mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Проект ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)

Статья 1.
Внести в Земельный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 9, ст.440) следующее изменение:
пункт 3 статьи 72 изложить в следующей редакции:
«3. Земельные доли сельскохозяйственного назначения в размере до 5 га являются неделимыми, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Земельные доли сельскохозяйственного назначения свыше 5 га могут быть выделены в самостоятельные участки только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

Статья 2.
Внести в Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 11, ст.678) следующее изменение:
статьи 15 и 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 15.
Собственник земельной доли сельскохозяйственного назначения имеет право продавать ее с учетом требований статьи 6 настоящего Закона, без уплаты госпошлины.
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Статья 16.
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Кыргызской Республики
Справка-обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)».

1. Цель и задачи
Целью и задачей данного проекта Закон Кыргызской Республики является исполнение обязательств по нижеследующим соглашениям:
а) Соглашению о предоставлении займа и гранта Проект соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 – Дополнительное финансирование между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития, подписанных 28 декабря 2018 года в городе Бишкек, ратифицированного Законом Кыргызской Республики от 18 июля 2019 года за № 87.
Согласно пункта 8 Приложения 5 Соглашения, Получатель обеспечит, что вся земля и все полосы отвода, требуемые для Проекта, будут доступными для исполнителя работ (подрядчика) в соответствии с графиком, согласованным в рамках соответствующего контракта на работы и обеспечит осуществление всех мер по изъятию земель и переселению.
б) Согласно Приложению № 2 к Соглашению о финансированию Проекта – «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза-4» между Кыргызской Республикой и Евразийским банком развития от 20 марта 2014 года, операционная политика Азиатского банка развития «Положение о политике по защитным мерам» является правилом и процедурой, применяемой в рамках данного Соглашения.
Согласно пункта 8 Дополнения 2 (Требования по защитным мерам 2: вынужденное переселение) Положения о Политике по Защитным Мерам Азиатского банка развития, Заемщик/клиент обязан осуществить переселение на земли, в здания и постройки, соответствующие утерянным, либо возместить стоимость частичной или полной утраты последних.

2. Описательная часть
В рамках вышеуказанных соглашений Кыргызская Республика взяла на себя обязательства, не передавать участки дороги Подрядчику на строительные работы, пока не выплатит компенсацию за изъятие имущества лиц, проживающих вдоль дороги. Отсюда следует, если Заказчик не завершит выплату компенсаций и не передаст оставшиеся участки Подрядчику, то Подрядчик выставит претензии за простой техники, оборудования, персонала. Игнорирование претензий Подрядчика приведет к тому, что Правительство Кыргызской Республики будет втянуто в международные судебные разбирательства, что только увеличит внешний долг страны.
В 2020 году, Министерство транспорта и дорог КР планирует выплатить компенсацию за изъятие имущества лиц, проживающих вдоль дороги и передать участки подрядчику для строительства дороги в рамках:
 Проекта соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 – Дополнительное финансирование, (участки г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин, км 62 – км 89, протяженностью 68 км). По данному проекту под изъятие подпадает 10 участков земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности.
 Проекта – «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза IV» (участок с. Маданият – г. Джалал-Абад, км 507-574, протяженностью 67 км)». По данному проекту под изъятие подпадает 294 участка земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности (Ноокенский район – 85, Базар-Коргонский – 109, Сузакский район – 100)
В соответствии с п. 1 ст. 73. Земельного кодекса, земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий используются для удовлетворения государственных и общественных нужд по решению Правительства Кыргызской Республики.
Однако, согласно с п. 3 ст. 72
Земельные доли сельскохозяйственного назначения в размере до 5 га являются неделимыми.
Земельные доли сельскохозяйственного назначения свыше 5 га могут быть выделены в самостоятельные участки только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га.
В соответствии со ст. 30 Закона Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» от 11 января 2001 года № 4, Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, в случаях, необходимых для государственных целей (строительство стратегических объектов и инженерных сооружений), могут быть отчуждены по решению Правительства Кыргызской Республики путем выкупа после выплаты рыночной стоимости земель и расчетных затрат.
Однако согласно ст. 15
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га.
и статьи 16
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га.

Учитывая, что все выкупаемые земли сельскохозяйственного назначения вдоль дороги, в целях реализации проектов строительства и реабилитации автодорог, являются небольшими размерами и не доходят до 5 га, требуется внести изменения в Земельный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения».
Пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса Кыргызской Республики изложить в следующей редакции:
Земельные доли сельскохозяйственного назначения в размере до 5 га являются неделимыми, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Земельные доли сельскохозяйственного назначения свыше 5 га могут быть выделены в самостоятельные участки только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

Статьи 15 и 16 Закона Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» изложить в следующей редакции:
Статья 15.
Собственник земельной доли сельскохозяйственного назначения имеет право продавать ее с учетом требований статьи 6 настоящего Закона, без уплаты госпошлины.
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Статья 16.
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта Закона Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года № 241, обозначенный проект Закона Кыргызской Республики размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики www.gov.kg _______________,для общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.
6. Информация о необходимости финансирования
Представленный проект не требует финансовых каких-либо затрат.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

Министр Ж. Бейшенов

Проект

О проекте Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)»

В соответствии со статьей 79 и частью 2 статьи 80 Конституции Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)»;
2. Направить указанный законопроект на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
3. Просить Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассмотреть указанный законопроект во внеочередном порядке, как неотложный.
4. Назначить министра транспорта и дорог Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении указанного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Премьер-министр М.Д.Абылгазиев

Справка-обоснование
к проекту постановления Правительства КР об одобрении проекта
Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики
«Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»)»

1. Цель и задачи
Целью и задачей данного проекта Закон Кыргызской Республики является исполнение обязательств по нижеследующим соглашениям:
а) Соглашению о предоставлении займа и гранта Проект соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 – Дополнительное финансирование между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития, подписанных 28 декабря 2018 года в городе Бишкек, ратифицированного Законом Кыргызской Республики от 18 июля 2019 года за № 87.
Согласно пункта 8 Приложения 5 Соглашения, Получатель обеспечит, что вся земля и все полосы отвода, требуемые для Проекта, будут доступными для исполнителя работ (подрядчика) в соответствии с графиком, согласованным в рамках соответствующего контракта на работы и обеспечит осуществление всех мер по изъятию земель и переселению.
б) Согласно Приложению № 2 к Соглашению о финансированию Проекта – «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза-4» между Кыргызской Республикой и Евразийским банком развития от 20 марта 2014 года, операционная политика Азиатского банка развития «Положение о политике по защитным мерам» является правилом и процедурой, применяемой в рамках данного Соглашения.
Согласно пункта 8 Дополнения 2 (Требования по защитным мерам 2: вынужденное переселение) Положения о Политике по Защитным Мерам Азиатского банка развития, Заемщик/клиент обязан осуществить переселение на земли, в здания и постройки, соответствующие утерянным, либо возместить стоимость частичной или полной утраты последних.

2. Описательная часть
В рамках вышеуказанных соглашений Кыргызская Республика взяла на себя обязательства, не передавать участки дороги Подрядчику на строительные работы, пока не выплатит компенсацию за изъятие имущества лиц, проживающих вдоль дороги. Отсюда следует, если Заказчик не завершит выплату компенсаций и не передаст оставшиеся участки Подрядчику, то Подрядчик выставит претензии за простой техники, оборудования, персонала. Игнорирование претензий Подрядчика приведет к тому, что Правительство Кыргызской Республики будет втянуто в международные судебные разбирательства, что только увеличит внешний долг страны.
В 2020 году, Министерство транспорта и дорог КР планирует выплатить компенсацию за изъятие имущества лиц, проживающих вдоль дороги и передать участки подрядчику для строительства дороги в рамках:
 Проекта соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2 – Дополнительное финансирование, (участки г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин, км 62 – км 89, протяженностью 68 км). По данному проекту под изъятие подпадает 10 участков земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности.
 Проекта – «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза IV» (участок с. Маданият – г. Джалал-Абад, км 507-574, протяженностью 67 км)». По данному проекту под изъятие подпадает 294 участка земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности (Ноокенский район – 85, Базар-Коргонский – 109, Сузакский район – 100)
В соответствии с п. 1 ст. 73. Земельного кодекса, земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий используются для удовлетворения государственных и общественных нужд по решению Правительства Кыргызской Республики.
Однако, согласно с п. 3 ст. 72
Земельные доли сельскохозяйственного назначения в размере до 5 га являются неделимыми.
Земельные доли сельскохозяйственного назначения свыше 5 га могут быть выделены в самостоятельные участки только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га.
В соответствии со ст. 30 Закона Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» от 11 января 2001 года № 4, Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, в случаях, необходимых для государственных целей (строительство стратегических объектов и инженерных сооружений), могут быть отчуждены по решению Правительства Кыргызской Республики путем выкупа после выплаты рыночной стоимости земель и расчетных затрат.
Однако согласно ст. 15
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га.
и статьи 16
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га.

Учитывая, что все выкупаемые земли сельскохозяйственного назначения вдоль дороги, в целях реализации проектов строительства и реабилитации автодорог, являются небольшими размерами и не доходят до 5 га, требуется внести изменения в Земельный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения».
Пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса Кыргызской Республики изложить в следующей редакции:
Земельные доли сельскохозяйственного назначения в размере до 5 га являются неделимыми, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Земельные доли сельскохозяйственного назначения свыше 5 га могут быть выделены в самостоятельные участки только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

Статьи 15 и 16 Закона Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» изложить в следующей редакции:
Статья 15.
Собственник земельной доли сельскохозяйственного назначения имеет право продавать ее с учетом требований статьи 6 настоящего Закона, без уплаты госпошлины.
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Статья 16.
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных и общественных нужд.

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта Закона Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года № 241, обозначенный проект Закона Кыргызской Республики размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики www.gov.kg _______________,для общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.
6. Информация о необходимости финансирования
Представленный проект не требует финансовых каких-либо затрат.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

Министр Ж. Бейшенов
2 Закон КР_рус

4 Справка-обоснование Закон КР_рус

5 Постановление ПКР_рус

6 Справка-обоснование Постановление КР_рус
— Адрес: г. Бишкек, Министерство транспорта и дорог КР, ул. Исанова — 42.

— Email: bishkekosh@gmail.com

— Телефон: 315058; Факс 314378.