Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «Вопросы водного транспорта в Кыргызской Республике»
- 2 204 просм.
Данный проект постановления был разработан в рамках мероприятий по реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) Плана мероприятий по применению технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2015 года №15 «О плане мероприятий по применению технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике», в соответствии со статьей Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» и в целях совершенствования механизма проведения надзора, контроля и регулирования деятельности в сфере водного транспорта и создания нормативно-правовой базы в этой сфере.
В целом данным проектом постановления предлагается утвердить три правил, три положений, два инструкции и один устав, большинство из которых вводятся впервые и на сегодняшний день подобные документы отсутствуют.
Из них:
1.«Правила плавания судов на водоемах Кыргызской Республики»;
2.«Правила ремонта судов внутреннего плавания Кыргызской Республики»;
3.«Правила технической эксплуатации водного транспорта»;
4.«Положение о регистрации (приписки) судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики и ведение судового реестра»;
5.«Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания в Кыргызской Республике»;
6.«Положение аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики»;
7.«Инструкция о порядке проведения инспекторских осмотров судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики»;
8.«Инструкция о минимальном составе экипажей самоходных судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики;
9.«Устав службы на судах водного транспорта Кыргызской Республики».
рассмотрим обоснования для разработки вышеуказанных проектов по отдельности.
- Правила плавания судов на водоемах Кыргызской Республики
Настоящие Правила устанавливают основные требования по обеспечению безопасности судоходства, предупреждению несчастных случаев с людьми и распространяются на все виды плавучих средств независимо от их принадлежности, на береговые гидротехнические сооружения, порты и пристани, расположенные на водоемах Кыргызской Республики.
А также порядок пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водохранилищах, озерах и других водоемах Кыргызской Республики и распространяются на все маломерные суда и их базы-стоянки, находящиеся в собственности или в пользовании юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Эксплуатация и плавание судов, всех плавучих средств, пользование базами (сооружениями) для их стоянок в Кыргызской Республике принадлежащих юридическим и физическим лицам, независимо от форм собственности, регулируется настоящими Правилами.
- Правила технической эксплуатации водного транспорта Кыргызской Республики
Аналогичного НПА на данный момент не существует.
Правила технической эксплуатации водного транспорта предусматривают строгое соблюдение всех требований, установленных заводами-изготовителями технических средств в правилах, инструкциях, руководствах и наставлениях по их эксплуатации.
Водные пути, гидротехнические сооружения, флот, судоремонтные и промышленные предприятия, порты-пристани, средства связи и электрорадтонавигации и другие технические средства водного транспорта, по своим важнейшим технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам, должны соответствовать друг другу и обеспечивать ритмичное выполнение грузовых и пассажирских перевозок, сохранность и своевременную доставку грузов, безопасность движения судов, охрану окружающей среды.
Выполнение требований этих Правил обязательно при эксплуатации всех находящихся в действии технических средств водного транспорта. Требования Правил распространяются также на вновь проектируемые, строящиеся и переоборудуемые средства водного транспорта.
Эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями норм и стандартов.
Ввод в эксплуатацию технических средств водного транспорта после их постройки или ремонта, должен производиться комиссией, создаваемой в установленном порядке.
При эксплуатации технических средств водного транспорта должны строго соблюдаться требования, норм, инструкций, и указаний по технике безопасности и производственной санитарии, изложенные в соответствующих ведомственных документах.
Правила технической эксплуатации водного транспорта, должны находится на каждом судне, во всех организациях и подразделениях, занимающихся технической эксплуатацией водного транспорта.
- Правила ремонта судов внутреннего плавания Кыргызской Республике
Настоящие Правила устанавливают на всей территории Кыргызской Республики, общие требования и принципы организации ремонта судов, эксплуатирующийся на внутренних водных путях.
- Правила предусматривают применение методов технической эксплуатации и ремонта, обеспечивающих постоянное содержание судов в исправном техническом состоянии.
- Правила регламентируют отношения между владельцами судов и предприятиями-исполнителями ремонта.
- Выполнение требований, изложенных в настоящих Правилах, обязательно для всех владельцев судов.
- Ремонт распространяется на все суда в течение срока службы и обеспечивает:
— сохранение паспортных, эксплуатационно-технических характеристик и исправного технического состояния судна;
— повышение качества, сокращение сроков и снижение стоимости ремонта;
— нормальные условия труда и быта судового экипажа.
- Ремонт судов предусматривает:
— техническое обслуживание оборудования и механизмов судна, осуществляемое по плану, через определенные периоды времени;
— систематический контроль технического состояния и содержания всех элементов судна;
— изучение износов основных механизмов судна, анализ факторов, влияющих на характер и скорость их изнашивания, разработку норм износов и сроков службы;
— планирование ремонтов и время их проведения в зависимости от технического состояния, с учетом обеспечения работоспособности судна, до следующего ремонта.
- Объемы и периодичность проведения ремонта судов, устанавливаются на основе обоснованных износов.
- Виды и периодичность проведения ремонта судов, определяются в зависимости от типа и назначения судна, условий эксплуатации, района плавания и срока службы.
- Ремонт судов осуществляется индустриальными методами, предусматривающими:
— применение агрегатного и агрегатно-узлового методов ремонта;
— использование сменных узлов, частей и изделий, приобретаемых до постановки судна на ремонт;
— производство ремонтных работ в цехах предприятий с применением современных средств механизации и автоматизации при непрерывном совершенствовании организации и технологии ремонта судов;
— ремонт судовых механизмов, а также радиооборудования и электронавигационных приборов, по единой технической и технологической документации.
- Индустриальные методы ремонта обеспечивают:
— специализацию судоремонтных предприятий на ремонте ограниченного числа типов судов;
— создание специализированных участков по ремонту двигателей, механизмов и агрегатов;
— изготовление и ремонт на судоремонтном предприятии сменных и запасных частей, узлов и изделий с применением современной технологии;
— разработку единой технической и технологической документации, предусматривающей применение современной технологии, механизации, автоматизации и организации труда.
- Устав службы на судах внутреннего плавания Кыргызской Республики
Аналогичного НПА на данный момент не существует.
Устав службы на судах внутреннего водного транспорта определяет основные положения организации службы, права и обязанности членов экипажей судов.
Действие Устава будет распространятся на все экипажи судов внутреннего водного транспорта, находящихся в эксплуатации, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы судовладельца.
5.Положение регистрации (приписки) судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики и ведение судового реестра
Аналогичного НПА на данный момент не существует.
Все самоходные суда, поднадзорные уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта, и несамоходные суда грузоподъёмностью свыше 5 регистровых тонн (независимо от форм собственности), плавающие на водоемах Кыргызской Республики, подлежат регистрации (приписке) в судовом реестре органа водного транспорта.
После внесения судна в судовой реестр, его владельцу выдается судовое свидетельство, которое удостоверяет право плавания судна под флагом Кыргызской Республики, а так же право собственности на судно или пользования им.
От регистрации в уполномоченном государственном органе по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта освобождаются суда, плавающие под военно-морским флотом.
5.Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания в Кыргызской Республике
Аналогичного НПА на данный момент не существует.
Настоящее Положение распространяется на экипажи судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Кыргызской Республики с главными двигателями мощностью 150 (лошадиных сил) и более, несамоходных судов грузоподъемностью свыше 80 регистровых тонн, любых пассажирских, служебно- вспомогательных и транспортных судов, зарегистрированных в судовой книге уполномоченного государственного органа по надзору и контроля за деятельностью водного транспорта Кыргызской Республики. 2. Членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Кыргызской Республики, выдаются следующие виды документов:
а) рабочие дипломы:
— капитана;
— старшего помощника капитана;
— второго помощника капитана;
— третьего помощника капитана;
— механика;
— первого помощника механика;
— второго помощника механика;
— третьего помощника механика;
— капитана судна с главными двигателями мощностью от 75 (лошадиных сил) до 149 (лошадиных сил);
— капитана скоростного судна;
— электромеханика;
— первого помощника электромеханика;
— второго помощника электромеханика;
— третьего помощника электромеханика;
— начальника радиостанции;
— командира землесоса, дноочистительного, дноуглубительного снаряда;
— первого помощника командира землесоса, дноочистительного, дноуглубительного снаряда;
— второго помощника командира землесоса, дноочистительного, дноуглубительного снаряда;
— третьего помощника командира землесоса, дноочистительного, дноуглубительного снаряда;
— механика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— первого помощника механика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— второго помощника механика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— третьего помощника механика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— первого помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— второго помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
— третьего помощника электромеханика на землесосе, дноочистительном, дноуглубительном снаряде;
б) квалификационные свидетельства:
— шкипера;
— боцмана;
— рулевого;
— матроса;
— моториста;
— электрика судового;
— радиооператора.
- Рабочие дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационной комиссией уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности водного транспорта, по результатам квалификационных испытаний.
- Квалификационные испытания проводятся по программам, утверждаемым уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности водного транспорта Кыргызской Республики.
- К дипломированию допускаются лица, имеющие соответствующее специальное образование или окончившие специальные курсы подготовки командного состава судов внутреннего плавания и имеющие стаж плавания.
Организация курсов по подготовке командного состава судов внутреннего плавания, производится уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности водного транспорта Кыргызской Республики.
Учебные планы, а также программы обучения на курсах, утверждаются уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности водного транспорта Кыргызской Республики.
- Рабочие дипломы и квалификационные свидетельства, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах.
- Положение аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики.
- Настоящее положение устанавливает единый порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами на территории Кыргызской Республики.
Определяет порядок образования и организации работы квалификационной комиссии и выдача удостоверений на право управления маломерными судами.
2.Аттестация судоводителей на право управления маломерными судами проводится квалификационной комиссией, утвержденный приказом уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности водного транспорта Кыргызской Республики.
- Прием экзаменов на право управления маломерными судами производится в соответствии с учебной программой по подготовке судоводителей, утвержденный приказом уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности водного транспорта Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган по регулированию деятельности водного транспорта аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерными судами с главными двигателями мощностью менее 150 лошадиных сил, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн:
— моторных лодок с подвесными моторами независимо от мощности главных двигателей;
— водными мотоциклами, скутерами (гидроциклами) независимо от мощности главных двигателей;
— прогулочными катерами, яхтами (парусными яхтами с мотором, и без моторов) вместимостью менее 12 человек независимо от мощности главных двигателей;
— катерами, яхтами пассажир вместимостью не более 12 человек.
4.К сдаче экзаменов на право самостоятельного управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами, и окончившие курсы подготовки судоводителей маломерных судов.
5.При аттестации судоводителей маломерных судов, осуществляется прием экзаменов и их проверка знаний, квалификационной комиссией уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности водного транспорта.
- Инструкция о минимальном составе экипажей самоходных судов, эксплуатируемых на водоемах Кыргызской Республики
- Инструкция определяет порядок установления минимального состава экипажей самоходных судов внутреннего плавания, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судна.
2.Инструкция распространяется на самоходные суда внутреннего плавания, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке на территории Кыргызской Республики.
3.Минимальный состав экипажа самоходного судна представляет:
— экипаж достаточный для обеспечения безопасной эксплуатации судна, безопасность пассажиров, сохранность перевозимого груза, имущества и судна;
— достаточный для обслуживания и содержания исправном состоянии судовых механизмов, устройств и оборудования;
— достаточный для содержания судна в надлежащем санитарном, экологическом и противопожарном состоянии.
4.Минимальный состав экипажа самоходного судна внутреннего плавания устанавливается с учетом:
— конструктивных особенностей и технической оснащенности судна, степени автоматизации и технико-эксплуатационных характеристик судна;
— обеспечение борьбы за живучесть судна (проведение судовых тревог «человек за бортом», борьба с огнем и водой);
— обеспечение управление судна (состава) и безопасного плавания;
— обеспечение безопасной стоянки судна (у причала, на рейде, на якоре);
— обеспечение режима использования судна и экипажа по времени;
— обеспечение режима труда и отдыха членов экипажа.
- Каждое самоходное судно, эксплуатируемые на судоходных водоемах Кыргызской Республики обеспечивается судовладельцем, судовыми и техническими документами.
- Инструкция о порядке проведения инспекторских осмотров судов, эксплуатируемых на водоёмах Кыргызской Республики.
- В соответствии с Положением уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта и работники уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта обязаны:
— проводить инспекторские осмотры судов (составов), эксплуатируемых на водных путях Кыргызской Республики, независимо от форм собственности (кроме судов, плавающих под военно-морским флагом и судов предназначенных, и используемых исключительно для спортивных соревнований) выдавать предписания их владельцам, командному составу судов об устранении недостатков, обнаруженных при осмотре;
— приостанавливать движение судов (составов), которые не укомплектованы экипажем, не имеют удостоверения о годности к плаванию, не оборудованы в соответствии с действующими Правилами, инструкциями, состояние которых угрожает безопасности движения других судов (составов), гидротехнических сооружений;
— проводить опломбирование устройства управления судна, с целью недопущения их к эксплуатации в случаях, когда состояние этих судов создает опасность, находящихся на них людей и грузов, и в случаях отсутствия установленных судовых документов, и не укомплектованность экипажа судна, согласна штатного расписания.
- Настоящая инструкция устанавливает порядок и объем осмотров судов (составов) и распространяется на суда, подлежащие регистрации (приписке) в судовой книге уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за деятельностью водного транспорта.
- Правовой основой для плавания по водным путям Кыргызской Республики судов, являются технические регламент Таможенного союза (ТР ТС 026/2012) и другие нормативно правовые акты Кыргызской Республики.
Данный проект не содержит норм влекущих возможные негативные социальные, экономические. правовые, правозащитные. гендерные, экологические, коррупционные последствия действия норм.
Согласно требованиям пункта 48-1 Регламента Правительства Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 июня 213 года №341, проект обсуждался с заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики.
Принятия данного проекта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета.
Проект размещен для общественного обсуждения на официальных сайтах Аппарат Правительства Кыргызской Республики, Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики.
Кроме того, отмечаем, что по результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что норма предоставленного проекта не противоречат действующим нормативно правовым актам.
Министр Ж.К.Калилов