mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Пояснительная записка к проекту бюджета Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2021-2023 гг.

  1. Определение и описание сектора

Структура сектора транспорта и дорог в Кыргызской Республике определена географическим положением страны и геофизическими ее особенностями. Отсутствие выхода к морю и судоходных рек, преимущественно горный рельеф и удаленность от крупных железнодорожных узлов сформировали транспортную систему, ориентированную преимущественно на автомобильные и авиаперевозки. На сегодняшний день транспортная инфраструктура Кыргызстана состоит из автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и аэрополей, меньшими масштабами представлены водные пути.

 

  1. Роль главного распорядителя в управлении сектором и его развитии.

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее – «Министерство») формирует и проводит эффективную государственную политику в сфере транспорта и дорог для достижения целей и выполнения задач сектора.

 

  1. Основная стратегическая цель сектора «Транспорта и дорог» — полное удовлетворение потребностей экономики и населения в доступных и качественных транспортных и дорожных услугах.

 

  1. 4. Задачи сектора.

 

Для достижения основной стратегической цели, сектор, при содействии Министерства, выполняет следующие основные задачи, ориентированные по стратегическим отраслевым направлениям развития:

  • Повышение качества транспортных услуг за счет приведения внутренней сети автомобильных дорог к соответствию рабочим стандартам;
  • Повышение интегрированности страны в мировую экономическую систему путём реабилитации международных транспортных коридоров;
  • Повышение доступности транспортных услуг за счет развития наземного и водного транспорта, развития гражданской авиации и обеспечения воздушной безопасности;
  • Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием.

 

Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Министерство формирует программы бюджетных расходов.

 

  1. Текущая ситуация, проблематика и прогресс:

 

Министерство будет нацелено на развитие транспортного потенциала страны, где меры будут ориентированы на строительство и расширение внутренней сети автомобильных дорог и международных транспортных коридоров. В координации с Концепцией развития регионов, улучшается качество дорожной инфраструктуры в опорных городах.

Министерство реализует пятую степень «свободы воздуха» и производит работу над обеспечением выхода кыргызских авиакомпаний из «черного списка».

Кыргызский авиационный колледж им. И.Абдраимова  в настоящее  время в полной мере удовлетворяет потребности гражданской авиации в специалистах с соответствующей подготовкой.

Первоначальная система подготовки авиационных дипломированных специалистов осуществляется в Кыргызском авиационном колледже им. И. Абдраимова. Дальнейшее переучивание летного и технического составов на авиационную технику западного производства осуществляется за рубежом.

Инфраструктура электронного управления автотранспорта реализуется по двум программам, таких как «Динамическая система весогабаритного контроля» (ДСВК) и «Автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»).

  1. Бюджетные программы Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики

 

В структуре бюджетных программ и мер по сектору транспорта и дорог  на 2021 — 2023 гг. включены 6 программ бюджетных расходов:

  • Планирование, управление и администрирование;
  • Реабилитация и сохранение автомобильных дорог внутреннего назначения;
  • Реабилитация международных транспортных коридоров;
  • Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики;
  • Обеспечение безопасности полетов;
  • Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта.

 

Меры по реализации вышеперечисленных программ согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющие политику развития сектора:

-Постановление ЖККР от 29 марта 2019 года № 141 «Об утверждении Плана действий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по исполнению Плана Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI»;

-Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;

— Программа развития КР на период 2018-2022 гг. «Единство, Доверие, Созидание»;

— Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023»;

-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 17 марта 2016 года № 131 «Об утверждении программы ПКР по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики на 2016-2020 годы».

-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2016 года № 372 «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы»;

-Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 558 «Об утверждении Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы».

 

 

 

 

 

  1. Описание бюджетных программ.

 

Программа 1. Планирование, управление и администрирование

 

Цель программы: Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ и обеспечение, достижение поставленных задач.

 

Мера 1.1. Управление и координация  развития транспортной, дорожной отрасли и

                 гражданской авиации;

Мера 1.2. Улучшение качества предоставления государственных услуг в секторе транспорта

                 и дорог через разработку НПА;

Мера 1.3. Планирование финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и развития

                транспортной, дорожной отрасли и гражданской авиации.

 

 

Программа 2. Реабилитация и сохранение автомобильных дорог внутреннего назначения

 

Цель программы: Содержание инфраструктуры внутренней сети дорог в должном состоянии в соответствии со стандартами

 

Мера  2.1. Подготовка проектно — изыскательских работ и экспертизы для ремонтных

работ;

Мера  2.2. Капитальный ремонт (строительство мостов и дорог);

Мера  2.3. Средний  ремонт;

Мера  2.4. Текущий ремонт;

Мера  2.5. Зимнее и летнее содержание автомобильных дорог;

Мера  2.6. Разметка проезжей части, установка дорожных знаков и светофоров;

Мера  2.7. Проверка качества автомобильных дорог на соответствие стандартам;

Мера 2.8. Материально-техническое обеспечение необходимое для сохранения

автомобильных дорог.

 

 

Программа 3. Реабилитация международных транспортных коридоров

 

Цель программы: Повышение интегрированности в мировую экономическую систему, обеспечение доступа населения и экономических субъектов республики к региональным рынкам товаров и услуг, развитие транзитного потенциала.

 

 

Мера 3.1  Реабилитация международных транспортных коридоров восточного                    

              направления  (Балыкчи-Каракол-Балыкчи):

-проект реабилитация автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульское кольцо),      (с. Корумду-с. Балбай Баатыр), направлен на реабилитацию участка с 104-184,5 км, протяженностью 80,5 км, финансируется Арабской координационной группой (АКГ);

— проект «Соединительной дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3, Фаза 2», -Дополнительное финансирование (от г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин км 64-89) протяженностью 68 км, финансируется АБР.

 

Мера 3.2 Реабилитация международных транспортных коридоров западного 

               Направления (Ош-Баткен-Исфана):

-проект реабилитации автодороги Ош-Баткен-Исфана, направлен на реабилитацию участка с 75-108 км протяженностью 33 км, финансируется Исламским банком Развития (ИБР);

— проект «Улучшение дорог международного значения», предусматривающий реабилитацию участка автодороги Ош-Баткен-Исфана с 28 по 75 км, протяженностью 47 км.

— проект «Противолавинная защита автодороги Бишкек-Ош». Строительство тоннеля на 400 км дороги БО; предотвращение камнепада на 409 км дороги БО, предотвращение оползня на 451 км дороги БО, (JICA) (Грант) ВБ.

 

Мера 3.3 Реабилитация международных транспортных коридоров западного

               направления  (Бишкек-Ош).

 

— проект по усовершенствованию коридора ЦАРЭС 3(автодорога Бишкек-Ош), Фаза 4 (участок Бишкек – Кара-Балта), протяженностью 45,1 км, участок автомобильной дороги Кара-Балта – Суусамыр до тоннеля Тоо-Ашуу (км 61 – км 129), финансируется Азиатским банком Развития (АБР);

—  проект «Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV» (участок Маданият – Жалал-Абад), протяженностью 67 км финансируется Азиатским банком Развития (АКФ ЕАБ, АБР);

 

Мера 3.4 Реабилитация международных транспортных коридоров (Север-Юг)

— проект реконструкция альтернативной автодороги Север-Юг, направлен на строительство участка с 159-183 км протяженностью 24 км, финансируется Исламским банком Развития и Саудовским Фондом Развития (ИБР, СФР).

Донорами как АБР, ЭИБК финансируется:

  • Фаза-I, проходит по маршруту с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал (км 183-195), с. Казарман – г. Джалал-Абад (км 291-408). На данном участке предусматриваются строительство тоннеля, длиной 3,8 км.
  • Фаза-II, проходит по маршруту с. Арал — с. Казарман (км 195-291). На данном участке предусматриваются строительство 2 эстакадных мостов общей протяженностью 1472 пм.
  • Фаза-III, проходит по маршруту г. Балыкчы —  с– с. Башкууганды (км 0-159). Данная фаза поделена на 2 подучастка, которая будет финансироваться АБР:
  1. от г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин (км 64-89);
  2. от с. Эпкин – с. Башкууганды (89 км – 159 км).

 

Мера 3.5.  Третья фаза  Проект по улучшению дорожных путей сообщения в

                  Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76  и развитие туризма)

 

— Третья фаза  Проект по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии ( уч.Туп-Кеген км 39 -76  аэропорт города Каракол и  аэропорт  Иссык-Куль, с. Тамчы и развите туризма), протяженностью 37 км (включая закупку необходимого оборудования  по содержанию автомобильных дорог), финансируется Всемирным Банком (ВБ).

 

 

Программа 4. Регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта  и проведение мероприятий направленных на сохранение автомобильных дорог общего пользования Кыргызской Республики. 

Цель программы: Обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг и сохранность автомобильных дорог

 

Мера 4.1 Государственное регулирование деятельности в области автомобильного и

водного транспорта.

Программа 5. Обеспечение  безопасности полетов

 

Цель программы: Обеспечение и расширение доступа населения и экономических субъектов к эффективным и безопасным услугам гражданской авиации

 

Мера 5.1  Удовлетворение населения  в  воздушных перевозках

Деятельность Агентства, финансируемого в рамках данных бюджетных мер, сосредоточена на государственном регулировании деятельности в области гражданской авиации в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

 

 

Программа 6. Подготовка квалифицированных специалистов для авиационного и водного транспорта  

Цель программы: Удовлетворение потребностей предприятий гражданской авиации и водного транспорта КР квалифицированными специалистами в соответствии с потребностями рынка труда.

 

Мера 6.1 Среднее профессиональное образование для гражданской авиации в

соответствии  с государственным заказом на бюджетной основе;

Мера 6.2. Высшее профессиональное образование  для гражданской авиации и водного

транспорта Кыргызской Республики (контракт);

Мера 6.3. Высшее профессиональное образование  для гражданской авиации и водного

транспорта Кыргызской Республики (контракт).

 

 

8 . Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы в среднесрочном периоде.

 

  • Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности автодорог общего пользования;
  • Снижение процента дорожных сооружений, требующих капитального ремонта и реконструкции;
  • Процент отремонтированных участков дорог общего пользования, строительство и ремонт мостов;
  • Повышение безопасности дорожного движения.
  • Уменьшение доли изношенного дорожного полотна в общей протяженности международных транспортных коридоров.
  • Повышение качества предоставляемых транспортных услуг и пресечение фактов нарушения весогабаритных параметров.
  • Развитие и расширение рынка авиационных международных перевозок и услуг, а также развития внутренних воздушных линий;
  • Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего общего образования, высшего или послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • Выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для гражданской авиации и водного транспорта Кыргызской Республики, удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным авиационным образованием;
  • Проведение научных исследований в области гражданской авиации, водного транспорта и внедрение эффективных результатов исследований в производственную деятельность;
  • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.

Целевые значения базовых индикаторов результативности по программе и мерам приведены в Приложении 3 к настоящему документу.

 

Анализ финансирования

Таблица. Анализ данных по расходам                                                                       (тыс. сом.)

Источники финансирования 2019 год                                    (факт) 2020 год                         (план) 2021 год                             (прогноз) 2022 год                                  (прогноз) 2023 год                                 (прогноз)
Текущие операционные расходы 493 146,5 551 625,6 488 756,7 495 735,0 498 777,2
из них зарплата и взносы в Социальный фонд 291 342,6 308 324,1 309 690,1 313 352,7 316 357,0
Расходы для осуществления операций с нефинансовыми активами 1 764 835,8 1 759 229,5 455 800,8 466 901,8 473 042,8
Государственные инвестиции (внешнее финансирование) 7 928 738,5 7 747 823,5 6 602 714,3 6 931 162,3 7 421 943,0
Государственные инвестиции (внутреннее софинансирование) 483 463,3 738 517,9 658 295,0 1 050 088,4 1 277 898,7
Средства, аккумулируемые на спецсчетах 143 807,4 139 068,2 134 022,0 138 413,2 138 413,2
Республиканский бюджет 2 741 445,6 3 049 373,0 1 602 852,5 2 012 725,2 2 249 718,7
Всего МТиД КР: 10 813 991,5 10 936 264,8 8 339 588,8 9 082 300,7 9 810 074,9

 

 

 

 

 

Разногласия к Контрольным цифрам Министерства финансов Кыргызской Республики на 2021 год
№п/п Наименование КЦ МФ КР Потребность МТиД КР Откл     (-,+) Примечание
1 Центральный аппарат 43 483,8 79 285,6 35 801,8 В целях погашения перечисленных задолженностей по членским взносам, а также своевременной оплаты на предстоящий год взносов перед международными организациями  необходимо заложить 36 310,0 тыс. сом, в том числе задолженность за предыдущие года 25 997,4 тыс. сом и ежегодные членские взносы 10 312,5 тыс. сом.
2 Департамент дорожного хозяйства 570 043,9 1 872 057,6 1 302 013,7 В соответствии с утвержденным бюджетом для строительства, ремонта и содержания, автомобильных дорог общего пользования на 2020 год из республиканского бюджета без учета госкапвложений было предусмотрено 1 871 713,4 тыс. сом.  Даже эти средства недостаточны для минимальной потребности содержания автомобильных дорог общего пользования. Кроме этого имеются проблемы по закрытию задолженностей за прошлые годы.
В соответствии с Национальной стратегией развития до 2040 года и программой Правительства КР до 2023 года необходимо ежегодно ремонтировать внутренние автомобильные дороги протяженностью не менее 500 км. Выделяемая контрольная цифра не достаточна для выполнения указанных задач.
3 Агентство автомобильного водного транспорта и весогабаритного контроля 120 519,9 155 110,4 34 590,5 Указанные средства предусмотрены Агентством автотранспорта для бесперебойной работы аппаратов, всех стационарных постов и мобильных групп, деятельность которых направлена на регулирование отраслей автомобильного, водного транспорта и проведение мероприятий, направленных для сохранения автомобильных дорог общего пользования.
4 Агенство гражданской авиации 198 073,9 226 043,6 27 969,7 Основная сумма потребности расходов предусмотрена для обеспечения авиационного транспортного обслуживания официальных делегаций Кыргызской Республики в сумме

154 268,9  тыс. сом.

5 Кыргызский Авиационный институт им. И.Абдраимова 12 436,0 13 393,3 957,3 Бюджет КР на текущий год утвержден в сумме 13 312,0 тыс. сом. Соответственно контрольные цифры МФКР на следующий год в размере 12 436,0 тыс. сом недостаточны для исполнения задач, поставленных перед Авиаинститутом
  Всего: 944 557,5 2 345 890,5 1 401 333,0  

 

 

Заключение

 

Имея перед собой четкие ориентиры в развитии вверенного ему сектора экономики, Министерство, в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет реализовать намеченные бюджетные программы и мероприятия, пытаясь достичь максимального эффекта при выделении запрашиваемой суммы (Таблица: Разногласия к Контрольным цифрам Министерства финансов Кыргызской Республики на 2021 год).

Результатом этой работы должен стать высокотехнологичный транспортно-дорожный комплекс, ориентированный на человека, превращающий географические особенности республики в ее конкурентные преимущества, и создающий надежную основу для будущего страны.

 

 

Статс-секретарь                                                    Э. Мамыркалиев

 

 

 

 

Начальник УФиСР                                                   А. Дуйшебаев