27 июля 2022 года состоялась пресс-конференция Министра транспорта и коммуникаций КР по итогам первого полугодия 2022 года
- 742 просм.
В ходе пресс конференции министр транспорта и коммуникации Кыргызской Республики Э. Осоев рассказал о выполненных работ за первое полугодие 2022 года:
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики за отчетный период 2022 года обеспечило устойчивое функционирование всех видов транспорта и дорожной сети. Так в соответствии Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2022 год и прогнозе на 2022-2023 годы» на ремонт и содержание автомобильных дорог на 2022 год было предусмотрено 7 582,3 млн. сом, в том числе по статье «Государственные капитальные вложения» на 2022 год с учетом внесений и изменений было предусмотрено средства в размере 4 600,0 млн. сомов.
По итогам 6-ти месяцев 2022 года общее финансирование по дорожной отрасли составило в размере 4 142,3 млн. сомов или 55,2 % от предусмотренных средств на 2022 год, из них:
— по текущему бюджету – 1 895,3 млн. сом или 65,3%, в том числе на приобретение дорожного битума перечислено 68 %;
— по статье Государственных капитальных вложений «ГКВ» в сумме — 2 247,0млн. сом или 48,8 %.
Общий объем выполненных работ по оперативным данным составляет – 1 608,3 млн.сомов, из них: по текущему бюджету – 770,1 млн сомов, по статье «ГКВ» – 838,2 млн сомов.
— укладка асфальта составляет – 110 км, что по сравнению с первым полугодием 2021 года (17 км) больше в 4,4 раза;
— укладка гравия – 5 км;
— ямочный ремонт – 110,1 тыс.м2.
На основании распоряжения Кабинета Министров Кыргызской Республики от 11 марта 2022 года за №110-р заключен договор о поставке битума марки БНД 60/90 в количестве 20 тыс. тонн с заводом производителем ТОО «КазахБитум», на сегодняшний день ведутся приемки битума согласно договора и уже поступило 14 300,0 тонн битума и он доставлен в регионы.
В соответствии с поручением Президента КР С.Н. Жапарова о реформировании и улучшении условий работников, после всестороннего анализа финансирования и управления дорожной отрасли за последние годы, были созданы «Дорожный фонд» и ГП «Кыргызавтожолдору». Проведенная реформа позволила сформировать эффективную систему управления отрасли, отвечающую международной практике с четким и ясным разграничением функций заказчика, подрядчика и контроля.
Кроме того, проведенная реформа дорожной отрасли позволила существенно увеличить заработные платы инженеров и рабочих созданного ГП «Кыргызавтожолдору», которые с мая 2022 года начали выплачиваться с учетом повышения: для инженерного состава на 100%, для рабочих ориентировочно на 150-160%. Следует отметить, что указанное повышение окладов обеспечено за счет увеличения собственных доходов ГП «Кыргызавтожолдору» в результате проведенной реформы. Кроме того, сотрудникам ПИ Кыргыздортранспроект удалось увеличить заработную плату на 50%, а также повысить оклады работников Департамента дорожного хозяйства при МТиК. Министерство таким образом сократило отток квалифицированных кадров, в том числе инженеров, проектировщиков, механизаторов, операторов спецтехники и рабочих.
Планы по дорожной отрасли
1. По текущему бюджету из средств республиканского бюджета на 2022год предусматривается :
а) Укладка асфальтобетонного покрытия в июле-октябре текущего года, протяженностью 149км.
б) Устройство шероховатой-поверхностной обработки (ШПО) предусмотрено завершить (151,5 км) в июле –октябре;
в) Устройство гравийного покрытия предусмотрено завершить(104 км) в декабре ;
г) устройство черно-гравийного покрытия запланировано завершить( 3 км) в ноябре;
д) По проведению ямочного ремонта, на площади 32341 тыс. квадратных метров, завершить работы в ноябре текущего года.
2. По объектам Госдурственных капитальных вложений (ГКВ)предусматривается: По реконструкции автодороги Балыкчы–Боконбаево–Барскоон (0–141 км) до конца года предусматривается завершить укладку асфальтобетонного покрытия на участке км 0-25.Также запланировано завершить земляные работы и строительство искусственных сооружений с 25-71 км, а также первый слой асфальтобетонного покрытия с 96-122 км.. Кроме этого, запланировано завершить земляные работы с 122 — 141 км, а также строительство искусственных сооружений с 96-141 км.
По реконструкции автомобильной дороги Балыкчы–Корумду, км 0–104, предусмотрено завершить укладку асфальтобетонного покрытия на участке с 5 по 10 км и разметки с 23 по 77 км,
По реализации программы развития Баткенской области запланировано также завершить устройство асфальтобетонного покрытия, протяженностью 24 км, а также ремонт и строительство 361 км гравийных дорог и строительство 3-х мостов.
Кроме этого, будет осуществлено устройство асфальтобетонного покрытия, протяженностью 71 км по другим объектам ГКВ.
Инвестиционные проекты
На сегодняшний день, Министерством реализуется 14 проектов в сфере строительства автодорог, с привлечением средств международных партнеров по развитию, общей стоимостью 969 млн. долларов США, в частности:
1. По проекту «Альтернативной автодороги Север-Юг», протяженностью 126 км, участок Казарман-Джалал-Абад (км 291-408) и участок Кызыл-Жылдыз — Арал (км 183 — 195), а также строительству тоннеля через перевал Кок-Арт, Фаза 1 уложено 121,4 км асфальтобетонного покрытия. Проходка тоннеля достигла 3070 метра из общей протяженности 3890 метров (1224 метров с южной стороны и 1845 метров с северной стороны). В 2022 году планируется достигнуть проходки в 500 метров.
За 6 месяцев 2022 года по этому проекту была выполнена проходка 147,4 метра тоннеля, из них: с южной стороны – 94 м, с северной стороны – 53,4 м.
2. По проекту «Альтернативной дороги Север-Юг», протяженностью 99 км, участок Арал – Казарман (км 195 — 291) и строительство 2-х эстакадных мостов, Фаза 2 основные строительные работы были завершены в ноябре 2021 года, уложено 99 км асфальтобетонного покрытия и возведены 2 эстакадных моста протяженностью 1076 и 396 метров. До конца 2022 года планируется завершить период ответственности за дефекты.
3. По строительству альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3 (км 89- 159), участок Эпкин-Башкууганды в 2022 году планируется уложить около 25 км асфальтобетонного покрытия.
4. По проекту пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, протяженностью 70,1 км (км 0-43; км 62-89), участок Балыкчи – Кочкор на сегодняшний день уложено 19,5 км асфальтобетонного покрытия. В 2022 году планируется уложить 40 км асфальтобетонного покрытия. За 6 месяцев 2022 года по этому проекту было уложено более 13,5 км нижнего слоя асфальтобетонного покрытия.
5. По проекту усовершенствования коридора ЦАРЭС 3 автодорога Бишкек-Ош, Фаза 4, протяженностью 52 км (км 8,5 – км 61) подрядчик полностью завершил устройство асфальтобетонного покрытия на участке протяженностью 45,1 км (км 15,9 – км 61).
В 2021 году были начаты работы на участке км 8,5 – 15,9 по этому же проекту, протяженностью 7,4 км. На сегодняшний день уложено около 3,1 км асфальтобетонного покрытия. На 2022 год планируется завершить работы в полном объеме.
6. По проекту «Реконструкции автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фаза IV», участок от п. Маданият до г. Жалал-Абад, протяженностью 67 км (км 507,5 – 574,5) на сегодняшний день уложено 49,4 км асфальтобетонного покрытия из общей протяженности участка 67 км. В 2022 году планируется полностью завершить работы по укладке асфальтобетонного покрытия.
7. По проекту «Реконструкции альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183» в 2021 году уложено 10 км нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и 2,5 км верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. В 2022 году планируется завершить укладку 14 км асфальтобетонного покрытия и завершить основные дорожно-строительные работы на участке.
В первом полугодии здесь завершено устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, протяженностью 5 км и верхнего слоя 10 км, строительство 16 шт. водопропускных труб. Сейчас там ведутся строительные работы на 10 водопропускных трубах. Срок завершения строительных работ с гарантийным периодом — 2024 г.
8. По проекту «Реконструкциия Иссык-Кульской кольцевой автодороги от Корумду до Балбай Баатыра, км 104-184.5» в настоящее время отобран консультант и подписан контракт на консультационные услуги с компанией PACE. Также ведутся работы по отбору Подрядчика, подготовлены предквалификационные документы и состоялось вскрытие предквалификационных документов подрядных компаний.Период реализации строительства 2023-2026 гг.
9. По проекту «Реконструкциия автодороги «Суусамыр-Талас-Тараз, Фаза IV» (км 104,6-197,5) донором является Арабская координационная группа(АКГ), протяженность проектного участка 92,9 км, предварительная стоимость проекта по ТЭО 101,4 млн. долл. США. В настоящее время завершено ТЭО по маршруту через КПП «Кичи-Капка» и 30 декабря 2021 года направлено в фонды АКГ для рассмотрения и финансирования. С 18 по 22 апреля 2022 года состоялась онлайн подготовительная миссия Арабской Координационной Группы (ИБР, СФР и фонд ОПЕК), в ходе которого был подписан протокол и предварительно одобрена сумма финансирования.
10. По проекту Реконструкции автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, км 272-365» за счет сэкономленных средств проекта реконструкции автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, км 272-365, на 6-11 км автодороги Ача-Кайынды-Май-Босого завершены работы по уширению земляного полотна, завершено строительство 7 водопропускных труб, ведутся строительные работы на 1 водопропускном трубе, а также ведется работа по обеспыливанию дороги. Строительные работы будут завершены 31 августа 2022 года.
11. По проекту «Улучшение магистральных дорог международного значения» (кредит JICA) JICA одобрила тендерные документы по отбору номинированного субподрядчика по переносу коммуникаций и Министерство объявило тендер на работы по переносу коммуникаций (ЛЭП, водопровода, линии связи, канализации) среди местных компаний на участке 28-75 км автодороги Ош-Баткен-Исфана. Однако, 30 мая 2022 г, тендерная комиссия признала результаты тендера по отбору субподрядчика несостоявшимся и рекомендовала объявить повторный тендер. 28 апреля 2022 был объявлен тендер по отбору генерального подрядчика. Срок вскрытия тендерных документов планируется 27 июля 2022 года.
12. Проект Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3)» состоит из следующих компонентов:
Компонент 1: Реабилитация регионального транспортного сообщения, оборудования и сооружений – включает в себя реабилитацию участков автодороги Тюп-Кеген с 39 по 76 км и участка автодороги Каркыра-Турук-Сары-Жаз с 0 по 13 км. По этому проекту разработаны детальный проект и проектно-сметная документация для двух проектных участков, завершены процедуры Госэкспертизы. В настоящее время проводятся Тендерные процедуры по отбору Консультационной компании по надзору за строительными работами и Тендерные процедуры по отбору Подрядной компании на финальной стадии.
Компонент 2: Авиационная безопасность и оказание услуг – включает в себя мероприятия по повышению потенциала Агентства гражданской авиации КР и Кыргызского авиационного колледжа им. Абдраимова. По нему в настоящее время проводятся Тендерные процедуры и процедуры по подготовке тендерной документации по найму Консультационных и Подрядной компаний для 5 Технических Заданий:
Компонент 3: Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области – включает в себя мероприятия по поддержке устойчивого развития туристического сектора в Иссык-Кульской области. По нему разработаны и утверждены 3 ТЗ для утверждения Банком примерно во второй половине июля планируется рассмотрение финансовых предложений.
Внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
В настоящее время министерством проводятся следующие работы по проектам государственно-частного партнерства:
1.По проекту ГЧП “Внедрение информационной системы электронного взимания сбора с грузового транспорта и автобусов и весогабаритного контроля”,в соответствии с утвержденным Положением о размере и порядке взимания сбора за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в КР и зарубежных государствах, предусматривается привлечение альтернативных источников финансирования для поддержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечение их сохранности. Инфраструктура информационной системы будет включать 42 пункта контроля, в частности : 1 Центр обработки данных, 2 весоповерочные машины, 14 единиц мобильных автоматизированных групп с использованием технологий глобальной навигации и другие. По этому проекту необходимо осуществить завершение конкурсных процедур по отбору частного партнера и внедрение информационной системы пилотных пунктов контроля.
2.По проекту ГЧП «Реконструкция северной объездной автомобильной дороги г.Бишкек» предусматривает реконструкцию существующей дороги под I техническую категорию с 4-6 полосами движения, общей протяженностью 105,8 км (от поста ГАИ Сокулукского р-на до с.Чымкоргон).20 июня 2022 проектное предложение по разработке ТЭО проекта ГЧП внесено на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда финансирования проектов ГЧП. В планах получение заключения Фонда финансирования подготовки проектов ГЧП и проведение процедур по отбору консультационной компании по разработке ТЭО проекта ГЧП и проработка вопроса с потенциальными частными партнерами.
3.По проекту «Строительство объездной автодороги города Узген на условиях ГЧП» в мае 2022 года был представлен проект ТЭО и конкурсной документации, которые в настоящее время находятся на доработке по представленным со стороны министерства предложениям и замечаниям. С завершением консультационных услуг ожидается проведение конкурса на отбор частного партнера и начало строительство объекта. В планах утверждение Финального отчета консультационной компании по разработке ТЭО и конкурсных документов и проведение конкурсных процедур по отбору частного партнера, а также проводение работ по разработке других потенциальных проектов, в том числе проведение встреч и переговоров с потенциальными партнерами.
Транспортная отрасль
За 6 месяцев 2022 года всеми видами транспорта перевезено 4 944,8 тыс. тонн груза, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4 755,7 тыс. тонн) больше на 104,0 %.Автомобильным транспортом за 1-е полугодие 2022 года кыргызскими автоперевозчиками выполнено 88988 рейса и перевезено 1296,4 тысячи тонны груза, что больше на 101,0%, за аналогичный период 2021 года выполнено 81257 рейсов и перевезено 1284,0 тыс. тонн груза.
Железнодорожным транспортом за 6 месяцев 2022 года по оперативным данным перевезено грузов в объеме 3 631,4 тыс. тонн или 104,6 % к соответствующему периоду 2021 года (3 471,7 тыс. тонн).
Рост обеспечен за счет увеличения импорта в Кыргызскую Республику угля на 152,7 %, строительных грузов на 106,9%, зерно, муки и крупы на 208,2 % к аналогичному периоду 2021 года. А также за счет увеличения экспорта угля на 141,6 % и строительных грузов на 289,4 %.
Воздушным транспортом перевезено грузов в объеме 17,0 тыс. тонн или 170,0 % к соответствующему периоду 2021 года (10,0 тыс. тонн).
За 6 месяцев 2022 года всеми видами транспорта перевезено 129 550,0 млн. пассажиров, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (118 742,0 млн. пассажиров) больше на 109,1%.
За отчетный период железнодорожным транспортом перевезено 129,5 тыс. пассажиров, в том числе: во внутриреспубликанском сообщении 123,4 тыс. пассажиров, что на 4 698 пассажиров больше, чем за отчетный период прошлого года (за 6 месяцев 2021 года 118 742 пассажиров) и в международном сообщении 6 110 пассажиров.
Автомобильным транспортом перевезено пассажиров в количестве 199,9 тыс.пассажиров или 105,5% к соответствующемупериоду 2021 года (189,5 тыс.пассажиров);
Воздушным транспортом перевезено пассажиров в количестве 1,433 тыс.пассажиров или в 4 раза больше к соответствующему году 2021 года (0,34 тыс.пассажиров);
Государственным предприятием «Кыргыз автобекети» за 1 полугодие 2022 года получено доходов в размере 38842,1 тыс.сомов или 127,0% к соответствующему периоду 2021 года (30 587,3 тыс.сом), прибыли 3960,2 тыс.сомов, или в 2,5 раза больше к соответствующему периоду 2021 года (1606,7 тыс.сом).
Перевезено пассажиров в количестве 2027,8 тыс.пассажиров или 112,6% к соответствующемупериоду 2021 года (1801,2 тыс.пассажиров);
Реализовано билетов в количестве 227 192,4 ты сом или 154,8% к соответствующему периоду 2021 года (146 777,6);
Отправлено автобусов в количестве 221,6 тыс.рейсов или 106,3% к соответствующему периоду 2021 года (208,4 тыс рейсов);
Государственным предприятием «Кыргыз автобекети», также проводятся работы:
-по асфальтированию территорий Головного предприятия, а также филиала «Ош автовокзалы» за счет статьи «Капитальных вложений» на сумму 12000,0 тыс.сомов.
Кроме того, проводятся работы:
— По подготовке проекта по приобретению электробусов путем привлечения инвестиций.
— благоустройству и озеленение территорий;
— проведение работы с нелегальными автоперевозчиками и частными лицами, функционирующими в несанкционируемых местах, в том числе на маршрутах по международным направлениям;
— открытие новых маршрутов по международным направлениям (Сургут, Чита,
Санкт-Петербург, Уфа)
— открытие автовокзалов и автостанций в регионах, в частности в Баткенской области гг. Баткен, Исфана, Кызыл-Кия. В Ошской области гг. Ноокат, Кара-Суу, Алай. В Джлал-Абадскойя области вселах Казарман, Тогуз-Торо.В Нарынской области в Жумгалском районе с.Чаек.
— разрабатывается также мобильное приложение по оказанию услуг по перевозке пассажиров
— планируется размещение сети хостелов на территории автовокзалов;
— разрабатывается проект создания электрозарядной инфраструктуры для электромобилей;
Кроме того, проводятся работы по внедрению цифровых сервисов, что в свою очередь позволит:
— оптимизировать процессы перевозки;
— минимизировать барьеры;
— использовать юридически значимые электронные документы;
Кроме того, проводятся работы по внедрению мобильного приложения «Кыргыз автобекети» по оказанию услуг пассажиро-перевозок на всей территории страны, как инструмент расширения сферы деятельностии перечня предоставляемых услуг государственного предприятия. Реализация мобильного приложения позволит:
— создать единую службу такси по всей республике;
— создать условия для внутреннего и международного туризма;
— повысить безопасность для участников дорожного движения и пассажиров;
— создать условия для лиц с ограниченными возможностями;
— создать возможность онлайн бронирования билетов;
— возможность отслеживания маршрута движения автотранспорта через GPS навигации.
Сфера авиации
За шесть месяцев 2022 года (оперативные данные) перевезено всего 1 433,0 тыс. пассажиров, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше в 4 раза, в том числе кыргызскими авиакомпаниями перевезено 300164 пассажиров, увеличение составило 204%, иностранными авиакомпаниями перевезено 1095648 пассажиров. Увеличение перевозок связано со снятием ограничения по выполнению полетов между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, до указанного времени российская сторона не снимала введенные ограничения в связи корона вирусной инфекцией. На сегодняшний день полеты выполняются в города России из Бишкека в 12 пунктов, из Оша – 14 пунктов, также из Тамчы (Иссык-Куль) – 5 пунктов, около 177 рейсов в неделю.
За отчетный период открыты рейсы по новым направлениям в города Улан-Батор, Джидда, Даламан, Иркутск, Красноярск.
Планы в сфере авиации
В планах предусматривается реализация подписанного Соглашения ГЧП с частным партнером по проекту модернизации аэропортов ОАО «Международный аэропорт «Манас». Разработано проектно-сметной документация по реконструкции и обновлению искусственного покрытия аэропорта «Баткен». Также запланировано реконструкция элементов аэродрома и строительство нового здания аэровокзального комплекса в аэропортах «Каракол» и «Нарын».
Проект строитльства железной дороги Кытай-Кыргызстан-Узбекистан
На сегодняшний день проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан является одним из важных проектов в области строительства и инфраструктуры.
Новый железнодорожный коридор станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.
Данный маршрут сможет обеспечить доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, в том числе Турцию и далее в Евросоюз. Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов.
Реализация настоящего проекта будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Кыргызстана и окажет значительное содействие расширению оказываемых транспортных услуг населению, развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры.
В настоящее время сторонами ведется активная работа по подготовке к реализации проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». В ходе проведенных в начале июня 2022 года переговоров стороны договорились провести разработку технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» на участке по территории Кыргызской Республики по комбинированному варианту маршрута «Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад», протяженностью 280 км. В настоящее время проводятся подготовительные работы к разработке ТЭО, таких как подписание контракта, оформление приглашений и выдача виз, оформления разрешений на работу на территории Кыргызской Республики китайских специалистов, обеспечение безопасности и медицинской поддержки китайских специалистов в ходе проведения полевых изысканий в рамках разработки ТЭО и т.д. Работу по разработке ТЭО предполагается начать в июле 2022 года.
Строительство железной дороги Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики №46 от 1 февраля 2022 года, Государственному предприятию «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» разрешено направить 50% чистой прибыли предприятия за период с 2021 по 2025 годы включительно, подлежащей перечислению в бюджет, на строительство железной дороги Балыкчы-Кочкор.
Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 28 февраля 2022 года №100, в целях развития железных дорог, транспортного обеспечения разработки буроугольного месторождения Кара-Кече и дальнейшего развития экономики республики и регионов, начата реализация проекта строительства железной дороги Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече.
В настоящее время, как первый этап реализации проекта Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече» начато строительство участка железной дороги Балыкчы-Кочкор протяженностью около 63 км.
Так 31 марта состоялось официальная церемония открытия строительства железной дороги Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече. На сегодняшний день уже проложено 3 км пути.
В текущем году за счет собственных средств, предполагается укладка до 5 км железнодорожной линии, при выделении дополнительных финансовых средств, предполагается укладка до 15 км железнодорожной линии
Необходимо также отметить, что 12 июля 2022 года Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ Кыргызской Республики «О создании комплексной системы внедрения цифровых зеленых транзитных коридоров через территорию Кыргызской Республики в третьи страны». В соответствии с этим Указом министерство транспорта и коммуникаций с соответствующими министерствами и ведомствами ведет определенную работу.
Пресс-служба МТиК КР