27 января 2017 года прошла коллегия по итогам работы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и о задачах на 2017 год
- 2 666 просм.
В ее работе принял участие первый Вице- премьер- министр Правительства КР М. Абулгазиев.
пресс- релиз
Об итогах работы Министерства транспорта и дорог
Кыргызской Республики за 2016 год и о задачах на 2017 год
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики осуществляло свою деятельность в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития на 2013-2017 годы, Планом действий Правительства Кыргызской Республики на 2016 год по Программе «Доверие и единство»и других приоритетов и задач поставленных Правительством Кыргызской Республики на 2016 год.
В области нормотворческой деятельности, разработано 55 НПА, в том числе 5 Законов КР, 26 постановлений Правительства КР, 24 распоряжения Правительства КР.
Из них принято 4 Закона КР, 9 постановлений Правительства КР и 7 распоряжений Правительства КР.
По дорожной отрасли принято НПА– 6, по отрасли автомобильного и железнодорожного транспорта – 6 и по гражданской авиации — 8.
По итогам 2016 года всего из 14 проектов Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы (НСУР)(за исключением 4 проектов отраслей связи и информатизации) реализованы 3 проекта и частично выполнен 1 проект:
- Закупка автодорожной техники и оборудования: автогрейдеры – 43 ед., автопогрузчиков — 20 ед., асфальтобетонные заводы – 3ед. (2013 год);
- Реализация проекта по модернизации национальной системы Организации воздушного движения (ОВД)(2015 год);
- Разработка ТЭО по строительству железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (2014 год);
- Модернизация и приобретение навигационного оборудования и технических средств, для аэропортов «Манас», «Ош», «Иссык-Куль», (2016 год) (выполнен частично).
Продолжена реализация 10 национальных проектов, в том числе:
— реабилитация автодороги Тараз-Талас-Суусамыр (с 75 по 105км) (Фаза III);
— реабилитация автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт;
— реабилитация автодороги Исфана-Сулюкта-Худжант;
— строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг.
В соответствии с Планом действий Правительства Кыргызской Республики на 2016 год по Программе «Доверие и единство», Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики поручено реализация 27 мероприятий, из них: 21 по дорожной отрасли; 4 по гражданской авиации; 2 по транспортной отрасли.
Достигнуты следующие целевые показатели:
— уложено асфальтобетонное покрытие на автомобильных дорогах протяженностью 142,5 км, при плане – 130 км, исполнение на 109,6%;
— проведена шероховато-поверхностная обработка (ШПО) на автомобильных дорогах протяженностью 185,5 км., при плане – 190 км, исполнение на 97,6%;
— устроено черногравийное покрытие протяженностью 20 км, при плане – 30 км, исполнение 66,6%;
— по устройству гравийного покрытия проведена работа на участках протяженностью 97,2 км, при плане – 120 км, исполнение на 81%;
— завершено строительство 6 мостов, при плане 4 моста, исполнение на 150%;
Всего, по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики от 24 августа 2016 года №456, проведено дорожно-строительных работ на 658,7 км.
В отрасли гражданской авиации по Плану действий Правительства КР на 2016 год Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики были выполнены 5 мероприятий, в том числе:
— Проведена модернизация аэронавигационного оборудования, установлено доплеровские азимутально-дальномерные радиомаяки DVOR/DME в аэропортах «Ош» и «Иссык-Куль» и проведена частичная замена оборудования метеобеспечения;
— Завершен второй этап реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы в Международном аэропорту «Ош»;
— Подготовлен проект распоряжения Правительства Кыргызской Республики “О предоставлении воздушного пространства иностранным воздушным судам с правом “пятой степени свободы воздуха” согласован с рядом министерств и ведомств КР;
— В связи с предоставлением авиакомпании «Турецкие авиалинии» 5 степени воздуха по маршруту «Стамбул – Бишкек – Шанхай» для выполнения грузовых перевозок, увеличился объем перевезенных грузов на 40 % по сравнению с 2015 годом.
По автомобильному и железнодорожному транспорту необходимо было проработать вопрос с Республикой Казахстан по применению уполномоченными органами Республики Казахстан унифицированного тарифа на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом из Российской Федерации транзитом через Республику Казахстан.
Данный проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республикой и Правительством Республики Казахстан о применении Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, был принят распоряжением Правительства Кыргызской Республики 26 декабря 2016 года № 566-р., и подписан в рамках Высшего Евразийского Совета с участием Президентов Кыргызской Республики и Республики Казахстан, министрами транспорта и дорог Кыргызской Республики и по инвестиции и развитию Республики Казахстан в городе Санкт-Петербург.
В настоящее время, в соответствии с вышеуказанным подписанным Соглашением, Республика Казахстан с 10 января 2017 года применяет унифицированные тарифы в отношении грузов проходящих через территории Республики Казахстан.
По Плану действий министра транспорта и дорог на 2016 год были поставлены 15 задач и 46 мероприятий. Из них, по дорожной отрасли — 29 мероприятий, по транспортной отрасли — 3, гражданской авиации -7 и водному транспорту — 1, по общим вопросам – 6.
К концу отчетного года исполнено — 37 мероприятий, в процессе реализации – 5 мероприятий и перенесены на 2017 год — 4 мероприятия, выполнение составляет 84,7%.
Дорожная отрасль
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы» на ремонт и содержание автомобильных дорог предусмотрены средства в размере 1 866,3млн.сом.
Текущий бюджет(без учета ГКВ и бюджета развития) по дорожной отрасли составил 1 737,3 млн.сом.
В соответствии с Перечнем объектов и строек, подлежащих к финансированию по статье “Государственные капитальные вложения” на 2016 год, на финансирование объектов дорожной инфраструктуры предусмотрено 305,2 млн. сом (без учета ремонта автомобильной дороги “Балыкчы–Тамчы–Чолнон-Ата – Корумду” и автомобильной дороги “Бишкек – аэропорт “Манас”).
Бюджет с учетом всех объектов строек финансируемых по статье “Государственные капитальные вложения” на 2016 год составил в объеме 2 948,4млн.сом.
Таким образом, общий бюджет дорожной отрасли без учета бюджета развития программа государственных инвестиций (ПГИ) за 2016 год составил 4 685,7 млн.сом.
Фактическое финансирование составило 4 435,7 млн. сом или 94,7% от предусмотренных средств, из них:
— по текущему бюджету — 1 733,7 млн. сом или 99,8 % от предусмотренного плана;
— по статье ГКВ в сумме — 2 702,0 млн. сом или 91,6 % от предусмотренного плана.
Объемы выполненных работ по объектам, предусмотренных по статье “Государственные капитальные вложения”
За 2016 год по статье “Государственные капитальные вложения” выполнены объемы работ на сумму 2 955,3 млн. сом, из них:
- а/б покрытие а/д “Бишкек-Аэропорт “Манас” протяженностью 23 км на сумму 978,3 млн.сом;
- а/б покрытие а/д Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду протяженностью 25,5 км на сумму 1 459,3 млн.сом;
- а/б покрытие улицы Адрахманова города Балыкчы протяженностью 6,64 кмна сумму 140,0 млн.сом;
- по остальным объектам Перечня ГКВ произведено асфальтобетонное покрытие протяженностью 30,8 км на сумму 197,7 млн.сом;
- выполнены работы по строительству 3-х мостов с общей протяженностью 196 п/м, в том числе:
-строительство моста через реку Ак-Сай на 107 км а/д Ат-Башы-Торугарт;
— строительство моста через реку Нарын на 50 км а/д Нарын-Оруктам;
— строительство моста в селе Онбеш-Беш Саламалик айыльного округаУзгенского района.
Из этих мостов 2 моста находится на стадии завершения.
- выполнен строительство дорог с гравийным покрытием на протяженности 46,3 км (приграничные дороги Баткенской области) на сумму 141,3 млн.сом.
Инвестиционные проекты
Реабилитация автомобильной дороги «Бишкек-Нарын-Торугарт». По итогам 2016 года полностью завершены строительные работы на участке автодороги Бишкек-Нарын-Торугартс 479 по 539 км. Укладка асфальтобетонного покрытия завершена до границы с Китаем (км 539), установлены парапеты, нанесена дорожная разметка. Стоит отметить, что строительные работы на данном участке завершены на 1 год раньше первоначального срока завершения. Из 539 км общей протяженности автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт осталось завершить 93 км на участке с 272 по 365 км (ИБР), реабилитация которого была начата в 2014 году.
Реабилитация автомобильной дороги «Ош-Баткен-Исфана». В 2016 году завершены строительные работы на участках автомобильной дороги Ош- Баткен- Исфана:
— «Жаны-Жер-Баткен» с 220 по 232 км;
— «Торт-Гуль-Исфана» с 248 по 360 км;
Завершились строительные работы на участке с 271 по 360 км. Указанный участок передан на период ответственности подрядчика за дефекты. Строительные работы осуществлены согласно утвержденному графику. На сегодняшний день по проекту освоено 99% от предусмотренных средств.
Начаты строительные работы в рамках первой фазы Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии (ПУДПС ЦА-1). Указанный проект предусматривает реабилитацию участков дорожного коридора Ош-Баткен-Исфана-Худжант «Исфана — КПП Кайрагач/Маданият» (36 км); «Баткен — Торткуль» (14 км), и «Баткен — КПП Кызыл-Бель/Гулистон» (6 км).
В рамках данного проекта была осуществлена закупка дорожно-эксплуатационной техники на 100 тыс. долл. США (самосвал и фронтальный погрузчик).\
По участку 75-108 км автодороги «Ош-Баткен-Исфана» (от с. Караван до с. Кок-Талаа) проведены процедуры по отбору подрядной компании, в 2017 году планируется подписание контракта с подрядчиком и начать строительные работы. Планируемый срок реализации проекта 2015-2019 гг.
Строительство альтернативной автомобильной дороги «Север-Юг». В 2016 году начата реализация второй фазы проекта по строительству альтернативной дороги Север-Юг. Выполнены работы по формированию 15 км земляного полотна под дорожную одежду, по строительству временных технологических дорог на протяженности 50 км, а также строительству временных мостов на 241, 275 и 280 км, протяженностью 160 м. Также начаты работы по устройству водопропускных труб и верховых подпорных стенок. В целом по результатам года по проекту освоено порядка 22% от контрактной суммы.
Планировалась укладка асфальтобетонного покрытия, протяженностью 10 км. Однако, в связи с высокими насыпями и выемками (около 10 м) на участке с 218 по 230 км было принято решение отложить возведение дорожной одежды до строительного сезона 2017 года для обеспечения естественного уплотнения земляного полотна.
Кроме того, продолжались строительные работы в рамках первой фазы участки «с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал» (км 183-195) и «с. Казарман – г. Джалал-Абад» (км 291-433), общей протяженностью 154 км.
На участке «с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал» выполнено порядка 98 % от общего объема работ. Полностью завершена укладка нижнего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на всей протяженности участка, а также необходимое обустройство дороги.
На участке «с. Казарман – г. Джалал-Абад» выполнено порядка 46% от общего объема работ, продолжаются земляные, дренажные, мостовые работы, работы по переносу коммуникаций. Также ведутся работы по проходке и выемке тоннеля. С южного портала тоннеля завершено – 255 м, штольня – 265 м, с северного портала – 312 м, штольня – 484 м.
Продолжены работы по подготовке технико-экономического обоснования в рамках Фазы 3, охватывающего участок от г. Балыкчи до с. Кызыл-Жылдыз. В начале 2016 года принят Закон КР «О ратификации грантового соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским Банком Развития о выделении аванса для подготовки проектно-сметной документации для последующего проекта дороги, связывающей коридоры ЦАРЭС 1 и 3». Согласно упомянутому соглашению, АБР выделил 3 млн. долл. США на подготовку проектно-сметной документации по вышеуказанным участкам. Для подготовки проектно-сметной документации отобрана компания JOC (Япония), которая в настоящее время продолжает разработку проектно сметной документации( ПСД).
Реконструкция автомобильной дороги «Тараз-Талас-Суусамыр», Фаза III, км 75-105» (от с. Чат-Базар до г.Талас). Общее выполнение с начала строительных работ составило 4,5 млн. долл. США или 26% от контрактной стоимости.
Срок завершения строительных работ — август 2017 г.
Гарантийный период ответственности за недостатки – август 2018 г.
В течение 2016 года осуществлялись тендерные процедуры по отбору подрядчика в рамках проекта по усовершенствованию Коридора ЦАРЭС 3 (автодорога Бишкек-Ош, Фаза-4) участок Бишкек-Кара-Балта, финансируемого Азиатским банком развития. В настоящее время проводятся контрактные переговоры с компанией, предложившей наименьшую цену.
Также проводились тендерные процедуры по отбору консультационной компании и по предквалификационному отбору подрядчиков в рамках реабилитации участка автодороги Бишкек-Ош «Маданият-Джалал-Абад», финансируемого Евразийским банком развития. В настоящее время осуществляется оценка технических предложений консультантов и осуществляется подготовка тендерной документации по отбору подрядчика.
По сектору весогабаритного контроля, Министерством транспорта и дорог КР постоянно проводятся работы по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования.
За 2016 год собрано сборов и штрафов на сумму 114 892,5 тыс.сом (за 2015 год — 88 050,7 тыс.сом), из них:
— сбор средств за взвешивание и измерение габаритных параметров – 69 983,0 тыс. сом (2015 год – 55 041,9 тыс.сом);
— сбор средств за специальное разрешение на провоз специальных и неделимых грузов и за возмещение вреда и ущерба, причиняемого дорогам – 43 372,6 тыс.сом (2015 год – 32 668,8 тыс.сом);
— оплата административных штрафов – 1 536,9 тыс.сом (в 2015 году – 340,0 тыс.сом).
Во исполнение Плана действий Министра транспорта и дорог на 2016 год завершена модернизация ПВК «Кара-Куль-юг», «Кара-Куль-север», «Чалдовар», «Сары-Таш», «Ак-Тилек-восток». Завершены работы по устройству армобетонных участков ПВК «Ат-Башы», «Чалдовар», «Ак-Тилек-запад», «Кара-Куль-север», «Кара-Куль-юг». Установлены весы и видеонаблюдения с видеофиксацией на ПВК «Турускул» и модернизирован ПВК «Балыкчы»с введением видеонаблюдения с видеофиксацией. Произведен перенос автовесов и завершено устройство второй стороны пункта весогабаритного контроля «Ак-Тилек-запад».
Приобретены портативные весы в количестве 3-х штук для усиления мобильных групп. Завершена процедура государственных закупок на проектирование единого сервера на осуществление контроля над работой ПВК в режиме «он-лайн». На стадии завершения процесс установки в тестовом режиме динамической системы автоматизированного весогабаритного контроля для пунктов «Сосновка» и «Кемин».
Автомобильный и железнодорожный транспорт
Государственным агентством автомобильного и водного транспорта, осуществляющим регулирование и контроль деятельности на автомобильном и водном транспорте, за 2016 год от выдачи разрешительных документов, от сбора штрафов за административные правонарушения, в республиканский бюджет перечислено средств на общую сумму 73 107,0 тыс. сом, (2015 г.- 86151,1 тыс.сом.) в том числе:
За 2016 год получены от зарубежных стран 45 615 штук разрешений, реализованы 32 071шт. на общую сумму 58 512,0 тыс. сом.
В то же время наблюдался дефицит разрешений в/из третьих стран Казахстан. Несмотря на неоднократные обращения в Казахстан по рассмотрению возможности дополнительного выделения бланков разрешений, вопрос не был решен.
При этом, в целях защиты отечественных автоперевозчиков бланки разрешений в/из третьих стран квотируются по минимальным количествам. В связи с этим, бланки разрешений в/из третьих стран всегда были востребованы среди автоперевозчиков. В предыдущие года были очень востребованными бланки разрешений в/из третьих стран Россия, Турция, Литва. Вместе с тем на 2016 год сверх квоты дополнительно получены следующие разрешения:
— Литва в/из третьих стран – 300 шт.
— Казахстан в/из третьих стран – 200 шт.
— Китай двустороний – 2000 шт.
— Россия в/из третьих стран – 300 шт.
— Турция в/из третьих стран – 250 шт.
— Турция порожний – 50 шт.
— Туркменистан двусторонний/транзитный – 500 шт.
В целях облегчения и упрощения процедур получения бланков разрешений Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики на постоянной основе проводятся мероприятия по повышению прозрачности и равного доступа субъектов предпринимательства к приобретению иностранных бланков разрешения для осуществления международных автомобильных перевозок.
За 2016 год отечественными автоперевозчиками перевезено 1 163 293тонн груза, иностранными автоперевозчиками — 559 784тонн.
На сегодняшний день насчитывается 122 субъектов предпринимательства, осуществляющие международные перевозки с применением разрешительной системы с более 5 000 единицами транспортных средств.
За 2016 год выдано 20 375лицензий, сумма от лицензионных сборов составила 11 412,9 тыс. сом (за 2015 год — 22 076 лицензий на сумму 12 511,4 тыс. сом), из них:
— на пассажирские перевозки – 14 045ед. (за 2015г. – 14 005ед.)
— на международные грузовые перевозки – 6 021ед. (за 2015г. – 7 721ед.)
— на деятельность юридических лиц 318 ед. (за 2015 г. – 350ед.) из них: 257 ед. на пассажирские перевозки, 61 ед. на международные грузовые перевозки. (за 2015 г. – 263 ед. на пассажирские,87 ед. на грузовые).
На сегодняшний день по республике имеются 1 614населенных пунктов, охваченных автобусным сообщением, что составляет 88,9% от общего числа всех населенных пунктов.
Согласно уточненной Маршрутной сети Кыргызской Республики на 2016 год по республике имеются 956 автобусных маршрутов (включая автобусные и троллейбусные маршруты городов Бишкек и Ош). Из них:
— международные – 28 автобусных маршрутов;
— межобластные – 251 автобусных маршрутов;
— внутриобластные – 447 автобусных маршрутов;
— городские – 230 автобусных маршрутов.
Данные автобусные маршруты обслуживаются 257 транспортными предприятиями.
За 2016 год открыты 19 и восстановлены 35 маршрутов. В то же время из-за отсутствия пассажиропотока и других причин приостановлено и закрыто 32 автобусных маршрута.
За соблюдением требований транспортного и лицензионного законодательства Кыргызской Республики, а также в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте за 2016 год проверено всего 283 980ед. автотранспортных средств (274 447ед.АТС за аналогичный период прошлого года).
По итогам осуществления контроля выявлено и зарегистрировано 4 242нарушений транспортного и лицензионного законодательства Кыргызской Республики (4 744за аналогичный период прошлого года), составлено 2 837протоколов об административном правонарушении, выдано 600 предписаний и предупреждений об устранении выявленных нарушений. В отношении правонарушителей наложено штрафов на сумму 3 741,6 тыс. сом, взыскано — 3 182,1 тыс. сом. За многократное неисполнение лицензионных условий и требований приостановлено действий лицензий у 33-х лицензиатов.
В связи с присоединением Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу в целях осуществления транспортного контроля на внешней границе ЕАЭС и обеспечения обмена информацией по результатам транспортного контроля между государствами-членами ЕАЭС разработано программное обеспечение для автоматизированной информационной системы «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»).
Спецификация АИС «ЭТК» была согласована с отраслевыми министерствами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), профильным Департаментом Евразийской экономической комиссии. Внедрение АИС «ЭТК» планируется в 2017 году.
На сегодняшний день для обслуживания перевозчиков и пассажиров, предоставляют свои услуги 72 станционных сооружений, из них 12 автовокзалов, 33 автостанции, 27 автокасс.
Государственными предприятиями автовокзалов и автостанций республики за 2016 год получено доходов в сумме 73 436,7 тыс. сом, (за 2015 г. – 64 167,1 тыс. сом), что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 114,45%, рост доходов обеспечен по всем автовокзалам.
Сегодня Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргызтемиржолу» выступает одним из крупнейших предприятий Кыргызской Республики, которое объединяет 10 филиалов, служб и 2 хозрасчетных предприятия, на котором работают 5,0 тысяч человек.
В результате проведенной работы за 2016 год, ожидаемая балансовая прибыль ГП НК «КТЖ» составляет 568,9 млн. сомов (2015 год – 685,7 млн.сом). Для увеличения балансовой прибыли проводятся мероприятия по сокращению расходов предприятия и реализации антикризисных мер (сокращение закупок на 50%, сокращение расходов э/энергии и ГСМ, сокращение командировочных расходов). Ожидается перечисление налогов в объеме 307,5 млн. сомов, социальному фонду – 261,3 млн. сомов.
Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики «О совершенствовании управления государственными предприятиями» от 22 февраля 2011 года №62 на 2014-2015 годы задолженность Компании по перечислению 50% чистой прибыли в бюджет составляет в размере 145,6 млн.сом.
Кыргызской железной дорогой за 2016 год ожидается объем перевезенных грузов 6 051,7 тыс. тонн или 91,5% к соответствующему периоду 2015 года. При этом ожидаемый грузооборот составляет 807,8 млн.тн./км.или 88% к отчету 2015 года (за2015 год — 917,8 млн.тн./км.).
Снижение ожидаемого грузооборота произошло за счет уменьшения прибытия грузов на 10,78% от уровня 2015 года. Динамика снижения перевозки грузов объясняется общим экономическим спадом в странах партнерах Кыргызской Республики, в частности в России и Казахстане.
Ожидаемый показатель перевозки пассажиров – 284,1 тыс.чел. Снижение пассажирооборота на железнодорожном транспорте объясняется вводом новых маршрутов в системе авто и авиаперевозчиков.
За 2016 год капитальным ремонтом отремонтировано 12 пассажирских вагонов (за 2015 год — 18 вагонов) и 6 грузовых вагонов (за 2015 год — 12 вагонов).
Отремонтировано в условиях депо 102,056 условных единиц тепловозов с учетом Южного отделения ГП «НК «КТЖ»:
На сегодняшний день завершено Технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
С целью ускорения практической реализации проекта возобновлена работа трехсторонней кыргызско-китайско-узбекской экспертной группы. В рамках работы экспертной группы на повестке дня стоят такие вопросы, как технические стандарты будущей железной дороги, а также вопросы финансирования проекта.
Разработана Концепция по проекту «Разработка ТЭО по строительству железнодорожной линии, соединяющей север и юг страны» и планируется к реализации в два этапа.
Согласно первого этапа будет реализован проект железной дороги по маршруту «Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече».В этом направлении проводится работа в рамках комплексного Инвестиционного проекта, включающего три позиции, как освоение буроугольного месторождения «Кара-Кече» и «Мин-Куш», строительство Теплоэлектростанции «Кара-Кече» и железной дороги Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече.
Вторым этапом планируется соединить существующую на севере железную дорогу с проектируемой железной дорогой Китай – Кыргызстан – Узбекистан по двум возможным направлениям: Балыкчы – Кочкор – Достук (ГЭС Ат-Башы) или Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече – Үгүт.
Гражданская авиация и водный транспорт
В целях развития отрасли гражданской авиации за 2016 год приняты соответствующие нормативные правовые акты, в виде законов Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики и приказа Министерства транспорта и дорог КР.
Ратифицировано грантовое Соглашение по проекту «Улучшение оборудования Международного аэропорта «Манас» на сумму 1 630 000,0 тыс. японских иен между Кыргызской Республикой и Японским агентством международного сотрудничества (далее — JICA), предусматривающее оказание технической помощи в виде аэропортовой техники и аэронавигационных оборудований, в том числе 49 ед. аэропортовой техники и аэронавигационного оборудования DVOR/DME.
Ратифицировано Соглашение о воздушном сообщении с Государством Кувейт.
В целях приведения в соответствие со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и Воздушным кодексом Кыргызской Республики разработаны и приняты 22 Авиационных правил Кыргызской Республики, регулирующих деятельность гражданской авиации Кыргызской Республики.
Принята Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, где определены восемь приоритетов. Намеченных из 5 мероприятий на 2016 год полностью выполнено — 1 мероприятие и не выполнены — 4. Эти невыполненные мероприятия связаны с вопросом увеличения финансирования и штатной численности, а также улучшения материально-технической базы Агентства гражданской авиации. Данный вопрос, несмотря на неоднократные обращения в соответствующие органы не решается в связи с дефицитом республиканского бюджета.
В настоящее время в Кыргызской Республике функционируют 36 воздушных линий, в том числе: 32 международных и 4 внутренних.
В рамках проведения работы по расширению географии полетов в 2016 году,кыргызскими авиаперевозчиками открыты следующие новые международные воздушные линии: Бишкек–Челябинск, Бишкек-Абакан, Ош-Абакан, Бишкек-Кашгар, возобновлены авиарейсы по маршрутам: Бишкек-Иркутск, Бишкек-Джалал-Абад, восстановлены количество выполняемых рейсов по маршрутам: Бишкек-Москва, Ош-Москва, Бишкек – Урумчи, Бишкек – Санкт-Петербург, Ош — Санкт-Петербург, а также увеличены количества рейсов на маршрутах: Бишкек-Краснодар, Бишкек-Сургут, Бишкек-Дели.
Российскими авиакомпаниями были открыты воздушные линии Жуковский-Бишкек и Жуковский-Ош, восстановлены рейсы на маршрутах: Бишкек — Санкт-Петербург и Ош — Санкт-Петербург.
Сокращены количество рейсов на маршруте Астана-Бишкек, закрыто направление Ош-Челябинск российской авиакомпанией, и на внутренних линиях Бишкек – Исфана.
Сокращение рейсов связано с уменьшением пассажиропотока, в связи с этим, выполнение полетов на регулярных маршрутах стало экономически невыгодной, особенно в осенне-зимней навигации.
Воздушное сообщение Бишкек – Исфана не выполняется в связи с тем, что в настоящее время отсутствует соответствующее воздушное судно у авиакомпаний, зарегистрированных в Кыргызской Республике, которое может выполнять полеты в аэропорт г.Исфана и на другие внутренние аэропорты республики. В этой связи, министерство совместно с ОАО «Международный аэропорт Манас» (авиакомпания «Эйр Кей Джи» — дочерняя компания ОАО «МАМ»), в 2016 году проработало вопрос приобретения регионального самолета марки АТR-72500 (70-80 посадочных мест), который имеет возможность взлета и посадки в аэродромах Исфана, Каракол, Джалал-Абад и др. На сегодняшний день авиакомпанией «Эйр Кей Джи» проводится тендер на приобретение вышеуказанного воздушного судна и планируется начать полеты в течение первого полугодия 2017 года.
За 2016 год отечественными авиакомпаниями перевезено 1 120 533 пассажиров, в том числе по международным рейсам 614 845, что на 10,9% меньше чем по сравнению с 2015 годом и по внутренним рейсам 505 688 что на 0,7 % меньше чем по сравнению с 2015 годом. Иностранными авиакомпаниями перевезено 1 456 406по международным рейсам, что на 9,2% больше по сравнению с 2015 годом.
По объему грузовых перевозок на 34,3% больше чем по сравнению с 2015 годом, а почтовых перевозок снижение на 13 %, по сравнению с прошлым годом.
В настоящее время в Кыргызской Республике зарегистрировано 22 авиакомпаний, из них с действующим сертификатом эксплуатанта – 9 авиакомпании, в том числе перевозкой пассажиров, грузов и почты занимаются 5 авиакомпании, остальные специальными работами.
В 2016 году авиакомпаниями “Эйр Манас” и “Авиа Траффик Компани” приобретены современные воздушные судна Боинг 737-800 (1 ед,) и Аэробус-320 (2 ед.,).
Разработан План мероприятий по выводу авиакомпаний КР из «черного списка» ЕС. Проводится работа по решению вопроса об увеличении финансирования АГА для увеличения штатной численности, заработной платы инспекторов и улучшения материально-технической базы АГА.
Согласно плана корректировочных действий проводится работа по 5 направлениям и по мере поступления доказательной документации и с истечением указанных сроков загружается в онлайн-систему Механизма непрерывного Мониторинга (МНМ) в рамках Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП).Имеются вопросы по оптимизации изменения существующей структуры Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
Авиаколледжем им. И.Абдраимова, в соответствии с Программой Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, заключены партнерские соглашения с ВУЗами России и Казахстана.
За счет собственных средств ОАО «МАМ» в 2016 году в аэропорту «Ош» были выполнены и реализованы приоритетные проекты:
— реконструкция покрытия элементов аэродрома;
— оснащение аэродрома светосигнальным оборудованием по I категории ICAO;
— установка ограждения территории аэропорта;
— расширение и увеличение пропускной способности аэровокзального комплекса;
— установка современной системы регистрации пассажиров и обработки багажа;
— приобретена современная аэропортовая специальная техника и перронная механизация для обслуживания воздушных судов.
В соответствии с Программой Правительства КР «Доверие и единство» в рамках второго этапа реконструкции аэродрома «Ош», выполнены работы по усилению покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.
На постоянной основе проводится работа по привлечению инвестиций в развитие аэропортов, ведутся переговоры с ведущими авиакомпаниями в рамках реализации проектов по созданию на базе международного аэропорта «Манас» узлового центра грузопассажирских воздушных перевозок.
В рамках подготовки ко Вторым Всемирным Играм Кочевников, в конце августа 2016 года завершен второй этап реконструкции международного аэропорта «Иссык-Куль на общую сумму 6,6 млн. долларов США. Общая сумма реконструкции (I и II-этап) составляет 32,5 млн. долларов США. Успешная реализация этих проектов создала условия и возможность авиакомпаниям выполнять полеты в международный аэропорт «Иссык-Куль» и в ночное время суток..
Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность за счет сборов за аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве Кыргызской Республики.
По оперативным данным за 2016 год доходы предприятия по сравнению с 2015 годом увеличились на37,36%, расходы предприятия увеличились на 19,85 %. Прибыль предприятия по оперативным данным выросли в три раза и составили 185 000, тыс. сом.
За 2016 год общий объем обслуженных гражданских воздушных судов, c учетом транзита, по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,67 % или на 667 рейсов.
Уменьшение количества обслуженных гражданских воздушных судов в основном связано с уменьшением количества:
- внутренних авиаперевозок в среднем на – 3,42 %.
- регулярных международных рейсов в а/п «Ош» на – 6,88 %.
Общий объем обслуженных транзитных рейсов за 2016 годасоставил 11691рейс, увеличение составило 7,78 % или на 844 полета больше.
В 2016 году установлены две угломерно-дальномерные доплеровские радиомаяки в международных аэропортах Иссык-Куль и Ош, из этих в аэропорту Ош будет сдано в эксплуатацию в первом квартале 2017 года. Этим покрывается воздушное пространство навигационным полем, что позволит повысить точность навигации и в целом скажется на повышении уровня безопасности в воздушном пространстве КР, и как следствие ее коммерческой привлекательности. Установка навигационных средств в аэропортах Ош, Иссык-Куль, позволит авиакомпаниям иметь альтернативный вид захода на посадку по более коротким траекториям, а также вышеуказанные средства будут являться основными при выходе из строя инструментальной системы посадки.
В рамках работ по модернизации аэронавигационных средств международного аэропорта «Ош» проводятся работы по внедрению «Системы голосовой связи. Проводятся процедуры по приобретению многопозиционной системы наблюдения WAM и вторичного радиолокатора в замен старого. Приобретены и установлены ВЧ и ОВЧ радиостанции, идет модернизация автоматизированной системы УВД СОИ НОРД, тренажера для диспетчерского состава.
Приобретены «Радиостанции для внутри портовой связи» для международных аэропортов «Ош» и «Иссык-Куль»;
По итогам финансово-хозяйственной деятельности ГП «Иссыкульское пароходство» за 2016 год, объем угля перевезенного в порт «Пржевальск» составил 2,6 тыс. тонн, а объем угля отправленного в Бишкекский ТЭЦ составил 63,7 тыс. тонн.
В соответствии с планами по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 года, были проведены работы по подготовке теплохода-буксировщика “Манас”, 2-х портальных и 2-х плавучих кранов к обеспечению бесперебойной работы. Также, организован подъем на слип грузовой баржи «Каркыра», при этом для работы по перевозке угля в эксплуатации находятся еще 2 баржи.
В соответствии с Планом действий Министра транспорта и дорог КР на 2016 год и Планом антикризисных мероприятий Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики для оказания услуг туристам в летнее время проведено перепрофилирование теплохода-буксира на прогулочную с пассажировместимостью 40 человек.
Задачи на 2017 год.
В 2017 году будет продолжена целенаправленная работа по всем отраслям Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики по достижению целей Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и других приоритетов и задач, поставленных Правительством Кыргызской Республики на 2017 год.
По дорожной отрасли планируется проведение работ в рамках реализации Плана мероприятий «Основных направлений развития дорожной отрасли Кыргызской Республики на 2016-2025 годы».
- За счет республиканского бюджета
— устройство асфальтобетонного покрытия – 120 км;
— устройство шероховато-поверхностной обработки – 140 км;
— устройство черногравийного покрытия – 20 км;
— устройство гравийного покрытия – 100 км.
2.Выполнить все намеченные работы в установленные сроки в соответствии с Перечнем объектов и строек, подлежащих к финансированию из республиканского бюджета по статье “Капитальные вложения” на 2017 год, в том числе:
— завершить работы по реконструкции автомобильной дороги “Балыкчы – Тамчы–Чолпон-Ата – Корумду”, протяженностью 40 км до конца 2017 года;
— реализовать планируемые работы по асфальтированию улиц районных центров протяженностью 121,2 км
- За счет инвестиционных проектов
Планируется завершить строительные работы по следующим проектам:
— проект «Реабилитация автодороги «Бишкек-Нарын-Торугарт», км 272-365;
— проект реабилитации автодороги «Тараз – Талас – Суусамыр», Фаза III, км 75-105.
По проекту реабилитации автодороги «Ош-Баткен-Исфана, км 75-108» планируется подписать контракт с Подрядчиком и начать строительные работы;
По проекту «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183» планируется завершить внутригосударственные процедуры по согласованию, одобрению и подписанию проекта Кредитного соглашения с СФР, а также по ратификации Кредитного соглашения с СФР, завершить отбор Консультанта;
Завершить тендерные процедуры по отбору подрядной компании в рамках проекта по усовершенствованию Коридора ЦАРЭС 3 (автодорога Бишкек-Ош, Фаза 4, участок Бишкек-Кара-Балта) и приступить к строительным работам в предстоящем строительном сезоне.
По проекту реабилитации участка «Маданият-Джалал-Абад» автодороги «Бишкек-Ош» также следует завершить процесс отбора консультационной компании и подрядчика.
Планируется приступить к подготовке детального проекта в рамках реабилитации участка автодороги «Ош-Баткен-Исфана» с 28 по 75 км.
Кроме того, в 2017 году будут завершены процедуры ратификации Соглашения о финансировании с АБР проекта «Пути соединения коридоров ЦАРЭС 1 и 3», предусматривающего реабилитацию участка «Эпкин-Башкуганды», км 89-159 км (Фаза III проекта по строительству альтернативной дороги Север-Юг).
Планируется подписать и ратифицировать Соглашение со Всемирным Банком о финансировании Третей фазы Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии, предусматривающей реабилитацию участка автодороги Тюп-Кеген.
Будут продолженыстроительные работы в рамках Первой фазы Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии, предусматривающей реабилитацию дорожного коридора «Ош-Баткен-Исфана-Худжант». К концу года планируется полностью завершить строительные работы на участке «Баткен-Кызыл-Бель», на 90% завершить строительные работы на участках «Баткен-Торткуль», «Исфана – Сулюкта», «Кольцо – Кайрагач» и на 50% — строительные работы на участке «Сулюкта–Кольцо».
В рамках проекта по строительству альтернативной дороги Север-Юг планируется завершить на участках фазы 1 порядка 70% от общего объема работ, на участке фазы 2 – порядка 40% от общего объема работ.
По автомобильному и железнодорожному транспорту планируется:
— Выполнение запланированной программы ремонта подвижного состава (тепловозов, вагонов), системы электроснабжения, сигнализации и связи железнодорожного транспорта, восстановление инфраструктуры путевого хозяйства;
— Реализация Плана мероприятий «Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы»;
— Продолжить работы по интеграции в сфере автомобильного и железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза;
— Продолжить работы по продвижению проектов строительства железнодорожных магистралей;
— Провести работу по реформе автовокзалов и автостанций Кыргызской Республики;
— Провести работу по реформированию структуры Государственного агентства автомобильного и водного транспорта и Департамента весогабаритного контроля при МТД КР;
Отрасль гражданской авиации и водного транспорта
— Усилить работу по приведению нормативных правовых актов в соответствие со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО;
— Выполнение Плана мероприятий по выводу авиакомпаний КР из «черного списка» ЕС;
— Модернизация аэронавигационных оборудований в аэропортах КР и открытию новых воздушных коридоров и увеличению количества авиакомпаний, пользующихся воздушным пространством Кыргызской Республики;
— Продолжение работы по привлечению инвесторов для реконструкции аэропортов: Баткен, Исфана, Джалал-Абад, Иссык-Куль а также по созданию авиахаба на международных аэропортах «Манас» и «Ош»;
— Повышение качества оказываемых услуг на воздушном и водном транспорте, а также создание благоприятных условий для пассажиров/туристов;
— Приведение в соответствие технологии работы контрольно-диспетчерского пункта международного аэропорта «Каракол» и других руководящих документов по ГП «Кыргызаэронавигация»;
— Разработка плана мероприятий по подготовке к аудиту ИКАО;
— Подписание соглашений между Центрами ОВД с сопредельными государствами.
Продолжение работы по реконструкции покрытия элементов аэродрома, завершить реализацию проекта по расширению аэровокзального комплекса в сторону привокзальной площади с целью увеличения пропускной способности аэровокзала и создания комфортабельных условий пассажирам, а также выполнить ряд наиболее приоритетных работ по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры международного аэропорта «Ош».
Пресс-служба МТиД КР