Пояснительная записка к проекту бюджета Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2021-2023 гг.
- 633 просм.
- Определение и описание сектора
Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей, меньшими масштабами представлены водные пути.
- Роль главного распорядителя в управлении сектором и его развитии.
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.
- Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.
- 4. Задачи сектора.
Для достижения основной стратегической цели, сектор, при содействии Министерства, выполняет следующие основные задачи, ориентированные по стратегическим отраслевым направлениям развития:
- Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог к соответствию рабочим стандартам;
- Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
- Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
- Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием.
Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.
- Текущая ситуация, проблематика и прогресс:
Министерство будет нацелено на развитие транспортного потенциала страны, где меры будут ориентированы на строительство и расширение внутренней сети автомобильных дорог и международных транспортных коридоров. В координации с Концепцией развития регионов, улучшается качество дорожной инфраструктуры в опорных городах.
Министерство реализует пятую степень «свободы воздуха» и производит работу над обеспечением выхода кыргызских авиакомпаний из «черного списка».
Кыргызский авиационный колледж им. И.Абдраимова в настоящее время в полной мере удовлетворяет потребности гражданской авиации в специалистах с соответствующей подготовкой.
Первоначальная система подготовки авиационных дипломированных специалистов осуществляется в Кыргызском авиационном колледже им. И. Абдраимова. Дальнейшее переучивание летного и технического составов на авиационную технику западного производства осуществляется за рубежом.
Инфраструктура электронного управления автотранспорта реализуется по двум программам, таких как «Динамическая система весогабаритного контроля» (ДСВК) и «Автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»).
- Бюджетные программы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики
В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог на 2021 — 2023 гг. включены 6 программ бюджетных расходов:
- Планирование, управление и администрирование;
- Реабилитация и сохранение автомобильных дорог внутреннего назначения;
- Реабилитация международных транспортных коридоров;
- Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики;
- Обеспечение безопасности полетов;
- Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта.
Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:
-Постановление ЖККР от 29 марта 2019 года № 141 «Об утверждении Плана действий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по исполнению Плана Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI»;
-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;
— Программа развития КР на период 2018-2022 гг. «Единство, Доверие, Созидание»;
— Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023»;
-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 17 марта 2016 года № 131 «Об утверждении программы ПКР по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы».
-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372 «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы»;
-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 558 «Об утверждении Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы».
- Описание бюджетных программ.
Программа 1. Планирование, управление и администрирование
Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.
Мера 1.1. Управление и координация развития транспортной, дорожной отрасли и
гражданской авиации;
Мера 1.2. Улучшение качества предоставления государственных услуг в секторе транспорта
и дорог через разработку НПА;
Мера 1.3. Планирование финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и развития
транспортной, дорожной отрасли и гражданской авиации.
Программа 2. Реабилитация и сохранение автомобильных дорог внутреннего назначения
Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами
Мера 2.1. Подготовка проектно — изыскательских работ и экспертизы для ремонтных
работ;
Мера 2.2. Капитальный ремонт (строительство мостов и дорог);
Мера 2.3. Средний ремонт;
Мера 2.4. Текущий ремонт;
Мера 2.5. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;
Мера 2.6. Разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров;
Мера 2.7. Проверка качества автомобильных дорог на соответствие стандартам;
Мера 2.8. Материально-техническое обеспечение необходимое для сохранения
автомобильных дорог.
Программа 3. Реабилитация международных транспортных коридоров
Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала.
Мера 3.1 Реабилитация международных транспортных коридоров восточного
направления (Балыкчи-Каракол-Балыкчи):
-проект реабилитация автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо), (с. Корумду-с. Балбай Баатыр), направлен на реабилитацию участка с 104-184,5 км, протяженностью 80,5 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ);
— проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2», -Дополнительное финансирование (от г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин км 64-89) протяженностью 68 км, финансируется АБР.
Мера 3.2 Реабилитация международных транспортных коридоров западного
Направления (Ош-Баткен-Исфана):
-проект реабилитации автодороги Ош-Баткен-Исфана, направлен на реабилитацию участка с 75-108 км протяженностью 33 км, финансируется Исламским банком Развития (ИБР);
— проект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км.
— проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош». Строительство тоннеля на 400 км дороги БО; предотвращение камнепада на 409 км дороги БО, предотвращение оползня на 451 км дороги БО, (JICA) (Грант) ВБ.
Мера 3.3 Реабилитация международных транспортных коридоров западного
направления (Бишкек-Ош).
— проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3(автодорога Бишкек-Ош), Фаза 4 (участок Бишкек – Кара-Балта), протяженностью 45,1 км, участок автомобильной дороги Кара-Балта – Суусамыр до тоннеля Тоо-Ашуу (км 61 – км 129), финансируется Азиатским банком Развития (АБР);
— проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV» (участок Маданият – Жалал-Абад), протяженностью 67 км финансируется Азиатским банком Развития (АКФ ЕАБ, АБР);
Мера 3.4 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)
— проект реконструкция альтернативной автодороги Север-Юг, направлен на строительство участка с 159-183 км протяженностью 24 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития (ИБР, СФР).
Донорами как АБР, ЭИБК финансируется:
- Фаза-I, проходит по маршруту с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал (км 183-195), с. Казарман – г. Джалал-Абад (км 291-408). На данном участке предусматриваются строительство тоннеля, длиной 3,8 км.
- Фаза-II, проходит по маршруту с. Арал — с. Казарман (км 195-291). На данном участке предусматриваются строительство 2 эстакадных мостов общей протяженностью 1472 пм.
- Фаза-III, проходит по маршруту г. Балыкчы — с– с. Башкууганды (км 0-159). Данная фаза поделена на 2 подучастка, которая будет финансироваться АБР:
- от г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин (км 64-89);
- от с. Эпкин – с. Башкууганды (89 км – 159 км).
Мера 3.5. Третья фаза Проект по улучшению дорожных путей сообщения в
Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76 и развитие туризма)
— Третья фаза Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76 аэропорт города Каракол и аэропорт Иссык-Куль, с. Тамчы и развите туризма), протяженностью 37 км (включая закупку необходимого оборудования по содержанию автомобильных дорог), финансируется Всемирным Банком (ВБ).
Программа 4. Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики.
Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг и сохранность автомобильных дорог
Мера 4.1 Государственное регулирование деятельности в области автомобильного и
водного транспорта.
Программа 5. Обеспечение безопасности полетов
Цель программы: Обеспечение и расширение доступа населения и экономических субъектов к эффективным и безопасным услугам гражданской авиации
Мера 5.1 Удовлетворение населения в воздушных перевозках
Деятельность Агентства, финансируемого в рамках данных бюджетных мер, сосредоточена на государственном регулировании деятельности в области гражданской авиации в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Программа 6. Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта
Цель программы: Удовлетворение потребностей предприятий гражданской авиации и водного транспорта КР квалифицированными специалистами в соответствии с потребностями рынка труда.
Мера 6.1 Среднее профессиональное образование для гражданской авиации в
соответствии с государственным заказом на бюджетной основе;
Мера 6.2. Высшее профессиональное образование для гражданской авиации и водного
транспорта Кыргызской Республики (контракт);
Мера 6.3. Высшее профессиональное образование для гражданской авиации и водного
транспорта Кыргызской Республики (контракт).
8 . Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.
- Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
- Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
- Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
- Повышение безопасности дорожного движения.
- Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров.
- Повышение качества предоставляемых транспортных услуг и пресечение фактов нарушения весогабаритных параметров.
- Развитие и расширение рынка авиационных международных перевозок и услуг, а также развития внутренних воздушных линий;
- Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего общего образования, высшего или послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием;
- Проведение научных исследований в области гражданской авиации, водного транспорта и внедрение эффективных результатов исследований в производственную деятельность;
- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.
Целевые значения базовых индикаторов результативности по программе и мерам приведены в Приложении 3 к настоящему документу.
Анализ финансирования
Таблица. Анализ данных по расходам (тыс. сом.)
Источники финансирования | 2019 год (факт) | 2020 год (план) | 2021 год (прогноз) | 2022 год (прогноз) | 2023 год (прогноз) |
Текущие операционные расходы | 493 146,5 | 551 625,6 | 488 756,7 | 495 735,0 | 498 777,2 |
из них зарплата и взносы в Социальный фонд | 291 342,6 | 308 324,1 | 309 690,1 | 313 352,7 | 316 357,0 |
Расходы для осуществления операций с нефинансовыми активами | 1 764 835,8 | 1 759 229,5 | 455 800,8 | 466 901,8 | 473 042,8 |
Государственные инвестиции (внешнее финансирование) | 7 928 738,5 | 7 747 823,5 | 6 602 714,3 | 6 931 162,3 | 7 421 943,0 |
Государственные инвестиции (внутреннее софинансирование) | 483 463,3 | 738 517,9 | 658 295,0 | 1 050 088,4 | 1 277 898,7 |
Средства, аккумулируемые на спецсчетах | 143 807,4 | 139 068,2 | 134 022,0 | 138 413,2 | 138 413,2 |
Республиканский бюджет | 2 741 445,6 | 3 049 373,0 | 1 602 852,5 | 2 012 725,2 | 2 249 718,7 |
Всего МТиД КР: | 10 813 991,5 | 10 936 264,8 | 8 339 588,8 | 9 082 300,7 | 9 810 074,9 |
Разногласия к Контрольным цифрам Министерства финансов Кыргызской Республики на 2021 год | |||||
№п/п | Наименование | КЦ МФ КР | Потребность МТиД КР | Откл (-,+) | Примечание |
1 | Центральный аппарат | 43 483,8 | 79 285,6 | 35 801,8 | В целях погашения перечисленных задолженностей по членским взносам, а также своевременной оплаты на предстоящий год взносов перед международными организациями необходимо заложить 36 310,0 тыс. сом, в том числе задолженность за предыдущие года 25 997,4 тыс. сом и ежегодные членские взносы 10 312,5 тыс. сом. |
2 | Департамент дорожного хозяйства | 570 043,9 | 1 872 057,6 | 1 302 013,7 | В соответствии с утвержденным бюджетом для строительства, ремонта и содержания, автомобильных дорог общего пользования на 2020 год из республиканского бюджета без учета госкапвложений было предусмотрено 1 871 713,4 тыс. сом. Даже эти средства недостаточны для минимальной потребности содержания автомобильных дорог общего пользования. Кроме этого имеются проблемы по закрытию задолженностей за прошлые годы. В соответствии с Национальной стратегией развития до 2040 года и программой Правительства КР до 2023 года необходимо ежегодно ремонтировать внутренние автомобильные дороги протяженностью не менее 500 км. Выделяемая контрольная цифра не достаточна для выполнения указанных задач. |
3 | Агентство автомобильного водного транспорта и весогабаритного контроля | 120 519,9 | 155 110,4 | 34 590,5 | Указанные средства предусмотрены Агентством автотранспорта для бесперебойной работы аппаратов, всех стационарных постов и мобильных групп, деятельность которых направлена на регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий, направленных для сохранения автомобильных дорог общего пользования. |
4 | Агенство гражданской авиации | 198 073,9 | 226 043,6 | 27 969,7 | Основная сумма потребности расходов предусмотрена для обеспечения авиационного транспортного обслуживания официальных делегаций Кыргызской Республики в сумме
154 268,9 тыс. сом. |
5 | Кыргызский Авиационный институт им. И.Абдраимова | 12 436,0 | 13 393,3 | 957,3 | Бюджет КР на текущий год утвержден в сумме 13 312,0 тыс. сом. Соответственно контрольные цифры МФКР на следующий год в размере 12 436,0 тыс. сом недостаточны для исполнения задач, поставленных перед Авиаинститутом |
Всего: | 944 557,5 | 2 345 890,5 | 1 401 333,0 |
Заключение
Имея перед собой четкие ориентиры в развитии вверенного ему сектора экономики, Министерство, в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет реализовать намеченные бюджетные программы и мероприятия, пытаясь достичь максимального эффекта при выделении запрашиваемой суммы (Таблица: Разногласия к Контрольным цифрам Министерства финансов Кыргызской Республики на 2021 год).
Результатом этой работы должен стать высокотехнологичный транспортно-дорожный комплекс, ориентированный на человека, превращающий географические особенности республики в ее конкурентные преимущества, и создающий надежную основу для будущего страны.
Статс-секретарь Э. Мамыркалиев
Начальник УФиСР А. Дуйшебаев