политики а также предпринимаемые бюджетные меры и их финансирование в пределах запланированных для этого средств республиканского бюджета включая внебюджетные источники финансирования.

2. Определение и описание сектора

Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные перевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей.

Дорожная сеть обеспечивает до 96 процентов грузовых и до 98 процентов пассажирских перевозок в Кыргызской Республике. Общая протяженность дорожной сети в Кыргызской Республике составляет около 34000 км из которых 19051,76  км дороги общего пользования обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (МТиК КР), улицы и дороги городов, населенных пунктов городского типа и сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий – 15190 км. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному назначению подразделяются на автомобильные дороги международного значения с общей протяженностью 4326 км, государственного значения – 5335 км и местного значения – 9149 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7580 км, в том числе с цементобетонным – 10 км, асфальтобетонным – 5698 км и с черногравийным – 1871 км. Дорог с гравийным покрытием – 9388 км. Все еще имеются грунтовые дороги, общая длина которых составляет 1617 км. И каждый год на баланс министерства принимаются новые дороги примерно по 60 км.

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.

3. Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных  услугах.

4. Стратегические задачи сектора.

  1. Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог в соответствие рабочим стандартам;
  2. Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
  3. Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта.

Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.

5. Бюджетные программы Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2025 — 2029 гг. включены 4  программ бюджетных расходов:

01.Управление и администрирование;

02. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии;

03. Реабилитация международных транспортных коридоров;

04. Развитие автомобильного транспорта в Кыргызской Республике;

Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:

-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;

План мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года;

— Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 года № 71.

Программа 431. Управление и администрирование

Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.

Мера 00101 Управление и администрирование отрасли на центральном уровне.

Данная программа и мера отражает расходы центрального аппарата МТК КР, является стандартной и охватывает, в основном, функции центрального управления, администрирования и вспомогательные службы министерства. Финансовый план по данной бюджетной программе и мере на 2025 год составляет 130 311,4 тыс, сомов.

Программа 432. Поддержание автомобильных дорог общего пользования в рабочем состоянии.

Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами.

Мера 43201 Подготовка проектно — изыскательских работ и экспертизы для ремонтных работ

Подготовка проектно-изыскательных работ и экспертизы для ремонтных работ. Для проведения работ по капитальному ремонту, строительству мостов и новых дорог необходимо проведение проектно-изыскательской работы, экспертизы проектов. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах» за проведением дорожно-ремонтных и строительных дорог технический надзор должна провести независимая консультационная компания.

 Мера 43202  Капитальный ремонт (Строительство мостов, дорог, средний ремонт, разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров)

Согласно Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы ежегодно необходимо отремонтировать не менее 500 км дорог, в том числе:

  • Устройство а/б покрытий– 200 км
  • Устройство ШПО — 150 км
  • Устройство гравийных покрытий -150 км.

А также строительство мостов и дорог, разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров осуществляется согласно утвержденного Титульного списка на текущий год.

Мера 43203. Текущий ремонт (ямочный ремонт, профилировка, планировка и т.д.)

Для сохранения дорог на соответствующем уровне и во избежание дальнейших разрушений, в рамках текущего ремонта ежегодно проводятся работы по ямочному ремонту на площади 150 тыс. м2, профилировке, планировке автомобильных дорог и т.д

Мера  43204. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог

Для обеспечения безопасности проезда автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования проводиться заготовка инертных материалов (ГСМ, песок, соль и т.д) а также на ремонт дорожно-строительной техники и запасные части в зимнее время. 

В летний период проводятся работы по благоустройству вдоль автомобильных дорог. (установка и замена дорожных элементов, укос травы, очистка от мусора вдоль а/дорог и т.д). При этом уровень запасов и материалов движение составит не менее 65% от потребности

Мера 43205. Административные расходы на содержание автомобильных дорог (ЗП и содержание АУП, ТОП и МОП)ң

В рамках данной бюджетной меры предусматривается обеспечение аппаратов ДДХ и ДФ при МТК КР. Также постоянную вовлеченность сотрудников дорожных организаций в процесс управления развитием дорожного сектора. Проводится мониторинг и оценка износа дорожного полотна, разрабатываются планы работ по ремонту и содержанию дорожной сети, вносятся предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса управления, и регуляторной базы, анализируются новые технологические подходы.

Мера 43206 Улучшение материально-технической базы для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах

Согласно Распоряжения Кабинета Министров КР от 6 марта 2023г №95-р в целях обновления парка дорожно-строительной специализированной техники и оборудования, успешной реализации поставленных задач по строительству, реконструкции, ремонту и надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования предусмотрены  и распределены средства на 2023-2026 годы на приобретение дорожно-строительной, специализированной техники и оборудования. Это приводит к экономии средств в пределах около 15% ежегодно, существенно сократит сроки строительства автомобильных дорог, улучшит качество их содержания, повысится производительность труда.

         Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития дорожного сектора.

            Для выполнения задач, поставленных  необходимо предусмотреть в бюджете республики на 2025 год  минимум 4 666,6 сом, что отражено в заявках форм бюджетного циркуляра.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Дорожном фонде», финансирование на проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования будет осуществляться Дорожным фондом, за счет средств, образующих из определенных источников фонда.

        Также, Законом «О дорожном фонде» закреплены 16 источников, на сегодняшний день 9 из них действующие. В 2025 году по функционирующим источникам Фонда прогнозируется поступление денежных средств в сумме 4 666,6 млн сом, в том числе:

  1. не менее пятидесяти процентов (50%) акцизного налога на ГСМ – 2 151,8  млн сом;
  2. сборы за регистрацию транспортных средств – 2 168,3 млн сом;
  3. неналоговые доходы (ДНВТ) – 62,0 млн сом;
  4. сборы за проезд по искусственным сооружениям – 264,5 млн сом;
  5. плата за полосу отвода и придорожной полосы – 20 000 млн сом.

Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

  • Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
  • Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
  • Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
  • Повышение безопасности дорожного движения.

Программа 433. Реабилитация международных транспортных коридоров

Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала. 

Мера 43301 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Ош-Баткен-Исфана):

Данная мера включал в себяпроект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км. Проект заверщен в 2022 году.

Мера 43302 Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Бишкек-Ош):

Данная мера включает в себя реализацию следующих проектов:

Проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV»

Протяжённость участка требующего реконструкции составляет 67 километров от села Маданията до города  Джалал-Абада. На сегодняшний день завершён основной объем работ по проекту и проектный участок находится на периоде ответственности Подрядчика за дефекты.

Проект «Реабилитация автомобильной дороги Арал-Суусамыр»

Автодорога Арал-Суусамыр является частью реализуемого в настоящее время проекта строительства и реабилитации участков транспортного коридора Север-Юг. Данный коридор выступает в качестве альтернативы автомобильной дороге Бишкек-Ош – единственной дороге, соединяющей северные и южные регионы страны. Протяжённость участка требующего реабилитации составляет 80 км.

  В настоящее время, ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершил подготовку Проектно-сметной документации. В I квартале 2024 года планируется отправить заявку в ЕФСР. В 4 квартале 2024 года планируется подписание Соглашения о финансировании.

Проект «Улучшение дорог международного значения»

Данный проект предусматривает реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, а также мероприятия по предотвращению стихийных бедствий на автодороге Бишкек-Ош. Проект финансируется JICA.

Указанный проект предусматривает два компонента:  

  1. реабилитации участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км;
  2. предотвращения стихийных бедствий на существующей дороге Бишкек-Ош. В рамках указанного Проекта японской стороной отобраны участки, на которых будет осуществляться строительство инженерно-защитных сооружений для защиты автодороги от стихийных бедствий природного характера, в частности, на км 400,1 – 400,8 (предполагаемое строительство тоннеля); на км 409 (строительство защитного сооружения от камнепадов); на км 451 (строительство подпорной стенки от оползня).

Мера 43303 Проект  «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош » (JICA) (Грант) ВБ

Данная мера включает в себя проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош» направлен на  снижение рисков природных бедствий и предотвращение чрезвычайных ситуаций посредством строительства снегозащитной галереи, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.

Данный проект предусматривает строительство снегозащитной галереи закрытого типа на 246 км автодороги Бишкек-Ош, протяженностью 460 метров, а также строительство подъездных дорог с обеих сторон снегозащитной галереи. Завершение этого проекта позволит улучшить трафик Бишкек-Ош в зимний сезон, способствуя тем самым улучшению автомобильных перевозок и логистики в Кыргызской Республике.

Мера 43304 Защита от снежных заносов автомобильной дороги Бишкек-Ош  (JICA) (грант)

Данная мера включает в себя проект «Защита от снежных заносов автомобильной дороги Бишкек-Ош ( снегозащитные ограждения (заборы)». Целью Проекта является обеспечение надежной и эффективной транспортировки грузов и пассажиров по автомобильной дороге Бишкек-Ош в зимний период посредством развития мероприятий по защите дороги от снежных заносов, и оживление местной экономики. А именно проектом запланирована установка снегозащитных ограждений (заборов) на участках дороги Бишкек-Ош с 125 по 129 км через перевал Тоо-Ашуу и с 215 по 222 км через перевал Ала-Бель.

Мера 43305 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)

Данная мера включает в себя реализацию проектов «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3» и «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование»

Протяжённость участков требующего реконструкцию составляет 138 км, то есть от села Эпкин до села Башкууганды (89 км – 159 км) и от города Балыкчы- до села Кочкор (0 км-43км) от села Кочкор до села Эпкин (64 км-89 км)

Данная автодорога обеспечит доступ к месторождениям полезных ископаемых, освоению земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороузском, Ак-Талинском, Жумгалском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, улучшит туристическую привлекательность страны и будет дан толчок для развития частного предпринимательства через развитие объектов придорожной инфраструктуры.

По проекту «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3», согласно плану на 2024 год необходимо уложить 24 км нижнего слоя и 56 км верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.

По проекту «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 -Дополнительное финансирование» запланировано на 2024 год завершить остаточные строительные работы и продолжить содержание участка.

Мера 43306.  Реабилитация международных транспортных коридоров западного направления (Тараз-Талас-Суусамыр)

Данная мера включает в себя реализацию следующих проектов:

Проект «Реконструкция автодороги Суусамыр-Талас-Тараз, Фаза-4, км 104,6-197,6».

  Протяженность участка, требующего реконструкции составляет 93 км, проектный участок расположен полностью в Таласской области и берет начало на 104,6 км на западной границе г. Талас, далее дорога пролегает в западном направлении до государственной границы Республики Казахстан (КПП Кичи-Капка) и охватывает Кара-Бууринский, Манасский и Бакай-Атинский районы Талаской области.

  Период строительных работ: 2025–2028гг. (гарантийный период ответственности за недостатки — 3 года).

В рамках данного проекта завершены внутригосударственные процедуры по ратификации Кредитных соглашений с ИБР, СФР, ОПЕК и получены письма от доноров о вступлении в силу Кредитных соглашений: Исламский банк развития с 15 декабря 2023 года вступило в силу, Саудовский фонд развития с 02 января 2024 года вступило в силу и Фонд международного развития ОПЕК с 18 января 2024 года вступило в силу.

— проект по реконструкции моста через реку Урмарал на автомобильной дороге Талас – Тараз  между Японским агентством международного сотрудничества (грант JICA).  Указанный проект направлен на улучшение транспортной сети и упрощение логистики на автодороге Талас-Тараз путем реконструкции моста через реку Урмарал, тем самым будет внесен вклад в содержание транспортной инфраструктуры и устранен разрыв между регионами.

По данному проекту завершено 92,24% работ. Завершена укладка а/б подъездных дорог к мосту. Основные работы по строительству моста завершены, кроме укладки а/б покрытия моста. Уложено около 1 км асфальтбетонного покрытия дорог к подъезду мосту с двух сторон, установлено 28 ед. столбов освещения.

Подрядчик приостановил работы на участке с 15-декабря 2023 года на зимний период. Строительные работы возобновились в конце февраля, на начало апреля ведутся  работы по обустройству пешеходных дорожек на мосту.

Мера 43307. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного  направления (Балыкчы-Каракол-Балыкчы):

К реабилитациимеждународных транспортных коридоров восточного направления относятся проекты по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги (участок Балбай Баатыр – Каракол), (км 184,5 – км 216,7) протяжённостью 30 км (без учёта села Туп), и «Проект по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги» участок Барскоон – Каракол (км 141,6 до км 220) протяжённостью 75,2 км.

По проекту реабилитации кольцевой автодороги Балыкчи-Каракол-Балыкчи, участок от села Балбай Баатыр — г. Каракол, (км 184,5 – км 216,7), в мае 2024 года ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершит работу по подготовке детального дизайна проекта. Переговоры с ЕБРР прошли 2 ноября 2023 года, соглашение подписано 28 ноября 2023 года. Завершение процедур ратификации ожидается в июле 2024 года. Параллельно планируется проводить процедуры по отбору Подрядной и Инженерной компаний.

По проекту «Проект по улучшению Иссык-Кульской кольцевой автодороги» участок Барскоон – Каракол (км 141,6 до км 220), ПИИ «Кыргыздортранспроект» завершил работу по подготовке детального дизайна проекта. В 2024 году планируется завершить План переселения и подписать Соглашение о финансировании.

Вышеуказанные проекты предусматривает мероприятия, направленные на улучшение (реабилитацию) состояния автодороги Балыкчи-Каракол-Балыкчи. Быстрое развитие Иссык-Кульской курортной зоны сопровождается неуклонным ростом пассажирских и грузовых перевозок. Все больше автомобилей требуется с каждым годом для удовлетворения растущих потребностей большого курортного региона, особенно в летний период. Все возрастающая напряжённость автомобильной дороги в курортной зоне и неспособность ее в будущем обеспечить нормальную работу автомобильного транспорта является главным фактором, вызывающим необходимость усовершенствования проектной дороги.

Проект «Реконструкция автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо, с. Корумду — с. Балбай Баатыр)», протяженностью 80,5 км, (АКГ). Проект предусматривает мероприятия, направленные на улучшение (реабилитацию) состояния автодороги Балычи-Каракол-Балыкчи, участок 2Н км 104 – км 184,5.    Быстрое развитие Иссык-Кульской курортной зоны сопровождается неуклонным ростом пассажирских и грузовых перевозок. Все больше автомобилей требуется с каждым годом для удовлетворения растущих потребностей большого курортного региона, особенно в летний период. Все возрастающая напряженность автомобильной дороги в курортной зоне и неспособность ее в будущем обеспечить нормальную работу автомобильного транспорта является главным фактором, вызывающим необходимость усовершенствования проектной дороги.

Приоритетность реализации данного проекта включен в Национальную стратегию развития КР 2018-2040 годы.

Период строительных работ: 2024–2027гг. (гарантийный период ответственности за недостатки — 3 года).

Населенные пункты: с Темировка, с. Григорьевка, с. Кожояр, с.Семеновка, с.Ананьево, с.Жаркымбаев, с.Чон-Орукту, с.Орто-Орукту, с.Ой-Тал, с.Ой-Булак, с.Кутурга, с.Фрунзе, с.Ак-Булун, с.Курменты, с.БалбайБаатыр.

Мера 43308. Реабилитация международных транспортных коридоров восточного направления. (Третья фаза  Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76  и развитие туризма)

            Данная мера включает  в себя Третью фазу Проекта «Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3)», включает реабилитацию автомобильной дороги Тюп – Кеген с 39 по 76 км и около 15 км дороги, прилегающей к туристической базе в ущелье «Каркыра», а также закупку дорожно-эксплуатационного оборудования. В рамках указанного проекта предлагается осуществить строительство дорог, реализовать ряд мероприятий по повышению транспортной, в том числе авиационной, безопасности и устойчивости развития туризма. Главным предназначением проекта станет улучшение транспортного сообщения с Казахстаном через Иссык-Кульскую область за счет завершения реабилитации автодороги Тюп-Кеген, которая также является часть транзитного коридора Таджикистан-Кыргызстан-Казахстан-Россия. 

Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров. Так как международные транспортные коридоры обеспечивают практически единственный способ доступа Кыргызской Республики к региональным рынкам товаров, услуг и играют существенную роль в обеспечении связи между основным экономическими центрами внутри страны.

Реализация данной программы и мер позволит Кыргызстану завершить создание высококачественной базовой сети дорог, связывающих Кыргызстан с соседними государствами, а также Бишкек с другими крупными городами страны. Также автомобильные коридоры обеспечивают выход на многие государства, крупнейшие порты, транспортные узлы и терминалы.

 Программа 434. Развитие автомобильного транспорта в Кыргызской Республике

 Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным   транспортом, обеспечение сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Мера 43401. Регулирование и контроль автомобильных перевозок

Основная задача данной программы и меры направлена формирование и развитие международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, создание условий для эффективного функционирования пассажирских, грузовых перевозок автомобильным и водным транспортом, осуществление в   установленном порядке контроля за соблюдением транспортного законодательства Кыргызской Республики и международных договоров юридическими и физическим лицами, в том числе весогабаритного контроля   транспортных средств. 

 Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

Обеспечит повышения качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, пресечение фактов нарушения транспортного законодательства и международных договоров в сфере международных автомобильных сообщений, предотвращение разрушения автодорог в результате надлежащего осуществления весогабаритного контроля на автодорогах. 

Финансовый анализ

Наименование2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год
 (факт)(утвержд.)(план)(прогноз)(прогноз)(прогноз)(прогноз)
ИТОГО Министерство транспорта и коммуникаций КР
Бюджетные средства4 030 334,94 450 935,15 205 027,25 507 098,56 073 141,16 708 239,47 281 714,6
Средства, аккумулируемые на специальных счетах40 008,90,00,00,00,00,00,0
Государственные инвестиции (внешнее финансирование)7 888 542,88 721 013,88 651 421,211 986 333,913 440 734,87 936 179,44 335 657,5
Внебюджетные источники0,00,00,00,00,00,00,0
Всего по программам МТК КР, из них:11 958 886,613 171 948,913 856 448,417 493 432,419 513 875,914 644 418,811 617 372,1
— из республиканского бюджета11 958 886,613 171 948,913 856 448,417 493 432,419 513 875,914 644 418,811 617 372,1
— из внебюджетных источников0,00,00,00,00,00,00,0

Финансовый план по всем бюджетным программам на 2025 год будет составлять 13 856 448,4 тыс, сомов в том числе по текущему бюджету 5 205 027,2 тыс, сомов и по государственным инвестициям 8 651 421,2 тыс. сомов.

Начальник управления экономики,

анализа и стратегического планирования                                                           А. Дж. Дуйшебаев