mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

В Бишкеке прошел круглый стол на тему «О государственной политике в системе от управления дорожными активами»

3 октября 2022 г. в конференц-зале отеля «Европа» прошел круглый стол «О государственной политике в системе управления дорожными активами», посвященный деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики по проведенным преобразованиям, а также по перспективным планам на будущее.

 

В мероприятии приняли участие руководство Министерства транспорта и коммуникаций КР по главе с министром Э.Осоевым, руководители структурных подразделений Министерства, заместитель генерального директора ГП НК «Кыргыз темиржолу» Д.Усупакунов, заместитель генерального директора ПИИ «КЫРГЫЗДОРТРАНСПРОЕКТ» У.Султанов, представители Министерства юстиции КР, Министерства внутренних дел КР, Министерства финансов КР, Министерства экономики и коммерции КР, Фонда по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики и коммерции КР, Национального агентства по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики, депутаты Жогорку Кенеша Н.Алимбеков, М.Сыдыков,М.Маматалиев, а также Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка,Ассоциации грузоперевозчиков, а также экспертного сообщества.

 

В ходе круглого стола была предоставлена информация о реформе в системе управления дорожной отрасли, производственных показателях 2022 г., работе Дорожного фонда и регламенте взаимодействия сторон, перспективных планах по развитию дорожной и транспортной отраслей и проекте первой скоростной автодороги в Кыргызстане.

Были обсуждены вопросы, касающиеся планов по внедрению информационной системы взимания сбора с грузового транспорта и весогабаритного контроля, и международном опыте внедрения информационной системы взимания сбора.

В частности, первый заместитель министра транспорта и коммуникаций КР Н.Кайынбаев рассказал, что в рамках подготовки к реформам были разработаны и приняты более 30 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы планирования дорожных работ, администрирования контрактов, управления качеством работ, управления дорожными активами и земельными участками для автодорог.

Он остановился на новой схеме управления дорожной отраслью, структуре дорожного фонда, схемы взаимодействия дорожных организаций.

Также Н.Кайынбаев рассказал о мерах по повышению эффективности использования средств Дорожного фонда, а также внедрении системы контрактов, основанных на результате. «Проекты КОР основываются на получении вознаграждении за работы, которые удовлетворяют запросам заказчика. Основное внимание уделяется конечным результатам, а не вложенным ресурсам, как это происходит на других проектах. Таким образом, устраняется риск проплаты за некачественные работы, когда результаты не соответствуют требованиям», — отметил он.

Директор Дорожного фонда БекназарБазаралиев рассказал о том, что дорожный фонд станет органом аккумуляции средств для финансирования транспортной отрасли.

Он поблагодарил парламент и доноров, которые способствовали возобновлению работы фонда. По его словам, в последние годы дорожная отрасль находилась в состоянии невозможности поступательного развития. Вопрос финансирования обсуждался на всех уровнях. В итоге Кабинетом министров было принято решения о создании Дорожного фонда.

Как сообщил глава фонда, в стране уже был опыт создания подобного института, однако проект не был полноценно реализован.

Главным достижением фонда на сегодня является определение источников. У фонда имеется 16 источников, главными из который являются ассигнования из республиканского бюджета, акцизы от налогов на ГСМ, плата за аренду (дорожной полосы) и другие», — поделился он.

Как уточнил Базаралиев, главной задачей института является аккумуляция источников и адресное выделение этих средств по заявкам заказчика.

Заместитель директора ГП «Кыргызавтожол» Ринат Абдраимов рассказал о целях и задачах государственного предприятия. «Основной целью является выполнение государственного заказа по текущему ремонту и содержанию автодорог. Удовлетворение нужд государства, юридических и физических лиц в обеспечении бесперебойного и безопасного движения транспортных средств на участках развитой дорожной сети», — отметил он.

Он также остановился на показателях устройства ямочного ремонта, шероховато-поверхностной обработки автодорог и организации придорожного сервиса.

Координатор ГРП АБР С.Асаналиев рассказал об инвестиционных проектах в дорожной отрасли, проектах Министерства транспорта и коммуникаций КР, этапах реализации проекта «Альтернативная дорога север-юг».

Кроме того, он остановился на проблемных вопросах по данному проекту, а также коснулся реализации автодорог Бишкек-Кара-Балта, Бишкек-Ош (фаза 4), Иссык-Кульское транспортное кольцо, Бишкек-Нарын-Торугарт, улучшения магистральных дорог международного значения.

Одним из важных вопросов повестки круглого стола стало обсуждение планов по внедрению сборов с грузового транспорта и весогабаритного контроля.

Как сообщила заведующая отделом государственно-частного партнерства Министерства транспорта и коммуникаций Айзада Озбекова, на 42 пунктах автодорог общего пользования будут установлены датчики весогабаритного контроля и взимания сборов с грузовых транспортных средств.

Согласно прогнозу, проект обеспечит от 2 до 5-6 млрд сомов ежегодного дохода. Пункты пропуска планируется установить на 42 участках республиканских автодорог.

«Процедуры по отбору партнеров, согласно планам, закончатся до ноября 2022 года. Тогда мы подпишем соглашение ГЧП, а строительство начнётся в декабре 2022 года, — отметил Н. Кайынбаев. — В мае-июне следующего года крупные трассы будут обеспечены датчиками».

Представитель российского концерна «Телематика», который является партнером в проекте, сообщил, что систему взимания сборов с грузового транспорта не стоит рассматривать как источник финансирования отрасли. «Это эффективный метод сохранения дорог, а не источник финансирования отрасли», — подчеркнул представитель концерна.

Представитель компании добавил, что согласно анализу, после внедрения системы количество нарушений снижается, снижается и количество штрафов. В компании рассказали, что управление дорожными активами представляет собой электронную систему, которая помимо возможности автоматизированного контроля, также может обеспечить цифровизированную выдачу разрешений для проезда весогабаритных транспортных средств.

Было отмечено, что главным плюсом внедрения станет, конечно же, улучшение дорожной сети. Любой бюджет разрабатывается на основе налогов и других поступлений в казну. В случае с Кыргызстаном – это катастрофический дефицит средств, строительство дорог за счет кредитов. Государству же необходимо финансировать и другие направления, как здравоохранение, социальное обеспечение и т.д., а не только развивать дорожную инфраструктуру.

По мнению инициаторов, привлечение дополнительных частных средств может значительно улучшить ситуацию с качеством дорожного покрытия и протяжённостью сети. Это дополнительные поступления в бюджет. Полученные таким путём средства можно направлять на обслуживание существующих и строительство новых дорог. Такие методы давно используют в развитых странах, поэтому не нужно удивляться качеству и разветвлённости их дорожных сетей.

Далее заседание круглого стола продолжилось в формате «вопрос-ответ», где была предоставлена информация по всем текущим проектам и актуальным вопросам.

 

Пресс-служба МТиК КР