mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Сравнение стоимостей двух абсолютно разных тоннелей на перевале Кок – Арт в Кыргызстане и через горы Цюеэршань в Китае необоснованно

В информации Tazabek от 27.09.2017 г. под заголовком «Выше не значит дороже: Средняя стоимость одного метра тоннеля через горы Цюеэршань-$27,2 тыс., тоннеля Кок-Арт-$33,9тыс.»  сравнение стоимости строительства автодорожного тоннеля через горы Цюеэршань (Китай) и автодорожного тоннеля через перевал Кок – Арт (Кыргызстан) приведена необоснованно. Об этом сообщает Группа реализации инвестиционных проектов Минтрансдора КР и дает следующие пояснения по разделам:

           

  1. I. Инженерно – геологические условия строительства

Из доступных материалов по автодорожному тоннелю через горы Цюеэршань можно определить что, строительство осуществлялось в скальных грунтах, коэффициент крепости не менее f>8, горным способом с применение буро – взрывных работ. Временное крепление – минимальный слой набрызгбетона (5…10 см.) по металлической сетке с анкерами. При такой крепости постоянная обделка имеет рабочую арматуру d10…14 мм., при толщине бетона 400…500 мм. Ориентировочный расход (вес) арматуры на метр постоянной обделки составляет 1,1…1,4 т.

Проходка тоннеля через перевал Кок – Арт осуществляется в раздробленных слабоустойчивых (или неустойчивых,) песчаниках и известняках с прослоями алевролитов. Максимальная крепость составляет (по пройденным участкам) составляет f<7 (Северный участок). С Южной стороны проходка тоннеля в совершенно неустойчивых грунтах f=1…2.

Для безаварийной работы дополнительно выполнялись работы химическому закреплению (цементации) породы. Временное крепление двутавровая балка №30 весом более 1,5 тонн и установленной с шагом от 0,7м. до 1,5м, опережающее крепление из железобетонных анкеров (36 шт./1300кг. на 2 м. длины тоннеля). Постоянная обделка тоннеля: арматура d 14…32 мм. со средним расходом (весом) 3,4 т. на погонный метр тоннеля. Толщина постоянной обделки 600 мм.

  1. II. Постоянная эксплуатация тоннеля.
  2. В соответствии с действующими нормами КР, а именно межгосударственные строительные нормы МСН 3.03-07-97 «Тоннели железнодорожные и автодорожные» п 3.11. при длине тоннелей более 1500 необходимо предусматривать сервисную (эвакуационную) штольню.

В тоннеле на перевале Кок – Арт, с Западной (нагорной) стороны предусмотрена параллельная сервисная штольня, подковообразного сечения S=24 м2. Для эвакуации людей при возникновении аварии (пожара) в тоннеле предусмотрены 12 эвакуационными выходов из тоннеля в штольню.

Данные о строительстве штольни параллельной автодорожному тоннелю через горы Цюеэршань по имеющей информации отсутствует. Ориентировочная стоимость строительно – монтажных работ по штольне составляет до 15…20% от стоимости тоннеля.

 

 

III. Геометрические размеры тоннелей.

В статье Tazabek от 27.09.2017 г. указано что размеры тоннеля в КНР составляют: ширина – 9м, высота – 5м., таким образом в прорисованном нами варианте Sсечения=62 м2

 

Сечение тоннеля через перевал Кок – Арт составляет: ширина – 10,6м, высота – 9,4м., таким образом Sсечения=122 м2

 

 

Получается что сечение тоннеля на перевале Кок – Арт в 2 раза больше чем автодорожном тоннеле через горы Цюеэршань. Следовательно затраты, а самое дорогое это проходка (разработка грунта) и бетон, на тоннеле в КР будут как минимум на 50…70% больше чем на тоннеле в КНР.

 

  1. IV. Выводы

На основании вышеизложенного можно выделить несколько основных показателей которые обосновывают увеличение стоимости погонного метра (километра) тоннеля на перевале Кок – Арт в сравнении с тоннелем через горы Цюеэршань

 

Показатели Тоннель Кок-Арт Тоннель через горы Цюеэршань Увеличение в тоннеле Кок-Арт
Конструкции, виды работ и затраты не зависящие от длины тоннеля Равнозначны Равнозначны  
Геологические условия строительства (усредненно) Fкрепости=1…7 Fкрепости>8  
Временная крепь Двутавр №30, набрызгбетон t=300 мм. набрызгбетон t=50…100 мм. Вес металлоконструкций более 4,7 т./м
Постоянная обделка. Армирование (на 1м) 3,4 т. 1,1…1,4 т Трехкратное увеличение

 

Наличие сервисной штольни Параллельно тоннелю. Длина 3,890 км. Сечение 24 м2 ?  
Сечение выработки (без учета уширений) ширина – 10,6м, высота – 9,4м., таким образом Sсечения=122 м2 ширина – 9м, высота – 5м., в прорисованном варианте

Sсечения=62 м2

Двукратное увеличение
Объем извлекаемого грунта (в плотном теле, без учета рыхления). Vтоннель=534,88 тыс.м3 Vтоннель=438,9 тыс.м3 Ориентировочная разница 191,34 тыс.м3
Vштольня=95,36 тыс.м3
Устройство огнезащитных плит по своду и стенам в тоннеле ~ 12,5 тыс.м2

По своду и стенам, по всей длине

?  

Учитывая вышеперечисленное сравнение стоимостей двух абсолютно разных тоннелей на перевале Кок – Арт в Кыргызстане  и через горы Цюеэршань в Китае необоснованно в информации Тазабек от 27.09.2017г.

По опыту проектирования стоимость в 34,0 тыс. $ за погонный метр для автодорожного тоннеля, сечением более 120 м2 и штольней, является минимальной.

 

Пресс-служба МТиД КР