mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Информация о деятельности МТД КР в рамках ЕАЭС 2018 год

Кыргызская Республика является полноправным членом Евразийского Экономического Союза с 2015 года. В Программе развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов «Единство. Доверие. Созидание», Правительство КР взяло на себя обязательства проводить транспортную политику в соответствии с Основными направлениями и этапами реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза (далее ОНСТП).
Эта Программа утверждена Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, 20 апреля 2018 года. С 1 января 2018 года, реализация ОНСТП проводится, в соответствии с «дорожными картами», на 2018-2020 годы. Мероприятия дорожных карт отражают особенности интеграции в сферах автомобильного, водного, железнодорожного транспорта и их инфраструктуры, а также касаются сфер, связанных с транспортной деятельностью, цифровизации, промышленной кооперации, тарифной политики, конкуренции, таможенного и технического регулирования, инновационного развития, механизма «единого окна» и информационных технологий, подготовки специалистов и других.
«Дорожные карты» предполагают разработку и принятие трех международных договоров, более 40 актов Комиссии и 29-ти аналитических докладов по актуальным вопросам углубления интеграции в сфере транспорта.
С2018 года, проводится общий анализ и мониторинг национального законодательства, международного права и опыта интеграционной деятельности следующих Международных договоров:
1. Об организации обмена предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки с третьими странами, в том числе представление указанной информации перевозчикам государств-членов перевозчиками, физическими и юридическими лицами (грузоотправителями и, экспедиторами) третьих стран.
2. О допустимых массах осевых нагрузках и габаритах, транспортных средств при движении по дорогам, и включенным в перечень евразийских транспортных коридоров.
3. Совершенствование механизма контроля за въездом(выездом) автотранспортных средств на территории (с территорий) государств-членов (в том числе по евразийским транспортным коридорам) в части допустимых весовых и габаритных параметров. Разработка и внедрение согласованного механизма контроля за перемещением крупногабаритных и(или) тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам государств-членов , включая рассмотрение вопросов установления лица, совершившего правонарушение, взимания штрафов по вступившим в силу решениям компетентных органов в части нанесения вреда автомобильным дорогам.
Для реализации «дорожных карт» 14 мая 2018 года, решением Высшего Евразийского Экономического Совета, создан вспомогательный орган ЕАЭС-Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта, т.е. создан консолидированный административный институт, для подготовки перспективных интеграционных решений в сфере транспорта и принятия транспортными ведомствами согласованных решений по совместному развитию, взамен инициативной площадки совещания министров транспорта, функционирующей с 2012 года .
Также, к исполнению дорожных карт подключены уполномоченные органы, бизнес-сообщество, общественные и научные организации Сторон, которые активно работают на площадках Комиссии. Такое сотрудничество, в первую очередь, осуществляется в рамках Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре и его отраслевых подкомитетов.
В июле 2018 года проведена актуализация деятельности Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре и утверждена новая редакция Положения о Комитете, где зафиксировано, что Комитет создается для обеспечения задач транспортной политики. Это позволит урегулировать проблему принятия решений в ходе согласования проектов документов в рамках Комитета.
При подкомитете по гражданской авиации создано 8 экспертных групп для отработки узкоотраслевых вопросов по ключевым направлениям отрасли.
За 11 месяцев 2018 года, МТД участвовало в 2 заседаниях Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре, в 12 заседаниях его отраслевых подкомитетов, в 5 заседаниях экспертных групп, а также ряде согласительных совещаний экспертов по согласованию проектов документов.

Проведена работа в Рабочей группе по рассмотрению значимых инвестиционных проектов, перечень проектов сформирован по предложению государств-членов, в него включено 35 совместных проектов, общей стоимостью свыше 30 млрд. долларов. По Кыргызской Республике в перечень вошли 11 инфраструктурных проектов. В целом, проекты направлены на налаживание сквозной логистики Юго-Восточная Азия-Евразийский союз-Европейский союз и сопутствующих маршрутов. ЕАБР и Евразийский фонд стабилизации и развития являются партнерами стран ЕАЭС в этой работе, их представители также включены в состав рабочей группы.
В 2018 году создана Рабочая группа по развитию кадрового потенциала, ее главная задача- гармонизация программ подготовки и переподготовки кадров в сфере транспорта, признания документов об образовании и квалификационных документов, создание условий для сотрудничества образовательных учреждений. Особое значение этот вопрос имеет для специалистов авиации, железнодорожной отрасли, водительского состава.
Также, создана Рабочая группа по науке и инновациям, которая должна обеспечить подготовку предложений, в увязке с промышленным развитием, энергетической политикой, цифровизацией экономики и информационным обеспечением логистики.
Автомобильный транспорт
Следует отметить, что особенно активное сотрудничество в транспортной сфере, в рамках ЕАЭС, прослеживается в области автомобильных перевозок. В 2017 г. объем грузов, перевезенных автотранспортом, по сравнению с 2016г. увеличился на 2,2 %. Основной объем перевозок приходился на индивидуальных предпринимателей (физических лиц), причем удельный вес перевозок индивидуальными предпринимателями постоянно растет. По сравнению с 2016г. он увеличился на 1,4 %.
В 2018 году объем грузоперевозок в страны ЕАЭС продолжили рост. Так, если по итогам II-го квартала объем грузоперевозок с Казахстаном составил 115895 тонн груза, то за 10 месяцев этот показатель увеличился до 198728 тонны.
Российская Федерация – с 179407 тонны (II квартал) до 286559 тонны;
Республика Беларусь – в два раза, с 2804 тонны (II квартал) до 4306 тонны;
Армения – в два раза, с 364 тонны (II квартал) до 870 тонны.
Всего за 11 месяцев 2018 года кыргызскими автоперевозчиками в страны ЕАЭС выполнено 36530 рейсов и перевезено 512259 тыс. тонн груза.
Кроме того, в рамках присоединения к Евразийскому экономическому союзу и приведения в соответствие с договорно-правовой базой ЕАЭС, министерством были разработаны и приняты ряд нормативных правовых актов в сфере автомобильного транспорта.
1. Проект Автоматизированной информационной системы «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»).
Для обеспечения мероприятий по информационному взаимодействию уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС по результатам транспортного (автомобильного) контроля, министерством разработан проект Автоматизированной информационной системы «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК»).
На сегодняшний день, обмен информацией с органами транспортного контроля государств-членов ЕАЭС и Кыргызской Республики осуществляется по установленной форме Автоматизированной информационной системы «Электронный транспортный контроль». Реализуется взаимообмен информацией с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Взаимообмен информацией производится согласно требованиям действующих Технических условий, утвержденных уполномоченными органами указанных государств.
2. Присоединение Кыргызской Республики к «Программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена, на период с 2016 по 2025 годы» Согласно Программе, кыргызские автоперевозчики могут осуществлять на территориях государств-членов ЕАЭС (кроме Республики Казахстан, т.к. РК присоединится после 2024 года) каботажные перевозки, в пути следования в обратном направлении.
Для реализации первого этапа указанной Программы, разработан и принят Закон КР «О внесении изменений в Кодекс КР об административной ответственности».
Внесены изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности (статья 213-4). Согласно внесенным изменениям, допускается осуществление перевозчиками государств-членов Евразийского экономического союза, одной автомобильной перевозки грузов (кроме опасных) между пунктами, расположенными на территории Кыргызской Республики, т.е. выполнить одну каботажную автомобильную перевозку грузов на территории Чуйской, или Таласской, или Иссык-Кульской областей.
На постоянной основе проводится работа по устранению препятствий (барьеров, изъятий и ограничений) для кыргызских автоперевозчиков на пространстве ЕАЭС.
1) Введение в действие системы взимания платы «Платон» (СВП) на территории Российской Федерации.
С 15 ноября 2015 года в Российской Федерации введена в действие система взимания платы с транспортных средств (СВП «Платон»), имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Несмотря на то, что в соответствии с Соглашением о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года (далее – Минское Соглашение), страны СНГ, подписавшие данное соглашение, приняли обязательства гармонизировать свои предельно-допустимые весогабаритные параметры, которые не превышают 44 тонны, вместе с тем, согласно статье 2, Минского соглашения, Стороны могут устанавливать иные требования к предельным размерам и допустимой массе транспортных средств, на местных автомобильных дорогах, информируют перевозчиков других Сторон об иных требованиях, установленных для местных автомобильных дорог.
Данный вопрос рассматривался неоднократно, как на профильном Комитете по транспорту и инфраструктуре, так и поднимался на Комитете по функционированию внутренних рынков ЕАЭС. Однако, учитывая, что взимание сборов за пользование дорогами осуществляется на недискриминационной основе, т.е. со всех автотранспортных средств государств-членов Союза, в том числе и с российских автоперевозчиков, ЕЭК, предлагаетрассматривать это вопрос не как барьер в рамках Союза, а в рамках двухсторонних отношений с РФ. В связи с этим, Страны ЕАЭС активно изучают и прорабатывают данный вопрос, на возможность применения аналогичных сборов, на своих территориях.
2) Ограничения при осуществлении транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации с территории Украины, Турции и запрет ввоза «санкционных товаров»(запрет на осуществление таможенного транзита по территории России товаров, ограниченных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778).
Как известно, существует определенная проблема у кыргызских автоперевозчиков, по транзитной перевозке грузов из Турции и Украины, по территории Российской Федерации, в связи с Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2016 года, за № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации».
Таможня города Смоленск (РФ) не пропускает кыргызскиегрузовые автотранспортные средства, которые перевозят грузы с Турции и Украины, попавшие в санкционный перечень грузов Российской Федерации. С другими грузами, проблем по пропуску автотранспортных средств не имеется.
Данная проблема определена как «барьер» и включена в согласованный государствами – членами Союза «Перечень барьеров, изъятий и ограничений» с формулировкой: «Отсутствие порядка взаимодействия государств-членов, в целях обеспечения транзита товаров по таможенной территории Союза, в случае применения одним из государств-членов, в одностороннем порядке, специальных экономических мер» с проработкой, по Плану мероприятий, в 2018 – 2019 гг.
Запрет на управление транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав, вступил в силу с 1 июня 2017 года. Поправки были приняты еще в 2013 году, но с тех пор их внедрение неоднократно переносилось. Закон обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых, нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.
В соответствии с этим Законом, кыргызские автоперевозчики сталкивались спроблемами оказания автотранспортных услуг по перевозке на основании национального водительского удостоверения.
Однако,26 июля 2017 года вступил в силу Закон Российской Федерации № 204 — ФЗ, согласно которому запрет на использование иностранных национальных или международных водительских удостоверений не распространяется на граждан Кыргызской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального. В настоящее время, проблем нет.
3) Ограничения применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) в части установлении маршрута.
Книжка МДП — документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней автомобилях или контейнерах с упрощением таможенных процедур.
Однако, ранее, Федеральной таможенной службой Российской Федерации издан приказ от 14 декабря 2015 года № 2568, был утвержден ограниченный перечень пунктов пропуска на границе Российской Федерации для ввоза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП 1975 года. В перечень были включены 45 пунктов пропуска, многие из которых не находятся на автомобильных трассах федерального значения и никогда не были задействованы для перевозок по процедуре МДП.При этом, в перечне отсутствуют крупные международные автомобильные пункты пропуска, расположенные на основных направлениях перевозок (МАПП Брусничное, Бурачки, Нехотеевка, Троебортное). Это являлось препятствием для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности, с учетом сложившихся транспортно-логистических связей.
От национальных перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки поступала информация о проблемах перевозки по книжкам МДП, сборных грузов, в местах частичной разгрузки внутри страны, при которых ФТС России требовала закрытия книжки МДП и оформления транзита, в соответствии с национальными процедурами РФ, а также с финансовой гарантией, для продолжения перевозки.
В октябре 2017 года невозможность провозить грузы через упомянутые пункты пропуска, Евразийский межправительственный совет признал ограничением и включил в «дорожную карту».
Кроме того, данный вопрос неоднократно рассматривался на площадках ЕАЭС и, по итогам обсуждения, было установлено, что определение пунктов пропуска, для книжек МДП, является суверенным правом каждого из государств-членов. Вместе с тем, для повышения эффективности логистического потенциала Союза, государства-члены согласились, что этот вопрос необходимо решать с учетом интересов всех стран ЕАЭС, путем продолжения переговоров и консультаций.
Вместе с тем в 2018 году, Россия расширила перечень пунктов пропуска, через которые грузы могут проходить по книжкам МДП
Уже с 14 апреля 2018 года, ввозить товары в Россию с использованием книжек международных дорожных перевозок (МДП) можно через три дополнительных многосторонних автомобильных пункта пропуска: Брусничное, Нехотеевка, Троебортное. Тем самым, Россия, по ее словам, первой начала реализовывать «дорожную карту» по устранению препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на 2018–2019 годы
Принятая мера позволит предпринимателям существенно снизить свои трудовые и материальные затраты и в целом улучшить логистику перевозки грузов.
4) Запрет въезда на территорию Российской Федерации в случае неоднократного привлечения водителей государств-членов Союза к административной ответственности на территории России, даже в случае погашения административных взысканий в течение трех лет.
Норма закона Российской Федерации – подпункт 4 статьи 26 Закона № 114-ФЗ гласит, что при неоднократном привлечении иностранных водителей, в том числе водителей Кыргызской Республики к административной ответственности за административные правонарушения (в том числе малозначительные), совершенные на территории РФ, даже в случае погашения административных взысканий, въезд иностранных граждан на территорию РФ невозможен, в течении трех лет.
Кыргызская Республика озвучила позицию о том, что данное препятствие является барьером, т.к. несет серьезные последствия для граждан КР, и его необходимо включить в согласованный перечень препятствий. При этом необходимо отметить, что подобные запреты законодательством Кыргызской Республики не установлены.
Одновременно отмечаем, что вышеуказанные проблемные вопросы рассматриваются в рамках реализации дорожной карты ЕАЭС по устранению препятствий и, в настоящее время, соответствующая работа продолжается.
Железнодорожный транспорт
Кыргызской железной дорогой за 9 месяцев 2018 года объем перевезенных грузов составил 5205,7 тыс. тонн или 104,8 % к соответствующему периоду 2017 года. При этом, грузооборот составил 671,2 млн.тн/км или 102,2 % к отчету 2017 года (за 9 месяцев 2017 года 656,8 млн.тн/км).
При присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС в области железнодорожного транспорта требовалось обеспечить выполнение Приложений № 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике, в том числе унифицированного тарифа (приложение № 24 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года), то есть:
— обеспечить доступ частных перевозчиков к оказанию услуг железнодорожного транспорта;
— ввести унифицированный тариф в Кыргызской Республике на железнодорожные перевозки, то есть ввести единый тариф для внутренних (убыточных) и международных (рентабельных) железнодорожных грузовых перевозок.
По вопросу применения унифицированных тарифовпри перевозке грузов железнодорожным транспортом, транзитом по территории Республики Казахстан в/из южные регионы Кыргызской Республики.
С 1 декабря 2017 года Республика Казахстан обеспечивает применение унифицированного тарифа при перевозке грузов железнодорожным транспортом на юг Кыргызской Республики и в обратном направлении, транзитом через территорию Республики Казахстан, с участием территории третьих стран.
Также, в целях предотвращения разного толкования/разночтения, в будущем, пункта 13, Приложения № 2к Протоколу о скоординированной транспортной политике, Приложения 24, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, государствами-членами Союза МТД КР в марте 2018 года, инициировало изменение редакции указанного пункта и внесло в проект повестки двенадцатого заседания подкомитета по железнодорожному транспорту Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии данное предложение.
На сегодняшний день, стороны обсуждают редакцию данного пункта на площадке Комиссии и, по имеющейся информации, возражений против инициативы МТД КР, не имеют.
Также, для приведения в соответствие с договорно-правовой базой ЕАЭС, проведен анализ норм законодательства Кыргызской Республики двусторонних и многосторонних соглашений в сфере железнодорожного транспорта, и принят ряд нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере железнодорожного транспорта, в том числе новая редакция Закона КР «О железнодорожном транспорте»,
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2017 года № 92, утвержден «Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики».
Работа по гармонизации нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта.
1. По Плану мероприятий («дорожной карты») по присоединению Кыргызской Республики к Единому экономическому пространству, утвержденному распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16.12.2014г. № 575-р (статьи 86-87 Договора ЕАЭС и Приложение 24):
Во исполнение Договора о ЕАЭС разработаны и пересмотрены следующиенормативные правовые акты:
1) Принят Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» от 18.07.2016 года № 121;
2) Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 07.05.2015 года № 277 уполномоченным органом ответственным за реализацию Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики определено Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
3) Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2017 года№ 92, утвержден «Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики»;
4)Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 29.10.2015г. №311 утверждены «Правила технической эксплуатации железной дороги Кыргызской Республики» (постановлением Правительства Кыргызской Республики «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» от 15.09.2014г. № 530 в редакции от 11.04.2017г. Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики уполномочено принимать правила, инструкции в области железнодорожного транспорта);
5) Приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 30.01.2017 г. № 40, утверждены «Правила по эксплуатации железнодорожных переездов Кыргызской Республики»;
6) Приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 30.12.2016года № 429, утверждена «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики»;
7) Приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от30.12.2016г. № 428, утверждены «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, почтовых отправлений на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики»;
8) Приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от30.03.2017 г. № 124, утверждена «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики».
2.По Плану мероприятий («дорожной карты») по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5.08.2014г. № 445:
По разд. I, подразд. 3, п.30 «Обустройство и оснащение пропускных пунктов (ЖДПП: «Кара-Су», «Кызыл-Кия», «Джалал-Абад», «Шамалдысай»)»:
в рамках оказания помощи Российской Федерацией по присоединению Кыргызской Республики к ЕАЭС проводится обустройство и оснащение пропускных пунктов (ЖДПП) «Кара-Су», «Кызыл-Кия», «Джалал-Абад», «Шамалдысай (ответственные: Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики):
— выданы технические условия ГТС при Правительстве Кыргызской Республики;
— согласованы генеральные планы по оснащению и размещению оборудования и переданы генеральному подрядчику по проектированию АО «Крокус» и субпроектировщикам ОсОО «Сапат Дом» и «ОсОО «К-Житиген»;
— согласованы рабочие проекты по ЖДПП:
«Кара-Су», «Кызыл-Кия» «ОсОО «К-Житиген»;
по ЖДПП: «Джалал-Абад», «Шамалдысай» ОсОО «Сапат Дом».
В сфере технического регулирования.
В области железнодорожного транспорта на территории Кыргызской Республики с 12.08.2017г. (переходный период до 12.08.2019г.) вступили в силу технические регламенты ЕАЭС ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (введение ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» в ближайшее время в Кыргызской Республике не планируется).
Требования ТР ТС 001/2011распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые) железнодорожный подвижной состав.
В Кыргызской Республике проводятся (без модернизации):
— плановые виды ремонта грузовых, пассажирских вагонов(капитальный, деповской);
— внеплановый ремонт (текущий отцепочный) грузовых вагонов;
— техническое обслуживание пассажирских вагонов;
— формирование колесных пар грузовых и пассажирских вагонов;
— плановые виды ремонта локомотивов (текущий ремонт).
Требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте Кыргызской Республики.
Требования ТР ТС 003/2011обязательны при проектировании, строительстве, приемке и оценке соответствия инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В Кыргызской Республике проводятся:
Требования к эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте Кыргызской Республики.
Перечни стандартов, подтверждающих технические регламенты и содержащих правила и методы испытаний утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710 (в редакции Решения Коллегии ЕЭК от 03.02.2015 г. №11, от 07.06.2016г. № 62, от 14.03.2017г. № 29).
Представители МТД КР принимают участие в работе Рабочих группах по актуализации технических регламентов и Перечней стандартов.
В настоящее время находятся на стадии внутригосударственного согласования и утверждения проекты Изменений к ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, также на стадии утверждения проекты Изменений к Перечням стандартов, подтверждающих данные технические регламенты, по которым МТД КР были представлены замечания и предложения.
В целях соблюдения требованийтехнических регламентов ЕАЭС при Управлении ревизоров по безопасности движения ГП «НК «Кыргыз темир жолу» создан Испытательный центр (ИЦ), включающий Испытательную лабораторию (ИЛ) и Лабораторию неразрушающего контроля (ЛНК), которые прошли процедуры аккредитации в уполномоченном органе по аккредитации Кыргызской Республики.
В соответствии с ТР ТС 001 Колесные пары грузовых, пассажирских вагонов, прошедшие формирование подлежат сертификации. Испытательная лаборатория Испытательного центра при ГП «НК «Кыргыз темир жолу» прошла процедуры аккредитации в части данных испытаний.
В настоящее время, проводится работа с Органом по сертификации машиностроения при Бишкекском центре испытаний, сертификации и метрологии БЦИСМ при Министерстве экономики Кыргызской Республики по оценке данной продукции о возможности расширения их области аккредитации либо привлечения аккредитованного Органа по сертификации в области железнодорожного транспорта государств ЕАЭС.
В целях соблюдения требований технического регламента ТР ТС 001/2011,в том числе при обеспечении плановых ремонтов подвижного состава проводятся работы по дооснащению ИЛ, приобретены за счет средств ГП «НК «Кыргыз темир жолу»:
1) из предусматриваемых ранее 1-м траншем оказания помощи Республикой Казахстан:
-Устройство для измерения параметров тормозного оборудования вагонов;
2) — из предусматриваемых ранее 2-м траншем оказания помощи Республикой Казахстан:
— Портативный комбинированный твердомер;
— Магнитный структуроскоп КРМ-Ц-У2М с КПК.
При плановом ремонте железнодорожных путей проводится отсыпка щебня в балластный слой железнодорожного пути. Щебень, также будет применяться при строительстве новых железнодорожных путей.
Щебень поставляется из каменного карьера ГП «НК «Кыргыз темир жолу» и в соответствии с ТР ТС 003/2011 подлежит декларированию.
В целях соблюдения требований технического регламента ТР ТС 003/2011 за счет средств ГП «НК «Кыргыз темир жолу»:
— приобретена Лаборатория на комбинированном ходу «ЛДМ-1» на базе внедорожника, оснащенная системой дефектоскопии и путей измерения (предусматриваемых 1-ым траншем);
— в настоящее время ведутся закупки оборудования для испытания щебня (в соответствии с законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» проведен конкурс.В августе 2018 года началась поставка испытательного оборудования), выделено помещение при карьере ГП «НК «Кыргыз темир жолу», для размещения испытательного оборудования.
В дальнейшем, будут осуществлять работы по расширению области аккредитации Испытательной лаборатории с учетом испытаний щебня.
Оценка щебня прорабатывается с Органом по сертификации при Госстрое Кыргызской Республики.
В целях соблюдения требований технического регламента ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» проведенодооснащение за счет средств ГП «НК «Кыргыз темир жолу» аккредитованной ИЛ по входному контролю дизельного топлива и мазута при филиале по локомотивному хозяйству.
Информация о проведении работ по повышению квалификации (знаний).
Приказом ГП «НК «Кыргыз темир жолу» утверждены:
— Методические рекомендации по применению положений технических регламентов Евразийского экономического союза в ГП «НК «Кыргыз темир жолу;
— План мероприятий ГП «НК «Кыргыз темир жолу» по соблюдению требований технических регламентов Евразийского экономического союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;
— Состав экспертной группы по проведению обучения сотрудников филиалов/подразделений ГП «НК «Кыргыз темир жолу» по вопросам технического регулирования, применения технических регламентов и правилам выпуска продукции в обращение на территории Евразийского экономического союза. (письмо от 09.06.2017г. № 07-26/102);
— Поведено обучение персонала (по филиалам), ответственного за введение ТР ТС по вопросам технического регулирования, применения технических регламентов и правилам выпуска продукции в обращение на территории ЕАЭС в соответствии с утвержденными приказом Планом и Программой;
— направлялись информационные материалы в СМИ Кыргызской Республики.
3. В части информации о перевозимых грузах между Кыргызской Республикой и государствами-членами ЕАЭС.
Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 03.08.2015г. № 554 «О мерах по обеспечению учета перемещения грузов между государствами-членами Евразийского экономического союза» разработана и внедрена информационная система по передаче в налоговые органы информации по всем перевозимым грузам между Кыргызской Республикой и государствами- членами ЕАЭС. Информация передается как на электронных, так и бумажных носителях ежемесячно.
Воздушный транспорт
За январь-сентябрь 2018 года кыргызскими авиакомпаниями перевезено 1 499 419пассажиров, в том числе по международным рейсам 833655, что на 35,9 % больше, чем по сравнению с 2017 годом. Иностранными авиакомпаниями за январь-сентябрь 2018 год перевезено 1 434 907 пассажиров по международным рейсам, что на 1,7 % меньше по сравнению с 2017 годом. Всего кыргызскими и иностранными авиакомпаниями за январь-сентябрь 2018 года было перевезено 2 934 326 пассажиров, что на 13,9 % больше, чем по сравнению соответствующим периодом прошлого года.
По объему грузовых перевозок на 22,1 % больше чем по сравнению с 2017 годом, а почтовых перевозок на 1,1 % больше, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Решением Евразийского межправительственного совета от 14 августа 2017 года № 2 был одобрен и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики (далее – «дорожная карта») в части воздушного транспорта на 2018 – 2020 годы.
План включает 35 мероприятий, по которым предусматривается:
а) подготовка 7 аналитических докладов;
б) разработка 7 рекомендаций (согласованных подходов);
в) разработка и принятие 7 актов Комиссии;
г) разработка 7 новых нормативных правовых актов или внесение изменений в действующие нормативные правовые акты государств-членов;
д) разработка и принятие 5 решений уполномоченных органов государств-членов.
Мероприятия «дорожной карты» касаются различных областей гражданской авиации, требующих привлечения к работе специалистов по:
1) безопасности полётов;
2) авиационной безопасности;
3) аэропортовому обслуживанию;
4) эксплуатации воздушных судов;
5) профессиональной подготовке и повышению квалификации;
6) аэронавигации и организации воздушного движения;
7) тарифной политике, вопросам обеспечения справедливой и добросовестной конкуренции и антимонопольному регулированию;
8) регулированию воздушного сообщения.
В этой связи, планируется создать при подкомитете по гражданской авиации Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК экспертные группы, состав которых будет сформирован из узкопрофильных специалистов по конкретной области регулирования. Организационная работа будет обеспечена Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии.
Кроме того, необходимо отметить, что МТД КР в мае 2018 года внесло в Министерство экономики Кыргызской Республики инициативное предложение «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» в отношении гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, но не более чем на 300 человек, с массой пустого снаряженного аппарата более 20000 кг, но не более 90000 кг, классифицируемых кодом 8802 40 003 6 ТН ВЭД ЕАЭС, в части увеличения возраста воздушного судна, помещаемого под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), срока освобождения и предельных сроков полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов указанных воздушных судов.
Внесение данного предложения обусловлено намерением создать условия для развития секторагражданской авиации и дополнительных льгот отечественным авиаперевозчикам.
Данный вопрос рассматривается в рамках заседания подкомитета по гражданской авиации Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК.
Кроме того, в 2018 году прорабатывается проект Соглашения о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов, в настоящее время, проект проходит внутригосударственные процедуры согласования.
Водный транспорт
В целях реализации Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), а также содействия развитию и укреплению сотрудничества в сфере водного транспорта, государствами-членами был разработан проект Соглашения о судоходстве.
Данный проект Соглашения определяет порядок и условия плавания судов по внутренним водным путям государств-членов и содержит положения, развивающие экономическую интеграцию государств-членов в сфере водного транспорта:
— об упрощении доступа на внутренние водные пути государств-членов. Доступ судов будет осуществляться на основании заявления, которое будет подаваться не позднее, чем за 10 дней до входа на внутренние водные пути;
— о предоставлении каждым государством-членом судам под флагом других государств-членов тех же прав, которые предоставляются судам, плавающим под его флагом;
— о расширении нормы пункта 16 приложения № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и предоставлении судам под флагом государств-членов права совершать двусторонние перевозки на основании вышеизложенного заявления;
— о взаимном признании судовых документов и о признании квалификационных документов капитана и членов экипажей судов.
Настоящий проект Соглашения одобрен распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 12 марта 2018 года № 78-р, который уполномочивает Министра транспорта и дорог Кыргызской Республики на его подписание.
Министерство уведомило Евразийскую экономическую комиссию, по дипломатическим каналам, о готовности Кыргызской Республики к подписанию указанного Соглашения.
Вместе с тем, в связи с дальнейшими принципиальными предложениями сторон, Правительство Кыргызской Республики распоряжением от 3 декабря 2018 года № 423-р внесло соответствующие изменения в указанный проект Соглашения.
1 февраля 2019 года Соглашение о судоходстве подписано в г. Алма- Аты, Республики Казахстан, в ходе заседания Межправсовета ЕАЭС.

Пресс-служба МТиД КР