mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Нельзя сравнивать несравнимые вещи

Сейчас активно обсуждается сброс неизвестного пользователя Facebook, распространившего в соцсети информацию о том, что стоимость проекта по строительству автодороги Север – Юг была завышена в несколько раз и в качестве примера приводит в сравнение проект реконструкции участка автодороги Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду. Неизвестный пользователь без соответствующих фактов обвиняет в этом нынешнего министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова, занимавшего в 2013 году должность директора проектного института «Кыргыздортранспроект».

 

Неизвестным пользователем Facebook выводы, сделаны на основании сравнения стоимостей на реализацию двух несравнимых между собой объектов, и являются некорректными.

 

На дороге Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду  осуществляется реабилитация существующей трассы с уширением существующего земляного полотна, мостов и труб, проезжей части в равнинной местности, и стоимость работ предусматривает прокладку дорожной одежды, устройство земляного полотна, труб на готовом основании, т. е. на базе существующей дороги, протяженностью 104 км.

 

Строительство дороги Север-Юг – это проект  на строительство новой дороги второй технической категории с шириной земляного полотна 15 метров, с двухслойным асфальтобетонным покрытием, толщиной 15 см в труднодоступных  условиях горной и сильнопересечённой местности с суровыми природно-климатическими условиями и по бездорожью, а также с различными грунтами по твердости, включая скальные породы. На проектном участке не только отсутствуют существующие грунтовые дороги, но и подъездные дороги к объекту.

 

Проектом предусмотрено строительство земляного полотна по косогору с большим объемом земляных работ, тоннеля, длиной более 3,8 км на высоте более 2600 метров над уровнем моря, длинных эстакадных мостов, протяженностью более 1400 метров, круглых и прямоугольных труб различных размеров, которые расположены по косогору. Заложение опор эстакадных мостов составляет до 40 метров в глубину, высота опоры мостов над поверхностью земли достигает более 36 метров. Для обеспечения надежности трубы на выходе укреплены подпорными стенками, высотой более 5-6 метров  на полную ширину лога. Дородная одежда рассчитана на нагрузку, на одиночную ось в 11,5 тонн и асфальтобетонное покрытие имеет толщину в 15 см, при этом верхний слой покрытия представлен щебёночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА), который является новым более устойчивым материалом в условиях резко-континентального климата Кыргызстана.

 

Для строительства тоннеля, больших, средних и малых мосты, труб различных размеров и сечений с подпорными стенками, на установку железобетонных и металлических барьерных ограждений   потребуется бетон, железобетон, металл различного сортамента, цемент, битум и компоненты к нему для приготовления ЩМА в большом объеме по сравнению с другими проектами. Новое строительство также предусматривает большой объем земляных работ по косогору.

 

В процессе производства работ по строительству новой дороги,  для доставки техники, материалов и организации работ по реализации проекта были построены  пионерные дороги, длиной около 450 км и временных мостов.

 

В отличие от ранее реабилитированных дорог ширина земполотна увеличилась с 12 м. до 15 м, проезжая часть с 7 до 7,5 м с укрепительными полосами с 8 м до 9 м, что соответственно увеличиваются длины водопропускных труб.

 

В пределах населенных пунктов предусматриается 4-х полосная проезжая часть, большая протяженность тротуаров, остановок, пвавильонов и благоустройство территории.

 

Верхний слой асфальтобетонного покрытия устраивается из  ЩМА, приготовление которого примерно на 30% дороже  стоиморсти  приготовления обычной асфальтобетонной смеси. Более высокая стоимость ЩМА обусловлена использованием битума в большем количестве, чем для обычного асфальтобетона, в котором содержание зерен пластинчатой (лещадность)  и игловатой формы в щебне должно быть не более 15 % против  35%  у обычного асфальтобетона.  Содержание дробленных зерен щебня из гравия должно быть не менее 85 % против 60% обычного асфальтобетона. Для ЩМА используются дорогостоящие  стабилизирующие  импортные  добавки: TOPCEL, который улучшает адгезионные свойства между каменным материалом и битумом, препятствуют стеканию избыточного количества вяжущего; Eurotherm – позволяет достичь требуемого сцепления вяжущего с каменными материалами кислых пород и обеспечить требуемую водостойкость.

 

Неизвестный пользователь Facebook утверждает, что все документы и расчеты о стоимости Альтернативной дороги Север-Юг хранятся в Министерстве «под семью печатями».

Хранение и обеспечение сохранности оригиналов всех важных документов, включая оригиналы контрактов, банковских гарантий всех типов и других документов после их регистрации в установленном порядке и вступление их в силу, является ответственностью Министерства. И в повседневной работе заверенные копии используются каждый день без всякого секрета, по запросу депутатов Жогорку Кенеша КР, Аппарата Правительства КР и средств массовой информации копии представляются в соответствии с Законом «О доступе к информации», без ограничения и соответственно были доступны всем.

 

Пресс-служба МТ и Д КР